Кадастр недвижимости учебное пособие

Еще не зарегистрированы?

Зарегистрируйтесь! Регистрация позволит получить доступ к специальным предложениям BGshop.ru и упростить оформление следующих заказов.

Кадастр недвижимости и мониторинг земель

Изложены теоретические основы кадастра недвижимости, приведено описание земельного фонда РФ как объекта кадастра. Рассмотрена деятельность по формированию объектов кадастрового учета, а также организационные основы деятельности кадастровых инженеров. Особое внимание уделено вопросам государственной регистрации прав на объекты недвижимости, формализации обременений и ограничений, оценки и организации рыночного оборота земли и недвижимости. Дан ретроспективный анализ и широко освещен опыт ведения кадастра за рубежом. Изложены основы мониторинга земель. Издание предназначено для бакалавров и магистров, обучающихся по направлению «Землеустройство и кадастры». Оно рекомендовано также кадастровым инженерам и специалистам, работающим в области землеустройства, кадастра недвижимости, мониторинга земель и других смежных отраслях.

Сулин, Быкова, Павлова: Кадастр недвижимости и мониторинг земель. Учебное пособие

Аннотация к книге «Кадастр недвижимости и мониторинг земель. Учебное пособие»

Изложены теоретические основы кадастра недвижимости, приведено описание земельного фонда РФ как объекта кадастра. Рассмотрена деятельность по формированию объектов кадастрового учета, а также организационные основы деятельности кадастровых инженеров. Особое внимание уделено вопросам государственной регистрации прав на объекты недвижимости, формализации обременений и ограничений, оценки и организации рыночного оборота земли и недвижимости. Дан ретроспективный анализ и широко освещен опыт ведения кадастра за рубежом. Изложены основы мониторинга земель.
Издание предназначено для бакалавров и магистров, обучающихся по направлению «Землеустройство и кадастры». Оно рекомендовано также кадастровым инженерам и специалистам, работающим в области землеустройства, кадастра недвижимости, мониторинга земель и других смежных отраслях.
2-е издание, стереотипное.

Купив эту книгу сегодня,
вы сможете выбрать себе
подарков на 468 р.

Кадастр недвижимости учебное пособие

Недавние реновации отечественной имущественно-земельной парадигмы привели к смене традиционных для России земельного кадастра и технической инвентаризации объектов капитального строительства государственным кадастром недвижимости.

Соответственно, возникла необходимость в специалистах нового типа. Предмет кадастра стал шире, а его технологии – сложнее в связи с расширением перечня объектов кадастрового учёта. Поэтому в учебные планы вузов, готовящих специалистов по кадастру (магистров, инженеров, бакалавров), потребовалось ввести ряд новых дисциплин, объединяемых в учебно-методический комплекс «Кадастр недвижимости».

Вводной, но и основополагающей для данного комплекса является дисциплина «Основы кадастра недвижимости», пособие по которой перед вами. На кафедре кадастра и основ земельного права МИИГАиКа, где работают авторы пособия, кадастровые дисциплины читаются более 20 лет, однако при подготовке нового курса потребовались серьёзное обновление и корректировка их содержания.

Книга является логическим развитием дисциплин по земельному кадастру и технической инвентаризации, традиционно преподаваемых в Университете, расширенных за счёт включения элементов строительно-технических дисциплин. В ней обосновывается необходимость кадастрового учёта и ведения кадастра недвижимости как технологических стадий работ, предшествующих регистрации прав на недвижимое имущество. Представляется важным правильный, на наш взгляд, баланс между теоретическими основами кадастра, являющимися общенаучными и не зависящими от текущей конъюнктуры, и практической применимостью этих знаний в конкретных условиях действующего законодательства, являющегося внешней средой функционирования кадастра.

Под термином «кадастр» (от франц. cadastre – лист, список, реестр) в общем случае понимается систематизированный свод, перечень, реестр основных сведений об экономически значимых ресурсах страны, государства, имеющий официальный статус. Кадастры содержат данные о местоположении учитываемых ресурсов и объектов, их величине, качественных характеристиках и стоимостной оценке. Кадастр – основной источник информации для управления недвижимостью и регулирования её использования.

Новым для нашей страны является кадастр недвижимости, объектом учёта которого является недвижимое имущество (земельные участки и прочно связанные с землей объекты, включая здания, сооружения, помещения и объекты незавершённого строительства) и сведения о прохождении некоторых границ и зон. Основой для создания, ведения и развития кадастра недвижимости послужил земельный кадастр (систематизированный свод, перечень документированных сведений о земле, земельных угодьях и земельных участках), так как именно земля, земельные участки являются базисным, объектоформирующим элементом недвижимого имущества. Земельный кадастр включал сведения о состоянии и использовании земель и земельных участков, о наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, а также о субъектах прав на земельные участки.

Существенными особенностями при ведении кадастра недвижимости обладают территории населённых пунктов, в первую очередь – городские, насыщенность которых объектами недвижимости максимальна. Поэтому акцент в настоящем учебном пособии делается на недвижимость, расположенную именно на этих землях.

В пособии также приводится исторический обзор развития кадастровых систем, уточняется современная роль кадастра недвижимости. Особое внимание уделяется вопросам автоматизации кадастра, проектирования информационных систем по кадастровому учёту недвижимости. Студентам рекомендуется обращаться к информационным ресурсам в области кадастра недвижимости сети «Интернет» (сайты Росреестра, ФКЦ «Земля», некоммерческого партнёрства «Кадастровые инженеры» и др.).

Появление настоящего пособия особенно ценно в свете того, что российские образовательные традиции, в отличие от агрессивных установок, допустим, «болонского процесса», всегда были направлены на формирование человека-личности, умеющего мыслить и соответствующим образом действовать. Формирование такой личности невозможно без самостоятельной работы наряду с традиционными лекционными и семинарскими занятиями и новыми образовательными формами («дистанционное» обучение и др.).

Изучение кадастровых дисциплин даст возможность выпускникам наилучшим образом реализовать себя в профессиональной деятельности, связанной с развитием территорий и кадастровыми работами.

Настоящее пособие возможно рассматривать как базовое при проведении аттестации кадастровых инженеров, т.к. в нём рассматриваются правовые, научно-технические и технологические основы ведения кадастра недвижимости, порядок сбора сведений об объектах кадастрового учёта, порядок проведения кадастровых работ, геодезическое, картографическое и информационное обеспечение государственного кадастра недвижимости и подготовки сведений кадастра.

Пособие предназначено, прежде всего, для студентов, изучающих дисциплину «Основы кадастра недвижимости», а также аспирантов и специалистов в области геодезии, землеустройства, кадастра недвижимости и мониторинга земель. Основная задача этого учебного курса – ознакомление с процессом создания и ведения кадастра недвижимости, процедурой кадастрового учёта и порядком проведения кадастровых работ. В пособии представлено основное содержание учебной дисциплины.

Учебное пособие рекомендуется использовать также при изучении учебных дисциплин «Геодезическое обеспечение кадастровых работ», «Технология выполнения кадастровых работ».

Авторы надеются, что оно послужит основным источником информации при ведении учебных курсов, связанных с кадастром недвижимости. Материал, представленный в этом пособии, также станет полезным дополнением при подготовке кадастровых инженеров, т.к. учебное пособие разрабатывалось на основе последних требований законодательства, с учетом вопросов экзамена на получение аттестата кадастрового инженера.

ОСНОВЫ КАДАСТРА НЕДВИЖИМОСТИ

Транскрипт

2 Высшее профессиональное образование БАКАЛАВРИАТ А. А. ВАРЛАМОВ, С. А. ГАЛЬЧЕНКО ОСНОВЫ КАДАСТРА НЕДВИЖИМОСТИ Учебник Допущено Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по образованию в области землеустройства и кадастров в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Землеустройство и кадастры» ACADEMA Москва Издательский центр «Академия» 2013

4 ПРЕДИСЛОВИЕ В условиях рыночной экономики каждый объект недвижимости должен получить юридическую определенность как объекта государственного кадастрового учета и государственной регистрации. Этот процесс состоит из определенных действий, которые объединены понятием «кадастр недвижимости». Кадастр как общественное явление своими корнями уходит в глубокую древность, к временам, когда человек начал обрабатывать землю. На этапах развития общества, когда земельные участки становились объектом собственности, значение кадастра существенно возрастало. Кадастр становится инструментом государства по учету земли как национального богатства, обеспечению гарантий прав на земельные участки и другие объекты недвижимости, развитию цивилизованного рынка земельных участков, справедливому сбору налогов и последующему поступлению доходов в казну от использования земли, рациональному использованию и охране земельных участков и иного недвижимого имущества, прочно связанного с НИМИ. В России в различные исторические периоды ведение государственного земельного кадастра и кадастра недвижимости преследовало различные цели. К началу реформ 1990-х гг. в стране сформировался многоцелевой государственный земельный кадастр как единая интегрированная система сведений о правовом, природном и экономическом положении земель, направленная на решение задач управления в различных сферах экономики. Начавшиеся в 1990-х гг. земельные преобразования в России выявили серьезные пробелы в теории и методах ведения земельного кадастра, которые были обоснованы монопольной собственностью государства на землю, административно-командной системой управления, централизованным распределением ресурсов. В 2008 г. государственный земельный кадастр уже представлял собой систематизированный свод сведений о земельных участках, предназначенный для однозначного описания участков в целях дальнейшей регистрации прав на них. Вместе с тем другие объекты недвижимости (здания, сооружения, помещения) до последнего времени не ставились на государственный кадастровый учет. Государственный кадастр недвижимости (ГКН) основан на сведениях государственного земельного кадастра и призван обеспечить

5 актуальной юридически значимой информацией следующие важнейшие потребности государства и общества: гарантия прав собственности и их надежная защита; поддержка системы налогообложения земли и иной недвижимой собственности; гарантия ипотечных кредитов; развитие и контроль земельного оборота; проведение государственного земельного контроля; рассмотрение земельных споров; проведение земельной реформы, включая приватизацию земли; развитие территорий, планирование и эффективное использование их земельных ресурсов; рациональное использование окружающей среды. G учетом формирующегося земельно-имущественного законодательства Российской Федерации система ГКН страны создается как открытая гибкая конструкция, которая должна быть адаптирована к федеральным, региональным или муниципальным условиям. Одним из основополагающих требований при проектировании системы ГКН является ориентирование ее на межведомственное взаимодействие и обмен данными с другими информационными системами федеральных и местных органов исполнительной и законодательной власти. В учебнике проведен анализ создания и развития учетных и регистрационных систем в России; дана характеристика объектов и субъектов и учета объектов недвижимости и регистрации прав на землю; приведены основы технологии ведения государственного кадастрового учета объектов недвижимости на современном этапе, а также технического и кадастрового учета объектов капитального строительства. При подготовке учебника обобщен богатый опыт научных исследований ведущих экономистов России и зарубежных стран, использованы опубликованные в открытой печати результаты производственных разработок и аналитические материалы Росреестра, ФКЦ «Земля», Госземкадастрсъемка ВИСХАГИ. Учебник написан заслуженным работником высшего образования Российской Федерации, чл.-корр. Россельхозакадемии, доктором экономических наук, профессором А. А. Варламовым и доктором экономических наук, профессором С. А. Гальченко.

6 Гл а в а 1 ТЕОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРА НЕДВИЖИМОСТИ 1.1. Теоретические положения государственного кадастра недвижимости Исторически сложилось, что ведение земельного кадастра и кадастра недвижимости включало в себя процессы учета и регистрации земель, естественно-историческое, экономическое описание и оценку земель. В различные времена в разных странах по-разному решался вопрос о содержании и значении этих процессов. Содержание и место каждого процесса в общей системе ведения земельного кадастра зависело от существующих земельных отношений, потребностей и интересов как общества в целом, так и отдельных его граждан. Существуют три основных типа кадастров: правовой (запись прав на недвижимость); фискальный (запись стоимости недвижимости и информации, необходимой для налогообложения и купли-продажи); многоцелевой (объединение правовой и фискальной систем с другой информацией, такой как планирование и землепользование). При этом сформировались следующие этапы создания фискального кадастра: картографирование и идентификация всех объектов недвижимости; классификация объектов недвижимости; анализ рыночных данных; оценка объектов недвижимости; определение собственников и налогоплательщиков; подготовка оценочных ведомостей; рассылка деклараций и сбор налогов; установление процедур обжалования. Исторически корни возникновения кадастра и кадастровых работ, связанных с указанием границ земельных участков и их площадей, проводимых в целях учета земель, уходят во времена Древнего Египта (3000 г. до н.э.). Термин «кадастр» происходит со времен римского 5

7 правителя Августа (27 г. до н.э.), когда была утверждена единица учета сбора дани за землю caputigum и введена перепись населения caputigum registrum. Со временем эти слова слились в одно capitastrum, а впоследствии в слово catastrum. В Средние века содержание кадастровых съемок и основные принципы ведения кадастра основывались на линейных измерениях и проводились с помощью веревки и жезла. При этом слабо использовались геометрические знания и вычисления. Начиная с 1718 г. по образцу римского кадастра Джовани Джакомо Мариони разработал первый кадастр на основе соблюдения научных методов с определением границ участков методом триангуляции и полигонометрических сетей. Этот кадастр содержал в качестве документов ситуационные карты всех сельских общин, выполненные с использованием мензулы в масштабе 1:2 ООО. На картах отображали участки (парцеллы) отдельных общинных владений, типы грунтов, чистую прибыль, которая являлась ОСНОВОЙ для обложения налогом. Благодаря своему качеству и точности этот кадастр, называемый миланским, был введен в дей- СТВИе 1 ЯНВарЯ 1760 Г. И СЛУЖИЛ образцом для разработки в XIX в. кадастров Франции, Бельгии, Австрии, Нидерландов и Швейцарии [http: //ru. wikipedia]. Первые сведения о кадастре в России относятся к X XII вв.; он был связан со сбором поземельного налога и оценкой земель, в том числе в период татаро-монгольского ига. Картографический материал земельного кадастра России содержался в описаниях земель, собранных в писцовых, смотренных, дозорных и межевых книгах, и составлялся по результатам натурных и землемерных работ. Землемерные работы заключались в измерении длин граничных линий «мерной вервью», которые разделяли землю по угодьям и различались по добротности на «добрую», «среднюю» и «худую». В середине XVIII в. работы по межеванию обеспечивали защиту прав землевладельцев. В 1765 г. была утверждена Комиссия о государственном межевании земель. Основные работы по межеванию земель Российской империи были завершены в начале XIX в. В начале XX в. документация земельного кадастра и дополняющих его мероприятий представляла, как отмечал И. Е. Герман, изучивший российский и зарубежный опыт в области ведения земельного кадастра, следующую систему: дела по определению ценности, или доходности, земель для целей правильного налогообложения, которые как в России, так и в Европе назывались кадастром (Cadastre, Katastre). Они определяли фактическое состояние земельных владений их местоположение, площадь, состав угодий, почвы, культуры, капитальную стоимость, чистый доход и их фактических владельцев; дела по определению и юридическому укреплению границ земельных владений, называемые межеванием (Bornage, Delimitation, 6

8 Crenz sheidung, Cren zvermurkung), которые в дополнение к земельно-кадастровым данным придавали границам участков не только фактическую, но и юридическую определенность; дела по изменению участков в отношении формы, расположения угодий и границ (ликвидация чересполосицы, раздел общих угодий, наделение землей, установление сервитутов, регулирование границ, дорог и течения вод, проложение канав, а также все нарезки и переделы земель и угодий в целях сельскохозяйственного устройства имений), т.е. дела, называемые в России землеустройством, переделывающие участки в состояние, наиболее удобное и выгодное для сельского хозяйства и отвечающие по правам простоте и спокойствию поземельных отношений; дела по определению и укреплению права собственности на недвижимое имущество, которые в немецких государствах назывались земельными книгами (Crandbuch, Livre bonder), в романских ипотечными книгами (Registes hupotheciares, Publicite hupothecire), а в России дела такого рода назывались крепостными. В СССР ведение земельного кадастра было предусмотрено Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г. Большое значение земельный кадастр приобрел в Российской Федерации начиная с 90-х гг. XX в. Это было обосновано многообразием форм собственности на землю (государственная, муниципальная и частная), созданием большого количества объектов и субъектов земельных отношений, проведением кадастровых действий в населенных пунктах. Согласно Федеральному закону от ФЗ «О государственном земельном кадастре» государственный земельный кадастр это систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов. Однако в связи с необходимостью более тщательного учета для налогообложения всех объектов недвижимости (земельные участки, здания, помещения, сооружения, объекты незавершенного строительства) в 2008 г. был осуществлен переход к государственному кадастру недвижимости. В соответствии с Федеральным законом от ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости это систематизированный свод сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, 7

9 границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости формируется в единую стандартизованную, действующую в едином правовом пространстве, государственную систему. Единый (что означает наличие единственной системы кадастрового учета по всей территории России) стандартный (что означает единообразие структуры, формы и процедур по всей территории России, обеспечивающее технологическую и правовую однородность системы) и централизованный (ведущийся по единой методологии из одного управленческого центра) кадастр является единственным законным инструментом идентификации и регистрации физических характеристик и признаков объектов недвижимого имущества. Лишь в отношении таких идентифицированных и зарегистрированных объектов недвижимости могут быть установлены права собственности и иные права. Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» определено, что кадастр является единственным свидетельством законного существования объекта недвижимости (в некоторых западных странах это называется принципом регистрации) и охватывает всю территорию Российской Федерации. Кроме того, кадастр должен содержать требование о регулярном и точном исполнении функций кадастрового учета. Поскольку учет кадастровых данных в Российской Федерации производился в разные времена, при различных правовых режимах и формах собственности, данные характеризовались различным качеством, в зависимости от способов осуществления учета. Лишь небольшая часть всех объектов недвижимости была соответствующим образом учтена посредством «спорадической регистрации». Поэтому государственный кадастровый учет стал необходимым для того, чтобы собрать, привести в единую систему и зафиксировать данные о стоимости различных объектов недвижимости в качестве основы их налогообложения. В государственный кадастр недвижимости должны быть включены сведения о земельных участках, зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства. Положения закона не применяются в отношении участков лесов и недр, воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов, предприятий как имущественных комплексов. Формирование государственного кадастра недвижимости играет важную роль для установления надежных границ, обеспечения гарантии прав собственности, а также для того, чтобы создание объекта недвижимости было целесообразным также и в целях регионального планирования, защиты окружающей среды и обеспечения экономического развития территорий. 8

10 Деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости и использованию его сведений регулируется Федеральным законом от ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в соответствии со следующими принципами: единство технологии ведения государственного кадастра недвижимости на всей территории Российской Федерации; общедоступность сведений государственного кадастра недвижимости; непрерывность актуализации, содержащихся в государственном кадастре недвижимости сведений; сопоставимость сведений государственного кадастра недвижимости со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах. Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении государственной границы Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных данным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Для выполнения комплекса действий по сбору указанных ранее сведений Указом Президента РФ от создана Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) РОЛЬ И место государственного кадастра недвижимости в системе управления земельными ресурсами Одной из стратегических целей развития страны является превращение Российской Федерации в динамично развивающуюся державу, поэтому особенно важно создание информационного обеспечения экономики страны в целях увеличения национального богатства и повышения уровня жизни страны. В мире существует 25 так называемых богатых стран, с обязательным наличием системы земельного кадастра или кадастра недвижимости, обеспечивающего надежные гарантии для обладателей прав на землю. Одной из причин отставания в экономическом развитии является отсутствие у страны возможностей использовать имеющиеся

11 у населения денежные ресурсы, в том числе вложенные в объекты недвижимости, для создания нового богатства. Как показывает опыт развитых стран, основой для формирования такой системы являются земельный кадастр, кадастр недвижимости и система регистрация прав на земельные участки и находящиеся на них иные объекты недвижимости, иногда называемые улучшениями. Система кадастров, действуя совместно с системой государственной регистрации прав на земельные участки, и связанные с ними улучшения, обеспечивают: правообладателей гарантиями прав на имущество; систему налогообложения актуальными сведениями об объектах недвижимости; рынок недвижимости открытой и достоверной информацией о земельных участках и связанных с ними объектов недвижимости; систему органов государственного и муниципального управления информацией для формирования и проведения государственной политики в сфере управления земельно-имущественным комплексом, а также планирования и развития территорий. В ряде стран, где кадастровая история насчитывает не одно столетие и где исторически сложилось раздельное ведение фискального кадастра, системы регистрации прав и системы юридического кадастра, в последние годы наблюдается тенденция к функциональному сближению этих систем. Аргументом в пользу этого является значительная экономия трудовых и финансовых ресурсов за счет устранения дублирования в сборе, обработке и хранении исходной информации. В странах, где кадастр недвижимости (земельный кадастр) ведут как единую многоцелевую систему, позволяющую обеспечить необходимой информацией комплекс управленческих задач (планирование использования земель, их перераспределение, контроль за их использованием и охраной, землеустройство, разрешение земельных споров, налогообложение, защиту прав на землю и т.д.), земельный кадастр фактически стал выполнять функции кадастра недвижимости. Документация современных кадастров обычно включает в себя идентификацию участка; адрес; имя и адрес владельца; описание землевладения (площадь, качество, количество); описание зданий (возраст, площадь, материалы, оборудование); рыночную информацию о продажной цене или арендной плате; оценку; информацию о налогах (Дания, Норвегия, Швеция, ФРГ и др.). Поэтому при создании российской системы кадастра недвижимости был использован опыт западноевропейских стран, но с учетом социальных, экономических, территориальных, культурных и иных особенностей России. Использование такой многоцелевой кадастровой системы позволяет решать проблемы в различных сферах общественной и экономической жизни: регистрация объектов недвижимости; формирование ипотеки; управление земельными ресурсами; проведение сделок 10

12 с недвижимостью и формирование земельного рынка; создание социально-справедливой системы налогообложения; контроль за использованием земельных ресурсов; территориально-пространственное планирование; информирование общественности; охрана земель и т.д. Обычно экономисты отмечают следующие преимущества таких многоцелевых кадастровых систем: существенное удобство и надежность регистрации всех операций, касающихся объектов земельно-имущественного комплекса, проведение всевозможных сделок с ними; обеспечение гарантий и защиты прав землевладельцев и других лиц, имеющих юридические отношения с землей. Это особенно стимулирует рынок земли и иной недвижимости, рост капиталовложений в территории, связанные с долгосрочными кредитами под обеспечение землей и другой недвижимостью. Как правило, при оформлении кредитов и закладных на недвижимость банки требуют информацию о муниципальных планах и подтверждения титулов владения; существенное уменьшение числа земельных споров и обращений в суды по этому поводу, что улучшает психологический и социальный климат в обществе, способствует уменьшению числа судебных дел и связанных с этим затрат; обеспечение условий для систематической оценки и налогообложения земельных участков и другой недвижимости. Проблема социально-справедливого и экономически эффективного налогообложения стоит перед многими странами, и кадастровая система во многом облегчает ее решение. Все перечисленное относится к основным, первичным, целям кадастровой системы. Однако многоцелевой кадастр может играть важную роль во многих других областях. Так, многоцелевая информационная система кадастрового типа обеспечивает необходимой информацией решение следующих задач: реализация земельной, аграрной и иных социально-экономических реформ. Во многих странах было установлено, что до тех пор, пока нет надежной информации о земле и землепользователях, реформы трудно осуществимы и неэффективны; осуществление контроля за землепользованием. Посредством такого контроля могут быть предупреждены нежелательные по экономическим, культурно-историческим, социальным условиям действия или сделки, ведущие, например, к чрезмерному дроблению участков, уменьшению жилищного фонда, изъятию сельскохозяйственных земель, формированию латифундий и т.д.; формирование системы государственного земельного надзора и контроля. Многоцелевая кадастровая система также полезна для целей административного управления. Систематические сбор информации о субъектах и объектах земельных отношений, ведение кадастровых 11

13 карт, регистрация состава недвижимости обеспечивают возможность решения административных задач. Участки земли и строения, образующие в совокупности земельно-имущественный комплекс любой страны, составляют большую часть общенационального достояния, с которыми связаны значительные налоговые поступления. Поэтому все данные, относящиеся к земельным участкам, зданиям, предприятиям, владениям и другим объектам земельно-имущественного комплекса, необходимо увязать в единую информационную систему. Такая система должна иметь один или несколько идентификационно-индексных ключей, чтобы собирать разрозненные сведения в общепринятые информационные единицы. Один из таких ключей идентификационный номер кодирования земельных участков (кадастровых участков), регистрируемых в кадастре, уникальный для территории Российской Федерации. Другая важная причина для того, чтобы сделать кадастровый участок основой общей информационной системы, заключается в том, что все изменения границ участков, состав недвижимости, информацию о владельцах отмечают в регистрах и на кадастровых картах. Без этого кадастр быстро теряет свое значение. Постоянная поддержка и обновление данных необходимые требования для интегрированных информационных систем. Таким образом, первичный и основной объект всех кадастровых действий и процедур земельный участок. Все остальное почвенный плодородный слой, растительность, полезные ископаемые, водоемы, здания, сооружения, элементы инженерного обустройства недвижимое имущество. Различие между земельным участком и иным недвижимым имуществом заключается в том, что земля является всеобщим условием и пространственным базисом для жизни человека, созданным природой, чего нельзя сказать о ином недвижимом имуществе, в основу создания которого положен труд человека. Единство земельного участка и недвижимого имущества, прочно связанного с ним, проявляется в процессе их совместного производственного использования. Поэтому в мировой практике отношения по поводу использования земельных участков регулируются земельным законодательством, а отношения по поводу использования недвижимого имущества гражданским законодательством. Это нужно учитывать как при разработке нормативных правовых актов в области земельных отношений, так и при создании системы кадастра недвижимости. Земельный участок как первичное понятие единый для всей страны, поэтому он характеризуется набором показателей, определенным российским законодательством: местоположение, границы, площадь, стоимость, принадлежность и т.д. Когда же земельный участок рассматривают совместно с прочно связанным с ним иным недвижимым имуществом, число показателей резко возрастает за счет 12

14 технических и стоимостных характеристик недвижимого имущества, истории и экономики его использования, степени обустройства, пространственной и экологической устойчивости и т.д. Логическим (и экономически целесообразным) завершением процесса формирования многоцелевой кадастровой системы в России является создание на основе Государственного земельного кадастра (ГЗК) Государственного кадастра недвижимости. Основанием для такого вывода являются следующие положения: объектом ГЗК и ГКН является весь земельный фонд государства независимо от его ведомственной принадлежности, форм собственности, целевого назначения и вида использования; в соответствии с законодательством при ведении ГЗК и ГКН формируются кадастровые объекты, осуществляется государственный кадастровый учет на эти объекты и прав на них по единой общегосударственной системе. Под первичным учетным кадастровым объектом понимают земельный участок, включая иные объекты недвижимости, прочно связанные с этим участком, имеющие конкретные характеристики; только эти два кадастра из 14 кадастров, связанных с недвижимостью, имеют вертикальную государственную организационную структуру с подразделениями в административных районах и городах, информационно охватывая всю территорию страны; оба кадастра: обеспечивают административную и территориальную целостность, адресную регистрацию и учет конкретных объектов и субъектов земельных отношений, а также учет текущих изменений, происходящих с ними; являются единственным условием правового обеспечения доказательства существования конкретного объекта и права на него. Факт возникновения, существования или прекращения объекта или права на него, занесенный в ГЗК и ГКН, в дальнейшем можно оспорить только в судебном порядке; регулируют в законодательном порядке земельные отношения между собственниками и пользователями на земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимости, а также и с государственными органами, возникающие в процессе признания и удостоверения государством факта существования и прекращения существования кадастровых объектов; определяют пространственное положение и идентификацию земельных участков и всех прочих объектов недвижимости, что особенно важно для застроенных территорий; определяют разнородную по структуре и составу ведомственную информацию и обеспечивают ей территориальную привязку; обеспечивают в соответствии с федеральным законодательством взаимодействие между держателями кадастровой инфор- 13

15 мации и ее пользователями (органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами), а также порядок ее предоставления. Использование информации ГЗК и ГКН позволяет решить ряд общегосударственных и региональных задач управления: в области правовых отношений обеспечение государственной и судебной защиты прав физических и юридических лиц, муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, на объекты недвижимости, обеспечение социальной стабильности, обеспечение информационной поддержки процесса разграничения прав собственности на недвижимость между федеральными органами, органами субъектов Российской Федерации, муниципальными образованиями, гражданами и юридическими лицами; в области экономики обеспечение поступлений земельных платежей в бюджет страны, регионов и муниципальных образований, расширение налогооблагаемой базы, проведение индивидуальной рыночной и массовой кадастровой оценки земель, информационная поддержка рыночного оборота земли, совершенствование механизма налогообложения земельных участков и иной недвижимости путем установления зависимости земельных платежей от рыночной стоимости и доходности используемых земельных участков и объектов недвижимости, уменьшение числа субъектов земельных отношений, пользующихся льготами; увеличение стоимости основных фондов предприятий (за счет включения стоимости земельных участков), защита их от инфляции, повышение стоимости зарегистрированных и поставленных на учет кадастровых объектов (на %); создание экономического механизма изъятия и выкупа их для государственных и муниципальных нужд; в области развития банковского сектора и страхования обеспечение развития ипотечного кредитования под залог земельных участков, зданий, домов, квартир и иной недвижимости, страхование прав собственности (титулов) на недвижимость, обеспечение взаимодействия банков, оценщиков, риэлторов, страховщиков и иных участников рынка земли и иной недвижимости, а также ипотечного кредитования на основе предоставления юридически значимой кадастровой информации; в области инвестиционной политики создание благоприятных условий для привлечения прямых инвестиций, включая иностранный капитал, а также использование ипотечного кредитования как одного из источников финансирования инвестиционных проектов по развитию территорий; в области жилищной политики и реформирования жилищнокоммунального хозяйства обоснование дифференциации ставок оплаты жилья в зависимости от его качества и месторасположения, передача прав собственности на объекты ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность, формирование районов со- 14

16 циально-однородного жилого фонда и товариществ собственников жилья (ТСЖ) и т.д.; в области использования земель и управления земельными ресурсами предоставление полной и достоверной информации для планирования и управления земельными ресурсами территории на основе данных количественного и качественного учета земель, обеспечение межведомственного взаимодействия при формировании объектов недвижимости, проведение государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля, осуществление мониторинга за состоянием и использованием земель, а также изменениями, происходящими на анализируемых территориях, проведение территориально-экономического планирования и функционального зонирования регионов и муниципальных образований, уточнение генеральных планов развития городов; в области информационных услуг предоставление законодательным и исполнительным властным структурам, судам, банкам, любым юридическим и физическим лицам достоверной кадастровой информации, признанных государством достоверных сведений об объектах учета, информационное обеспечение геодезических, изыскательских, строительных и других работ, а также информационная поддержка других ведомственных реестров и кадастров, обеспечение их картографическими данными о земельных участках и прочно связанных с ними объектами недвижимости; в области обеспечения устойчивости землепользования обеспечение устойчивости прав субъектов земельных отношений на данный участок, его хозяйственного использования, территориальной (пространственной), экономической и экологической устойчивости объектов хозяйственной деятельности; в области обеспечения эффективности платного землепользования. К основным элементам системы платного землепользования можно отнести: земельный налог на собственников земельных участков и пользователей, включая прогрессивный налог на часть площади, превышающей установленные нормы; арендная плата с землепользователей арендаторов земельных участков, находящихся в государственной либо муниципальной собственности; платежи за приобретение прав на земельную собственность и права аренды; сборы с доходов от продажи земельных участков, при оформлении наследования, дарения, обмена и совершении других гражданских сделок и операций с земельными участками; плата за пользование кадастровой и иной информацией и другие услуги, связанные с обеспечением сделок и операций с землей; 15

17 штрафные денежные санкции за нарушения в сфере землепользования; компенсационные выплаты (возмещение экономического и экологического вреда) на восстановление земель в состояние, пригодное для их использования по целевому назначению; сборы при страховании земли и недвижимости и прав собственности и аренды, связанных с ним; возвратные залоговые платежи при предоставлении во временное пользование земель сельскохозяйственного назначения для несельскохозяйственных целей; плата за изменение целевого назначения земель и др.; в области социальной политики создание новых рабочих мест, развитие социальной и культурно-бытовой инфраструктуры, развитие туризма, вывод производственных объектов из центров городов, формирование устойчивых мест проживания для различных социальных слоев. Государство организует и финансирует сбор той информации, которая нужна государству. Дополнительная информация, которая требуется определенному ведомству, региону, муниципальному образованию, субъекту хозяйственной деятельности, должна формироваться в определенные ведомственные, отраслевые и территориальные кадастры и реестры, ведение которых должно финансироваться заинтересованными ведомствами, органами управления территориями и хозяйствующими субъектами. Такое разграничение определяется разными целями управления и использования земельными ресурсами: государство идентификация земельных участков, регистрация прав и сделок с объектами недвижимости, защита юридических прав субъектов земельно-имущественных отношений, фискальная политика; субъекты хозяйственной деятельности получение прибыли (рентного дохода) за счет рационального использования пространственных и почвенных характеристик конкретного земельного массива (участка). Создаваемый государственный кадастр недвижимости должен устранить недостатки сложившейся в настоящее время системы управления недвижимостью, обеспечив информационную основу этой системы. Для формирования эффективной системы управления земельными ресурсами необходимо иметь систему учета и регистрации земельных участков и иных объектов недвижимости, на которую возлагаются следующие задачи: 1) формирование объектов недвижимости, т. е. техническое и экономическое описание, а также юридическое обособление (индивидуализация) объекта недвижимости, в результате которого объект получает такие технические, экономические (прежде всего оце- 16

20 Функционирование ГКН в системе управления земельными ресурсами позволяет достичь следующих целей. 1. Для системы регистрации прав на недвижимое имущество: обеспечение идентификации объектов недвижимости для связи с Единым государственным реестром прав на недвижимое имущество; фиксирование (учет) границ действия права и в случае необходимости восстановление их, обеспечивая тем самым защиту интересов всех заинтересованных лиц; определение правового режима объектов недвижимости исходя из общественных ограничений, устанавливаемых органами власти и управления в соответствии с их полномочиями; обеспечение государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; признание государством факта существования или прекращения объекта учета. 2. Для фискальной (налоговой) системы государства предоставление информации об оценке объектов недвижимости для установления обоснованного взимания налогов. 3. Для участников рынка недвижимости (граждан и юридических лиц) обеспечение сведениями об объектах недвижимости и характеристик их правового режима для принятия решений. 4. Для органов власти и управления: обеспечение информационной основы для планирования рационального использования, мониторинга характеристик земель и землеустроительных проектов; фиксирование и учет различного рода территориальных зон, определяющих категорий и виды земель, границы населенных пунктов и их функциональных зон; обеспечение и защита гарантий государственных и муниципальных прав собственности на земельные участки и иные объекты недвижимости. 5. Для органов надзора, контроля и охраны земель обеспечение информацией для целей надзора и контроля за использованием земель и экономического стимулирования их охраны. 6. Для отраслевых кадастров обеспечение согласованности требований к собираемой информации и границ их действия этих кадастров. 7. Для землеустроительных организаций: обеспечение данными для уникальной идентификации объектов недвижимости; обеспечение исходной информацией при проведении всех видов землеустройства, планирования и использования земельных ресурсов. 8. Для органов статистики обеспечение статистической информацией о количественных и качественных характеристиках земельных ресурсов. 19

21 Таким образом, ГКН обеспечивает в системе УЗР реализацию функций: учетной для обеспечения регистрации прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним, а также кадастрового учета этих объектов; фискальной для формирования государством налогооблагаемой базы на основе кадастровой стоимости объектов; информационной для обеспечения граждан и государства достоверными, юридически значимыми данными об объектах недвижимости, что позволит использовать эту информацию как для государственного планирования, так и для эффективной реализации инвестиционных проектов на муниципальном уровне. Главной задачей ГКН является информационное обеспечение налогообложения объектов земельно-имущественных комплексов (ЗИК) и развития рынка объектов недвижимости. Наряду с ней к первоочередным задачам ГКН в системе управления земельными ресурсами следует отнести: разработку и принятие единых стандартов, классификаторов, технологий, форматов и структуры данных, точностных характеристик и т.д.; обязательность использования программно-целевого метода планирования ведения ГКН на всех административно-территориальных уровнях путем формирования программ приобретения оборудования, сбора информации, обучения персонала и т.д.; необходимость ускорения и упрощения процедуры государственного кадастрового учета объектов недвижимости для последующей регистрации прав на эту недвижимость; разработку стратегии развития ГКН в существующих условиях и возможность ее последующей корректировки; приспособление функционирования ГКН к динамичной среде (изменяющееся законодательство и структуры, участвующие в управлении ЗИК); формирование программно-технического обеспечения на основе анализа действительных потребностей с точки зрения их функциональности необходимых ресурсов и затрат для создания и обслуживания новых систем. Таким образом, общей тенденцией государственной политики в области информационного обеспечения управления земельноимущественным комплексом является переход от государственных кадастровых действий, финансируемых из государственного бюджета, к формированию системы государственного информационного банка данных и ведомственных (отраслевых) кадастров, получаемых (или дополняемых) в результате финансирования, осуществляемого различными ведомствами, юридическими и физическими лицами. Это соответствует общемировой практике, поэтому в России формируется государственный кадастр недвижимости, подкрепленный рядом 20

22 ведомственных и отраслевых кадастров и реестров (градостроительный, лесной, водный, недр, земель сельхозназначения, плодородия и т.д.) Развитие учетной и регистрационной системы в России на современном этапе До 2008 г. в России сформировались схожие информационные системы: система государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним, информация о которых собиралась в Едином государственном реестре прав (ЕГРП), и система государственного кадастра недвижимости, формирующая Единый государственный реестр земель (ЕГРЗ). Причем оба этих ресурса содержали во многом одинаковые сведения и одновременно являлись источником их взаимного пополнения и уточнения посредством постоянного обмена информацией. Так, документы кадастрового учета являются обязательным для осуществления государственной регистрации прав на объект, а сведения, содержащиеся в ЕГРП о вещных правах конкретных правообладателей, их ограничениях (обременениях), подлежали обязательному внесению в Государственный кадастр недвижимости. Основные проблемы учетных систем были обусловлены двойственностью их взаимодействия. При этом двойственность заключается как в самом наличии двух систем (кадастрового и технического учета), плохо информационно и методологически связанных между собой, так и в наличии коммерческой и государственной составляющей, т.е. двойственности правовой основы (публичной и частной), и двойственности целей функционирования и финансирования учетных систем. Очевидно, что сохранение существующего положения являлось фактором, затрудняющим государственное и муниципальное управление в сфере управления земельно-имущественным комплексом. Создание в Российской Федерации единой федеральной системы регистрации прав и кадастрового учета было направлено на интеграцию соответствующих информационных систем и объединение данных об объектах недвижимости, унификации процедур оказания учетно-регистрационных услуг, а также иных мероприятий организационного, технологического и правового характера. Проведенная организационная перестройка позволила обеспечить реализацию Федерального закона от ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», предполагая создание взамен ныне существующей разобщенной системы реестров и кадастров единой базы учета объектов недвижимого имущества. Для воплощения в жизнь задуманных планов также была необходима разработка 21

23 Правительством РФ, Минэкономразвития России, Минюстом России, Росреестром большого количества подзаконных актов, многие из которых уже приняты. Росреестр вносит в Государственный кадастр недвижимости сведения о недвижимом имуществе, подтверждающие его существование, а также содержащие характеристики, позволяющие определить его как индивидуально-определенную вещь, т.е уникальные характеристики объекта недвижимости. Кроме того, государственный кадастровый учет недвижимости как систематизированный свод сведений подтверждает прекращение существования учтенного ранее недвижимого имущества, а также иные сведения о нем, предусмотренные настоящим законом. Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» определяет кадастровую деятельность как выполняемые кадастровым инженером кадастровые работы, в результате которых готовятся документы, содержащие необходимые для кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе. Это означает, что правообладателю необходимо заказать проведение соответствующих работ кадастровому инженеру. Ранее в них участвовали также специалисты органа технической инвентаризации (ОТИ). Сокращение участников данной «цепочки» облегчает проведение таких работ, уменьшает время и размер затрат на их проведение. Основная цель разделения функций учета и описания недвижимости создать рынок услуг по описанию объектов, что должно привести к увеличению предложений на рынке услуг по их проведению, конкуренции и снижению стоимости данных работ. При этом необходимо постоянное государственное регулирование рынка подобных услуг. Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» введена норма, значительно упрощающая постановку на кадастровый учет объектов капитального строительства, на которые получено разрешение на ввод их в эксплуатацию. В этом случае исчезает необходимость проведения работ по описанию данных объектов. Кадастровый учет такого недвижимого имущества будет осуществляться на основании разрешения на ввод его в эксплуатацию. В настоящее время ОТИ дополнительный контролирующий орган, проверяющий соответствие проектируемых и фактических размеров объектов капитального строительства. С ликвидацией этой функции оборот недвижимости должен упроститься. Данный закон содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для постановки на кадастровый учет и подготовки технического плана объекта капитального как результата кадастровых работ. Ранее подобные нормы, касающиеся деятельности БТИ, отсутствовали, что позволяло этим учреждениям не всегда обоснованно требовать от заказчика работ предоставления обширного пакета документов. 22

24 Утвержденного Порядка государственного технического учета объектов капитального строительства (ОКС), единого для всей территории страны, также нет. Технические правила, кроме требований к форме Паспорта на индивидуально жилищное строительство (ИЖС) и отдельных административных регламентов, также отсутствуют. Введение нового формата технической документации (кадастровых паспортов на объекты недвижимого имущества) позволит унифицировать техническую документацию и создать единый документ, необходимый для предоставления в регистрирующий орган. С другой стороны, уменьшение в этом документе числа характеристик об объекте капитального строительства увеличивает последующие временное и материальные затраты собственника или пользователя объекта недвижимого имущества. Например, при необходимости проведения рыночной оценки недвижимости правообладателю также придется заказывать и технический паспорт, который содержит необходимую для оценщика информацию. Так, при совершении сделки в нотариальной форме помимо кадастрового паспорта требуется предоставление справки об инвентаризационной стоимости объекта, так как кадастровый паспорт не содержит такой информации. Таким образом, целесообразно продолжить дальнейшее совершенствование процесса постановки объектов земельно-имущественного комплекса на кадастровый учет, законодательного обеспечения его проведения в обязательном порядке и осуществления за счет бюджетных средств, используя разные источники информации. В качестве таких источников можно использовать: решения органов местного самоуправления об образовании и предоставлении земельных участков; разрешения на эксплуатацию зданий и сооружений; сведения Единого государственного реестра прав о правообладателях в отношении объекта недвижимости; результаты плановой инвентаризации зданий и сооружений, осуществляющих надзор за землепользованием, строительством и т.п. При этом будет осуществляться формирование системы сведений о недвижимости, сведений о территории в целом, на основании которых можно осуществлять управление недвижимым имуществом на территории, в том числе формировать социально-справедливое и экономически обоснованное налогообложение объектов недвижимости, в первую очередь, принадлежащих частным лицам. При таком подходе системы кадастрового и технического учетов недвижимости перестают быть придатками системы государственной регистрации прав и становятся самостоятельными элементами единой системы государственного или муниципального управления. Факт введения государственного кадастра недвижимости с г. лишь завершил процесс поэтапного реформирования 23

25 бывшего государственного земельного кадастра, сформированного в СССР. Во-первых, направленность и содержание ГЗК в СССР были ориентированы на сельское хозяйство. Поэтому Главное управление землепользования и землеустройства было структурным подразделением Министерства сельского хозяйства СССР, собирающим подробную информацию о сельскохозяйственных угодьях (иногда избыточную), но не имеющим подробных данных по другим категориям земельного фонда. Во-вторых, произошло коренное изменение содержания и порядка ведения ГЗК, был осуществлен переход от системы действий (регистрация, учет и оценка земель, в результате которых формировалась база данных) к системе документированных сведений об объектах кадастрового учета, получаемых в результате проведения различных действий и мероприятий (межевание земель, оценка, регистрация, топографо-геодезические работы и т.д.). В результате формируется информационная система, оперирующая реальными физическими (границы, угодья, здания, дороги и т.д.) и условными данными (кадастровые номера, границы и стоимость объектов, виды прав и т.д.). В-третьих, коренным образом изменилась основная цель ведения кадастра, произошел переход от сбора подробной информации о сельскохозяйственных угодьях к ведению государственного кадастрового учета земельных участков (Федеральный закон от ФЗ «О государственном земельном кадастре») и объектов недвижимого имущества (Федеральный закон от ФЗ «О государственном кадастре недвижимости») на территории страны. В-четвертых, произошло поэтапное изменение содержания ГЗК. Так, оценка земель как кадастровое действие, осуществляемое в процессе ведения государственного земельного кадастра, фактически (после принятия Федерального закона от «О плате за землю») исключена из состава ГЗК и стала осуществляться независимыми оценщиками, создавшими Российское общество оценщиков, принятое в 1994 г. в Международный комитет по стандартам оценки. После принятия Федерального закона от «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» данное действие стали осуществлять регистрационные палаты Минюста России. Постановлением Правительства РФ от «О мониторинге земель» многие функции оперативного текущего кадастрового учета качественного состояния земельного фонда были переданы специальной структуре Российскому институту мониторинга земель (РосИМЗ). К недостаткам формирования ГКН следует отнести изменение содержания понятия «земельный участок». В соответствии с Федеральным законом «О государственном земельном кадастре» земельный участок это часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в уста- 24

26 новленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами. В соответствии с Земельным кодексом РФ и Федеральным законом от земельный участок это часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены данным законом, могут создаваться искусственные земельные участки. Сравнение двух представленных определений земельного участка показывает, во-первых, что объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, теперь не связаны с самим земельным участком, а земельный участок уже не имеет такой характеристики, как часть участка в виде объекта недвижимости, так как из определения земельного участка изъята его часть: «все, что находится над поверхностью земельного участка». Не существует приоритета земельного участка как объекта недвижимости перед другими объектами недвижимости. Не учитываются особенности земли и ее особая роль как средства производства и пространственного базиса. В связи с этим изменилась технология государственного кадастрового учета: объекты капитального строительства могут быть поставлены на учет без связи с учетом земельного участка (до или после кадастрового учета участка, на котором они расположены) и им присваивается кадастровый номер, который не связан с номером земельного участка. Кроме того, к объектам недвижимости, учитываемым в государственном кадастре недвижимости, относятся только объекты капитального строительства (здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, помещения) и участки леса (поставленные на учет как ранее учтенные). Во-вторых, к объектам кадастрового учета не относятся участки недр, а также подземные сооружения, так как из определения земельного участка изъята его часть: «все, что находится под поверхностью земельного участка». В связи с этим неопределенным остался вопрос кадастрового учета не только подземных объектов и сооружений (сооружений, коммуникаций, нефте- и газопроводов, кабельных сетей), но и их охранных зон. Так как нет связи подземных объектов с земельным участком, то нет основания для кадастрового учета обременении в использовании земель. В-третьих, к характеристикам объекта кадастрового учета теперь не относятся количественные показатели видов и подвидов земельных угодий, а также качественные характеристики земель (по признакам, влияющим на плодородие), так как из определения земельного участка изъята его часть: «в том числе поверхностный почвенный слой». 25

Еще по теме:

  • Закон на отключение света В сфере ЖКХ существует ряд нормативных актов, согласно которым коммунальные услуги должны оказывать населению бесперебойно и качественно. В свою очередь на собственников жилья – потребителей услуг — накладывается обязанность своевременно и в полном объеме их […]
  • Юр лицо тариф по осаго Автострахование юридических лиц является необходимым элементом бизнеса, так как транспортные средства есть в любой компании. ОСАГО для юрлиц несколько отличается от той же страховки для физических лиц. Далее расскажем о его особенностях и принципах […]
  • Пособие для мотористов Учебное пособие для моториста морского судна в 3-х томах Василий Николаевич Мельников - автор нескольких книг для механиков и мотористов морского флота, а также многочисленных пособий и руководств, облегчающих освоение новой техники. В. Н. Мельников - […]
  • Выплата отступных при увольнении Компенсация по допсоглашению при увольнении В трудовом законодательстве определен перечень ситуаций, в которых работодатель обязан выплатить выходное пособие при расторжении трудового договора. Например, выходное пособие при ликвидации компании, сокращении […]
  • Уволить работника через суд Работника нашей фирмы посадили в тюрьму. Как его можно уволить? В этом вопросе ключевым является то, что подразумевается под словосочетанием «посадили в тюрьму». Если сотрудник 1) осужден к реальному отбытию наказания в местах лишения свободы и 2) приговор […]
  • Элементом механизма преступления не является Понятие механизма преступного поведения Под механизмом преступного поведения понимается связь и взаимодействие внешних факторов объективной действительности и внутренних, психических процессов и состояний, детерминирующих решение совершить преступление, […]
  • Определяет порядок наследования Порядок наследования по закону Наследование может осуществляться в порядке наследования по закону или по завещанию. Вступает в силу порядок наследования по закону при отсутствии завещания. Если наследодатель в завещании распорядился не всем наследственным […]
  • Полисы осаго в ульяновске Где купить страховку ОСАГО в Ульяновске Наличие полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) является законодательно закрепленной нормой для всех автовладельцев на территории РФ. Наличие полиса ОСАГО позволяет компенсировать […]