Курсовые по водному налогу

Водный налог (3)

Главная > Курсовая работа >Финансовые науки

Элементы налога на прибыль

2.1 Изменения в законодательстве, вступившие в силу с 1 января 2005 года

Список использованной литературы

Данный федеральный закон означает введение в действие главы 25.2. «Водный Налог» 1 .

— рассмотреть понятие водного налога;

— проанализировать особенности уплаты и исчисления водного налога;

— проанализировать проблемы исчисления водного налога и пути их решения;

— проанализировать статистику поступлений в бюджет по налогу;

— в заключении сделать выводы.

Объектом работы являются отношения, складывающиеся в процессе взимания водного налога. Предметом – законодательство о водном налоге. Методологическую основу работы составляет система философских знаний, определяющая основные требования к научным теориям, к сущности, структуре и сфере применения различных методов познания и анализа. При решении поставленных задач применялись различные научные методы исследования: диалектические законы философии; общенаучные методы – системного анализа и синтеза, сравнения, восхождения от абстрактного к конкретному, логический метод.

Сущность и назначение водного налога

Назначение и сущность водного налога можно охарактеризовать таким образом: он обеспечивает реализацию принципа платности за пользование водными ресурсами через создание эффективного экономического механизма стимулирования рационального использования, восстановления и охраны водных объектов. Такой подход не потребует комментария в связи с тем, что вода, особенно пресная, является ограниченным и уязвимым природным ресурсом 1 .

По оценке Госстроя России, только 20% продаваемой питьевой воды в стране соответствует санитарным нормативам 2 .

Несмотря на то, что и плата за пользование водными объектами, и водный налог являются фискальными платежами, порядок их взимания различен.

Взимается в форме федерального налога. Водный кодекс РФ устанавливает систему платежей за пользование водными объектами, в которую включены водный налог и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов. Водный налог является платой за право пользования водными объектами, но не платой за водные ресурсы. Платежи за пользование природными ресурсами зачисляются в бюджеты разных уровней по нормативам, установленным законодательством РФ:

– в бюджеты субъектов РФ, на тер. которых осуществляется использование водных объектов, 60% 3 .

Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, вносится за изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита, за сверхлимитное изъятие воды, за использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с условиями лицензии на водопользование, а также за сброс сточных вод нормативного качества в водные объекты в пределах установленных лимитов (как форма возмещения затрат специализированных водохозяйственных организаций на осуществление этой деятельности). В настоящее время в РФ взимаются платежи за пользование недрами по подземным водам, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы по подземным водам, плата за забор воды промышленными предприятиями из водохозяйственных систем и плата за сброс загрязняющих веществ, размещение отходов в водных объектах. Правовую основу начисления и уплаты платежей за пользование водными ресурсами составляют нормативные правовые акты, а также ведомственные методические указания и разъяснения.

1.2 Элементы налога на прибыль 1

Налогоплательщиками водного налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации 2 .

1. Объектами налогообложения водным налогом (далее в настоящей главе — налог), если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признаются следующие виды пользования водными объектами (далее в настоящей главе — виды водопользования):

1) забор воды из водных объектов;

4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях 1 .

5) забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

10) использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

11) использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

14) забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

Говоря об объекте обложения, напомним, что между платой и водным налогом есть отличие. Водный налог уплачивается при пользовании как поверхностными, так и подземными водными объектами, а плата взимается только за пользование поверхностными водными объектами 1 .

Курсовая работа: Водный налог

Глава 1. Экономическое значение и сущность водного налога

1.1. Введение водного налога в налоговую систему РФ

1.2. Основные положения водного налога

Глава 2. Порядок исчисления и уплаты водного налога

2.1. Порядок исчисления водного налога

2.2. Порядок и сроки уплаты водного налога

Глава 3. Составление и подача отчетности по водному налогу

3.1. Структура декларации по водному налогу

3.2. Порядок заполнения и подачи декларации

Водный кодекс РФ устанавливает систему платежей за пользо­вание водными объектами, в которую включает водный налог и плату, направляемую на восстановление и охрану водных объек­тов.

Водный на­лог относится к системе ресурсных платежей рентного характера. Этот платеж существовал еще в советское время, преследуя цель стимулировать потребителей к экономному пользованию водными ресурсами. Однако данный платеж носил символический характер. Суммы era были незначительны, поэтому для бюджета он не мог рассматриваться как полновесный доходный источник. Не отражается этот платеж и на финансовом состоянии хозяйствующих субъектов.

В 1997 г. законодатели России предпринимали попытки принести методику взимания этого налога в соответствие с Водным кодексом РФ, где были обозначены его правовые нормы формирования и внесения в казну государства. Тогда же в проект НК РФ был внесен специальный раздел, где плата за воду определена как водный налог. Принятие НК РФ неоднократно переносилось, а самостоятельный законопроект о водном налоге до сих пор находится на стадии со­гласований. Этот вопрос решается с принятием части второй НК РФ.

Налог введен в 1998 г. в соответствии с Федераль­ным законом от 06.05.98 «О плате за пользование вод­ными объектами» и призван, наряду с чисто фискальными целями, — пополнить доходы федерального бюд­жета и бюджетов субъектов Федерации, решить две важнейшие задачи. Во-первых, этот налог нацелен на рациональное и эффективное использование налогопла­тельщиками водного пространства и водных ресурсов страны, на повышение ответственности за сохранение водных объектов и поддержание экологического равно­весия. Во-вторых, данный налог имеет строго целевое назначение — не менее половины собираемых сумм федеральные и региональные органы власти обязаны направлять на мероприятия по восстановлению и охране водных объектов.

С 1 января 2005 года вступила в силу новая глава НК РФ — глава 25.2 «Водный налог». Этот налог заменил существующую плату за пользование водными объектами. Новая глава НК РФ увеличивает ставки и отменяет региональные льготы. Глава 25.2 «Водный налог» НК РФ содержит Федеральный закон от 28.07.04 № 83-ФЗ. Поскольку водный налог заменил собой плату за пользование водными объектами, то законодатель внес необходимые изменения и в перечень налогов и сборов, установленный Законом РФ от 27.12.91 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (ст. 3 закона № 83-ФЗ). Этот закон с 1 января 2005 года утратил силу (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.07.04 № 95-ФЗ). Однако в перечне, который будет содержать часть первая НК РФ, тоже будет водный налог.

Целью работы является изучение водного налога и методов его взимания. Данная тема актуальна, так как данный налог позволяет рационально использовать водные пространства и водные ресурсы, которые являются одним из важнейших ресурсов человечества. Задачами работы является рассмотрение экономического значения и сущности водного налога, порядка исчисления и уплаты водного налога, составления и подачи отчетности по водному налогу.

Предметом данной работы является водный налог. Объектом является налоговая система Российской Федерации, субъектами — организации и физичес­кие лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с за­конодательством Российской Федерации.

Водный налог опишем с помощью следующих методов: синтеза, анализа, индукции, дедукции, сравнения и расчетного метода.

Работа изложена на 47 страницы и состоит из трех глав, в каждой из которых по два параграфа. В работе 7 таблиц, 4 примера и 3 приложения. Библиография включает 25 источников.

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ВОДНОГО НАЛОГА

1.1. Введение водного налога в налоговую систему РФ

Пользование водными ресурсами регулируется Водным кодексом Российской Федерации (Фе­деральный закон от 16.11.1995 № 167-ФЗ, далее — В К РФ). Как и при эксплуатации любого другого природного ресурса, пользование запасами поверхностных и подземных вод, находящих­ся в водных объектах, производится при условии внесения определенных платежей.

Согласно ВК РФ система платежей за пользование водными объектами включает:

1) платежи, регулируемые законодательством о плате за пользование водными объектами;

2) платежи, регулируемые законодательством о плате за землю.

К первой группе платежей относятся плата за пользование водными объектами (водный налог) и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов (самостоятельно не взималась, а направлялась в форме части платы за пользование водными объектами в феде­ральный и региональные фонды восстановления и охраны водных объектов).

Вторая группа платежей состоит из платы за забор воды из водных объектов для орошения мелиорированных земель и платы за обособленные водные объекты и не является предметом рассмотрения настоящего комментария.

На момент вступления в силу ВК РФ плата за пользование водными объектами взималась в форме платы за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных сис­тем, которую уплачивали организации еще в советское время.

В соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» плата за воду относилась к региональным налогам.

Плата за воду вносилась в бюджет промышленными предприятиями, причем не только заби­равшими воду для собственных нужд непосредственно из водохозяйственных систем, но и по­лучавшими воду от других промышленных предприятий или от предприятий коммунального хозяйства[1]. Расчет платы осуществлялся на основе тарифов на воду, забираемую из водохо­зяйственных систем (поверхностные и подземные источники), исходя из базового тарифа в размере 1,15 коп. за 1 куб.м — за забор воды из поверхностных водных объектов, 2 коп. за 1 куб.м — за забор воды из подземных водных объектов, а по конкретным водным объектам применялись доплаты или скидки с базового тарифа с учетом дефицита водных ресурсов.

За сверхлимитный забор воды предприятия должны были исчислять плату в пятикратном размере, за исключением предприятий теплоэнергетики, использовавших воду на нужды ох­лаждения агрегатов и исчислявших плату за забор воды в пределах утвержденного лимита в размере 30 % от тарифа, а за сверхлимитный забор — в размере полного тарифа.

Отдельные виды водозабора освобождались от платы, например, отпуск ранее забранной воды другим потребителям, забор воды рыбоводными заводами и прудовыми хозяйствами, за­бор морских вод, забор подземных минеральных, теплоэнергетических и промышленных вод.

В 1998 году плата за воду, забираемую из водохозяйственных систем, была заменена феде­ральным налогом — платой за пользование водными объектами, введенной Федеральным зако­ном от 06.05.1998 № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами». Для субъектов Рос­сийской Федерации плата за пользование водными объектами вводилась с момента утвержде­ния конкретных ставок платы по водохозяйственным бассейнам и категориям водопользова­телей.

Плательщиками платы за пользование водными объектами были признаны не только про­мышленные предприятия, но и все организации, а также предприниматели, осуществляющие специальное пользование водными объектами, подлежащее лицензированию. Помимо забора воды, вышеуказанный Федеральный закон рассматривает в качестве объекта платы сброс вод, пользование акваторией водных объектов, а также пользование водными объектами для удов­летворения потребностей гидроэнергетики в воде.

Федеральный закон «О плате за пользование водными объектами» первоначально не распро­странялся на забор (добычу) вод из подземных водных источников, поскольку за забор выше­указанных вод уплачивались платежи за право на пользование недрами и отчисления на вос­производство минерально-сырьевой базы в соответствии с Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

С 1 января 2002 года пользование подземными водными объектами признано объектом обло­жения платой за пользование водными объектами, за исключением минеральных, термальных и промышленных вод, добыча которых облагалась (и облагается) налогом на добычу полезных ископаемых.

Конкретные ставки платы по категориям плательщиков, видам водопользования и с уче­том местных условий устанавливают законодательные органы субъектов Российской Федера­ции в пределах минимальных и максимальных ставок, определенных непосредственно Федераль­ным законом «О плате за пользование водными объектами» и уточненных Правительством РФ по экономическим районам и водным бассейнам (Приложение 1).

Определены перечень видов водопользования, не признаваемых объектом обложения этой платой, и случаи, когда исчисление платы осуществляется в пониженном или пятикратном размере.

Федеральный закон «О плате за пользование водными объектами» действует до конца 2004 года, а с 1 января 2005 года в Российской Федерации вводится водный налог, предусмот­ренный главой 25.2 «Водный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и меня­ющий отдельные положения действующей платы (Приложение 3).

Водный налог

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно — правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

1.ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ.

Налоги — обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органом местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.

Налоговая система — совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.

1) объект налога — это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами.

2) субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

3) источник налога — т.е. доход из которого выплачивается налог;

4) ставка налога — величина налога с единицы объекта налога;

5) налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Налоги могут взиматься следующими способами:

1) кадастровый — (от слова кадастр — таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

2) на основе декларации

Декларация — документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход.

Примером может служить налог на прибыль.

Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтомy оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых систем исторически определили три основные его функции — фискальную, стимулирующую и регулирующую.

В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.

Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т. е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Однако это не означает, что стимулирующая и регулирующая функции менее важны.

Выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается путём участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путём управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, усиления или ослабления процессов накопления капитала в различных сферах экономики, расширения или уменьшения платёжеспособного спроса населения.

Однако между стимулирующей и регулирующей функциями налогов есть различия. Если регулирующее действие ориентировано на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. на макроэкономические процессы и пропорции, то стимулирующая роль более приближена к микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта. Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путём влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства в целом и отдельных отраслях экономики. Это воздействие достигается через изменения размеров ставок налогов, применение льгот и санкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей, а также другие.

Налоговая система России

”Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.” (Закон РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”)

Основные принципы построения налоговой системы в экономике России.

Для того, чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем:

Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным, стимулирующим расширение производства.

Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3.Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4.Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5.Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6.Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Этими принципами должно руководствоваться любое государство при построении налоговой системы, так как они обеспечивают выполнение всех функций налогов. Однако при создании налоговой системы Российской Федерации не был учтен мировой опыт, кроме того, по моему мнению, не была правильно оценена экономическая ситуация в стране, поэтому уже в первые дни действия существующего налогового законодательства выявились многочисленные противоречия. Непродуманные попытки исключить эти противоречия многочисленными поправками в налоговом законодательстве привели в свою очередь к нестабильности и ещё большей противоречивости и запутанности. Несмотря на всё сказанное, в действующей налоговой системе есть и положительные моменты. На данный момент налоговая система Российской Федерации построена на следующих принципах:

Приоритетное направление по налоговым изъятиям приходится на обложение хозяйствующих субъектов ( юридических лиц ). В условиях рыночной экономики такое явление — анахронизм и требует поэтапного ( постепенного ) переноса налогового бремени на граждан;

Достаточно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами доли косвенных налогов и относительно меньший — прямых. Причём доля косвенных налогов в последнее время возрастает.

Создание разветвлённой системы федеральной Госналогслужбы РФ снизу доверху, непосредственное подчинение входящих в неё нижестоящих структур вышестоящим, главной задачей которых является обеспечение контроля за поступлением всех налогов, включая региональные и местные.

Наличие широкого перечня разнообразных льгот, преимущественно направленных на стимулирование производства.

Разработаны и утверждены жёсткие санкции за различные нарушения налогового законодательства, включая меры финансовой, административной и уголовной ответственности.

Установлена обязательность постановки всех субъектов предпринимательской и хозяйственной деятельности на учёт в налоговых органах, с правом открытия расчётного счёта в банках только после регистрации в налоговых органах.

Определена первоочерёдность направления имеющихся у предприятий на счетах средств на уплату налогов по сравнению с остальными расходами предприятия.

Для налогоплательщиков предусмотрена возможность получения по их просьбе отсрочек и рассрочек платежей в пределах текущего года, а также финансовых санкций, если их применение может привести к банкротству и прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика.

Структура действующей налоговой системы Российской Федерации

Законом “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” впервые в России вводится трехуровневая система налогообложения. Налоги и сборы были подразделены на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги взимаются по всей территории России. В настоящее время к федеральным относятся следующие налоги (НДС, акцизы, налог на операции с ценными бумагами, подоходный налог с физических лиц; и т.д.)

Налоги республик в составе РФ и налоги краёв, областей, автономных областей, автономных округов. К этим налогам относятся:

а) налог на имущество предприятий, сумма платежей по налогу равными долями зачисляется в республиканский бюджет республики в составе РФ, краевые, областные бюджеты краёв и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов по месту нахождения плательщиков;

в) плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;

г) республиканские платежи за пользование природными ресурсами.

3. К местным относятся следующие налоги :

а) налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения;

б) земельный налог. Порядок зачисления поступлений по налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о Земле и т.д.

Водный налог — это один из федеральных налогов, он был введен с 1 января 2005 года вместо Федерального закона «О плате за пользование водными объектами» утратившего силу 31 декабря 2004 года и регламентируется главой 25.2 НК РФ

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации.

Объектами налогообложения водным налогом признаются следующие виды пользования водными объектами (далее — виды водопользования):

2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Не признаются объектами налогообложения:

1) забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

2) забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

3) забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

4) забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;

7) использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

8) использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

12) особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;

15) использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

2.3. Налоговая база

По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 Налогового Кодекса, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.

При использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.

Площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных по материалам соответствующей технической и проектной документации.

При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

При использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

2.4. Налоговый период и налоговые ставки

Налоговым периодом признается квартал.

Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в следующих размерах:

1) при заборе воды из:

поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования:

территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования:

2) при использовании акватории:

поверхностных водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях:

территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод:

2. При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита.

3. Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

2.5. Порядок исчисления налога

Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно.

Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.

Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с пунктом 2 в отношении всех видов водопользования.

Общая сумма налогауплачивается по местонахождению объекта налогообложения.

Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

2.6. Налоговая декларация

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.

При этом налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 налогового Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Налогоплательщики — иностранные лица представляют также копию налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в срок, установленный для уплаты налога.

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день — главная проблема реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Анализ реформаторских преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). Однако в сегодняшнее время необходима принципиально иная налоговая система, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе.

На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

Подчеркнем, что пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов. В настоящее время на роль нового, профессионально составленного, с учётом предыдущих ошибок и неудач, налогового законодательства претендует Налоговый кодекс, разработанный Правительством РФ, однако, как уже говорилось он тоже не лишён недостатков и сейчас находится на доработке.

Проблем в сфере налогообложения накопилось слишком много, чтобы их можно было решить в том порядке, в котором они решались, отдельными указами и поправками. Лишь незначительная их часть будет так или иначе решена в недалеком будущем. Но большая их часть вновь будет отложена до лучших времен, по-видимому, до принятия Налогового кодекса. А до этого времени наша налоговая система будет ,практически, не способна выполнять те функции, которые на неё возложены, что, в свою очередь, будет препятствовать экономическому развитию страны. Поэтому так важно, как можно скорее, доработать и принять Налоговый кодекс.

Список использованной литературы

Закон Российской Федерации “ Об основах налоговой системы в Российской Федерации

Налоговый Кодекс. Проект. — Внесён Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания 30 апреля 1997 года.

Акуленок Д. Н. Налоговый портфель. — М.: Сомитек, 1993.

Дубов В. В. Действующая налоговая система и пути её совершенствования. // Финансы. — 2007. — № 4. С. 22-24.

Еременко И. П. Декларирование доходов. // Финансы. — 2007. — № 4. С. 30-31.

Князев В. Совершенствование налоговой системы и подготовка кадров для налоговой службы. // Налоги. -2007. — № 2. С. 28-33.

Хритиан В. Ф. О направлениях развития налоговой реформы. // Финансы. — 2007. — № 4. С.29.

Черника Д. Г. Налоги. Учебное пособие. — М.: Финансы и кредит, 2005.

Курсовые по водному налогу

1.1. Сущность и назначение водного налога

1.2. Элементы налога на прибыль

ГЛАВА II. Изменения в законодательстве и поступление в бюджет налога

2.2 Поступление водного налога в бюджет

С 1 января 2005 года на территории Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон от 28.07.04 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, изменениях в статью 19 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации».

Данный федеральный закон означает введение в действие главы 25.2. «Водный Налог»[1].

С переходом платежей за забор воды, выработку электроэнергии и пользование акваторией в разряд федеральных налогов органы законодательной власти субъектов Российской Федерации потеряли право самостоятельно устанавливать ставки платы и предоставлять льготы отдельным категориям плательщиков. Основными отличиями водного налога от ранее действовавшей платы за пользование водными объектами являются: расширение круга налогоплательщиков, к которым отнесены и физические лица. Ранее плательщиками являлись только физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Вместе с тем Минфин России в письме от 24.02.05 г. № 03-07-03-02/9 разъяснил, что «физические лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, связанной с использованием водных объектов, требующей наличия лицензии, не являются плательщиками водного налога». Произошла отмена платы за сброс сточных вод, что позволило сократить объем работы не только налогоплательщикам, но и налоговым органам. Общий размер суммы платы в части пользования поверхностными водными объектами вряд ли уменьшился, так как ставка платы за забор воды из поверхностных водных объектов выросла не менее чем в два раза. Возможно, что причиной отмены платы за сброс сточных вод явились: нарушение принципа однократности налогообложения, так как вода, забранная из водного объекта, становилась повторно объектом налогообложения при сбросе после использования; технические сложности, связанные с определением объемов сброса, который в большинстве случаев определяется расчетным путем.

Целью моей работы является изучение актуальных вопросов, связанных с введением водного налога. Исходя из цели, ставятся следующие задачи:

— рассмотреть содержание водного налога;

— изучить налоговую декларацию по водному налогу;

ГЛАВА I. Общая характеристика водного налога

1.1 Сущность и назначение водного налога

Назначение и сущность водного налога можно охарактеризовать таким образом: он обеспечивает реализацию принципа платности за пользование водными ресурсами через создание эффективного экономического механизма стимулирования рационального использования, восстановления и охраны водных объектов. Такой подход не потребует комментария в связи с тем, что вода, особенно пресная, является ограниченным и уязвимым природным ресурсом[2].

По оценке Госстроя России, только 20% продаваемой питьевой воды в стране соответствует санитарным нормативам[3].

– в федеральный бюджет – 40%;

– в бюджеты субъектов РФ, на тер. которых осуществляется использование водных объектов, 60%[4].

1.2 Элементы налога на прибыль[5]

Налогоплательщиками водного налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации[6].

3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях[7].

2. Не признаются объектами налогообложения:

6) использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

9) использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;

13) забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;

Говоря об объекте обложения, напомним, что между платой и водным налогом есть отличие. Водный налог уплачивается при пользовании как поверхностными, так и подземными водными объектами, а плата взимается только за пользование поверхностными водными объектами[8].

1. Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в следующих размерах:

поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования (см.Приложение №1);

территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования (см. Приложение №2);

поверхностных водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях (см.Приложение №3)[9];

2. При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных пунктом 1 настоящей статьи. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита.

1. По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 настоящего Кодекса, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

В случае, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

2. При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.

3. При использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства[10].

4. При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

5. При использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100[11].

Налоговый периодом признается квартал.

Порядок исчисления налога

1. Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно.

2. Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.

3. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи в отношении всех видов водопользования.

Порядок и сроки уплаты налога

1. Общая сумма налога, исчисленная в соответствии с пунктом 3 статьи 333.13 настоящего Кодекса, уплачивается по местонахождению объекта налогообложения.

2. Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

1. Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.

При этом налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

2. Налогоплательщики — иностранные лица представляют также копию налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в срок, установленный для уплаты налога.

Посмотрим, какие изменения в налогообложении пользователей водными объектами произошли в 2005 году.

С 1 января 2005 года была введена в действие глава 25.2 «Водный налог» Налогового кодекса[12], а Федеральный закон от 06.05.98 № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» (далее — Закон № 71-ФЗ) утрачивает силу. Таким образом, вместо платы за пользование водными объектами будет взиматься водный налог.

Перечень плательщиков водного налога приведен в статье 333.8 НК РФ. Это организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование по законодательству Российской Федерации. Как видим, наряду с организациями и индивидуальными предпринимателями плательщиками водного налога станут и физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями[13].

Глава 25.2 Кодекса не связывает возникновение обязанности по уплате водного налога непосредственно с наличием лицензии на водопользование или с осуществлением деятельности (пользования водными объектами), подлежащей лицензированию, как это предусматривается статьей 1 Закона № 71-ФЗ. Условием возникновения такой обязанности будет факт осуществления специального и (или) особого водопользования в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для правильного толкования нормы главы 25.2 Кодекса необходимо обратиться к актам законодательства, регулирующего пользование водными объектами, и прежде всего к Водному кодексу.

Под специальным водопользованием в Водном кодексе понимается использование гражданами и юридическими лицами водных объектов с применением сооружений, технических средств или устройств. При этом указанная деятельность должна осуществляться только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов. Виды специального водопользования определяются в перечне, утверждаемом специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда (ст. 86 Водного кодекса). Так, перечень видов специального водопользования в отношении поверхностных водных объектов утвержден приказом МПР России от 23.10.98 № 232.

Напомним, что на основании статьи 50 Водного кодекса Правительство РФ постановлением от 03.04.97 № 383 утвердило Правила предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензий на водопользование и распорядительной лицензии (далее Правила)[14]. Пунктом 20 Правил предусмотрено, что лицензирование водопользования осуществляет МПР России и его территориальные органы. Однако согласно Положению о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденному постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 № 282, полномочия по выдаче, оформлению и регистрации лицензий на водопользование и распорядительных лицензий переданы указанному агентству.

Особое пользование водными объектами может осуществляться только для строго определенных целей, а именно для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для государственных и муниципальных нужд. Это установлено статьей 87 Водного кодекса[15]. В зависимости от того, в чьей собственности находятся водные объекты, соответствующее решение об их использовании принимает Правительство РФ или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Поскольку по общему правилу (статьи 46 и 91 Водного кодекса) водные объекты предоставляются в пользование на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом, особое водопользование также осуществляется с соблюдением указанных требований.

Необходимо обратить внимание еще на одно условие возникновения обязанности по уплате налога: и специальное, и особое водопользование должно осуществляться строго по законодательству Российской Федерации без его нарушения.

Статьей 2 Водного кодекса установлено, что водное законодательство Российской Федерации состоит из самого Водного кодекса и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Пункт 46 Правил разрешает гражданам и юридическим лицам осуществлять водопользование до оформления и выдачи соответствующей лицензии. Но при условии, что такая деятельность ведется на основании действующих нормативных актов и водопользователь включен в график лицензирования, устанавливаемый соответствующим органом лицензирования. Из сказанного следует, что водное законодательство в данном случае допускает возможность осуществления водопользования на законных основаниях и без наличия соответствующей лицензии.

Перечень объектов, облагаемых водным налогом, приведен в пункте 1 статьи 333.9 НК РФ. Таких объектов меньше, чем объектов, облагаемых в настоящее время платой за пользование водными объектами.

Итак, водным налогом облагаются следующие виды водопользования:

— забор воды из водных объектов;

— использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

— использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

— использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

Таким образом, в главе 25.2 Кодекса в качестве самостоятельного объекта налогообложения выделено использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики. При этом ставки водного налога при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики по большинству водных объектов значительно меньше, чем действующие в данный момент минимальные ставки платы, установленные постановлением Правительства РФ от 28.11.2001 № 826 в соответствии с Законом № 71-ФЗ.

В отличие от платы водный налог не будет взиматься за пользование водными объектами в целях осуществления сброса сточных вод. Такое решение законодателя объясняется стремлением исключить ситуацию двойного налогообложения, ведь за сброс загрязняющих веществ в водные объекты взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Закрытый перечень видов водопользования (а их 15), которые не признаются объектом налогообложения, приведен в пункте 2 статьи 333.9 НК РФ. В отличие от Закона № 71-ФЗ глава 25.2 Кодекса не предоставляет органам власти субъектов Российской Федерации права устанавливать дополнительные налоговые льготы.

При перечислении льготируемых видов водопользования в главе 25.2 Кодекса законодателю удалось избежать некорректных формулировок, которыми грешит Закон № 71-ФЗ. В частности, речь идет о таком виде водопользования, как забор воды для сельскохозяйственных нужд и нужд садоводческих и огороднических объединений граждан[16].

Напомним, что Закон № 71-ФЗ освобождает от платы за пользование водными объектами не сами садоводческие и огороднические товарищества, осуществляющие забор воды для полива соответствующих земельных участков, а только сельскохозяйственные предприятия и крестьянские (фермерские) хозяйства в части забора воды для централизованного водоснабжения садоводов и огородников. Смысл данной нормы трудноуловим. Кроме того, этот закон освобождает от платы сельскохозяйственные предприятия и крестьянские (фермерские) хозяйства в части забора воды для водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов (включая птицефермы и птицефабрики) только при централизованном характере водоснабжения.

В подпункте 13 пункта 2 статьи 333.9 главы 25.2 НК РФ есть аналогичная норма. Но в отличие от нормы Закона № 71-ФЗ она сформулирована четко. Так, не будет признаваться объектом налогообложения забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан. При этом, как следует из главы 25.2 Налогового кодекса, забор воды в указанных целях не подлежит налогообложению независимо от того, кто осуществляет соответствующее водопользование.

Кроме того, не будет признаваться объектом налогообложения забор воды из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод; забор воды морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания, воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования. Не будет облагаться налогом использование акватории водных объектов для плавания на судах, для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов, а также упомянутое выше особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства. Напомним, что до 1 января 2005 года эти виды водопользования являются объектами налогообложения по Закону № 71-ФЗ.

Нужно обратить внимание на то, что в соответствии со статьей 49 Водного кодекса сведения о водопотребителях, а также указания на способы и цели использования водного объекта должны содержаться в лицензии на водопользование.

Порядок формирования налоговой базы по водному налогу установлен в пункте 1 статьи 333.10 НК РФ. По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, налоговая база должна определяться отдельно в отношении каждого водного объекта. Если же в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база будет определяться применительно к каждой налоговой ставке.

В пункте 2 указанной статьи установлен конкретный порядок определения налоговой базы при заборе воды. Например, объем воды, забранной из водного объекта, рассчитывается на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. При отсутствии водоизмерительных приборов — исходя из времени работы и производительности технических средств. Если объем забранной воды невозможно определить и таким способом, следует воспользоваться нормами водопотребления.

Кроме того, предусмотрен алгоритм расчета налоговой базы для исчисления налога при использовании акватории водных объектов (п. 3 ст. 333.10 Кодекса). Площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование (договора водопользования), а в случае отсутствия таких данных — по материалам соответствующей технической и проектной документации. Сейчас в подобной ситуации, как известно, применяется алгоритм расчета налоговой базы, утвержденный в инструкции Госналогслужбы России от 12.08.98 № 46 «О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами».

Налоговые ставки установлены в статье 333.12 Кодекса. Напомним, что Законом № 71-ФЗ предусмотрен достаточно сложный и многоступенчатый порядок установления ставок соответствующей платы. Так, минимальные и максимальные ставки платы в пределах, определенных этим законом, по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам утверждает Правительство РФ. Ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов — законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.

Размеры ставок водного налога непосредственно оговорены в главе 25.2 Налогового кодекса. Как и ставки платы за пользование водными объектами, они установлены в рублях за единицу налоговой базы в зависимости от вида водопользования и различаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям.

При заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения ставки составляют 70 руб. за 1000 куб. м воды для всех налогоплательщиков на территории страны.

Ставки водного налога несколько выше применяемых в 2004 году ставок платы за пользование водными объектами. Сказанное не относится к случаям использования водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики.

В то же время налогоплательщики, осуществляющие эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения, в 2005 году будут уплачивать водный налог с применением понижающего коэффициента. Об этом сказано в статье 2 Федерального закона от 28.07.2004 № 83-ФЗ. К ставкам налога, относящимся к забору воды из поверхностных водных объектов для указанных технологических нужд в пределах установленных лимитов, названные налогоплательщики будут применять коэффициент 0,85.

Обратим внимание: глава 25.2 Налогового кодекса, в отличие от Закона № 71-ФЗ, не предусматривает увеличение налоговых ставок при осуществлении водопользования без соответствующей лицензии.

Ставки, предусмотренные пунктом 1 статьи 333.12 Кодекса, применяются в повышенном размере только при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования. В части такого превышения ставки увеличиваются пятикратно. Об этом гласит пункт 2 статьи 333.12.

Налоговый период, порядок и сроки уплаты налога и представления налоговой декларации

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал независимо от вида водопользования и категории налогоплательщика (ст. 333.11 Кодекса).

Напомним, что Закон № 71-ФЗ для различных категорий плательщиков предусматривает разные налоговые периоды. Для индивидуальных предпринимателей, малых предприятий и налогоплательщиков, использующих акваторию водного объекта, — это квартал, для остальных налогоплательщиков — месяц[17].

Порядок и сроки уплаты налога установлены в статье 333.14 Налогового кодекса. Так, водный налог уплачивается по местонахождению объекта налогообложения (по месту осуществления водопользования) в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым кварталом, то есть не позднее 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января.

Налогоплательщик обязан представить налоговую декларацию по водному налогу в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога (п. 333.15 НК РФ).

Напомним, что Закон № 71-ФЗ обязывает налогоплательщика представлять налоговую декларацию по плате в налоговый орган по месту регистрации. В налоговый орган по месту пользования водным объектом представляется копия налоговой декларации.

Что касается иностранных организаций и иностранных физических лиц, то, как следует из пункта 2 статьи 333.15 Кодекса, они помимо представления налоговой декларации по водному налогу в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения будут подавать копию налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование. Копия должна быть представлена в срок, установленный для уплаты налога.

Также можно проанализировать изменение нормативов отчислений федеральных налогов в процентном соотношении (см.Приложение №7).

Ежегодно составляются прогнозные данные относительно доходной части федерального бюджета в рамках Федерального Закона «О федеральном бюджете» на каждый год.

Согласно Заключению Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год» в расчете поступлений водного налога не учтены дополнительные доходы федерального бюджета в связи с прекращением действия льготы по налогу. 4.11. Поступления в федеральный бюджет водного налога в 2006 году планируются в размере 13,8 млрд. рублей, что на 2,5 млрд. рублей, или на 22,6 %, больше законодательно утвержденного показателя на 2005 год. По сравнению с ожидаемым поступлением в 2005 году прогнозируется рост указанного налога на 2,1 млрд. рублей, или на 17,9 %. Анализ приложения № 2 к Пояснительной записке к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год» свидетельствует, что в расчетах не учтены дополнительные доходы федерального бюджета от прекращения действия налоговой льготы в виде понижающего коэффициента к ставке налога для налогоплательщиков, осуществляющих эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения, в связи с чем доходы федерального бюджета от уплаты водного налога могут быть увеличены.

А также согласно Заключению Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год», «поступления в доход федерального бюджета водного налога на 2007 год проектируются на уровне ожидаемых поступлений в 2006 году в размере 13,8 млрд. рублей, что на 0,1 млрд. рублей, или на 0,6 %, больше показателей, утвержденных на 2006 год».

В 2007 году была введена в действие новая редакция Водного кодекса Российской Федерации, где установлено, что платность водопользования будет реализована введением платы за пользование водными объектами путем заключения в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации договоров водопользования, которыми будет устанавливаться указанная плата[18].

Федеральным законом от 3 июня 2006 г. № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» предусмотрен механизм, направленный на постепенное прекращение действующих в настоящее время правоотношений в сфере водопользования. Соответственно с 2007 года может начать снижаться количество плательщиков водного налога и, следовательно, сократится объем доходов от уплаты водного налога. Вместо доходов от уплаты водного налога должна поступать плата за пользование водными объектами. Однако проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» поступления платы за пользование водными объектами не предусмотрены (п.4.9. Заключения Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год»).

Для оценки величины доходов федерального бюджета от поступления налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами был проведен анализ динамики показателей, представленных в пояснительной записке к законопроекту (без учета вывозных таможенных пошлин на экспортируемые природные ресурсы, см. Приложение №8).

Как видно из таблицы[19], проектируемые доходы федерального бюджета на 2006 год за счет использования природных ресурсов составили 759942,6 млн. руб. или 15,1 % от общей суммы доходов федерального бюджета, из них 13757,4 млн. руб. или 0,27% от общей суммы доходов федерального бюджета составил водный налог. Положительным является увеличение доходов от поступления водного налога в 2006 году на 2529 млн. руб. по сравнению с 2005 годом, а вот прогнозируемый рост вклада доходов от водного налога в формирование доходной части федерального бюджета в процентном соотношении снизился на 0,07%.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что в 2006 году в общей сумме налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами, как и в 2005 году, водный налог занимает 5 место.

Проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год» предусмотрено поступление средств от водного налога в федеральный бюджет в размере 13757,4 млн. рублей, увеличение сборов которого в 2006 году составило 122,6% по сравнению с 2005 годом. Это увеличение связано с введением в действие с 1 января 2005 года водного налога.

ГЛАВА III. Актуальные проблемы теории и практики водного налога

Налог на пользование водой все же требует дополнительной корректировки. Это важно, поскольку основным потребителем воды является промышленность, и водный налог в структуре промышленной продукции составляет заметную величину. К примеру, в гидроэнергетике она равна 1%, а в жилищно-коммунальном хозяйстве – 2,5%. В то же время необходимо ужесточить контроль за сбросом стоков использованной воды. Ежегодный сброс неочищенных или недостаточно очищенных стоков составляет около 20 млрд. кубометров. Уровень же штрафных санкций за нанесение ущерба природе не покрывает и десятой доли расходов на поддержание в рабочем состоянии очистных сооружений.

Уже сегодня половина населения России не имеет доступа к качественной питьевой воде и вынуждена употреблять воду, не соответствующую санитарным стандартам. Поэтому эпидемиологическая обстановка в сегодняшней России напоминает времена гражданской войны тиф, холера. Буквально на наших глазах разворачивается дикий случай массовой эпидемии брюшного тифа среди курсантов Военно-космической академии им. Можайского в Санкт-Петербурге.

Например, во Франции воду всегда считали услугой, за которую надо платить. Управление водными ресурсами построено на бассейновом принципе, то есть все водные ресурсы страны объединены в несколько бассейнов. Каждый бассейн управляется своим водным агентством (исполнительный орган). Во Франции водные агентства реализуют решения, принятые административными советами, которые включают представителей органов местного самоуправления, министерств и пользователей. Такая система позволяет путем постоянных консультаций сохранить баланс между интересами избранных представителей, водопользователей и государственных ведомств. При такой системе существуют и региональные офисы по охране окружающей среды, которые работают вместе с водными агентствами. В Испании большая часть водных ресурсов является государственной собственностью, и за их использование взимается плата (за водозабор, за загрязнение, за общественное пользование). Водоемы в Испании находятся как в общественном, так и в частном владении, если они находятся на территории собственности в пределах владения. Специальными правилами на собственность накладывают обременения в интересах общества или отдельных лиц. Так, владелец участка, по которому протекают воды, не может выполнять работы, препятствующие протеканию реки, а также загрязняющие или ухудшающие их качество. Берега на расстоянии трех метров, даже если они находятся в частной собственности, должны быть доступны для третьих лиц (чаще всего для навигации, рыбной ловли и спасательных работ).

В Италии водные источники, ручьи, как и деревья, соединенные с землей, являются объектом недвижимости, согласно гражданскому кодексу.

Водное законодательство США регулируется законами отдельных штатов. В некоторых из них действует принцип старшинства по времени права водопользования. Поэтому промышленные предприятия часто выкупают права на водные объекты у фермеров.

Зачастую в странах, где и существует право частной собственности на водные объекты, сохраняется возможность остальных пользоваться ими.

Проблемы в практике уплаты водного налога встречаются только по отдельным вопросам исчисления и уплаты водного налога при заборе воды для водоснабжения населения и при безлицензионном водопользовании. Так, например, Проблемы в практике уплаты водного налога встречаются только по отдельным вопросам исчисления и уплаты водного налога при заборе воды для водоснабжения населения и при безлицензионном водопользовании. Так, например, возникают такие вопросы, как:

— должен ли уплачиваться водный налог после оформления водопользователями в 2007 г. договоров и разрешений на пользование водными объектами;

— должен ли уплачиваться водный налог в случае осуществления добычи подземных пресных вод на основании лицензии, выданной в соответствии с Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах».

В части этих вопросов нужно внимательно изучать Налоговый Кодекс Российской Федерации и Водный Кодекс Российской Федерации.

законодательство водный налог бюджет

Итак, вступивший в силу с 1 января 2006 Федеральный закон от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации», внес дополнение в статью 333.8 главы 25.2 «Водный налог» НК РФ. Теперь плательщиками водного налога не являются организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров или решений о предоставлении указанных объектов в пользование, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса. И это было лишь единственным дополнением в главу 25.2 «Водный налог» НК РФ.

В остальном порядок исчисления и уплаты водного налога, а также представления налоговых деклараций по нему остался прежним. Таким образом, с 2007 года в России одновременно взимаются два вида платежей за пользование водными объектами — водный налог и неналоговая плата. Причем при определенных условиях один и тот же водопользователь может уплачивать и водный налог, и неналоговую плату — только по разным водным объектам.

Например, организация в текущем году пользуется двумя водными объектами. По первому объекту у нее есть действующая лицензия, выданная до 1 января 2007 года. До истечения срока действия или аннулирования лицензии организация уплачивает в отношении этого объекта водный налог. По второму объекту срок лицензии закончился. Организация в установленном порядке заключила договор водопользования. В отношении данного объекта в 2007 году перечисляется неналоговая плата.

Можно сделать вывод, что водный налог постепенно (пока не истекут сроки действия ранее выданных лицензий на водопользование) будет вытеснен неналоговой платой. Речь идет исключительно о той части налога, которая взимается за пользование поверхностными водными объектами. Что касается подземных водных объектов, то нормативная база взимания налога в отношении такого водопользования не изменилась. В 2007 году налог за пользование подземными водными объектами исчисляется и уплачивается в прежнем порядке[20].

Россия занимает одно из первых мест в мире по запасам пресной воды, примерно половина из них, по заключению экологов, не соответствует санитарным нормам, а в регионах с развитой промышленностью вода вообще непригодна для питья. По сведениям Сергея Шойгу, в России три тысячи потенциально опасных водных объектов, у которых, к тому же, нет хозяев. Оценка главы Минэкономразвития Германа Грефа еще пессимистичнее: несколько десятков тысяч заброшенных дамб и плотин. С введением главы 25.2 «Водный налог» НК РФ и ряда других нормативных актов, включая Водный Кодекс РФ, проблема несанкционированного использования водных объектов будет исключена, тем более ставки водного налога повышаются. Еще 12 октября 2007 года министр природных ресурсов Юрий Трутнев в перерыве заседания правительства РФ отметил, что повышение коснется как рядовых потребителей, так и промышленных предприятий. «Мы не планируем резкого повышения ставок водного налога, они будут увеличиваться постепенно, — отметил министр. — Но предполагается, что в последующие годы ставка должна быть увеличена от 4 до 6 раз»[21].

1. Российская Федерация. Законы. Налоговый Кодекс РФ: от 31 июля 1998г. №146-ФЗ (по состоянию на 1 сентября 2007г.)// Собрание Законодательства РФ. – 1998 — №31 Ст. 3824

2. Российская Федерация. Законы. Водный кодекс РФ: от 3 июня 2006г. №74-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. – 2006.

3. ФЗ от 24.07.2007 № 216-ФЗ (ред. от 29.11.2007) «О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты РФ» // Собрание Законодательства РФ, 30.07.2007 №31, Ст.4013

4. Комментарий к Федеральному закону от 24.07.2007 N 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты РФ» // Налоговое планирование, 2007, № 3

5. Глухов В.В., Дольдэ И.В. Налоги: теория и практика. СПб.: Фонд «Специальная литература», 2005.

6. Гуреев В.И. Российское налоговое право. – М.: Экономика, 2006.

7. Давидовская И.//Лицом к бухгалтеру// Российская бизнес – газета, № 512, 2005г.

8. Елгина Д.А. // Водный налог: порядок исчисления и уплаты // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2006. – № 5. – С.15-29.

9. Карасев М.Н., Петрунин В.В. // Вопросы исчисления и уплаты водного налога // Налоговый вестник. — 2006. — № 7. – С.59-64.

10. Кошкин Р.Л. // Налоговое законодательство — 2005: водный налог Налоги и сборы. – 2004. — №7. – С.29-35.

11. Кошкин Р.Л., Петрунин В.В. // Водный налог и плата за пользование водными объектами в 2007 году // Российский Налоговый Курьер. — 2007. — №12. – С.15-19.

12. Ляпина Т.М.// Федеральные налоги и сборы с организаций // Учебное пособие для дистанционного образования, Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2005, 472с.

13. Павлова Л.П., Гончаренко Л.И.// Федеральные налоги и сборы с организаций // Учебник, М.: Издательско-консультационная компания « Статус – Кво 97», 2005, 472с.

14. Петрунин В.В. // Комментарий к Федеральному закону от 03.06.2006 №74-ФЗ «Водный Кодекс Российской Федерации (общий комментарий) // Налоговый вестник. — 2006. — № 8. – С.34-44.

15. Петрунин В.В. // О платежах за водопользование (комментарий к новой редакции Водного Кодекса РФ) Налоговый вестник. — 2006. — № 9. – С.29-34.

16. Томина О.С. // Новый Водный Кодекс Налоговый вестник. — 2006. — № 3. – С.75-84.

17. Шапкова Е.Ю. // Налоги и налогообложение// Учебное пособие, М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К 0 », 2007, 336с.

18. Юткина Т.Ф.// Налоги и налогообложение.// М.: ИНФРА-М, 1999г. – 429с.

19. www.budgetrf.ru – сайт «Бюджетная система Российской Федерации»

20. www.consultant.ru. – сайт информационного банка « КонсультантПлюс: высшая школа»

21. www.minfin.ru – официальный сайт министерства Финансов РФ

22. www.rnk.ru — сайт журнала «Российский налоговый курьер»

23. http://www.businesspress.ru – портал электронных средств массовой информации для предпринимателей «Деловая пресса»

ООО «Плотина» осуществляет сплав древесины по реке Обь. Для исчисления водного налога имеются следующие данные за 1 квартал текущего года:

1. Объем древесины, сплавляемой по реке Обь – 5000 куб.м.

2. Расстояние сплава – 2300 км.

3. Налоговая ставка водного налога по реке Обь – 1576,8 руб. за 1000 куб.м. на каждые 100 км.

Задание: Определить сумму водного налога, подлежащего уплате в бюджет

1. Определяем налоговую базу за сплавляемую древесину:

2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет:

[1]Российская Федерация. Законы. Налоговый Кодекс РФ: от 31 июля 1998г. №146-ФЗ (по состоянию на 1 сентября 2007г.)// Собрание Законодательства РФ. – 1998 — №31

[2] Ляпина Т.М.// Федеральные налоги и сборы с организаций // Учебное пособие для дистанционного образования, Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2005, 472с.

[4] Кошкин Р.Л., Петрунин В.В. // Водный налог и плата за пользование водными объектами в 2007 году // Российский Налоговый Курьер. — 2007. — №12. – С.15-19.

[5] Российская Федерация. Законы. Налоговый Кодекс РФ: от 31 июля 1998г. №146-ФЗ (по состоянию на 1 сентября 2007г.)// Собрание Законодательства РФ. – 1998 — №31

[6] (в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ), статья 333.8. гл.25.2 НК РФ

[7] (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

[8] Кошкин Р.Л., Петрунин В.В. // Водный налог и плата за пользование водными объектами в 2007 году // Российский Налоговый Курьер. — 2007. — №12. – С.15-19.

[9] (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

[10] (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

[11] (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

[12] Федеральный закон от 28.07.2004 № 83-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, изменения в статью 19 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации»

[13] Кошкин Р.Л. // Налоговое законодательство — 2005: водный налог //Налоги и сборы. – 2004. — №7. – С.29-35

[14]Кошкин Р.Л. // Налоговое законодательство — 2005: водный налог //Налоги и сборы. – 2004. — №7. – С.29-35

[15] Кошкин Р.Л., Петрунин В.В. // Водный налог и плата за пользование водными объектами в 2007 году // Российский Налоговый Курьер. — 2007. — №12. – С.15-19

[16] Елгина Д.А. // Водный налог: порядок исчисления и уплаты // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2006. – № 5. – С.15-29

[17] Карасев М.Н., Петрунин В.В. // Вопросы исчисления и уплаты водного налога // Налоговый вестник. — 2006. — № 7. – С.59-64

[18] Петрунин В.В. // Комментарий к Федеральному закону от 03.06.2006 №74-ФЗ «Водный Кодекс Российской Федерации (общий комментарий) // Налоговый вестник. — 2006. — № 8. – С.34-44

[19] www.budgetrf.ru – сайт «Бюджетная система Российской Федерации»

[20] Забор воды из подземных водных объектов как вид пользования недрами регулируется законодательством о недрах (Закон РФ от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах»)

[21] http://www.businesspress.ru – портал электронных средств массовой информации для предпринимателей «Деловая пресса»

КУРСОВАЯ РАБОТА Водный налог Тюмень, 2008г. План Введение ГЛАВА I. Общая характеристика водного налога 1.1. Сущность и назначение водного налога 1.2. Элементы на

Еще по теме:

  • Органы проводящие экспертизу Порядок проведения экспертизы проектной документации Статья 17. Порядок проведения экспертизы проектной документации Комментарий к статье 17 Комментируемая статья закрепляет порядок проведения экспертизы проектной документации, необходимой для осуществления […]
  • Приказы производственных аптек Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 июля 2010 г. N 553н "Об утверждении видов аптечных организаций" Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 июля 2010 г. N 553н"Об утверждении видов аптечных […]
  • Как обмануть опеку Сделка: учимся общаться с органами опеки При сделках с недвижимостью и покупателям, и продавцам квартир приходится обращаться в различные государственные инстанции, собирать массу справок. Тем, у кого есть дети до 18 лет – ходить на поклон в отделы опеки и […]
  • Приказа n 402 Приказа n 402 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА от 20 мая 2005 года N 402 О личной медицинской книжке и санитарном паспорте (с изменениями на 2 июня 2016 […]
  • Приказ 950 2005 Приказ МВД РФ от 22 ноября 2005 г. N 950 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел" Приказ МВД РФ от 22 ноября 2005 г. N 950"Об утверждении Правил внутреннего распорядка […]
  • Уголовный судья полномочия Статья 227. Полномочия судьи по поступившему в суд уголовному делу О конституционно-правовом смысле положений статьи 227 настоящего Кодекса см. Постановление Конституционного Суда РФ от 22 марта 2005 г. N 4-П Статья 227. Полномочия судьи по поступившему в […]
  • Судимость по военному билету Условная судимость в военном билете Здравствуйте! Мой племянник в 15 лет получил условный срок и в 2005 году его погасил. Из-за этого его не брали в армию. На данный момент ему исполнилось 28 лет и ему нужен военный билет. Поставиться ли отметка в военном […]
  • Правила услуг подвижной связи Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2014 г. N 265 "О внесении изменений в Правила оказания услуг подвижной связи" (утратило силу) Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2014 г. N 265"О внесении изменений в Правила оказания услуг подвижной […]