П11 ст 14 закон 255-фз

Особенности исчисления пособий исходя из мрот

«Кадровая служба и управление персоналом предприятия», 2012, N 1

ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ ПОСОБИЙ ИСХОДЯ ИЗ МРОТ

Любая кадровая служба на практике может столкнуться с ситуацией, когда при расчете «детских» пособий или пособий по временной нетрудоспособности придется использовать МРОТ. Как это сделать правильно, не ущемив работника в правах, читайте в статье.

Законодательством предусмотрена норма об исчислении пособий на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством исходя из минимального размера оплаты труда (далее — МРОТ). Речь здесь идет о случаях:

— если заработок у сотрудника в расчетном периоде отсутствовал либо оказался меньше МРОТ;

— страховой стаж работника составил менее полугода;

— при нарушении больничного режима;

— при уплате добровольных страховых взносов.

Примечание. О расчете страхового стажа читайте на с. 12.

Рассмотрим особенности порядка исчисления данных пособий.

В каких случаях при расчете пособий используют МРОТ

Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон N 255-ФЗ) предусмотрена норма об исчислении пособий исходя из минимального размера оплаты труда.

Средний заработок, исходя из которого исчисляют пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая, если (ч. 1.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ):

— застрахованное лицо в расчетном периоде не имело заработка;

— средний заработок, рассчитанный за расчетный период, за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного Федеральным законом на день наступления страхового случая.

К сведению. Специалисты ФСС РФ в Письме от 08.07.2011 N 14-02-01/15-6179Л отметили, что положения ч. 1.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ в части выплаты пособий лицам, не имевшим заработка в течение расчетного периода, применяются только при назначении пособий по временной нетрудоспособности по одному месту работы.

Пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ (с учетом районных коэффициентов), следующим лицам:

— имеющим страховой стаж менее шести месяцев (ч. 6 ст. 7 и ч. 3 ст. 11 Закона N 255-ФЗ);

— при нарушении больничного режима (ст. 8 Закона N 255-ФЗ).

К сведению. Минимальный размер оплаты труда с 01.06.2011 составляет 4611 руб. в месяц (Федеральный закон от 01.06.2011 N 106-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»).

Алгоритм расчета больничного

Особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, изложены в Положении, утвержденном Постановлением Правительства от 15.06.2007 N 375 (далее — Положение).

Если в расчетном периоде сотрудник не имел заработка либо его заработок в расчете за полный календарный месяц оказался меньше МРОТ, то средний дневной заработок рассчитывают следующим образом (п. 15 Положения):

на день наступления страхового случая x 24

Далее пособие рассчитывают в обычном порядке.

Размер дневного пособия по временной нетрудоспособности (в зависимости от страхового стажа работника: до 5 лет — 60%, от 5 лет до 8 лет — 80%, 8 и более лет — 100%), по беременности и родам (100% среднего заработка) исчисляется так (ч. 4 ст. 14 Закона N 255-ФЗ):

Дневное пособие = Средний дневной заработок x Размер пособия, %

Определим размер пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (ч. 5 ст. 14 Закона N 255-ФЗ):

Число календарных дней, приходящихся

Пособие = Дневное пособие x на период временной нетрудоспособности

либо отпуска по беременности и родам

Согласно п. 11(1) Положения в районах и местностях, в которых применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные исходя из МРОТ, размеры пособий рассчитывают с учетом этих коэффициентов. Специалисты ФСС на своем интернет-сайте уточнили, что при исчислении пособий в соответствии с ч. 1.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ и п. 11(1) Положения районный коэффициент следует применять к уже исчисленному размеру пособия.

Пример 1. Определим сумму пособия по временной нетрудоспособности Иванова А. И., при условии что:

1) период временной нетрудоспособности — с 16.01.2012 по 23.01.2012 (8 дн.);

2) страховой стаж — 10 лет (полагается пособие в размере 100% среднего заработка);

3) застрахованное лицо в расчетном периоде заработка не имело;

4) МРОТ на день наступления страхового случая — 4611 руб.

В расчетном периоде застрахованное лицо заработка не имело. Поэтому средний заработок, исходя из которого следует исчислить пособие по временной нетрудоспособности, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

Определяем средний дневной заработок:

4611 руб. x 24 / 730 = 151,59 руб.

Рассчитаем размер дневного пособия с учетом страхового стажа работника:

151,59 руб. x 100% = 151,59 руб.

Исчислим размер пособия по временной нетрудоспособности:

151,59 руб. x 8 дн. = 1212,72 руб.

Таким образом, сумма пособия по временной нетрудоспособности Иванова А. И. составила 1212,72 руб.

Сравниваем средний заработок с МРОТ

Как мы уже упоминали, средний заработок по пособиям принимается равным МРОТ, если средний заработок, рассчитанный за расчетный период, за полный календарный месяц оказался ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая.

ФСС РФ разъяснил, каким образом следует производить сравнение среднего заработка с МРОТ (Письмо от 11.03.2011 N 14-03-18/05-2129). Представители Фонда отметили, что сопоставление среднего месячного заработка застрахованного лица, определенного за расчетный период, с МРОТ производится через средний дневной заработок.

Алгоритм сравнения среднедневного заработка с МРОТ можно представить следующим образом:

1. Рассчитываем средний дневной заработок обычным образом (ч. 3 ст. 14 Закона N 255-ФЗ):

Сумма заработка за расчетный

период с учетом предельной

2. Рассчитываем средний дневной заработок исходя из МРОТ (п. 15 Положения):

МРОТ, установленный федеральным законом

Средний дневной на день наступления страхового случая x 24

3. Сравниваем средние дневные заработки, рассчитанные по формулам, указанным в п. п. 1 и 2. Для исчисления пособия из этих двух величин выбирается наибольшая.

Пример 2. Определим, исходя из какой величины (из среднего месячного заработка застрахованного лица или МРОТ) следует исчислить пособие по временной нетрудоспособности, при условии что в расчетном периоде (2010 и 2011 гг.) средний заработок застрахованного лица составил 102 200 руб., а МРОТ — 4611 руб.

1. Рассчитываем средний дневной заработок обычным образом:

102 200 руб. / 730 = 140 руб.

2. Рассчитываем средний дневной заработок исходя из МРОТ:

3. Для исчисления пособия из этих двух величин выбираем большую:

151,59 руб. (140 руб. . Представители Фонда отметили, что если в расчетном периоде отсутствует заработная плата либо средний месячный заработок ниже МРОТ, то при неполном рабочем времени средний заработок определяется пропорционально продолжительности рабочего времени. Так, при работе на 0,5 ставки пособие надо исчислять из 2305,50 руб. (50% МРОТ).

http://www. fss. ru/files/37830/Svaidy_vse. ppt#278,9.

Так что в этом случае средний дневной заработок определяют следующим образом:

МРОТ, установленный федеральным законом Доля ставки

Средний на день наступления страхового случая x 24 x работника

К примеру, если работник трудился 10 часов в неделю, а нормальная продолжительность рабочего времени — 40 часов, то доля ставки составит 0,25 (10 ч. / 40 ч.).

Фонд социального страхования РФ в Письме от 08.07.2011 N 14-02-01/15-6179Л рассмотрел ситуацию в части назначения пособий внешним совместителям, не имевшим заработка в течение расчетного периода. В этом случае работодатель, заключивший трудовой договор с работником в году наступления страхового случая, назначает пособие по временной нетрудоспособности в размере, исчисленном исходя из МРОТ. Причем работнику выгоднее получать пособие именно по основному месту работы (на полную ставку), поскольку при выборе работы, где он трудится по совместительству (не на полную ставку), МРОТ необходимо скорректировать пропорционально неполному рабочему времени.

Если страховой стаж работника менее полугода

Застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее шести месяцев, пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам выплачиваются в размере, не превышающем МРОТ, установленный федеральным законом, за полный календарный месяц. При этом в районах и местностях, в которых применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие рассчитывают исходя из МРОТ с учетом этих коэффициентов (ч. 6 ст. 7 и ч. 3 ст. 11 Закона N 255-ФЗ).

Если исчисленное пособие в расчете за полный календарный месяц превысило МРОТ (с учетом районных коэффициентов), то размер дневного пособия определяют следующим образом (п. 20 Положения):

Дневное МРОТ (с учетом районных коэффициентов)

Число календарных дней в календарном

либо отпуск по беременности и родам

К примеру, если страховой стаж работника менее полугода, то максимальное дневное пособие за январь 2012 г. составит 148,74 руб. (4611 руб. / 31 дн.), за февраль — 159 руб. (4611 руб. / 29 дн.) и т. д.

В свою очередь, размер пособия, подлежащего выплате, исчисляют так (п. 20 Положения):

Число календарных дней, приходящихся на период

Пособие = Дневное x нетрудоспособности либо отпуска по беременности

пособие и родам в каждом календарном месяце

Наличие оснований для снижения выплат по больничному листу

Пособие по временной нетрудоспособности в размере, не превышающем МРОТ за полный календарный месяц (в установленных случаях — с учетом районных коэффициентов), также выплачивается в следующих случаях (ст. 8 Закона N 255-ФЗ):

1) нарушения застрахованным лицом без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом;

2) неявки застрахованного лица без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы;

3) заболевания или травмы, наступивших вследствие опьянения или действий, связанных с таким опьянением.

Снижение пособия производят (ч. 2 ст. 8 Закона N 255-ФЗ):

— при наличии оснований, указанных в п. п. 1 и 2 ч. 1, — со дня, когда было допущено нарушение;

— при наличии оснований, указанных в п. 3 ч. 1, — за весь период нетрудоспособности.

Если исчисленное пособие со дня, когда было допущено нарушение, либо за весь период нетрудоспособности в расчете за полный календарный месяц превысило МРОТ (с учетом районных коэффициентов), то размер дневного пособия определяют следующим образом (п. 22 Положения):

МРОТ (с учетом районных коэффициентов)

месяце, на который приходится

соответствующий период временной

При этом размер пособия, подлежащего выплате, исчисляют так (п. 22 Положения):

Дневное Число календарных дней, приходящихся на

Пособие = пособие x соответствующий период временной нетрудоспособности

в каждом календарном месяце

Лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимают равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая (п. 3 Положения). Речь здесь идет об адвокатах, индивидуальных предпринимателях, членах крестьянских (фермерских) хозяйств и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, нотариусах и иных лицах, занимающихся частной практикой.

В данном случае средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам определяют следующим образом (п. 15 Положения):

МРОТ, установленный федеральным

законом на день наступления

Средний страхового случая

заработок Число календарных дней

на которые приходится

Отметим, что указанные лица приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты ими страховых взносов в ФСС РФ. Размер взносов равен стоимости страхового года за календарный год, предшествующий году, в котором наступили временная нетрудоспособность, отпуск по беременности и родам или отпуск по уходу за ребенком (п. 7 Положения).

страхового = на начало финансового года x страховых x 12

Стоимость страхового года определяют так (ч. 3 ст. 4.5 Закона N 255-ФЗ):

Стоимость МРОТ, установленный федеральным законом Тариф

Комментарии

Изменен порядок расчета и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком

23 декабря

Федеральный закон от 08.12.2010 N 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

Внесены изменения в Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон N 255-ФЗ). В пояснительной записке к законопроекту говорилось, что основная цель поправок — снижение расходов Фонда социального страхования. Принятые изменения скажутся на размерах государственных пособий по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком, по беременности и родам. Частично расходы ФСС РФ будут оптимизированы за счет работодателей. Рассмотрим все изменения подробнее.

1.1. Работодатель оплачивает первые три дня временной нетрудоспособности

До 1 января 2011 г. работодатель из собственных средств выплачивает сотруднику пособие по временной нетрудоспособности за первые два дня, а оставшийся период нетрудоспособности (начиная с третьего дня) оплачивается за счет бюджета ФСС РФ (п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона N 255-ФЗ). С 2011 г. за счет средств работодателя будет выплачиваться пособие за первые три дня, а четвертый и последующие дни оплачиваться будут за счет средств ФСС РФ. Отметим, что расходы работодателя по выплате данного пособия уменьшают налогооблагаемую прибыль на основании подп. 48.1 п. 1 ст. 264 НК РФ. В эту норму, видимо, также будут внесены коррективы, и с двух до трех дней увеличится учитываемый в расходах период, оплачиваемый работодателем.

1.2. Средний заработок для исчисления пособий рассчитывается за два календарных года

Изменен расчетный период, за который учитывается заработок застрахованного лица при исчислении пособий. С 2011 г. в соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка работника, который рассчитывается за два календарных года, предшествующих тому, в котором наступил страховой случай. При этом в расчет берется заработок, полученный сотрудником у другого работодателя (работодателей). Исключение составляет случай, когда пособия застрахованному лицу назначаются и выплачиваются на основании ч. 2 ст. 13 Закона N 255-ФЗ по всем местам его работы, службы или иной деятельности. Напомним, что до 2011 г. средний заработок для расчета пособий определяется за 12 последних месяцев, предшествующих месяцу наступления страхового случая.

В ст. 14 Закона N 255-ФЗ предусмотрены некоторые особенности исчисления среднего заработка в расчетный период.

Так, если в расчетном периоде работница находилась в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, то эти года могут не включаться в расчет (ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ). В таком случае для исчисления среднего заработка женщина может использовать любой другой год (годы) при условии, что это приведет к увеличению пособия. Напомним, что до 2011 г. действовала следующая схема. Если застрахованное лицо не имело периода работы непосредственно перед наступлением страхового случая, то сумма пособия исчислялась исходя из среднего заработка работника, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая (ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ, п. 11 Постановления Правительства РФ от 15.06.2007 N 375).

Кроме того, минимальный размер оплаты труда признается средним заработком застрахованного лица, если в расчетные периоды оно не имело заработка или средний заработок был ниже МРОТ (новая ч. 1.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).

В ч. 1.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ предусмотрена еще одна особенность исчисления среднего заработка. Если работник на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), то средний заработок определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.

Однако как бы ни рассчитывался средний заработок, в ч. 1.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ оговаривается, что в любом случае исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше установленного минимального размера. Напомним, что с 2011 г. этот размер пособия по уходу за первым ребенком равен 2194,34 руб., за вторым и последующими детьми — 4388,67 руб. (ст. 4.2, 15 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ, п. 2 ст. 10 Федерального закона от 13.12.2010 N 357-ФЗ).

1.3. Поменялся порядок расчета среднего заработка

В средний заработок, из которого исчисляются пособия, включаются все виды выплат в пользу застрахованного лица, на которые начислены взносы в ФСС РФ (ч. 2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ). При этом установлена предельная сумма годового заработка для расчета пособия — она не может превышать установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления взносов в ФСС РФ (ч. 3.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ). В соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ эта величина в 2010 г. составляла 415 000 руб. Данный размер предельной величины, исходя из которой исчисляются пособия, применяется ко всем периодам до 1 января 2010 г. (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ). Работодателям, применяющим специальные налоговые режимы, при определении среднего заработка застрахованных лиц для исчисления пособий следует также ориентироваться на предельную величину базы, равную 415 000 руб. за каждый календарный год до 1 января 2011 г. (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ). Таким образом, ограничение суммы заработка для расчета пособий отразится на размерах пособий тех застрахованных лиц, чей годовой доход больше установленного лимита.

Напомним, что с 2011 г. база для начисления взносов будет проиндексирована — она не должна будет превышать 463 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 N 933).

Если до 1 января 2011 г. согласно ч. 3 ст. 14 Закона N 255-ФЗ для исчисления пособия использовался средний дневной заработок работника, определяемый путем деления заработной платы за расчетный период на количество учитываемых для расчета календарных дней, то после этой даты сумма начисленного за расчетный период заработка делится на 730. Таким образом, число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата, с 2011 г. не будет иметь значения при исчислении пособий. Это отмечено в разъяснениях ФСС РФ (Письмо от 14.12.2010 N 02-03-17/05-13765).

1.4. Изменен порядок определения страхователя, назначающего и выплачивающего пособия

По общему правилу назначение и выплата пособий застрахованному лицу осуществляется по его месту работы (ч. 1 ст. 13 Закона N 255-ФЗ). В связи с изменением расчетного периода (теперь это два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая) установлены некоторые особенности назначения и выплаты пособий:

1. Если на момент наступления страхового случая работник занят у нескольких страхователей и два предшествующих календарных года работал у тех же страхователей, то пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются по всем местам работы. Исчисление этих пособий производится из среднего заработка за время работы у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие (ч. 1 ст. 13 Закона N 255-ФЗ). Заработок, полученный у другого страхователя, при этом не учитывается (ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ). Ежемесячное пособие по уходу за ребенком в данной ситуации назначается и выплачивается страхователем по одному месту работы (по выбору застрахованного лица).

2. Если на момент наступления страхового случая работник занят у нескольких страхователей, но два предшествующих календарных года он работал у других страхователей (страхователя), то пособия назначаются и выплачиваются ему только по одному из последних мест работы по его выбору (ч. 2.1 ст. 13 Закона N 255-ФЗ).

3. Если на момент наступления страхового случая работник трудится на нескольких работах, а два предшествующих календарных года он работал как у этих, так и у других страхователей (страхователя), то есть два варианта на выбор работника. Либо ему назначают и выплачивают пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам по всем местам работы исходя из среднего заработка за время работы у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, либо это делает страхователь по одному из последних мест работы (ч. 2.2 ст. 13 Закона N 255-ФЗ).

Согласно ч. 5 ст. 13 Закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты страхователем пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам работник должен представить листок нетрудоспособности и справку о сумме заработка с места работы у другого страхователя. Кроме того, в случаях, когда указанные пособия выплачиваются по выбору застрахованного лица, работнику также необходимо представить справку с места работы у других страхователей о том, что ими эти пособия не выплачиваются (ч. 5.1 ст. 13 Закона N 255-ФЗ). При этом справка о сумме заработка может быть как подлинником, так и заверенной в установленном порядке копией (ч. 7.1 ст. 13 Закона N 255-ФЗ).

Если из-за прекращения деятельности страхователя либо по иным причинам застрахованное лицо не может представить справку о сумме заработка у этого страхователя, то оно пишет работодателю заявление. На основании этого заявления работодатель направляет запрос в территориальный орган Пенсионного фонда РФ о представлении сведений о заплате (иных выплатах и вознаграждениях) застрахованного лица у соответствующего страхователя на основании сведений персонифицированного учета (ч. 7.2 ст. 13 Закона N 255-ФЗ). Минздравсоцразвития России должно утвердить форму заявления застрахованного лица, форму и порядок направления запроса, форму, порядок и сроки представления органом ПФР запрашиваемых сведений.

1.5. Возможен перерасчет назначенного пособия

Страхователь должен назначить пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в течение 10 календарных дней со дня обращения работника (ч. 1 ст. 15 Закона N 255-ФЗ). Если у застрахованного лица на день обращения за пособием отсутствует справка о сумме заработка, то пособие назначается на основании представленных работником и имеющихся у страхователя (территориального органа страховщика) сведений и документов. Когда указанная справка будет представлена, назначенное пособие за весь период перерассчитают (новая ч. 2.1 ст. 15 Закона N 255-ФЗ). Отметим, что перерасчет пособия может быть произведен не более чем за три года, предшествующих дню представления справки (справок) о сумме заработка.

1.6. Пособие по нетрудоспособности в период простоя

Согласно ч. 7 ст. 7 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности за период простоя выплачивается в размере сохраняемой зарплаты, но не выше размера пособия по больничному, определяемого по общим правилам. Работник может заболеть как до начала периода простоя, так и в дни, приходящиеся на этот период.

В некоторых случаях ФСС РФ отказывал в назначении пособия по временной нетрудоспособности. Так, в Письме от 22.03.2010 N 02-03-13/08-2497 разъяснялось, что оно не назначается, если заболевание работника наступило в период простоя. При этом чиновники ссылались на п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона N 255-ФЗ, согласно которому указанное пособие не назначается за период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством РФ. Однако арбитражные суды не признавали простой освобождением сотрудника от работы в соответствии с законодательством и считали правомерной выплату пособия в период простоя (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 01.03.2010 N А52-4069/2009, Уральского округа от 31.03.2010 N Ф09-1937/10-С2, Поволжского округа от 20.04.2010 N А65-25157/2009, Восточно-Сибирского округа от 22.04.2010 по делу N А33-12582/2009). Точку в этих спорах поставил Президиум ВАС России в Постановлении от 18.05.2010 N 17762/09. Суд указал, что законодателем не установлена зависимость выплаты пособия по временной нетрудоспособности от того, наступила она в период простоя либо до его начала. Казалось бы, спорный вопрос решен.

Однако в ч. 7 ст. 7 Закона N 255-ФЗ внесены уточнения, согласно которым оплата больничного листа производится только в случае, если нетрудоспособность наступила до периода простоя и продолжалась в этот период. Если же работник заболеет во время простоя, и дни болезни будут приходиться на этот период, то больничный лист ему не оплатят. Такое невыгодное для работников дополнение внесено в ч. 1 ст. 9 Закона N 255-ФЗ.

1.7. Введены новые права и обязанности работодателя

Дополнены обязанности работодателей (п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Закона N 255-ФЗ). Работодатель должен выдать застрахованному лицу (при его увольнении или по письменному заявлению) справку о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы или году обращения за справкой. Причем при увольнении сотрудника такая справка выдается в день прекращения работы, а при обращении к страхователю бывшего работника — не позднее трех рабочих дней с момента подачи заявления. Кроме того, если в году увольнения работнику выплачивались вознаграждения, на которые начислялись страховые взносы, то в справку также включается информация за текущий календарный год. Форма и порядок выдачи справки о сумме заработка застрахованного лица утверждаются Минздравсоцразвития России.

Указанной обязанности страхователя соответствует право работника на получение справки о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений (соответствующее дополнение внесено в п. 2 ч. 1 ст. 4.3 Закона N 255-ФЗ).

Работодатели, которые получили от своего сотрудника справки о сумме заработной платы (иных выплат и вознаграждений), выданные ему другими страхователями, вправе проверить содержащиеся в справках сведения. Это делается путем запроса в территориальный орган ФСС РФ по форме и в порядке, которые должны быть установлены Минздравсоцразвития России. Такое дополнение внесено в ч. 1 ст. 4.1 Закона N 255-ФЗ.

1.8. Ответственность за достоверность сведений, содержащихся в справке о сумме заработка

Для работодателей введена ответственность за достоверность необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий сведений, которые содержатся в выдаваемых застрахованному лицу документах. Согласно ч. 2 ст. 15.1 Закона N 255-ФЗ, если на основе недостоверных сведений работнику выплачены ежемесячное пособие по уходу за ребенком, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, то работодатель, предоставивший такие сведения, обязан возместить ФСС РФ причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ.

Кроме того, с работника, предоставившего справки с недостоверными сведениями о сумме заработка, может быть взыскана излишне выплаченная сумма пособий (ч. 4 ст. 15 Закона N 255-ФЗ). При каждой последующей выплате пособия либо зарплаты работодатель производит удержание (не более 20 процентов выплачиваемой суммы). При прекращении выплаты пособия либо зарплаты оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.

1.9. Переходные положения

Закон N 255-ФЗ вступает в силу с 1 января 2011 г. Новые правила применяются при назначении, исчислении и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим после указанной даты. Пересчет назначенных по старым правилам (действующим до 2011 г.) пособий, выплачиваемых после 1 января 2011 г., возможен, если в результате применения нового порядка исчисления их размер увеличится (ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ). В противном случае пересчет не производится.

Применение документа (выводы):

1. Работодатель выплачивает пособие за первые три дня временной нетрудоспособности, а четвертый и последующие дни оплачиваются за счет средств ФСС РФ (п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона N 255-ФЗ).

2. Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка работника за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая (ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).

3. Средний дневной заработок для целей исчисления пособий определяется путем деления заработка, начисленного работнику за расчетный период, на 730 (ч. 3 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).

4. Пособие может быть перерассчитано после представления справки (справок) о сумме заработка, если на день обращения за пособием такая справка (справки) отсутствовала (ч. 2.1 ст. 15 Закона N 255-ФЗ).

5. Оплата больничного листа в период простоя производится только в случае, если нетрудоспособность наступила до его начала (ч. 7 ст. 7 Закона N 255-ФЗ).

6. Работодатель обязан выдать застрахованному лицу (при его увольнении или по письменному заявлению) справку о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы или году обращения за справкой (п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Закона N 255-ФЗ).

7. Установлена ответственность работодателей за достоверность необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий сведений, которые содержатся в выдаваемых застрахованному лицу документах (ч. 2 ст. 15.1 Закона N 255-ФЗ).

Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс» и предоставлен компанией «КонсультантПлюс Свердловская область» — информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Екатеринбурге и Свердловской области

Расчет пособий в 2018 году

Автор: Комиссарова Т. Ю., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С наступлением нового года меняется расчетный период для назначения пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком. Это приводит к изменению максимальных размеров пособий. Радует одно: порядок расчета пособий не изменился. Расскажем обо всех нововведениях.

В начале отметим нормативные документы, которые необходимо использовать при расчете пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком:

Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Федеральный закон № 255-ФЗ);

Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – Федеральный закон № 81-ФЗ);

Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 (далее – Положение № 375).

Согласно ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ при расчете пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком используются следующие показатели:

1) расчетный период;

2) предельная сумма выплат;

3) количество календарных дней в расчетном периоде;

4) максимальный средний дневной заработок;

5) максимальные размеры пособий.

Каждый из этих показателей с нового года изменился. Рассмотрим их более подробно.

Расчетный период

Об этом показателе сказано в ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ: пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).

Следовательно, для страховых случаев (нетрудоспособность, беременность и рождение ребенка), которые произойдут в 2018 году, расчетным периодом будут 2016 и 2017 годы.

Однако не нужно забывать о п. 11 Положения № 375, которым установлен другой расчетный период при определенных условиях. Итак, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из названных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

В настоящее время по вопросу, касающемуся замены календарных лет (календарного года) в расчетном периоде при исчислении размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком, необходимо руководствоваться разъяснениями, представленными в Письме ФСС РФ от 30.11.2015 № 02-09-11/15-23247.

При замене расчетного периода – календарных лет (календарного года) необходимо помнить следующее:

замена осуществляется только в целях исчисления среднего заработка для расчета пособий;

замена производится не на любые годы (любой год) по выбору застрахованного лица, а на годы (год), непосредственно предшествующие (предшествующий) годам, в которых застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) отпуске по уходу за ребенком;

замена календарных лет – это право застрахованного лица, а не обязанность;

замена календарных лет расчетного периода производится только при условии увеличения размера пособия.

На основе разъяснений, представленных в вышеуказанном письме ФСС, отметим следующие нюансы замены расчетного периода в 2018 году:

если застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) отпуске по уходу за ребенком в 2016 – 2017 годах, эти годы могут быть заменены только на 2014 – 2015 годы;

если застрахованное лицо полностью (в 2015 и 2016 годах) и частично (в 2017 и 2014 годах) находилось в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком, все вышеуказанные годы могут быть заменены на календарные годы, непосредственно предшествующие годам, в которых застрахованное лицо находилось в названных отпусках, то есть на 2012 и 2013 годы. Либо в расчет может быть взят заработок за 2017 и 2014 годы, но при этом из числа календарных дней в расчетном периоде (730 или 731, если год был високосным) для исчисления пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком исключаются периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, а в отдельных случаях – периоды освобождения от работы с полным или частичным сохранением заработной платы, если на нее не начислялись страховые взносы (ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ);

если застрахованное лицо в 2016 и 2017 годах находилось в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком, в 2015 году работало, а в 2014 и 2013 годах также находилось в данных отпусках, расчетный период по его заявлению может быть перенесен на 2015 и 2012 годы;

если застрахованное лицо находилось в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком с сентября 2013 года по март 2018 года (такая ситуация возможна, если женщина, не выходя из отпуска по уходу за ребенком, снова берет отпуск по беременности и родам), а до сентября 2013 года частично работало, расчетный период по его заявлению может быть сдвинут на 2011 и 2012 годы либо в расчет может быть взят заработок за 2013 (когда застрахованное лицо частично работало) и 2012 годы. При этом необходимо помнить, что берется тот вариант, при котором размер пособия будет больше.

Предельная сумма заработка для расчета пособий

Данный показатель появляется, когда необходимо установить базу, исходя из которой определяется средний заработок. В части 2 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ сказано, что в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС, в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) согласно законодательству РФ о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года). При этом средний заработок учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в силу Федерального закона № 212-ФЗ (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) законодательства РФ о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС (ч. 3.2 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ).

Из приведенных положений законодательства следует, что если временная нетрудоспособность, отпуск по беременности и родам или отпуск по уходу за ребенком наступили в 2018 году, то, как было сказано выше, в расчетный период включаются 2016 и 2017 годы, за исключением случаев, установленных п. 11 Положения № 375 (замена расчетного периода).

Таким образом, максимальная сумма заработка, учитываемого при расчете вышеуказанных пособий, составит 1 473 000 руб. (718 000 + 755 000), где:

718 000 руб. – предельная величина базы для исчисления страховых взносов в ФСС в 2016 году, установленная Постановлением Правительства РФ № 1265;

755 000руб. – предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС в 2017 году, предусмотренная Постановлением Правительства РФ № 1255.

К сведению: 01.01.2018 вступило в силу Постановление Правительства РФ № 1378, в котором сказано, что предельная величина базы для исчисления страховых взносов в ФСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении каждого физического лица составляет сумму, не превышающую 815 000 руб.

Количество календарных дней в расчетном периоде

Прежде чем рассказать о количестве дней в расчетном периоде, обратим ваше внимание, что для разных пособий оно различается:

при расчете пособия по временной нетрудоспособности необходимо руководствоваться ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ. В этой части сказано, что средний дневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в ч. 1 данной статьи, на 730;

К сведению. При расчете данного пособия количество дней в расчетном периоде всегда одинаковое и равно 730.

при расчете пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком нужно руководствоваться ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ, согласно которой средний дневной заработок для исчисления указанных пособий определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, обозначенный в ч. 1 этой статьи, на число календарных дней в данном периоде, кроме календарных дней, приходящихся:

на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;

на период освобождения сотрудника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, если на сохраняемую заработную плату за этот период не начислялись страховые взносы в ФСС в силу Федерального закона № 212-ФЗ (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) законодательства РФ о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года).

Это значит, что при расчете указанных пособий расчетный период может составлять:

730 календарных дней;

731 календарный день в случае, если один год расчетного периода является високосным;

732 календарных дня при замене календарных лет (календарного года), предусмотренных законодательством, на високосный год (високосные годы).

Максимальный размер среднего дневного заработка

Положения Федерального закона № 255-ФЗ ограничивают размер пособий максимальным средним дневным заработком. Данная величина меняется ежегодно. Итак, согласно ч. 3.3 ст. 14 указанного закона средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, определенный в соответствии с ч. 3.1 этой статьи, не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС, установленных в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) законодательством РФ о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) на два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.

Таким образом, максимальная величина среднего дневного заработка для расчета пособий в 2018 году составляет 2 017,81 руб. (1 473 000 руб. / 730 кал. дн.).

Максимальные размеры пособий

Пособие по беременности и родам.

Частью 1 ст. 10 Федерального закона № 255-ФЗ установлена максимальная продолжительность выплаты пособия по беременности и родам. Итак, это пособие выплачивается женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности – 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов – 86, при рождении двух или более детей – 110) календарных дней после родов.

К сведению. Данное пособие выплачивается в размере 100% среднего заработка (ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 255-ФЗ).

Таким образом, максимальный размер пособия по беременности и родам в 2018 году равен:

при нормальных родах – 282 493,40 руб. (2 017,81 руб. x 140 кал. дн. x 100%);

при многоплодной беременности – 391 455,14 руб. (2 017,81 руб. x 194 кал. дн. x 100%);

при осложненных родах – 314 778,36 руб. (2 017,81 руб. x 156 кал. дн. x 100%).

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Оно ограничено не количеством дней выплаты, а другим показателем. Согласно ч. 1 ст. 11.2 Федерального закона № 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, предусмотренного Федеральным законом № 81-ФЗ. Средний заработок для исчисления данного пособия определяется путем умножения среднего дневного заработка, устанавливаемого в соответствии с ч. 3.1 и 3.2 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ, на 30,4 (ч. 5.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ).

Таким образом, максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в 2018 году составит 24 536,57 руб. (2 017,81 руб. x 30,4 x 40%).

В заключение обозначим основные моменты расчета пособий в 2018 году:

расчетный период – с 01.01.2016 по 31.12.2017, за исключением случаев, установленных п. 11 Положения № 375;

максимальная сумма заработка для расчета пособий составляет 1 473 000 руб.;

максимальная величина среднего дневного заработка для расчета пособий равна 2 017,81 руб.;

при расчете пособия по временной нетрудоспособности количество дней в расчетном периоде всегда одинаковое и равно 730;

при расчете пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком количество фактических дней может быть равно 730, 731 или 732, если в расчетном периоде был високосный год (високосные годы), так как количество календарных дней определяется следующим образом: из фактического количества календарных дней в расчетном периоде вычитается количество исключаемых дней.

Действующая редакция

Статья 14. Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком

1. Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком. В случае, если застрахованное лицо не имело периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением указанных страховых случаев в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за ребенком, соответствующие пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.

2. В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

2.1. Застрахованным лицам, указанным в части 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. При этом исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

3. Средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата.

3.1. Средний дневной заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, не может превышать средний дневной заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» на день наступления страхового случая, на 365. В случае, если назначение и выплата застрахованному лицу указанных пособий осуществляются несколькими страхователями в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона, средний дневной заработок, из которого исчисляются указанные пособия, не может превышать средний дневной заработок, определяемый исходя из указанной предельной величины, при исчислении данных пособий каждым из этих страхователей.

4. Размер дневного пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьями 7 и 11 настоящего Федерального закона.

5. Размер пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.

5.1. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка, определяемого в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на 30,4. Средний заработок, из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не может превышать средний заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» на день наступления страхового случая, на 12.

5.2. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем умножения среднего заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьей 11.2 настоящего Федерального закона. При уходе за ребенком в течение неполного календарного месяца ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается пропорционально количеству календарных дней (включая нерабочие праздничные дни) в месяце, приходящихся на период осуществления ухода.

Пункт 6 — Утратил силу.

7. Особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.

Еще по теме:

  • Приказ минэнерго 340 от 23072012 Приказ Министерства энергетики РФ от 23 июля 2012 г. N 340 "Об утверждении перечня предоставляемой субъектами электроэнергетики информации, форм и порядка ее предоставления" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства энергетики РФ от 23 июля 2012 г. […]
  • Скрывают экспертизу Журналисты НТВ выяснили, что скрывают рапорты чиновников о расселении аварийного жилья В России обнародовали статистику расселения аварийного жилья. Аварийного фонда в России, признанного таковым до 2012 года, более 11 миллионов квадратных метров. На них […]
  • Вид собственности работодателя это Профессиональные стандарты: все ли работодатели обязаны их применять? Профстандарты, которые сейчас за некоторым исключением носят в основном рекомендательный характер, с 1 июля 2016 года могут стать обязательными (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 2 мая […]
  • Тамбов переселение Почём переселение? Когда тамбовчане переедут из бараков Когда граждане Тамбовской области, нуждающиеся в переезде из бараков и аварийных домов, получат квартиры? Из бараков — в новые квартиры Переселение граждан в новое, благоустроенное жильё из аварийного […]
  • Приказ 65 2014 Приказ 65 2014 Приказ МВД России от 31.01.2013 N 65 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел РФ" В соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов […]
  • Дисквалификация реестр Приказ Федеральной налоговой службы от 19 декабря 2011 г. N ММВ-7-6/[email protected] "Об организации работы налоговых органов по формированию и ведению реестра дисквалифицированных лиц" В целях организации работы налоговых органов по формированию и ведению реестра […]
  • Кредит страховка инвалидность Страховые случаи по кредитам Здравствуйте. Помогите пожалуйста по страховому случаю по кредиту. У меня такая ситуация. Брала кредит в СОВКОМБАНКЕ. Кредит застрахован. Платила исправно-без просрочек.! Но со мной произошла страшная история. В сентябре 11 числа […]
  • Ресо гарантия новосибирск осаго отзывы РЕСО-ГАРАНТИЯ - отзывы Новосибирск Нагло обманывают новичков Приобрела я машину в феврале 2014 года, поехали оформлять, заехали на ул. Дуси Ковальчук 11, оформились. Агент выписала страховку ОСАГО РЕСО, открытую, мотивировала маленьким моим стажем […]