Внешнеторговые споры

Содержание:

Лекция 7. Сделки в международном частном праве

7.1. Понятие, виды и формы внешнеэкономических сделок

Внешнеэкономической считается сделка, в которой хотя бы одной из сторон является иностранное лицо (физическое или юридическое), а содержанием — операции по ввозу из-за границы или по вывозу за границу товаров либо какие-нибудь подсобные операции.

Основной разновидностью внешнеэкономических сделок является договор внешнеторговой (международной) купли-продажи товара. Кроме купли-продажи, к внешнеэкономическим сделкам относят договор подряда, договор мены, договор лизинга, договор комиссии, договор страхования, а также получившие в последнее время широкое распространение договоры на предоставление различных услуг по оказанию технического содействия в сооружении промышленных объектов и выполнении строительных, научно-исследовательских, проектных работ, передаче различной документации и т.д.

Внешнеэкономические сделки могут иметь возмездный или безвозмездный характер. Внешнеэкономические сделки подразделяют на:

— односторонние (выдача доверенности иностранному юридическому или физическому лицу на совершение действий от имени доверителя);

— двусторонние (договоры международной купли-продажи, бартерные контракты и т. д.);

— многосторонние (договор о совместной деятельности, учредительный договор и т.д.).

Внешнеэкономические сделки могут заключаться под определенным условием, при наступлении которого сделка либо вступает в силу, либо прекращает свое действие.

В качестве средства платежа, как правило, используется иностранная валюта. Причем стороны сделок могут выбрать валюту третьей страны.

Основания взимания, порядок исчисления и размер процентов по денежным обязательствам в РФ определяются по праву страны, подлежащему применению к соответствующему обязательству (ст. 1218 ГК РФ).

Споры, возникающие из внешнеэкономических сделок, по соглашению сторон могут быть переданы на рассмотрение в специализированные арбитражи, представляющие собой не зависимые от государства организации, специализирующиеся на рассмотрении споров по внешнеэкономическим сделкам. Стороны могут выбрать как постоянно действующий арбитражный суд (например, Арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации), так и арбитраж, который создается сторонами специально для рассмотрения спора по конкретному делу (так называемый арбитраж ad hoc).

Внешнеэкономические сделки между предпринимателями различных стран могут осуществляться как на основе свободного выбора контрагента, так и по согласованным в специальных межправительственных соглашениях (протоколах) о поставках товаров и оказании услуг индикативным спискам товаров и услуг, которые надлежит экспортировать или импортировать.

В правовом регулировании внешнеэкономических сделок большую роль играют международные договоры регионального и универсального характера. Важное значение при заключении и исполнении внешнеэкономических сделок, а особенно договоров международной купли-продажи товара, играют и международные обычаи.

По российскому законодательству сфера действия права, подлежащего применению к договору, включает в себя (ст. 1215 ГК РФ):

— права и обязанности сторон договора;

— последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения договора;

— последствия недействительности договора.

В РФ форма сделки подчиняется праву места ее совершения. Однако сделка (доверенность), совершенная за границей, не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требования российского права.

Форма внешнеэкономической сделки, хотя бы одной из сторон которой является российское юридическое лицо, подчиняется независимо от места совершения этой сделки российскому праву. Это правило применяется и в случаях, когда хотя бы одной из сторон такой сделки выступает осуществляющее предпринимательскую деятельность физическое лицо, личным законом которого в соответствии с Гражданским кодексом РФ является российское право.

Форма сделки в отношении недвижимого имущества подчиняется праву страны, где находится это имущество, а в отношении недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр в Российской Федерации, — российскому праву (ст. 1209 ГК РФ). В случае если внешнеэкономические сделки заключаются на международных аукционах, иностранных биржах, то порядок подписания и форма сделок определяются соответствующими правилами аукционов и бирж.

ВТО и торговые войны вчера, сегодня, завтра

За сравнительно короткую историю Всемирная торговая организация рассмотрела в общей сложности больше 500 дел и приняла свыше 350 окончательных решений. Многие споры продолжаются годами, а отдельные – десятилетиями, обрастая новыми претензиями. Даже удивительно, что располагая штатом всего в 640 человек, ВТО умудряется пропускать через себя такое количество конфликтов. Особенно, если учесть, что от исхода в большинстве случаев зависят миллиарды и миллиарды долларов.

Разногласия в зеркале статистики

ВТО начала функционировать в 1995 году как преемница Генерального соглашения по тарифам и торговле (General Agreement on Tariffs and Trade, GATT). В принципе ГАТТ выполняло такие же функции, но де-юре не считалось полноценной международной организацией. На сегодняшний день равноправными членами ВТО стали 164 государства. Еще 21 стране, включая Азербайджан, Белоруссию и Узбекистан присвоен статус наблюдателей. Россия оформила членство в 2012 году. Процесс ее присоединения к ВТО занял в общей сложности около двух десятилетий.

Лавры чемпиона мира по участию в международных торговых конфликтах безраздельно принадлежат Соединенным Штатам. В 114 случаях Вашингтон фигурировал в роли подателя иска и 130 раз – в качестве ответчика. Кроме того, при рассмотрении 140 дел США выступали как третья сторона. На втором месте с большим отставанием от лидера находится Евросоюз (97 – 82 – 165). Поразительно скромные цифры на счету у КНР, если учитывать вес китайского вклада в мировую торговлю. По статистике, опубликованной на официальном сайте ВТО, Китай до настоящего момента выступал заявителем лишь в 15 случаях, а ответчиком – в 39. Рекордсменом по участию в разбирательствах на правах третьей стороны может считаться Япония – 170 дел.

Примечательна также статистика, в которой отражаются причины конфликтов. В подавляющем большинстве случаев за обращением в ВТО стоит протекционизм одной из сторон. Чаще всего это введение неоправданно высоких пошлин и таможенных запретов на импорт тех или иных товаров. Либо, наоборот, создание искусственных конкурентных преимуществ для собственных экспортеров в виде предоставления субсидий и разного рода налоговых льгот. Только применительно к сельскохозяйственной продукции было рассмотрено больше тридцати подобного рода дел. Производство и поставки автомобилей стали предметом 16 международных разбирательств, а информационные технологии – пока всего трех. Похоже, что у этой отрасли еще все впереди.

Музыкальный марафон

Все более заметное место в межгосударственных спорах принадлежит торговле услугами. И это вполне соответствует последним трендам. Согласно данным, приведенным в недавнем исследовании Международного валютного фонда, доля услуг еще в 2014 году превысила 20 % в общем объеме всемирной торговли. А там, где расцветает коммерция, неизбежны торговые споры.

Отдельной строкой проходит интеллектуальная собственность. Здесь тоже есть свои рекордсмены. Например, многолетний диспут о музыке в барах, ставший образчиком международно-правового «долгостроя».

Речь идет об иске Европейского союза к Соединенным Штатам. В американских барах и торговых центрах без разрешения и положенных отчислений исполняли музыку европейских авторов. ЕС потребовал положить конец такому беззаконию. США, в свою очередь, сослались на две оговорки в Бернской конвенции об авторских правах. Первая из них делала несанкционированное исполнение чужой музыки легальной, если площадь бара, ресторана или магазина не превышала определенного метража. Другая оговорка позволяла игнорировать авторские права, если для воспроизведения использовалось не профессиональное, а бытовое оборудование. Естественно, что обе лазейки создавали большой простор для маневров.

Дело было открыто в 1999 году. В 2000 году в ВТО была сформирована коллегия для разрешения спора. Еще через год Соединенные Штаты попросили продлить время для поисков приемлемого выхода из ситуации. В 2003-м стороны проинформировали ВТО, что пришли к временному компромиссному решению. В следующий раз организация вернулась к этому вопросу в 2010 году. А последний документ американцы предоставили только в марте нынешнего года. Означает ли это, что, наконец, поставлена окончательная точка? Как говорится, поживем – увидим.

Спор двух братьев

В отличие от США и Европейского союза, Россия не накопила внушительного послужного списка участия в торговых спорах. Во многом это объясняется сравнительно недавним членством в ВТО. Как следует из документов организации, в данный момент Российская Федерация выступает фигурантом единственного дела. Его инициатором была Украина.

Как утверждает заявитель, Россия ограничивает или затрудняет транзит ряда украинских товаров в третьи государства. И это, дескать, оказывает негативное воздействие на развитие украинской экономики. Двухсторонние консультации закончились безрезультатно. На днях по требованию Украины ВТО в лице Органа по разрешению споров (Dispute Settlement Body, DSB) сформировала коллегию арбитров. Российская сторона, как говорится на сайте организации, выразила разочарование решением украинских партнеров добиваться продолжения спора и высказала сомнение, что оно окажется продуктивным.

О недюжинном международном интересе к этому делу может свидетельствовать тот факт, что о намерении участвовать в рассмотрении конфликта в качестве третьей стороны уже заявили Бразилия, Канада, Китай, ЕС, Индия, Япония, Южная Корея, Норвегия, Парагвай, Сингапур, Турция и США. Неужели какие-то украинские товары не попадают в Парагвай из-за трудностей с транзитом через территорию России?

Рис, уголь, алюминий и воздушные бои

В одной из недавних публикаций Bloomberg были выделены сразу несколько текущих споров, которые, по мнению агентства, важны для всей мировой торговли. В большинстве случаев фигурантами в них выступают Соединенные Штаты, Китай и Европейский союз.

Так, КНР обвиняет США и ЕС в «нечестных антидемпинговых пошлинах» на китайскую продукцию. Если европейцы и американцы проиграют дело, то, как отмечает Bloomberg, они лишатся действенного инструмента для защиты собственных производителей. Без удержания заградительных пошлин будет крайне трудно остановить поток дешевых китайских товаров. Спор по этому делу грозит затянуться. Оглашение окончательного решения прогнозируется на будущий или даже на 2019 год.

В качестве ответных шагов можно рассматривать целый ряд исков, поданных против самого Китая. В частности, США и ЕС обвиняют Пекин в незаконных ограничениях на экспорт ряда сырьевых материалов, которые используются в авиастроении, автомобильной и компьютерной промышленности. В числе заинтересованных компаний Bloomberg упоминает Apple, Ford, General Motors, Wolkswagen, BMW, Renault, Boeing другие западные корпорации.

Еще одно громкое дело также связано с китайским экспортом. На этот раз Вашингтон возмутили скрытые субсидии, которые заложены в искусственно заниженных кредитных и налоговых ставках внутри КНР. По мнению США, подобные ухищрения делают китайские уголь, алюминий, а также электричество неоправданно дешевыми. Это сказывается на конечной цене продукции и лишает американских производителей конкурентных преимуществ. Вашингтон требует ни много ни мало пересмотра кредитной и налоговой политики КНР.

Похожие претензии относятся к китайской аграрной продукции – рису, пшенице и кукурузе. США обвиняют китайцев том, что они незаконно предоставили своим сельхозпроизводителям субсидии на сумму больше $100 млрд.

И только в следующем споре китайцы выступают в роли зрителей. Бой развернулся между США и ЕС, а конкретно – между двумя авиастроительными гигантами – американским концерном Boeing и европейским Airbus. Предмет разногласий – налогообложение и субсидии. А истоки конфликта лежат в двухстороннем соглашении 1992 года, которое разрешало определенный уровень государственной поддержки для авиастроительной отрасли.

Дело – табак

На фоне предыдущих споров еще одно дело, которое выделяет Bloomberg, явно стоит особняком. Крупнейшие мировые производители табачных изделий ополчились на Австралию. А их интересы в ВТО взялись защитить сразу несколько правительств. Предметом предстоящего жаркого диспута стал австралийский закон от 2011 года, который разрешает продавать сигареты исключительно в обезличенных пачках белого цвета. С точки зрения табачных гигантов это прямое посягательство на бренды и географическую привязку продукта к стране происхождения.

За иском против Австралии стоят China National Tobacco, Philip Morrisl, British American Tobacco, Japan Tobacco и другие лидеры рынка. Больше всего они опасаются, что австралийский пример станет заразительным, и ему последуют другие страны. Признаки оправданного беспокойства проявляют производители еще одной «вредной» продукции – алкогольных напитков.

Сталь раздора

Между тем, на горизонте маячит очередной конфликт, который по масштабу и накалу страстей не уступит всем перечисленным. Речь идет о дополнительных таможенных пошлинах, которыми в США собираются обложить продукцию европейских сталелитейных компаний.

Инициатива исходит от самого Дональда Трампа, который недавно ужаснулся размеру американского внешнеторгового дефицита и распорядился принять незамедлительные меры. Министерство торговли США взяло под козырек и провело специальное расследование. В результате было установлено, что европейские и азиатские производители листовой стали прибегают к демпингу.

Наверняка, в какой-то момент США нанесут чувствительный удар по КНР, которая обеспечивает примерно половину всех мировых потребностей в стали. Но прежде пострадают производители из Франции, Германии, Австрии, Италии и Бельгии. Как сообщает Reuters, размер дополнительных пошлин составит от 3,62% до 148,02%. Максимальной пошлиной будет обложен стальной прокат французской компании Industeel France. Наибольшая пошлина, которая грозит немецким сталелитейщикам, равняется 22,9%.

Европейские политики и бизнес бьют во все колокола. Германское правительство призывает ЕС срочно жаловаться в ВТО. По выражению министра иностранных дел ФРГ Зигмара Габриэля, которое приводит Reuters, Вашингтон готовится обеспечить своим компаниям «нечестные конкурентные преимущества». Впоследствии с подобной угрозой могут столкнуться и другие отрасли, считает политик.

Главе германского МИД вторит главный исполнительный директор итальянской сталелитейной компании Marcegaglia Эмма Марчегалья. «Когда вы начинаете войну, вы не знаете, где окажетесь в конечном итоге», – заявила она журналистам.

Пока же ясно одно. Пока Трамп в Белом доме, ВТО едва ли останется без громких дел.

Торговые споры в ВТО

Среди аргументов «за присоединение к ВТО» часто упоминается то, что участвуя в ВТО, Россия получит доступ к механизмам разрешения споров и, благодаря этому урегулирует часть имеющихся конфликтов, улучшив условия доступа своих товаров на внешние рынки. Что же это такое – процедура разрешения споров в ВТО?

В рамках ВТО торговые споры ведутся только правительствами государств в случае возникновения торгового спора по любому из многосторонних торговых соглашений, входящих в сферу действия Договоренности по правилам и процедурам разрешения споров (далее ДРС). Таким образом, сфера урегулирования торговых споров включает в себя споры, возникающие не только по обязательствам ГАТТ, но и предусмотренные ТРИПС и ГАТС. Однако все эти соглашения содержат некоторые специфические правила, которые превалируют над правилами и процедурами ДРС.
Компании в таких спорах не участвуют, они могут либо полностью доверить защиту своих интересов правительствам, либо принимать участие в качестве третьей стороны.
В рамках ВТО существуют два основных способа урегулирования споров:

  • поиск взаимоприемлемого решения в рамках двусторонних консультаций
  • обращение в Орган по урегулированию споров (далее ОРС).
  • На практике ОРС – это Генеральный Совет ВТО, который собирается специально для рассмотрения вопросов, связанных с урегулированием споров. Обычно он собирается один раз в месяц и обладает полномочиями учреждать третейскую группу, принимать доклады третейских групп и Апелляционного органа и осуществлять надзор за применением вынесенных решений и рекомендаций, а также разрешать приостановку уступок по Соглашению об учреждении ВТО.

    Процедура урегулирования спора в случае обращения в ОРС состоит из трех основных этапов:

  • консультации между сторонами;
  • разбирательство в рамках ОРС;
  • выполнение сторонами спора решения ОРС.
  • Теперь более подробно остановимся на этапах урегулирования торговых споров.

    1. Проведение консультаций.
    Процедура урегулирования спора начинается с консультаций. Стороны должны приступить к консультациям в 30-дневный срок с даты получения запроса на проведение консультаций. Их общая продолжительность не должна превышать 60 дней.

    2. Учреждение третейской группы.
    В случае если в течение консультаций сторонам не удалось прийти к согласованному решению, то они запрашивают об учреждении третейской группы. Третейская группа создается на заседании ОРС, следующим за тем, в ходе которого была подана такая просьба. В состав группы входят высококвалифицированные правительственные или неправительственные эксперты. Как правило, состоят они из 3 членов, если только в течение 10 дней с даты ее учреждения стороны спора не достигнут соглашения о формировании третейской группы из 5 человек.
    Функция такой группы состоит в оказании помощи ОРС в выполнении его обязанностей на основе Договоренности по правила и процедурам разрешения споров.

    3. Рассмотрение дела на стадиях производства.
    На первом слушании третейской группы стороны и иные третьи лица, заинтересованные в споре излагают свою позицию по предмету спора. На втором слушании предоставляются письменные доказательства и устные контраргументы по позициям противоположных сторон по предмету спора. В случае если какие–то факты, предоставляемые сторонами, требуют привлечения эксперта, третейская группа может провести консультации с экспертами или назначить экспертную группу для подготовки рекомендательного заключения по предмету спора.

    4. Предварительный доклад третейской группы.
    После прений сторон третейская группа готовит и направляет спорящим сторонам предварительный доклад, состоящий исключительно из описательных разделов и не содержащий выводов и заключений. В течение двух недель у них есть возможность прокомментировать и ознакомиться с первичным проектом решения. Если никаких замечаний и предложений не поступает, то этот доклад рассматривается как окончательный и распространяется среди членов ВТО.

    5. Предварительное решение для сторон.
    Предварительное решение содержит выводы и заключения третейской группы по существу предмета спора, которое тоже в свою очередь направляется сторонам, предоставляя им возможность потребовать пересмотра предварительного решения в течение одной недели.

    6. Окончательное решение ОРС.
    Окончательный доклад третейской группы также направляется сторонам и распространяется среди прочих членов ВТО. В течение 60 дней с даты распространения окончательного доклада третейской группы среди членов ВТО он принимается на очередном заседании ОРС на основе негативного консунсуса.

    7. Апелляция.
    В рамках ОРС учрежден постоянно действующий Апелляционный орган. Он состоит из семи лиц, из которых по одному делу свои функции выполняют только трое.
    На апелляцию доклада третейской группы могут подать только стороны спора. Разбирательство в Апелляционном органе является конфиденциальным. Доклады составляются на основе предоставленной сторонами спора информации.
    Апелляция может быть назначена только для разрешения вопросов толкования норм соглашений ВТО и не может использоваться для пересмотра дел по существу или для оценки новых фактов.

    8. Сроки для принятия решений.
    Если иное не оговорено сторонами спора, то период между датой учреждения третейской группы ОРС и датой рассмотрения ОРС доклада третейской группы, как правило, не может превышать 9 месяцев, если на доклад третейской группы не подана апелляция или 12 месяцев, если такая апелляция подана.

    9. Контроль за выполнением рекомендаций и решений.
    В течение 30 дней с даты принятия доклада третейской группы или Апелляционного органа, заинтересованный член информирует ОРС о своих намерениях в отношении выполнения рекомендаций и решений ОРС в течении разумного периода времени. Разумный период времени не должен превышать 15 месяцев с даты принятия доклада третейской группы или решения Апелляционного органа. Однако в зависимости от конкретных обстоятельств продолжительность этого периода может варьироваться.
    Если рекомендации и решения не выполняются в течение разумного периода времени, то сторона, чьи права в рамках членства в ВТО были нарушены, имеет право на компенсацию и временное приостановление уступок.
    Если стороны не могут придти к соглашению о том, что является разумным сроком, то вопрос может быть решен путем обязывающего арбитража.

    С даты образования ВТО (1995 г.) и по 2006 г. было рассмотрено 356 торговых споров.

    Внешнеторговые сделки: особенности правового регулирования и рассмотрение споров в арбитражной практике

    Правовое обеспечение внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности. Анализ вступивших в силу и ожидаемых изменений.

    Внешнеторговый контракт. Структура и содержание внешнеторгового контракта.

  • Стратегия и тактика переговоров о заключении контракта. Проблемные вопросы подготовки контракта (выбор надлежащего партнера, выбор способа обеспечения исполнения обязательств контрагентом, выбор применимого права и способа разрешения возможных в будущем споров). Инструкции по подготовке и проверке документов. Согласование условий контракта
  • Исполнение договорных обязательств. Двуязычные формулировки контрактов
  • Особенности реализации контракта в зависимости от выбора норм национального права
  • Лицензирование, сертификация, декларирование
  • Основные нарушения и ошибки, допускаемые при оформлении международных документов.

  • Способы защиты от нарушений (по международно-правовым и национальным нормам)
  • Практические вопросы предупреждения потенциальных рисков при заключении и исполнении договоров с участием иностранных фирм.

    Ответственность во внешнеэкономических сделках.

  • Применение мер ответственности сторон обязательства в контексте права, применимого к договору
  • Основания и условия применения мер ответственности
  • Убытки и неустойка
  • Проценты по применимому праву
  • Сравнительный анализ Венской конвенции и норм ГК РФ
  • Новое в сфере валютного контроля и регулирования валютных операций при осуществлении ВЭД.

  • Федеральный закон №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»: основные понятия и требования
  • Практика применения Инструкции Банка России от 04.06.2012 г. №138-И
  • Полномочия органов и агентов валютного контроля (ФНС, Росфиннадзора, ФТС, банки), их взаимодействие
  • Паспорт сделки: актуальные вопросы, проблемы, анализ арбитражной практики
  • Санкции за нарушения валютного законодательства
  • Основные тенденции судебной практики по спорам с Росфиннадзором
  • Базисные условия поставки (Инкотермс – 2010). Комментарии к основным положениям.

    • Принципы УНИДРУА 2010. Инкотермс и виды транспорта
    • Ошибки и рекомендации по выбору оптимальных условий поставки
    • Инкотермс и страхование
    • Переход права собственности
    • Безвозмездные поставки
    • Особенности налогообложения и налогового контроля ВЭД в 2018 году.

    • Контролируемые внешнеторговые сделки с точки зрения налогового законодательства
    • НДС при экспортно-импортных операциях. Особенности налогообложения при взаимоотношениях с ближним зарубежьем
    • Оформление счетов-фактур по внешнеторговым операциям
    • Особенности исчисления налога на прибыль при совершении внешнеторговых сделок
    • Случаи и основания для исчисления и удержания налога с доходов и НДС при перечислениях в адрес иностранной организации. Отчетность налогового агента по НДС и доходам
    • Таможенное регулирование и ВТО.

    • Особенности подготовки основных документов для реализации внешнеторговой сделки и таможенного оформления товаров
    • Соотношение обязательств России в рамках ВТО и в рамках Таможенного союза. Регулирование движения товаров на границах Таможенного союза и внутри Таможенного союза
    • Правовые инструменты и процедуры урегулирование торговых споров в рамках ВТО. Риски и нежелательные ситуации по действующим договорам
    • Определение наиболее эффективной модели рассмотрения внешнеторговых споров в арбитражных судах РФ. Выбор между государственным судом и международным коммерческим арбитражем.

    • Процессуальные особенности, преимущества и недостатки рассмотрения внешнеторговых споров в государственных арбитражных судах
    • Процессуальные особенности рассмотрения споров в МКАС и ТПП РФ
    • Составление арбитражной оговорки: практические вопросы и рекомендации
    • Оспаривание и приведение в исполнение решений международных коммерческих арбитражей: рассмотрение последней практики внешнеторговых споров в российских государственных судах и международных коммерческих арбитражах
    • Анализ актуальных практических вопросов
    • Правовое положение иностранных лиц в арбитражном процессе.

    • Установление правового статуса иностранных лиц
    • Особенности рассмотрения дел с участием иностранных лиц
    • Порядок извещения иностранных лиц
    • Признание и приведение в исполнение решений иностранных судов
    • Основания для признания и исполнения решений иностранных судов и арбитражей
    • Определение арбитражного суда по делу о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда
    • Иски России в рамках ВТО. Досье

      30 января Москва подала иск в ВТО для обжалования антидемпинговой меры ЕС в отношении российского холоднокатаного проката

      ТАСС-ДОСЬЕ. 30 января Россия подала иск во Всемирную торговую организацию (ВТО) для обжалования антидемпинговой меры ЕС в отношении российского холоднокатаного проката.

      Это пятый иск, поданный Москвой в рамках механизма по разрешению споров, который действует в рамках организации.

      Механизм разрешения споров

      Разрешение торговых споров является одной из главных функций ВТО. В настоящее время этот процесс регулируется особой Договоренностью о правилах и процедурах урегулирования споров.

      Россия обжалует в ВТО антидемпинговые пошлины ЕС

      Согласно документу, любая страна в ответ на ущемление своих интересов (например, демпинг) со стороны государства-торгового партнера или нарушение ранее достигнутых договоренностей может направить на него жалобу в ВТО.

      Рассмотрение жалобы состоит из четырех последовательных этапов: консультаций, экспертного рассмотрения, вынесения вердикта и возможной апелляции. Спор может быть урегулирован на любом из этих этапов.

      До 30 января 2017 г. Россия была участником четырех споров в качестве истца и четырех в качестве ответчика. Еще по трем искам в августе 2016 г. и январе 2017 г. было вынесено решение в пользу Евросоюза.

      Российские иски

      В рамках ВТО рассматриваются три российских иска, выдвинутых в отношении Евросоюза, и один — в отношении Украины. Ни по одному из них вердикта еще не вынесено.

      23 декабря 2013 г. Россия подала в ВТО иск в связи с использованием в ЕС методики «энергетических корректировок» в антидемпинговых расследованиях против российских товаров. В настоящее время создана, но до сих пор окончательно не сформирована группа разрешения спора.

      30 апреля 2014 г. РФ был подан иск в связи с европейским Третьим энергетическим пакетом, который обязывает компании разделять бизнес по добыче и транспортировке энергоносителей, что не устраивает компанию «Газпром». Группа разрешения спора сформирована 7 марта 2016 г.

      7 мая 2015 г. Россия подала иск в связи со значительным повышением пошлины на ввоз нитрата аммония на территории Евросоюза и Украины из РФ. В настоящее время создана, но еще окончательно не сформирована группа разрешения спора.

      Также 7 мая 2015 г. российская сторона подала иск в связи с отменой Еврокомиссией пошлин на импорт украинских сварных труб и введением пошлин для производителей из РФ, Китая и Белоруссии. В настоящее время создана, но еще окончательно не сформирована группа разрешения спора.

      Внешнеторговые споры

      Торговые споры в рамках ВТО, в которых участвует Россия, и механизм их разрешения

      Russian participation in the WTO trade disputes and dispute settlement

      Аннотация к статье:

      В августе 2012 года Российская Федерация присоединилась к Всемирной торговой организации (ВТО), в частности к механизму разрешения торговых споров в рамках ВТО. С тех пор Россия уже участвует в 26 спорах в рамках ВТО. В работе представлен обзор механизма разрешения торговых споров в рамках ВТО, а также краткий обзор существующих споров. Большое внимание уделено анализу споров, в которых участвует Россия в роли истца и ответчика, а также интереса России при участии в торговых спорах в рамках ВТО в роли третьей стороны. Были выделены основные темы и сектора, по которым Россия в большинстве случаев участвует в спорах, как в качестве истца или ответчика, так и в роли третьей стороны.

      The Russian Federation has been a member of the WTO (including dispute settlement mechanism) since 22 August 2012. The Russian Federation has participated in 26 trade disputes in the WTO. This research provides a review of the WTO dispute settlement mechanism and an
      analysis of the trade disputes database, including Russia’s participation as complainant, respondent or third party. This research shows the main subjects and sectors that in most cases incite the Russian Federation to participate in disputes as complainant, respondent or third party.

      Международная торговля, Всемирная торговая организация (ВТО), торговые споры в ВТО, многосторонняя система торговли, механизм разрешения споров, России, либерализация торговли.

      International trade, the World Trade Organization (WTO), WTO trade disputes, multilateral trading system, dispute settlement, Russian participation in the WTO, Trade Liberalization.

      Профессор ВШЭ: Торговые споры России и Беларуси снижают доверие в ЕАЭС

      Эксперт по вопросам международной торговли Алексей Портанский прокомментировал DW запрет Россией поставок белорусских молочных продуктов и роль политики в таких конфликтах.

      Начало действия запрета на поставки в Россию молока и молочных продуктов из Беларуси перенесено на 6 марта, сообщил Россельхознадзор после проведения переговоров с белорусской стороной. Изначально ограничения должны были вступить в силу в понедельник, 26 февраля.

      Под временный запрет попали наливные, сухие, концентрированные, консервированные и сгущенные молоко и сливки, а также некоторые другие виды молочной продукции. В руководстве Евразийского экономического союза (ЕАЭС) утверждают, что это решение грубо нарушает его нормы, поскольку у Россельхознадзора нет оснований вводить ограничения на ввоз продукции со всей территории Беларуси.

      Между тем это уже не первый торговый спор, возникающий между Россией и ее восточным соседом. О возможных причинах этого и о том, как Минск может оспорить последнее решение Россельхознадзора, DW поговорила с профессором Высшей школы экономки (ВШЭ) и ведущим научным сотрудником ИМЭМО РАН Алексеем Портанским.

      DW: Действительно ли решение Россельхознадзора нарушает нормы ЕАЭС?

      Алексей Портанский: Я в этом смысле вполне доверяю ЕЭК (Евразийская экономическая комиссия, руководящий орган ЕАЭС. — Ред.). Там сидят квалифицированные эксперты, некоторых из них я знаю. Дело в том, что ЕЭК прописаны определенные санитарные и фитосанитарные, которыми должна была руководствоваться российская сторона. Очевидно, эти нормы Россельхознадзор не совсем соблюдал, на что и указывает ЕЭК.

      Для таможенного союза, каковым является ЕАЭС, это несколько экстраординарное событие, поскольку внутри союза не должно быть барьеров и все партнеры — члены ЕАЭС — давно должны были привыкнуть соблюдать нормы. Однако между Беларусью и Россией торговые споры происходят постоянно.

      У этого вопроса есть одна составляющая, о которой не очень принято говорить: это конкуренция, которой недовольны наши фермеры. Для них конкуренция с белорусской продукцией, молочной, в частности, представляет проблему. Я сам слышал жалобы фермеров, например в Калужской области. Конкурентная борьба — это проблема.

      — Существуют ли внутри ЕАЭС механизмы, позволяющие предотвратить протекционизм в пользу отечественных производителей?

      — Члены таможенного союза после того, как достигнуты договоренности и определены правовые нормы, исходят из того, что все их должны соблюдать. Если они не соблюдаются, первое, что происходит, — это взаимные консультации. Именно через этот механизм почти все разногласия снимаются. Есть еще Экономический суд СНГ, но до суда, насколько я знаю, дело не доходило (в случае с Россией и Беларусь. — Ред.), все это разбирается на уровне взаимных консультаций.

      — Каковы у Беларуси шансы добиться отмены запрета на поставки молока и молочной продукции? Что должно произойти для этого?

      Россия запретила ввоз молочной продукции из Беларуси с 6 марта

      Молочная продукция производства Беларуси объявлена запрещенной к ввозу в Россию. Хотя большая часть поставок молока приходится на долю Беларуси, в России не видят опасности в запрете. (26.02.2018)

      Белорусское молоко для России — и стронций в придачу?

      Молочная продукция идет в РФ из загрязненной нуклидами зоны Беларуси, но написавший об этом журналист попал под суд. Сколько стронция может быть в белорусском молоке, выясняла DW. (14.03.2017)

      Комментарий: Призывы к выходу России из ВТО — пощечина партнерам по ЕАЭС

      Совет Федерации РФ наглядно продемонстрировал неистребимую имперскую спесь в отношении Казахстана и других стран, вошедших в Евразийский экономический союз, считает Андрей Гурков. (08.01.2018)

      — Здесь ответ простой. Минск просто должен убедить россиян, что с его стороны нарушений нет. Нужно показать, что есть правовая база, соответствующая нормам ЕАЭС, и что их продукция эти нормы не нарушает.

      — Насколько существенную роль, на ваш взгляд, в этой истории играет политическая составляющая, если учесть, что отношения между Москвой и Минском периодически накаляются?

      — Она периодически выходит на поверхность и играет определенную роль. Скажем, когда в Москве, к примеру, недовольны тем, что Минск слишком сближается с Западом или не выполняет (введенные Россией в отношении Запада. — Ред.) контрсанкции. А российские контрсанкции выполняет только Россия. Ни Минск, ни Астана их не выполняют. Существуют и другие разногласия, поэтому время от времени политические мотивы становятся более важными для Москвы, но, понятно, что на консультациях никто об этом не говорит.

      — Как торговые разногласия между Москвой и Минском могут отразиться на доверии других партнеров России по ЕАЭС?

      — К сожалению, подобные вещи снижают доверие и ухудшают атмосферу сотрудничества внутри ЕАЭС. А когда степень доверия не слишком высока, двигаться вперед не так просто. А у нас многие соглашения по ЕАЭС рассчитаны на перспективу до 2020 года и дальше. Значит, выполнять эти интеграционные пункты будет сложнее.

      — Оправдывает ли себя ЕАЭС как формат, учитывая, что в его рамках возникают подобные споры?

      — Вопрос неоднозначный, поскольку, с одной стороны, региональная интеграция происходит везде, и это положительное явление. С другой стороны, у главных игроков, России и Казахстана, основные партнеры, с которыми объем торговли максимальный, находятся в дальнем зарубежье, это страны ЕС. Это не очень благоприятный момент для интеграции. И еще один негативный момент состоит в том, что этот процесс происходит без Украины, которая является важнейшим партнером для интеграции на постсоветском пространстве.

      Первый договор после распада СССР

      25 лет назад, в 1992 году, Минск и Москва подписали первый после распада СССР договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. С тех пор счет официальным документам об углублении интеграции идет на сотни. РБ и РФ входят в различные объединения, в том числе, и с другими странами постсоветского пространства — Союзное государство РБ и РФ, СНГ, ЕАЭС, ОДКБ.

      «Россия — это святое»

      «Россия для нас — это святое», — неоднократно заверял белорусский президент Александр Лукашенко. В декабре 1999-го он подписал договор о Союзном государстве Беларуси и России с бывшим в то время президентом РФ Борисом Ельциным. Лукашенко рвался в союз с Москвой, надеясь стать главой этого объединения. Но с приходом во власть Владимира Путина надежды Лукашенко рухнули.

      Союз без гимна

      В Союзном государстве РБ и РФ есть общий парламент, кабинет министров, Госсовет и даже СМИ. Но флага, герба и гимна нет, а руководство осуществляется на основе ротации. Этот союз не признан субъектом международного права. К тому же смысл интеграции Минск и Москва понимают по-разному. Кремль рассчитывает на политическую привязку союзника. Беларусь же добивается внутрироссийских цен на газ и нефть.

      Cоциальный пакет в действии

      Реальную выгоду от Союзного государства получили граждане Беларуси и России. В 2006 году был подписан пакет международных договоров, подтвердивших равные права белорусов и россиян на свободу передвижения и трудовую деятельность, а также в сфере здравоохранения и образования.

      Торговля как двигатель интеграции

      Россия — главный торговый партнер Беларуси, на ее долю уже много лет приходится около 50% экспорта и импорта. Доля Беларуси во внешнеторговом обороте РФ в 2016 году составила 5%. Главные статьи белорусских поставок в Россию — сельхозпродукция, грузовые автомобили, седельные тягачи и сельхозтехника. Из РФ в Беларусь идут в основном нефть, газ и черные металлы.

      Минск подсчитывает прибыль, а Москва убытки

      Продажа на запад нефтепродуктов из российского сырья вносит весомый валютный вклад в бюджет Беларуси. За экспорт этой продукции с территории Союзного государства Минск платит РФ пошлины. А в Москве подсчитывают потери — бюджет России только в 2011-2015 годах недополучил 22,3 млрд долларов из-за согласия беспошлинно поставлять союзной Беларуси от 18 до 23 млн тонн нефти ежегодно.

      Жизнь взаймы у России

      Большая часть внешнего долга Беларуси приходится на Россию и Евразийский фонд стабилизации и развития, который так же курирует РФ. В 2017 году российским кредиторам Минск вернет более 1,2 млрд долларов, а в 2018-м должен перечислить 1,5 млрд долларов — почти 80% всех расходов по долгам. По данным Forbes, за последние 10 лет Беларусь получила от России также дотаций и скидок на 60 млрд долларов.

      Нефтегазовые войны

      Историю интеграции Беларуси и России сопровождали нефтегазовые войны. Серьезные противоречия у союзников возникли в 2006, 2010 и 2016 годах. Минск в ответ на удорожание российских энергоносителей грозил перекрыть газ в Европу, вводил транзитные пошлины, а сам отказывался платить. Москва обещала сократить поставки нефти. Союзники приходили к компромиссам, но конфликты появлялись на другой почве.

      Продуктовые скандалы

      Договор о Евразийском союзе, в котором Беларусь и Россия участвуют вместе с Казахстаном, Киргизией и Арменией, с начала действия 1 января 2015 года декларировал свободу рынка и передвижения товаров. На деле же продуктовые скандалы между Минском и Москвой не прекращаются. Россельхознадзор не раз уличал белорусскую сторону в переклейке этикеток и реэкспорте санкционных продуктов из ЕС и Украины.

      На границе союзной дружбы

      Хотя Лукашенко и премьер РФ Черномырдин еще в 1995 году торжественно выкопали пограничный столб на сухопутной границе Беларуси и России, в феврале 2017-го ФСБ потребовала восстановить погранзону и пограничный контроль. Это реакция РФ на «безвиз» для иностранцев, введенный Минском. Весной 2018-го на межу вернут и российские погранпосты. Таможенный контроль Россия ввела там еще в 2007 году.

      Заклятые друзья — Беларусь и Россия

      Атомный кредит

      Госкорпорация «Росатом» строит в белорусском Островце атомную станцию. Официальный Минск утверждает, что АЭС снизит зависимость от российского газа. Но противники строительства прогнозируют еще более зависимое положение Беларуси от России. Придется возвращать 10 млрд долларов российского кредита, выделенного на стройку, и платить РФ за закупки ядерного топлива, а затем за его переработку.

      Военное сотрудничество

      После распада СССР в Беларуси остались стратегические военные объекты, подчиненные России на основании межправительственных соглашений. Это узел связи ВМФ в Минской области и радиотехнический узел в Брестской области. Оба объекта не наделены статусом военных баз, там нет летального оружия. Но эксперты указывают, что во время военных действий эти подразделения подвергнутся первому удару.

      «Славянский базар» в Беларуси

      Фестиваль «Славянский базар» в Витебске затевался в 1992 году как праздник искусств, объединяющий Беларусь, Россию и Украину. В 2001 году здесь собирались президенты Александр Лукашенко, Владимир Путин и Леонид Кучма. На 26-й Международный фестиваль в 2017 году приехали 4 тысячи участников из многих государств. На церемонии открытия Лукашенко нравится выступать в роли радушного хозяина.

      Еще по теме:

      • Самара нотариусы промышленного района Нотариусы по наследственным делам Самара (по районам) Ни для кого не секрет, что реформа министерства Юстиции РФ до конца не закончена и до сих пор наследственные дела решают нотариусы с строгой привязкой к району нахождения нотариальной конторы и учетом […]
      • Оформить в грин карт Грин карта в США – как получить (выиграть в лотерею)? 16.03.2018 Алексей Глазунов 4 октября 2018 г. откроется регистрация на диверсификационную лотерею DV-2020, в которой разыгрывается вид на жительство в США (грин карта). Сразу хочу предупредить, что […]
      • Приказ 680 от 29092018 Приказ Министра обороны РФ от 20 октября 2016 г. № 680 “Об утверждении Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими” В соответствии с частью 1 статьи 5 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства […]
      • Трудовой стаж дипломная работа Виды трудового стажа Готовая авторская курсовая работа Выполнена в 2016 году, 26 стр., 28 сносок в тексте. ОГЛАВЛЕНИЕ ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТРУДОВОГО СТАЖА 1.1. Понятие и критерии классификации трудового стажа 6 1.2. Проблема отграничения трудового и […]
      • Налоги для инвалидов с детства Какие льготы положены инвалидам с детства? Понятие «инвалид с детства» используется не для определения особой категории инвалидов, а для указания на причину инвалидности. Как правило, при установлении льгот и мер социальной поддержки (например, размера […]
      • Правила перевозок опасных грузов смгс Правила перевозок опасных грузов смгс ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ (ОСЖД) Приложение 2 к СМГС ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗОК ОПАСНЫХ ГРУЗОВ По состоянию на 1 июля 2005 года Том I Часть 1. Общие положения. Глава 1.1. Область применения Глава 1.2. Термины, […]
      • Приказ 28 мо рф Приказ Министра обороны РФ от 28 февраля 2018 г. № 106 "О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. № 733 «Об организации комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами (матросами), сержантами […]
      • Ii избирательный закон Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ"Об основных гарантиях […]