Условия экономических преступлений

Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы

Понятия, причины и условия экономической преступности

Экономические преступления относятся к корыстным преступлениям, но выделяются в особый вид, так как совершаются в сфере экономики лицами в процессе их профессиональной деятельности и посягают на собственность и интересы граждан государства или на порядок управления экономикой. Эти преступления отличаются от кражи или грабежа масштабом противоправной деятельности и тем, что экономическая преступность связана с договорами и обязательствами по производству, переработке и распределению материальных благ, необходимых для существования человека.

Повышенная общественная опасность экономических преступлений состоит в нарушении нормальной работы экономики в государственном масштабе. К экономическим преступлениям относят несколько десятков составов преступлений, среди них преступления против собственности, интересов государственной службы, интересов службы в коммерческих организациях, хищение денежных средств по подложным платежным документам, незаконное получение и нецелевое использование льготных кредитов, утечка капиталов в зарубежные банки, валютные спекуляции на бирже, отмывание преступно нажитых средств, преступления в сфере недвижимости, налоговые преступления и др.

В экономических преступлениях выделяют три группы основных причин и условий:

1) общие: недостатки управления или регулирования экономикой, уровень и распространенность коррупции и организованной преступности;

2) конкретные (в России): переход к рыночной экономике с многочисленными нарушениями в процессе приватизации и либерализации цен при отсутствии у граждан практических навыков ведения дел в условиях рынка и наличии организованной преступности, подчинившей криминальным законам все общество;

3) условия и обстоятельства совершения конкретного преступления, характерные только для конкретного преступления; они могут либо ускорить, либо отсрочить его, повлиять на размер ущерба, вероятность раскрытия.

Криминологическая особенность экономической преступности – в постоянном расширении видов преступных посягательств в сфере экономики.

Электронная библиотека

Любые коренные преобразования, крутые переломы в жизни общества всегда сопровождаются ростом преступности. Это закономерно, поскольку преступность всегда активнее паразитирует на ослабленном организме общества. Всплеск экономической преступности обусловлен не одной какой-то причиной. Речь идет о множественности причин и условий преступности, в числе которых можно выделить следующие:

1) деструктивные тенденции в развитии рыночных отношений в экономике и социальной сфере:

а) экономически и социально немотивированный радикализм и непоследовательность в осуществлении реформ;

б) усиление дифференциации жизненного уровня населения;

в) целенаправленные действия преступного мира, преследующего в сфере экономики собственные корпоративные интересы;

2) отсутствие реальной защищенности легитимных экономических отношений, отставание правотворческой деятельности от потребностей хозяйственной практики;

3) отсутствие эффективной системы государственного контроля за приватизацией, процессами перераспределения, движением капиталов, деятельностью хозяйствующих субъектов и т.д.;

4) недостатки в организации в экономических структурах документооборота и учета материальных ценностей, контроля за их использованием, ошибки в подборе, расстановке кадров и т.п.

Экономическая преступность во многом обусловлена возникновением именно «теневой» экономики и представляет собой ее форму, часть. «Теневая» экономика выступает важнейшим условием возникновения криминологически значимых дефектов экономической и правовой психологии людей.

В настоящее время, как показывают результаты криминологических исследований, «теневая» экономика расслоилась. Значительная часть «теневиков» перешла в сферу легального бизнеса, остальные специализируются на нелегальных формах (наркобизнесе, торговле оружием и т.п.). Сращивание «теневой» и легальной экономики порождает криминализацию всей экономической системы страны. Финансовый кризис, проблемы межнациональных отношений являются теми объективными условиями, которые не могут не влиять на поведение людей, их психологию, мораль, принципы. Всё это не только ослабляют систему борьбы с преступностью, но одновременно цементируют и основу преступности.

В результате неверной экономической политики в осуществлении радикальных реформ страна по ключевым показателям социально-экономического развития оказалась отброшенной назад на 25 – 30 лет. По данным Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ, только за четыре первых года реформ объем промышленного производства сократился почти на 90 %. Решающим фактором роста криминальной активности в экономической сфере явилось стремление субъектов хозяйственной деятельности к достижению максимальной прибыли, которую зачастую можно было достичь только с использованием противоправных методов. В результате, в криминальные экономические отношения оказалась включенной значительная часть предпринимателей, составляющих до 20 % трудоспособного населения.

Серьезно детерминирует экономическую преступность также проникновение в предпринимательскую деятельность лиц с корыстной антиобщественной ориентацией.

противоправной экономической деятельности, предоставляющей большие возможности для быстрого обогащения.

Огромную роль в деформации экономических отношений сыграла неподготовленность нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере приватизации, внешнеэкономической и банковской деятельности, потребительского рынка. Например, в 1992 – 1993 гг. в налоговое законодательство вносилось столько изменений и дополнений, что нормативная налоговая база составляла более 800 законов, указов, постановлений, инструкций. Отдельные положения нормативно-правовых актов были недостаточно четко сформулированы, что послужило причиной их различного толкования, приводило к конфликтам между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Возникновению криминогенной ситуации в экономической сфере способствуют изъяны и пробелы в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве, что, в первую очередь, отражается на эффективности борьбы правоохранительных органов с экономической преступностью. Со значительным запозданием была введена уголовная и административная ответственность за незаконные виды экономической деятельности.

Росту экономической преступности способствует и фактически бездействующая система контроля, несмотря на обилие и постоянное расширение разного рода контролирующих инстанций.

На состоянии экономической преступности сказывается и деформация отношений в сфере управления экономикой. Они вызваны, прежде всего, некомпетентным вмешательством некоторых государственных структур в экономическую деятельность, принятием непродуманных решений, а порой и сознательным созданием условий для реализации корыстных устремлений.

Одной из причин сложившейся криминальной ситуации в экономике является недостаточная научная проработка проблемы экономической преступности, отсутствие ясных представлений о стратегии и идеологии борьбы с ней. Современная организация борьбы с экономическими преступлениями по-прежнему осуществляется старыми методами, эффективно действовавшими в условиях централизованной экономики, но не достигающими цели в современных условиях.

Рассматривая причинный комплекс экономической преступности, необходимо подчеркнуть, что в нем отражается влияние экономических и социально-политических процессов в обществе на криминализацию экономических отношений. В то же время нельзя не учитывать обратного влияния экономической преступности на деформацию экономических процессов, что способствует нарушению рыночного равновесия, нарастанию социальной напряженности в обществе, подрыву авторитета государственных органов власти.

Условия экономических преступлений

Криминологами определено, что основной субъективной детерминантой любого преступного поведения, в том числе корыстного, является мотив, который, опредмечивая потребности, стимулирует деятельность, побуждает к ней и раскрывает ее личностный смысл. Образно говоря, мотив – это личность, и он дает ответ не столько на вопрос о том, на достижение каких целей направлено поведение, сколько о том, ради чего оно реализуется, в чем его субъективный смысл, значение для действующего индивида.

Мотивы экономических преступлений важно знать и потому, что они дают необходимую информацию о том, насколько восприняты и приняты личностью нравственные и правовые нормы, охраняющие все формы собственности, как оценивается ею соответствующая социальная практика. Мотивы свою устойчивость проявляют именно в корыстном преступном поведении, которое очень часто продолжается длительное время, невзирая на наказание или угрозу его применения.

Поведение человека полимотивировано, т.е. порождается рядом мотивов, в иерархии которых один может быть ведущим. Личностный смысл как мотив некоторых видов и форм хищений может заключаться не только в приобретении материальных благ, но и в удовлетворении какой-либо другой жизненно важной потребности. Чаще всего здесь тоже имеется корыстный мотив, однако он, как показывают проведенные исследования, действует наряду с другими, например, с такими, как завоевание или удержание признания и авторитета в эталонной для данного лица группе.

Следует подчеркнуть, что при совершении экономических преступлений субъект во всех случаях стремится к удовлетворению личных, хотя и не всегда корыстных потребностей. Любое преступное поведение внутренне субъективно детерминировано и закономерно для данного лица. Однако в отдельных случаях личностные черты, приведшие к нарушению уголовно-правового запрета, могут быть глубоко скрыты, не осознаваться самим субъектом и не находить поведенческого выражения. Иногда же, как показывает практика, судебные и следственные органы попросту не располагают необходимыми сведениями.

Вывод о внутренней закономерности совершения преступления конкретным лицом может быть сделан лишь на основе его глубокого и всестороннего психологического изучения, знания всего жизненного пути, особенно семейного воспитания на ранних этапах формирования личности. В ходе изучения личности преступника должны выявляться криминогенные, в том числе латентные черты, которые в действительности привели к преступлению, а не те, которые лежат на поверхности, создавая обманчивую видимость ведущей криминогенной роли, например, ситуации.

Неблагоприятные условия формирования личности в детстве оказывают весьма существенное влияние на ее дальнейшую жизнедеятельность. Можно в связи с этим предположить, что и корыстные мотивы связаны с такими условиями, как дефицит эмоционального общения в детстве, невключение в стойкие эмоциональные контакты, эмоциональная матрица семьи, в целом формируют общую неуверенность индивида в жизни, неопределенность его социальных статусов, тревожные ожидания негативного воздействия среды. Эти особенности закрепляются в нем и оказывают существенное влияние на его поведение.

Можно предположить, что совершение многих экономических преступлений, в частности, краж, грабежей, разбойных нападений является своеобразной компенсацией эмоционального дефицита, порожденного психологическим отчуждением в детстве. По-видимому, происходит это потому, что такие преступления предоставляют субъекту материальные средства для того, чтобы прочнее и увереннее ощутить свое место в жизни, тем самым преодолеть состояние неуверенности и тревожных ожиданий, генетически связанных с указанными неблагоприятными условиями раннего развития. Однако, эти предположения еще не полностью раскрывают причины того, почему общая неуверенность преодолевается именно с помощью совершения краж или других экономических преступлений.

Как правило, в очень редких случаях родители непосредственно втягивают детей в преступную деятельность, советуют им совершать преступления. Их негативное влияние обычно проявляется в том, что они подают личный пример отрицательного отношения к законам и моральным запретам, ведут антиобщественное существование, совершая правонарушения, что обычно не остается секретом для ребенка, юноши и девушки. Но это не означает, что подросток обязательно воспримет соответствующие нормы и стандарты поведения. Этого не произойдет, если у него нет необходимых эмоциональных контактов с родителями. Именно поэтому он не воспринимает их как тех, чьим взглядам и поведению нужно следовать.

Отсутствие необходимых психологических взаимосвязей в семье и школе, как правило, компенсируется их установлением в неформальных малых группах, также обычно состоящих из лиц, не имеющих прочных связей в семье и школе. Если последние придерживаются антиобщественных ориентаций в плане способов приобретения материальных благ, то при стремлении к идентификации с ними, обретению членства в них, постоянному общению с участниками таких групп нормы и ценности последних сравнительно быстро и легко аккумулируются личностью, что и объясняет выбор именно корыстных преступных действий как способа получения таких благ.

Как показывают исследования, мотивы корысти – исключительно социального происхождения, и формируются они путем восприятия норм и стандартов в семье, неформальном окружении. Но те же социальные условия жизни конкретного лица в сочетании с его природными задатками приводят к образованию и функционированию таких его психологических особенностей, которые также обладают значительной мотивирующей силой и активно включены в детерминирующий комплекс корыстного преступного поведения.

Криминалистические особенности отдельных групп экономических преступлений и лиц, их совершающих, вызывают необходимость рассматривать причины и условия этих преступлений по отдельным категориям:

а) причины и условия краж, грабежей, разбойных нападений, вымогательств, мошенничеств;

б) причины и условия хищений путем присвоения и растраты, а также преступлений в сфере экономики.

Общие причины краж, грабежей, разбойных нападений, вымогательств, мошенничеств коренятся в противоречиях общественного развития, в крайне неблагоприятных тенденциях в экономике, в силу реально существующих кризисных явлений, в недостатках социально-духовной сферы, просчетах в воспитательной работе, в формально-бюрократическом отношении к людям, в товарном дефиците, росте цен, инфляции и других явлениях.

Непосредственными же причинами преступлений этой группы выступают следующие явления негативного свойства:

– формирование корыстно-паразитической мотивации в семейно-бытовой среде, по месту работы, учебы, жительства;

– распространение и внедрение психологии вещизма, накопительства, корыстолюбия;

– деформация досуго-бытовых интересов, потребностей, привычек, выражающаяся в стремлении к пьянству, наркотикам, азартным играм, и деградация личности на этой основе;

– потребительско-эгоистическая атмосфера, как и атмосфера насилия в микросреде;

– низкий уровень культуры, сознательности, нравственности лиц, совершающих корыстные и корыстно-насильственные преступления.

К условиям, способствующим совершению краж, грабежей, разбойных нападений, вымогательству, мошенничеству, можно отнести следующие:

– отсутствие охраны или слабая механическая защищенность места хранения имущества и жилищ;

– беспечное отношение должностных материально ответственных лиц и граждан к хранению имущества, находящегося в их распоряжении или собственности;

– недостатки в деятельности правоохранительных органов в обеспечении принципа неотвратимости наказания, по раскрытию преступлений и розыску преступников, а также по осуществлению профилактических работ с подучетными лицами;

– виктимное поведение потерпевших, проявляющих корысть, алчность, что характерно при мошенничестве, разбойном нападении, или находившихся в состоянии алкогольного опьянения, вступление в случайные связи, облегчающие кражи, ограбления, вымогательства;

– недостаточное законодательное урегулирование экономических отношений между субъектами, что приводит в отдельных случаях к обращению одной из сторон за помощью в решении возникших споров в криминальные структуры и т.д.

Причины преступлений, совершаемых в сфере экономики, носят как объективный, так и субъективный характер. В криминологической литературе отмечается, что экономические отношения, их противоречивость и негативный характер рождают преступность, в том числе экономическую. Они определяют и тот срез причин преступности, который можно назвать социально- и индивидуально-психологическим. Индивидуально-психологические причины прежде всего выражаются в стяжательстве, позволяющем человеку с особой силой почувствовать силу денег и возможность не только нажиться, но часто и диктовать свои условия другим людям. В результате формируется личность с устойчивыми социально-психологическими деформациями.

Криминологические исследования показывают, что переход к рыночной экономике породил серьезное противоречие между складывающимися способами производства и организационно-управленческими и хозяйственными решениями, реализующими основные направления экономической политики. Сегодня в сфере экономики существуют разнообразные обстоятельства, способствующие относительной распространенности и живучести антисоциального поведения. Эти обстоятельства условно можно разделить на три группы:

К социально-экономическим обстоятельствам относятся:

– низкая заработная плата рабочих и служащих в большинстве отраслей экономики;

– недостатки механизма ценообразования;

– существование «теневой экономики»;

– дефицит отдельных видов сырья и товаров;

– возможность легализации доходов, получаемых преступным путем;

– издержки процесса приватизации и разгосударствления собственности;

– несовершенство норм расхода сырья и материалов, позволяющие создавать неучтенные резервы для расхищения;

– неурегулированность экономических отношений между субъектами;

– слаборазвитый рынок ценных бумаг;

– неэффективная система защиты ценных бумаг;

– высокие налоги и нарушения принципов налогообложения;

– отсутствие реальной конкуренции в сфере экономики;

– несовершенная система контроля за документами;

– неотработанность механизмов контроля за деятельностью банковских систем;

– абсолютизация значения таких элементов предпринимательства, как коммерческая и банковская тайна.

К организационно-управленческим обстоятельствам, способствующим распространению указанных категорий преступлений, относятся:

– отсутствие должного налогового, таможенного, финансового и банковского контроля за деятельностью субъектов экономических отношений;

– отставание правотворческой деятельности от потребностей хозяйственной практики;

– существующая бюрократическая система управления экономикой;

– обстановка круговой поруки в сфере экономики;

– недостатки системы учета и отчетности, текущего контроля со стороны должностных лиц;

– пренебрежение требованиями по подбору лиц на материально ответственные должности;

– нестабильность и несовершенство налоговой системы;

– слабая работа правоохранительных органов, занимающихся выявлением и предупреждением этих категорий преступлений;

– ведомственная и административно-территориальная разобщенность правоохранительных органов, занимающихся борьбой с этими видами преступлений;

– разобщенность научных исследований по проблемам борьбы с преступлениями в сфере экономики;

– несвоевременное решение хозяйственных споров между субъектами экономических отношений.

К нравственно-психологическим обстоятельствам относятся:

– распространенность у значительной части населения психологии правового нигилизма, вседозволенности в сфере экономики;

– утверждение психологии безнаказанности за совершение преступлений в сфере экономики и как следствие;

– убежденность в том, что «за деньги можно решить все»;

– психологическая неподготовленность основной массы населения к частнопредпринимательской деятельности;

– распространение у определенной части бизнесменов и предпринимателей, особенно молодежи, психологии быстрого обогащения;

– ослабление у определенной части населения нравственных устоев;

– пропаганда культа богатства.

Степень влияния этих трех групп обстоятельств на уровень и динамику преступлений в сфере экономики неодинакова. Отсутствие сегодня целостной концепции предупреждения негативных последствий при вытеснении административно-командных методов, преимущественно экономическими, опосредованно влияет на создание атмосферы пониженной требовательности к нежелательным для общества формам отклоняющегося поведения. Свобода предпринимательства не уравновешивается адекватными мерами ответственности за нарушение общеобязательных правил в экономике, порождает уверенность во вседозволенности, порой провоцирует на антисоциальные способы решения экономических проблем.

Все эти обстоятельства не являются чем-то изолированным, попеременно детерминирующим повышение или понижение активности различных форм антиобщественного поведения. В действительности они переплетаются, создавая общий неблагоприятный фон в экономике.

§2. Основные причины и условия совершения преступлений в сфере экономической деятельности

Экономические преобразования в 90-х гг. прошлого века, происходившие без должного правового, организационного и социального обеспечения, показали ошибочность расчета политической власти на самодостаточность рыночных механизмов для преодоления криминальных процессов в экономике страны.

На начальном этапе проведения экономических реформ не были учтены основные негативные факторы, которые в последующем привели к беспрецедентному расширению масштабов «теневой» экономики и криминализации экономических отношений. И это произошло не случайно. Любые коренные преобразования, крутые переломы в жизни общества всегда сопровождаются ростом преступности. Это закономерно, поскольку преступность всегда активнее паразитирует на ослабленном организме общества. Переживаемый нами всплеск экономической преступности обусловлен не одной какой-то причиной. Речь идет о множественности причин и условий преступности, об их совпадении, наложении, совокупности действия многих факторов, в числе которых можно выделить следующие.

1. Деструктивные тенденции в развитии рыночных отношений в экономике и социальной сфере:

б) разрыв производственно-хозяйственных связей, падение производства и рост посредничества на пути товара от производителя к потребителю;

в) сохранение действия криминогенных факторов, присущих административно-командным методам в руководстве экономикой;

г) усиление дифференциации жизненного уровня населения;

д) отсутствие у большинства граждан навыков экономического поведения в условиях развития рыночных отношений, правовой нигилизм и юридическая неграмотность в отправлении хозяйственных операций;

е) целенаправленные действия преступного мира, преследующего в сфере экономики собственные корпоративные интересы.

2. Отсутствие реальной защищенности легитимных экономических отношений, отставание правотворческой деятельности от потребностей хозяйственной практики; либерализация правового регулирования предпринимательской деятельности и смягчение ответственности за правонарушения в данной сфере; бессистемное принятие правовых актов применительно к отдельным элементам экономической системы, в связи с чем упомянутые акты не только не соотносятся друг с другом, но иногда носят противоречивый характер.

3. Отсутствие эффективной системы государственного контроля за приватизацией, процессами перераспределения, движением капиталов, деятельностью хозяйствующих субъектов и т.д.

4. Недостатки в организации в экономических структурах документооборота и учета материальных ценностей, контроля за их использованием, ошибки в подборе, расстановке кадров и т.п.

5. Недостатки в деятельности правоохранительных органов, отставание организационно-управленческих мер реагирования на изменение криминогенной ситуации в сфере экономики.

На развитие экономической преступности существенное влияние оказало также то, что была сознательно допущена возможность использования криминально добытых средств в качестве одного из важных факторов ресурсного обеспечения экономических реформ. При этом во внимание не принималось, что капиталы, сформировавшиеся вне рамок действия законодательства и государственного контроля, даже после экономической амнистии и легализации имеют тенденцию «к уходу в тень».

Экономическая преступность во многом обусловлена возникновением именно «теневой» экономики и представляет собой ее форму, часть. «Теневая» экономика выступает важнейшим условием возникновения криминологически значимых дефектов экономической и правовой психологии людей.

Уже экономические преобразования начала 60-х гг. прошлого столетия, не воплотившись в жизнь, способствовали разбалансированию и без того неустойчивой системы экономики. Осуществление крупномасштабных, но недостаточно обоснованных проектов освоения целинных земель и создания искусственных морей, резкое ослабление и без того слабого частного сектора на селе и многое другое породили целую серию негативных явлений в жизни общества. Приписки становились нормой в производстве, начался интенсивный отток в города сельского населения, часть которого превращалась в люмпенов и пополняла ряды бродяг, снижалась производительность труда во многих ведущих отраслях, увеличился дефицит товаров. Все это привело к росту количества хищений государственного имущества. Уже к середине 70-х гг. специалистам были известны около двухсот способов завладения государственной собственностью. Устойчивая дестабилизация в экономике, дефицит товаров народного потребления и продуктов питания закономерно приводили к созданию «теневого» рынка товаров и услуг. Появились подпольные цеха и даже фабрики по производству дефицитных товаров. Таким образом, параллельно официальной экономике создавалась и укреплялась скрытая от глаз «теневая» экономика.

В настоящее время, как показывают результаты криминологических исследований, «теневая» экономика расслоилась. Значительная часть «теневиков» перешла в сферу легального бизнеса, остальные специализируются на нелегальных формах (наркобизнесе, торговле оружием и т.п.). Сращивание «теневой» и легальной экономики порождает криминализацию всей экономической системы страны.

Анализ сегодняшней экономической ситуации свидетельствует, что говорить о начале стабилизации экономики преждевременно. Современный период характеризуется обострением повседневных проблем жизни и деятельности миллионов людей. Процесс разрушения хозяйственных связей, общий спад производства ведут к остановке предприятий, росту безработицы, резкому снижению уровня жизни людей. Финансовый кризис, проблемы межнациональных отношений являются теми объективными условиями, которые не могут не влиять на поведение людей, их психологию, мораль, принципы.

Всякий отрицательный факт, каждый недостаток в системе социального управления оказываются лазейкой для проникновения вредных обществу явлений. Недостатки, упущения, промахи не только ослабляют систему борьбы с преступностью, но одновременно цементируют и основу преступности.

В результате неверной экономической политики в осуществлении радикальных реформ страна по ключевым показателям социально-экономического развития оказалась отброшенной назад на 25-30 лет. По данным Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ, только за четыре первых года реформ объем промышленного производства сократился почти на 90%. В отраслях же наукоемкой промышленности, инвестиционном и сельскохозяйственном машиностроении, а также в производстве товаров народного потребления, ориентированных на рынок, уровень производства упал более чем в 10 раз.

Одновременно резко вырос объем «теневой» экономики. По данным Госкомстата России, за девяностые годы прошлого столетия доля «теневого» сектора экономики выросла с 10 до 50% ВВП страны. В настоящее время на долю этого сектора экономики приходится от 25 до 40% всего ВВП страны.

Эти процессы повлияли на управляемость экономикой и повлекли за собой рост безработицы, снижение уровня материальной обеспеченности граждан.

Население оказалось лишенным собственности, накопленной в виде денежных сбережений, причем не только наличных, но и депонированных в учреждениях Сбербанка, гарантом сохранности которых выступало государство. Более 80% россиян оказались за чертой бедности. Показатели безработицы в России достигли 9 млн. человек (12,4% рабочей силы), 4,2 млн. человек имеют частичную занятость (5,7% активного населения), т.е. армия полностью и частично безработных в стране составляет сейчас не менее 18%. При этом необходимо учитывать высокий уровень нерегистрируемой (скрытой) безработицы.

Обесценивание имевшихся у россиян сбережений, рост безработицы, снижение уровня оплаты труда (средняя заработная плата трудящихся страны, составлявшая по паритетному курсу в конце 80-х гг. около 600 долл. США, к концу 90-х снизилась до 200), задолженности по заработной плате и социальным выплатам поставили значительную часть населения перед вопросом физического выживания. Поиск самостоятельного (без поддержки государства) решения материальных проблем неминуемо приводит часть населения в сферу «теневой» экономики.

Зарождающийся предпринимательский сектор оказался сориентированным главным образом на торговлю и посредничество, превратившись в надстройку над производящим материальные блага реальным сектором экономики, что способствовало деградации отечественной промышленности, которая без необходимых инвестиций и государственной поддержки была обречена на использование устаревших технологий.

Складывающиеся в этих условиях псевдорыночные экономические отношения привели к снижению привлекательности производительного труда в легальной экономике, оттоку инвестиций законопослушных агентов рынка, нарастанию социальной напряженности в обществе и, как следствие, к росту криминализации рассматриваемой сферы.

Решающим фактором роста криминальной активности в экономической сфере явилось стремление субъектов хозяйственной деятельности к достижению максимальной прибыли, которую в условиях высоких предпринимательских рисков (инфляция, неплатежи, высокие налоги, коррупция, мошенничество, рэкет и пр.) зачастую можно было достичь только с использованием противоправных методов. В результате в криминальные экономические отношения оказалась включенной значительная часть предпринимателей, составляющих до 20% трудоспособного населения.

Резкая поляризация общества на богатых и бедных в определенной степени стимулировала снижение духовно-нравственного потенциала общества. В результате в широких слоях общества стало стихийно утверждаться стремление к наживе любыми средствами, в том числе противоправными, получила широкое распространение ориентация на материальное благополучие, достигаемое любой ценой, и т.д.

Серьезно детерминирует экономическую преступность также проникновение в предпринимательскую деятельность лиц с корыстной антиобщественной ориентацией. Не оправдались прогнозы некоторых ученых-экономистов относительно утраты большинством пришедших из «теневого» бизнеса предпринимателей сформировавшихся у них криминальных взглядов и установок. К тому же в условиях экономической нестабильности, когда государство не обеспечивает легальных способов достижения материального успеха, возникает стремление к противоправной экономической деятельности, предоставляющей большие возможности для быстрого обогащения. Многие (в первую очередь молодые люди) находятся в состоянии поиска «достойного» места в обществе, стремятся получить высокие доходы любой ценой. Нормой жизни таких людей становятся жадность и эгоизм, вера во всесилие подкупа, зависть. Их противоправная деятельность выступает в форме поведения, организуемого по принципу «Максимум доходов при минимуме труда», где инновации сводятся лишь к поиску возможностей для преступного обогащения, а риск получения дохода варьируется в зависимости от степени уверенности в безнаказанности.

Согласно выборочным исследованиям, примерно около 70% опрошенных молодых людей (18-29 лет) без осуждения относятся к возможности получения материальных средств для открытия своего дела незаконным путем, а почти каждый второй (46%) решительно оправдывает подобные действия.

По оценкам специалистов, в России в настоящее время сформировался значительный (до 1/5 трудоспособного населения) слой предпринимателей, для которых криминальное или предкриминальное поведение является нормой.

Низкий уровень защиты имущества и прав собственности граждан, отсутствие у большинства граждан опыта деятельности в условиях развития рыночных отношений обусловили существенное повышение виктимности населения по отношению к экономическим правонарушениям и преступлениям. В частности, только в 1994 г. ущерб граждан от мошеннических действий большого количества незаконных банковских структур и финансовых «пирамид» («МММ», «Властилина», «Тибет» и др.) составил около 20 трлн руб., а число пострадавших достигло 3 млн. человек. Несомненно, что такое массовое явление усилило социальную напряженность, способствовало укреплению финансовых позиций преступников, привело к широкому распространению использования насилия при разрешении социально-экономических противоречий.

Огромную роль в деформации экономических отношений сыграла неподготовленность нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере приватизации, внешнеэкономической и банковской деятельности, потребительского рынка.

Например, в 1992-1993 гг. в налоговое законодательство вносилось столько изменений и дополнений, что нормативная налоговая база составляла более 800 законов, указов, постановлений, инструкций. Отдельные положения нормативно-правовых актов были недостаточно четко сформулированы, что послужило причиной их различного толкования, приводило к конфликтам между налогоплательщиками и налоговыми органами.

На криминогенной ситуации сказываются изъяны и пробелы в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве, что в первую очередь отражается на эффективности борьбы правоохранительных органов с экономической преступностью.

Со значительным запозданием была введена уголовная и административная ответственность за незаконные виды экономической деятельности, совершаемой в условиях рыночных отношений. Правоохранительным органам зачастую приходится сталкиваться с такими формами злоупотреблений в экономике, ответственность за которые законом не предусматривается. В результате людям наносятся значительные убытки, происходит незаконное обогащение части населения без риска понести за это наказание.

Росту экономической преступности способствует и фактически бездействующая система контроля, несмотря на обилие и постоянное расширение разного рода контролирующих инстанций. Такое положение связано прежде всего с тем, что в процессе перехода на новые формы хозяйствования существующая система органов государственного контроля была разрушена, а создание новой системы затянулось и до сих пор не завершено.

Существующий порядок регистрации хозяйствующих субъектов создал не только механизм свободного выбора экономической деятельности юридическими и физическими лицами, но и благоприятные условия для криминальной среды. Ежегодно образуются сотни тысяч организаций с ложными сведениями об их уставных фондах, юридических адресах, учредителях и владельцах, что позволяет бесконтрольно совершать нелегальные хозяйственные и финансовые операции, укрывать доходы от налогообложения, не возвращать кредиты и т.п.

На состоянии экономической преступности сказывается и деформация отношений в сфере управления экономикой. Она вызваны прежде всего некомпетентным вмешательством некоторых государственных структур в экономическую деятельность, принятием непродуманных решений, а порой и сознательным созданием условий для реализации корыстных устремлений. Последнее обстоятельство во многом обусловливается значительным снижение уровня жизни государственных служащих по сравнению с уровнем жизни предпринимателей, что провоцирует чиновников «компенсировать» отставание в доходах путем расширения коррупции и взяточничества.

Одной из причин сложившейся криминальной ситуации в экономике является недостаточная научная проработка проблемы экономической преступности, отсутствие ясных представлений о стратегии и идеологии борьбы с ней. Современная организация борьбы с рассматриваемым видом преступлений по-прежнему осуществляется старыми методами, эффективно действовавшими в условиях централизованной экономики, но не достигающими цели в современных условиях.

В поле зрения подразделений МВД России по борьбе с экономическими преступлениями в основном находятся традиционные проявления преступной деятельности в сфере экономики, более четверти из которых составляют преступления против собственности. В то же время факты легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, составляют лишь 0,3% всех выявленных преступлений, незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга — 0,6%; незаконных действий при банкротстве — 0,2%; коммерческого подкупа — 0,7%.

По сути правоохранительные органы оказались не готовыми к работе в новых экономических условиях. Этому способствовали такие факторы, как отсутствие надлежащей материально-технической базы; неподготовленность значительной части специалистов из числа сотрудников органов дознания и следствия для работы в современных условиях; отсутствие необходимой информации по конкретным уголовным делам и единой базы данных; резкое снижение уровня профессионализма сотрудников; большая текучесть кадров, как правило, связанная со сверхнормативной загруженностью работой, низкой заработной платой, отсутствием жилья и т.п.

Рассматривая причинный комплекс экономической преступности, необходимо подчеркнуть, что в нем отражается влияние экономических и социально-политических процессов в обществе на криминализацию экономических отношений. В то же время нельзя не учитывать достаточно значимого обратного влияния экономической преступности на деформацию экономических процессов. Проникая в рыночные отношения и используя их для незаконного обогащения, экономическая преступность разрушает свободное предпринимательство, подрывает его основы, нарушает принципы честной конкуренции, неприкосновенности частной собственности, сокращает поле экономической свободы для других хозяйствующих субъектов и индивидуальных предпринимателей. Она способствует нарушению рыночного равновесия, нарастанию социальной напряженности в обществе, подрыву авторитета государственных органов власти.

Причины и условия преступности в сфере экономики

Комплекс причин, порождающих преступность в сфере экономической деятельности, вызывает острые дискуссии. В условиях постоянных и не всегда положительных преобразований в экономической, социальной, политической, нравственно-психологической, идеологической и других сферах жизни общества изучать его достаточно сложно.

Все причины и условия преступности в зависимости от их содержания подразделяются на экономические, политические, правовые, организационные, социально-психологические, медико-социальные, технические, экологические и иные.

Также причины и условия преступности можно подразделить на:

субъективные (внутренние) факторы, определяющиеся психологическими особенностями отдельных преступников;

объективные (внешние) факторы преступности, зависящие от особенностей макроуровня (массовый характер преступности) и микроуровня (конкретное общественно-опасное деяние).

Экономический причинный комплекс (объективные, внешние факторы).

К общими негативным экономическим факторам, порождающим преступность, относятся:

• неспособность государства обеспечить конструктивное реформирование экономических отношений и сформировать цивилизованную, социально ориентированную рыночную хозяйственную систему;

• издержки и грубые просчеты в политике рыночного реформирования; экономическое расслоение общества, порождающее объективное противоречие между возникающими экономическими потребностями и возможностями отдельных социальных слоев, групп, индивидов современного российского общества, гипертрофированная поляризация населения по уровню материальной обеспеченности населения России;

• общее снижение уровня жизни населения в большинстве субъектов РФ, несмотря на улучшение общих показателей уровня жизни, рассчитанных в целом по стране;

• внутриэкономическая дезинтеграция и недостаточная интегрированность российской экономики в мировую;

• более высокий уровень доходности «теневой» экономической деятельности по сравнению с уровнем доходности легальной экономической деятельности.

К специальным экономическим факторам относят:

• отсутствие развитых экономических отношений, существование офшорных финансовых юрисдикций, появление и укрепление многочисленных криминальных группировок, преступная деятельность которых связана с экономической преступностью; рост незаконного кредитования;

• отсутствие эффективного, дифференцированного и соразмерного налогообложения физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, позволяющего обеспечить их нормальное функционирование на современном рынке;

• мировой финансовый кризис, произошедший в 2008 г.;

• неравномерное развитие регионов РФ;

• деформацию экономики, обусловленную ее неравномерным развитием.

Социальный факторный комплекс экономической преступности.

Традиционно в качестве одного из основных факторов преступности в криминологии выделяют сложившуюся социальную среду, поскольку преступность рассматривается как элемент более общей и сложной системы социальных взаимодействий. Основополагающей признается концепция о социальных противоречиях, обострившихся в связи с затянувшимся глобальным переустройством и реформированием существующей экономической системы России, сферы, обеспечивающей защиту прав и свобод граждан. Экономическая ситуация всегда сказывалась на социальной сфере. В настоящее время продолжает снижаться жизненный уровень основной массы населения, растет дифференциация граждан по имущественному положению. Помимо богатых людей, появляются сверхбогатые, но наряду с этим процессом часть населения, которая раньше имела средний достаток, перешла в разряд бедных.

Экономическая преступность является прямым продолжением криминализации существующей системы социально-экономических отношений. Криминализация всех сфер общества привела к деформации социальных институтов, возведению асоциальных норм поведения в экономической сфере в ранг общепризнанных, к подрыву действенных механизмов защиты экономических прав и свобод человека и гражданина.

Политический факторный комплекс экономической преступности.

Несомненно, факторы социально-политического характера, выражающиеся в политической нестабильности государства, по-прежнему оказывают существенное влияние на сферу защиты законных прав населения.

Организационный факторный комплекс экономической преступности состоит из элементов:

• способствующих совершению преступлений в сфере экономики (недостатки в правовом регулировании и организации управления экономическими процессами, слабое развитие информационных технологий в России, недобросовестность субъектов экономических отношений, правонарушения, допускаемые сотрудниками различных организаций, и др.);

• препятствующих эффективной реализации мер борьбы с преступностью (фактическое самоустранение правоохранительных органов от борьбы с исследуемыми общественно опасными деяниями; неэффективность законодательства; противодействие преступников расследованию преступлений; коррупция и т.д.).

Правовой факторный комплекс экономической преступности – это совокупность причин и условий правового характера, способствующих совершению преступлений (отсутствие адекватной оценки общественной опасности исследуемой преступности со стороны органов государственной власти, которая, несмотря на неоднократное изменение уголовного законодательства, остается малоэффективной, и т.д.).

Социально-психологический факторный комплекс экономической преступности характеризуется рядом негативных тенденций, которые частично позволяют определить направленность преступности против интересов кредиторов (нравственной деградации личности и соотношения основных ценностей. Одним из основных показателей является деградация моральных, духовно-нравственных ценностей человека, сопровождающаяся утратой традиционных для России идеалов и духовно-нравственных ценностей, отсутствие современных традиций честного предпринимательства и т.д.).

Причины и условия экономической преступности

Причины совершения корыстных преступлений в сфере экономики носят как объективный, так и субъективный характер. Экономические отношения, как уже сказано в разделе учебника о причинах преступности, их противоречивость и негативный характер рождают преступность как таковую. Они определяют и тот срез причин преступности, который можно назвать социально- и индивидуально-психологическим. Последнее, что ярче всего выражается, например, в стяжательстве, дающем человеку с особой силой почувствовать силу денег и возможность не только нажиться, но часто и диктовать свои условия жизнедеятельности другим людям, и сознает те особенности бытия, которые формируют искривленное создание человека, делает его личностью с устойчивыми социально-психологическими деформациями.

Важным для познания экономической преступности является выделение обстоятельств, поддерживающих ее функционирование как на макроуровне, так и непосредственно влияющих на решимость совершать преступления в конкретной сфере организационно-хозяйственной деятельности.

Криминологические исследования показывают, что вхождение в рыночную экономику породило серьезное противоречие между складывающимися способами производства и организационно-хозяйственными решениями, реализующими основные направления экономической политики.

Условно обстоятельства, способствующие относительной распространенности и живучести антисоциального экономического поведения, можно разделить на организационно-хозяйственные и социально-психологические.

Первая группа обстоятельств охватывает такие наиболее существенные, как издержки экономической политики, отсутствие надлежащей системы контроля; отставание правотворческой деятельности от потребностей хозяйственной практики и др. В непосредственной связи с конкретным деянием чаще других находятся следующие обстоятельства: недостатки системы учета и отчетности, текущего контроля со стороны руководителя, пренебрежение требованиями по подбору лиц на материально-ответственные должности, несовершенство норм расхода сырья и материалов, позволяющее создавать неучтенные резервы для последующего расхищения, и некоторые другие.

Вторая группа обстоятельств связана с недостатками правовоспитательной работы, с общей неподготовленностью населения и особенно среднего управленческого звена к решению сложных народнохозяйственных задач на основе новой экономической идеологии, обусловливается неразвитостью демократических традиций саморегуляции общественных процессов в экономике и др.

Степень влияния обеих групп обстоятельств на уровень и динамику экономической преступности неодинакова. Отсутствие целостной концепции предотвращения негативных последствий при вытеснении административно-нажимных методов преимущественно экономическими опосредованно влияет на создание атмосферы пониженной требовательности к нежелательным для общества формам отклоняющегося поведения. Несбалансированность свободы предпринимательства адекватными мерами ответственности за нарушение общеобязательных правил в экономике порождает уверенность во вседозволенности, порой провоцирует на антисоциальные способы решения экономических проблем.

Важное самостоятельное значение имеют недостатки механизма ценообразования, налоговой политики, которые в ущерб моральным представлениям о добросовестном высококвалифицированном труде как источнике благосостояния способствуют созданию режима наибольшего благоприятствования для авантюристов, деляг, манипулирующих разницей в цене и не брезгующих наживаться на трудностях переходного периода.

Обе группы обстоятельств не являются чем-то изолированным, попеременно детерминирующим повышение или понижение активности различных форм антиобщественного поведения. В действительности они переплетаются, создавая общий неблагоприятный фон в экономике.

Издержки экономической политики переходного периода выступают одним из главных факторов, создающих очаги криминогенной напряженности на отдельных направлениях экономической реформы.

Непоследовательность, фрагментарность, запаздывание в принятии неотложных мер по стабилизации хозяйственных связей серьезно сказывались на абсолютном падении производства, нарастании кризисных процессов, существенном снижении жизненного уровня населения. Криминологическое значение имеют недостатки создания конкурентоспособной альтернативной экономики, покоящейся на предпринимательском интересе. Политика односторонних преимуществ, адресных льгот для совместных предприятий, кооперативов в немалой степени способствовала насаждению идеологии рантье в деловом мире. Предпринимательский сектор, ориентированный, главным образом, на торговлю и посредничество, превратился в надстройку над производящей материальные блага экономикой, над государственным сектором, постоянно снижающим свою производительность.

Начиная с 1989 г. по настоящее время общество потеряло 40% экономического потенциала по объему производства. С 7,5 до 10 раз возрос разрыв в материальной обеспеченности: 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных слоев населения — величина в мировой практике критическая, за которой возникает постоянная социальная нестабильность.

К этому следует добавить потерю нравственных ориентиров, атрофию чувства протеста к противоправным способам достижения материального достатка.

Устранение государства из сферы регулирования экономических процессов, широкое внедрение общедозволительного метода правового регулирования при отсутствии условий для его применения серьезно дестабилизировали обстановку в экономике. Приоритет чисто технических мер, связанных с либерализацией цен, манипулированием денежной массой, процентными ставками, ставками налогообложения в ущерб стуктурных аспектов, определяющих отраслевые, региональные, технологические, социальные приоритеты экономического развития, подвигли общество к переоценке принимаемых мер, необходимости пересмотра экономической политики государства. Наметившийся сдвиг в предпринимательстве в сторону, противоположную промышленному производству, сам по себе способствует деградации отечественной промышленности, которая без необходимой государственной поддержки, структурной перестройки обречена на использование устаревших технологий, полную остановку производства. Положение усугубляется тем, что приоритет цеховых интересов над общенациональными происходит на основе углубляющегося хаотического разрушения государственного сектора экономики. Из всех других форм собственности государственная собственность, на которую приходится более 80%, оказалась наименее защищенной, уязвимой для разграбления при смене общественно-экономических систем.

Бесхозяйственность усиливает свое влияние на экономическую преступность из-за отмены внеэкономического принуждения, административных методов регулирования.

Бесхозяйственность как феномен социалистического способа производства не исчезла с применением рыночных механизмов регулирования, она лишь видоизменилась и приняла не менее значительные, чем в прошлом, масштабы. К проявлениям бесхозяйственности по-прежнему относится огромная потеря сельскохозяйственной продукции из-за отсутствия развитой сети перерабатывающих предприятий (30-40% выращенного урожая теряется по этой причине), сюда же относятся нерациональные потоки перевозок грузов, натуральный обмен продукцией, вызванный разрывом кооперированных хозяйственных связей. Обыденным делом хозяйственной практики стало “выбивание” с помощью взяток, подношений первоочередного исполнения договорных обязательств со стороны смежников, ибо неисполнение условий договора грозит полной остановкой промышленных предприятий, нередко являющихся монополистами в производстве той или иной продукции, что, в свою очередь, приводит к таким же разрушающим последствиям на других предприятиях, технологически связанных с первыми.

Судебно-следственная практика свидетельствует о заинтересованности расхитителей, взяточников в сохранении расточительности, на фоне которой их прегрешения не подвергаются моральному осуждению и тем более остракизму. Для снижения порога криминогенной активности бесхозяйственности потребуется сравнительно долгий период разгосударствления, т. е. изменения фактического влияния на положение дел в экономике государственной собственности, ослабления сочлененности на общем древе двух секторов, превращения государственного и предпринимательского секторов в самостоятельных товаропроизводителей, независимых и конкурирующих. Поскольку, по мнению ведущих экономистов, переходный период к полноценному рынку с созданием необходимой инфраструктуры займет от 20 до 30 лет, сохраняется актуальность самодовлеющего влияния бесхозяйственности на экономическую преступность.

Дефекты ценообразования. Как правило, рынок сам назначает цену товару на основе спроса и предложений и лишь незначительная часть устанавливается директивным путем.

Мировой практике известны различные способы государственного регулирования цен: для одних это установление верхних границ, превышение которых рассматривается как нежелательное, с точки зрения утверждения господствующих представлений о морали, для других — установление нижних границ, за пределами которых наносится материальный ущерб основной группе товаропроизводителей. Неприемлемым является сговор монополистов по поддержанию выгодных цен на рынке товаров и услуг в ущерб интересам потребителей. Существенный урон интересам граждан в настоящее время наносится перекачиванием товаров из предприятий государственной торговли в коммерческую торговлю, поэтому первостепенное значение приобретает процесс дальнейшей приватизации торговли и сферы обслуживания, передача их в индивидуальную и коллективную частную собственность. Усугубляет положение недостаточная эффективность мер гражданско-правового воздействия, которые подрывали бы стимул к занятию противоправной деятельностью, делали бы ее в экономическом отношении невыгодной. Отмеченные обстоятельства неблагоприятно сказываются на утверждении заповедей добросовестной коммерции как необходимом моральном основополагающем регуляторе рыночных отношений.

Опосредованное влияние на характер и уровень экономической преступности оказывают и иные недостатки функционирования хозяйственного механизма, например разрыв производственных связей, так называемый хозяйственный сепаратизм. Договорные цены породили интерес предприятий не к поставкам по договорам, а к поставкам по собственному усмотрению с извлечением дополнительной прибыли. Между тем степень кооперирования, взаимозависимости в народном хозяйстве настолько велика, что отказ одного или двух из 1500 поставщиков, обеспечивающих работу авиационного конвеера на Саратовском авиазаводе, может дезорганизовать производство смежных заводов с десятками тысяч занятых рабочих. Возрастает зона коррупции, обычные договорные отношения заменяются бартерными операциями. Нередко при товарообменных операциях превалирует коллективный эгоизм, взамен необходимой продукции приобретаются радио- и видеотехника, другие престижные вещи для узкого круга лиц, в том числе и с целью спекуляции.

Недостатки действующей системы государственного контроля способствуют распростаранению скрытых, невыявленных экономических преступлений. Свойственный командной экономике тип контроля был рассчитан на жесткое регулирование хозяйственной деятельности путем запретов или детальной регламентации порядка осуществления операций с материальными ценностями и денежными средствами и оказался неприспособленным к изменившимся экономическим условиям. Создалась ситуация, при которой отмечался рост потерь, недостач, хищений, а эффективность деятельности ведомственного контрольно-ревизионного аппарата неуклонно снижалась. За 5 лет показатели работы ведомственного контрольно-ревизионного аппарата по выявлению непроизводительных потерь, приписок, злоупотреблений сократились почти в 1,5 раза. Не менее чем на 30% уменьшилось число материалов, направляемых по инициативе контрольного аппарата в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Отмеченные тенденции совпали с численным снижением специализированного ревизорского аппарата, а затем и его полной ликвидацией.

Свертывание контроля при сохранении стабильности факторов, обусловливающих рост корыстных посягательств на государственное имущество, породило зону, свободную от привычного внимания общества, сказалось на атмосфере безразличия населения к разоряющим страну противоправным действиям. Перестройка хозяйственного механизма сопровождалась и ликвидацией органов народного контроля, которые стали рассматриваться лишь как рудимент административно-командной системы, тормозящей радикальные реформы. Таким образом, государство лишилось одного из важнейших инструментов управления нарождающимся предпринимательством, а новой полноценной системы контроля своевременно не было создано. Утратился барьер, в значительной степени ограждающий общество от злоупотреблений.

В основу новой системы контроля, отвечающей потребностям рыночной экономики, положены следующие принципы: разграничение объектов контроля по формам собственности; разграничение субъектов контроля на государственный, общественный, аудиторский (независимый платный), ведомственный (фирменный) и внутренний (внутрихозяйственный). В соответствии с действующим законодательством образованы Государственная налоговая инспекция, налоговая полиция, аппарат Главного государственного инспектора и контрольное управление при Президенте, Федеральное казначейство.

Однако существенного влияния на оздоровление дел в экономике они пока не оказывают. Сказывается отсутствие целостного представления о способах государственного регулирования экономики, идеологии контроля в целом. Особенно значительны потери при использовании государственной собственности, оказавшейся вне сферы пристального внимания государства. Достаточно сослаться на тот факт, что в международной организации Государственного контроля ИНТО-САН, образованной в 1953г. и насчитывающей 147 стран, нет Российской Федерации.

Значительно отстает от потребностей общества кадровый состав и техническое оснащение контрольных органов. В США, например, насчитывается 46 управлений, самостоятельных бюро контрольного управления, наряду с налоговой службой, нужды которой обслуживает 40 различных автоматизированных систем по проверке правильности исчисления налогов.

Как правило, укрепляет решимость совершить преступление непосредственная обстановка на предприятии, в организации по месту работы осужденного. В ряду названных выделяются обстоятельства: 1) ненадлежащая охрана, нарушения внут-риобъектного режима, позволяющие безбоязненно вынести материальные ценности; 2) отсутствие учета, нарушение порядка и сроков проведения ревизий и инвентаризаций, подчас формальный характер их осуществления без проверки фактического наличия товаров, материалов; 3) зачисление на материально-ответственные должности лиц, судимых за корыстные преступления, склонных к противоправному поведению; 4) недостатки правового воспитания в коллективе; 5) низкий моральный уровень лиц, окружающих виновного.

Недостатки в деятельности правоохранительных органов. Исследования свидетельствуют, что снижается уровень оперативно-розыскной работы аппаратов по борьбе с экономической преступностью МВД и его подразделений на местах. В период 1985-1991 гг. число общеуголовных групповых преступлений, по исследованиям А.И. Долговой, увеличилось на 60%, а экономических групповых преступлений зарегистрировано на 32% меньше, число же лиц, участвовавших в экономических групповых преступлениях, по данным статистики, снизилось на 54%. Изучение в Якутии показало, например, что 76% уголовных дел о хищениях возбуждено по материалам ведомственных проверок, 10% — по заявлениям контролирующих органов и только 14% — по материалам БХСС. Для создания видимости активной работы широко практикуется необоснованное и преждевременное возбуждение уголовных дел о крупных хищениях, дожностных и хозяйственных преступлениях без актов документальных ревизий либо по заведомо непригодным актам, что приводит к прекращению дел.

Согласно выборочным исследованиям из всего массива материалов, направляемых на решение вопроса о привлечении виновных к уголовной ответственности, возбуждаются уголовные дела только в 28,9% случаев, в 55,2% случаев принимается решение об отказе в возбуждении уголовного дела, из них за отсутствием события или состава преступления в 23,2% случаев.

Прослеживается тенденция, когда из общего числа выявленных преступлений в сфере экономики возбуждаются уголовные дела лишь по 1/3, а впоследствии из этого числа с обвинительным заключением в суд поступает 1/3 от законченных расследованием. Таким образом, освобождение от уголовной ответственности с передачей материалов на рассмотрение общественным организациям из исключительного порядка превратилось в обычную практику. Повсеместно к осужденным за преступления в сфере экономики стали применяться меры наказания, не связанные с лишением свободы, даже по таким особо тяжким преступлениям, как хищения в особо крупных размерах и взяточничество.

В целом по России за взяточничество наказано лишением свободы в 1991 г. только 163 человека, что составляет 27% общего числа осужденных.

Значительно реже, чем в предыдущие годы, применяются дополнительные меры наказания в виде конфискации имущества, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью — все это девальвирует в глазах населения уголовно-правовые меры борьбы с наиболее опасными экономическими преступлениями. Ослаблен прокурорский надзор за законностью в деятельности по выявлению и расследованию экономических преступлений

Происшедшие в экономике изменения привели следственную и прокурорскую практику к ошибкам в оценке фактической стороны и юридической квалификации содеянного. Изменились границы дозволенного и преступного, а четкого представления о содержании таких понятий, как хозяйственный риск, предприимчивость, не сформировано. Трансформация отношений собственности потребовала изменения подходов к определению поводов для возбуждения уголовных дел в экономике, когда субъектами правоотношений выступают негосударственные организации, а уголовно-процессуальное законодательство не претерпевает изменений.

Отмеченные обстоятельства, наряду с непродуманными акциями средств массовой информации по огульной дискредитации правоохранительных органов времен застоя, понизили в общественном сознании престиж профессии следователя, прокурора, способствовали оттоку высококвалифицированных кадров, что сказалось на снижении уровня профессионализма и правовой культуры следствия и правосудия.

Отставание правового обеспечения. Появление альтернативной экономики вызвало стремительный рост неизвестных ранее форм общественно-опасного экономического поведения, которые в не меньшей степени, нежели зарегистрированные преступления, влияют на дестабилизацию экономики, актуализируют корыстную мотивацию противоправных актов. Одни из совершаемых деяний давно известны странам с развитыми рыночными отношениями, другие присущи нынешнему переходному периоду и проистекают из командной экономики, например “перекачивание” денег из сферы безналичного оборота. Не единичны случаи умышленного банкротства с целью присвоения кредитов, иных заемных средств, создание лжехозяйствующих субъектов и других форм экономического мошенничества, т. е. деяний, которые в нашей отечественной истории дооктябрьского периода объявлялись преступными. Немалый вред причиняется занятиями запрещенной, не предусмотренной Уставом хозяйственной организации деятельностью в целях получения дополнительных доходов. Как свидетельствуют материалы правоохранительных органов, существенный вред общественным интересам причиняется: умышленным искажением данных в регистрационных документах об учреждении кооперативов, товариществ, ационерных обществ; злоупотреблением монопольным положением на потребительском рынке; умышленным запутыванием бухгалтерского учета и др. Нередки обманные действия в отношении контрагентов, введение их в заблуждение относительно имущественных возможностей и многие другие умышленные действия, игнорирующие общепринятые принципы деловой этики, носящие злостный, преднамеренный характер.

Относительной распространенности извлечения доходов в обход общественных интересов способствует правовая неопределенность понятия коммерческая тайна, отсутствие ответственности за неправомерное использование предметов залога, злоупотребление государственными и международными субсидиями и др. Ситуация неустойчивой юридической основы предпринимательства отрицательно сказывается на упрочении режима законности.

Общая неподготовленность населения к восприятию экономических преобразований, недостаточная компетентность и отсутствие умения работать в кризисных и экстремальных ситуациях ощутимо влияют на распространенность отклоняющихся форм экономического поведения. Серьезными недостатками страдает система профессиональной переориентации тех слоев населения, которые являются проводниками новой экономической политики, тогда как без активного включения в механизм управления народных масс невозможно реформировать хозяйственную деятельность. На психическую устойчивость влияют и участившиеся проявления правового нигилизма, региональный сепаратизм, породивший войну законов. Сравнительное большинство опрошенных центром изучения общественного мнения не верит в существующие законы. Максимум неверующих приходится на молодежь до 24 лет, кооператоров и иных представителей нарождающегося предпринимательства. В целом по стране на вопрос: можно ли жить, не нарушая закон? 30% ответили “да”, 51% — “нет”1.

1 Голов А. Можно ли в Советском Союзе жить по закону //Независимая газета. -1991. -5 сентября.

Не отвечает предъявляемым требованиям организация и содержание подготовки и переподготовки руководителей и специалистов. Только 7% нынешних руководителей имеют экономическое образование, остальные — техники и технологи2. К тому же сформировавшиеся в прежних условиях управления и хозяйствования традиции, знания, умения и навыки значительной части руководителей стали тормозом экономических и организационных нововведений. По данным опроса 3,5 тыс. руководителей, занимающих ключевые посты в государственном, хозяйственном и общественном управлении, проведенного в 1991 г. Ассоциацией исследователей персонала управления, хорошо и отлично подготовлены к работе в условиях рынка лишь 8,9%; удовлетворительно — 42,4% и плохо и очень плохо 47,4% опрошенных3.

2 Яковлев В. Где же кадры для реформы? //Известия. — 1991. — 25 июля.

3 Матвеев А., Ткаченко Ю. Учиться, чтобы выжить //Экономика и жизнь. — 1991.

Общественное сознание все еще слабо адаптировано к происходящим экономическим переменам. Даже в такой жизненно важной сфере экономического интереса, как использование ваучера, т. е. приватизационного чека, при обмене его на акции инвестиционных фондов или конкретных предприятий наблюдается нерешительность, боязнь принятия собственного решения, неверие в проводимую экономическую политику.

По состоянию на 01.09.93г. всего через инвестиционные фонды, закрытую подписку и прочими способами собрано 24 млн. из 146 млн. чеков, а на 01.12.93 г. это количество приблизилось к 46 млн. чеков, в то время как остальные 100 млн. человек так и не определились, что им надлежит сделать. Примечательно, что Правительство первоначально предполагало ограничить срок действия чека 1993 г. и лишь под давлением указанных обстоятельств пролонгировало возможность принятия решения до 01.07.94r.

Государственные центры обучения вместе с многочисленными школами бизнеса, менеджеров и т. п. не сделали качественного рывка в подготовке руководителей и специалистов. В еще большем затруднении находятся работники контролирующих органов, на которых ложится большая ответственность по пресечению доходов, не соответствующих социально значимым результатам труда и вызывающих резко негативную оценку населения.

Отрицательное воздействие на морально-психологическое единство общества оказывает искаженное представление о роли предпринимательства в возрождении экономики, способной дать людям достойные условия жизни, удовлетворить национальное честолюбие.

Еще по теме:

  • Как выгодно расчет пенсии Как выгодно расчет пенсии Одна из идей, активно пропагандируемых в связи с введением с 1 января 2015 г. новых пенсионных правил, звучит так – Выходить на пенсию позже установленного срока будет выгодно. Редакция 45-90 решила просчитать - насколько выгодно. […]
  • Выплаты осаго при смерти Выплаты по полису ОСАГО при смертельном ДТП Следующая статья: ДТП без прав К сожалению, очень часто на дорогах случаются дорожно-транспортные происшествия. И это стрессовая ситуация как для водителя-виновника, так и для пострадавшего, особенно если […]
  • Субсидия при рождении 2 ребенка Ипотека под 6% для семей с двумя детьми и многодетных Российские семьи, в которых с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года появится второй или третий ребенок, смогут получить ипотеку на льготных условиях — под 6% годовых. При этом ипотечный кредит должен […]
  • Детские пособия на 5 ребенка Детские пособия Какие пособия получает женщина в России при рождении ребенка в 2018 году? Общий их перечень на федеральном уровне установлен законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Другими законами […]
  • Правило три сигм Правило трех сигм Ничего непонятно? Попробуй обратиться за помощью к преподавателям Напомним для начала следующие факты: Вспомним формулу для нахождения вероятности того, что отклонение, распределенной по нормальному закону непрерывной случайной величины […]
  • Пенсия для неработающих граждан Минимальный размер социальной пенсии На социальное пенсионное обеспечение имеют право претендовать только наименее защищенные слои населения — нетрудоспособные граждане, которым не выплачиваются трудовые (страховые) пенсии. Правительство ежегодно […]
  • Адвокаты россоши Профессиональное оказание юридических услуг в Россоши. Своевременное оказание юридических услуг - залог будущего успеха! Филиал Воронежской областной коллегии адвокатов Адвокатская контора "Скуратов и партнеры" Здравствуйте! Рады видеть вас на нашем сайте. […]
  • Льготи мать одиночкам Мать-одиночка и льготы: по работе, по жилью, по налогам Льготы для матерей-одиночек Матери-одиночки и отцы-одиночки имеют право на льготы, о которых им следует знать, которыми следует пользоваться. Для начала определим, кто может считаться одинокой матерью. […]