Содержание налогов и сборов

Содержание налогов

Принцип налогов

Если же оценивать объективно, то социально-экономическое содержание налогов можно рассматривать как оплату государственных услуг. К примеру, только государство способно обеспечить социальную и экономическую стабильность, внешнюю и внутреннюю безопасность и проч. общественные блага. Сама организация выплаты налогов представлена в такой форме, которая усиливает их достоинства, нейтрализуя или ослабляя недостатки.

Помимо налогов, в казну государства поступают различные сборы: таможенные, лицензионные, за право пользования природными ресурсами и др.

Экономическое содержание и назначение налогов

Виды налоговых платежей в зависимости от их назначения:

для расходов на себестоимость работ или услуг (продукции):

— земельный;
— за пользование природными ресурсами;
— с владельцев моторизованного транспорта;
— за пользование автотранспортными магистралями;

на выручку от реализации работ или услуг (продукции):

— акцизные;
— экспортные;
— НДС;

на финансовые результаты:

— налоги на имущество, прибыль, рекламу;
— сборы на определенные цели (благоустройство, содержание или уборка территории);
— налог на содержание жилищного фонда, различных социальных объектов;
— на нужды учреждений воспитания и образования;

из части прибыли, остающейся в организации или на предприятии (как правило, они относятся к местному налогообложению):

— лицензионные сборы на право торговли;
— сборы с биржевых сделок;
— налоги на строительство производственных объектов в курортной зоне;
— на перепродажу техники и проч.

Экономическое содержание налогов

Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями, которые складываются между хозяйствующим субъектом и гражданами – с одной стороны, и государством – с другой, по поводу формирования государственных финансов.

Одним из важнейших вопросов финансовой науки является определение содержания экономической категории «налог».

Налоги — это обязательные платежи юридических и физических лиц, взимаемых в бюджет государства (государственного и местных) и государственных целевых фондов.

В отличие от сборов и других обязательных платежей, взимаемых в фонды общеобязательного социального страхования (например, пенсионного фонда, фонда социального страхования на случай безработицы), налоги не имеют конкретного целевого назначения. Использовать сборы не по назначению не допускается.

Налога свойственна индивидуальная безвозмездность. Это означает, что при его взыскании государство не берет на себя обязанности по предоставлению каждому отдельном плательщику определенного эквивалента, равного их платежу.

Налоги — это обязательный вид платежа. Обязательность выражается в том, что за нарушение установленного срока уплаты, размера платежа, уклонение от уплаты предусмотрена ответственность плательщика, то есть существует необходимость принудительного исполнения данного платежа, что отличает его от добровольной жертвы.

Налог может взиматься в форме натуральной или денежной оплаты. Однако в современных условиях денежная форма практически преобладает, однако существуют отдельные случаи уплаты налогов и в натуральной форме.

При уплате налога часть переходит из собственности отдельных плательщиков в собственность государства. Иными словами, налоговые поступления имеют односторонний характер и связаны с перераспределением части стоимости ВВП, доходов юридических и физических лиц. Такого перехода не существует при внесении в бюджет обязательных платежей государственными предприятиями. Такие платежи будут налогами только по форме, но не по содержанию, так изменения форм собственности при этом не происходит.

Для налога характерна регулярность его взыскания, а это означает, что данный платеж вносится периодически, в четко установленные законодательством сроки.

Налог — категория не только экономическая, но и правовая. Правовое содержание проявляется через систему специфических обязательств, правовых норм, институтов.

Налоги устанавливаются исключительно государством на основании закона по юридически закрепленными правилами. Установление государством налогов — это своеобразная форма проявления его государственного суверенитета и осуществления надлежащих функций властности.

Мобилизация и использование налоговых поступлений получают правовое обоснование, становятся объектом контроля со стороны законодательных структур. Налоги являются неотъемлемым атрибутом государства, устанавливаются для финансового обеспечения выполнения возложенных на нее функций и решения социально-экономических задач.

Таким образом, логика анализа характерных признаков налогов дает возможность определить данную категорию. Налоги — это объективная экономическая категория, отражающая финансовые отношения, складывающиеся между органами государственной власти, юридическими и физическими лицами по поводу мобилизации в бюджеты и целевые фонды части стоимости ВВП, определенной на законодательном уровне по обеспечению граждан общественными благами и услугами.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Основные отличительные признаки налога в трактовке Налогового кодекса:

— обязательность — каждое лицо-налогоплательщик несет юридическую обязанность перед государством: оно должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ);

— индивидуальная безвозмездность — каждое лицо, уплатившее налог, взамен не получает на его сумму какие-либо конкретные индивидуальные блага;

— уплата в денежной форме — налоги не могут быть уплачены (взысканы) в натуральной форме; они обязательно должны сокращать денежные средства, принадлежащие налогоплательщику;

— финансовое обеспечение деятельности государства — налоговые платежи являются одними из основных источников доходов соответствующих бюджетов, предназначены для расходования на публичные цели.

За счет налогов государство не только обеспечивает финансирование важнейших общественных потребностей (поддержание системы управления, содержание армии, обеспечение правопорядка, образование, здравоохранение, культура и т.д.), но осуществляет целенаправленное регулирование производственно-экономической деятельности предприятий и частных лиц. В современных государствах через налоги мобилизируется в казну и перераспределяется от 30 до 50% ВВП.

Налоги представляют собой финансовую основу существования государства, с помощью налогообложения происходит принудительное отчуждение части национального дохода с целью образования централизованных фондов денежных средств.

Общие налоги
Индивидуальный налог
НДФЛ
Земельный налог
Налог на доход от продажи квартиры

Назад | | Вверх

1.Понятие, сущность и функции налогов и сборов

Налоги являются основным источником формирования бюджета. Они представляют собой часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в процессе производства. Формирование бюджета происходит за счет изъятия части ВВП у хозяйствующих субъектов. Следовательно, изъятие государством в пользу общества определенной стоимости ВВП в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями, которые складываются между хозяйствующими субъектами и гражданами, с одной стороны, и государством, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

Налог – это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Для налога как экономической категории присущи следующие признаки (особенности):

1)императивность (обязательность). Данный признак предполагает правовую обязанность безусловной и своевременной уплаты налогов государству налогоплательщиком.

2)индивидуальная безвозмездность – налогоплательщик не вправе рассчитывать на эквивалентную выгоду (эквивалентное возмещение).

3)законность – установление, начисление и взимание налогов осуществляется в порядке, определенным законом.

4)уплата налогов в целях финансового обеспечения деятельности государства – за счет налогов в преобладающей степени формируются централизованный фонд денежных средств, который является основой обеспечения деятельности государства: содержание государственного аппарата, армии, решения комплекса задач общенационального значения.

5)абстрактность – поступление налогов на нужды всего государства, а затем распределение по видам расходов.

6)относительная регулярность – периодическая уплата налога в установленные сроки.

Однако финансовые резервы государства формируются и за счет сборов.

Под сбором в НК РФ понимается, обязательный взнос, взимаемый с организации и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Главное отличие налога от сбора состоит в отсутствии требования безвозмездной уплаты, т.е. уплата сбора предполагает последующее совершение разрешительных действий плательщиком.

Экономическая сущность налогов проявляется через их функции. В настоящее время в экономической науке нет единой точки зрения на количество выполняемых налогом функции.

Разграничение функций налога носит в значительной мере достаточно условный характер, они осуществляются одновременно и определяют государственную налоговую политику и ее влияние на экономическую ситуацию в стране. Можно выделить фискальную, распределительную, стимулирующую и контрольную функции налогов.

Фискальная функция–основная функция, формирует доходы, аккумулируется в бюджете и внебюджетных фондах средства для реализации государственных программ.

Распределительная функция заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование межотраслевых общегосударственных программ.

Стимулирующая функция налогов оказывает влияние на процесс воспроизводства. Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов, налоговых санкций и налоговых преференций.

Контрольная функция позволяет осуществлять всесторонний контроль за полнотой и своевременностью поступления налоговых платежей в государственный бюджет.

Понятие налога и сбора

В комментируемой статье законодатель указывает общее определение и содержание понятий «налог» и «сбор», используемых в налоговом законодательстве.

Налог — необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. Также можно отметить, что установление налогообложения является неотъемлемым признаком государства и средством обеспечения функционирования государства.

Таким образом, налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации (статья 45 НК РФ), но в случаях отсутствия денежных средств на счетах плательщика (или налогового агента) налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьями 46, 47 НК РФ.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Сбор — это обязательный взнос. В отличие от налога сбор может иметь не только денежную, но и иную форму, но это возможно лишь в том случае если прямо предусмотрено законодательством.

Уплата сбора (в соответствии с целями правового документа, установившего конкретный сбор) предполагает возникновение некоторых публичных отношении.

Статьей 9 НК РФ установлены участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Следует учесть, что:

— налогоплательщиками или плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность платить налоги и сборы (пункт 1 статьи 19 НК РФ);

— организациями для целей НК РФ являются организации российские и иностранные (статья 11, 19 НК);

— физические лица — это граждане Российской Федерации, лица без гражданства и иностранные граждане (пункт 2 статьи 11 НК РФ);

— налоговые агенты — это лица (то есть организации и (или) физические лица), на которые НК РФ возлагает обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджеты налогов и сборов (статья 24 НК РФ).

Участниками отношений являются также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы (статьи 30 — 33 НК РФ). Согласно пункту 1 Положения №506, ФНС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

К участникам отношений регулируемых законодательством о налогах и сборах, относятся таможенные органы. Согласно пункту 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 года №459:

«Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями».

Предыдущая редакция НК РФ пунктами 5 и 7 статьи 9 НК РФ относила к участникам налоговых отношений государственные органы исполнительной власти, исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы, а также должностных лиц, организаций, в том числе внебюджетных фондов. С 1 января 2007 года пункты 5 и 7 исключены из текста статьи 9 НК РФ.

В комментируемой статье законодатель предусматривает специальный порядок привлечения к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах и указывает на установленный НК РФ порядок производства по делам о налоговых правонарушениях. Сама по себе комментируемая статья порядка привлечения к ответственности и производства по делам о налоговых правонарушениях не устанавливает, а содержит только отсылочное положение на другие статьи НК РФ.

В случае, если нарушение законодательства о налогах и сборах имеет признаки административного правонарушения, то следует руководствоваться нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Административное правонарушение — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (пункт 1 статьи 2.1 КоАП РФ) (Приложение №7).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

В случае если налоговое нарушение имеет признаки преступления, то производство по таким делам регламентируется нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Преступлением признается — общественно опасное деяние (бездействие), предусмотренное Уголовным кодексом Российской Федерации (далее — УК РФ). Об уголовной ответственности за преступления, совершаемые в сфере экономической деятельности, смотрите Главу 22 УК РФ.

С более подробным постатейным комментарием к части первой Налогового кодекса Российской Федерации, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (часть первая)».

46. Сущность, содержание налога, сбора, виды налогов и сборов в Российской Федерации

В соответствии со ст. 8 НК РФ: под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Государство без налогов существовать не может, так как они главный метод мобилизации доходов в условиях господства ча­стной собственности и рыночных отношений.

Налоги, участвуя в перераспределении новой стоимости — национального дохода — выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных от­ношений, которые формируют их общественное содержание. Оно дает возможность проникнуть во внутреннюю их природу, рас­крыть эволюцию, важнейшие признаки и особенности, а также механизм воздействия налогов на производственные отношения в обществе. Налоги как часть распределительных отношений общества отражают закономерности производства.

Кроме общественного содержания налоги имеют материаль­ную основу, т. е. представляют собой реальную сумму денежных средств общества, мобилизуемую государством. При перераспре­делении национального дохода налоги обеспечивают органы го­сударственной власти частью новой стоимости в денежной фор­ме. Эта часть национального дохода, присвоенная принудитель­но в форме налогов со всего населения страны, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения имеет одностороннее движение стоимости (от налогоплательщика к государству) без эквивалентного обмена.

Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капита­лом, природными ресурсами). Они становятся собственностью государства и используются для военно-политических и соци­ально-экономических мероприятий.

Налоги, будучи особой сферой производственных отноше­ний, являются своеобразной экономической категорией с устой­чивыми внутренними свойствами, закономерностями развития и отличительными формами проявления. Налоги выражают реаль­но существующие денежные отношения, проявляющиеся в про­цессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Эти налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном из­менении.

Налоги — не только экономическая категория, но и финансо­вая категория: они выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, имеют свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, т. е. функ­ции, которые выделяют их из всей совокупности финансо­вых отношений.

Налоговая система Российской Федерации по уровню управления состоит из трех групп налогов: федеральные налоги; региональные налоги (налоги республик в составе Российской Федерации, налоги краев, облас­тей, автономной области, автономных округов) и местные налоги и сборы.

К федеральным налогам и сборам Российской Федерации в настоящее время в соответствии со ст. 13 НК РФ относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) налог на наследование или дарение;

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

К региональным налогам в соответствии со ст. 14 НК РФ относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам и сборам в соответствии со ст. 15 НК РФ относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

По способу взимания налоги классифицируются на:

прямые (НДФЛ, НАПИ, налог на добычу полезных ископаемых)

косвенные, включенные в цену товара (НДС, Акцизы, таможенные платежи).

По целевой направленности:

абстрактные (НДС, акцизы, НДФЛ, НДПИ)

целевые (страховые взносы, которые уплачиваются за работников, транспортный налог)

налоги с ф.л. (НДФИ, налог на имущество физических лиц)

налог с ю.л. (налог на придыль организации, налог на имущество органихзации)

налоги смежные (НДС, акцизы, страховые взносы)

По уровню бюджетов:

закрепленные (идет в один бюджет, пример НДС- в ФБ)

регулирующие (между несколькими бюджетами, Акцизы)

По порядку ведения:

общеобразовательные (налог на прибыль организации)

Экономическое содержание налогов и их экономическая сущность.

1Экономическое содержание налогов и их экономическая сущность

Необходимость налогов, как экономической категории, вытекает из функций и задач гос-ва, выполняющего разнообразную деятельность (политическую, экономическую, соц-ую) и требующую соответственно определённых средств.

Налог – это безвозмездное отчуждение части собственности у лица в пользу государства для выполнения им своих обязанностей. За счёт налогов, сборов, пошлин и др. платежей формируются финансовые ресурсы государства. Т.е. главное назначение налогов – обеспечивать деятельность государства и его сохранность. Т.о. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями, которые складываются между хозяйствующим субъектом и гражданами – с одной стороны, и государством – с другой, по поводу формирования государственных финансов.

Экон. сущность налога: изъятие государством в пользу общества определённой части ВВП в виде обязательного взноса в денежной форме. (ВВП – это рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведённых в стране за определённый период времени, как правило год). Аккумулируя посредством налогов денежные средства, государство влияет на экономику, стимулируя / сдерживая развитие отдельных отраслей, усиливая / ослабляя накопление капитала, расширяя / уменьшая платёжеспособность.

Сущность налогов проявляется также через их функции:

1. Фискальная функция – самая важная. Она проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Т.е. реализация функции осуществляется за счёт сбора установленных налогов в пользу государства. С её помощью образуется централизованный денежный фонд государства. С развитием рыночных отношений значение данной функции значительно возрастает, т.к. увеличиваются налоговые поступления, обусловленные ростом производства и потребностями государства. 2. Экон-ая функция – состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство; Так, н-р, те предприятия, которым предоставлены налоговые льготы, растут и развиваются быстрее других. А назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги. Экон. функция включает в себя: Регулирующую – налоги, активно участвуя в перераспределительном процессе, оказывают значительное влияние на общественное воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платёжеспособный спрос населения. Социальную (распределительную) – состоит в перераспределении общественных доходов м/у различными категориями населения (в пользу слабых, незащищённых категорий граждан). 3. Контрольная – состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями гос-ва в финансовых ресурсах. Благодаря этой функции оценивается эффективность каждого налогового канала и выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему. Эта функция осуществляется спец. органами, кt-ые осуществляют контроль за правильностью начисления, своевременностью уплаты и зачисления налогов.

2. Классификация налогов в соответствии с порядком их установления

Налог – это безвозмездное отчуждение части собственности у лица в пользу государства. Для воздействия на экономику и формирования своих доходов гос-во использует целую совокупность налогов, которая требует своего упорядочения и классификации – группировки налогов по их видам.

В соответствии с порядком установления различают: Федеральные налоги – налоги, кt-ые устанавливаются Федеральным собранием РФ (Гос. дума и Совет Федерации), закреплены в НК РФ, обязательны к уплате на всей территории РФ и взимаются по единым ставкам. К ним относ.: косв: НДС, акцизы, таможенные пошлины; прям: налог на прибыль орг-ий, НДФЛ, налог на добычу полезн. ископаемых (НДПИ), водный налог. Региональные налоги – налоги, кt-ые устанавл-ся НК РФ и законодат. органами субъектов РФ (советы народных депутатов, областные думы), обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ: прям: налог на имущ-во орг-ий, н-г на игорный бизнес, транспорт. налог. Местные налоги – устанавл-ся НК РФ и органами местного самоупр-ия, обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований: налог на имущ-во физич. лиц, земельный н-г.

Так же различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги – налоги, кt-ые устанавливаются непосредственно на доход или имущ-во налогоплательщика. Т.е. объектами прямого налога являются доход (зарплата, прибыль, процент, рента – это определённая сумма, кt-ую земельный собственник получает от арендатора – лица, взявшего земельный участок во временное пользование) и ст-ть имущ-ва (земля, дом, цен. бумаги и т.п.) налогоплательщика.

К числу прямых налогов относятся: подоходный налог (НДФЛ – налог на доходы физических лиц = 13%); налог на прибыль предприятий (организаций = 20%); налог на имущество – это налог, устанавливаемый на имущество организаций или частных лиц (нал.ставка не может превышать 2,2%).

Прямые налоги, в свою очередь, делятся на личные и реальные (целевые). Прямые личные налоги уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платёжеспособность субъекта н/о. К их числу относятся: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц. Прямые реальные налоги уплачиваются с предполагаемого среднего дохода, получаемого от того или иного объекта обложения. К их числу относятся: земельный налог, транспортный налог, единый налог на вмененный доход (вмененный доход – потенциально возможный доход налогоплательщика), НДПИ.

Косвенные налоги – налоги, кt-ые устанавливаются в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика. Т.е. объектами косвенного налога являются товары и услуги. Собственник предприятия, производящего товары или оказывающего услуги, продает их по цене (тарифу) с учётом надбавки и вносит государству соответствующую налоговую сумму из выручки, то есть, по существу, он является сборщиком, а покупатель – плательщиком косвенного налога.

К числу косвенных налогов относятся: Налог на добавленную стоимость (НДС = 18%, Добавленная стоимость – разность м/у реализованной продукцией за определённый период и стоимостью закупленных фирмой за тот же период предметов труда и услуг, т.е. это разность м/у продажами фирмы и её покупками); акцизы – налоги, устанавливаемые преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны; таможенная пошлина – это взносы (платежи) на импортные и экспортные товары.

Каково экономическое содержание налогов?

Под налогом понимается обязательный платеж, поступающий государству в определенных законодательством размерах и в установленные сроки. Особенность налога – его безвозмездность. Он предстает как безвозмездное изъятие государством части средств предприятий, организаций и населения по заранее установленным нормативам и срокам. Вот почему налоги взимаются принудительно, проявляя тем самым как бы неэкономический характер.

На деле налоги имеют вполне экономическое содержание. Их можно рассматривать как плату государству за те услуги, которые оно оказывает населению и другим субъектам экономики в виде внутренней и внешней безопасности, экономической и социальной стабильности и других благ, относящихся к категории общественных.

Взимается налог по определенной ставке, представляющей собой долю облагаемых налогом средств субъектов экономики. При этом налог может быть денежным и натуральным.

Обращение к формам налогов указывает на важность такой организации сбора налогов, чтобы усиливались их достоинства, а недостатки нейтрализовались или ослаблялись. Для этого очень важно соблюдение основных принципов налогообложения.

Первые пять (наиболее фундаментальные принципы) в свое время выделил А.Смит.

  • Принцип справедливости налогообложения. Суть принципа заключается в обеспечении равномерного наложения налогового бремени на всех плательщиков. Правда, история свидетельствует об относительности понятия «справедливость». Так, А.Смит застал феодальный подушный налог, согласно которому каждый человек должен был платить подушный налог, который для всех был одинаков. Для бедного человека такой налог может представлять тяжкое бремя, а для богатого – он совсем не ощутим. Затем подушный налог был заменен подоходным налогом по единой ставке, то есть в одной и той же пропорции к доходу. Та же таблица показывает, что такой налог, безусловно, более справедлив, так как абсолютная величина налога оказывается небольшой у бедняка и весьма значительной у богача. Но очевидно, что для бедняка изымаемая у него в виде налога сумма кажется совсем не маленькой. Вот почему более справедливым считается прогрессивный налог, предполагающий возрастающую в определенной прогрессии налоговую ставку на высокие и сверхвысокие доходы. Здесь возможно освобождение от налога небольших доходов и повышенное обложение больших доходов, как это показано в таблице. В современной Украине класс богатых людей прогрессивный налог счел несправедливым и добился установления единого подоходного налога в 15%.
  • Принцип постоянства налогов. Данный принцип требует того, чтобы число налогов, их ставки не менялись часто, чтобы плательщик задолго вперед знал, что и сколько ему придется платить государству. Тогда он может планировать свою деятельность и осуществлять ее более уверенно и успешно. Выдвижение этого принципа А.Смитом было реакцией на феодальное налогообложение, которое характеризовалось тем, что сбор налогов отдавался на откуп специальным сборщикам, которые передавали государю определенную сумму из собранных налогов. Для того чтобы у них самих оставалась сумма побольше, сборщики иногда совершенно неожиданно для плательщиков меняли размеры налогов, вводили какие-то новые налоги, что вызывало крайнее недовольство, особенно у нарождавшейся буржуазии.
  • Простота налоговой системы, ее удобство для плательщиков. Сложная система нередко создает у плательщиков впечатление, что их обманывают при изъятии налогов, берут лишнее. Поэтому они стремятся по возможности свои доходы утаивать. Вот почему необходимо, чтобы налоговая система была простой и понятной.
    Кроме того, нужно, чтобы плательщик не тратил время на уплату налогов (для этого, например, бухгалтерия предприятий при определении выдаваемой на руки заработной платы сразу же вычитает из нее подоходный налог). Для плательщика также удобно, когда налоги берут не раз в год, а ежемесячно – размер налога кажется не столь значительным.
  • Принцип экономичности налогообложения. Во времена А.Смита объектами налогообложения были самые разнообразные вещи: окна в домах, стекла, уголь, свечи и т.д., учесть которые было весьма непросто. Это требовало соответствующих расходов, которые не всегда покрывались собранными налогами. Очевидно, что налоговая система должна требовать на свое содержание совсем незначительную часть того, что она дает государству в виде собранных налогов.
    В современных условиях принцип экономичности рассматривается более широко. Он предполагает экономическую эффективность налогообложения.
    Практика показала, что объем налоговых поступлений зависит и от ставки налогов. Чрезмерно высокая ставка может обернуться меньшим объемом поступлений, чем невысокая ставка.
  • Принцип неотягощенности налогов: размер налога должен быть таким, чтобы он не очень обременял плательщиков и они могли его уплатить без особого ущерба для своего благосостояния.
  • К предложенным А.Смитом принципам налогообложения можно также добавить принципы обязательности и всеобщности налогообложения, смысл которых ясен из их названия. Поскольку налог предстает как обязательный платеж, то его должны платить все, кому положено.

    А. Вагнер дополнил принципы А. Смита, объединив их в 4 группы:

    1. финансовые принципы (достаточность и гибкость налогообложения);
    2. народнохозяйственные принципы (надлежащий выбор объекта и источника налогообложения);
    3. этические принципы (всеобщность и равномерность налогообложения);
    4. административно-технические правила налогообложения (определенность налогообложения, удобство уплаты, максимальное сокращение издержек по взиманию налогов).

    В заключение отметим еще один принцип – системность налогообложения. Суть его заключается в том, что совокупность всех видов налогов, их ставки, способы изъятия, налоговое законодательство и налоговые органы образуют налоговую систему страны и эта система должна быть непротиворечивой, все ее элементы должны быть взаимосвязаны и взаимодополнять друг друга. В этом случае налоги будут органично вписываться в национальную экономику, усиливая ее, обеспечивая ей необходимый динамизм.

    Налоги – одна из древнейших финансовых категорий. Иcторически появление налогов связывают с разделением общества на социальные группы и возникновением государства. Социально-экономическая сущность, функции и роль налогов определяются экономическим и политическим устройством общества, природой государства и его задачами. Обязательные платежи в пользу государства имели самые разные названия, при этом они часто менялись в зависимости от изменений экономических и социальных условий. Так, к примеру, в Германии налоги рассматривались в качестве помощи государству, в Великобритании – в контексте долга, обязанности, во Франции – в качестве принудительного платежа. В России же долгое время государственные сборы называли подати, т.е. принудительный платеж. Выделяют несколько этапов развития налогообложения.

    Первый этап (Древний мир и Средние века) характеризовался неразвитостью и случайным характером. Сборы существовали в виде бессистемных платежей, преимущественно в натуральной форме. Второй этап развития налогообложения связан с появлением налоговых систем, включающих прямые и косвенные налоги. Третий этап развития системы налогообложения характеризуется становлением научно-теоретических воззрений на природу налогообложения. После первой мировой войны был проведен ряд научно обоснованных налоговых реформ и заложен фундамент современной налоговой системы. Современный этап развития налогообложения характеризуется более глубоким теоретическим обоснованием и развитием всех его проблем, совершенствованием методологии налогообложения.

    Еще по теме:

    • Выплата отступных при увольнении Компенсация по допсоглашению при увольнении В трудовом законодательстве определен перечень ситуаций, в которых работодатель обязан выплатить выходное пособие при расторжении трудового договора. Например, выходное пособие при ликвидации компании, сокращении […]
    • Закона 3520-1 Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-I "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-Ф3 настоящий Закон признан утратившим […]
    • Закон о проведении ато О борьбе с терроризмом Статья 15. Права лиц в районе проведения антитеррористической операции В районе проведения антитеррористической операции должностные лица, привлеченные к операции, имеют право: 1) применять в соответствии с законодательством Украины […]
    • Закон рф о судебной экспертизе НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НЕГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЭКСПЕРТНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ИЛИ ЛИЦАМИ, НЕ ЯВЛЯЮЩИМИСЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЭКСПЕРТАМИ Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, в том числе и в […]
    • Автострахование осаго в омске Калькулятор ОСАГО в Омске Быстрый способ рассчитать ОСАГО во всех страховых компаниях Омска Страховые компании — партнеры Какова цена страховки ОСАГО в Омске в 2018 году? Узнать приблизительную стоимость ОСАГО в Омске можно еще до обращения к нам по телефону […]
    • Список реестров рф Федеральный список экстремистских материалов Статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», пунктом 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской […]
    • Железногорск илимский суд Судебный участок №72 Нижнеилимского района Аппарат мирового судьи Мировой судья Запорожченко Елена Сергеевна помощник мирового судьи Садовая Инга Викторовна Телефон: 8 (395 66) 3-06-97 секретарь судебного заседания Быкова Елена Анатольевна секретарь […]
    • Некорректно оформленные «Некорректно» или «не корректно»: слитно или раздельно? 1. «Некорректно» может быть кратким прилагательным или наречием (с «не» на -о). Они пишутся слитно, если слово приобретает противоположное значение в сочетании с «не». Его, как правило, можно заменить […]