Реклама на автобусах закон

О рекламе на транспорте

Тысячи граждан каждый день пользуются услугами общественного транспорта. Соответствующий факт обязан был привлечь внимание рекламодателей. Как следствие, на сегодняшний день редко можно встретить маршрутное такси или вагон метро без нанесенной рекламы. Правда, следует понимать, что соответствующий способ наглядной демонстрации основных преимуществ собственного бренда, продукции или услуг обладает некоторыми нюансами.

На самом деле реклама на транспорте, предложенная здесь, может нести в себе информацию о деятельности компании или конкретных лиц. Главная задача заключается в том, чтобы максимальное количество членов общества столкнулись с соответствующей информацией и привнесли прибыль рекламодателю.

Реклама может быть нанесена в:

  • автобусах;
  • троллейбусах;
  • микроавтобусах;
  • вагонах метро;
  • такси;
  • трамваях и т.д.
  • Положительным моментом является то, что действующее законодательство разрешает размещать рекламные объявления и объекты не только снаружи транспортных средств, но и в салоне. Это в первую очередь выгодно в случае с вагонами метро, ведь наружная часть данного средства передвижения не способна привлекать внимание максимального количества аудитории.

    Юридические формальности

    Привлекательный факт заключается в том, что рекламодателям не нужно получать специальное разрешение в компетентных органах для размещения рекламы на общественном транспорте. Для достижения поставленной цели и проведения мобильной рекламной кампании необходимо лишь наладить контакт с владельцами транспортных средств. Бюрократическая составляющая проявляется лишь в том случае, если собственниками автопарка являются городские структуры.

    Законодательство еще и поддерживает рекламодателей, ведь после размещения объявлений на общественных средствах передвижения третьи лица не имеют права вмешиваться в проведении рекламной компании. В первую очередь под защитой находятся содержание и форма рекламы. Самое главное обязательство рекламодателей заключается в том, чтобы демонстрация их бренда или товара не нарушала правила дорожного движения и общепринятые меры безопасности.

    Параметры правильной рекламы

    Для того, чтобы со стороны контролирующих органов не возникало вопросов и претензий, в процессе разработки рекламы на транспорте необходимо соблюдать определенные предписания. На сегодняшний день запрещено использовать скрытую рекламу на подобных площадках. Текст и разнообразные визуальные объекты должны четко указывать на деятельность компании, услугу или товар.

    Довольно часто объявления содержат короткие номера телефонов, но они не должны даже имитировать схему связи с различными службами помощи гражданскому населению. На автомобилях нельзя использовать рекламу с содержанием светоотражающих материалов. Прозрачные и стеклянные поверхности также не должны быть заклеены рекламой. Закон также не разрешает сопровождать визуальные объекты рекламы различными световыми или звуковыми сигналами.

    ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗМЕЩЕНИЯ РЕКЛАМЫ НА ТРАНСПОРТЕ

    Самостоятельным видом рекламы является реклама на транспортных средствах. Повышение роли данного вида рекламы стало существенным фактором развития законодательной базы по регулированию рекламы на транспорте и установлению специальных требований к ней.

    Согласно п. 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (Закон о рекламе) реклама представляет собой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (в том числе и транспортных средств), адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

    Размещение на транспортных средствах отличительных знаков, указывающих на их принадлежность каким-либо лицам, рекламой не является (п. 4 статьи 20 Закона о рекламе).

    Согласно п. 1 статьи 20 Закона о рекламе размещение рекламы на транспортном средстве осуществляется на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство.

    Таким образом, заключение договора с лицом, владеющим и управляющим транспортным средством на основании доверенности (в том числе и генеральной), не является правомерным.

    Такой договор может быть заключен только в случае, если в доверенности, оформленной надлежащим образом, будет прямо указано полномочие поверенного на заключение от имени собственника (или лица, владеющего транспортным средством на ином вещном праве) указанного договора.

    Согласно п. 2 статьи 20 Закона о рекламе использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций запрещается.

    Значит, ни в коем случае нельзя переоборудовать никакие транспортные средства (например, «Газели» или другие грузовые автомобили) с установкой на них рекламных конструкций. Но тем не менее, сегодня использование таких транспортных средств весьма широко распространено и на улице их встретить можно весьма часто.

    Но в таком случае, конечно же надо еще будет доказать, что данное транспортное средство переоборудуется не в целях передвижения и рекламных целях, а как стационарная конструкция, которая будет определенное время находиться в определенном месте, и что основное предназначение транспортного средства – никак не в том, чтобы рекламировать что-либо.

    Случаи, когда размещение рекламы на транспортных средствах запрещено, установлены в п. 3 статьи 20 Закона о рекламе. Так, недопустимо размещение рекламы на транспортных средствах:

    • специальных и оперативных служб с предусмотренной требованиями технического регламента определенной цветографической окраской;
    • оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
    • федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которых расположены по диагонали белые полосы на синем фоне;
    • предназначенных для перевозки опасных грузов.
    • Конечно, прямое указание запретов размещения рекламы на установленных транспортных средствах подчеркивает всю серьезность подхода законодателя к данному вопросу, поскольку проблема безопасности дорожного движения стоит весьма остро.

      Однако указанное выше перечисление «запретов» кажется лишним, когда читаешь п. 5 статьи 20 Закона о рекламе, на основании которого реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов.

      Под техническим регламентом понимается документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Получается, что действие технических регламентов, которые по сути, призваны заменить ГОСТы (кстати, не все ГОСТы будут отменены – действующими останутся, в том числе, и ГОСТы, призванные обеспечивать безопасность), распространилось и на рекламную деятельность в отношении такого вида рекламы, как рекламирование на транспорте.

      Следует также отметить, что распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, не допускается согласно п. 6 статьи 20 Закона о рекламе.

      Реклама на автобусах закон

      2.3. Реклама на транспорте

      Особенности размещения рекламы на транспорте определены ст. 20 ФЗ «О рекламе» – «Реклама на транспортных средствах и с их использованием». Как и в большинстве случаев, новый Федеральный закон расширил правовые принципы размещения рассматриваемого вида рекламы. Прежним осталось только положение об основании размещения такой рекламы. Им является договор, заключенный рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство.

      Законодатель четко определил транспортные средства, размещение рекламы на которых запрещено. К ним относятся транспортные средства:

      2) оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;

      4) предназначенные для перевозки опасных грузов. Такие транспортные средства окрашены в определенный цвет и имеют характерные надписи, согласно «Правилам перевозки опасных грузов автомобильным транспортом», утвержденным приказом Минтранса России от 8 августа 1995 г. № 73.

      Следует учитывать, что ранее действующий приказ МВД РФ от 7 июля 1998 г. № 410 «Об утверждении Инструкции о размещении и распространении наружной рекламы на транспортных средствах» прекратил свое действие с принятием приказа МВД от 23 января 2007 г. № 68 «Об отмене нормативного правового акта МВД России». Таким образом, утратили силу ограничения по размещению и распространению наружной рекламы на транспортных средствах.

      Основными требованиями, которым должна отвечать реклама на транспорте, являются требования безопасности движения, в частности, такая реклама не должна ограничивать обзор участникам движения, управляющим транспортными средствами.

      Требования соответствия техническим регламентам, прописанные в Федеральном законе, на сегодняшний момент удовлетворены быть не могут в силу отсутствия пока самих технических регламентов.

      Что касается ссылки на требования технического регламента, определяющие цветографическую окраску транспортных средств, на которых запрещено размещение рекламы, то следует руководствоваться Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50574-2002 «Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 15 декабря 2002 г. № 473-ст).

      Федеральным законом «О рекламе» наложен запрет на рекламу на всех видах транспортных средств общего пользования алкогольной продукции (ст. 21 ФЗ «О рекламе»), а также табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров (ст. 23 ФЗ «О рекламе»).

      Часть 2 ст. 20 ФЗ «О рекламе» запрещает использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций.

      Следует обратить внимание на то, что отличительные знаки, нанесенные на транспортное средство и указывающие на его принадлежность каким-либо лицам, не рассматриваются законом в качестве рекламы.

      Закон о рекламе на транспорте Украины

      Разрешительные документы.

      Необходимость оформления разрешительных документов регламентируется Законом Украины «О рекламе», Постановлением Кабинета Министров Украины «О правилах дорожного движения» и Приказом МВД «О порядке согласования размещения рекламы на транспортных средствах и установки рекламных носителей».

      1. Размещение рекламы на транспорте соглашается лишь с владельцами объектов транспорта или уполномоченными ими органами (лицами). При согласовании размещения рекламы на транспорте вмешательства в форму и содержание рекламы запрещается.

      2. Размещение рекламы на транспорте должно отвечать требованиям безопасности и правил дорожного движения.

      3. При условии размещения рекламы на транспорте с соблюдением требований безопасности и правил дорожного движения запрещается требовать от владельцев транспортных средств получения разрешений, согласований, других документов относительно размещения рекламы.

      4. Запрещается размещение на транспортных средствах:

    • рекламы, которая повторяет или имитирует цветовые схемы специальных и оперативных транспортных средств;
    • рекламы с нанесением светоотражающих материалов;
    • рекламы, которая сопровождается звуковыми или световыми сигналами
    • Запрещается размещать рекламу на стеклянных (прозрачных) поверхностях транспортных средств, за исключением случаев, когда для этого используются материалы, которые обеспечивают беспрепятственный обзор из салона транспортного средства.
    • 5. Запрещается распространение рекламы через радиотрансляционные или другие звуковые сети извещения пассажиров в транспортных средствах общественного пользования, на станциях метрополитена, вокзалах, в портах и аэропортах, за исключением распространения социальной рекламы.

      Постановление Кабинета Министров Украины

      «О правилах дорожного движения», согласно которого:

      2.1. Водитель механического транспортного средства должен иметь при себе: в) в случае установления на транспортных средствах проблесковых маячков и (или) специальных звуковых сигнальных устройств — разрешение, выданное Госавтоинспекцией МВД, в случае размещения рекламы, — согласование, которое выдается подразделениями Госавтоинспекции МВД.

      Приказ МВД

      «О порядке согласования размещения рекламы на транспортных средствах и установки рекламных носителей в соответствии с требованиями законодательных и нормативно-правовых актов по обеспечению безопасности дорожного движения», согласно которому:

      5.1. При размещении рекламы на транспортных средствах или установке рекламных носителей владельцу транспортного средства, рекламодателю или распространителю рекламы (далее — заявитель) необходимо согласовать их размещение на конкретном транспортном средстве или определенном месте дороги, улицы. Согласование размещения рекламы осуществляется НИЦ БДД МВД Украины и управлениями Госавтоинспекции ГУМВД Украины в АР Крым, г. Киеве и Киевской области, УМВД Украины в областях и г. Севастополе в соответствии с порядком, определенным настоящим Положением. Стоит обратить внимание, на то что с 25.10.2004 данный приказ является не действительным.

      Но при разработке оригинал- макета рекламного визуального изображения рекомендуем учитывать основные требования к размещению рекламы на транспорте, согласно данного приказа:

      2.4. Требования к размещению рекламы на транспортных средствах .

      2.4.1. Запрещается размещение рекламы на таких частях транспортных средств:

      • на стеклах транспортных средств (за исключением прозрачной крыши),
      • зеркалах заднего вида;
      • на передней и задней поверхности транспортного средства (за исключением капотов двигателя и багажника, которые имеют наклон к вертикальной плоскости, не превышающий 45 градусов);
      • на боковых поверхностях кузовов (в том числе фургонов) грузовых (грузопассажирских) автомобилей с нанесенной белой полосой.
      • 2.4.2. Реклама на транспортном средстве не должна превышать половину площади крашеных внешних поверхностей транспортного средства, на которое она нанесена, и не мешать визуальному восприятию цвета транспортного средства, указанного в регистрационных документах.

        2.4.3. При размещении рекламы на транспортных средствах запрещается:

      • использовать для размещения рекламы внешние осветительные приборы, установленные на транспортных средствах;
      • наносить на транспортные средства рекламу, имеющую сходство с нанесением и размещением цветографических схем, эмблем, надписей оперативных и специальных транспортных средств, а также рекламы, которая повторяет (имитирует) дорожные или опознавательные знаки;
      • применять для нанесения рекламы на транспортных средствах покрытия и элементы со световозвращающим эффектом на площади, превышающей 5 процентов площади крашеных внешних поверхностей транспортного средства;
      • наносить на транспортные средства рекламные изображения, которые перекрывают внешние осветительные приборы, номерные знаки, информационные надписи и символические изображения пассажирского транспорта и ограничивают обзорность;
      • без согласования с управлениями Госавтоинспекции ГУМВД Украины в АР Крым, г. Киеве и Киевской области, УМВД Украины в областях и г. Севастополе проведение рекламных мероприятий при помощи аудио- и видеотехнических средств, установленных на транспортных средствах, которые вносят изменения в их конструкцию или буксируются на прицепах.
      • Несмотря на все вышеизложенное, некоторые перевозчики, во избежание споров с сотрудниками ГАИ, требуют разрешительные документы на нанесение рекламы на транспорт.

        В таких случаях, наше агентство оказывает весь необходимый комплекс услуг для получения необходимых разрешений.

        закон о рекламе Украины Содержание

        Статья 20. Реклама на транспортных средствах и с их использованием

        1. Размещение рекламы на транспортном средстве осуществляется на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство.

        2. Использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций, в том числе переоборудование транспортных средств для распространения рекламы, в результате которого транспортные средства полностью или частично утратили функции, для выполнения которых они были предназначены, переоборудование кузовов транспортных средств с приданием им вида определенного товара, запрещается.

        1) специальных и оперативных служб с предусмотренной требованиями технического регламента определенной цветографической окраской;

        3) федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которых расположены по диагонали белые полосы на синем фоне;

        4. Размещение на транспортных средствах отличительных знаков, указывающих на их принадлежность каким-либо лицам, не является рекламой.

        • URL
        • HTML
        • BB-код
        • Текст
        • Комментарий к ст. 20 Закона о Рекламе

          1. Часть 1 комментируемой статьи определяет лиц, которые вправе заключать договор на распространение рекламы при размещении ее на транспортном средстве. Право заключения такого договора с рекламодателем предоставлено собственнику транспортного средства или уполномоченному им лицу либо лицу, обладающему иным вещным правом на транспортное средство.

          Данное положение согласуется с положениями гражданского законодательства, касающимися прав на пользование и распоряжение имуществом.

          Согласно статье 216 Гражданского кодекса Российской Федерации вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом.

          Право хозяйственного ведения позволяет государственному или муниципальному унитарному предприятию владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, которое ему принадлежит на основании данного права, в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом (статья 294 Гражданского кодекса Российской Федерации). Казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества (статья 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).

          Основные понятия, связанные с использованием транспортных средств, можно встретить в Федеральном законе от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Согласно статье 1 данного Закона:

          — транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем;

          — владелец транспортного средства — собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и т.п.). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства;

          — водитель — лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо.

          С учетом изложенных понятий комментируемая часть закрепляет возможность заключения договора на размещение рекламы на транспортном средстве не с любым владельцем транспортного средства, а только с тем, который является собственником транспортного средства или владеет транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. Лицо, владеющее транспортным средством на основе обязательственных отношений (в том числе на основании доверенности), не обладает правом заключения соответствующего договора, за исключением случаев специального уполномочивания его на то собственником транспортного средства.

          Полномочие на заключение договора на размещение рекламы может быть предоставлено только собственником транспортного средства, такое право согласно комментируемой части не закреплено за лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство. При этом представляется, что такое полномочие может быть предоставлено в рамках передачи общего права владения транспортным средством (например, в рамках доверенности на право пользования транспортным средством) или может быть предоставлено отдельно, однако в любом случае данное правомочие должно быть специальным образом оговорено.

          При этом необходимо уточнить, что в комментируемой статье не содержится разграничений правового режима распространения рекламы внутри или снаружи транспортного средства, соответственно комментируемая статья регулирует отношения по размещению рекламы как на внешних поверхностях транспортных средств, так и внутри транспортных средств.

          2. В части 2 комментируемой статьи установлен запрет на использование транспортного средства в качестве передвижной рекламной конструкции.

          Комментируемая часть запрещает использовать транспортное средство только для целей распространения рекламы (исключительно в целях рекламной конструкции), а также преимущественно для данных целей, однако с сохранением возможности его использования для иных изначальных целей.

          Под указанный запрет подпадают использование транспортного средства, основным предназначением которого является распространение рекламы (в том числе создание транспортного средства в виде определенного товара), а также переоборудование транспортного средства для распространения рекламы с частичной утратой тех функций транспортного средства, для выполнения которых оно было создано изначально (в том числе переоборудование транспортного средства в виде определенного товара).

          К таким транспортным средствам могут быть отнесены, в частности, автомобили с переоборудованной кузовной частью в виде утолщенного рекламного щита или треугольной конструкции для размещения на них рекламы, а также автомобили с установленным на них оборудованием для осуществления проекционной трансляции на внешних стенах зданий, строений, сооружений.

          Кроме того, к преимущественному использованию транспортного средства в качестве рекламной конструкции можно отнести случаи, когда транспортное средство в течение длительного времени стоит на одном месте без передвижения.

          Стоит отметить, что норма комментируемой части не запрещает размещать рекламу на транспортном средстве как таковую, однако устанавливает запрет на изменение целевого использования транспортного средства.

          За нарушение положений, установленных в комментируемой части, частью 2 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде штрафа для граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей, для должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, для юридических лиц — от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

          Один из случаев использования транспортного средства в качестве передвижной рекламной конструкции был предметом рассмотрения в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации. Президиум ВАС РФ, рассмотрев дело N А57-5741/07-6 по факту нарушения ООО «ТВ-Мобиль. Регион» требований части 2 статьи 20 Федерального закона «О рекламе», выразившегося в установлении автомобиля ВАЗ-111130, на котором закреплена конструкция, позволяющая проецировать рекламные видеоролики, вынес Постановление от 23.09.2008 N 6327/08, в котором подтвердил, что такое использование транспортного средства является нарушением комментируемой статьи, а также указал, что довод о том, что автомобиль с размещенной на нем рекламной конструкцией не создавал угрозы безопасности дорожного движения, не аргументирован. Использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций является самостоятельным нарушением. Запрет на размещение рекламы на транспортных средствах, создающее угрозу безопасности движения, предусмотрен другой частью.

          3. Положения части 3 комментируемой статьи определяют перечень транспортных средств, на которые установлен абсолютный запрет на размещение рекламы.

          Данный перечень является закрытым, соответственно на транспортных средствах, не включенных в указанный перечень, размещение рекламы допускается.

          К транспортным средствам, размещение рекламы на внешних поверхностях и внутри которых не допускается, относятся:

          1) транспортные средства специальных и оперативных служб с предусмотренной требованиями технического регламента определенной цветографической окраской.

          В добровольном порядке осуществляется применение Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50574-2002 «Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования», который распространяется на транспортные средства (автомобили, автобусы, мотоциклы) оперативных служб:

          а) скорой медицинской помощи;

          г) Военной автомобильной инспекции (ВАИ);

          д) специальных перевозок Банка России и Гохрана России;

          е) аварийно-спасательных (предотвращения и помощи при чрезвычайных ситуациях и гражданской обороны, военизированных горноспасательных частей и военизированных служб по предупреждению возникновения открытых нефтяных и газовых фонтанов и их ликвидации; служб по ликвидации последствий аварий на линиях связи, контактных и силовых электросетях, на нефтяных, газовых, тепловых, водопроводных и канализационных магистралях, на метрополитене);

          ж) специальной связи Минсвязи России;

          к) налоговой полиции;

          л) Главного управления исполнения наказаний Минюста России.

          В соответствии с Требованиями к транспортным средствам оперативных служб, используемым для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2007 N 548, транспортные средства оперативных служб должны иметь нанесенные на наружную поверхность специальные цветографические схемы, а также устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов, оборудование, необходимое для выполнения задач, возложенных на оперативные службы.

          Специальные цветографические схемы состоят из следующих элементов:

          а) основной цвет покрытия наружной поверхности транспортного средства;

          б) контрастирующий цвет декоративных полос или панелей;

          в) информационные надписи;

          г) опознавательные знаки.

          Специальные цветографические схемы наносятся на наружную поверхность транспортных средств оперативных служб в соответствии с требованиями национального стандарта и соответствуют установленным цветам;

          2) транспортные средства, оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.

          Согласно Требованиям к транспортным средствам оперативных служб, используемым для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан, транспортные средства оперативных служб оснащаются устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.

          При этом к устройствам для подачи специальных световых и звуковых сигналов относятся:

          — устройство для подачи специальных световых сигналов (проблесковый маячок) — устройство, устанавливаемое на транспортном средстве, не являющееся штатным составным элементом конструкции транспортного средства в качестве внешнего светового прибора, предназначенное для подачи в условиях дорожного движения проблесковых световых сигналов синего или красного цвета;

          — устройство для подачи специальных звуковых сигналов — устройство, устанавливаемое на транспортном средстве, не являющееся штатным составным элементом конструкции транспортного средства в качестве сигнального прибора, предназначенное для подачи в условиях дорожного движения специальных звуковых сигналов и издающее звуковые сигналы, отличающиеся от сигналов штатного звукового сигнального прибора по спектральному составу (за исключением средств охранной сигнализации).

          Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2006 N 737 утвержден Перечень государственных органов, на транспортные средства которых устанавливаются устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов при отсутствии специальных цветографических схем на наружной поверхности этих транспортных средств.

          Также в пункте 16 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения», отмечается, что проблесковые маячки желтого или оранжевого цвета устанавливаются на транспортных средствах:

          — выполняющих работы по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств;

          — осуществляющих перевозку крупногабаритных грузов, взрывчатых, легковоспламеняющихся, радиоактивных веществ и ядовитых веществ высокой степени опасности;

          — осуществляющих сопровождение транспортных средств, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы;

          3) транспортные средства федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которых расположены по диагонали белые полосы на синем фоне.

          В соответствии со статьей 32 Федерального закона «О почтовой связи» почтовый транспорт организаций почтовой связи должен иметь специальные отличительные знаки. Почтовый транспорт организаций федеральной почтовой связи в качестве отличительных знаков имеет белую диагональную полосу на синем фоне, эмблему организаций федеральной почтовой связи, надпись «Почта России» и может быть оборудован специальными световыми сигналами (проблесковыми маячками). Указанный почтовый транспорт имеет право на беспрепятственный проезд по всем улицам населенных пунктов и дорогам Российской Федерации, а также на заправку горючим вне очереди наряду с автомобилями оперативных и специальных служб.

          Согласно пункту 17 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения проблесковые маячки бело-лунного цвета и специальные звуковые сигналы могут устанавливаться на транспортных средствах организаций федеральной почтовой связи, имеющих на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне;

          4) транспортные средства, предназначенные для перевозки опасных грузов.

          Опасными грузами являются грузы, которые в силу присущих им свойств и особенностей при их перевозках, перегрузках и хранении могут создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.

          Согласно пункту 1.5 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 08.08.1995 N 73, опасные грузы по требованиям ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» и ДОПОГ распределяются на следующие классы:

          1 — взрывчатые материалы (ВМ);

          2 — газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;

          3 — легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);

          4 — легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ); самовозгорающиеся вещества (СВ); вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;

          5 — окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП);

          6 — ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ);

          7 — радиоактивные материалы (РМ);

          8 — едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК);

          9 — прочие опасные вещества.

          Согласно части 3 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размещение рекламы на транспортном средстве, на наружные поверхности которого нанесены специальные цветографические схемы автомобилей оперативных служб, транспортном средстве, оборудованном устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, транспортном средстве федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которого расположены по диагонали белые полосы на синем фоне, а также на транспортном средстве, предназначенном для перевозки опасных грузов, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

          4. Часть 4 комментируемой статьи, по сути, дополняет часть 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе», поскольку определяет, какая информация, размещенная на транспортном средстве, не является рекламой, соответственно определяет, на какую информацию данный Закон не распространяется.

          Не признаются рекламой размещенные на транспортном средстве отличительные знаки, указывающие на его принадлежность каким-либо лицам.

          Точного перечня отличительных знаков или указания на то, какие обозначения должны относиться к отличительным знакам, закон не приводит, однако представляется, что к таким отличительным знакам могут быть отнесены обозначения, позволяющие определить, какому лицу принадлежит то или иное транспортное средство, которые не призваны выполнять функции рекламы, как то: наименование юридического лица (владельца транспортного средства), а также адрес и контактный телефон данного лица. Иная информация может быть отнесена к рекламе с учетом положений статьи 3 Федерального закона «О рекламе».

          5. В части 5 комментируемой статьи закрепляется запрет на создание рекламой на транспортных средствах угрозы безопасности дорожного движения, то есть содержатся нормы, направленные на обеспечение безопасности водителей и других участников дорожного движения. При этом приведенный в комментируемой части запрет на ограничение рекламой обзора управляющему транспортным средством лицу и другим участникам движения является лишь одной из возможностей создания угрозы безопасности движения. Помимо указанного способа угроза безопасности дорожного движения может создаваться рекламой на транспортных средствах и иными способами.

          В частности, Челябинское УФАС России 01.09.2010 рассмотрело дело по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту распространения рекламы в форме изображения женщины, ползущей по канату над проезжей частью за шоколадом.

          Антимонопольный орган установил, что реклама создает впечатление нахождения над проезжей частью человека и объекта в форме шоколада и, как следствие, угрожает безопасности дорожного движения.

          Данное решение принято антимонопольным органом с учетом заключения ГИБДД по Челябинской области относительно распространения данной рекламы. По мнению ГИБДД по Челябинской области, в распространении наружной рекламы указанным способом присутствуют признаки нарушения пункта 4.2 ГОСТа «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения». Несоблюдение при распространении наружной рекламы данного ГОСТа создает угрозу безопасности дорожного движения.

          По результатам рассмотрения дела Челябинское УФАС России признало ООО «Неон Сити», распространившее данную рекламу в г. Челябинске, нарушившим законодательство о рекламе.

          Кроме того, в комментируемой части установлено требование о соответствии рекламы на транспортных средствах иным требованиям технических регламентов.

          Данная норма комментируемой части является отсылочной к иным нормативным актам, которые затрагивают вопросы безопасности на транспортных средствах.

          Согласно части 4 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размещение на транспортном средстве рекламы, создающей угрозу безопасности дорожного движения, в том числе рекламы, ограничивающей обзор лицу, управляющему транспортным средством, и другим участникам дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

          6. Часть 6 комментируемой статьи закрепляет запрет на звуковую рекламу с использованием транспортных средств.

          При этом под указанный запрет подпадает как реклама, распространяемая с помощью внешних динамиков, так и реклама, распространяемая внутри транспортного средства, в случае если транспортное средство оборудовано устройством, формирующим звуковой сигнал для локального его распространения в транспортном средстве.

          Данная позиция также была высказана на заседании Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при ФАС России (консультативно-совещательный орган), состоявшемся 10.05.2006.

          Руководствуясь комментируемой частью, Московское УФАС России признало ненадлежащей рекламу, распространявшуюся ООО «Редакция «Маршрут-ТВ» посредством мониторов внутри транспортных средств, сопровождаемую звуком, в пассажирских микроавтобусах, следующих по московским маршрутам, и выдало ООО «Редакция «Маршрут-ТВ» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

          При этом норма комментируемой части не ставит установленное в ней требование в зависимость от какого-либо условия, например от возможности создания угрозы безопасности дорожного движения.

          На практике возник вопрос относительно термина «использование транспортного средства», применяемого в комментируемой статье. Данный термин раскрывается в Федеральном законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», согласно которому под использованием понимается эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением.

          Однако с учетом разных целей Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и Федерального закона «О рекламе» применение по простой аналогии понятия, введенного в одном законе для целей применения другого закона, не обосновано. Соответственно представляется, что звуковая реклама, распространенная с использованием транспортного средства (как устройства, предназначенного для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем), а также звуковое сопровождение рекламы, распространенной с использованием транспортного средства, должны признаваться нарушающими положения комментируемой части независимо от того, находится транспортное средство в движении или оно статично, а также независимо от того, находится ли транспортное средство в действующем (рабочем, исправном) состоянии, в случае если оно технически предназначалось для перевозки.

          Указанный вывод о неуместности аналогии двух законов и о запрете звуковой рекламы на транспортных средствах был подтвержден Постановлением Президиума ВАС РФ от 23.09.2008 N 5848/08 по делу N А45-10972/07-2/21.

          Согласно части 5 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц — от четырех тысяч до семи тысяч рублей, на юридических лиц — от сорока тысяч до ста тысяч рублей.

          2. Использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций, в том числе переоборудование транспортных средств для распространения рекламы, в результате которого транспортные средства полностью или частично утратили функции, для выполнения которых они были предназначены, переоборудование кузовов транспортных средств с приданием им вида определенного товара, «запрещается».

          3. Запрещается размещение рекламы на транспортных средствах:

          2) оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;

          4) предназначенных для перевозки опасных грузов.

          5. Реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов.

          6. Распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, не допускается.

          Общественным транспортом ежедневно пользуются тысячи граждан Украины. Метро, маршрутки, такси, трамваи и троллейбусы… Именно поэтому реклама на транспорте является одним из наиболее востребованных методов продвижения товаров и услуг в том или ином регионе. Для того чтобы иметь возможность разместить рекламу на или в транспортных средствах, следует выполнить ряд предусмотренных законодательством требований. Однако обо всем по порядку.

          Реклама на транспорте – это любая информация о лицах или товарах, распространяющаяся с целью получения прибыли посредством рекламы (в вагонах метро, автобусах, микроавтобусах, троллейбусах, трамваях, такси и т.п.).

          Размещение рекламы на транспорте допускается, как на самом транспортном средстве, так и внутри его.

          Самым привлекательным в использовании рекламных возможностей общественного транспорта (как частного, так и коммунального) является то, что разрешение на размещение рекламы не нужно получать в государственных органах. Вопрос следует согласовывать лишь с собственниками объектов транспорта или уполномоченными ими органами или лицами. Более того, вмешательство в форму и содержание рекламы в этом случае строго воспрещается (ст. 18 Закона Украины «О рекламе»).

          Единственным требованием к размещению рекламы на транспорте выступает соблюдение требований безопасности и правил дорожного движения.
          Если все же к собственникам транспортных средств вдруг попытаются предъявить претензии различные контролирующие органы или блюстители порядка в лице полиции – существует отдельная норма. Ч. 3 ст. 18 Закона «О рекламе» предусматривает прямой запрет на требование от собственников транспортных средств получения разрешений, согласований, иных документов относительно размещения рекламы.

          Аналогично решается вопрос и размещения рекламы на/в коммунальных (городских) транспортных средствах – трамваях, автобусах, троллейбусах. Здесь разрешение получается у балансодержателей транспорта, то есть у коммунальных предприятий. В то же время, к сожалению, требования закона не всегда соблюдаются, и к рекламодателям, а также тем, кто размещает рекламу, нередко предъявляются претензии по поводу отсутствия разрешительных документов, выданных местными органами власти. Нередко в столице требуют соответствующие согласования с Киеврекламой или КМДА. Нужно отметить, что и сами органы власти иногда злоупотребляют своим положением, создавая комиссии по рекламе на транспорте, издавая распоряжения, ведя реестр. Любые споры в сфере транспортной рекламы в случае невозможности консенсуса, следует решать в суде.

          Тем не менее, закон един и он предусматривает лишь соблюдение ряда основных положений транспортной рекламы, среди которых следующие:

          • запрещается размещение скрытой рекламы;
          • запрещается размещение рекламы, повторяющей или имитирующей цветографические схемы специальных и оперативных транспортных средств (служб 101,102,103, 104);
          • запрещается размещение рекламы с нанесением светоотражающих материалов;
          • запрещается размещение рекламы, сопровождаемой звуковыми или световыми сигналами;
          • не разрешено размещать рекламу на стеклянных (прозрачных) поверхностях (окнах), за исключением случаев, когда для этого используются материалы, обеспечивающие беспрепятственный обзор из салона транспортного средства (очень часто этим правилом злоупотребляют и обзор из салона транспортного средства существенно ограничен);
          • воспрещается распространение рекламы через радиотрансляционные или иные звуковые сети оповещения пассажиров (включая станции метро, вокзалы, порты и аэропорты). Это не касается салонов авто, где реклама может быть в форме видео или звуковой дорожки.
          • Транспортное средство после размещения рекламы на нем (на внешней стороне) должно сохранить более 50% родного цвета, иначе придется проходить перерегистрацию. Для грузовых авто – важно сохранить первоначальный цвет кабины.

            Если у вас возникли проблемы с размещением рекламы на транспорте или вы только планируете заняться ее размещением, получите консультацию опытного юриста. Это позволит вовсе не тревожиться на предмет возникновения проблем с законом.

            Еще по теме:

            • Ук рф ст 222 ч2 Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов и взрывчатых веществ Множество преступлений совершается с использованием оружия. Оружие может выступать, как средство устрашения или […]
            • Меры наказаний работников Дисциплинарные взыскания Трудовое право Предмет трудового права Функции трудового права Субъекты трудового права Принципы трудового права Источники трудового права За совершение дисциплинарного проступка, т. е. неисполнение или […]
            • Приказ 340 от 2006 г МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 12 мая 2006 г. N 340 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ДОКУМЕНТОВ, ОБРАЗУЮЩИХСЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА, ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, УЧРЕЖДЕНИЙ, ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА […]
            • Присяги прокурора Прокуратура Белгородской области В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Главная […]
            • Отдел опеки и попечительства калуга Опека и попечительство в Калуге Отдел по охране прав детей управления образования города Калуга Начальник отдела: Пошвыкина Галина Анатольевна Адрес: 248000, г. Калуга, улица Дзержинского, дом 53 Телефоны: (4842) 57-01-24 приемная начальника (4842) 72-36-80 […]
            • Барулин налоги Классификация налоговых платежей Множественность налоговых форм и методов налогообложения вызывает необходимость общей группировки налоговых платежей по ряду классификационных признаков. Перечень налогов и сборов, устанавливаемых в Российской Федерации, […]
            • Что такое юридический состав налога Элементы юридического состава налогов К элементам юридического состава согласно налогового кодекса относится: Субъект налогообложения - налогоплательщик - это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств. Все […]
            • Продавцы в москву с проживанием Продавцы в москву с проживанием Гросс/год: 75 000 руб. Продавец-Ртз (вахта с проживанием) Дружная 7Я • Москва Гросс/год: 70 000 руб. Кассир-продавец в супермаркет (с проживанием) Корепанов Антон Анатольевич • Москва Гросс/год: 55 000 руб. Гросс/год: 49 500 […]