Приказы мз рк по лаборатории

Законодательство

07 февраля 2017

Приказ МЗ РК № 10 от 7 февраля 2017 года

Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан № 10 от 7 февраля 2017 года

О внесении изменений и дополнений в приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 мая 2015 года № 405 «Об утверждении Правил проведения внутриаптечного контроля изготовленных лекарственных препаратов»

В соответствии со статьей 68 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения» ПРИКАЗЫВАЮ:

1. В приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 мая 2015 года № 405 «Об утверждении Правил проведения внутриаптечного контроля изготовленных лекарственных препаратов» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 11480, опубликован в информационно-правовой системе «Әділет» 23 июля 2015 года) внести следующие изменения и дополнения:

в Правилах проведения внутриаптечного контроля изготовленных лекарственных препаратов, утвержденных указанным приказом:

заголовок главы 1 изложить в следующей редакции:

«Глава 1. Общие положения»;

пункты 6 и 7 изложить в следующей редакции:

«6. Результаты органолептического, выборочного физического контроля, химического контроля лекарственных препаратов регистрируются в Журнале регистрации результатов органолептического, выборочного физического контроля, химического контроля внутриаптечной заготовки, лекарственных препаратов, изготовленных по рецептам (требованиям медицинских организаций), концентратов, полуфабрикатов, тритураций, спирта этилового и фасовки по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам. Страницы Журнала нумеруются, прошиваются, заверяются подписью руководителя аптеки и скрепляются печатью аптеки (при наличии).

7. Контроль качества лекарственного препарата, изготовленного в аптеке, проводится на соответствие показателям, методам и методикам согласно пункта 1 статьи 66-1 Кодекса Республики Казахстана от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения» в соответствии.»;

заголовок главы 2 изложить в следующей редакции:

«Глава 2. Превентивные (предупредительные) мероприятия, направленные на снижение риска возникновения ошибок и на обеспечение качества изготовляемых лекарственных препаратов»;

пункт 9 изложить в следующей редакции:

«9. Штангласы (аптечная тара) оформляют следующим образом:

1) на штангласах с лекарственными субстанциями и вспомогательными веществами, которые содержатся в помещениях хранения, указывают название, страну и завод-производитель, номер серии завода-производителя, номер и срок действия заключения о безопасности и качестве продукции, срок годности лекарственного вещества, дату заполнения, подпись заполнившего штанглас и проверившего подлинность лекарственного вещества;

2) на штангласах с лекарственными субстанциями и вспомогательными веществами, которые содержатся в ассистентской комнате указывают дату заполнения штангласа, подписи заполнившего штанглас и проверившего подлинность лекарственной субстанции и вспомогательного вещества;

3) на штангласах с наркотическими средствами, психотропными веществами, прекурсорами, ядовитыми веществами дополнительно указывают высшие разовые и суточные дозы;

4) на штангласах с лекарственными субстанциями, содержащими сердечные гликозиды, указывают количество единиц действия в одном грамме лекарственного растительного сырья или в одном миллилитре раствора;

5) на штангласах с лекарственными субстанциями, предназначенными для изготовления лекарственных препаратов, требующих асептических условий изготовления, указывается надпись «Для стерильных лекарственных препаратов»;

6) на штангласах с лекарственными субстанциями, содержащими влагу, указывают процент влаги, на баллонах с жидкостями (раствор пероксида водорода, аммиака раствор, формальдегида) фактическое содержание действующего вещества;

7) штангласы с растворами, настойками и жидкими полуфабрикатами обеспечиваются каплемерами или пипетками, с обозначением количества капель, установленных путем взвешивания в определенном объеме.

Информация о заполнении штангласа и проведении контроля на подлинность титрованных растворов в бюреточной установке и штангласах с пипетками заносится в Журнал регистрации результатов контроля лекарственных субстанций на подлинность по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам. Страницы Журнала нумеруются, прошиваются, заверяются подписью руководителя аптеки и скрепляются печатью аптеки (при наличии).

Заполнение штангласа и бюретки в бюреточной установке проводится только после полного использования находящихся в них веществ и их обработки.»;

заголовок главы 3 изложить в следующей редакции:

«Глава 3. Проведение приемочного контроля исходных материалов (лекарственная субстанция, вспомогательное вещество), используемых для изготовления лекарственных препаратов»;

пункт 10 изложить в следующей редакции:

«10. Приемочный контроль исходных материалов (лекарственная субстанция, вспомогательное вещество), используемых для изготовления лекарственных препаратов, заключается в проверке документации, характеризующей партию продукции (товаротранспортная накладная, сертификат качества завода-производителя), соответствия серий на образцах лекарственных субстанций и вспомогательных веществ сериям, указанным в сопроводительной документации, соблюдения условий хранения, транспортировки, а также идентификации лекарственных субстанций и вспомогательных материалов по показателям «Упаковка», «Маркировка» и «Описание».

По показателю «Упаковка» проверяется целостность и соответствие физико-химическим свойствам лекарственных субстанций и вспомогательных веществ.

По показателю «Маркировка» проверяется наличие на этикетке названия-производителя или предприятия, производившего окончательную фасовку, наименование лекарственной субстанции, вспомогательного вещества, его масса (объем), с указанием их количества, состава на единицу массы или объема, номера серии, срока годности, даты фасовки.

По показателю «Описание» проверяется внешний вид, цвет, запах, однородность, отсутствие видимых механических включений в растворах.»;

заголовок главы 4 изложить в следующей редакции:

«Глава 4. Письменный контроль»;

заголовок главы 5 изложить в следующей редакции:

«Глава 5. Выборочный опросный контроль»;

пункт 19 изложить в следующей редакции:

«19. Если в ходе опросного контроля устанавливается, что допущена ошибка в изготовлении лекарственного препарата, то оно подлежит физическому и химическому контролю. В случае невозможности проведения физического и химического контроля лекарственный препарат подлежит уничтожению в соответствии с Правилами уничтожения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, пришедших в негодность, фальсифицированных, с истекшим сроком годности, утвержденными приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 26 августа 2015 года № 687 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 12122).»;

заголовок главы 6 изложить в следующей редакции:

«Глава 6. Органолептический контроль»;

заголовок главы 7 изложить в следующей редакции:

«Глава 7. Выборочный физический контроль»;

пункт 22 изложить в следующей редакции:

«22. Выборочный физический контроль заключается в проверке общей массы или объема лекарственного препарата, количества и массы отдельных доз, входящих в данный лекарственный препарат (но не менее трех доз), и качество укупорки.

Выборочному физическому контролю подвергаются:

1) каждая серия фасовки промышленной продукции и внутриаптечной заготовки в количестве трех-пяти упаковок, в том числе фасовка гомеопатических лекарственных препаратов на предмет соблюдения нормы отклонений, допустимые при изготовлении лекарственных препаратов (в том числе гомеопатических) в аптеке и нормы отклонений, допустимые при фасовке промышленной продукции;

2) не менее трех процентов лекарственных препаратов, изготовленных по рецептам (требованиям) за один рабочий день;

3) количество гомеопатических гранул в определенной массе навески;

4) каждая серия лекарственных препаратов, требующих стерилизации, после расфасовки до их стерилизации в количестве не менее пяти флаконов (бутылок) на механические включения (подвижные нерастворимые вещества, кроме пузырьков газа, случайно присутствующие в растворах).»;

заголовок главы 8 изложить в следующей редакции:

«Глава 8. Химический контроль»;

заголовок главы 9 изложить в следующей редакции:

«Глава 9. Контроль при отпуске»;

дополнить главой 10 следующего содержания:

«Глава 10. Организация работы по контрольно-аналитическому обслуживанию аптек

41. Для осуществления контрольно-аналитического обслуживания, осуществления контроля качества изготовленных лекарственных форм в условиях аптеки, обеспечения химическими реактивами, титрованными растворами, в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года (далее — Гражданский кодекс) аптека заключает с республиканским государственным предприятием на праве хозяйственного ведения «Национальный центр экспертизы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники» Министерства здравоохранения Республики Казахстан (далее – Центр), являющимся государственной экспертной организацией в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники или с ее территориальными филиалами договор о контрольно-аналитическом обслуживании и обеспечении химическими реактивами, титрованными растворами (далее — договор).

Центр и его территориальные филиалы имеют испытательные лаборатории (далее – испытательная лаборатория), аккредитованные в соответствии с Правилами проведения аккредитации испытательных лабораторий, осуществляющих монопольную деятельность по экспертизе и оценки безопасности и качества лекарственных средств, изделий медицинского назначения, утвержденными приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 29 мая 2015 года № 412 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 11487).

Выбор испытательной лаборатории осуществляется по усмотрению аптеки.

Приобретение аптекой химических реактивов и титрованных растворов производится на основании представленного в испытательную лабораторию требования на химические реактивы и титрованные растворы по форме согласно приложению 5 к настоящим Правилам.

Оплата стоимости контрольно-аналитического обслуживания, осуществления контроля качества изготовленных лекарственных форм в условиях аптеки и обеспечения химическими реактивами, титрованными растворами производится аптекой на основании договора, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом.

42. Перечень концентратов, полуфабрикатов и внутриаптечной заготовки лекарственных препаратов, изготовляемых в аптеке, утверждается испытательной лабораторией, с которой заключен договор о контрольно-аналитическом обслуживании в соответствии с Правилами изготовления лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 января 2012 года № 60. В данный перечень включаются лекарственные формы, содержащие совместимые лекарственные средства, на которые имеются методики анализа для полного химического контроля с установленными сроками годности.

43. Испытательная лаборатория осуществляет выезд в аптеку один раз в квартал подвергает выборочному полному физико-химическому контролю один процент от изготовленных видов лекарственных препаратов, имеющихся в наличии в день посещения, но не менее пяти лекарственных препаратов, включая воду очищенную, воду для инъекций, препараты для новорожденных, детские лекарственные препараты, предназначенные детям до 1 года, стерильные и нестерильные лекарственные препараты, нестойкие и скоропортящиеся лекарственные препараты (растворы аммиака, пероксида водорода, йода и формальдегида) и внутриаптечную заготовку.

Анализ изготовленных лекарственных препаратов проводится специалистами испытательной лаборатории непосредственно в аптеке. В случае невозможности осуществить контроль качества лекарственной формы в условиях аптеки, такие препараты подлежат изъятию, при этом составляется акт изъятия лекарственных препаратов, взятых для контроля их качества испытательной лабораторией экспертной организации (территориального филиала) по форме согласно приложению 6 к настоящим Правилам.

44. Результаты посещения аптеки и проведенных анализов контроля качества изготовленных препаратов заносятся в журнал посещений аптеки специалистами испытательной лаборатории экспертной организации по форме согласно приложению 7 к настоящим Правилам. Страницы журнала нумеруются, шнуруются и заверяются подписью руководителя и печатью аптечной организации (при наличии) и визируется испытательной лабораторией.»;

приложение 5 изложить в новой редакции согласно приложению 1 к настоящему приказу;

дополнить приложением 6 и 7 согласно приложениям 2 и 3 к настоящему приказу.

2. Комитету контроля медицинской и фармацевтической деятельности Министерства здравоохранения Республики Казахстан в установленном законодательном порядке обеспечить:

2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии в печатном и электронном виде на официальное опубликование в периодических печатных изданиях, а также в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр информации» для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства здравоохранения Республики Казахстан.

4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление его в Департамент юридической службы Министерства здравоохранения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра здравоохранения Республики Казахстан Цой А.В.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр здравоохранения
Республики Казахстан Е. Биртанов

Приложение 1
к приказу Министра здравоохранения
Республики Казахстан
от 7 февраля 2017 года № 10

Приложение 5
к Правилам проведения
внутриаптечного контроля
изготовленных лекарственных препаратов

Требование на химические реактивы и титрованные растворы №______
от «____» ___________ 20____г.

Название аптечной организации __________________________
В соответствии с договором на контрольно-аналитическое обслуживание
№_______ от _____________________________
Для проведения внутриаптечного контроля изготовленных лекарственных препаратов необходимы следующие реактивы и титрованные растворы:

Вопрос о лаборатории

Здравствуйте! Я уже отправляла Вам свой вопрос, правда с небольшой ошибкой.Может быть поэтому Вы не могли мне ответить. Теперь мой вопрос звучит так»Я работаю в клинико-диагностической лаборатории. В своей работе применяю иммерсионное масло. В приказе Министерства труда и социальной защиты населения от 31.07.2007 N 182-п этот вредный фактор указан только в разделе 45 о лабораториях, п 24.где в частности сказано, что работники лабораторий непосредственно занятые на микроскопах с применением иммерсионных объективов (кратностью 90 — 120)и токсических иммерсионных жидкостей имеют право на дополнительные дни к отпуску. А в разделе объектах здравоохранения раздел 43, этот вредный фактор не выделен. Подскажите, пожалуйста, имею ли я право на дополнительные дни к отпуску?» Заранее благодарю за ответ.

Приказом и.о. Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 31.07.2007г. № 182-П утвержден (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 4864) Список производств, цехов, профессий и должностей, перечня тяжелых работ, работ с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени и на дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск и Инструкции по его применению.

Ежегодный оплачиваемый дополнительный трудовой отпуск (далее — дополнительный отпуск) предоставляются рабочим, специалистам и служащим (далее — работники) согласно Списку производств, цехов, профессий и должностей, перечня тяжелых работ, работ с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск(далее — Список).

Дополнительный отпуск согласно Списку предоставляется работникам, если они в рабочем году фактически проработали в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда с полным рабочим днем, установленным для работников данного производства, цеха, профессии или должности.

В данном Списке раздела 45. Лаборатории, научно-исследовательские лаборатории, институты, учреждения и организации, лаборатории учебных заведений предусмотрен пункт 24. Работники лабораторий непосредственно занятые на микроскопах, полярископах и конометрах с применением токсических иммерсионных жидкостей; при работе с микроскопами, имеющими ультрафиолетовые источники света; при применении иммерсионных объективов (кратностью 90-120), а также на просмотре толстослойных ядерных фотоэмульсий, которые должен предоставляться дополнительный отпуск продолжительностью до 12 календарных дней.

Вклинико-диагностической лаборатории,где Вы работаете,еслиприменяется иммерсионное маслов данном случае, Вы имеете право на дополнительные дни к отпуску.

Вместе с тем, для внесения соответствующих дополнений в вышеуказанные приказы Вам необходимо обратиться в Министерство здравоохранения Республики Казахстан как уполномоченный государственный орган в Вашей отрасли, которое, в свою очередь, представит в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан соответствующее предложение с обоснованием.

Приказ МЗ РК №12 от 7 февраля 2017 года

Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан №12 от 7 февраля 2017 года

Об утверждении Правил предоставления высокотехнологичных медицинских услуг

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения» ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления высокотехнологичных медицинских услуг.

2. Признать утратившим силу приказ исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 12 декабря 2013 года №728 «Об утверждении Инструкции по координации деятельности медицинских организаций, оказывающих высокоспециализированную медицинскую помощь» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №9081, опубликованный в информационно-правовой системе «Әділет» 22 мая 2014 года).

3. Департаменту организации медицинской помощи Министерства здравоохранения Республики Казахстан в установленном законодательстве порядке обеспечить:

2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации» Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр здравоохранения
Республики Казахстан Е. Биртанов

Утверждены
приказом Министра здравоохранения
Республики Казахстан
от «7» февраля 2017 года №12

Правила предоставления высокотехнологичных медицинских услуг

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок предоставления высокотехнологичных медицинских услуг.

2. Предоставление высокотехнологичных медицинских услуг осуществляется в соответствии с видами, утвержденными приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 декабря 2016 года № 1112 «Об утверждении видов высокотехнологичных медицинских услуг» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 14630).

3. В настоящих правилах используются следующие понятия:

1) уполномоченный орган в области здравоохранения (далее — уполномоченный орган) — государственный орган, осуществляющий руководство в области охраны здоровья граждан, медицинской и фармацевтической науки, медицинского и фармацевтического образования, обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, контроля за качеством медицинских услуг;

2) портал Бюро госпитализации (далее — Портал) — единая система электронной регистрации, учета, обработки и хранения направлений пациентов на госпитализацию в стационар в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (далее — ГОБМП);

3) высокотехнологичные медицинские услуги (далее – ВТМУ) – услуги, оказываемые профильными специалистами при заболеваниях, требующих использования инновационных, ресурсоемких и (или) уникальных методов диагностики и лечения;

4) медицинская техника – аппараты, приборы и оборудование, применяемые отдельно, в комплексах или системах в медицинских целях для профилактики, диагностики, лечения заболеваний, реабилитации, научных исследований медицинского характера;

5) республиканская организация здравоохранения – организации здравоохранения, находящиеся в ведении уполномоченного органа, организации здравоохранения автономной организации образования, клиники организаций медицинского образования;

6) технология – сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях.

Глава 2. Порядок предоставления высокотехнологичных медицинских услуг

4. ВТМУ в форме стационарной и стационарозамещающей помощи предоставляется в организациях здравоохранения, как местного, так и республиканского уровней. ВТМУ в форме консультативно-диагностической помощи (далее – КДП) предоставляется на республиканском уровне.

5. Определение потребности населения в ВТМУ в разрезе регионов и утверждение планируемых объемов ВТМУ по отдельным заболеваниям, осуществляется на основании решения, оформленного в виде протокола консультативно — совещательного органа при уполномоченном органе.

6. Для предоставления ВТМУ в условиях стационара в организациях здравоохранения местного уровня специалист первичной медико-санитарной помощи (далее – ПМСП) или профильный специалист организации здравоохранения, регистрирует направление в Портале бюро госпитализации и выдает его пациенту. В случае отсутствия возможности предоставления ВТМУ в организациях здравоохранения местного уровня специалист ПМСП или профильный специалист организации здравоохранения направляет пакет документов пациента на рассмотрение комиссии ВТМУ местных органов государственного управления здравоохранением областей, города республиканского значения и столицы (далее – комиссия ВТМУ) для решения вопроса госпитализации в республиканскую организацию здравоохранения.

7. При отсутствии положительного лечебного эффекта в лечении пациента, находящегося на стационарном лечении, в отношении которого были использованы все имеющиеся методы лечения в организациях здравоохранения местного уровня, предоставляющих ВТМУ, а в республиканских организациях здравоохранения, где применяются высокотехнологичные методы диагностики и лечения, лечащий врач совместно с заведующим отделением либо с заместителем главного врача по лечебной работе, направляет факсимильной связью выписку из медицинской карты стационарного больного на рассмотрение в комиссию ВТМУ.

8. Основанием для госпитализации граждан в республиканские организации здравоохранения для предоставления ВТМУ в форме стационарной и стационарозамещяющей помощи и направления на ВТМУ в форме КДП является решение комиссии ВТМУ.

9. На рассмотрение комиссии ВТМУ представляются следующие документы:

1) копия документа, удостоверяющего личность пациента;

2) направление на госпитализацию в стационар, в дневной стационар, по форме 001-3/у, утвержденной приказом исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 23 ноября 2010 № 907 «Об утверждении форм первичной медицинской документации организаций здравоохранения», (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативно-правовых актов за № 6697);

3) результаты необходимого минимального объема обследования пациента (общий анализ крови, общий анализ мочи, (срок давности не более 14 дней), флюорография органов грудной клетки (срок давности не более 1 года), электрокардиограмма (срок давности не более 1 месяца) и наличие НВsАg (срок давности не более 3 месяцев));

4) выписку из амбулаторной карты/истории болезни с указанием клинического диагноза, результатов исследований;

5) результаты лабораторных и инструментальных исследований, подтверждающих клинический диагноз пациента.

Комиссия ВТМУ рассматривает пакет документов пациента заочно либо, по медицинским показаниям, с приглашением пациента на комиссионный осмотр профильными специалистами.

10. Комиссия ВТМУ рассматривает представленные документы и определяет обоснованность направления пациента в республиканские организации здравоохранения для предоставления специализированной медицинской помощи с применением ВТМУ.

11. В течение двух рабочих дней с момента поступления документов пациента, комиссией ВТМУ принимается решение, оформляемое в виде протокола.

12. При принятии положительного решения о предоставлении пациенту ВТМУ в республиканских организациях здравоохранения, комиссия ВТМУ регистрирует направление в Портале бюро госпитализации и передает пакет документов с распечатанным направлением в направившую организацию здравоохранения. Организация здравоохранения, после получения направления на госпитализацию информирует пациента о дате госпитализации путем выдачи пациенту талона плановой госпитализации по форме, утвержденной в приложении 2 Правил оказания стационарной помощи, утвержденных приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 29 сентября 2015 года № 761 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативно-правовых актов за № 12204) (далее – Приказ № 761);

При принятии решения о предоставлении пациенту ВТМУ в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи для проведения трансплантации органа комиссия ВТМУ учитывает наличие бюджетных средств для обеспечения пациента после трансплантации органа лекарственными средствами согласно Перечню лекарственных средств и изделий медицинского назначения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, в том числе отдельных категорий граждан с определенными заболеваниями (состояниями) бесплатными или льготными лекарственными средствами и специализированными лечебными продуктами на амбулаторном уровне, утвержденному приказом исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 4 ноября 2011 года №786, (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 7306) (далее – Перечень лекарственных средств).

Местный орган государственного управления здравоохранением области, города республиканского значения и столицы обеспечивает необходимыми лекарственными средствами пациента после трансплантации органа в рамках ГОБМП согласно Перечню лекарственных средств.

13. При принятии решения об отказе в предоставлении пациенту ВТМУ комиссия ВТМУ регистрирует отказ в Портале бюро госпитализации и возвращает пакет документов с приложением мотивированного отказа в направившую медицинскую организацию.

14. При наличии показания для предоставления ВТМУ в форме КДП на республиканском уровне специалист ПМСП или профильный специалист организации здравоохранения направляет пакет документов пациента на рассмотрение в комиссию ВТМУ.

15. При принятии положительного решения о предоставлении пациенту ВТМУ в форме КДП в республиканской организации здравоохранения, комиссия ВТМУ регистрирует направление в информационной системе «Амбулаторно-поликлиническая помощь» (далее – ИС «АПП») путем заполнения соответствующих полей электронной формы направления и выдает распечатанное направление с автоматически сформированным кодом в направившую организацию здравоохранения. Организация здравоохранения, после получения направления информирует пациента о дате направления.

16. При принятии решения об отказе в предоставлении пациенту ВТМУ в форме КДП в республиканской организации здравоохранения комиссия ВТМУ регистрирует отказ в ИС «АПП», и возвращает пакет документов с приложением мотивированного отказа в направившую организацию здравоохранения.

17. Республиканская организация здравоохранения в пределах 15% от планируемого объема ВТМУ в форме стационарной, стационарозамещяющей помощи и в форме КДП на республиканском уровне при наличии медицинских показаний предоставляет ВТМУ согласно подпункту 2) пункта 35 Приказа № 761.

18. ВТМУ осуществляется организациями здравоохранения на основании заключения о соответствии организации здравоохранения к предоставлению ВТМУ, выданного территориальным Департаментом Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности уполномоченного органа (далее – ТД ККМФД), по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам (далее – заключение ККМФД).

19. Для получения заключения ККМФД организация здравоохранения, претендующее на предоставление ВТМУ в следующем году, не позднее 15 октября текущего года, направляют заявку на соответствие организации здравоохранения к предоставлению ВТМУ (далее – заявка) по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам в ТД ККМФД и регистрирует заявку в информационной системе «Система управления ресурсами» (далее – ИС «СУР»).

Организации здравоохранения, впервые заявляющие на определенный вид ВТМУ, предоставляют информацию в соответствии с Описанием организации здравоохранения, предоставляющих ВТМУ, согласно приложению 3 к настоящим Правилам (далее – Описание организации здравоохранения ВТМУ), а также информацию о предыдущем практическом опыте организации здравоохранения в выполнении ВТМУ или аналогичных по сложности оперативных вмешательств по форме согласно приложениям 4, 5 к настоящим Правилам в профильные научно-исследовательские институты, научные центры или при их отсутствии – главному внештатному специалисту уполномоченного органа.

20. Организации здравоохранения после подачи заявки ответственным специалистом ТД ККМФД выдается:

расписка о приеме документов по форме согласно приложению 6 к настоящим Правилам;

расписка об отказе в приеме документов по форме согласно приложению 7 к настоящим Правилам в случаях:

1) заявка и документы, прилагаемые к ней, оформлены ненадлежащим образом;

2) к заявке прилагается неполный пакет документов по перечню, предусмотренному пунктом 19 настоящих Правил.

21. ТД ККМФД в течение 30 календарных дней с момента регистрации заявки проводит мероприятия по оценке соответствия кадров и оснащения организации здравоохранения, претендующей на предоставление ВТМУ сведениям, указанным в Описании организации здравоохранения ВТМУ на основании представленной документации и выдает организации здравоохранения заключение ККМФД, со сроком действия на один год и регистрирует заключение в ИС «СУР».

22. Организация здравоохранения направляет положительное заключение ККМФД в территориальный Департамент Комитета оплаты медицинских услуг уполномоченного органа (далее – ТД КОМУ).

23. ТД КОМУ направляет список организаций здравоохранения, предоставляющих ВТМУ в Комитет оплаты медицинских услуг уполномоченного органа (далее – КОМУ) для формирования перечня организаций здравоохранения, допущенных к предоставлению ВТМУ до проведения процедуры выбора поставщика в последующем в фонд социального медицинского страхования.

24. Местный орган государственного управления здравоохранения области, города республиканского значения и столицы до 15 ноября текущего года направляет заявку на предоставление ВТМУ в разрезе организаций здравоохранения, допущенных к предоставлению ВТМУ, в Департамент организации медицинской помощи уполномоченного органа (далее – ДОМП) по форме согласно приложению 8 к настоящим Правилам.

25. ДОМП совместно с КОМУ формируют объем специализированной медицинской помощи с применением ВТМУ в рамках ГОБМП по видам ВТМУ не позднее 10 декабря текущего года.

26. Размещение объема специализированной медицинской помощи с применением ВТМУ в рамках ГОБМП осуществляется в соответствии с Правилами выбора поставщика услуг по оказанию гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и возмещения его затрат, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 30 июля 2015 года № 638 «Об утверждении Правил выбора поставщика услуг по оказанию гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и возмещения его затрат» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 27 августа 2015 года № 11960).

27. Медицинская организация в обязательном порядке уведомляет в письменном виде ТД ККМФД об увольнении специалиста, допущенного к оказанию ВТМУ, и актуализирует сведения в ИС «СУР».

Приложение 1
к Правилам предоставления
высокотехнологичных
медицинских услуг

Заключение
о соответствии организации здравоохранения к предоставлению ВТМУ

1. Организация здравоохранения ___________________________________

(полное юридическое наименование)

2. Название внедряемого вида _________________________________

Клинико-диагностическая лаборатория (КДЛ)

Клинико-диагностическая лаборатория (КДЛ)

Клинико-диагностическая лаборатория (КДЛ) организуется как юридическое лицо или является структурным подразделением организации здравоохранения.
Клинико-диагностическая лаборатория (КДЛ) осуществляет обеспечение ПЗ одноразовыми, стерильными средствами для забора биоматериала, расходными материалами для хранения и транспортировки биоматериала.
Клинико-диагностическая лаборатория (КДЛ) осуществляет организацию деятельности и контроль по соблюдению условий и требований к забору, приему, хранению биоматериала и обеспечивает логистику и транспортировку биоматериала с ПЗ, в том числе с привлечением транспортных логистических компаний.

Задачами клинико-диагностической лаборатории (КДЛ) являются:

1) стандартизация процесса выполнения лабораторных исследований, преемственности результатов лабораторного анализа;

2) обеспечение качества лабораторных исследований путем достижения точности, надежности, своевременности выдачи результатов исследований, проведения внутрилабораторного контроля качества и участия во внешней оценке качества;

3) внедрение высокоинформативных технологий, автоматизации и информатизации лабораторного процесса.

Документы, регламентирующие деятельность КДЛ

Основные нормативные документы регламентирующие деятельность КДЛ:

Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 сентября 2015 года № 758. “Об утверждении Положения о деятельности организаций и (или) структурных подразделений организаций здравоохранения, осуществляющих лабораторную диагностику, а также объем и виды проводимых ими исследований”

Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 декабря 2011 года № 1566
“Об утверждении Положения о деятельности организаций и (или) структурных подразделений организаций здравоохранения, осуществляющих лабораторную диагностику, а также объема и видов проводимых ими исследований”

Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 сентября 2015 года № 758
Об утверждении Положения о деятельности организаций и (или) структурных подразделений организаций здравоохранения, осуществляющих лабораторную диагностику, а также объем и виды проводимых ими исследований

Приказы мз рк по лаборатории

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

Дата обновления БД:

Всего документов в БД:

ПРИКАЗ МИНИСТРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 8 сентября 2017 года №684

Об утверждении Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к лабораториям, использующим потенциально опасные химические и биологические вещества

В соответствии с пунктом 6 статьи 144 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения» ПРИКАЗЫВАЮ:

2. Признать утратившим силу приказ исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 15 апреля 2015 года №338 «Об утверждении Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к лабораториям, использующим потенциально опасные химические и биологические вещества» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под №11099, опубликованный в информационно-правовой системе «Аділет» 11 июня 2015 года).

3. Комитету охраны общественного здоровья Министерства здравоохранения Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии в бумажном и электронном видах на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации» для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства здравоохранения Республики Казахстан;

4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан предоставление в Департамент юридической службы Министерства здравоохранения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра здравоохранения Республики Казахстан Цой А.В.

5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования.

Министр здравоохранения Республики Казахстан

Министром национальной экономики Республики Казахстан

30 октября 2017 года

Утверждены Приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 8 сентября 2017 года №684

Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к лабораториям, использующим потенциально опасные химические и биологические вещества»


Глава 1. Общие положения

1. Настоящие Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к лабораториям, использующим потенциально опасные химические и биологические вещества» (далее — Санитарные правила) разработаны в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 7-1, пунктом 6 статьи 144 и статьи 145 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения» (далее — Кодекс) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к выбору земельного участка под строительство объекта, проектированию, эксплуатации, реконструкции, ремонту, водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, освещению, вентиляции, кондиционированию и к условиям работы в микробиологических, санитарно-гигиенических, радиологических лабораториях, хранению и транспортировке материалов (микроорганизмов).

2. В Санитарных правилах использованы следующие термины и определения:

1) аварийная ситуация (далее — авария) — ситуация, возникшая в лаборатории при работе с потенциально опасными химическими и биологическими веществами, создающая реальную или потенциальную возможность выделения химического и патогенного биологического агента в воздух производственной зоны, окружающую среду или заражение персонала;

2) автоклавная — помещение для работы с сосудом под высоким давлением;

3) бактериологическая лаборатория — лаборатория, выполняющая исследования по выделению бактерий из биологического материала и объектов окружающей среды, определению антигенов и антител;

4) контрольно-пропускной пункт — специальное помещение, предназначенное для обеспечения пропуска людей и транспортных средств;

5) биологические агенты или токсины (далее — БА или токсины) — микроорганизмы и сложные соединения белковой природы бактериального, растительного или животного происхождения, способные при попадании или контакте с организмами человека или животных, а также с растениями вызывать их заболевания или гибель;

6) биологическая безопасность — система медико-биологических, организационных и инженерно-технических мероприятий, направленных на защиту работающего персонала, населения и окружающей среды от воздействия биологических агентов (далее — ББ);

7) бокс биологической безопасности (далее — БББ) — конструкция, используемая для физической изоляции (удержания и контролируемого удаления из рабочей зоны) микроорганизмов с целью предотвращения возможности заражения персонала и контаминации воздуха рабочей зоны и окружающей среды;

8) биологическая защита (далее — биозащита) — обеспечение защиты, контроля и учета БА или токсинов с целью предотвращения их утери, кражи, неправильного использования, диверсии, несанкционированного доступа или преднамеренной несанкционированной утечки;

9) боксированное помещение (далее — бокс) — изолированное помещение с тамбуром (предбоксником);

10) виварий — подразделение организации, где содержатся разные виды лабораторных животных, используемые для экспериментов;

11) вирусологическая лаборатория — лаборатория, выполняющая исследования по выделению вирусов из биологического материала и объектов окружающей среды, определению антигенов и антител;

12) дезактивация — удаление или снижение радиоактивного загрязнения с какой-либо поверхности или из какой-либо среды;

13) дезары — ультрафиолетовый бактерицидный облучатель, применяется для дезинфекции воздуха в помещениях;

14) демеркуризация — комплекс мероприятий по уборке ртути в случае ее разлития;

15) исследования диагностические — исследования объектов биотической и абиотической природы, проводимые с целью обнаружения и идентификации возбудителя, его антигена или антител к нему;

16) заразная зона — помещение или группа помещений лаборатории, где осуществляются манипуляции с патогенными биологическими агентами или вероятным на зараженность патогенным биологическим агентом материалом и их хранение;

17) лаборатория — юридическое лицо или его структурное подразделение, выполняющее органолептические, санитарно-гигиенические, микробиологические, вирусологические, паразитологические, биохимические, токсикологические, радиологические исследования, дозиметрические замеры физических факторов.

18) инфекционный материал — материал, о котором известно или обоснованно предполагается, что в нем содержатся возбудители инфекционных болезней;

19) иммуноферментный анализ (далее — ИФА) — метод определения различного рода биологических молекул, основанный на взаимодействии антигена с антителом, с использованием ферментной метки;

20) инсектарий — подразделение объекта для содержания, выведения или разведения насекомых, применяемых для экспериментальных целей;

21) микробиологическая лаборатория — лаборатория, выполняющая исследования по выявлению микроорганизмов в биологическом материале и объектах окружающей среды;

22) микроорганизмы — это сложные соединения белковой природы бактерии, вирусы, микоплазмы, риккетсии, хламидии и грибы, которые при определенных условиях и в определенных концентрациях могут оказать влияние на здоровье человека;

23) огнеопасные вещества — легковоспламеняющиеся вещества и горючие жидкости, которые воспламеняются от внешнего источника зажигания;

24) техническая укрепленность объекта (помещения) — совокупность инженерной защиты конструктивных элементов зданий, помещений, их периметров, специальных технических средств охраны (системы охранной, тревожной сигнализации; системы контроля доступа; видеоконтрольные и видеоохранные системы телевизионного наблюдения; детекторы обнаружения радиоактивных, химических и иных отравляющих веществ; детекторы обнаружения оружия, взрывных веществ и устройств) и систем пожарной сигнализации, в том числе систем автоматического обнаружения и тушения пожаров;

25) патогенный биологический агент (далее — ПБА) — патогенные для человека микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, хламидии, простейшие, грибы, микоплазмы, эндо — и эктопаразиты), генно-инженерно-модифицированные микроорганизмы, яды биологического и растительного происхождения (токсины), гельминты, а также материал (включая кровь, другие биологические жидкости и экскременты организма), вероятные на содержание перечисленных агентов;

26) паразитологическая лаборатория — лаборатория, выполняющая исследования по выявлению гельминтов и простейших в биологическом материале и объектах окружающей среды;

27) периметр — граница охраняемой территории (зоны), оборудованная ограждающими строительными конструкциями (барьерами) и контрольно-пропускными пунктами;

28) полимеразная цепная реакция (далее — ПЦР) — реакция, основанная на многократном увеличении числа копий фрагмента дезоксирибонуклеиновой кислоты (далее — ДНК) — рибонуклеиновой кислоты (далее — РНК) (амплификации), что позволяет обнаружить специфический участок генома исследуемого микроорганизма;

29) радиологическая лаборатория — лаборатория, проводящая радиационный контроль, радиологические исследования по определению содержания радионуклидов в различных объектах, а так же проводящая дозиметрические, радиометрические, спектрометрические измерения;

30) санитарно-гигиеническая лаборатория- лаборатория, проводящая санитарно-гигиенические, токсикологические, химические исследования, замеры физических факторов, других исследований и испытаний;

31) исследования экспериментальные — все виды работ с использованием микроорганизмов, гельминтов, токсинов и ядов биологического происхождения;

32) чистая зона — помещение или группа помещений лаборатории, где не проводятся манипуляции с БА;

33) временные лаборатории (эпидемиологические отряды, экспедиции) — лаборатории, функционирующие периодически, организовываются при возникновении эпидемических вспышек;

34) условно-заразная зона — помещение или группа помещений в пределах заразной зоны;

35) штамм — чистая культура микроорганизма;

36) эпидемиологически значимые объекты — объекты, производимая продукция и (или) деятельность которых при нарушении требований законодательства Республики Казахстан в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения может привести к возникновению пищевых отравлений и вспышек инфекционных заболеваний среди населения.

Глава 2. Санитарно-эпидемиологические требования к выбору земельного участка под строительство объекта, проектированию, эксплуатации, реконструкции, ремонту лабораторий

3. При выборе земельного участка под строительство объектов не допускается использовать земельные участки:

1) используемые в прошлом под скотомогильники и места захоронения токсичных отходов;

2) стационарно неблагополучные по сибирской язве населенного пункта.

4. Площадь при выборе земельного участка под строительство объектов, определяется требованиями государственных нормативов в области архитектуры, градостроительства и строительства согласно подпункту 23-16) статьи 20 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» (далее — государственные нормативы в области архитектуры, градостроительства и строительства).

5. При проектировании здания лаборатории располагаются на самостоятельных земельных участках или на земельном участке организации, в состав которой они входят.

6. Временные лаборатории допускается эксплуатировать в приспособленных зданиях, помещениях при соблюдении требований безопасности, обеспечении достаточным количеством воды, электроэнергией, водоотведением.

7. При проектировании допускается эксплуатация лабораторий в самостоятельном здании, встроено-пристроенных производственных помещениях с отдельным входом, на отдельных этажах производственных зданий, профильных организаций при наличии отдельного входа, клинико-диагностические лаборатории в лечебно-профилактических организациях с отдельным входом.

8. При проектировании объектов набор и площадь помещений определяется заданием на проектирование в соответствии с требованиями государственных нормативов в области архитектуры, градостроительства и строительства и в соответствии с приложением 1 к настоящим Санитарным правилам.

9. Лаборатории, выполняющие микробиологические исследования имеют не менее двух входов: с санитарным пропускником для сотрудников и для доставки материала на исследование.

Допускается получение материала для исследования через передаточное окно.

10. Во внешнем ограждении не допускается наличие не запираемых дверей, ворот, калиток, а также проломов, повреждений.

11. По периметру ограждения территории устанавливается освещение.

12 Оконные проемы, витрины первого этажа лабораторий имеют прочность эквивалентную следующим параметрам:

1) окна с обычным остеклением, дополнительно защищенным рольставнями из стального листа толщиной не менее 1 мм;

2) окна с обычным остеклением, дополнительно защищенным металлическими решетками (раздвижными, распашными) или жалюзями соответствующей прочности;

3) окна специальной конструкции с защитным остеклением, устойчивым к одиночному удару, выдерживающим 3 удара стального шара весом 4 кг, сброшенного с высоты 9,5 м и выше.

13. Помещения лабораторий имеют конструктивное архитектурно-планировочное исполнение и оснащение техническими системами безопасности, в совокупности обеспечивающими защиту от проникновения.

14. На объектах, занятых проведением экспериментальных, диагностических и производственных работ, а также хранением ПБА I-II групп патогенности устанавливается пропускной режим.

15. Работы с ядовитыми веществами проводятся в отдельных помещениях (комнатах) или в отдельном вытяжном шкафу.

16. Окна, двери боксов и комнат закрываются наглухо. Форточки защищаются сеткой от насекомых. Двери в бокс и предбокс имеют обозреваемые окна.

17. Планировка помещений микробиологических лабораторий исключает перекрест чистых и заразных потоков. На входной двери обозначается название лаборатории и знак «Биологическая опасность». На дверях помещений вывешиваются таблички с указанием их назначения.

18. Регистратура и помещение для приема проб размещается при входе в лабораторию. При наличии в лаборатории пункта для забора материала предусматриваются раздельные туалеты для персонала и обследуемых лиц.

19. Для работы с ПБА применяются БББ 2 класса защиты. Помещения, где проводится работа с ПБА, оборудуются бактерицидными облучателями.

20. Поверхность пола, стен, потолка в лабораторных помещениях гладкая, без щелей, легко обрабатываемая, устойчивая к действию моющих и дезинфицирующих средств, не допускаются скользкие полы.

21. Для лабораторий, проводящих только научно-исследовательские исследования с ПБА I-IV групп патогенности в БББ 2 допускается использование подвесных потолков.

22. Края покрытий пола «заразных» помещений для работы с I-IV групп патогенности должны быть подняты. При наличии трапов пол имеет уклоны.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Еще по теме:

  • Федеральный закон от 03122012 216-фз Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ"О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период […]
  • Приказ об утверждении плана-графика образец Приказ об утверждении плана-графика образец Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Рудавская средняя общеобразовательная школа" ПРИКАЗ 31.03.2014 №77 Об утверждении плана-графика размещения заказов для муниципальных нужд на 2014 год […]
  • Уголовный кодекс 90-х Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. (УК РСФСР) (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) С изменениями и дополнениями от: 25 июля 1962 г., 6 мая, 14 октября 1963 г., 16 января, 3 июля 1965 г., 18 марта, 4 августа, 16 сентября 1966 г., 1 июня […]
  • Список литературы по мошенничеству Список литературы / Классификация мошенничества в сфере недвижимости Конституция Российской Федерации (Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ ( в ред. […]
  • Международный закон о референдумах Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ"О референдуме Российской Федерации" С изменениями и дополнениями […]
  • Закон 230 статья 3 Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ"О контроле за соответствием […]
  • Иски к министерству обороны рф Суд отклонил иск к Министерству обороны на 6,8 млрд Арбитражный суд города Москвы отказал предприятию "Звездочка" в иске к Министерству обороны почти на 7 млрд руб. Соответствующий судебный акт опубликован в картотеке арбитражных дел. Судоремонтное […]
  • Приказ о выдаче медалей 2014 Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 июня 2014 г. N 685 "Об утверждении Порядка выдачи медали "За особые успехи в учении" Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 июня 2014 г. N 685"Об утверждении Порядка выдачи медали "За особые успехи в […]