Полномочия аудита

Права, обязанности и ответственность аудитора

Права и обязанности аудируемых лиц

Права и обязанности аудируемого лица определены в Федеральном законе от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Проверяемый экономический субъект и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, в соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» вправе:

  • получать от аудиторской организации информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются выводы аудиторской организации;
  • получить от аудиторской организации аудиторское заключение в срок, определенный договором оказания аудиторских услуг;
  • осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
  • Аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязано:

  • заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в сроки, установленные законодательством Российской Федерации;
  • создавать аудиторской организации условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, осуществлять содействие аудиторским организациям в своевременном и полном проведении аудиторской проверки, предоставлять им информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов или аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц;
  • не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки;
  • оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе аудиторской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций в соответствии с договором на проведение аудита;
  • За несоблюдение норм Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудируемые лица, лица, подлежащие обязательному аудиту, в соответствии со ст. 21 этого закона несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.

    Права и обязанности аудитора, аудиторской организации

    Права и обязанности аудитора, аудиторской организации определены в Федеральном законе от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и ПСАД «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов», одобренном Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, протоколом № 6 от 20.10.1999.

    Аудиторские организации имеют право:

    • самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки, за исключением вопросов, относящихся к планированию, документированию, рабочих документов, аудиторского заключения, требования к которым раскрыты в федеральных ПСАД;
    • проверять у экономических субъектов в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, фактическое наличие имущества, учтенного в документации;
    • получать разъяснения у должностных лиц по возникшим вопросам и дополнительные сведения в устной и письменной формах;
    • отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой отчетности в аудиторском заключении;
    • иные права, определенные договором оказания аудиторских услуг, не противоречащие законодательству Российской Федерации и Федеральному закону от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
    • Аудиторские организации обязаны:

      • осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации и Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
      • предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения аудиторской проверки, о нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации;
      • в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;
      • обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, т.е. соблюдать аудиторскую тайну;
      • исполнять иные обязанности, определенные договором оказания аудиторских услуг и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
      • Перечень обязанностей аудиторской организации дополняется ст. 13 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», согласно которой аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора при проведении обязательного аудита. Это значит, что аудиторская организация при наличии договора на обязательный аудит с целью выражения мнения о степени достоверности финансовой отчетности должна заключить договор со страховой организацией, предметом которого является страхование риска ответственности за нарушение договора.

        Ответственность аудиторов (аудиторских организаций)

        Ответственность аудитора (аудиторской организации) — это санкции, связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением аудитором (аудиторской организацией) своих обязательств по заключенному с экономическим субъектом договору на проведение аудита. Формы и виды ответственности определяются законодательством Российской Федерации и соглашением сторон.

        Выделяют следующие виды ответственности аудитора (аудиторской организации):

        • гражданско-правовая;
        • административная;
        • уголовная.
        • Гражданско-правовая ответственность определена ст. 15 ГК РФ в виде возмещения убытков:

        • расходы, связанные с восстановлением нарушенного права (на проведение перепроверки, судебные расходы);
        • упущенная выгода, а также гл. 25 ГК РФ, раскрывающей ответственность за нарушение обязательств по договору.
        • Административная ответственность регулируется Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Так как аудиторская деятельность до 01.07.2006 подлежит лицензированию, то на нее в этой части распространяются положения КоАП РФ. Статьей 14.1 КоАП РФ определены случаи и формы ответственности за осуществление деятельности:

        • с нарушением условий, предусмотренных лицензией, в форме наложения штрафа;
        • без лицензии, в форме наложения штрафа.
        • За нарушение Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» административная ответственность определена в формах аннулирования лицензии на право осуществления аудиторской деятельности и квалификационного аттестата аудитора (см. табл. 2.1, 2.2). В случае нарушения конфиденциальности (аудиторской тайны) как для аудиторской организации, так и для аудитора предусмотрена ответственность в форме возмещения причиненных убытков.

          Уголовная ответственность определена ст. 202 «Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами» Уголовного кодекса Российской Федерации. В частности, в форме штрафа в размере от 500 до 800 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев либо в виде лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

          Необходимо в достаточной мере направлять работу, осуществлять текущий контроль работы на всех уровнях, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что работа выполнена качественно.

          1. Предусмотреть процедуры для планирования аудита, для чего:

          а) назначить лицо, ответственное за планирование аудита, привлечь к процессу планирования работников, назначенных для проведения аудита;

          б) подготовить справочную информацию об аудируемом лице или проанализировать информацию, полученную в результате предыдущих проверок, а также внести соответствующие корректировки в процесс планирования аудита с учетом изменившихся обстоятельств;

          в) определить вопросы, которые необходимо отразить в общем плане и программе аудита, в том числе:

          • составление предполагаемых программ работы по отдельным направлениям проверки;
          • определение потребности в работниках и в их специальных знаниях;
          • предварительное определение срока, необходимого для проведения аудита;
          • анализ текущих экономических условий, влияющих на аудируемое лицо или сферу его деятельности, и их возможное влияние на проведение аудита;
          • г) провести анализ факторов, оказывающих влияние на независимость аудиторской организации (индивидуального аудитора) и на работников, участвующих в проведении аудита.

            2. Предусмотреть процедуры для поддержания стандартов качества аудиторской организации (индивидуального аудитора) при выполнении аудиторской работы, для чего:

            а) обеспечить достаточный контроль на всех административных уровнях, принимая во внимание подготовку, способности и опыт работников;

            б) составить методические указания в отношении формы и содержания рабочих документов;

            в) использовать стандартизированные формы, контрольные перечни и вопросники в той мере, в какой это будет необходимо для проведения аудита;

            г) предусмотреть методы решения вопросов, связанных с различиями в профессиональных суждениях работников, привлеченных к проведению аудита.

            3. Предоставлять работникам возможность обучения на рабочем месте в процессе проведения аудита, для чего:

            а) придавать особое значение обучению на рабочем месте, являющемуся важной частью профессиональной подготовки каждого работника, в том числе:

            • обсуждать с ассистентами аудиторов взаимосвязь выполняемой ими работы с аудитом в целом;
            • привлекать ассистентов аудиторов к выполнению как можно большего объема работы, связанной с аудитом, при условии обеспечения надлежащего контроля за качеством их работы;
            • б) придавать особое значение навыкам управления кадрами и включать данные вопросы в учебные программы;

              в) стимулировать работников к обучению и повышению квалификации;

              г) проводить анализ выполненных поручений для определения того, что работники:

              • отвечают требованиям в отношении опыта работы, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности, и профессиональными аудиторскими объединениями;
              • приобретают опыт в различных областях аудита и различных отраслях экономики;
              • выполняет работу, находясь в подчинении различных руководящих работников.
              • Тема 14: Понятие аудита и его роль в деятельности организации

                14.2. Права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц

                1. При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы имеют право:

                а) самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки исходя из требований нормативных актов РФ, а также конкретных условий договора с аудируемым лицом;

                б) проверять у аудируемого лица в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать устные и письменные разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения, необходимые для аудиторской проверки;

                в) получать по письменному запросу аудируемых лиц необходимую для осуществления аудиторской проверки информацию от третьих лиц;

                г) привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке индивидуальных аудиторов, аудиторские организации, а также иных специалистов, за исключением лиц, указанных в статье «Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов» проекта данного федерального закона;

                д) отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредоставления проверяемым аудируемым лицом всей необходимой информации.

                2. При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:

                а) неукоснительно соблюдать при осуществлении аудиторской деятельности требования законодательства РФ;

                б) немедленно сообщать лицу, с которым заключен договор, о проведении аудиторской проверки: о невозможности своего участия в проведении аудиторской проверки данного лица вследствие обстоятельств, предусмотренных настоящим федеральным законом и исключающих возможность проведения аудита; о необходимости привлечения к участию в проверке дополнительных аудиторов (специалистов) в связи со значительным объемом работы или какими-либо иными обстоятельствами, возникшими после заключения договора;

                в) квалифицированно проводить аудиторские проверки, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги;

                г) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых ими в ходе аудиторской проверки, и не разглашать их содержания без согласия собственника (руководителя) аудируемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ;

                д) предоставлять аудируемому лицу по запросу информацию о требованиях нормативных актов и общероссийских правил (стандартов) аудиторской деятельности относительно проведения аудиторской проверки.

                В правах и обязанностях аудируемых лиц при проведении аудиторской проверки определить, что:

                1. При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо имеет право:

                а) получать от индивидуального аудитора (аудиторской организации) полную информацию о требованиях законодательства, касающегося проведения аудиторской проверки;

                б) после ознакомления с заключением индивидуального аудитора (аудиторской организации) получать информацию о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы индивидуального аудитора (аудиторской организации).

                2. При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо обязано:

                а) создавать индивидуальному аудитору (аудиторской организации) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, предоставлять всю документацию, необходимую для ее проведения, а также давать по запросу индивидуального аудитора (аудиторской организации) разъяснения и объяснения в устной и письменной форме;

                б) оперативно устранять выявленные аудиторской проверкой нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;

                в) оказывать содействие аудиторским организациям в своевременном и полном проведении аудиторской проверки;

                г) предоставлять по устному или письменному запросу аудиторских организаций разъяснения и подтверждения, в том числе письменные;

                д) аудируемое лицо, подлежащее обязательному аудиту, не вправе уклоняться либо препятствовать его проведению и обязано заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в сроки, установленные законодательством РФ.

                3. Запрещается предпринимать любые действия в отношении аудиторской организации или индивидуального аудитора с целью ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки.

                Полномочия аудита

                Компания EY и Институт внутренних аудиторов (ИВА) провели исследование деятельности служб внутреннего аудита, опросив около 100 крупных российских компаний. Судя по результатам, за последние годы значимость службы внутреннего аудита упала. В 2015 г. лишь 39% опрошенных аудиторов говорили о значимости их выводов для компании (в 2013 г. – 68%) и только 79% респондентов против 83% в 2013 г. декларировали полную или значительную независимость от исполнительного руководства. Кроме того, 21% опрошенных в 2015 г. аудиторов жаловались на отсутствие у них должных полномочий, 28% не получали поддержки со стороны топ-менеджеров, 26% высказывали ту же претензию в отношении совета директоров. Почему так происходит?

                Не шпионят, а проверяют

                В российских компаниях на внутренних аудиторов часто смотрят косо: мол, пришел человек со стороны, копается в документах, вопросы задает, а потом доносит, делится своими наблюдениями Александр Шевчук, исполнительный директор Ассоциации по защите прав инвесторов. Аудиторы проверяют бухгалтерскую отчетность, договоры с поставщиками, кредитные и инвестиционные договоры, сделки с дочерними компаниями и по купле-продаже имущества. А проверяют разное.

                «Комитет по аудиту интересуют больше ключевые риски – техногенные, инвестиционные, рыночные. Операционный менеджмент больше интересует конкретика: как функционируют закупки, логистика, производство», – рассказывает Владимир Кременицкий, руководитель функции внутреннего аудита компании «Сибур». По его словам, план проверок включает пожелания трех сторон: комитета по аудиту совета директоров, топ-менеджмента и собственно службы аудита.

                «Мы недавно ввели новый интернет-банк и в связи с этим решили проверить, как работает это приложение», – вспоминает Алексей Пожарный, руководитель группы внутреннего аудита «Нордеа банка». Он говорит, что риск кибермошенничества сейчас очень высок – ничуть не ниже кредитных рисков. Для проверки банк даже вызвал из головной компании специалиста по IT-аудиту.

                По наблюдениям Николая Лаврова, начальника управления внутреннего аудита и риск-менеджмента «Северсталь менеджмента», в кризис интересны рекомендации аудиторов, позволяющие быстро оптимизировать затраты и оборотный капитал. А Анна Лернер, директор департамента внутреннего аудита «Ростелекома», утверждает, что сейчас внутренних аудиторов привлекают для превентивного контроля процесса закупок и оценки промежуточных результатов масштабных проектов.

                Кладут под сукно

                Опрошенные аудиторы говорят, что проводят повторные проверки проблемных подразделений. И если нарушения не устранены, то менеджмент часто накладывает на подразделения штрафные санкции, например понижает вознаграждение руководителей отделов. Но Игорь Беликов, директор Российского института директоров, говорит, что компании пытаются исправить недостатки, выявленные аудиторами, но у них не всегда получается, потому что эти недостатки – следствие системных дефектов в корпоративном управлении.

                Например, внутренние аудиторы должны оценивать эффективность системы управления рисками, но раз за разом выясняется, что оценить эту систему невозможно, так как эти системы в компаниях либо по-прежнему отсутствуют, либо находятся в зачатке, рассказывает Алексей Сонин, директор ИВА. А Шевчук вспоминает знакомого аудитора, который ходил на совещания в разные подразделения и обязательно каждый раз поднимал руку, напоминая всем о том, что они должны не забыть оценить свои риски. Потом он снова ходил на совещания, пытаясь проконтролировать, как внедряется система управления рисками, но никто не мог ему ничего предъявить.

                Приглашаем Вас и Ваших коллег на День корпоративной безопасности «Как защитить активы компании и избежать финансовых потерь», который пройдет 19 октября в онлайн-формате. Без отрыва от работы, из любой точки мира, где есть интернет! Подробности и регистрация >>

                Не связываться с мошенничеством

                Около года назад внутренний аудитор российского подразделения одной крупной международной фармацевтической компании, чуть не потеряла работу после детальной проверки подразделения по продажам своей компании. Против нее категорически выступал гендиректор российского подразделения. Аудитору пришлось обратиться в комитет по аудиту головной компании. Только это позволило вскрыть махинации в отделе продаж. А гендиректор позднее был уволен.

                Жалобы не доходят

                По данным исследования практики корпоративного управления в российских публичных компаниях Российского института директоров, только в 24% компаний на заседания советов директоров выносятся вопросы о существенном ограничении полномочий внутреннего аудита и препятствиях для работы аудиторов.

                Внутренние расследования злоупотреблений обычно не входят в обязанности аудитора, для этого в компании есть служба безопасности, убежден Сергей Кудряшов, директор отдела услуг в области бизнес-рисков EY. Как показало исследование, все меньше компаний включают выявление мошенничеств в обязанности внутренних аудиторов: в 2015 г. – 61% респондентов исследования EY против 93% в 2011 г.

                Результаты налицо. Константин Семенко, партнер консалтинговой компании «Холдсвей», говорит, что постоянно сталкивается с ситуацией, когда у компании долговая нагрузка вдвое превышает стоимость активов. При расследовании выясняется, что менеджмент заключил множество убыточных сделок и много украл.

                Под крылом гендиректора

                Согласно западной практике внутренние аудиторы через комитет по аудиту должны подчиняться совету директоров, и крупные российские компании строят системы внутреннего контроля по западным образцам. По данным того же исследования EY, в каждой второй компании подразделение внутреннего аудита подчиняется совету директоров или входящему в него комитету по аудиту.

                Лавров говорит, что служба аудита его компании действует в соответствии с уставом, разработанным на базе международных стандартов. «Самое важное для службы внутреннего аудита – иметь прямой доступ к председателю комитета для обсуждения возникающих вопросов», – говорит он. Свои рекомендации внутренние аудиторы обычно пишут для исполнительного руководства, рассказывает Лавров. Задача же комитета по аудиту – помочь аудиторам взаимодействовать с топ-менеджментом, уточняет он.

                Однако Шевчук говорит, что не раз наблюдал ситуации, когда в компании официально прописано подчинение службы внутреннего аудита совету директоров, а на деле ее полностью контролирует топ-менеджмент. У менеджмента много явных и неявных инструментов давления на внутренних аудиторов, соглашается Сонин.

                Во многих российских компаниях сохранились в первозданном виде службы внутреннего контроля, созданные еще в 1990-х гг. и совмещавшие в себе функции внутреннего контроля, аудита и отдела по управлению рисками. Эти службы традиционно подчинялись менеджменту и по-прежнему остаются в его подчинении, замечает Беликов.

                Мало платят

                По данным EY, 27% компаний сократили в кризис штат служб внутреннего аудита и 56% теперь тратят на это подразделение менее 0,001% годовой выручки. И ни одна компания из опрошенных не выделяет теперь на службу внутреннего аудита более 0,5% годовой выручки. Для сравнения: в 2013 г. такую сумму тратила на внутренних аудиторов каждая десятая компания из опрошенных.

                За непростую работу начальники служб внутреннего аудита, по словам Шевчука, получают зарплаты от 120 000 до 500 000 руб. По данным из резюме, размещенных на hh.ru, средняя зарплата начальника подразделения внутреннего аудита составляет 200 000–250 000 руб. Рядовые аудиторы зарабатывают, по данным hh.ru, от 60 000 до 95 000 руб. в месяц.

                В компаниях, рассказывает Шевчук, внутренние аудиторы в ответ на претензии начальства нередко говорят: «Что вы от нас хотите? У нас всего четыре сотрудника из семи положенных по штату. На такую зарплату никто не идет работать». Это сильно подрывает авторитет службы внутреннего аудита.

                Беликов считает сокращение расходов на внутренний аудит тревожной тенденцией. «Топ-менеджеры, похоже, не понимают, как сокращать издержки, чтобы при этом не создать серьезные риски для устойчивости бизнеса», – поясняет он.

                Права и обязанности аудиторов (аудиторских организаций) и аудируемых лиц

                Основные права и обязанности аудиторов, аудиторских организаций и проверяемых субъектов определены Законом об аудите и могут быть конкретизированы при заключении договора. В соответствии со ст. 5 данного Закона индивидуальные аудиторы и аудиторские организации имеют, в частности, право:

                а) самостоятельно определять формы и методы аудита;

                б) проверять у аудируемых лиц документацию о финансово-хозяйственной деятельности, получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для проверки;

                в) отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении в следующих случаях:

                • непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации;
                • выявления в ходе проверки обстоятельств, оказывающих или могущих оказать существенное влияние на мнение о степени достоверности финансовой отчетности.

                Данным правам аудиторов и аудиторских организаций соответствуют обязанности проверяемого субъекта (ст. 6 Закона об аудите), в частности:

              • а) создавать аудитору (аудиторской организации) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, предоставлять всю документацию, необходимую для ее проведения, а также давать по запросу аудитора разъяснения и объяснения в устной и письменной форме, запрашивать необходимые для проверки сведения у третьих лиц;
              • б) оперативно устранять выявленные аудиторской проверкой нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
              • в) не предпринимать действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению в процессе проведения аудиторской проверки;
              • г) заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в установленные законодательством РФ сроки;
              • д) своевременно оплачивать услуга аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) в соответствии с договором независимо от высказанного аудитором мнения, в том числе в случае неполного выполнения аудиторами работы по независящим от них причинам.
              • Закон предусматривает широкий круг обязанностей для аудиторов (аудиторских организаций). Так, аудиторы (аудиторские организации) обязаны: а) соблюдать при осуществлении аудиторской деятельности требования законодательства; б) предоставлять аудируемому лицу по его требованию необходимую информацию о требованиях законодательства, касающихся аудита, а после ознакомления с заключением аудитора — о нормативных актах, на которых основываются изложенные замечания и выводы; в) в срок, установленный договором, передать заключение аудируемому лицу или лицу, заключившему договор; г) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица.

                С обязанностями аудиторов (аудиторских организаций) корреспондируют предусмотренные ст. 6 вышеуказанного Закона права аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор об оказании аудиторских услуг.

                Статьей 202 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность за злоупотребление полномочиями аудиторами, а именно за использование частным аудитором своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя и для других лиц, либо нанесение вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. Среди обстоятельств, отягчающих это преступление, в части второй данной статьи указано злоупотребление полномочиями в отношении заведомо несовершеннолетнего или недееспособного. Данное преступление совершается умышленно, с целью извлечения выгод для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам.

                Обратная связь

                Минфин решит, какие полномочия в сфере аудиторской деятельности перейдут к ЦБ

                На портале regulation.gov.ru заявлено о планах по разработке законопроекта о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части наделения Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности).

                Текста проекта пока не опубликовано. Разработчик – Минфин.

                Согласно сопроводительной информации разработка проекта вызвана необходимостью повышения надежности финансовой информации, представляемой организациями внешним пользователям, качества работы аудиторских организаций и оказываемых ими услуг, а также их ответственности за выдаваемые аудиторские заключения.

                Планируемый срок вступления в силу – январь 2018, срок переходного периода – 365 календарных дней.

                Основание для разработки проекта – поручение правительства РФ от 29.03.2017 № ИШ-П13-17пр.

                Рекомендуйте новость коллегам:

                Комментарии читателей

                Обратный отсчет включен. 05.09.2017 05:59

                Планируемый срок вступления в силу – январь 2018.
                Уже сентябрь 2017 года вообще то.
                Меньше четырех месяцев осталось. Опять гонки, опять кот в мешке к новогодним праздникам 07.09.2017 13:12

                ИШ-П13-17пр — Шувалов И.И. 07.09.2017 13:20

                ИШ-П13-17пр — Шувалов И.И.

                «Основание для разработки проекта – поручение правительства РФ от 29.03.2017 № ИШ-П13-17пр.»

                2. Цели, задачи и полномочия внутреннего аудита

                2. Цели, задачи и полномочия внутреннего аудита

                Внутренний аудит содействует совету директоров и исполнительным органам в повышении эффективности управления компанией, совершенствовании ее финансово-хозяйственных деятельности путем системного и последовательного подхода к анализу и оценке системы управления рисками и внутреннего контроля, а также корпоративного управления, как инструментов обеспечения разумной уверенности в достижении поставленных перед компанией целей.

                Цели, задачи, полномочия и обязанности внутреннего аудита в компании определяются во внутреннем нормативном документе (положение о внутреннем аудите). Задачи внутреннего аудита определяются с учетом имеющихся ресурсов, особенностей и приоритетов деятельности компании.

                Руководитель подразделения внутреннего аудита (далее – руководитель внутреннего аудита) периодически рассматривает вопрос о необходимости внесения изменений в положение о внутреннем аудите и направляет положение на утверждение в порядке, предусмотренном настоящими методическими рекомендациями.

                Для достижения целей внутренний аудит решает поставленные перед ним в компании задачи, как правило, по следующим основным направлениям:

                Оценка эффективности системы внутреннего контроля (далее – СВК):

                – проведение анализа соответствия целей бизнес-процессов, проектов и структурных подразделений целям компании, проверка обеспечения эффективности, надежности и целостности бизнес-процессов (деятельности) и информационных систем, в том числе надежности процедур противодействия противоправным действиям, злоупотреблениям и коррупции;

                – проверка обеспечения достоверности бухгалтерской (финансовой), статистической, управленческой и иной отчетности, определение того, насколько результаты деятельности бизнес-процессов и структурных подразделений компании соответствуют поставленным целям;

                – определение адекватности критериев, установленных исполнительными органами для анализа степени исполнения (достижения) поставленных целей;

                – выявление недостатков системы внутреннего контроля, которые не позволили (не позволяют) компании достичь поставленных целей;

                – оценка результатов внедрения (реализации) мероприятий по устранению нарушений, недостатков и совершенствованию системы внутреннего контроля, реализуемых обществом на всех уровнях управления;

                – проверка эффективности и целесообразности использования ресурсов;

                – проверка обеспечения сохранности активов;

                – проверка соблюдения требований законодательства, устава и внутренних нормативных документов компании.

                Оценка СВК осуществляется в соответствии с принципами и подходами, изложенными в общепринятых концепциях и практиках работы в области внутреннего контроля, в том числе приведенных в настоящих методических рекомендациях, а также нормативных документах Российской Федерации и иных регуляторов, применимых к компании.

                Оценка эффективности системы управления рисками (далее – СУР):

                – проверка достаточности и зрелости элементов СУР для эффективного управления рисками: цели и задачи, инфраструктура, включая организационную структуру, средства автоматизации и т. п., организация процессов, нормативно-методологическое обеспечение, взаимодействие структурных подразделений в рамках СУР, отчетность;

                – проверка полноты выявления и корректности оценки рисков руководством компании на всех уровнях ее управления;

                – проверка эффективности контрольных процедур и иных мероприятий по управлению рисками, включая эффективность использования выделенных на эти цели ресурсов;

                – проведение анализа информации о реализовавшихся рисках (в т. ч. выявленных по результатам проверок нарушениях, фактах недостижения поставленных целей, фактах судебных разбирательств, и в других случаях).

                Оценка корпоративного управления (далее – КУ):

                – проверка соблюдения этических принципов и корпоративных ценностей компании;

                – проверка порядка постановки целей компании и мониторинга/контроля их достижения;

                – проверка уровня нормативного обеспечения и процедур информационного взаимодействия (в том числе, по вопросам управления рисками и внутреннего контроля) на всех уровнях управления компании, включая взаимодействие с заинтересованными сторонами;

                – проверка обеспечения прав акционеров, в том числе подконтрольных компаний, и эффективности взаимоотношений с заинтересованными сторонами;

                – проверка процедур раскрытия информации о деятельности компании и подконтрольных ему компаний.

                Для решения поставленных задач и достижения целей внутренний аудит осуществляет следующие функции:

                – проведение внутренних аудиторских проверок (далее – проверок) на основании утвержденного плана деятельности внутреннего аудита;

                – проведение иных проверок, выполнение других заданий по запросу/поручению совета директоров (комитета по аудиту и/или исполнительных органов компании) в пределах компетенции, в том числе на основании информации, поступившей на «горячую линию» компании;

                – проведение комплексной проверки (ревизий) деятельности объектов аудита, которая выражается в документальной и физической проверке законности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

                – проведение анализа объектов аудита в целях исследования отдельных сторон деятельности и оценки состояния определенной сферы объектов аудита;

                – предоставление консультаций исполнительным органам компании по вопросам управления рисками, внутреннего контроля и корпоративного управления (при условии сохранения независимости и объективности деятельности внутреннего аудита);

                – осуществление мониторинга выполнения в компании планов мероприятий по устранению недостатков, нарушений и совершенствованию СВК, разработанных руководителями объектов аудита по результатам проверок;

                – осуществление последующего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью компании;

                – содействие исполнительным органам компании в расследовании недобросовестных/противоправных действий работников и третьих лиц11; разработка и актуализация внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность внутреннего аудита (методологии внутреннего аудита);

                – проведение в рамках установленного порядка внутреннего аудита, проверок подконтрольных обществ;

                разработка плана деятельности внутреннего аудита на период, определяющего приоритеты деятельности внутреннего аудита (как правило, на ежегодной основе);

                – подготовка и предоставление совету директоров (комитету по аудиту) и единоличному исполнительному органу компании (или другому лицу, в административном подчинении у которого находится внутренний аудит) отчета по результатам деятельности внутреннего аудита;

                – координация деятельности с внешним аудитором компании, а также лицами, оказывающими услуги по консультированию в области управления рисками, внутреннего контроля и корпоративного управления;

                – взаимодействие с подразделениями компании по вопросам, относящимся к деятельности внутреннего аудита;

                – и другие функции, необходимые для решения задач, поставленных перед внутренним аудитом в компании.

                Полномочия внутреннего аудита

                Руководитель внутреннего аудита уполномочен:

                – иметь прямой доступ к председателю комитета по аудиту и единоличному исполнительному органу;

                – запрашивать и получать у исполнительных органов компании любую информацию и материалы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей;

                – знакомиться с текущими и перспективными планами деятельности, отчетами о выполнении планов и программ, проектами решений и решениями совета директоров и исполнительных органов компании;

                – доводить до сведения совета директоров (комитета по аудиту) и исполнительных органов компании предложения по улучшению существующих систем, процессов, стандартов, методов ведения деятельности, а также комментарии по любым вопросам, входящим в компетенцию внутреннего аудита;

                – привлекать в порядке, установленном внутренними нормативными документами компании, работников компании и сторонних экспертов для выполнения проверок и других заданий;

                – принимать участие на правах слушателя в совещаниях и заседаниях рабочих органов компании (комитетов, комиссий, рабочих групп и др.).

                Внутренние аудиторы уполномочены:

                – в установленном в компании порядке запрашивать и получать беспрепятственный доступ к любым активам, документам, бухгалтерским записям и другой информации (в т. ч. в электронной форме) о деятельности компании, необходимой для выполнения своих должностных обязанностей, делать копии соответствующих документов и осуществлять фото и видеофиксацию фактов хозяйственной жизни компании;

                – в рамках выполнения проверок проводить интервью с исполнительными органами и работниками компании;

                – пользоваться в установленном порядке информационными ресурсами и программным обеспечением подразделений для целей внутреннего аудита;

                – изучать и оценивать любые документы, запрашиваемые в ходе выполнения проверки, и направлять эти документы и/или соответствующую информацию руководителю внутреннего аудита;

                – запрашивать и получать необходимую помощь работников подразделений, в которых проводится проверка, а также помощь работников других подразделений/бизнес-функций компании;

                – осуществлять иные действия, необходимые для достижения целей проверки.

                Во избежание случаев возникновения конфликта интересов (когда возникает угроза независимости деятельности внутреннего аудита и объективности мнения аудитора) руководитель внутреннего аудита и внутренние аудиторы должны воздерживаться от:

                – проверки тех областей деятельности, за которые они несли ответственность в течение года, предшествующего проверке;

                – принятия участия в проверках и иных заданиях в случае наличия конкурирующего профессионального или личного интереса (наличия финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в деятельности проверяемых объектов аудита);

                – участия в какой-либо деятельности, которая могла бы нанести ущерб их беспристрастности или восприниматься как наносящая такой ущерб;

                – руководства работниками других подразделений за исключением случаев, когда эти работники назначены участвовать в выполнении проверки.

                Руководитель внутреннего аудита и внутренние аудиторы не имеют права:

                – не раскрывать все известные им существенные факты, которые в случае сокрытия могут исказить данные аудиторского отчета;

                – использовать или разглашать конфиденциальную информацию без соответствующих на то полномочий, за исключением тех случаев, когда разглашение такой информации предусмотрено требованиями законодательства;

                – принимать в подарок что-либо, что может нанести ущерб профессиональному мнению внутреннего аудитора или восприниматься как наносящее такой ущерб.

                Внутренние аудиторы информируют руководителя внутреннего аудита о любых ограничениях их полномочий и возникающих конфликтах интересов. Руководитель внутреннего аудита информирует совет директоров (комитет по аудиту) о соответствующих ограничениях и возможных последствиях таких ограничений.

                Еще по теме:

                • Оформить согласование документа Реквизит 23 - гриф согласования документа Гриф согласования - реквизит, выражающий согласие организации, не являющейся автором документа, с его содержанием. 1 Гриф согласования (реквизит 23) документа состоит из слова СОГЛАСОВАНО, должности лица, с которым […]
                • Субсидия при рождении 2 ребенка Ипотека под 6% для семей с двумя детьми и многодетных Российские семьи, в которых с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года появится второй или третий ребенок, смогут получить ипотеку на льготных условиях — под 6% годовых. При этом ипотечный кредит должен […]
                • Гриф в приказ Реквизит 16 – гриф утверждения документа Гриф утверждения – реквизит официального документа, свидетельствующий о правовом статусе документа. 1 Документ утверждается должностным лицом (должностными лицами) или специально издаваемым документом. 2 При […]
                • Поступление в спбгу заявление Поступление в спбгу заявление Перечень необходимых документов: заявление о приеме на образовательную программу соответствующего уровня по форме, установленной Приемной комиссией (заполняется при регистрации в Личном кабинете); анкета – заявление […]
                • Средства надзора прокурора uristinfo.net 8.3. Полномочия прокурора и правовые акты прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное […]
                • Правила по усыновлению Требуется мама Им нужна мама Анастасия З. 16 лет Никита С. 4 года 9 месяцев Наталья Г. 17 лет 9 месяцев Максим В. 5 лет 10 месяцев Андрей К. 14 лет 2 месяца Саша З. 5 лет 7 месяцев Александр Т. 7 лет 5 месяцев Владислав П. 13 лет 5 […]
                • Федеральный закон о рекламе россия Федеральный закон о рекламе россия Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии […]
                • Правила дорожного движения на руле Глава 2. Рулевое управление — легковые автомобили и созданные на их базе грузовые автомобили и автобусы — 10 градусов; — автобусы — 20 градусов; — грузовые автомобили — 25 градусов. 9. Имеются перемещения деталей и узлов, не предусмотренные конструкцией, […]