Задержки судов в дарданеллах

Российские суда часами ждут разрешения на вход в Босфор. Почему?

Москва, 1 декабря. Российские суда часами не пускают в Босфор. Перед входом в пролив им приходится делать зигзаги и описывать круги. Об этом заявили несколько изданий, ссылаясь на систему по отслеживанию перемещений кораблей онлайн. Эту новость телеканалу «МИР 24» прокомментировал историк, военный эксперт, специалист по морскому праву Борис Юлин.

— Официально информация о проблемах у российских кораблей пока еще не подтверждена, но и не опровергнута. На ваш взгляд, с учетом обострившихся отношений между Россией и Турцией это возможно?

Борис Юлин: Конечно, возможно. Это проблема всех проливов, которые являются внутренними проливами других государств. Например, у Турции – это Босфор и Дарданеллы, или датские проливы на выходе из Балтийского моря. Проход в таких проливах зачастую платный. Правда, плата не за проход, а за лоцмана, без которого идти нельзя. Нужно получить разрешение на проход. Те, кто контролирует проливы, могут совершенно спокойно вставлять палки в колеса.

— Проход судов через тот же Босфор регламентируется конвенцией Монтрё от 1936 года. Документ восстановил суверенитет Турции над проливами между Черным и Средиземными морями, но обязал ее не препятствовать прохождению через них кораблей. Студентам, изучающим международное право, об этом по сей день читают лекции. Является ли задержка российских судов прямым нарушением конвенции Монтрё?

Борис Юлин: Дело в том, что они не препятствуют проходу, а усложняют его. То есть нарушается график движения судна, тратится топливо. Проблемы есть, но они похожи на мелкое пакостничество, которые нарушением конвенции не являются.

Полную версию интервью смотрите в видеоролике.

О блокаде российских судов в Босфоре: войны не будет, будет мотание нервов

Russia Today сообщает, что с 30 ноября власти Турции стали задерживать проход российских военных кораблей через пролив Босфор. В результате на проходе уже скопилось несколько десятков судов.

«Стоит отметить, что Турция в одностороннем порядке не имеет права закрывать пролив. Это возможно лишь в том случае, если страна официально вступила в войну», сообщает Russia Today.

EADaily напоминает, что это право у Турции, в частности, закреплено так называемой «Конвенцией Монтре», заключенной в июле 1936 года на международной конференции с участием СССР, Турции, Великобритании, Франции, Болгарии, Румынии, Греции, Югославии, Австралии и Японии.

Означает ли блокада российских военных судов в Босфоре то, что Турция воспользовалась пунктом из конвенции Монтре, и, следовательно, Анкара считает, что Россия находится с Турцией в состоянии войны? Эту ситуацию для EADaily прокомментировал военный эксперт Анатолий Цыганок, президент Центра военного прогнозирования, профессор Академии военных наук:

«По конвенции Монтре, Турция имеет право заблокировать проход российских кораблей через Босфор только в случае войны. В других случаях, все гражданские суда проходят свободно, а военные — с предварительным уведомлением. Другое дело, что уведомление может идти сутки и более. Прибавим к этому фактор времени. Турецкое руководство должно ознакомиться с текстом уведомления и принять решение. Плюс к тому, МИД Турции имеет право задержать уведомление у себя, прежде чем отправлять его турецкому руководству.

Поскольку Россия не находится в состоянии войны с Турцией, ее суда имеют право проходить проливы Босфор и Дарданеллы свободно. Торговым судам нужно только при входе в проливы пройти санитарную проверку. Военные суда также имеют право свободного прохода, но с предварительным уведомлением, направленным дипломатическим путем. В предуведомлении должны быть указаны место назначения, название, тип и количество кораблей, а также дата прохода в первоначальном направлении и, если таковое имеет место, то и при возвращении. Всякое изменение даты должно подаваться в тексте уведомления за три дня.

СМИ пишут, что Турция задержала наши военные корабли перед входом в Босфор. Некоторые пишут более прямо: якобы Анкара приняла решение вообще не пускать наши суда в пролив, а это значит, что Турция воспринимает свои отношения с Россией как войну. Но я считаю, что российско-турецкая война сейчас никому не нужна: ни Турции, ни НАТО, а тем более, России.

Я считаю, турки задержали наши суда не просто так. Анкара не желает с нами воевать, но она не хочет, чтобы пострадали ее интересы в зоне действий российских ВКС в Сирии. Имею в виду нефтяной бизнес, осуществляемый ИГИЛ и негласно контролируемый семьей Эрдоган. Если бы российские силы не трогали тайную нефтяную империю джихадистов, вполне возможно, что Эрдоган относился бы к нашим действиям более спокойно. Не было бы сбитого турецким истребителем нашего самолета. Никто в западных СМИ не стал бы раскручивать тему насчет «российской агрессии против мирных жителей Сирии».

Турция, как я уже сказал, войны нам не объявит. Но Анкара будет всячески нам мешать и играть мускулами, создавая искусственное напряжение в регионе. На днях Анкара установила на своем рубеже с Сирией систему противовоздушной обороны «Koral». Эта система фиксирует и обезвреживает угрожающие ракеты, полеты самолетов и сигналы радаров. Сообщают, что Анкара это сделала в ответ на наше размещение в Сирии ракет С-400. Посмотрим, что из этого выйдет. Но мне кажется, что даже такой авантюрист как Эрдоган не рискнет доводить дело до прямого военного столкновения с Россией.

Агрессивные действия Анкары по отношению к нашим военным — это красивый пиар. Он направлен в большей степени не для внешнего потребителя (то есть Запада), а для внутреннего — турецкого электората. Но опять же: сейчас это только игра на публику, а потом что будет, точно никто сказать не может. Партия справедливости и развития считает, что в плане Сирии у нее полная свобода рук, и что она в плане Сирии будет придерживаться только своих интересов, не оглядываясь ни на ЕС, ни на НАТО. Летом 2012 года официальная Анкара заявила, что намерена строить в мусульманском мире свой собственный военно-политический блок, по примеру НАТО. Учитель Эрдогана, бывший премьер Турции Неджметдин Эрбакан лет пять назад вообще заявил, что Турции от членства в НАТО нет никакой пользы, поскольку НАТО никого не может защитить, а во главе этого блока стоят «враждебные исламу силы».

Учитывая все нюансы происходящего, склоняюсь к мысли, что задержка прохода наших кораблей через Босфор — это не казус белли. Анкаре, я считаю, сейчас невыгодно идти на открытую войну против России. Но блокада, пусть и временная, наших военных судов также означает следующее: Турция впредь будет оказывать всяческие препятствия нашим военным силам в Сирии, которые уничтожают ИГИЛ, а, следовательно, наносят ущерб бизнес-интересам семьи Эрдоган. Поэтому турки будут мешать этому. В частности, прикрываясь легитимными предлогами, к примеру, положениями конвенции Монтре насчет обязательных уведомлений для проходящих через проливы военных судов, проверками, досмотрами, бюрократической волокитой и прочими сопутствующими обстоятельствами. Анкара будет нам мотать нервы, и к этому нужно быть готовыми».

Евгений Вардов. Черноморские проливы

Балканы, 18 июня 2010, 15:53 — REGNUM Предлагаем вашему вниманию статью эксперта Центра изучения региональных проблем Евгения Вардова.

В конце июня в Стамбуле Кембриджская ассоциация энергетических исследований (IHS CERA) проведет международную конференцию, связанную с проходом судов через турецкие проливы.

Ситуация в Мексиканском заливе, связанная с добычей нефти компанией ВР, заставила по-новому взглянуть на экологические риски при добыче и транспортировке углеводородов. Поэтому особую актуальность приобретают вопросы, связанные с обеспечением безопасности транспортировки нефти через проливы Босфор и Дарданеллы. Под угрозой экологической катастрофы может оказаться город Стамбул, центр общемирового культурного наследия, с населением уже более 12 млн. человек.

Основания для опасения

В проливе Босфор имеются четыре течения и множество водоворотов. Течения силой в среднем 4-6 узлов могут резко возрастать до скорости 7 узлов и тем самым делать проходящее проливом судно трудноуправляемым. К этому надо прибавить ветры, особенно южный ветер «лодос», которого особенно боятся моряки из-за его силы — он может резко усиливаться до штормового и даже менять направление поверхностного течения.

Средняя ширина пролива около одной морской мили, но в самых узких местах едва достигает 700 метров, что в сочетании с сильным течением может привести к «промаху» при повороте и последующим навалом на берег проходящего судна. А резких поворотов, заставляющих судно менять курс по меньшей мере дюжина. В местах некоторых поворотов (например Канлика) встречные суда вообще не видны.

Согласно Конвенции Монтрё от 1936 года, лоцманская проводка необязательна. Однако в 2002 году Турция вынуждена была ввести ограничения на безлоцманский проход. Кроме сложной гидроситуации и геометрии, с 36 года изменилась и сама ситуация в проливе. Теперь его пересекают два моста и ежедневно около 1.5 миллионов человек переплывают на порядка 15 тысячах паромах из Азии в Европу и обратно! Плюс сотни рыболовных судов, прогулочных, экскурсионных, полицейских и т.п. Это создает дополнительные помехи для судов, следующих транзитом через проливы.

Маршрут проходит между двумя частями территории Турецкой Республики (азиатской и европейской), а также через Мраморное море, являющееся турецким внутренним морем. Тем не менее, по своему статусу проливы Босфор и Дарданеллы являются международными, любые серьезные изменения в правилах движения через них должны одобряться Международной морской организацией (IMO).

Погода в районе проливов Босфор и Дарданеллы может довольно быстро меняться, особенно в осеннее и зимнее время. В связи с неблагоприятными погодными условиями (туманы и ветры, зимой также снежные метели) и ограниченной видимостью проливы могут закрываться для движения судов по решению турецких морских властей, отвечающих за обеспечение безопасности мореплавания в этом районе.

Особенно часто это происходит в зимнее время. Проливы могут быть закрыты от одного до нескольких дней, в эти периоды часто образуются очереди из крупнотоннажных танкеров, ожидающих пропуска. При неблагоприятном стечении обстоятельств задержки танкеров в проливах могут достигать 20 дней. В результате возникают проблемы со своевременной подачей танкерного тоннажа под загрузку в черноморских портах, также приходится платить демередж — компенсацию за вынужденный простой судов.

Правила и ограничения

Основными документами, регулирующими судоходство в проливах Босфор и Дарданеллы, является подписанная десятью государствами в 1936 г. в Монтрё международная конвенция о статусе проливов, в которой декларируется принцип «свободного прохода и судоходства» через них. В конвенции говорится, что «в мирное время коммерческие суда должны пользоваться полной свободой прохода и судоходства через проливы в дневное и ночное время, под любым флагом и с любым типом груза».

Конвенция Монтрё установила право Турции управлять прохождением судов через проливы и взимать сборы, в том числе с судов, следующих транзитом без захода в турецкие порты. Однако этот документ, подписанный накануне Второй мировой войны , был принят в значительной степени для регулирования передвижения военных судов причерноморских и других государств, установив определенные ограничения для последних.

С момента подписания конвенции Монтрё число судов, проходящих ежегодно через проливы, выросло на порядок (4500 судов в 1938 г., 56606 судов в 2007 г.), в то же время их суммарный тоннаж увеличился в 25 раз! На момент подписания конвенции еще не существовало крупнотоннажных танкеров и газовозов, а объемы морских перевозок нефти и нефтепродуктов были крайне незначительны и несравнимы с нынешними.

В последние годы росло как число судов, проходящих через проливы, так и средний размер этих судов, в том числе танкеров, перевозящих опасные грузы. По данным турецкого правительства, между 1996 и 2007 гг. число прошедших через Босфор танкеров и других судов, перевозящих опасные грузы, возросло с 4248 до 10054 единиц. Аналогичные показатели характеризуют и движение судов через пролив Дарданеллы.

По оценке турецкого министерства иностранных дел, объемы транзита нефти и нефтепродуктов через проливы выросли с 60,1 млн. т в 1996 г. до 143,9 млн. т в 2007 г., а в 2010 г. могут составить 200 млн. т.

Интенсивность и характер перевозок опасных грузов (к которым относятся нефть и нефтепродукты) через проливы, рост числа танкеров, следующих через них, увеличивают потенциальный риск аварий, которые могут иметь нежелательные экологические и иные последствия.

Крупнейшие аварии танкеров в проливах имели место в 1979 г. (в результате столкновения румынского танкера Independenta с грузовым судном 65 тыс. т нефти попало в море, еще около 30 тыс. т сгорело в результате пожара) и в 1994 г. (кипрский танкер Nassia разлил 20 тыс. т нефти). В 1999 г. в Мраморном море раскололось надвое нефтеналивное судно » Волганефть «, что привело к разливу нефтепродуктов (около 3 тыс. т).

В 1994 г. и 1998 г. Турция вводила новые правила движения через проливы, что привело к сокращению числа столкновений судов в проливах. В частности, в 1998 г. были введены дополнительные ограничения на движение крупнотоннажных танкеров, в том числе нефтеналивных, длиной движения свыше 250 м и судов с опасными грузами.

В соответствии с действующими правилами все суда длиной от 150 м до 200 м должны предупреждать о своем подходе к проливам за 24 часа, суда длиной от 200 м до 300 м и/или осадкой свыше 15 м — за 48 часов. Суда длиннее 300 м должны заранее получать разрешение на проход через проливы от турецкой морской администрации (для них также обязательно использование буксиров и услуг лоцманов, что значительно увеличивает стоимость прохождения через проливы), так же как и суда с ядерными установками или перевозящие ядерные материалы или ядерные отходы.

Использование услуг местного лоцмана и буксиров сопровождения при прохождении обоих проливов для судов менее 300 м в длину по-прежнему не обязательно, хотя и рекомендуется для танкеров длиной свыше 200 м. Все статьи расходов, за исключением услуг буксиров, включены в базовые ставки Международной фрахтовой шкалы Worldscale, и грузовладельцы могут настаивать на том, чтобы зафрахтованные ими суда брали на борт лоцмана.

Начиная с 2004 г. в районе проливов Босфор и Дарданеллы действует новая радарная система слежения за движением судов, целью которой является обеспечение безопасности судоходства в этом районе.

Приоритетное право на прохождение проливов имеют в настоящее время пассажирские суда и контейнеровозы, а также суда с опасными грузами (нефть, сжиженный нефтяной и природный газ), следующие в турецкие порты Мраморного моря (среди основных — Измит и Текирдаг).

В последние несколько лет, в связи со строительством под Босфором туннеля и постройкой двух мостов, движение судов транзитом через этот пролив осуществляется одновременно только в одном направлении. Конвои судов движутся с 00 ч. 30 мин. до полудня в северном направлении, а с 13 ч. 30 мин. до 23 ч. 30 мин. — в южном. Одновременно в проливе Босфор может находиться только одно судно, перевозящее опасные грузы (к этому типу относятся танкеры с нефтеналивными грузами).

В октябре 2002 г. были введены дополнительные ограничения: запрещен проход через проливы танкеров длиной свыше 200 м в ночное время. Такие суда могут проходить Босфор только в дневное время, танкеры длиной менее 200 м — с заката до восхода солнца, танкеры длиной менее 150 м — в любое время суток без ограничений в соответствии с ежедневным графиком, утверждаемым турецкими морскими властями.

При прохождении Дарданелл допускается движение судов длиннее 300 м как в дневное, так и в ночное время. Танкеры длиной 250-300 м могут одновременно двигаться через Дарданеллы только в одном направлении (в противоположном направлении в это время допускается движение танкеров диной менее 150 м, за исключением некоторых участков пролива). Для движения танкеров диной 150-200 м и 200-250 м также существуют специальные схемы, которые позволяют судам одновременно двигаться в разных направлениях, при условии, что они не встречаются друг с другом на наиболее сложных навигационных участках пролива.

Все перечисленные выше ограничения распространяются на танкеры типа Aframax (дедвейт — от 80 тыс. т до 120 тыс. т) и Suezmax (дедвейт — от 120 тыс. т до 200 тыс. т), используемые в настоящее время для перевозок нефти из черноморских портов. Танкеры типа Suezmax попадают в категорию судов длиной от 250 м до 300 м. Типичные суда этого класса, используемые для отгрузок с черноморских нефтетерминалов в Новороссийске и Южной Озереевке (в частности, суда российской компании » Совкомфлот » и вошедшего в ее состав Новороссийского морского пароходства) имеют дедвейт 160-165 тыс. т и длину 270-280 м. Традиционный размер перевозимых ими партий нефти из Новороссийска и Южной Озереевки — 130-140 тыс. т. Танкеры типа Aframax попадают в категорию судов длиной 200-250 м. Суда этого типа, используемые для отгрузок из Новороссийска, имеют дедвейт 100-110 тыс. т, длину 240-249,9 м и перевозят обычно партии нефти объемом 80 тыс. т.

Так как для прохода через проливы Босфор и Дарданеллы судов длиннее 300 м требуется специальное разрешение турецких властей, а также дополнительные большие затраты на аренду буксиров и услуги лоцманов, такие танкеры не используются для перевозок нефти из черноморских портов транзитом через проливы. К тому же Турция обычно усложняет процесс получения разрешения на следование судов длиной более 300 м через проливы.

К танкерам длиной 150-200 м относятся, в частности, среднемагистральные продуктовозы дедвейтом 45-50 тыс. т, используемые в основном для перевозок нефтепродуктов (типичные суда этой категории имеют длину 180-185 м), а также танкеры типа Handysize дедвейтом 20-35 тыс. т.

Сейчас танкеры тип Aframax и Suezmax, составляющие всего 22% от общего числа танкеров, проходящих через пролив Босфор, и 26% танкеров, идущих через Дарданеллы, обеспечивают 71% всех перевозок нефтеналивных грузов через проливы. При этом в общем количестве судов, проходящих через проливы в последние годы, каждый пятый — танкер.

По оценке судовых агентов, действующие правила движения крупнотоннажных танкеров через проливы позволяют проходить ежесуточно шести-семи танкерам грузоподъемностью 80 тыс. т или 130 тыс. т в зимнее время и девяти-десяти — в летнее время. По итогам 2007 г. общее число танкеров, включая средне- и малотоннажные, ежедневно проходящих через проливы, составляет, в зависимости от месяца, 25-30 единиц. Из этого количества крупнотоннажные суда Aframax и Suezmax составляют 6-10 единиц, в зависимости от длины светового дня в различные месяцы и погодных условий в проливах.

Официальная позиция Турции относительно роста объемов нефтеналивных перевозок в последние годы заключается в том, что проливы не являются естественным трубопроводом, поток нефтеналивных грузов, следующих через них, должен быть ограничен, а правила прохождения судов следует ужесточить, чтобы обеспечить безопасность перевозок нефтеналивных и других опасных грузов. В частности, предполагается сделать использование услуг местных лоцманов обязательным.

Таким образом, Правительством Турецкой республики могут быть приняты меры по ограничению транспортировки нефти через Проливы, исходя из необходимости постепенного увеличения срока прохождения между танкерами. Основная масса транзитной нефти имеет казахстанское, российское и азербайджанское происхождение. В связи с началом применения новых санкций против Ирана к этому потоку может добавиться и туркменская нефть. Кроме того, начиная с 2012 года предполагается увеличение объемов экспорта углеводородов, в частности за счет ввода Кашаганского месторождения на Каспии и расширения — увеличения в два раза пропускной способности Каспийского трубопроводного консорциума. Все это заставляет Россию более активно участвовать в реализации проектов нефтепроводов » Самсун-Джейхан » (через территорию Турции) и » Бургас-Александруполис » (через Болгарию и Грецию). Неоднократные заявления нового руководства правительства Болгарии о выходе из проекта как экономически ненужного и экологически опасного для страны более похожи на шантаж участников консорциума по строительству трубопроводов. Они заставляют всерьез воспринимать недавние скандалы на парламентской ассамблее Совета Европы в связи с коррумпированностью части представителей болгарской элиты.

Нельзя не отметить, что в Болгарии пытаются преодолеть эту ситуацию. 17 июня, в Москве, на встрече председателя Счетной палаты РФ Сергея Степашина и председателя Счетной палаты Болгарии Валерия Димитрова обсуждались роль и место высших органов финансового контроля России и Болгарии в продвижении в рамках своих полномочий важнейшего проекта российско-болгарского сотрудничества — строительство нефтепровода «Бургас-Александруполис». Как сообщают информагентства, стороны пришли к общему мнению, что реализация проекта могла бы иметь огромное значение для подъема экономики Болгарии и роста благосостояния ее населения.

Проливы преткновения: Если Турция ограничит проход судов РФ, то нарушит международное право

Ранее СМИ сообщили, что береговая охрана Турции приступила к учениям в Мраморном море, которое связано проливом Босфор с Чёрным морем и Дарданеллами с Эгейским морем. Оба пролива являются необходимыми путями доставки материалов и техники для проведения операции против террористической организации «Исламское государство» в Сирии.

Также сообщается, что российские торговые и грузовые суда вынуждены по несколько часов ожидать разрешения на проход через Босфор от властей Турции. В частности, агентство RUPTLY сообщило, что корабли под российским флагом должны ожидать по нескольку часов своей очереди, тогда как корабли других стран проходят проливы без задержки. Кроме того, говорится в сообщении со ссылкой на сайты по контролю за морским движением, российским судам приходится подолгу маневрировать в районе проливов.

Конвенция Монтрё

Статус проливов был установлен на конференции в швейцарском Монтрё в 1936 году. Конвенция давала государствам, имеющим выход к Чёрному морю, особые права в сфере отстаивания своих интересов в Босфоре и Дарданеллах. Согласно конвенции, Турция имеет право закрывать проливы для прохода военных судов только в случае официального объявления войны.

«Турция не сможет закрыть черноморские проливы для российских кораблей и судов, направляющихся в Сирию, — это будет нарушением международного права и конвенции Монтрё в частности, а ведь её подписало большинство государств мира на тот период времени», — приводит РИА Новости комментарий бывшего начальника Главного штаба ВМФ РФ Виктора Кравченко.

В статье 2 Конвенции Монтрё устанавливается право свободного прохода торговых судов через оба пролива в мирное и военное время. Согласно статье 6, Турция может ограничить право свободного прохода, обязав иностранные суда осуществлять вход в проливы исключительно в дневное время суток. Проход через Босфор и Дарданеллы должен осуществляться по курсу, который установят турецкие навигаторы.

«Ключи» от черноморских проливов, их правовой режим регулируется правовой Конвенцией Монтрё 1936 года о режиме черноморских проливов. Смысл этой конвенции заключается в том, что Турция не может по своему усмотрению взять и закрыть проливы, поскольку конвенция чётко и недвусмысленно предусматривает такую возможность только в том случае, если Турция является воюющей стороной по отношению к флагу государств, которые намерены пройти через черноморские проливы», — сообщил РИА Новости руководитель Центра морского права Василий Гуцуляк.

Однако в тексте Конвенции Монтрё не содержится конкретного определения условий, образующих непосредственную военную опасность. Её предлагается определять по ситуации.

Вольная трактовка

В 1994 году Турция приняла так называемый Регламент судоходства в проливах. Этот документ, принятый в одностороннем порядке, позволяет турецким властям нарушать права других государств на проход судов через Босфор и Дарданеллы, пользуясь целым рядом весьма пространных и широко трактуемых обстоятельств.

Ранее эксперты отметили, что Турция проигнорировала опасения, что этот регламент противоречит положениям Конвенции Монтрё и нарушает права других государств на судоходство в зоне проливов.

Турция: Без комментариев

НАТО (членом которого является Турция) поспешило выступить с заявлением об отсутствии перемен в статусе Черноморских проливов в связи с растущим напряжением в отношениях с Россией.

«Пока я не видел никаких признаков, что Турция как-либо намерена ограничивать судоходство в проливах. В течение десятилетий Турция очень серьёзно относилась к своим международным обязательствам, зафиксированным в Конвенции Монтрё. Я полагаю, что ситуация не изменится», — приводит РБК слова постпреда США при НАТО Дугласа Льюта.

Несмотря на позицию альянса, ни турецкая дипмиссия в РФ, ни Министерство иностранных дел Турции не стали комментировать возможное изменение режима прохода российских кораблей через Босфор и Дарданеллы.

28 ноября пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал «апокалиптическим сценарием» возможность перекрытия Турцией черноморских проливов для российских судов. В то же время он отметил, что степень предсказуемости действий турецкого руководства определяется с трудом.

Напомним, отношения между Москвой и Анкарой ухудшились после того, как фронтовой бомбардировщик Су-24 был сбит турецкими истребителями F-16. Самолёт упал на севере Сирии у границы с Турцией. Командир экипажа Олег Пешков погиб, штурман Константин Мурахтин был спасён поисково-спасательной группой российской пехоты при огневой поддержке сирийского спецназа. В ходе спасательной операции погиб морпех Александр Позынич.

28 ноября президент России Владимир Путин подписал указ о введении ограничительных мер в отношении Турции.

В Сирии сбит российский Су-24 1 месяц назад

Новости В мире

Турецкий козырь бит: Анкара блефует подводной лодкой в Босфоре и Дарданеллах

Российские военные корабли не испытывают никаких проблем при прохождении турецких проливов Босфор и Дарданеллы. Это заявили военные и, таким образом, отреагировали на сообщения о том, что Анкара, якобы, препятствует проходу российских судов. И еще военные подтвердили, что на одном из узких участков российский военный транспорт встретился с турецкой подлодкой. Ситуация это обычная, и если бы не конфликт из-за сбитого турками самолета, который наносил удары по ИГИЛ, на нее бы никто не обратил внимания. А ограничивать судоходство в проливах у Анкары нет права.

Многочасовая задержка на этот момент, видимо, оказалась только задержкой. Продержав несколько российских судов до вечера, турецкие таможенники их все-таки пропустили по Черноморским проливам. И сейчас на сайте MarineTraffic.com, который сканирует все мировые суда, пробок нет. Но ведь были. А на пути у кораблей из России даже всплывала турецкая подлодка. Почему и зачем? Официальная Анкара молчит. Получить комментарий в Стамбуле тоже оказалось невозможно.

«Это очень тонкая тема. Надо отправить запрос, согласовать вопросы. Так как их надо проверить. Это очень тонкая тема. Могут и отказать», — поясняет турецкий чиновник.

И это понятно. Для турецкой стороны — это действительно тонкая тема. Ведь законных причин перекрыть российским судам проливы Босфор и Дарданеллы у Турции нет. Хотя это формально и их территория, но в первую очередь это «зона с особым международным режимом».

И в случае нарушения этого режима, у самой Турции может возникнуть множество проблем. Ведь судоходство по этим двум проливам — Босфору и Дарданеллам — целиком и полностью регулируется Конвенцией от 1936 года, заключенной в швейцарском городке Монтрё.

Видеосъемки того события, видимо, не осталось, а вот фотография есть. На ней высокие представители 11 государств, включая СССР, Великобританию и Францию, определяют правила судоходства по каналам. Учитывая их стратегическое значение, они связывают Черное с Мраморным и Средиземным морями, обеспечивая выход в океан, их постановили сделать свободными для всех.

«В мирное время торговые суда будут пользоваться правом полной свободы прохода и плавания в проливах днем и ночью, независимо от флага и груза, без каких-либо формальностей», — записано в Конвенции Монтрё.

За Турцией, которая гарантировала невмешательство в процесс судоходства, закрепили суверенитет над проливами. Дипломаты того времени называли это «авансом» за то, что Турецкая республика встала на путь цивилизованности и светскости. И советская делегация тогда выступила в поддержку Анкары одной из первых.

«Идут, идут по Босфору корабли с мирными грузами. На их пути стоит крупнейший город республики — Стамбул», — констатировала советская хроника того времени.

За год по Босфору и Дарданеллам проходит больше 80 тысяч судов. Сколько российских — точно не известно. Но объемы серьезные: 125 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов и больше половины всего экспорта российского зерна. Поэтому любая задержка судов требует объяснения. А его пока нет.

«Торговые суда вообще не имеют права останавливать. По военным есть ограничения по тоннажу. Но перекрыть проливы Турция может только в состоянии войны или угрозы войны. В остальных случаях даже военные суда трогать не имеют право», — подчеркивает руководитель Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров.

Но Турция, вроде бы, ни с кем не воюет. Про какую-то, даже виртуальную, угрозу с российской стороны не заявляла. А значит, любыми своими ограничениями в проливах она нарушает признанный во всем мире международный договор — Конвенцию Монтрё.

«Те проволочки, которые происходят с нашими судами в проливах, это нарушение. Все только предлоги, то учения, либо какие-то экологические причины, это фактически нарушение Конвенции Монтрё. Поскольку и учения были раньше. И о природоохранных мероприятиях заботились раньше. И это не останавливало судоходство», — подчеркнул заведующий кафедрой политики Евросоюза МГИМО Олег Барабанов.

Ситуацию вовсю подогревают турецкие государственные СМИ, которые Босфор называют «козырем в руках страны». И удивляющее на этот раз молчание Реджепа Эрдогана. Хотя эксперты говорят, от нынешнего президента Турции можно ждать чего угодно.

«Ее нынешний лидер не соблюдает никаких договоренностей. Ни формальных правил, ни законов. Ожидать от него нужно в том числе, безусловно, и перекрытия проливов. Удара по нашему самолету тоже никто не ожидал. Исходя из этого, готовиться надо, как действовать, если Турция перекроет проливы, что делать с союзниками Турции в этой ситуации, как разблокировать проливы, каким образом действовать на опережение?» – задает вопросы президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.

Как реагировать, в российском МИД, наверняка, уже знают. Есть много способов поставить Анкару на место, если проблемы повторяться. Но это будет без нарушений международных норм.

«Россия пока не действует по принципу «схватила шашку и махай направо-налево». Почему? Потому что мы ведем себя достаточно цивилизованно. Мы вводим только те санкции, которые не нарушают наши международные обязательства и наши контрактные обязательства», — объясняет директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Российские военные суда пока никаких проблем в Босфоре и Дарданеллах не ощутили. Но за ситуацией в проливах теперь пристально следит весь мир.

Когда турецкая подлодка.

Некоторые аналитики заговорили о том, что в ответ Турция может закрыть для наших военных кораблей и судов проход из Черного в Средиземное море и обратно. Масла в огонь подлили стартовавшие в конце прошлой недели учения береговой охраны Турции в Мраморном море. Кое-кто поспешил назвать это тренировкой по блокированию российского судоходства в проливной зоне. А вчерашнее известие, что судно ВМФ России «Яуза» во время прохождения Дарданелл в районе города Чанаккале встретило идущую встречным курсом в надводном положении турецкую подлодку, некоторые иностранные СМИ интерпретировали чуть ли ни как прелюдию к морскому инциденту.

К информационной атаке тут же подключился Киев. 30 ноября украинский Центр транспортных стратегий сообщил, что суда под российским флагом у входа в Босфор ходят зигзагами и кругами, в то время как корабли и транспорты других стран пересекают пролив без задержек. Дескать, все, ребята, началось.

К таким явно провокационным сообщениями в Кремле и в военном ведомстве РФ относятся достаточно скептически. Напомним, что 28 ноября пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал апокалиптическим сценарием возможность перекрытия Турцией Черноморских проливов для наших судов. В то же время Песков признал: степень предсказуемости действий турецкого руководства определяется с трудом.

Встречу в Дарданеллах российского военного транспорта с турецкой подлодкой наши генералы вообще не посчитали нужным комментировать. Информированные источники «РГ» в минобороны утверждают, что никакого инцидента в проливе не было. Судно шло своим ходом, лодка — своим. Более того, «Яузу», как того требуют международные протоколы, в проливе сопровождал катер береговой охраны Турции.

Что же касается якобы имевшей место задержки российских судов у Босфора, то, по мнению наших экспертов, если такой факт и имел место, то он вряд ли свидетельствует о злом умысле Анкары. Дело в том, что о своих маршрутах через проливы судовладельцы обязаны заранее оповещать турецкие власти. Те составляют график пересечения, и суда выстраиваются в очередь. Задержки действительно бывают, например, из-за большого скопления морского транспорта или когда проливы закрывают по погодным условиям. Хотя стопроцентно исключать провокационные действия Турции в отношении наших кораблей и судов с учетом нынешней ситуации, конечно, нельзя.

Здесь важно иметь в виду юридическую сторону вопроса. Еще в 1936 году конвенция Монтрё установила суверенитет Турции над Босфором и Дарданеллами, а также ограничила нахождение в Черном море военных кораблей нечерноморских государств. Их общий тоннаж не должен превышать 30 тысяч тонн, а срок их пребывания ограничен 21 сутками. На страны, имеющие выход к Черному морю, к которым относится и Россия, эти ограничения не распространяются. «Турция не сможет закрыть Черноморские проливы для российских кораблей и судов, направляющихся в Сирию, — это будет нарушением международного права и конвенции Монтре в частности, а ведь ее подписало большинство государств мира на тот период времени», — прокомментировал РИА Новости ситуацию с проливами бывший начальник Главного штаба ВМФ России адмирал Виктор Кравченко. Он напомнил, что даже в период Второй мировой войны Турция, несмотря на давление со стороны Германии, соблюдала нейтралитет и не закрывала Босфор и Дарданеллы. Поэтому, уверен адмирал, и сейчас нет оснований полагать, что проливы будут перекрыты.

При особом желании Анкара может найти «лазейки» в этом документе. Так, статья 20 конвенции гласит, что во время войны, в которой участвует Турция, проход военных кораблей через проливы зависит исключительно от усмотрения турецкого правительства. А в статье 21 говорится, что это же ограничение возможно в ситуации, когда Турция считает себя, цитируем, «находящейся под угрозой непосредственной военной опасности». Но и здесь не все так просто. Наличие этой самой ситуации представителям официальной Анкары придется доказывать в ООН. Очень сомнительно, чтобы Организация Объединенных Наций при столь взрывоопасной обстановке на Ближнем Востоке согласилась признать потенциальным агрессором против Турции, например, Сирию. И уже тем более — Россию. А значит, закрыть для нас Черноморские проливы Анкара сможет в единственном случае: откровенно наплевав на международное право.

Михаил Войтенко, эксперт по морскому судоходству, главный редактор издания «Морской бюллетень»:

— Некоторые трудности, которые возникли у наших судов, — скорее всего, это предупреждение, такой тонкий намек со стороны Турции на возможные последствия дальнейшего ухудшения отношений между Турцией и Россией.

При этом юридически турки ничего не нарушают. Анкара пользуется законным правом усилить досмотр на границе. Поскольку есть там такой Центр контроля судов в проливе Босфор, который полностью контролирует все судоходное движение. Если этот центр говорит какому-то судну, которое подошло со стороны Черного моря, стой и жди, пока мы тебя пропустим, то судно будет стоять и ждать. И никуда оно не денется, поскольку не имеет права идти в Босфор без разрешения этого трафик-контроля. Это как в авиации.

При этом чем руководствуется этот центр, останавливая судно, — это сугубо его дело. Он всегда может сказать, что не пускал российские суда определенное время в пролив по соображениям безопасности мореплавания.

На все же претензии турецкие власти скажут, что они тут ни при чем. Якобы у Центра контроля движения свои требования к безопасности мореплавания, он их строго выполняет, вот и все, объяснят они. Вдобавок Турция может апеллировать к тому, что только тормозит российские суда, а не закрывает им проход через проливы.

Чтобы доказать, что это не так и что это предвзято, понадобится очень много времени.

Задержки судов в дарданеллах

  • Лучшие сверху
  • Первые сверху
  • Актуальные сверху

55 комментариев

Народ слишком переоценивает мощность ядерного оружия.

Никаких проливов не появится, но Стамбула и вправду не станет.

Стамбула не станет, и не факт, что Босфор останется судоходным.

две торпеды по 100 мегатонн.

Пролива точно не появится.

А можно информацию немного точнее, каких именно судов, торгового, пассажирского или военного флота. Просто насколько мне известно то ввести ограничения по проходу судов торгового и пассажирского судов Турция может, а вот ограничения которые регламентируют проход кораблей военных флотов стран черноморского бассейна Турция вроде как сама не может. Если я правильно помню то соглашение по военным флотам стран черноморского бассейна чётко прописывает, что любая из стран не имеет права пряпятствовать заходу и выходу из чёрного моря военных кораблей других стран.

Могу конечно ошибаться, но вроде помнится после универа оно как-то так.

Если не прав, то буду рад если кто поправит)

Статус проливов был установлен на конференции в швейцарском Монтрё в 1936 году. Конвенция давала государствам, имеющим выход к Чёрному морю, особые права в сфере отстаивания своих интересов в Босфоре и Дарданеллах.

Согласно конвенции, Турция имеет право закрывать проливы для прохода военных судов только в случае официального объявления войны.

и как это помешало немцем, абсолютно ни как, плевали они на мнение турков и заходили в пролив чтоб бить флот СССР.

Всегда забавляют такие посты в стиле «ДА У НАС ЯДЕРНЫЕ РАКЕТЫ МЫ ВСЕХ УЕБЁМ», вы запустите, а в ответ запустят по вам, и пиздец планете всей.

да 50 миллионов у нас останется, столько же в сша. Американцы подсчитывали, возможность уничтожить ссср ядерными ударами и уних ничего не сходилось. Я уверен, ебани мы по турции ядерными ракетами, нам вобратку не прилетит. Просто с нами прекратят всякое сотрудничество и мы превратимся в изолированную страну.

Что значит «уничтожить СССР»? Если имеется ввиду раздолбать вообще все, то скорее всего да ,не возможно, впрочем в случае с США это тоже верно, но в этом нет ни какого смысла. Бахнут по Москве, Питеру, и паре десятков самых крупных городов и этого будет достаточно

неа, не достаточно на самом деле.

А что останется? Множество мелких городков и деревень, отрезанных от связи с внешним миром? Россия (США) как страна еще будет существовать, но государство, как таковое, будет уничтожено.

россия это не одна москва и спб. Открой атлас и посмотри.

У США тоже не 2 ракеты на все случаи жизни. Впрочем,это справедливо и для нас.

в цивилизацию переиграл что ли? В обратку прилетит, обязательно.

потому что ты сказал? Ничего не прилетит, этож просто самовыпил будет. Понятно дело если бы удары были бы нанесены по сша-у них там автоматика, а за абреков с ближнего востока, цивилизация не захочет погибать.

и в такой изолированной стране ничего не будет, т.к сами ничего не делаем а «импортозамещение» это просто ничто

ну я как бы и говорю, что последствия для нас будут и без военных действий серьезные.

Люди, помните! Чем больше закидываем шапками, тем больше люлей потом получаем. Поэтому оставьте эти бессмысленные бравады для других стран.

Нет ты что! Мы грозные картинки нарисуем Турции в ответ, помидоры их запретим! И это после того как Турки сбили наш самолет. Чем мы им ответили.. да ничем. А теперь турки еще и перекроют пролив. Наша группировка в Сирии останется запертой и по сути без поддержки. А что дальше? Опять будем картинки рисовать? Есть 3 варианта для Пу — 1 договариваться с Эрдоганом. По сути прогнуться под их требования. 2. Воевать в серьез. 3. или С позором бежать.

Во-первых никто пролив не перекрывает и перекрывать не будет. Во-вторых, напоминаю тебе, мой неразумный слушатель, что Турция является членом НАТО и выдюжить против всех стран альянса Россия не сможет. Какая накуй война? А? Ты вообще представляешь себе что это такое? На белом коне всех победю? Война это боль, страдания, страх, жертвы, огромные утраты. И уж извини, если задену твои великодержавные чувства, но из-за двух, к несчастью, погибших человек, развязывать полноценную войну с далеко неслабым государством, да и еще состоящем в сильнейшем военном альянсе, шаг даже не глупый, а оооохереть какой безумный. Что дальше? Да ничего. СССР в 80х южнокорейский боинг (полный обычных пассажиров) сбили? Сбили. Ничо, общаемся, дружим, самсунги продают нам. Сейчас с санкциями повозимся, помидорчки запретим, начнем в Болгарии отдыхать и все. Пройдет время и забудется все это. А может руководители и договорятся о чем-то. А если бы лётчик и морпех не погибли, то вообще бы давно забыли и пафосной картинки «удар в спину» за Андреевой не висело бы. Понятно, что оставлять без внимания это нельзя и военных жаль, но мозги должны быть. Если это хорошо спланированная провокация, то отвечать спокойно (в принципе как Кремль и поступает) и никаких ударов по Босфору наносить нельзя ни в коем случае. В принципе это адекватные люди и так понимают.

«мой неразумный слушатель» чувак а тебе не кажется, что у тебя слишком завышенное самомнение!?

Конечно войны не будет, будет как я и написал вариант 1, когда Путину придется признать интересы Турции. А если Путин еще не понял это, турки вполне могут надавить через пролив.

Не, самомнение у меня не завышенное. Это такой оборот общения. «Путину придется признать интересы Турции» Ты тут вообще о чём?

Это хуевый оборот общения «мой, не совсем вменяемый оппонент». http://www.vestikavkaza.ru/analytics/Sbityy-SU-24-Smogut-li-. короче гугл в помощь.

Ну, я этого не имел ввиду, но, как говорится: «на воре и шапка горит»)

Еще по теме:

  • Ежемесячные доплаты к пенсии инвалидам Ежемесячные доплаты к пенсии в 2018 году Ежемесячные доплаты к пенсии носят социальный или профессиональный характер. Социальная доплата к пенсии заключается в предоставлении пенсионеру определенной суммы к пенсии до величины прожиточного минимума […]
  • Закрытие реестра по газпрому 2018 Когда выплатят дивиденды Газпрома в 2018 году Совет директоров Газпрома предложил собранию акционеров назначить время, на которое обусловливаться особы, которые имеют право на приобретение дивидендов, — 20 июля 2018 года. Время окончания оплаты дивидендов […]
  • Как изменить разрешение virtualbox Всё об Ubuntu - Как легко сменить разрешение экрана в Virtualbox Опубликовано 14.06.2011 16:25 Когда-нибудь хотели сменить разрешение экрана виртуальной машины в VirtualBox и не находили в настройках нужного пункта? Вы можете сделать это очень просто, […]
  • Заявление о проведении мсэ Что должно быть вписано в заявлении на медико-социальную экспертизу и как правильно заполнить посыльный лист? Оформление инвалидности — процесс сложный и длительный. Чтобы немного ускорить процесс и затратить меньшее количество времени и нервов, необходимо […]
  • Закон фмс 115-фз Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" С […]
  • Платеж штрафа роспотребнадзору Роспотребнадзор (стенд) Памятка о способах и порядке оплаты административных штрафов - Административная практика Breadcrumbs Памятка о способах и порядке оплаты административных штрафов Оплата штрафа производится на основании постановления по делу об […]
  • Что такое реестр мсо Реестр МСО Межгосударственные стандартные образцы (МСО) — стандартные образцы, признанные Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и серификации (МГС). Разработка, признание, применение МСО осуществляется в соответствии с документами: […]
  • Перечень травм страховых случаев Постановление Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 855 "О мерах по реализации Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава […]