Режим исполнения наказания

Тема 6: Исполнение наказания в виде лишения свобод

6.1. Режим исполнения наказания в виде лишения свободы

Режим в исправительных учреждениях есть установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание различных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительных учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Так как режим есть порядок исполнения и отбывания в исправительных учреждениях наказания, то в нем концентрировано выражается все содержание уголовного наказания в виде лишения свободы и, следовательно, содержится весь комплекс правоограничений и лишений. К их числу относятся: охрана и изоляция осужденных; постоянный надзор за ними; обязанность строгого исполнения возложенных обязанностей; реализация прав и законных интересов осужденных; обеспечение безопасности осужденных и персонала; раздельное содержание различных категорий осужденных, а также различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения; обеспечение возможности изменения условий отбывания наказания в зависимости от поведения осужденного.

По своему содержанию режим выполняет следующие функции: карательную, воспитательную, регулирования уголовно-правовой кары, общего и частного предупреждения преступлений, а также обеспечения эффективного применения других средств исправления осужденных.

Деятельность по обеспечению режима в исправительных учреждениях осуществляет администрация и создаваемые для этих целей структурные подразделения.

Соблюдение требований режима осужденными в исправительных учреждениях в принудительном порядке обязывает их строго выполнять предписанные правила поведения при этом детально регламентируется применение таких основных средств, как общественно полезный труд, получение общего образования. Соблюдение требований режима в этом случае играет обеспечивающую роль для осуществления всего комплекса мер воспитательного воздействия, не содержащих в себе карательных элементов.

Прежде всего, закрепляется принцип отбывания наказания осужденными в пределах территории субъекта Российской Федерации, на которой они проживали или были осуждены. Исключения из этого принципа возможны, но они четко оговорены: по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности. С согласия осужденного он может быть направлен для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.

В исправительных учреждениях устанавливается раздельное содержание осужденных к лишению свободы мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых.

Лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержаться отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы. В одном исправительном учреждении могут раздельно содержаться женщины, впервые осужденные к лишению свободы и ранее отбывавшие это наказание. Изолировано от других осужденных, а также раздельно содержаться; осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению свободы; осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок.

В отдельных исправительных учреждения содержаться осужденные – бывшие работники правоохранительных органов. В эти учреждения могут быть направлены и другие осужденные.

Осужденные, больные разными инфекционными заболеваниями, содержаться раздельно и отдельно от здоровых осужденных.

В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка, утверждаемые Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

В период отбывания наказания в исправительных учреждениях осужденные обеспечиваются вещевым довольствием по установленным нормам. К вещевому довольствию относятся все предметы одежды, обуви, белья, постельных принадлежностей и используемые для них починочные материалы.

Вещевое довольствие, предназначенное для обеспечения осужденных к лишению свободы, выделяются довольствующими органами по заявкам исправительных учреждений, как правило, в готовом виде. На каждый предмет вещевого довольствия устанавливаются сроки носки, исчисляемые с момента их фактической выдачи. Последующая выдача вещевого довольствия производится по мере необходимости, но не ранее истечения сроков носки.

Осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных – досмотру. Проведение обысков и досмотров предполагает обнаружение и изъятие запрещенных к хранению в исправительном учреждении предметов, обнаружение приготовлений к совершению преступлений, поиск скрывшихся осужденных, выявление и изъятие веществ и предметов, которые могут стать вещественными доказательствами по уголовным делам, совершенным в исправительных учреждениях.

Обыски и досмотры бывают плановые и неплановые, общие и выборочные, полные и неполные как осужденных, так и транспортных средств, посылок, передач, бандеролей, одежды и вещей, лиц, входящих и выходящих из исправительных учреждений.

Личные обыски осужденных должны проводиться лицами одного пола с осужденными, не допуская унижения человеческого достоинства с соблюдением корректности, требовательности и мер безопасности.

Статья 82 УИК РФ, а также пункт 6 статьи 14 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предоставляют право администрации исправительных учреждений в необходимых случаях подвергать досмотру и обыску иных лиц, вещи, транспортные средства, находящиеся на территории учреждения, исполняющих наказания, предприятий учреждений, исполняющих наказания, и на прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, а также изымать запрещенные Правилами внутреннего распорядка вещи и документы.

Досмотр граждан, принадлежащих им вещей, транспортных средств осуществляют сотрудники отдела безопасности исправительного учреждения. Перед его началом гражданину, как правило, предлагается добровольно предъявить предметы, вещи, документы, которые он намерен передать осужденному или вынести за пределы исправительного учреждения. В случае уклонения гражданина от досмотра принимаются меры по исключению возможности его проникновения на территорию исправительного учреждения или выходя за ее пределы. При наличии оснований возможно привлечение гражданина, пытавшегося передать осужденным запрещенные вещи и документы или вынести их за пределы охраняемой территории, к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перечень и количество вещей и предметов, которые осужденным разрешается иметь при себе, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, исходя из целесообразности обеспечения всем необходимым для нормальной жизнедеятельности гражданина в условиях исправительного учреждения. При этом исключается наличие у осужденных денег, ценных бумаг и иных ценностей, а также иных предметов, не включенных в перечень необходимых.

Обнаруженные у осужденных деньги, ценные бумаги и иные ценности изымаются и хранятся администрацией исправительного учреждения до освобождения осужденного без права пользования и распоряжения во время отбывания наказания.

Иные запрещенные предметы, вещества и продукты питания, изъятые у осужденных в ходе обыска или досмотра, передаются на хранение либо уничтожаются по постановлению начальника исправительного учреждения с обязательным составление акта.

Уголовно-исполнительные кодекс РФ регламентировал применение технических средств при осуществлении надзора и контроля за поведением осужденных и осуществление оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях, Хотя эти виды деятельности в исправительных учреждениях применялись постоянно, однако в уголовно-исполнительном законодательстве они закреплены впервые.

В отличие от ИТК РСФСР новый УИК РФ существенно расширил основания, по которым может быть введен режим особых условий в исправительных учреждениях. Если раньше таким основанием являлись лишь массовые беспорядки, создающие угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью осужденных и персонала, то теперь помимо массовых беспорядков в статье 85 УИК РФ называются еще и такие, как стихийные бедствия; введение в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного, особого или военного положения; групповые неповиновения осужденных.

Принципиально новым, изменяющим содержательную сторону режима (а главное условие отбывания наказания как в одном исправительном, так и в исправительных учреждениях разных видов режима) является положение, закрепленное в статье 87 УИК РФ, определяющей условия отбывания наказания осужденными к лишению свободы.

Согласно статье 87 УИК РФ в пределах одной исправительной колонии осужденные к лишению свободы могут находиться в обычных, облегченных и строгих условиях отбывания наказания, предусмотренных видом режима данной колонии. В воспитательных колониях вводятся еще льготные условия отбывания наказания. Для осужденных, содержащихся в тюрьмах, устанавливаются общий и строгий виды режима. Перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие производится в зависимости от поведения осужденных и отбытого срока наказания по решению комиссии исправительного учреждения, в работе которой могут принимать участие представители органов местного самоуправления. Комиссия исправительного учреждения решает также вопрос о переводе осужденных, находящихся в тюрьме, с общего вида режима на строгий и со строгого на общий.

Впервые в истории отечественной законодательной практике закрепляется право осужденных обжаловать в суд решение комиссии о переводе их в строгие условия отбывания наказания в исправительном учреждении или на строгий вид режима в тюрьме.

Совершенно по-новому подходит УИК РФ к вопросу расходования денег на приобретение осужденными продуктов питания и предметов первой необходимости: снято ограничение на использование денег, заработанных во время отбывания наказания, а также пенсий и социальных пособий. Ограничения устанавливаются лишь на расходование иных средств, находящимся на лицевых счетах осужденных (присланных родственниками, иными лицами и организациями, начисленных по дивидендам и пр.). Размеры расходования указанных средств определяются в зависимости от вида исправительного учреждения и условий, на которых находится осужденный. Причем введено правило, что в случае, когда разрешенные средства не израсходованы в текущем месяце, осужденные могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости на неизрасходованную сумму в последующие месяцы.

Осужденным разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества. Однако переписка между содержащимися в местах лишения свободы осужденными, не являющимися родственниками, допускается с разрешения администрации исправительного учреждения.

Отправление и получение осужденными писем производится только через администрацию исправительного учреждения. С этой целью на территории колонии в каждом изолированном участке вывешиваются почтовые ящики, которые ежедневно вскрываются уполномоченными на то лицами, а письма подвергаются цензуре. В тюрьмах и помещениях камерного типа колоний осужденные передают письма для отправления представителям администрации. Письма опускаются в почтовые ящики или передаются представителям администрации в незапечатанном виде. Подвергается цензуре и получаемая корреспонденция.

Письма, исполненные тайнописью, шифром или с применение других условностей или жаргона, а также носящие циничный характер, адресату не направляются, о чем объявляется осужденному. Не подлежат отправлению также письма, содержащие государственную тайну, а также сведения, не подлежащие оглашению (о готовящихся преступлениях, об организации охраны исправительных учреждений и т.д.). Если письмо не подлежит отправлению, то оно уничтожается.

Осужденным к лишению свободы разрешается получение посылок, передач и бандеролей, в определенном количестве в зависимости от установленного режима. Женщинам и лицам, содержащимся в воспитательных колониях, — без ограничения количества. А также с разрешения администрации исправительного учреждения осужденные могут отправлять посылки и бандероли.

Посылки, передачи и бандероли подвергаются досмотру.

Осужденным к лишению свободы предоставляется право на телефонные разговоры. Продолжительность каждого разговора не должна превышать 15 минут. Телефонные разговоры оплачиваются осужденными за счет собственных средств или за счёт средств их родственников или иных лиц. При отсутствии технических возможностей администрацией исправительного учреждения количество телефонных разговоров может быть ограничено до шести в год.

По просьбе осужденных им может быть дополнительно разрешен телефонный разговор по прибытии в исправительное учреждение, а также при исключительных личных обстоятельствах.

Осужденным, находящимся в строгих условиях отбывания наказания, а также отбывающим меру взыскания в штрафных изоляторах, дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах, телефонный разговор может быть разрешен лишь при исключительных личных обстоятельствах.

Телефонные разговоры осужденных могут контролироваться персоналом исправительных учреждений.

Телефонные разговоры между осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях, запрещаются. В исключительных случаях с разрешения начальника исправительного учреждения осужденному может быть разрешен телефонный разговор с родственником, отбывающим лишение свободы.

Осужденные имеют право на просмотр кинофильмов и видеофильмов не реже одного раза в неделю (кроме отбывающих наказание в тюрьме, а также осужденные, переведенные в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры). Осужденным также разрешается (кроме указанных выше лиц) просмотр телепередач в свободные от работы часы, за исключением времени, отведенным распорядком дня для ночного отдыха. То же время, все категории осужденных могут прослушивать радиопередачи.

Упрощен также порядок и условия предоставления осужденным права передвижения без конвоя или сопровождения. Статья 96 Уголовно-исполнительного кодекса РФ определяет, что положительно характеризующимся осужденным, отбывающим лишение в исправительных и воспитательных колониях, а также осужденным, оставленным для ведения работ по хозяйственному обслуживанию в следственных изоляторах и тюрьмах, может быть разрешено передвижение без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы.

Новое уголовно-исполнительное законодательство существенно расширило право осужденных на выезды за пределы исправительного учреждения. Статья 97 УИК РФ устанавливает два вида выездов – краткосрочные и длительные.

Осужденным к лишению свободы, содержащимся в исправительных колониях и воспитательных колониях, а также осужденным, оставленным в установленном порядке в следственных изоляторах и тюрьмах для ведения работ по хозяйственному обслуживанию, могут быть разрешены выезды за пределы исправительных учреждений:

а) краткосрочные продолжительностью до семи суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, в связи с исключительными личными обстоятельствами (смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, угрожающая жизни больного; стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб осужденному или его семье), а также для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства осужденного после освобождения;

б) длительные на время ежегодного оплачиваемого отпуска, а осужденным мужчинам старше 60 лет и осужденным женщинам старше 55 лет, а также осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, или осужденным, не обеспеченным работой по не зависящим от них причинам, на срок, равный времени ежегодного оплачиваемого отпуска.

Осужденным женщинам, имеющим детей в домах ребенка исправительных колоний, может быть разрешен краткосрочный выезд за пределы исправительных учреждений для устройства детей у родственников либо в детском доме на срок до пятнадцати суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, а осужденным женщинам, имеющим несовершеннолетних детей-инвалидов вне исправительной колонии, — один краткосрочный выезд в год для свидания с ними на тот же срок.

Выезды по основаниям, указанным в частях первой и второй настоящей статьи, не разрешаются осужденным при особо опасном рецидиве преступлений; осужденным, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы; осужденным к пожизненному лишению свободы; осужденным, больным открытой формой туберкулеза; осужденным, не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, алкоголизма, токсикомании, наркомании; ВИЧ-инфицированным осужденным, а также в случаях проведения противоэпидемических мероприятий.

Осужденным, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы и нуждающимся по состоянию здоровья в постороннем уходе, а также несовершеннолетним осужденным выезд за пределы исправительного учреждения разрешается в сопровождении родственника или иного сопровождающего лица.

Заявление осужденного о предоставлении ему краткосрочного выезда за пределы исправительного учреждения в связи с исключительными личными обстоятельствами должно быть рассмотрено в течение суток.

Разрешение на выезд за пределы исправительного учреждения дается начальником исправительного учреждения с учетом характера и тяжести совершенного преступления, отбытого срока, личности и поведения осужденного.

Время нахождения осужденного за пределами исправительного учреждения засчитывается в срок отбывания наказания.

Расходы осужденного в связи с выездом за пределы исправительного учреждения оплачиваются им из собственных средств либо иными лицами. За время нахождения осужденного за пределами исправительного учреждения во время краткосрочного выезда заработная плата ему не начисляется.

В случае возникновения непредвиденных обстоятельств, затрудняющих обратный выезд осужденного в установленный срок, по постановлению начальника органа внутренних дел по месту пребывания осужденного срок возвращения в исправительное учреждение может быть продлен до пяти суток с обязательным срочным уведомлением об этом администрации исправительного учреждения.

Порядок разрешения осужденным выездов за пределы мест лишения свободы определяется Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

При уклонении осужденного от возвращения в установленный срок в исправительное учреждение он подлежит задержанию органом внутренних дел по месту пребывания осужденного с санкции прокурора на срок не более 30 суток для решения вопроса о направлении его к месту отбывания наказания под конвоем или привлечении к уголовной ответственности.

Выезд осужденных на территорию другого государства разрешается в порядке и в случаях, предусмотренных соглашениями с соответствующими государствами.

Территория исправительного учреждения представляет собой своеобразный городок со своей инфраструктурой, разделенной, как правило, на жилую и производственную зоны, обнесенную сплошным забором, оснащенным различными противопобеговыми устройствами и имеющим несколько степеней защиты. За зоной располагается штаб, где размещается администрация исправительного учреждения, складские и иные подсобные помещения. В жилой зоне кроме общежитий располагается столовая с пищеблоком, клубное помещение, общеобразовательная школа, профессионально-техническое училище либо их филиалы, библиотека, спортивные и летние площадки, банно-прачечный и иной хозяйственный блок (парикмахерская, мастерские по ремонту обуви и одежды и другие аналогичные службы), медицинская часть со стационаром. Отдельно располагается блок, где находятся помещения камерного типа и штрафного изолятора. Территории исправительного учреждения примыкает или поблизости от нее располагается военный городок, где размещается личный состав охраны. Производственная зона предназначена для размещения сугубо производственных объектов, на которых осужденные работают.

Статья 99 УИК РФ существенно расширяет нормы жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы: в исправительных колониях – не менее 2 кв. метров (без изменений), в тюрьмах – 2,5 кв. метров (без изменений), в колониях, предназначенных ля отбывания наказания осужденными женщинами, 3 кв. метра (увеличение); в воспитательных колониях – 3,5 кв. метров (увеличение, было 2,5 кв. метра); в лечебно-профилактических учреждениях – 3 кв. метров (увеличение); в лечебно-профилактических учреждениях УИС – 5 кв. метров.

В общежитиях осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности; они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатическими условиями. Минимальные нормы питания осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации, они дифференцируются в зависимости от возраста, состояния здоровья и по другим признакам (таких норм имеется около десяти). Сверх установленных норм за счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание.

Осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды и коммунально-бытовых услуг, кроме стоимости специального питания и специальной одежды: ежемесячно с осужденных за это в пределах фактических затрат удерживаются из зарплаты или пенсии соответствующие суммы. С тех осужденных, которые уклоняются от работы и силу этого не имеют заработка, указанные расходы удерживаются из средств, имеющихся у них на лицевых счетах.

Режим исполнения наказания

13.1. Понятие режима в исправительных учреждениях и его сущность

Понятие режима в исправительных учреждениях сформулировано в уголовно-исполнительном законодательстве. Согласно ч. 1 ст. 82 УИК РФ он определяется как установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы. Нормы, относящиеся непосредственно к режиму исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, содержатся в гл. 12 УИК РФ. Они конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 3 ноября 2005 г. № 205, Правилах внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 6 октября 2006 г. № 311.

Режим выражает сущность наказаний в виде лишения свободы, в нем реализуется объем соответствующих каждому виду этого наказания лишений или ограничений прав и свобод осужденного. Он призван обеспечить: охрану, изоляцию осужденных и надзор за ними; исполнение возложенных на них обязанностей; реализацию их прав и законных интересов; личную безопасность осужденных и персонала; раздельное содержание разных категорий осужденных; различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом; изменение условий отбывания наказания.

Режим как правовое явление своими элементами пронизывает все сферы жизнедеятельности исправительных учреждений. В теории уголовно-исполнительного права выделяют основные формы выражения режима и соответствующие им функции (рис. 7).

Режим как выражение наказания представляет собой не только кару, но и специфический уклад, образ жизни осужденного, обусловленный лишением свободы, основанный на предписаниях уголовно-исполнительного законодательства. Под карой традиционно понимают некий объем правоограничений, выраженный в режиме, который установлен законодателем для различных видов исправительных учреждений. Кроме того, объем правоограничений может существенно изменяться в пределах одного исправительного учреждения. В зависимости от поведения осужденные в исправительных колониях могут содержаться в строгих, обычных и облегченных условиях (ч. 1 ст. 87 УИК РФ). Это в первую очередь касается ограничения социальных благ осужденных путем предоставления четко указанного в законе количества свиданий, посылок, передач, бандеролей и др. Объем правоограничений меняется и в связи с переводом осужденных по положительным или отрицательным мотивам за пределы исправительного учреждения, например в колонию-поселение или тюрьму (ч. 2 и ч. 4 ст. 78 УИК РФ). Поэтому карательная функция режима реализуется путем установления различных правоограничений осужденным в процессе отбывания наказания в виде лишения свободы.

Рис. 7. Понятие режима в исправительных учреждениях, формы его выражения и основные функции

Режим, олицетворяя порядок исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, является важным фактором укрепления дисциплины и предотвращения правонарушений как среди осужденных, так и иных лиц, посещающих исправительные учреждения. Режимные требования обеспечивают изоляцию осужденного и определяют порядок осуществления за осужденными надзора и контроля с использованием технических средств (ст. 83 УИК РФ), предусматривают проведение оперативно-розыскных (ст. 84 УИК РФ), обысковых (ч. 5 ст. 82 УИК РФ) и иных профилактических мероприятий в исправительных учреждениях. В отношении иных лиц, посещающих исправительные учреждения, режимные правила направлены на предупреждение совершения правонарушений как в отношении этих граждан, так и ими самими. В частности, администрация исправительного учреждения вправе производить досмотр находящихся на территории исправительного учреждения и на прилегающих к нему территориях лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы (ч. 6 ст. 82 УИК РФ). В связи с этим функция социального контроля (профилактическая) выражена в превентивном значении должным образом организованного порядка исполнения и отбывания наказания, обеспечивающего предупреждение совершения новых преступлений и других правонарушений как осужденными, так и иными лицами.

Режим как одно из основных средств исправления осужденных определен в ч. 2 ст. 9 УИК РФ и призван обеспечить формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, а также стимулировать правопослушное поведение. К требованиям режима следует отнести, например, обязательность общественно полезного труда осужденных (ч. 1 ст. 103 УИК РФ), соблюдение осужденными правил вежливого обращения между собой и с персоналом учреждения, содержание в чистоте и опрятности жилых помещений, рабочих мест (Правила внутреннего распорядка) и др. За нарушение этих предписаний предусмотрены меры дисциплинарного воздействия. Напротив, добросовестное отношение осужденных к своим обязанностям, соблюдение ими установленных правил поведения может служить основанием для поощрения осужденного. Тем самым воспитательная функция режима осуществляется в большей мере путем принуждения и направлена на воспитание человека, приучение его к дисциплине, соблюдению правил поведения, приобщению осужденных к цивилизованным взаимоотношениям, в том числе посредством стимулирования их правомерного поведения.

Режим как условие применения иных средств исправления осужденных получил законодательное закрепление в ч. 2 ст. 82 УИК РФ. Без надлежащего порядка исполнения и отбывания наказания применение других средств исправительного воздействия, определенных законодателем, становится проблематичным. Напротив, состояние режима, отвечающего требованиям уголовно-исполнительного законодательства, создает благоприятные условия для воспитательной работы, общественно полезного труда, получения общего образования, профессиональной подготовки и общественного воздействия. Так, участие осужденных в воспитательных мероприятиях, предусмотренных распорядком дня исправительного учреждения, обязательно (ч. 3 ст. 109 УИК РФ). Обязанностью лиц, лишенных свободы, является получение основного общего образования, если они не достигли возраста 30 лет (ч. 1 ст. 112 УИК РФ). Исходя из этого обеспечивающая функция режима представляет собой правовую основу применения к осужденным мер исправительного воздействия. Нормы режима определяют порядок привлечения осужденных к труду и его организацию, специфику осуществления с ними воспитательной работы, получения осужденными общего образования и профессиональной подготовки, а также порядок обеспечения жизнедеятельности осужденных и организацию их свободного времени. Реализацию этих и других предписаний обеспечивает режим лишения свободы.

Функции режима реализуются в их единстве, взаимосвязи между собой, в своей совокупности они определяют содержание режима лишения свободы.

Рубрикатор

Понятие режима исполнения наказания и его функции.

Под режимом понимается установленный законом и соответствующими нормативными актами порядок исполнения и отбывания наказания (ст. 82 УИК).

Режим выражает сущность и содержание наказания, поскольку в нем осуществляется кара, то есть совокупность применяемых к осужденным мер принуждения и правоограничении. Одновременно режим устанавливает правила поведения всех субъектов и участников правоотношении, их права и обязанности, возникающие по поводу исполнения и отбывания наказания, а также порядок реализации правоограничении.

Принципиальным является положение, сформулированное в ч. 1 ст. 82 УИК, о том, что режим в исправительных учреждениях устанавливается федеральным законом, иные нормативные правовые акты должны соответствовать закону, т.е. Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации. Это положение предопределяет иерархию норм, регулирующих режим, их соподчиненность, устанавливает компетенцию соответствующих органов по принятию нормативных правовых актов, регулирующих правила режима (см. ч. 3, 4, 6, 7 ст. 82, ч. 2 ст. 84, ч. 2 ст. 86 УИК и другие.).

Режим выражает сущность и содержание наказания, поскольку в нем осуществляется кара, т.е. совокупность применяемых к осужденным мер предупреждения и правоограничений. Одновременно режим устанавливает правила поведения всех субъектов и участников правоотношений, их права и обязанности, возникающие по поводу исполнения и отбывания наказания. Согласно ст.14 закона Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы” администрация этих учреждений имеет право требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

В этой связи важное правовое значение имеет территориальная сфера воздействия правил, устанавливаемых режимом. Согласно ч. 6 ст. 82 УИК их действие распространяется на прилегающие к исправительному учреждению территории, на которых установлены режимные требования. На этих территориях администрация вправе производить досмотр лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Кроме того, Уголовно-исполнительный кодекс допускает предоставление осужденным длительного свидания с проживанием вне колонии (ч. 1 ст. 89 УИК), права проживания за пределами колонии при переводе на облегченные условия (ч. 2 ст. 123 УИК) и льготные условия в воспитательных колониях (ч. 3 ст. 133 УИК). При проживании осужденных за пределами исправительных учреждений также устанавливаются режимные требования.

Таким образом, правила режима необходимо разделять не только по субъектам воздействия, но и по применению в пространстве.

Согласно ч. 2 ст. 82 УИК, режим создает условия для применения других средств исправления осужденных. С этих позиции необходимо выделять нормы, определяющие условия и порядок применения к осужденным таких средств исправления, как порядок привлечения их к труду, воспитательным мероприятиям, общему образованию и профессиональной подготовке В правилах режима содержатся также нормы, определяющие материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных.

Самостоятельное значение имеют нормы режима, регламентирующие предупреждение преступлений и иных правонарушений, как сос тороны осужденных во время отбывания ими наказания, так и иных лиц. Они включают правила охраны и надзора за осужденными, применения мер безопасности, проведения различных профилактических мероприятий.

Режим отбывания наказаний в исправительных учреждениях различных видов

Понятие исправления осужденных и его основные средства

Уголовно-исполнительное законодательство направлено на исправление осужденных.

Исправление и стимулирование правопослушного поведения осужденных основано на принципе дифференциации и индивидуализации в части рационального применения мер и средств принуждения.

В ч. 1 ст. 9 УИК РФ раскрывается содержание понятия «исправление осужденных».

Исправление осужденных осуществляется с помощью основных средств, которые перечисляются в ч. 2 ст. 9 УИК РФ.

1. Режим — это некий порядок, т. е. установленная нормами УИП конкретная форма организации деятельности и поведения осужденных, через которые достигаются цели наказания.

2. Функции режима: 1) правоограничительная — реализация заложенных в наказании правоограничений; 2) воспитательная — ресоциализация осужденных; 3) обеспечивающая — основана на создании условий для применения других средств исправления; 4) профилактическая — направлена на предотвращение противоправного поведения осужденных.

Воспитательная работа представляет собой комплекс воспитательных мероприятий и является необходимым условием исправления осужденных.

Общественно полезный труд направлен не на получение прибыли от труда заключенных, а на исправление осужденных (Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 г.).

Получение общего образования — мощное средство их исправления.

Это средство имеет особую важность для лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Оно направлено не столько на получение осужденными того или иного уровня образования, специальности или ее усовершенствовании, а на учебно-педагогический процесс, имеющий исключительно высокую воспитательную силу.

Общественное воздействие выражено в деятельности попечительских советов, советов родственников осужденных и иных общественных организаций, которые не только осуществляют общественный контроль за порядком исполнения и отбывания наказаний, но и сами участвуют во многих воспитательных мероприятиях с осужденными.

Эта деятельность в основном направлена на ресоциализацию осужденных.

Режим — основное средство воздействия на лиц, отбывающих уголовные наказания в виде лишения свободы, ограничения свободы и ареста.

Он отражает отношение общества и государства к лицам, поправшим закон, мораль и нравственность общества, противопоставившим себя правопослушным гражданам.

Режим в местах отбывания наказаний — категория общественная, социальная, правовая.

Предметом перманентного спора политиков, социологов, психологов является содержание режима, в котором выражается отношение государства к осужденным.

В ст. 58 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными говорится, что добиться защиты общества и предотвращение угрожающих обществу преступлений можно только в том случае, если после срока заключения правонарушитель оказался не только готовым, но и способным подчиняться законам и обеспечить свое существование.

Таким образом, продолжительность срока изоляции и содержание режима на этот период призваны обеспечить восстановление социальной справедливости и исправления осужденного.

Этими целями определяется режим в местах лишения свободы во всех цивилизованных государствах мира.

В ст. 82 УИК РФ содержится понятие режима в исправительном учреждении, которое отвечает основным требованиям международного стандарта: «Режим в исправительных учреждениях — установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания».

Данное в ст. 82 УИК РФ понятие режима отражает принципы уголовно-исполнительного законодательства (ст. 8УИК РФ), конкретизирует задачи уголовно-исполнительного права (ч. 2 ст. 1 УИК РФ), определяет характер уголовно-исполнительных отношений, возникающих в процессе исполнения наказания.

Содержание режима исполнения и отбывания наказания составляют: а) порядок исполнения лишения свободы, т. е. права, обязанности должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания в виде лишения свободы, формы и методы их исполнения; б) права и обязанности лиц, отбывающих лишение свободы; в) права и обязанности лиц, общающихся с осужденными в процессе отбывания ими лишения свободы (сотрудников ИУ, не обладающих властными полномочиями, и граждан, не относящихся к сотрудникам ИУ); г) права и обязанности лиц, осуществляющих контроль за законностью исполнения и отбывания лишения свободы.

Режим исполнения и отбывания наказания должен обеспечить: а) охрану и изоляцию осужденных, т. е. не допускать их несанкционированного общения как с лицами, не имеющими отношения к исполнению наказания, так и между собой внутри ИУ, когда это необходимо в интересах достижения целей наказания (колония особого режима, тюрьма, карцер, штрафной изолятор, одиночная камера); б) постоянный надзор за соблюдением осужденными установленного порядка, чтобы не допустить совершение ими правонарушений и преступлений, в том числе путем проведения личного обыска или обыска помещения, в котором они проживают (ст. 82 УИК РФ); в) исполнение осужденными возложенных на них УИК РФ и Правилами внутреннего распорядка обязанностей; г) реализацию осужденными их прав и интересов: получение одежды установленного образца (ч. 4 ст. 82 УИК РФ); обжалование действий администрации (ст. 15, ч. 4 ст. 87 УИК РФ и др.); приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости (ст. 88 УИК РФ); получение свиданий (ст. 89 УИК РФ); телефонные переговоры, прогулки (ст. 93 УИК РФ), просмотр кинофильмов, телепередач, прослушивание радио (ст. 94 УИК РФ); приобретение и хранение литературы и письменных принадлежностей (ст. 95 УИК РФ); д) личную безопасность осужденных (ст. 13 УИК РФ) и персонала (ст. 86 УИК РФ); е) раздельное содержание разных категорий осужденных, разные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом.

Режим особых условий в исправительных учреждениях

В исправительном учреждении может быть введен режим особых условий в следующих случаях:

1. В случае стихийного бедствия (явления природного характера: землетрясение, наводнение, засуха, ураганы, заносы и т. п.).

2. Введение в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного или военного положения, при массовых беспорядках, а также при групповых неповиновениях осужденных (отказы от приема пищи, выхода из помещений, развода на работу и т. д.).

Во время действия режима особых условий в исправительных учреждениях может быть приостановлено осуществление некоторых прав осужденных, предусмотренных ст. 88-97 УИК РФ (приобретение продуктов питания, свидания, получение посылок, передач, переписка, выезды и др.).

При режиме особых условий в обязательном порядке ИУ переводятся на усиленный вариант охраны и надзора, устанавливается особый порядок допуска персонала и иных лиц на объекты исправительного учреждения и прилегающих к ним территорий.

Это достигается за счет уплотнения графика работы персонала и уменьшения времени отдыха, запрещения отлучек, отпусков и т. п.

В исправительном учреждении изменяют распорядок дня, ограничивают деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурнопросветительных, медико-санитарных и других служб.

При особом режиме ограничиваются права как осужденных, так и персонала.

Как правило, режим особых условий вводится на срок до 30 суток либо по решению руководителя Федеральной службы исполнения наказаний, либо начальника территориального органа уголовноисполнительной системы субъекта Российской Федерации, согласованному с Генеральным прокурором Российской Федерации или соответствующим прокурором.

В исключительных случаях время действия режима продлевается на 30 суток по указанными выше должностными лицами основаниям.

Начальник ИУ может вводить режим особых условий самостоятельно, если возникает непосредственная угроза жизни и здоровью осужденных, персонала или иных лиц.

При этом он обязан незамедлительно уведомить должностное лицо, правомочное принимать такое решение.

Меры безопасности, специальные средства и основания их применения Меры безопасности предусмотрены как в законодательстве РФ, так и в международных стандартах.

Причем международные стандарты запрещают применение в качестве средств сдерживания цепи и кандалы, но их все-таки используют, чтобы предотвратить побег осужденных при перевозке, при доставке в суд или по медицинским причинам.

В РФ подобные меры не применяются.

В России в случаях оказания осужденными злостного сопротивления персоналу исправительных учреждений, проявления буйства, участия в массовых беспорядках, захвата заложников, нападения, побеге или иных общественно опасных действий применяются:

  • физическая сила;
  • специальные средства (наручники, резиновые палки, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, водометы и бронемашины);
  • огнестрельное оружие.
  • Применение указанных выше средств должно происходить на основании следующих требований:

    Сотрудники исправительных учреждений обязаны проходить подготовку и периодическую проверку на пригодность использования перечисленных средств.

    Сотрудники исправительных учреждений обязаны предупредить о намерении использования указанных мер и предоставить достаточное время для выполнения своих требований (но в определенных случаях это условие не применяют).

    Необходимо обеспечить наименьшее причинение вреда осужденным и оказание им медицинской помощи;

    В течение 24 часов сообщить о примененных средствах в рапорте на имя начальника исправительного учреждения.

    Случаи применения огнестрельного оружия без предупреждения:

  • при отражении нападения с использованием оружия или транспортных средств;
  • при побеге с оружием при помощи транспортных средств либо из транспортного средства во время движения;
  • при попытке осужденного приблизиться к сотруднику с обнаженным огнестрельным или холодным оружием, несмотря на предупреждение сотрудника;
  • при попытке прикоснуться к огнестрельному оружию сотрудника.

Запрещается применять оружие в отношении беременных женщин, инвалидов с видимыми признаками болезни, против несовершеннолетних.

§ 1. Особенности режима исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы

По сравнению с ранее действовавшим исправительно-трудовым законодательством (прежде всего ИТК РСФСР) новый Уголовно-исполнительный кодекс РФ внес весьма существенные из- менения в режим исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы.

Прежде всего закрепляется принцип отбывания наказания осужденными в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены. Исключения из этого принципа возможны, но они четко оговорены: по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности. С согласия осужденного он может быть направлен для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого ближайшего субъекта РФ.

Если по месту жительства или осуждения отсутствует исправительное учреждение соответствующего вида или нет возможности разместить осужденных в имеющихся исправительных учреждениях (например, в силу их переполнения), то осужденные направляются в ближайшие исправительные учреждения, расположенные на территории данного субъекта РФ.

Однако в ряде субъектов РФ отсутствуют все виды исправительных учреждений (прежде всего тюрьмы, женские исправительные колонии, воспитательные колонии для несовершеннолетних, колонии-поселения). В этих случаях, а также при переполнении имеющихся исправительных учреждений осужденные по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления УИС могут быть направлены в учреждения, расположенные на территории других субъектов РФ. Определенные категории осужденных (при особо опасном рецидиве преступлений; лица, осужденные к пожизненному лишению свободы; лица, осужденные к отбыванию наказания в тюрьме; лица, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы; женщины и несовершеннолетние, а также иностранные граждане и лица без гражданства) направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений. Однако данное положение в соответствии с Федеральным законом от 21 февраля 2001 г. несколько изменилось: предусмотрена возможность совмещения различных режимов в одном исправительном учреждении (естественно, с раздельным содержанием осужденных). Это обеспечивает более полную реализацию принципа отбывания наказания по месту жительства или совершения преступления. В настоящее время в воспитательных колониях могут создаваться изо- лированные участки, функционирующие как колонии общего режима для содержания осужденных, достигших во время отбывания наказания возраста 18 лет, в которых они могут находиться до 21 года.

В процессе отбывания наказания и в зависимости от поведения (а сейчас это две категории лиц — положительно характеризующиеся и злостные нарушители режима) в соответствии со ст. 87 УИК РФ осужденным может быть по решению суда изменен вид исправительного учреждения (из тюрьмы — в исправительную колонию, из колоний общего и строгого режима — в колонию- поселение; и наоборот, из исправительных колоний — в тюрьму, а из колонии-поселения — в охраняемую колонию). В этих случаях место отбывания наказания для осужденных определяется аппаратами управления УИС, исходя из целесообразности и имеющихся свободных мест в тех или иных видах исправительных учреждений. УИК РФ сохранил сложившуюся к этому времени систему видов исправительных учреждений: исправительные колонии общего, строгого, особого режима и колонии-поселения, лечебные исправительные учреждения; воспитательные колонии; тюрьмы, имеющие два вида режима — общий и строгий. Кроме того, в следственных изоляторах и тюрьмах могут отбывать наказание осужденные, оставленные там с их согласия для хозяйственного обслуживания этих учреждений (ст. 77 УИК РФ).

Режим в исправительных учреждениях определяется в ст. 82 УИК РФ как установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание различных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, изменение условий отбывания наказания. Режим создает условия для применения других средств исправления осужденных.

Режим помимо законодательного определения достаточно подробно регламентирован различными нормативными правовыми актами, в том числе и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, которые принимаются Министерством юстиции РФ и согласовываются с Генеральной прокуратурой РФ. На основании указанных Правил в каждом исправительном учреждении разрабатываются и принимаются свои правила внутреннего

распорядка, устанавливающие организационные формы их реа-

лизации в данном учреждении .

Кодекс устанавливает ограничения в производстве обысков: обыски жилых помещений при наличии в них осужденных допускаются в случаях, не терпяащх отлагательств. Кроме того, обнаруженные у осужденных деньги, ценные бумаги и иные ценности изымаются и хранятся в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений администрацией исправительного учреждения до освобождения осужденного, но без права пользования и распоряжения во время отбывания наказания. Деньги, ценные бумаги и иные ценности, владелец которых не установлен, обращаются в доход государства согласно законодательству Российской Федерации.

Кодекс регламентировал применение технических средств при осуществлении надзора и контроля за поведением осужденных и осуществление оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях. Хотя эти виды деятельности в исправительных учреждениях применялись постоянно (особенно оперативно-розыскная), однако в уголовно-исполнительном законодательстве они закреплены впервые.

В практике исправительных учреждений технические средства стали применяться прежде всего в целях профилактики и пресечения побегов осужденных. Они оберегали периметр зоны исправительных учреждений от попыток ее внешнего пересечения как по земле, так и под землей. Затем стали широко применяться технические средства по обнаружению различных предметов (особенно металлических), промышленное телевидение, различные запорные устройства, аудиовизуальные и иные электронные приборы, различные системы связи и оповещения, с помощью которых можно более эффективно осуществлять надзор и контроль за поведением осужденных, обеспечивая в том числе и более надежную безопасность и персонала учреждений, и осужденных.

Ранее применение технических средств сдерживалось отсутствием правовой базы их использования, сейчас она создана. Имеется и обилие различных разработок технического характера (особенно в связи с конверсией оборонной промышленности), но их внедрение сдерживается факторами финансово-экономического характера. В исправительных учреждениях в настоящее время имеется достаточно много такой техники, однако нет необходимого

1 Подробно см.: Зубков А. И., Дорофеев Н. К. Строго регламентированный внутренний распорядок ИТУ и его реализация. Томск, 1972. С. 202.

числа специалистов для ее обслуживания, отсутствуют ремонтная база, а главное — средства, что ограничивает ее применение. Следует подчеркнуть, что все технические новинки надзора и контроля могут использоваться в практике исправительных учреждений лишь тогда, когда прошли необходимые испытания и имеется заключение о безопасности и эффективности их применения. Только в этом случае ФСИН России дает рекомендацию о возможности их применения; самодеятельность и инициатива администрации исправительных учреждений здесь недопустимы. Администрация исправительных учреждений обязана под расписку уведомлять осужденных о применении аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля в целях предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания, а также для получения необходимой информации об их поведении.

Применение разнообразных технических средств охраны, надзора и контроля положительно сказывается на поддержании на должном уровне правопорядка в исправительных учреждениях, обеспечивая надлежащую безопасность персонала и осужденных.

Этот уровень правопорядка и безопасности в значительной мере достигается с помощью оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой оперативными аппаратами исправительных учреждений и УИС в целом. Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет оперативно-розыскную деятельность как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями уполномоченных на то государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно- розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, общества и государства от преступных посягательств.

Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях осуществляется прежде всего в целях обеспечения безопасности осужденных, персонала и иных лиц, выявления, предупреждения и раскрытия готовящихся и совершаемых преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания. Благодаря этой деятельности пресекается на стадиях приготовления и покушения основная масса преступлений, а также значительная часть иных правонарушений, перекрываются каналы поступления к осужденным запрещенных предметов, изымается их значительная часть. Важной задачей оперативных аппаратов является розыск бежавших из мест лишения свободы осужденных, Раздел I. Уголовно-исполнительное право РФ а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы.

Случаи побегов осужденных из исправительных учреждений встречаются довольно часто, и они представляют весьма серьезную опасность для правопорядка: многие осужденные с заинтересованностью ожидают — поймают или нет беглеца и не стоит ли также попробовать сбежать. Поэтому на поимку беглеца (особенно опасными являются групповые побеги) отряжаются все имеющиеся силы не только данного учреждения, но и территориальных органов управления УИС, а также органов внутренних дел с привлечением в ряде случаев и войсковых подразделений. Пойманного беглеца обязательно привозят в то подразделение, откуда он совершил побег, показывая этим остальным осужденным бесперспективность совершения подобных поступков.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется с помощью различных мероприятий: опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент. В ходе проведения оперативно- розыскных мероприятий используются различные информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде.

В каждом исправительном учреждении имеется оперативный отдел со специальным штатом сотрудников и соответствующей технической оснащенностью. Работников оперативных отделов осужденные знают в лицо, поэтому свою профессиональную деятельность им приходится осуществлять в довольно сложных условиях наблюдения со стороны осужденных.

В отношении осужденных те или иные оперативные мероприятия могут проводить и другие уполномоченные на то органы (федеральная служба безопасности, пограничная служба и другие органы, указанные в ст. 13 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»). Сложилась такая практика, что если указанным органам необходимо провести с осужденными те или иные оперативно-розыскные мероприятия, то они обычно входят в контакт с осужденными через оперативных работников исправительных учреждений или вышестоящих аналогичных аппаратов УИС, хотя не исключаются и их самостоятельные действия.

В отличие от ИТК РСФСР Уголовно-исполнительный кодекс РФ существенно расширил основания, по которым может быть введен режим особых условий в исправительных учреждениях. Если раньше таким основанием являлись лишь массовые беспорядки, создающие угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью осужденных и персонала, то теперь кроме них в ст. 85 УИК называются также: стихийные бедствия; введение в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного, особого или военного положения; групповые неповиновения осужденных. Стихийные бедствия могут быть как природного (землетрясения, наводнения, смерчи, ураганы и др.), так и техногенного характера (различного рода аварии и катастрофы). Чрезвычайное, особое или военное положение вводится Президентом РФ в случаях, предусмотренных Конституцией и федеральными законами о чрезвычайном, особом или военном положении (с одобрения Совета Федерации Федерального Собрания РФ). Масштабность и тяжесть последствий стихийных бедствий могут послужить основанием введения чрезвычайного или особого положения.

Массовые беспорядки выражаются в отказе выполнять предъявляемые требования со стороны больших групп осужденных, в погромах, избиениях, убийствах неугодных осужденных и представителей персонала и иных лиц, а также в ряде аналогичных действий. Групповые неповиновения осужденных выражаются в отказе выполнять предъявляемые к ним требования (или их определенную часть), но они проявляются в менее агрессивной форме и не связаны с указанными выше действиями (погромы, поджоги, убийства и т. п.), и участвуют в них значительно меньшие группы осужденных (хотя и не исключены случаи участия больших масс осужденных, как, например, при объявлении голодовок).

Режим особых условий в исправительных учреждениях вводится по решению министра юстиции РФ, согласрванному с Генеральным прокурором РФ, либо по решению начальника территориального органа УИС субъекта РФ, согласованному с Генеральным прокурором РФ или соответствующим прокурором (а в исключительных случаях — начальником исправительного учреждения с немедленным уведомлением соответствующих должностных лиц), на время ликвидации массовых беспорядков и групповых непови- новений осужденных и их последствий, а также последствий стихийных бедствий, но не более чем на 30 суток (а в исключительных случаях он может быть продлен еще на 30 суток). При введении чрезвычайного, особого или военного положения режим особых условий в исправительных учреждениях вводится на весь период действия чрезвычайного, особого или военного положения — пока оно не будет отменено на территории, на которой располагается исправительное учреждение.

В период действия режима особых условий в исправительном учреждении может быть приостановлено осуществление некоторых прав осужденных, предусмотренных ст. 88—97 УИК РФ, введены усиленный вариант охраны и надзора, особый порядок допуска на объекты, изменен распорядок дня, ограничена деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных, медико-санитарных и иных служб.

Принципиально новым, изменяющим содержательную сторону режима (а главное, условий отбывания наказания как в одном исправительном учреждении, так и исправительных учреждениях разных видов режима), является положение, закрепленное в ст. 87 УИК РФ, которое определяет условия отбывания наказания осужденными к лишению свободы.

Согласно ст. 87 УИК РФ в пределах одной исправительной колонии осужденные к лишению свободы могут находиться в обычных, облегченных и строгих условиях отбывания наказания, предусмотренных видом режима данной колонии. В воспитательных колониях вводятся еще и льготные условия отбывания наказания. Для осужденных, содержащихся в тюрьмах, устанавливаются общий и строгий виды режима. Перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие производится в зависимости от поведения осужденных и отбытого срока наказания (основания таких переводов определены ст. 120, 122, 124, 127, 130 и 132 Кодекса) по решению комиссии исправительного учреждения, в работе которой могут принимать участие представители органов местного самоуправления. Комиссия исправительного учреждения решает также вопрос о переводе осужденных, находящихся в тюрьме, с общего вида режима на строгий и со строгого — на общий.

Впервые в истории отечественной законодательной практики закрепляется право осужденных в установленном законом порядке обжаловать решение комиссии о переводе их в строгие условия отбывания наказания в исправительном учреждении или на строгий вид режима в тюрьме. Подобное решение законодателя можно расценить не только как прогрессивное, но и обусловленное заботой о соблюдении законности при существенном изменении условий отбывания наказания осужденным. Однако на практике оно вряд ли будет реализовано в полной мере в силу исключительной загруженности судов, где даже рассмотрение уголовных дел откладывается на многие месяцы (ставятся на очередь), не говоря уже о гражданских делах (в том числе и делах, связанных с обжалованием неправомерных действий должностных лиц). Поэтому рассмотрение в суде такой жалобы осужденного может занять довольно длительное время, по истечении которого может быть исчерпан и сам конфликт. Дело в том, что согласно п. 5 ст. 15 Кодекса жалобы осужденных по поводу решений и действий администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, не приостанавливают исполнения этих решений и сами действия. Так что к моменту рассмотрения жалобы осужденного в суде он может быть уже переведен из строгих условий отбывания наказания в обычные; в этом случае суд может лишь восстановить справедливость (если, конечно, она была нарушена). Пока таких обращений в суды от осужденных не поступало.

Установление в одном исправительном учреждении, по существу, нескольких видов режима (различные условия отбывания наказания) кардинально изменяет не только общий облик колоний (выгораживаются, по существу, три самостоятельные жилые зоны), но и само содержание режима данного вида исправительного учреждения. Таким образом, дифференциация условий отбывания наказания осужденными к лишению свободы осуществляется не только по видам режима (исправительные колонии общего, строгого и особого режима), но и в еще большей степени внутри самого исправительного учреждения. Причем в каких условиях будет отбывать наказание осужденный в исправительном учреждении, во многом зависит от него самого и прежде всего от его поведения (он, по существу, сам определяет своим поведением, где находиться — проживать в общежитии (или даже за пределами колонии) либо в запираемых помещениях или камерах). Такая возможность выбора вариантов условий отбывания наказания определяет исключительно высокую воспитательную направленность данной правовой нормы, дает в руки администрации мощный рычаг воспитательного воздействия на осужденных.

Совершенно по-новому подходит УИК РФ к вопросу о расходовании денег на приобретение осужденными продуктов питания и предметов первой необходимости: снято ограничение на использо- вание денег, заработанных во время отбывания наказания. Согласно ч. 1 ст. 88 Кодекса осужденные к лишению свободы могут без ограничения приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и денежных переводов. Размеры расходования указанных средств определяются в зависимости от вида исправительного учреждения и условий отбывания, на которых находится осужденный (они установлены ст. 121, 123, 125, 131 и 133 УИК). Причем установлено такое правило, что в случае, когда разрешенные средства не израсходованы в текущем месяце, осужденные могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости на неизрасходованную сумму в последующие месяцы.

Размер средств на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости в настоящее время в соответствии с Законом от 21 февраля 2001 г.

Кодекс внес определенные изменения и в порядок получения осужденными посылок, передач и бандеролей. Сейчас женщины и несовершеннолетние могут получать посылки, передачи и бандероли без ограничений. Больные осужденные, осужденные, являющиеся инвалидами первой и второй группы, могут получать дополнительные посылки и передачи в количестве и ассортименте, определяемых в соответствии с медицинским заключением. Посылки, передачи и бандероли с лекарственными средствами и предметами медицинского назначения, получаемыми осужденными в соответствии с медицинским заключением, не включаются в количество посылок, передач и бандеролей, установленное ст. 121, 123, 125 и 132 УИК РФ; они направляются в медицинскую часть исправительного учреждения для лечения соответствующих осужденных.

Осужденным также предоставлено право (с разрешения администрации исправительного учреждения) своим родным, близким и иным лицам и организациям отправлять посылки и бандеро- ли. Следует отметить, что в последнее время осужденные этим правом стали пользоваться довольно часто, пересылая в основном своим близким приобретенные в магазинах учреждений продукты питания.

В Кодекс также внесены определенные дополнения и в отношении ведения осужденными телефонных разговоров. Теперь это субъективное право осужденного. При отсутствии технических возможностей администрацией исправительного учреждения количество телефонных переговоров осужденного может быть ограничено до шести в год. Продолжительность каждого разговора не должна превышать 15—20 минут. Кроме того, по просьбе осужденных им может быть дополнительно разрешен телефонный разговор по прибытии в исправительное учреждение и при исключительных личных обстоятельствах. Осужденным, находящимся в строгих условиях отбывания наказания, а также отбывающим меру взыскания в штрафных изоляторах, дисциплинарных изоляторах воспитательных колоний, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах, телефонные разговоры могут быть разрешены лишь при исключительных личных обстоятельствах.

В УИК РФ введена ст. 94, регламентирующая просмотр осужденными к лишению свободы кинофильмов, видеофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач. Этой статьей закреплено право осужденных на просмотр кинофильмов и видеофильмов не реже одного раза в неделю (кроме отбывающих наказание в тюрьме, а также осужденных, переведенных в штрафные и дисциплинарные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры). Осужденным разрешается (кроме указанных выше лиц) и просмотр телепередач и видеофильмов в свободные от работы часы, за исключением времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха. В это же время все категории осужденных могут прослушивать радиопередачи. Жилые помещения, комнаты воспитательной работы, комнаты отдыха, рабочие помещения, камеры штрафных и дисциплинарных изоляторов, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры оборудуются радиоточками за счет средств исправительного учреждения. Даже прослушивание радиопередач (систематических и полных, например, в одиночных камерах и других помещениях) обеспечивает получение осужденными вполне достаточного объема информации.

УИК РФ запрещает осужденным получение, приобретение, хранение и распространение изданий, пропагандирующих войну, разжигание национальной и религиозной вражды, культ насилия или жестокости, изданий порнографического характера, а также подписку на них.

Упрощены порядок и условия предоставления осужденным права передвижения без конвоя или сопровождения. Статья 96 Кодекса определяет, что положительно характеризующимся осужденным (а раньше было необходимо, чтобы они твердо встали на путь исправления и отбыли не менее одной трети или двух третей назначенного срока наказания), отбывающим лишение свободы в исправительных и воспитательных колониях, а также осужденным, оставленным для ведения работ по хозяйственному обслуживанию в следственных изоляторах и тюрьмах, может быть разрешено передвижение без конвоя или сопровождения (в воспитательных колониях) за пределами исправительного учреждения, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы.

Не допускается передвижение без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения осужденных при особо опасном рецидиве преступлений; осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы; осужденных к пожизненному лишению свободы; осужденных, находящихся в данном исправительном учреждении менее шести месяцев; осужденных, имеющих неснятые или непогашенные взыскания; осужденных за совершение особо тяжких преступлений; осужденных, находящихся в строгих условиях содержания; осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания; осужденных, больных открытой формой туберкулеза; осужденных, не прошедших полного курса лечения венерического заболевания, алкоголизма, токсикомании, наркомании; ВИЧ- инфицированных осужденных; осужденных, страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.

Новое уголовно-исполнительное законодательство существенно расширило право осужденных на выезд за пределы исправительного учреждения. Статья 97 УИК РФ устанавливает два вида выездов — краткосрочные и длительные. Краткосрочные выезды продолжительностью до семи суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, осужденным предоставляются: 1)

в связи с исключительными личными обстоятельствами; 2)

для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства осужденного после освобождения; 3)

осужденным женщинам, имеющим детей в домах ребенка исправительных колоний, для устройства детей у родственников либо в детском доме; 4)

осужденным женщинам, имеющим несовершеннолетних детей-инвалидов вне исправительной колонии, для свидания с ними (один раз в год).

Длительные выезды осужденных за пределы исправительных учреждений возможны на время ежегодно оплачиваемого отпуска; осужденных мужчин старше 60 лет и осужденных женщин старше 55 лет, а также осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, или осужденных, не обеспеченных работой по не зависящим от них причинам, — на срок, равный времени ежегодно оплачиваемого отпуска.

В случае возникновения непредвиденных обстоятельств, затрудняющих обратный выезд осужденного в установленный срок, по постановлению начальника территориального УИС (или органа внутренних дел по месту пребывания осужденного) срок возвращения в исправительное учреждение может быть продлен до пяти суток с обязательным срочным уведомлением об этом администрации исправительного учреждения.

Разрешение на выезд за пределы исправительного учреждения теперь дается только начальником исправительного учреждения (без согласования с прокурором, как было раньше). При этом он должен учитывать характер и тяжесть совершенного преступления, размер отбытого срока, личность и поведение осужденного, т. е. полностью брать ответственность за решение данного вопроса на себя. Запрещается предоставлять такие выезды осужденным при особо опасном рецидиве преступлений; осужденным, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы; осужденным к пожизненному лишению свободы; осужденным, больным открытой формой туберкулеза; осужденным, не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, алкоголизма, токсикомании, наркомании; ВИЧ-инфицированным осужденным; осужденным, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, а также в случаях проведения противоэпидемических мероприятий.

В отдельных случаях такие выезды возможны лишь в сопровождении родственников или иных лиц (несовершеннолетние осужденные; осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы и нуждающиеся по состоянию здоровья в постороннем уходе, и некоторые другие).

Закон также устанавливает, что выезд осужденных на территорию другого государства разрешается в порядке и в случаях, предусмотренных соглашениями с соответствующими государствами; пока такие соглашения не заключались.

Впервые УИК РФ закрепил правило, согласно которому осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию на общих основаниях, а осужденные женщины обеспечиваются пособиями по беременности и родам в порядке, установленном Правительством РФ. Пособия по беременности и родам выплачиваются осужденным женщинам независимо от исполнения ими трудовых обязанностей и иных обстоятельств.

Осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Эти положения имеют исключительно важное значение как для самих осужденных, так и для практики организации исправления данных лиц. Теперь осужденные престарелого возраста, инвалиды первой и второй группы, беременные женщины и кормящие матери имеют пенсии и пособия, которые они могут расходовать не только на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, но и на свое содержание в исправительном учреждении.

Пенсии и пособия выплачиваются как осужденным, которые их получали до своего ареста, так и тем, у кого право на их получение возникло во время отбывания наказания в виде лишения свободы (наступил пенсионный возраст, утрачена трудоспособность и другие обстоятельства). Администрация исправительного учреждения подготавливает на таких лиц соответствующие документы и направляет их в органы социальной защиты населения по месту нахождения исправительного учреждения, которые и осуществляют выплаты пенсий путем перечисления на лицевые счета осужденных. Осужденные, утратившие трудоспособность в период отбывания лишения свободы, имеют также право и на возмещение ущерба в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Уголовно-исполнительный кодекс в отличие от ранее действовавшего законодательства к режиму исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы относит и вопросы материально- бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных и их материальной ответственности.

Статья 99 Кодекса существенно расширяет нормы жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы: в исправительных колониях — не менее 2 кв. м (без изменений), в тюрьмах — 2,5 кв. м (без изменений); в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, — 3 кв. м (увеличение); в воспитательных колониях — 3,5 кв. м (увеличение — было 2,5 кв. м); в лечебных исправительных учреждениях — 3 кв. м (увеличение); в лечебно-профилактических учреждениях УИС — 5 кв. м.

Территория исправительного учреждения представляет своеобразный городок со своей инфраструктурой, разделенный, как правило, на жилую и производственную зоны, обнесенный забором сплошного заполнения, который оснащен различными проти- вопобеговыми устройствами и имеет несколько степеней защиты. За зоной располагается штаб, где размещается администрация исправительного учреждения, складские и иные подсобные помещения. В жилой зоне кроме общежитий располагаются столовая с пищеблоком, клубное помещение, общеобразовательная школа, профессионально-техническое училище либо их филиалы, библиотека, спортивные и летние площадки, банно-прачечный и иной хозяйственные блоки (парикмахерская, мастерские по ремонту обуви и одежды и другие аналогичные службы), медицинская часть со стационаром и аптекой. Отдельно выгораживается блок, где размещаются помещения камерного типа и штрафного изолятора. На территории исправительного учреждения или поблизости от нее располагается помещение, где проживает личный состав охраны. Производственная зона предназначена для размещения сугубо производственных объектов, на которых осужденные заняты трудом.

В общежитиях осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности; индивидуальные средства гигиены (мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), туалетная бумага, одноразовые бритвы (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин)); они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий. Минимальные нормы питания осужденных устанавливаются Правительством РФ, они дифференцируются в зависимости от возраста, состояния здоровья и по другим признакам (таких норм имеется около десяти). Сверх установленных норм за счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание. Нормы вещевого доволь- ствия осужденных утверждаются Министерством юстиции РФ. Установлено правило, что осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, а также осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства. Питание предоставляется также бесплатно осужденным, освобожденным от работы по болезни, беременным женщинам и кормящим матерям на период освобождения от работы. Кроме того, питание и одежда предоставляются бесплатно осужденным, содержащимся в воспитательных колониях, и инвалидам первой и второй группы; со всех этих категорий осужденных также не удерживаются и коммунально- бытовые расходы.

Осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. Ежемесячно с осужденных за это в пределах фактических затрат удерживаются из заработной платы или пенсии соответствующие суммы. С тех осужденных, которые уклоняются от работы и поэтому не имеют заработка, указанные расходы удерживаются из средств, имеющихся у них на лицевых счетах.

Осужденные имеют право сверх установленной нормы расходования денежных средств за свой счет дополнительно приобретать разрешенную к использованию в исправительных учреждениях одежду, в том числе спортивную, оплачивать дополнительные лечебно-профилактические и иные предоставляемые по их желанию услуги, перечень которых определяется Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Особое внимание Кодекс уделил особенностям материально- бытового обеспечения беременных женщин, кормящих матерей и осужденных женщин, имеющих в домах ребенка исправительных колоний малолетних детей (ст. 100). Осужденным беременным женщинам, осужденным женщинам во время родов и в послеродовой период оказывается специализированная медицинская помощь. Этой категории осужденных создаются улучшенные материально-бытовые условия, а в ряде женских колоний (сейчас в 10) организовываются дома ребенка. Дома ребенка оборудуются по типовым стандартам аналогичных детских учреждений с необходимым набором оборудования, специальной домовой кухней, медицинским и воспитательным персоналом. Дети в них содержатся до достижения ими трехлетнего возраста. Но если матери осталось отбывать наказание менее года, то дети там могут находиться и более трех лет (до освобождения матери). Матери могут общаться со своими детьми в свободное от работы время, а если позволяют условия, то им предоставляется возможность совместно проживать с детьми.

Хотя домам ребенка администрация колоний стремится создать необходимые условия (и даже сверх того) и практически все они находятся в хорошем состоянии, тем не менее закрытость, отсутствие обычной семейной жизни и ряд подобных факторов отрицательно сказываются на развитии детей, прежде всего в интеллектуальном плане. Поэтому законодателем и не были восприняты предложения о более длительном пребывании детей в домах ребенка; по достижении ими трехлетнего возраста с согласия осужденных женщин их дети передаются родственникам или иным лицам (по решению органов опеки и попечительства) либо в соответствующие детские учреждения (хотя ребенка родственникам мать может отправить и раньше).

Осужденные беременные женщины, осужденные женщины во время родов и послеродовой период имеют право на получение специализированной помощи.

Уголовно-исполнительный кодекс определяет общие начала медико-санитарного обеспечения осужденных, а их более детальная регламентация осуществляется Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Уголовно-исполнительная система располагает разветвленной системой лечебно-профилактических учреждений, куда входят больницы, специальные психи — атрические и туберкулезные больницы, а также медицинские части. Кроме того, функционируют специальные лечебные исправительные учреждения, где содержатся и проходят амбулаторное лечение осужденные, больные открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией. УИС располагает также системой аптечных складов и аптек.

На администрацию исправительных учреждений возлагается обязанность выполнять установленные санитарно-гигиенические и противоэпидемические требования, обеспечивающие охрану здоровья осужденных. При ее выполнении (и прежде всего при определении порядка оказания осужденным медицинской помощи, осуществления санитарного надзора, порядка использования лечебно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала) учреждения УИС и их аппараты управления руководствуются законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства юстиции РФ и Министерства здравоохранения РФ.

В настоящее время в законодательстве дан четкий ответ на возможность принудительного питания в случае отказа осужденных от приема пищи. В ч. 4 ст. 101 УИК указывается, что в случаях отказа осужденного от приема пищи и возникновения угрозы его жизни допускается принудительное питание осужденного по медицинским показаниям. Формы осуществления такого питания определяются медицинской ситуацией. Это положение закона имеет важное значение, так как в практике исправительных учреждений, хотя и не часто, но встречаются случаи упорного отказа осужденных от приема пищи, ставящие в опасность жизнь голодающих.

Отнесение материальной ответственности осужденных к режимной сфере деятельности исправительных учреждений обусловлено в большей мере изменением ее содержания, включающего и последствия специфических режимных нарушений. Закон (ст. 102 Кодекса) внес существенные изменения в вопрос о материальной ответственности осужденных. Осужденные в случае причинения ущерба государству или физическим и юридическим лицам во время отбывания наказания несут материальную ответственность. Если ущерб причинен во время исполнения осужденным трудовых обязанностей, то ответственность наступает в размерах, предусмотренных законодательством о труде. Если ущерб причинен иными действиями осужденных, то размер материальной ответственности определяется гражданским законодательством Российской Федерации.

Установлена специальная материальная ответственность осужденных: они должны возмещать ущерб, причиненный исправительному учреждению, дополнительные затраты, связанные с пресечением их побегов, а также их лечением в случае умышленного причинения вреда своему здоровью (а такие случаи довольно распространены: заглатывают гвозди, шахматы, ложки, иные предметы, искусственно воспаляют части тела — различного рода «мастырки», режут вены, совершают иные членовредительские действия). На ликвидацию побегов и их последствий в ряде случаев затрачиваются достаточно большие суммы денег, не считая других затрат. Теперь есть возможность поставить вопрос о возмещении всех этих расходов, связанных с побегами и лечением членовредителей, однако насколько это окажется реальным, покажет практика применения данной нормы; пока же она отсутствует.

Еще по теме:

  • Правила по баскетболу в школе Баскетбол. Коротко о правилах В игре участвует две команды по 12 человек. На игровой площадке находится по 5 игроков от каждой из команд. Ограничений для замен нет. Цель: забить в кольцо соперника большее количество мячей, не дать второй команде захватить […]
  • Документы для собеса на пенсию СОБЕС(УСЗН) все виды пособий Кому оказывает помощь СОБЕС? Функции Управления Взаимодействие с территориальными и отраслевыми органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными, благотворительными и другими организациями по […]
  • Закон о закупках не эффективен Вступил в силу новый закон № 223-фз о закупках Андрей Пауков, ООО «Электронный экспресс» С 1 января 2012 года вступает в силу Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – […]
  • Как перечислить подоходный налог своевременно производить уплату НДФЛ в бюджет. Все перечисленные требования регламентированы пп. 3 и 4 ст. 226 Налогового кодекса. При этом денежные средства, полученные плательщиком от других организаций, в расчете не учитывают. Зарплата Срок уплаты НДФЛ […]
  • Московский юрист фадеева Фадеев Дмитрий Евгеньевич Родился 1 августа 1976 года в городе Москва. *1993 – 1998 гг.: студент дневного отделения Московской государственной юридической академии (специализация – финансовое право). *1998 – 2001 гг.: соискатель Института законодательства и […]
  • Пенсии север вредность ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 26 февраля 2016 Описание "северной" пенсии Гражданам Крайнего Севера и областей к нему приравненных, доступен […]
  • Как оформить трехлитровую банку Как сделать вазу из банки — 6 способов красивого декора А вы любите цветы? Ответ очевиден! Конечно, они и сами по себе отличное украшение дома, но в сочетании с необычной вазой букет станет просто превосходен. Давайте в этом мастер-классе научимся делать […]
  • Дети наказание рф Прикрываться детьми станет невозможно. Правительство одобрило законопроект «О попрошайках» Правительство России и МВД РФ одобрили проект закона «О попрошайничестве», разработанный зампредом комитета по регламенту Госдумы РФ Александром Курдюмовым. Напомним, […]