Правила охотничьи хозяйства

Не только ценный лес

Последние изменения в законодательстве убеждают, что государство взяло устойчивый курс на повышение доходности от использования природных ресурсов России, одним из которых является лес. Добывать в лесу можно не только собственно деревья, но и то, что между ними обитает, а именно – диких животных. Показатели развития охотничьего хозяйства, однако, не слишком радужные. Что и заставило обратить внимание на эту отрасль.

Охотничьи угодья в России занимают площадь около 1,5 миллиарда гектаров (значительно больше, чем в других странах мира), сообщают авторы стратегии. На территории охотхозяйств сосредоточен 91 процент всех кабанов, 75 процентов лосей, 61 процент косуль и так далее. Словом, если перевести всех обитающих на территории России охотничьих животных в деньги, получится более 87 миллиардов рублей. Федеральный и региональные бюджеты ежегодно на охрану и использование охотничьих животных, контроль и надзор в этой сфере и заключение охотхозяйственных соглашений тратят в совокупности до 3 миллиардов рублей. Вот только доходы от этого вида использования природных ресурсов невысоки, зато ущерб от незаконной добычи диких животных превышает объем легальной охоты и составляет ежегодно около 18 миллиардов рублей. Вредит браконьерство еще и тем, что серьезно сдерживает рост численности охотничьих животных.

Дорога сквозь чащу

В Ассоциации объединений охотников и рыболовов (Росохотрыболовсоюз) «Российским лесным вестям» рассказали, что в охотничьем хозяйстве сегодня существует целый комплекс проблем. Среди них отсутствие единообразного государственного управления охотой и охотничьим хозяйством, незначительная рентабельность, отсутствие определенной самостоятельности в управлении используемых охотничьих ресурсов, недостаточное предоставление льготных условий деятельности (в том числе в части налогообложения) для лиц, ведущих охотничье хозяйство.

Более того, в ближайшей перспективе остро встанут и те вопросы, которые волновали общественность в 2011 – 2013 годах. Это ограничения и запрет охоты, параметры охоты, установление методов и способов учета охотничьих ресурсов, используемых для определения лимитов и квот их изъятия, а также условия заключения охотхозяйственных соглашений, прежде всего срок их действия и площадь охотничьих угодий.

Таким образом, признают знатоки отрасли и сами авторы стратегии, накопившиеся проблемы приводят к истощительному и неэффективному использованию ресурсов. Охотничье хозяйство в стране развито неравномерно и ведется нерационально.

Ситуация должна измениться с принятием стратегии

– Стратегия развития охотничьего хозяйства нужна. В первую очередь для целостного видения перспектив развития охотничьего хозяйства и системного подхода к разработке комплекса мер по их реализации, чтобы все и вся было взаимосвязано, – отметил заместитель начальника отдела охотничьего хозяйства аппарата Центрального правления Росохотрыболовсоюза Николай Смирнов.

– Стратегия призвана организовать соблюдение баланса правовых, экономических и организационных условий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, позволяющих совместить интересы государства, интересы деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей различных форм собственности, которые являются пользователями охотничьими ресурсами на долгосрочной основе, и интересы охотников; обеспечить наличие стабильности и ясности в вопросах пользования охотничьими ресурсами, – считает эксперт.

Сориентироваться на местности

Стратегия закрепила финансово-экономические ориентиры развития отрасли. В частности, поставлена цель увеличить торговый оборот в сфере охотничьего хозяйства до 0,6 процента внутреннего валового продукта, оценочную стоимость охотничьих животных до 550 миллиардов рублей (то есть, более чем в 6 раз по сравнению с нынешней), а уровень незаконной добычи охотничьих животных снизить не менее чем в 2,5 раза. Очевидно, что достичь этих показателей будет возможно за счет рационального использования имеющихся ресурсов. Стратегия содержит идеи, которые дают ориентиры для бизнеса, потенциальных инвесторов, властей и населения при принятии оперативных решений с учетом видения перспективы.

Двигаться вперед планируется по нескольким направлениям, а основой должно стать развитие предпринимательства в отрасли. В Росохотрыболовсоюзе такой путь считают верным. Но при этом, указывают специалисты, необходимо заинтересовать российских товаропроизводителей в конечном продукте хозяйствующих субъектов в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. А для этого необходимо внедрять рациональное и устойчивое использование охотничьих ресурсов, привлекать инвесторов, развивать сферу услуг, в том числе охотничий туристский продукт, ориентированный как на отечественных, так и на иностранных потребителей.

Николай Смирнов подчеркивает, что нужна и поддержка отечественных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, как непосредственно занимающихся ведением охотничьего хозяйства и охотой, так и имеющих иное отношение к данному виду деятельности. Речь тут может идти, например, о производстве сопутствующих товаров – охотничьего оружия, аксессуаров, одежды, атрибутики – либо о сборе и переработке дикорастущего и лекарственно-технического сырья, охотничьем туризме. Большую роль, по мнению эксперта, играет пропаганда цивилизованной охоты, формирование положительного общественного мнения по использованию охотничьих животных и в целом воспитание граждан в духе бережного отношения к природе.

Бодрым шагом

Согласно стратегии, прежде всего предполагается обеспечить сохранность естественных экологических систем и природных комплексов и расширенное воспроизводство охотничьих животных. Решить эти задачи планируется за счет совершенствования условий предоставления в пользование охотничьих животных. Состояние их численности и освоение квот добычи станут основными критериями оценки деятельности предпринимателей, содержащих охотничьи угодья.

Потребуется усовершенствовать и систему платежей за использование охотничьих животных и размер ставок сборов. Взимаемые средства должны покрывать затраты на развитие охотничьего хозяйства. Аккумулировать их предполагается в создаваемых экологических фондах под государственным и общественным контролем.

Стратегия также предполагает совершенствование системы охраны охотничьих животных, параметров охоты, в частности норм допустимой добычи. Расширению же воспроизводства зверей в лесах должно способствовать восстановление исторических ареалов их обитания, борьба с болезнями и даже искусственное расселение.

Еще одна важная задача – повышение доступности охоты для населения и поддержка общественных объединений и коллективов охотников. Для ее решения предполагается усовершенствовать механизм закрепления охотничьих угодий за местными общественными объединениями и принципы распределения разрешений между охотниками на территории государственного резервного фонда. Эта работа должна проводиться с учетом точной информации об имеющихся ресурсах. Потому в стратегии заложены инвентаризация современного состояния охотничьих животных, мониторинг численности охотничьих животных и научные исследования по определению целевых прогнозных показателей охотничьего хозяйства. Внимание также будет уделено развитию системы подготовки кадров, повышению квалификации специалистов и руководителей органов исполнительной власти субъектов Федерации в области охоты и сохранения охотничьих животных.

Расширенному воспроизводству охотничьих животных должны способствовать сами предприниматели. Чтобы их в этом заинтересовать, планируется предоставлять добросовестным владельцам охотхозяйств права на продление срока действия соглашения. А вот за невыполнение условий охотхозяйственного соглашения или за нарушение правил пользования охотничьими угодьями будут штрафы.

Самим охотникам стратегия обещает введение системы получения охотничьего билета по результатам обучения и проверки знаний законодательства, регулирующего вопросы охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Граждане будут сдавать охотничий минимум, в том числе по правилам техники безопасности и основам биологии диких животных.

Определены правила использования лесов в сфере охотничьего хозяйства

Приказ от 12 декабря 2017 г. N 661: Об утверждении правил использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и перечня случаев использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без предоставления лесных участков.

В соответствии со статьей 36 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 20, ст. 2251, N 30, ст. 3597, ст. 3599, ст. 3616, N 52, ст. 6236; 2009, N 11, ст. 1261, N 29, ст. 3601, N 30, ст. 3735, N 52, ст. 6441; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 54, N 25, ст. 3530, N 27, ст. 3880, N 29, ст. 4291, N 30, ст. 4590, N 48, ст. 6732, N 50, ст. 7343; 2012, N 26, ст. 3446, N 31, ст. 4322; 2013, N 51, ст. 6680, N 52, ст. 6961, ст. 6971, ст. 6980; 2014, N 11, ст. 1092, N 26, ст. 3377, ст. 3386, N 30, ст. 4251; 2015, N 27, ст. 3997, N 29, ст. 4350, ст. 4359; 2016, N 1, ст. 75, N 18, ст. 2495, N 26, ст. 3875, ст. 3887, N 27, ст. 4198, ст. 4294; 2017, N 27, ст. 3940) приказываю:

Утвердить:

Правила использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства согласно приложению 1;

Перечень случаев использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без предоставления лесных участков согласно приложению 2.

к приказу Минприроды России

ПРАВИЛА

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСОВ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВИДОВ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА

1. Настоящие Правила использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (далее — Правила) разработаны в соответствии со статьей 36 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 20, ст. 2251, N 30, ст. 3597, ст. 3599, ст. 3616, N 52, ст. 6236; 2009, N 11, ст. 1261, N 29, ст. 3601, N 30, ст. 3735, N 52, ст. 6441; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 54, N 25, ст. 3530, N 27, ст. 3880, N 29, ст. 4291, N 30, ст. 4590, N 48, ст. 6732, N 50, ст. 7343; 2012, N 26, ст. 3446, N 31, ст. 4322; 2013, N 51, ст. 6680, N 52, ст. 6961, ст. 6971, ст. 6980; 2014, N 11, ст. 1092, N 26, ст. 3377, ст. 3386, N 30, ст. 4251; 2015, N 27, ст. 3997, N 29, ст. 4350, ст. 4359; 2016, N 1, ст. 75, N 18, ст. 2495, N 26, ст. 3875, ст. 3887, N 27, ст. 4198, ст. 4294; 2017, N 27, ст. 3940) (далее — Лесной кодекс) и регулируют отношения, возникающие при использовании лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

2. Настоящие Правила распространяются на юридические лица, индивидуальных предпринимателей, использующих леса для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений с предоставлением или без предоставления лесных участков «1».

«1» Часть 1 статьи 36 Лесного кодекса.

3. Использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без предоставления лесных участков допускается, если осуществление указанных видов деятельности не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или создание объектов охотничьей инфраструктуры «2».

«2» Часть 2 статьи 36 Лесного кодекса.

4. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в целях использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства заключается на срок, не превышающий срока действия соответствующего охотхозяйственного соглашения «3».

«3» Часть 3 статьи 72 Лесного кодекса.

5. На лесных участках, предоставленных для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, допускается создание объектов охотничьей инфраструктуры, являющихся временными постройками, в том числе ограждений «4».

«4» Часть 4 статьи 36 Лесного кодекса.

6. Лица, которым лесные участки предоставлены для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, имеют право:

а) приступить к использованию лесного участка после получения положительного заключения государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов и подачи лесной декларации;

б) осуществлять на лесном участке создание объектов лесной инфраструктуры и охотничьей инфраструктуры в соответствии с требованиями лесного законодательства и законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов;

в) содержать и разводить охотничьи ресурсы в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания в соответствии с требованиями законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

7. Лица, использующие леса с предоставлением лесных участков для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, обязаны:

а) использовать лесной участок по целевому назначению в соответствии с Лесным кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом, проектом освоения лесов и договором аренды лесного участка;

б) вносить арендную плату за использование лесного участка в размерах и сроки, которые установлены договором аренды лесного участка;

в) составлять проект освоения лесов в соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса;

г) подавать ежегодно лесную декларацию в соответствии с частью 2 статьи 26 Лесного кодекса;

д) представлять сведения, предусмотренные частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 60, частью 1 статьи 60.11, частью 1 статьи 66 Лесного кодекса;

е) осуществлять предусмотренные частью 2 статьи 53.1 Лесного кодекса меры противопожарного обустройства лесов на лесном участке, предоставленном для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;

ж) осуществлять предусмотренные частью 1 статьи 60.7 Лесного кодекса мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов;

з) приводить лесной участок, предоставленный для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, в прежнее состояние, пригодное для использования по целевому назначению, в случае повреждения или уничтожения по вине лица, использующего леса для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, верхнего плодородного слоя почвы, искусственных или естественных водотоков, рек, ручьев;

и) при прекращении договора аренды лесного участка передать лесной участок арендодателю в состоянии, предусмотренном договором аренды лесного участка;

к) выполнять иные обязанности, предусмотренные лесным законодательством, законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охотхозяйственным соглашением и договором аренды лесного участка.

8. Невыполнение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, которым лесные участки предоставлены для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка «5».

«5» Часть 2 статьи 24 Лесного кодекса.

9. Лесные участки, предоставленные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, также могут предоставляться для использования лесов для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 статьи 25 Лесного кодекса, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами «6».

«6» Часть 2 статьи 25 Лесного кодекса.

10. Использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без предоставления лесных участков осуществляется в соответствии с Перечнем случаев использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без предоставления лесных участков (приложение 2 к настоящему приказу).

от 12.12.2017 N 661

ПЕРЕЧЕНЬ

СЛУЧАЕВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСОВ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВИДОВ

БЕЗ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛЕСНЫХ УЧАСТКОВ

1. Организация промысловой охоты;

2. Организация любительской и спортивной охоты;

3. Организация охоты в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

4. Организация охоты в целях регулирования численности охотничьих ресурсов;

5. Организация охоты в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов;

6. Организация охоты в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания;

7. Организация охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, охоты, осуществляемой лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования.

8. Организация осуществления биотехнических мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3735; 2017, N 31, ст. 4773).

Правила охотничьи хозяйства

Охота является одним из видов пользования животным миром и в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируется специальными правилами.

На территории России правила охоты устанавливаются отдельно в каждой республике, крае, области на основании Типовых правил охоты в Российской Федерации.

Правила охоты являются основным документом, который определяет порядок проведения охоты, и каждый охотник обязан четко знать и выполнять установленные правилами требования.

Основными задачами правил охоты является сохранение видового многообразия охотничьих животных и обеспечение рационального использования их ресурсов путем промысловой и любительской охоты.

В соответствии с правилами охотой признается выслеживание и преследование диких зверей и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы, с целью добычи. Также приравнивается к охоте нахождение в охотничьих угодьях с огнестрельным оружием, капканами и другими орудиями охоты, с охотничьим оружием в собранном виде на дорогах общего пользования.

Дикие звери и птицы, обитающие в состоянии естественной свободы и являющиеся объектами охоты, составляют государственный охотничий фонд.

Земельные, лесные площади, водоемы, служащие местом обитания охотничьих животных и пригодные для ведения охотничьего хозяйства, являются охотничьими угодьями.

Правительством Российской Федерации определено, что любительская и спортивная охота с разрешенными орудиями охоты, а также охотничьими собаками и ловчими птицами может осуществляться всеми гражданами Российской Федерации, сдавшими испытания по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим оружием и уплатившими государственную пошлину в установленном размере. Любительская и спортивная охота с соблюдением установленных правил в угодьях, в которых охотничье хозяйство ведется общественными организациями, другими юридическими и физическими лицами, осуществляется с их разрешения, а в иных охотничьих угодьях – с разрешения государственных органов управления охотничьим хозяйством.

Удостоверением на право осуществления охоты служат членские охотничье-рыболовные (охотничьи) билеты с отметкой о сдаче испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращения с охотничьим оружием и об уплате государственной пошлины и путевка (лицензия), выдаваемая в установленном порядке. Охота разрешается при наличии разрешения органов внутренних дел на хранение и ношение охотничьего оружия.

Право осуществления любительской и спортивной охоты может быть предоставлено лицам, не являющимся гражданами Российской Федерации, по путевкам, выдаваемым в установленном порядке.

Выходя на охоту, охотник обязан иметь при себе членский охотничье-рыболовный (охотничий) билет и другие необходимые документы на право охоты (разрешение органов внутренних дел на ношение огнестрельного охотничьего оружия, путевку, а при охоте на лицензионные виды охотничьих животных – специальное разрешение – лицензию или договор). По требованию работников охотничьего надзора, охотоведов и егерей охотничьих хозяйств, заказников, охотничьих общественных инспекторов, милиции, лесной и рыбной охраны, инспекторов охраны природы, членов специализированных добровольных дружин по охране природы охотник обязан предъявить охотничий билет, путевку и другие документы на право охоты.

Срок действия членского охотничье-рыболовного билета устанавливается со дня его выдачи или продления до 31 марта следующего года.

Путевка на производство охоты, а также лицензия на добычу лицензионных видов охотничьих животных выдаются на территорию конкретного охотничьего хозяйства, поэтому охотник обязан уточнить границы хозяйства, и в случае их нарушения он несет ответственность. При непреднамеренном переходе в сопредельные угодья в местах, где эта граница неясно выражена на местности и не обозначена соответствующими аншлагами, охотник освобождается от ответственности.

На добычу отдельных видов животных могут устанавливаться предельные нормы, указанные в путевке. В обязанности охотника входит соблюдение указанных норм, а также сроков охоты.

По окончании срока действия путевка подлежит возврату по месту ее выдачи, в ней делаются соответствующие пометки о количестве добытых охотничьих животных.

Пристрелка охотничьего оружия может производиться на специально оборудованных стрельбищах.

В охотничьих угодьях пристрелка оружия разрешается только в период охоты при наличии у охотника соответствующих документов на право охоты либо специального разрешения органов госохотнадзора. При проведении пристрелки охотник обязан соблюдать меры безопасности, исключающие возможность причинения вреда человеку или животному.

Каждый охотник обязан знать, что на территории России запрещается:

  • применение малокалиберных винтовок и карабинов под патрон бокового огня для любительской охоты, а также для добычи бурого медведя и диких копытных животных;
  • добыча диких копытных животных и бурого медведя в целях любительской охоты при переправе их через водоемы или с применением самоловных орудий;
  • применение на охоте пневматического оружия, луков, арбалетов, крючьев, а также ловчих ям и настороженных ружей;
  • применение на охоте незарегистрированного в органах внутренних дел охотничьего огнестрельного оружия;
  • использование при любительской охоте сетей, вентерей, петель, шатров, а также применение на этой охоте любых видов химических препаратов (кроме пахучих приманок), взрывчатых веществ, магнитофонов и других аппаратов, воспроизводящих подманивающие звуки для добычи птиц;
  • применение световых устройств для добычи птиц;
  • применение автомототранспортных устройств для преследования и добычи любых видов животных, а также стрельба со всех видов автомототронспортных средств, за исключением стрельбы с плавающих средств с выключенным мотором;
  • сбор яиц и разорение гнезд диких птиц, разрушение и раскопка постоянных жилищ пушных зверей.

Примечание: при производстве законной охоты разрешается:

  • частично разрушать ондатровые хатки и норы;
  • вскрывать любые убежища мелких пушных зверей;
  • применять при добыче мелких пушных зверей, лисицы, енотовидной собаки, барсука небольшие сети (обметы, рукавички, сачки и т.п.) при непосредственном участии охотника;
  • прокапывать узкие колодцы к норам лисиц, енотовидных собак, барсуков в целях помощи работающим в норе собакам.
  • После охоты раскопанные участки нор должны быть восстановлены и закопаны грунтом.

    Необходимо помнить, что охотник несет административную ответственность за:

    • нахождение с заряженным ружьем в населенных пунктах;
    • стрельбу на расстоянии ближе 100 метров от жилья;
    • участие в охоте или нахождение с собранным оружием в состоянии опьянения;
    • стрельбу на облавной охоте вдоль стрелковой линии, при которой снаряд прошел ближе 10 метров от другого стрелка;
    • нахождение на любых автомототранспортных средствах с заряженным оружием (за исключением охоты с катеров и лодок с выключенным мотором);
    • провоз собранного незачехленного оружия на автомашинах, тракторах, тягачах и мотоциклах, кроме случаев проведения облавных охот на диких копытных животных.
    • Охота с собаками

      При проведении охоты для отыскания, преследования и ловли диких зверей и птиц разрешается использование охотничьих собак. Все собаки, находящиеся с охотником в охотничьих угодьях, должны быть вписаны в охотничий билет или иметь свидетельство о регистрации в органах ветнадзора.

      Сроки применения охотничьих собак различных пород и порядок их натаски и нагонки устанавливаются местными правилами охоты.

      Необходимо помнить, что если на охоте собака угнала зверя за пределы охотничьего хозяйства, в которое у охотника имеется соответствующее разрешение на право охоты, при поиске и отзыве собаки на другой территории он обязан находиться с разряженным и разобранным ружьем.

      Владельцы собак несут юридическую ответственность за ущерб, причиненный государственному охотничьему фонду их собаками, кроме случаев натаски и нагонки, проводимых в установленном порядке.

      Охота на диких копытных зверей

      В Российской Федерации охота на диких копытных животных осуществляется только по лицензиям. При коллективной охоте лицензия должна находиться у ответственного за отстрел лица (старшего команды, бригадира). Ответственный за отстрел обязан:

      • при получении лицензии проверить правильность и полноту заполнения всех граф лицевой стороны лицензии;
      • оформить в установленном порядке путевку на отстрел животного;
      • перед охотой проверить у всех членов команды наличие и действительность членских (охотничьих) билетов и разрешения органов внутренних дел на ношение оружия и не допускать к участию в охоте лиц, не имеющих необходимых документов, кроме кандидатов в члены общества охотников и рыболовов и членов секций юных охотников;
      • составить список участников охоты с указанием даты проведения охоты, номеров лицензий и путевки, вида животного, фамилии, имен и отчеств охотников, номера первичной организации и названия окружного общества охотников, где охотники состоят на учете;
      • провести инструктаж по технике безопасности и порядку проведения охоты и проследить за тем, чтобы все охотники расписались в списке участников охоты;
      • после отстрела зверя до начала вывоза или разделки туши тщательно заполнить обратную сторону лицензии;
      • в случае ранения зверя (по следу появилась кровь или имеются другие признаки попадания) до начала дальнейшего преследования сделать отметку о ранении в лицензии и организовать добор раненого животного, на который отводится один день, не считая дня ранения;
      • в случае перестрела (добыча животных сверх установленного в лицензии количества) или отстрела животного другого пола, или отстрела взрослого животного по лицензии, выданной для отстрела молодняка до 1 года, сделать в лицензии отметку об отстреле.
      • cовместно с другими охотниками составить акт о случившемся и передать его вместе с лицензией и списком охотников в органы госохотнадзора или администрации охотничьего хозяйства. Организовать сдачу продукции от добытых в этих случаях животных в заготовительные организации.
      • При преследовании раненого животного охотнику разрешается пересекать границы охотничьего хозяйства и заходить в соседние с местом отстрела охотничьи угодья, предварительно сделав отметку о ранении зверя в лицензии.

        Сроки охоты на диких копытных животных устанавливаются местными правилами охоты.

        Охота на бурого медведя

        Добыча бурого медведя в Российской Федерации допускается только по лицензии. Порядок охоты такой же, как на диких копытных животных. На добор раненого животного отводится 2 дня, не считая дня отстрела. Запрещается отстрел медведиц, имеющих медвежат текущего года рождения, до залегания их в берлогу. При охоте на берлоге в случае, если в одной берлоге лежат несколько зверей, охотник может отстрелять всех зверей с последующим оформлением лицензий. Сроки охоты на бурых медведей устанавливаются местными правилами охоты.

        Охота на пушных зверей

        Необходимым документом при охоте на пушных зверей для охотника-любителя является путевка, а при охоте на лицензионные виды: соболя, речного бобра, выдру, кроме того, необходим договор с заготовительной организацией на сдачу их шкурок. В договоре указывается предельное количество лицензионных видов пушных зверей, которое охотник имеет право добыть в сезон охоты.

        Добыча нелицензионных видов пушных зверей не лимитируется количественными нормами и не регламентируется числом охотничьих дней в неделю.

        В охотничьих хозяйствах администрация хозяйства имеет право устанавливать при охоте на зайца и барсука дни, закрытые для охоты, а также предельные нормы добычи этих зверей на одного охотника за день охоты.

        Необходимо знать, что в случае непреднамеренной добычи пушного зверя, на добывание которого у охотника не было соответствующего разрешения, или в случае непреднамеренной добычи лицензионных видов пушных зверей в количестве, сверх указанного в договоре, охотник обязан сделать в договоре запись о непреднамеренной добыче или перелове. После выхода с участка охоты незамедлительно поставить в известность о случившемся работника государственной службы охотничьего надзора и сдать в заготовительную организацию шкурки животных, относящихся к видам, подлежащим обязательной сдаче государству. В соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком шкурки белки, бобра, выдры, горностая, колонка, куницы (лесной и каменной), лисицы, норки (европейской и американской), ондатры, песца, росомахи, рыси, соболя, добытых на охоте, подлежат обязательной сдаче государству в течении 30 дней по окончании сезона охоты на данные виды пушных зверей.

        Добывание крота, бурундука, сусликов (кроме суслика-песчаника), хомяка разрешается производить без членского охотничьего билета и путевки. Кроме того, всем гражданам разрешается круглогодичный отлов мелкими капканами и другими самоловами хорей и лисиц на территории сельских населенных пунктов (в хозяйственных постройках и на приусадебных участках).

        Конкретный порядок и сроки добывания пушных зверей устанавливаются местными правилами охоты.

        Охота на пернатую дичь

        Весенняя охота разрешается продолжительностью не более 10 календарных дней на конкретный вид дичи. В России разрешаются следующие виды охот:

        • на самцов глухарей на току;
        • на токующих самцов тетерева (из укрытия);
        • на вальдшнепов на вечерней и утренней тяге;
        • селезней уток из укрытия;
        • на гусей из укрытия.
        • Перечень видов охот и конкретные сроки весенней, летне-осенней и осенне-зимней охоты на пернатую дичь определяются местными правилами охоты.

          Летне-осенняя охота на пернатую дичь с породными легавыми и спаниелями может открываться на три недели раньше установленных общих сроков охоты.

          В охотничьих хозяйствах администрация хозяйства имеет право устанавливать закрытые для охоты дни, а также предельные нормы добычи пернатой дичи на одного охотника в день.

          С 15 сентября все нормы добычи пернатой дичи отменяются, за исключением мест, где проходят пути массовой миграции водоплавающих птиц.

          Охота с ловчими птицами

          Правом охоты с ловчими птицами на территории Российской Федерации пользуются все граждане, достигшие 16-летнего возраста и являющиеся членами общества охотников.

          Удостоверением на право охоты с ловчими птицами служит охотничий или членский билет с отметкой об уплате государственной пошлины и путевка, выданные в установленном порядке. Типовыми правилами охоты на территории Российской Федерации охота с ловчими птицами разрешается в период с 20 июля по 1 марта. При этой охоте нормы добычи и закрытые для охоты дни не устанавливаются. Разрешение на отлов и содержание ловчих птиц охотники могут получить в соответствующих местных органах.

          Отлов певчих птиц

          Правом отлова певчих птиц в России пользуются все граждане. Удостоверением на право отлова и торговли певчими птицами служит разрешение, выдаваемое органами государственного охотничьего надзора. В сезон любителю разрешается отловить не более 10 экземпляров певчих птиц определенных видов. Перечень видов птиц, разрешенных к отлову, и сроки определяются местными правилами охоты. При любительском отлове певчих птиц запрещается применение больших стационарных ловушек, паутинных сетей, птичьего клея, снотворных веществ, электронных устройств, воспроизводящих звук птиц, мелких хищников и сов для ловли «на тревогу», а также любых способов отлова у гнезд.

          Регулирование численности животных, наносящих ущерб охотничьему хозяйству

          На территории Российской Федерации подлежит регулированию в течении всего года численность волка, шакала, серой вороны, а также бродячих беспородных собак и кошек. Добыча этих животных без применения огнестрельного оружия, специальных препаратов, а также петель и капканов разрешается всем гражданам. Охотник-любитель имеет право отстреливать этих животных при любом законном нахождении в угодьях с оружием. По специальным разрешениям органов государственного охотничьего надзора охотникам разрешается производить отстрел указанных животных в течении всего года, применять для их добычи автомототранспортные средства, малокалиберное оружие, капканы, петли, сетевые самоловы, магнитофоны, а также специальные препараты в строгом соответствии с инструкциями по их применению.

          Беспородные собаки, а также кошки, находящиеся в охотничьих угодьях долее 200 метров от населенных пунктов без владельцев, считаются бродячими. Охотничьи собаки, а также другие собаки, находящиеся в охотничьих угодьях с владельцами, отстрелу не подлежат.

          К продукции охоты относится вся продукция, получаемая от добывания диких зверей и птиц. Охотник обязан обеспечить сохранность добытого мяса дичи. Добытую продукцию охотник имеет право сдать в соответствующие организации. Основание для приема мяса, шкур диких животных, бурого медведя и кабарговой струи являются соответствующие отрывные талоны на бланках лицензий и членский охотничий билет. Шкурки пушных зверей сдаются в заготорганизации по предъявлению членского охотничьего билета, а лицензионных видов, кроме того, – по предъявлению договора, на основе которого производилась добыча этих животных. Шкуры волка, шакала, лисицы, хорей, крота, бурундука, сусликов (кроме суслика-песчаника), водяной крысы, хомяка принимаются заготовительными организациями без предъявления членского охотничьего билета.

          Незаконно добытая продукция отстрела диких копытных животных и бурого медведя должна быть сдана в торгово-заготовительные организации. В случае, если эта продукция использована самим нарушителем охоты или по его вине пришла в негодность, нарушитель возмещает ее стоимость. Незаконно добытые шкурки пушных зверей также подлежат сдаче в заготовительные организации.

          Ответственность за нарушение правил охоты

          Лица, допустившие нарушение правил охоты, в соответствии с действующим законодательством привлекаются к административной, уголовной, а в случае причинения ущерба госохотфонду незаконной добычей диких животных к гражданско-правовой ответственности. К ним также могут применяться меры общественного воздействия и дисциплинарные взыскания.

          Грубыми нарушениями правил охоты считаются:

          • >охота без членского охотничье-рыболовного билета или с недействительным билетом;
          • охота вне сроков охоты на данный вид животного;
          • охота в запрещенных местах (заповедниках, заказниках);
          • охота без лицензии на диких копытных животных и бурого медведя;
          • охота без договора на лицензионные виды пушных зверей.
          • Кроме того, каждый охотник должен помнить, что категорически запрещается отлов или отстрел диких животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации. Список этих видов, обитающих в данной местности, следует уточнить перед охотой в местных правилах охоты.

            В случае причинения ущерба госохотфонду с нарушителя взимается иск в следующих размерах (в минимальных размерах заработной платы):

            • лось, олень благородный (европейский, кавказский, марал, изюбрь), овцебык – 20;
            • пятнистый олень, лань – 10;
            • косуля, дикий кабан, дикий северный олень, снежный баран, сибирский горный козел, тур (кавказский, дагестанский), сайгак, муфлон, серна – 5;
            • кабарга – 4;
            • соболь – 10;
            • бобр, выдра, песец, рысь, росомаха – 6;
            • куница (лесная, каменная), норка (европейская, американская), кидус – 5;
            • харза, лисица, енотовидная собака, енот-полоскун, корсак – 4;
            • хорь (лесной, степной), колонок, солонгой, горностай, кот дикий (лесной, камышовый), сурок – 2;
            • ондатра – 1;
            • белка, летяга, ласка, суслик-песчаник – 0,5;
            • крот, бурундук – 0,1;
            • медведь бурый – 10;
            • барсук – 4;
            • зайцы, дикий кролик – 1;
            • охотничьи птицы – 0,6
            • В случае причинения ущерба государственному охотничьему фонду на территории государственных заповедников ущерб исчисляется в двойном размере. За раскопку выводковых нор барсуков, лисицы, корсака, енотовидной собаки, сурка, выдры, дикого кролика, а также разрушение жилищ ондатры и бобра или плотин бобра ущерб взыскивается в трехкратном размере от суммы иска за особь соответствующего вида. Ущерб, причиненный незаконной добычей видов животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, исчисляется по специальным таксам.

              Помните, что за нарушение правил охоты Вы можете быть привлечены к ответственности по статье 85 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях» или статье 258 Уголовного кодекса Российской Федерации, статье 85 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды».

              Карта общедоступных и закрепленных охотничьих угодий Самарской области

              Внимание! Для создания веб-карты охотничьего хозяйства Самарской области использованы официальные данные геопортала электронного правительства Самарской области. Карта охотничьих угодий области полностью соответствует Схеме территориального охотустройства, утвержденной Постановлением Губернатора Самарской области от 11.11.2013 № 283 «Об утверждении Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Самарской области». Предложения и замечания присылать на почту [email protected]

              Охота и охотничье хозяйство в Самарской области

              Самарская область входит в состав Приволжского федерального округа и расположена в юго-восточной части европейской территории России в среднем течении реки Волги. Животный мир Самарской области сохраняет свое видовое разнообразие и представлен, в частности, 78 видами млекопитающих и 293 видами птиц. Кроме обычных видов охотничьих ресурсов, Законом Самарской области от 01.04.2010 № 31-ГД «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов в Самарской области» к охотничьим ресурсам отнесены также и одичавшие собаки и кошки, бакланы, выпи, цапля серая, дрозды, поганки, ворона серая, сорока, грач, чайки. В Красную книгу Самарской области занесены следующие виды охотничьих ресурсов: выдра, норка европейская, огарь, пеганка, глухарь и клинтух. Охота на эти виды полностью запрещена.

              Численность охотников в Самарской области составляет около 60000 человек. В настоящее время охотпользование на территории Самарской области осуществляется в общедоступных и 116 закрепленных охотничьих угодьях. В результате проводимой в области государственной политики, площадь общедоступных охотугодий постепенно увеличивается и должна достигнуть 30% от их общей площади. В Самарской области, кроме трех федеральных ООПТ, образованы также 171 ООПТ регионального значения (заказники и памятники природы), охота в которых запрещена полностью, либо в период с 1 апреля по 30 сентября.

              Режим охоты в Самарской области определяется федеральными правилами охоты, с учетом региональных особенностей, установленных Постановлением Губернатора Самарской области от 10 октября 2012 г. №160 «Об определении видов разрешенной охоты и параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории Самарской области, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения».

              Организация охотничьих и рыболовных хозяйств

              Согласно Статье 1. Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», охотничье хозяйство — это такая сфера деятельности, которая предполагает не только использование природных ресурсов, но и их сохранение. Так что, открывая охотничий бизнес, приготовьтесь к альтруизму: кто-то будет приезжать и стрелять, а вы будете потом все это восполнять. Не без личной выгоды, конечно.

              Аренда земельных угодий

              Это первая и основная задача, с которой вы начнете свое плавание в мире охотничьего бизнеса, и здесь есть два вида земель — охотохозяйственные угодья и просто земли.

              Охотохозяйственными угодьями считаются участки, которые зарегистрированы в краевом (региональном) и общем государственном реестре как земли, на которых можно осуществлять добычу охотничьих ресурсов. Просто земли — это участки, отведенные подо все остальное. Знать это очень важно, поскольку первый выбор, который станет перед вами — арендовать участок из охотохозяйственных угодий или из «просто земель»? У каждого из них есть свои нюансы.

              Просто земли
              Если вы решили просто арендовать понравившийся вам кусок леса и организовать там охотничье хозяйство, нужно пройти через три важных этапа:

            • оформить юр. лицо или ИП;
            • выбрать и арендовать участок;
            • выиграть аукцион на заключение охотохозяйственного соглашения с Госохотоинспекцией.
            • При успешном проведении аукциона в вашу пользу, вы заключаете договор и арендованный вами участок присоединяется к общему реестру охотохозяйственных угодий. Это значит, что отныне отстрел животных на его территории не будет считаться браконьерством. Возможно вы не в восторге от одного только упоминания об аукционе, но здесь есть и еще одно «но». Согласно вышеупомянутому закону «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», общедоступные охотничьи угодья должны составлять не менее 20% от общей площади охотничьих угодий субъекта Российской Федерации.

              Это значит, что в конкретно взятом регионе охотничьи угодья делятся на два вида: общедоступные и закрепленные. Закрепленные угодья — это те, которые закреплены за другими предпринимателями как частные охотничьи, которые они могут, в свою очередь, сдавать в аренду для охоты другим лицам (то, чем предполагаете заниматься вы). Общедоступные же — это те угодья, которые остаются в собственности государства, но на территории которых каждый лицензированный охотник может производить отстрел животных и дичи на основании имеющегося у него разрешения.

              Так вот, эти самые общедоступные охотничьи угодья не должны сокращаться меньше чем на 20% от общей территории охотничьих зон в данном регионе. И вышеупомянутые аукционы проводятся только в том случае, когда в распоряжение общедоступных зон попадают «лишние» территории. Как вы понимаете, это случается редко.

              Охотохозяйственные угодья

              Здесь с первого взгляда все кажется значительно проще. Необходимо всего лишь:

              • выбрать и арендовать участок, находящийся в реестре охотохозяйственных угодий;
              • получить долгосрочную лицензию на пользование животным миром.
              • И все — если будут соблюдены эти три условия, вы можете организовывать охоту. Но что значит последний пункт? Давайте остановимся на нем подробнее. Для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром, необходимо подать заявку в орган исполнительной власти субъекта РФ (администрация региона/края). В заявке необходимо указать:

              • сведения о себе;
              • вид пользования животным миром;
              • перечень объектов животного мира;
              • границы и площадь территорий;
              • предполагаемый срок пользования.
              • Предпочтение здесь отдается тем, кто уже осуществлял какие-либо виды природопользования на данной территории, а также собственникам земель и лесного фонда, в распоряжении которых также имеются необходимые специалисты. Лица, которые имеют лишь договор аренды, без долгосрочной лицензии, вправе вести только охотохозяйственную деятельность без осуществления охоты. Ч

                тобы понять как одно отличается от другого, приведем здесь еще одну выдержку из вышеупомянутого закона (см. вступление): охотничье хозяйство — сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты.

                Как вариант, вы можете стать не арендатором земель, а собственником, т. е. купить землю. Но в таком случае вам придется ближе столкнуться с коварной системой государственного аппарата и выложить больше денег.

                Лицензии, путевки и разрешения

                Первый и самый главный документ охотника — охотничий (охото-рыболовный) билет. Его обязан иметь каждый охотник, который захочет пострелять (либо половить рыбу) на территории вашего охотохозяйства. А ваша прямая обязанность — проверять его наличие. Как получить охотничий (охото-рыболовный) билет? Он выдается каждому охотнику лично, на основании заявления и данных, предоставленных в орган исполнительной власти любого субъекта Российской Федерации.

                Согласно законодательным изменениям, произошедшим в 2011 году, охотничьи билеты теперь выдаются единого федерального образца, совершенно бесплатно и не имеют ограничений по сроку действия. Дополнительно: если вы планируете осуществлять охоту с собаками, то каждая из них должна быть вписана в охотничий билет и иметь свидетельство о регистрации в органах надзора.

                Второй по важности документ охотника — путевка (лицензия) на охоту. Выдается каждому охотнику, действует на территории конкретного охотохозяйства, предопределяет отстрел конкретного вида животного/дичи и обозначает строго определенные сроки для этого (сезон охоты на тот или иной вид). По окончании срока действия путевка возвращается по месту выдачи и в ней делаются отметки о добытых животных.

                Но откуда их брать? Выдавать такие путевки будете вы, после того, как станете юр. лицом или ИП и заключите охотохозяйственные соглашения. После этого вы будете вправе получать от уполномоченных органов государственной власти бланки разрешений, которые сможете заполнять самостоятельно и выдавать охотникам по своему усмотрению. Для получения бланков достаточно подать заявку в уполномоченные органы и указать количество необходимых бланков, виды предполагаемой охоты, сведения об охотничьих ресурсах, а также личные данные.

                Стоит заметить, что это одна из процедур, которая будет требовать вашего постоянного внимания (следить за количеством бланков, соблюдать сроки сезонов охоты, и т. д.). Дополнительно: некоторые виды птиц/животных считаются охраняемыми и для охоты на них необходима специальная лицензия, которая определяет поштучный отстрел особи.

                Ну и конечно же основной документ — разрешение ОВД на хранение и ношение огнестрельного охотничьего оружия. Мы не будем сейчас подробно останавливаться на этом моменте, просто знайте, что он необходим.

                Охотохозяйство

                Итак, с юридической и оформительской стороной вопроса покончено, как же организовать само охотохозяйство? Надо сказать что уровень сервиса здесь создается каждым по мере возможностей. Кто-то превращает рыболовно-охотничью базу в пятизвездочный мини-отель со всеми удобствами и развлечениями современного мира, а кто-то создает условия по-походному: утепленные вагончики и примус. Мол, почувствуй суровый вкус настоящего охотничьего образа жизни. Поэтому данный вопрос мы рассмотрим поэтапно.

                Обязательные услуги

              • питание;
              • обработка трофеев.
              • услуги егеря;
              • проживание;
              • аренда водного транспорта;
              • аренда рыболовного инвентаря;
              • К видам обработки охотничьих трофеев (любых) относится: разделка туши, чистка, потрошение, засолка, копчение (холодное\горячее), балыковяление, заморозка, и т. д. А если у вас есть парочка знакомых таксидермистов, вы можете организовать еще и создание чучел. Услуга эта затратная по времени, зато прибыльная.

                Дополнительные услуги

                Дополнительные услуги призваны повысить качество сервиса и выбор их зависит только от того, каким вы в итоге желаете видеть свое охотохозяйство. Вот некоторые из них:

              • трансфер (легковые автомобили, автобусы)
              • сауна\баня на территории базы
              • бассейн
              • площадка для пикника\мангал
              • тир\стендовая стрельба
              • игры (пейнтбол\волейбол\бильярд\настольный теннис)
              • экскурсии\конные прогулки по территории охотничьей зоны
              • водные прогулки (гидроциклы\квадроциклы\водные лыжи)
              • детская площадка\услуги няни
              • интернет\прачечная\ массаж
              • При желании можно даже и вертолетную площадку соорудить, но создавать такие условия повышенного комфорта лучше и безопаснее, если данный участок лесных угодий принадлежит вам, а не находится в аренде.

                Если вы планируете открывать «скромную» базу, то при желании можно обойтись минимальным составом, куда входит: егерь, управляющий, повар. Если список услуг будет более расширенный, то потребуется большее количество обслуживающего персонала: официантки, прачки, уборщики внутренних помещений и территории, чистильщики бассейна, и т. д. Ограничений полета фантазии тут нет — если будут возможности, хоть собственных музыкантов держите, главное чтобы это положительно отражалось на прибыли.

                Есть огромная разница между открытием рыболовно-охотничьей базы и любым другим видом бизнеса, ибо эта деятельность специфична. Большинство знающих или просто углублявшихся в эту тему людей утверждают, что получить полноценную прибыль (или просто окупить вложения) здесь можно, как минимум, через полгода. Так что начинать такой бизнес стоит либо без погони за куском хлеба, либо с активным привлечением сторонних инвестиций (по большей части невозвратных бюджетных средств). Рассмотрим первичные статьи расхода и дохода, исходя из «средних» показателей уровня сервиса базы.

                Статьи расхода

                Основные статьи расхода касаются первичного этапа организации базы (когда происходит постройка домиков, обустройство территории, и т. д.) и являются единовременными затратами. Регулярные затраты появятся позже и среди них:

              • интродукция и реинтродукция объектов животного мира (сюда также относится регулярное зарыбление водоемов),
              • зарплата сотрудникам.
              • А во что обойдется сегодня соорудить базу? Если на арендованной\купленной вами территории нет каких-либо построек, которые можно отреставрировать, либо сдавать в готовом виде, то приготовьтесь начинать все «с нуля». Это включает несколько этапов.

                Коммуникации — проверьте, есть ли они? Если да, то очень хорошо, если нет, то придется прокладывать.

                Проект базы — это дело, над которым стоит работать вместе с профессионалами. Большинство рыболовно-охотничьих баз не сильно отличаются от стандартных: домики для проживания, большое общее помещение, кухня, столовая, подсобные помещения\бараки для персонала. При желании можно еще сделать отдельный домик для администрации и крытый гараж для машин гостей.

                Строительство — здесь объемы ваших расходов будут зависеть не только от самих стройматериалов и найма рабочих, но и от дальности расположения вашей базы — чем дальше, тем дороже доставка сырья.

                После того, как все подготовительные работы будут закончены, необходимо выделить бюджет на рекламу, иначе как мир узнает о вас?

                Статьи дохода

                Основная статья дохода рыболовно-охотничьей базы — охота и добытые трофеи. И здесь каждая база учреждает свои нормы и способы оплаты услуг. В основном, определяется цена за предоставление территории для охоты, за работу егеря, за добытые трофеи (звери и дичь — поштучно, рыба — по весу), за их обработку. Помимо этого, небольшую плату еще можно брать за выдачу лицензий (300 – 1000 руб). Если на базе производится отлов рыбы, то имеет смысл организовать прокат рыболовного инвентаря и водного транспорта с учетом расхода ГСМ (горюче-смазочные материалы).

                Также оплате подлежат проживание на территории базы, питание и все другие дополнительные услуги.

                На правах рекламы

                Чтобы ваш бизнес не смотрелся «скучно» в череде конкурентов, придумайте ему какую-нибудь «изюминку». Это не только развлечет вас, но и поможет клиентам запомнить вас. Кроме вышеупомянутого совета вязать чучела, можно еще устраивать соревнования, например, по вылову рыбы. Или по отстрелу определенной дичи. Это будет являться своеобразной «рекламной акцией» и призвано привлечь больше внимания к вашей базе. И помните, что в данном виде бизнеса «сарафанное радио» имеет великий вес! Поэтому постарайтесь поддерживать репутацию хозяйства на нужном уровне и прибыль обязательно найдет вас!

                Удачи вам в бизнесе. И не забывайте платить налоги!

                Олеся Бедашова
                (с) www.openbusiness.ru — портал бизнес-планов и руководств

                Автобизнес. Быстрый расчет доходности предприятия этой сферы

                Расчитайте прибыль, окупаемость, рентабельность любого бизнеса за 10 секунд.

                Введите начальные вложения
                Далее

                Для того чтобы начать расчет, введите стартовый капитал, нажмите кнопку далее и следуйте дальнейшим инструкциям.

                Введите постоянные издержки

                Например, аренда, зарплаты сотрудникам, коммунальные услуги, амортизация оборудования, интернет и т.п.

                Выберите способ расчета доходов
                По среднему чеку От производства и продажи продукции или услуг

                Чистая прибыль (в мес.):

                Хотите сделать детальный финансовый расчет для бизнес-плана? Воспользуйтесь нашим бесплатным мобильным приложением «Бизнес расчеты» для Android в Google Play или закажите профессиональный бизнес-план у нашего эксперта по бизнес-планированию.

                Еще по теме:

                • Продажа контрафактного алкоголя наказание Продажа контрафактной продукции Ответы на вопросы касательно продажи фальсифицированного товара, контрафактной (паленой) продукции и товара без акциза, перечень: сигареты, водка, вино, косметика, парфюмерия, программное обеспечение и т.д. Ответственность и […]
                • Манометрический коллектор vmg-2-r410a value Манометрический коллектор VMG-2-R410A Тип: Манометрический коллектор в кейсе (со шлангами 1,5 м) VMG-2-R410AПроизводитель: ValueСтрана: ТайваньКод товара: 2142 Манометрический коллектор состоит из 2-х высокоточных манометров высокого и низкого давления, а […]
                • Продажа судов рыболовных Продажа судов рыболовных Возьмём в аренду рыболовое судно с последующим выкупом. Предприятие возьмёт в аренду с последующим выкупом рыболовое судно c фабрикой на борту стр-420 или мкртм с действующим классом регистра, готовое к выходу на промысел […]
                • Работа юристов в махачкале Работа Юрист Махачкала Чтобы устроиться на должность Юрист в г. Махачкала, часто требуется: new_releasesконтору. Оформление по ТК, суббота короткий день, оплачиваемый обед, дружный коллектив. премии. Оплата от 15000р. График работы с 9: 00 до 19: 00, 6/1. […]
                • Правила по баскетболу в школе Баскетбол. Коротко о правилах В игре участвует две команды по 12 человек. На игровой площадке находится по 5 игроков от каждой из команд. Ограничений для замен нет. Цель: забить в кольцо соперника большее количество мячей, не дать второй команде захватить […]
                • Приказ 364 министерства здравоохранения рк Законодательство Приказ МЗСР РК №364 от 20 мая 2015 года Приказ МЗСР РК №364 от 20 мая 2015 года Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 18 июня 2015 года № 11386 Об утверждении формы письменного добровольного согласия пациента при […]
                • Закон янао 2004 Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 ноября 2004 г. N 61-ЗАО "О наделении статусом, определении административного центра и установлении границ муниципального образования город Муравленко" (с изменениями и дополнениями) Закон Ямало-Ненецкого […]
                • Восколько лет на пенсию Пенсионный возраст повысят: как это будет Мужчины будут выходить на пенсию в 65 лет, женщины – в 63 года. Сейчас пенсионный возраст равен 60 и 55 лет для мужчин и женщин соответственно. Начнется повышение с 2019 года, но оно не будет внезапным, а растянется […]