Основные полномочия муниципальных служащих

Основные полномочия муниципальных служащих

Начиная рассмотрение правового статуса муниципального служащего, неминуемо возникает вопрос, до сих пор окончательно не решенный в юридической литературе – является ли муниципальный служащий государственным служащим – то есть, является ли муниципальная служба государственной?

В настоящее время в нормативных актах закреплены такие понятия: «государственная служба», «государственный служащий», «государственная должность» и понятия «муниципальная служба», «муниципальный служащий», «муниципальная должность». Все они, по сути, обозначают деятельность лиц, занятых осуществлением функций по обеспечению исполнения полномочий государственных органов — государственные служащие и органов местного самоуправления — муниципальные служащие. В.А.Козбаненко заключает, что данные ныне действующим российским законодательством понятия объединяют всех служащих, занятых на профессиональной основе исполнением различных управленческих функций в органах государственной власти и органах местного самоуправления [1] .

И государственная, и муниципальная служба, по мнению исследователя, относятся к публичной службе, однако муниципальная служба не является разновидностью государственной. Аналогичного мнения придерживаются авторы учебника «Служебное право» Б.Н.Габричидзе и А.Г.Чернявский, считая, что муниципальная служба – это есть специфическая разновидность службы, не являющаяся государственной, в органах местного самоуправления муниципальных образований: городских и сельских поселений и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций [2] .

ФЗ «О государственной гражданской службе» в п.2 ст.3 четко закрепляет, что государственная гражданская служба РФ подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов РФ. О какой-либо «государственной гражданской муниципальной службе» речь в данном законе не идет. Таким образом, муниципальная служба не является, по мнению законодателя, государственной.

Но есть и полярные мнения. Так, Ю.Н.Старилов [3] относит «муниципальную службу» к «государственной службе». То есть широкое понятие «государственная служба» охватывает и «муниципальную службу» как частную ее разновидность. По мнению исследователя, сама модель российской публичной службы, когда государственная и муниципальная служба разделены специальными законодательными актами является значительной проблемой, и поэтому необходимо выровнять статус государственных и муниципальных служащих [4] .

Подтверждение возможности существования такого мнения основывается и на том, что муниципальная и государственная службы тесно взаимосвязаны, что закрепляется ст.7 ФЗ «О государственной гражданской службе», из которой следует следующее:

Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством:

1) единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;

2) единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;

3) единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих;

4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;

5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;

6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

В некоторых субъектах РФ законодательные акты регулируют одновременно и государственную и муниципальную службу. Например, Закон Воронежской области от 19 января 1995г. «О государственной и муниципальной службе Воронежской области» регулирует отношения в сфере государственной службы области, а также муниципальной службы в органах местного самоуправления [5] .

На наш взгляд, с точки зрения административного, конституционного права, безусловно, муниципальные служащие являются государственными служащими, поскольку де-факто служат государству (пусть и в лице его отдельных представителей – жителей конкретного района, города, селения, являющегося муниципальным образованием). Муниципальные служащие подчиняются единым государственным законам, законам субъекта федерации, в котором расположено данное муниципальное образование. Муниципальные служащие являются представителями, носителями властных полномочий, управленцами на данной территории – то есть представляют собой третье, нижайшее звено публичной власти страны.

Народ Российской Федерации осуществляет свою власть через систему публичной власти, которая осуществляется в России в формах государственной власти Российской Федерации (федеральная власть), государственной власти субъектов РФ (региональная власть) и местного самоуправления (муниципальная власть). Эти три уровня публичной власти России организационно обособлены друг от друга, самостоятельны в пределах своих полномочий, но природа их по существу одинаковая – органы власти получают свои полномочия от народа (населения соответствующей территории) [6] .

При всем этом, действующее законодательство, как было сказано выше, не включает муниципальную службу в государственную гражданскую службу, и на этом основывается разделение в статусе тех и иных служащих. Нас в данном исследовании интересует, прежде всего, особенности регулирования труда муниципальных служащих, поэтому подробнее остановимся именно на законодательных основах регулирования социально-полезной деятельности работников органа местного самоуправления.

Для обозначения работника органа местного самоуправления законодатель использует понятия «служащий», «должностное лицо». В связи с этим на практике возникает вопрос о четком разграничении понятий «муниципальный служащий» и «муниципальное должностное лицо». Как совершенно справедливо отмечает С.Г. Соловьев [7] , проблемы правового статуса должностных лиц местного самоуправления — не только сугубо теоретические. Актуальность им придает тот факт, что в последнее время большое распространение получила коррупция в среде должностных лиц местного самоуправления. Следует указать и на серьезную опасность, которую представляет взаимопроникновение муниципально-властных и предпринимательских структур, факты злоупотреблений должностными лицами органов местного самоуправления. Достаточно часто в муниципальных образованиях встречаются случаи вхождения руководящих работников органов местного самоуправления в число учредителей и участников органов управления коммерческими структурами. Поэтому важно определить правовое положение муниципального служащего, муниципального должностного лица.

Итак, обратимся к Закону. Согласно ст.2 и 7 ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» муниципальным служащим является гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. При этом под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. Муниципальными служащими не являются депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления.

Профессиональная деятельность предполагает выполнение социально-значимых действий, связанных с выполнением исполнительно-распорядительных, административно-хозяйственных, планово-прогнозных, контрольных, координационных и других управленческих функций в соответствие с квалификацией муниципальных служащих [8] .

Согласно ст.8 указанного Федерального закона муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта РФ.

Муниципальный служащий занимает определенную должность. Должность муниципального служащего может быть:

выборной, т.е. замещаемой в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов;

невыборной, т.е. должности, замещаемые путем заключения трудового договора.

Законодатель рассматривает как муниципальную службу только профессиональную деятельность на так называемых иных муниципальных должностях (т.е. невыборных – т.е. тех, на которых граждане работают по трудовому договору). Профессиональная деятельность главы муниципального образования, иных выборных лиц местного самоуправления, депутатов под понятие муниципальной службы не попадает. В ч.2 ст.2 Закона указывается, что статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления данным Законом не устанавливается. Здесь должны действовать особые акты.

То есть получается, что хотя и выбираемые должности, и невыбираемые должности работников органа местного самоуправления объединены законодателем под понятием «муниципальный служащий», регламентация их правового статуса происходит различными нормативно-правовыми актами. Возникает достаточно странная ситуация, когда одни лица, занимающие муниципальные должности, относятся к категории муниципальных служащих, а другие, также занимающие муниципальные должности, к указанной категории не относятся.

По мнению АН.Кокотова и А.С.Саломаткина подобный подход вряд ли можно признать оптимальным. Выборный характер ряда муниципальных должностей предопределяет только особенности правоположения замещающих их лиц в рамках муниципальной службы. Тот же глава муниципального образования наделен законодательно закрепляемыми за ним властными полномочиями, но он же обладает правами, обязанностями по службе, носящими служебный характер (право на денежное содержание, на отпуск, на пенсионное обеспечение; обязанность представлять необходимые документы в кадровую службу соответствующих органов местного самоуправления и т.д.). Поэтому логично распространять на лиц, замещающих выборные муниципальные должности, общий статус муниципальных служащих с необходимыми из него изъятиями и его дополнением особыми служебными правами, обязанностями названных лиц. Последние же следует закреплять не в нормативных актах, посвященных вопросам муниципальной службы, а в актах о статусе депутатов, глав муниципальных образований. К особенностям прохождения службы главами муниципальных образований относится, например, то, что они вступают в должность на основании собственных актов и актов об их избрании, принимаемых соответствующими избирательными комиссиями, нераспространение на них квалификационных разрядов, отсутствие практики их аттестации, особый порядок их увольнения как выборных должностных лиц [9] .

В практических целях принято различать понятия муниципальный «служащий» и «должностное лицо», относя к первой группе работников по трудовому договору, а ко второй – лиц, избранных на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах. Большинство исследователей придерживаются того мнения, что из состава муниципальных служащих исключаются лица, замещающие выборные должности местного самоуправления (главы муниципальных образований, депутаты представительных органов местного самоуправления, иные выборные должностные лица).

Такой подход, кстати, является наиболее обоснованным с точки зрения правовой логики и именно он доминирует в практике муниципального управления.

Уголовное законодательство также делает достаточно строгое различие между «должностными лицами» и просто «служащими». Так, Уголовный кодекс в примечании к ст. 258 дает определение понятия «должностное лицо», относя к этой категории «лиц, осуществляющих функции представителей власти, выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных органах, учреждениях, занимающие государственные должности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и т.п.

Что же касается лиц, занимающих определенное «служебное положение», то это государственные служащие, служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, служащие различных общественных объединений, фондов, иных некоммерческих организаций, служащие коммерческих организаций, не относящиеся к числу лиц, осуществляющих управленческие функции [10] .

Вернемся к законодательному определению муниципального служащего, уже приведенному выше. Итак, к муниципальным служащим относятся лица:

— граждане Российской Федерации;

— достигшие совершеннолетия (18 лет);

— исполняющие обязанности по муниципальной должности муниципальной службы, при этом

— порядок исполнения должности определен уставом муниципального образования в соответствие с федеральным и региональным законодательством;

— получающий денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств местного бюджета.

Не являются муниципальными служащими лица, которые эпизодически помогают органам местного самоуправления (консультанты, эксперты, специалисты и другие помощники), а также лица, исполняющие в органах местного самоуправления обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления.

Аналогичное определение муниципального служащего присутствует в каждом региональном законе о муниципальной службе. Так, согласно ст.8 Закона Ханты-мансийского автономного округа — Югры о муниципальной службе в Ханты-мансийском автономном округе – Югре [11] , муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, исполняющий в порядке, определенном в уставе муниципального образования в соответствии с федеральными законами, законами автономного округа, настоящим Законом, обязанности по должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования; муниципальными служащими автономного округа признаются лица, замещающие должности муниципальной службы, установленные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром должностей муниципальной службы, утвержденным законом автономного округа. То есть, в определении присутствует только дополнительное указание на региональную принадлежность, в остальном же определение идентично данному в федеральном законе.

Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

В реестре муниципальных должностей муниципальной службы могут быть установлены муниципальные должности муниципальной службы для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего выборную муниципальную должность. Указанные муниципальные должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.

Взглянем для примера на реестр муниципальных должностей в ХМАО-Югре, установленный Законом ХМАО-Югры «О муниципальных должностях и реестре муниципальных должностей муниципальной службы в ХМАО-Югре» [12] (Принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа — Югры 22 ноября 2005 года). Так, к примеру, согласно Приложению 1 в Перечень муниципальных должностей в городских округах и муниципальных районах входят:

1. Глава муниципального образования.

2. Председатель Думы муниципального образования.

3. Заместитель председателя Думы муниципального образования.

4. Депутат Думы муниципального образования.

5. Председатель избирательной комиссии муниципального образования.

6. Секретарь избирательной комиссии муниципального образования.

7. Председатель контрольного органа муниципального образования, сформированного на муниципальных выборах.

8. Заместитель председателя контрольного органа муниципального образования, сформированного на муниципальных выборах.

9. Член контрольного органа муниципального образования, сформированного на муниципальных выборах.

Должности муниципальной службы подразделяются на четыре основные категории: 1) руководители; 2) помощники (советники); 3) специалисты; 4) обеспечивающие специалисты.

Руководители — должности руководителей и заместителей руководителей отраслевых (функциональных) и территориальных подразделений (органов) местного самоуправления, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничений срока полномочий. Большинство исследователей относят в эту категорию и выборных должностных лиц, в том числе глав муниципальных образований, депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе.

Помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия должностным лицам местного самоуправления в реализации их полномочий, замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц. В данную категорию входят, в частности, должности помощника главы муниципального образования, советника (консультанта) главы муниципального образования, пресс-секретаря главы муниципального образования. Выделение этих должностей в отдельную категорию связано с особым характером отношений между замещающими их служащими и главой муниципального образования. Закон исходит из права главы назначать на эти должности лиц, нужных ему в силу каких-либо обстоятельств. Вновь избранный глава свободен в подборе кандидатов на названные должности. С уходом прежнего главы муниципального образования истекает и срок полномочий служащих, назначенных им на указанные должности.

Специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения осуществления органом местного самоуправления своих задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности органов местного самоуправления и замещаемые без ограничения срока полномочий [13] .

Приведем пример реестра муниципальных должностей муниципальной службы из Приложении 3 к Закону ХМАО-Югры (Муниципальные должности муниципальной службы категории «помощники (советники)») – то есть это перечень невыборочных, а работающих по трудовому договору лиц:

1. Муниципальные должности муниципальной службы высшей группы, относящиеся к категории «помощники (советники)»:

1) помощник, советник, консультант главы муниципального образования;

2) помощник, советник, консультант председателя Думы муниципального образования;

3) помощник, советник, консультант главы администрации муниципального образования;

4) пресс-секретарь главы муниципального образования;

5) пресс-секретарь председателя Думы муниципального образования.

2. Муниципальные должности муниципальной службы главной группы, относящиеся к категории «помощники (советники)»:

1) помощник первого заместителя главы муниципального образования;

2) помощник первого заместителя главы администрации муниципального образования;

3) помощник заместителя главы муниципального образования;

4) помощник заместителя главы администрации муниципального образования.

Подробная и детальная классификация муниципальных должностей муниципальной службы позволяет организовать мобильность в работе муниципального аппарата, разграничить сферы ответственности между сотрудниками. Кроме того, классификация (своеобразный Табель о рангах) является хорошим способом стимулирования профессионального роста муниципальных служащих и четкого задания его направленности и ступеней.

[1] Козбаненко В.А. Публично-правовая природа статуса гражданских и муниципальных служащих: общее и особенное // Конституционное и муниципальное право, 2003 — №3.

[2] Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Служебное право. – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К о », 2003. С.90.; см. также: Иванов В.П. Реформирование государственной службы: вопросы и перспективы // Журнал российского права, 2003 — №5.

[3] Старилов Ю.Н. Служебное право. М.: БЕК, 1996. С. 133.

[4] Старилов Ю.Н. Что происходит с институтом российской государственной службы? // Журнал российского права, 2004г. — №9.

[5] Комментарий к ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» — Система ГАРАНТ, 2005 г.

[6] Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / под ред. В.И.Шкатулла. – М.: «Экзамен», 2006. С.64.

[7] Соловьев С.Г. Должностное лицо местного самоуправления: вопросы теории и практики // Журнал российского права, 2004 — №8.

[8] Игнатов В.Г., Рудой В.В. Местное самоуправление. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – с.115.

[9] Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. Муниципальное право России: Учебник – М.: Юристъ, 2005.

[10] Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (для предпринимателей) — Издательский Дом ИНФРА-М, 2000.

[11] См. официальную публикацию

[12] См. официальную публикацию

[13] Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. Муниципальное право России: Учебник – М.: Юристъ, 2005.

Муниципальная служба: понятие, принципы, правовое регулирование. Правовой статус муниципального служащего Прохождение муниципальной службы

ФЗ от 08.01.1998 №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ»;

ФЗ от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы РФ»;

Муниципальная служба (МС) – профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий МО, а также полномочий органов МО и лиц, замещающих муниципальные должности МО.

Общие принципы организации МС – ФЗ «Об основах МС в РФ» (МС осуществляется на муниципальных должностях, не являющихся выборными).

Отличительные черты и признаки МС:

МС учреждается и функционирует в сфере публичной власти (муниципальная власть и власть государства – формы публичной власти).

Специфические задачи МС, связанные с обеспечением полномочий МСУ (обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения; МС – одна из гарантий самостоятельности МСУ). Основные задачи МС – обеспечение прав и свобод человека и гражданина на территории МО; защита прав и законных интересов МО, его населения.

Уровни системы правового регулирования МС (федеральный, субъектов РФ, муниципальный).

Вопросы формирования личного состава МС, аттестации муниципальных служащих и некоторые другие решаются МО самостоятельно на основе законодательства о МС и ее собственных НПА.

Общие черты правового статуса муниципального служащего и правового статуса государственного служащего (стаж МС приравнивается к стажу государственной службы; на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного служащего).

Финансирование МС осуществляется за счет средств местного бюджета (минимально необходимые расходы МО на МС должны учитываться органами государственной власти при определении минимальных местных бюджетов).

Основные принципы МС:

  • Верховенство КРФ, ФЗ и законов субъектов РФ над иными НПА, должностными инструкциями (общий принцип для организации и деятельности государственной, муниципальной и иных видов служебной деятельности в РФ).
  • Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие (человек, его права и свободы – высшая ценность; они определяют деятельность МСУ и муниципальных служащих).
  • Самостоятельность органов МСУ в пределах их полномочий (конституционная гарантия МСУ, его самостоятельности). МС не входит в систему государственной службы, не является ее структурной частью (самостоятельный институт МСУ) (органы государственной власти не вправе вмешиваться в деятельность органов МСУ по решению вопросов местного значения, относящихся к ведению МО; решения органов и должностных лиц МСУ могут быть отменены только органами и лицами, их принявшими, или признаны недействительными по решению суда).
  • Профессионализм и компетентность муниципальных служащих.
  • Ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей (обеспечение дисциплины в их деятельности, формирование чувства ответственности за порученное дело).
  • Равный доступ граждан к МС в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой.
  • Единство основных требований, предъявляемых к МС в РФ, а также учета исторических и иных местных традиций (предполагает единство правового статуса муниципальных служащих – общие перечни ограничений, связанных с МС, гарантий).
  • Правовая и социальная защищенность муниципальных служащих (обеспечение стабильности кадров в органах МСУ, защиты муниципальных служащих от политической конъюнктуры, произвола руководителя, гарантии соответствующих условий работы, пенсионного обеспечения).
  • Внепартийность МС (цель – не допустить перехода МС под контроль политических организаций).
  • Открытость МС и ее доступность общественному контролю, объективное информирование населения о деятельности муниципальных служащих.
  • Защита муниципальных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность государственных и муниципальных органов и должностных лиц, физических и юридических лиц.
    • К компетенции органов государственной власти РФ относится законодательство о МС.
    • Законодательное регулирование вопросов МС осуществляется субъектами РФ в соответствии с КРФ и ФЗ (законы о МС, об аттестации муниципальных служащих, о системе оплаты их труда; реестры муниципальных должностей МС, соотношение муниципальных должностей МС и государственных должностей государственной службы РФ).
    • К правовой основе МС относятся уставы МО и иные НПА МО (МО определяют порядок прохождения МС, требования к муниципальным должностям, права и обязанности, виды поощрений муниципального служащего).
    • ФЗ 2003 – правовое регулирование МС, включая требования к муниципальным должностям МС, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения службы, осуществляется ФЗ, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ и уставами МО.

      Муниципальная должность – должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей. ФЗ от 08.01.1998 №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ»;

      ФЗ от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы РФ»;

      Признаки, характеризующие муниципальную должность:

      устанавливается уставом МО, иными НПА органов МСУ в соответствии с законом субъекта РФ;

      предполагает ответственность за исполнение связанных с ней обязанностей;

      замещается на постоянной основе и в установленном законом порядке;

      с ней связан комплекс обязанностей и соответствующих им прав, необходимых для обеспечения осуществления задач и функций МСУ.

      Виды муниципальных должностей:

      1) Выборные муниципальные должности (замещаются в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа МСУ, выборные должностные лица МСУ) или на основании решения представительного или иного выборного органа МСУ в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов (председатель представительного органа МСУ)).

      Статус лиц, замещающих выборные муниципальные должности, законом не устанавливается (МС осуществляется на муниципальной должности, не являющейся выборной).

      2) Иные муниципальные должности (замещаются путем заключения трудового договора – муниципальные должности МС).

      Группы муниципальных должностей:

      1) Должности с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения (выборные лица МСУ – должностные лица, избранные населением непосредственно или представительным органом МСУ из своего состава, наделенных уставом МО полномочиями на решение вопросов местного значения).

      2) Должности с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий органов МСУ (должности МС – должности в органах МСУ; лица, их замещающие, – муниципальные служащие – осуществляют профессиональную деятельность на постоянной основе в органах МСУ по исполнению их полномочий).

      Муниципальные должности устанавливаются НПА органов МСУ в соответствии с реестром муниципальных должностей МС, утверждаемым законом субъекта РФ.

      Единый реестр муниципальных должностей Московской области:

    • должности категории «А» (выборные муниципальные должности – глава МО, председатель представительного органа МСУ, работающий на постоянной основе);
    • должности МС;
    • должности категории «Б» (должности МС для обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих должности категории «А» — помощник главы МО, консультант главы МО);
    • должности категории «В» (должности МС для обеспечения полномочий органов МСУ – глава местной администрации (назначенный), его заместители, начальники управлений и отделов местной администрации, их заместители, консультанты, специалисты).
    • Все муниципальные должности МС Московской области подразделяются на группы:

      1) высшие должности (назначенный глава местной администрации, его заместители);

      2) главные должности (руководители структурных подразделений администрации);

      3) ведущие должности (заместители руководителей структурных подразделений администрации, консультанты);

      4) старшие должности (главные и ведущие специалисты);

      5) младшие должности (специалисты 1-й и 2-й категории, специалисты).

      Высшие и главные должности устанавливаются уставом и НПА МО в соответствии с законами Московской области (ведущие и старшие – НПА МО в соответствии с уставом МО и законами Московской области; младшие – НПА МО в соответствии с его уставом).

      Муниципальный служащий – гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом МО в соответствии с ФЗ и законами субъекта РФ, обязанности по муниципальной должности МС за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

      Признаки муниципального служащего:

      1) занятие им должности МС, исполнение обязанностей по этой должности (к муниципальным должностям МС относятся должности в органах МСУ, замещаемые путем заключения трудового договора, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа МСУ и ответственностью за исполнение этих обязанностей);

      2) исполнение и обеспечение полномочий органов МСУ (профессиональная деятельность, осуществляется на постоянной основе и в порядке, определяемом уставом МО в соответствии с ФЗ и законами субъектов РФ);

      3) денежное вознаграждение за исполнение своих обязанностей он получает из средств местного бюджета (минимально необходимые расходы МО на МС должны учитываться органами государственной власти при определении минимальных местных бюджетов).

      Классификация государственных служащих:

      1) В зависимости от характера и объема полномочий:

      а) руководители (должностные лица МСУ, выполняющие организационно-распорядительные функции в органах МСУ – руководители органов МСУ, их структурных подразделений, их заместители);

      б) специалисты (обеспечивают полномочия органов, выборных должностных лиц МСУ – консультант главы МО, консультант управления, главные и ведущие специалисты).

      2) В зависимости от требований, предъявляемых к уровню образования и профессиональной подготовке, необходимых для замещения муниципальной должности МС (муниципальные служащие, замещающие высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности).

      3) С учетом квалификационных разрядов (действительный муниципальный советник Московской области 1-го, 2-го, 3-го класса; муниципальный советник Московской области 1-го, 2-го, 3-го класса; советник МС Московской области 1-го, 2-го, 3-го класса; старший референт МС Московской области 1-го, 2-го, 3-го класса; референт МС Московской области 1-го, 2-го, 3-го класса).

      Правовой статус муниципального служащего определяется КРФ, законами об общих принципах организации МСУ, об основах муниципальной службы, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами и иными НПА МО (права и обязанности муниципальных служащих закрепляются уставом МО или НПА органов МСУ в соответствии с ФЗ и законами субъектов РФ).

      Муниципальному служащему гарантируются следующие общие права:

      1) знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества работы;

      2) требовать обеспечения организационно-технических условий, необходимых для осуществления должностных полномочий;

      3) получать от государственных органов и органов МСУ, от организаций независимо от форм собственности необходимую информацию и материалы;

      4) принимать решения в соответствии со своими должностными полномочиями (принимать участие в их подготовке);

      5) права, связанные с организацией МС, с ее прохождением.

      Муниципальный служащий вправе:

      1) вносить предложения по совершенствованию МС;

      2) знакомиться со всеми материалами своего личного дела;

      3) требовать служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

      4) добиваться продвижения по службе, увеличения размера денежного содержания с учетом результатов работы, уровня квалификации, стажа работы;

      5) повышать квалификацию за счет средств местного бюджета;

      6) участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности МС или государственной службы.

      Муниципальный служащий обязан:

      1) обеспечивать соблюдение и реализацию КРФ, ФЗ, конституций (уставов), законов и иных НПА субъектов РФ, НПА МО;

      2) при осуществлении своих задач и функций не выходить за пределы предоставленных полномочий;

      3) обеспечивать соблюдение и защиту прав и свобод граждан;

      4) исполнять распоряжения вышестоящих руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий;

      5) поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения должностных обязанностей;

      6) соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции и порядок работы со служебной информацией;

      7) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, не разглашать сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

      Муниципальный служащий не вправе:

      1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

      2) быть депутатом ГД ФС РФ, депутатом законодательного органа субъекта РФ, депутатом представительного органа МСУ, членом иных выборных органов МСУ, выборным должностным лицом МСУ;

      3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

      4) состоять членом органа управления коммерческой организации (если это не предусмотрено законом или в соответствии с ФЗ и законами субъекта РФ это ему не поручено);

      5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе МСУ, в котором он состоит на МС или который ему непосредственно подчинен или подконтролен;

      6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество, служебную информацию;

      7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве муниципального служащего;

      8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с исполнением им должностных обязанностей;

      9) выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц (исключение – командировки по договоренности органов МСУ МО с органами МСУ других МО, органами государственной власти и органами МСУ иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями);

      10) принимать участие в забастовках;

      11) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений.

      Муниципальный служащий обязан ежегодно представлять в органы ФНС сведения о полученных доходах и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, которое является объектом налогообложения.

      Нормы, устанавливающие основания, виды и порядок применения поощрений муниципального служащего, содержатся в НПА МО, принимаемых в соответствии с ФЗ и законами субъектов РФ (благодарность, единовременное денежное поощрение, объявление благодарности с денежным поощрением, награждение ценным подарком, награждение Почетной грамотой органов МСУ или администрации субъекта РФ, представление к награждению государственными наградами РФ).

      Гарантии муниципального служащего (ФЗ «Об основах МС в РФ»:

      1) условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;

      2) денежное содержание и иные выплаты (размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок и иных выплат к должностному окладу муниципального служащего определяются НПА органов МСУ в соответствии с законами субъекта РФ);

      3) ежегодный оплачиваемый отпуск (не менее 30 календарных дней; для отдельных категорий – больше; за выслугу лет – дополнительный оплачиваемый отпуск);

      4) медицинское обслуживание служащего и членов его семьи, в том числе после выхода его на пенсию;

      5) пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов его семьи в случае смерти муниципального служащего, наступившей в связи с исполнение им должностных обязанностей;

      6) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением должностных обязанностей;

      7) защита членов его семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.

      Ответственность муниципального служащего (за должностной проступок на него могут налагаться дисциплинарные взыскания – замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение) (взыскания налагаются руководителем, обладающим правом назначения муниципального служащего на должность МС).

      Ответственность за исполнение муниципальным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель (при наличии сомнения в правомерности полученного распоряжения муниципальный служащий в письменной форме сообщает об этом руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю, которые могут подтвердить или отменить обжалуемое распоряжение).

      Поступление на МС осуществляется в соответствии с законодательством РФ о труде с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ «Об основах МС в РФ».

      Порядок поступления и прохождения МС устанавливается законами субъекта РФ в соответствии с ФЗ (условия поступления на МС – гражданство РФ; владение государственным языком; достижение 18-летнего возраста; соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к замещению должности МС, и иным требованиям, установленным ФЗ и законами субъектов РФ).

      Гражданин не может быть принят на МС и находиться на МС в случаях (признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным; лишения его судом права занимать муниципальные или государственные должности в течение определенного срока; наличия заболевания, препятствующего выполнению им должностных обязанностей; наличия близкого родства с муниципальными служащими, если их служба связана с подчиненностью или подконтрольностью; отказа от предоставления сведений, предусмотренных законодательством о МС).

      Гражданин поступает на МС на условиях трудового договора (заключается на неопределенный срок, на срок полномочий представительного органа МСУ или выборного должностного лица МСУ или на иной срок, предусмотренный уставом МО).

      Поступление гражданина на МС оформляется приказом (распоряжением) руководителя органа или выборного должностного лица МСУ о назначении его на должность МС.

      Законы субъектов РФ о МС предусматривают установление испытания при замещении должности МС (для лиц, впервые принятых на МС; для муниципальных служащих при переводе на должность иной группы или специализации).

      Замещение вакантной должности МС возможно на основе результатов конкурса (одна из гарантий права граждан на равный доступ к МС).

      Квалификационные разряды могут присваиваться муниципальным служащим по результатам квалификационного экзамена или аттестации (указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки) (порядок их присвоения, сохранения устанавливаются законом субъекта РФ в соответствии с ФЗ).

      Аттестация муниципального служащего проводится в целях определения уровня профессиональной подготовки и соответствия занимаемой должности либо должности, на которую он претендует.

      Квалификационный экзамен проводит аттестационная комиссия для присвоения квалификационного разряда (ее рекомендации – основание для принятия руководителем решения о присвоении муниципальному служащему квалификационного разряда).

      МС прекращается при увольнении муниципального служащего, в том числе в связи с выходом на пенсию (увольнение муниципального служащего может осуществляться по инициативе руководителя органа МСУ в случаях – достижения предельного возраста, установленного для замещения муниципальной должности МС (60 лет); прекращения гражданства РФ; несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных для него законом; разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну).

      Порядок управления МС и органы, осуществляющие это управление, устанавливаются законами субъектов РФ (в Московской области – отдел МС Управления государственной службы Московской области и кадровые службы органов МСУ).

      Кадровые службы органов МСУ Московской области:

      обеспечивают проведение конкурсов на замещение вакантных должностей, аттестации муниципальных служащих, квалификационные экзамены;

      оформляют НПА МО по вопросам МС;

      ведут Единый реестр муниципальных должностей и должностей МС;

      консультируют муниципальных служащих по вопросам их правового положения, соблюдения ограничений, связанных с прохождением МС;

      анализируют уровень профессиональной подготовки муниципальных служащих, организуют их переподготовку и повышение квалификации.

      В период прохождения муниципальной службы муниципальному служащему гарантируются:

    • условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;
    • денежное содержание и иные выплаты;
    • ежегодный оплачиваемый отпуск;
    • медицинское обслуживание его и членов его семьи, в том числе после выхода его на пенсию;
    • пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;
    • обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;
    • обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей;
    • защита его и членов его семьи в порядке, установленном законами, от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.

    В случае ликвидации органа МСУ, сокращения штата работников данного органа муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные законодательством РФ о труде для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций, сокращения штата работников.

    Размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок и иных выплат к должностному окладу муниципального служащего определяются нормативными актами органов МСУ в соответствии с законами субъекта РФ.

    Муниципальный служащий имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней. Для отдельных категорий муниципальных служащих федеральными законами и законами субъектов РФ могут устанавливаться ежегодный оплачиваемый отпуск большей продолжительности.

    Сверх ежегодного оплачиваемого отпуска муниципальному служащему за выслугу лет предоставляется в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов РФ, дополнительный оплачиваемый отпуск.

    На муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного служащего в РФ, устанавливаемые федеральными законами и законами субъекта РФ. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта РФ соотношением муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного служащего по соответствующей государственной должности.

    Условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов РФ и муниципальным служащим за счет средств субъектов РФ и средств органов МСУ определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов МСУ.

    В случае смерти муниципального служащего, связанной с исполнением им должностных обязанностей, в том числе наступившей после увольнения его с муниципальной службы, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца в порядке, определяемом ФЗ.

    Стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной службы государственного служащего. Время работы на муниципальных должностях муниципальной службы засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством РФ о государственной службе.

    Правовой статус муниципального служащего.

    Должность муниципальной службы — должность в органе местного самоуправления, устанавливаемая муниципально-правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте, утверждаемым законом субъекта РФ.

    Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципально-правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

    Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими (например, водитель, заведующий хозяйством, вахтер и пр.)

    Под правовым статусом служащего понимается совокупность его прав, интересов, льгот, гарантий, преимуществ, обязанностей, ограничений и запретов, особенностей ответственности, связанных с осуществлением лицом функций властных органов (должностных полномочий) .

    К основным правам муниципального служащего закон 2007 года относит следующие (ст. 11):

    1) право на ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы, условиями продвижения по службе;

    2) право на обеспечение организационно-технических условий;

    3) оплату труда и другие выплаты;

    4) право на отдых;

    5) право на получение в установленном порядке информации, материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования

    6) право на участие в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы

    7) право на повышение квалификации

    8) на защиту своих персональных данных, ознакомление со всеми материалами своего личного дела, приобщение к личному делу его письменных объяснений;

    9) право на объединение, в том числе на создание профессиональных союзов для защиты своих интересов;

    10) право на защиту своих прав в суде

    11) пенсионное обеспечение.

    Муниципальный служащий (кроме главы местной администрации, замещающего свою должность по контракту) вправе выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликта интересов ситуации, при которой личная заинтересованность служащего может повлиять на объективное исполнение им своих должностных обязанностей и способное привести к причинению вреда государственным и частным интересам. (Точное определение данной ситуации и ее последствий содержится в ч. 2 ст. 11 закона о муниципальной службе).

    Закон регламентирует также обязанности муниципальных служащих. К некоторым из них относятся: соблюдение Конституции РФ, законов, уставов, муниципально-правовых актов; исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией; соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций; поддержание необходимого уровня квалификации; неразглашение сведений, составляющих государственную, или иную охраняемую законом тайну, а также, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей; бережное отношение к имуществу, необходимому для исполнения обязанностей; предоставление сведений о себе и членах своей семьи, о полученных доходах и принадлежащем ему имуществе и др.

    Муниципальный служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. В противном случае наступает предусмотренная законами РФ ответственность муниципального служащего и давшего это поручение руководителя.

    В случае совершения служащим дисциплинарного проступка наступает дисциплинарная ответственность в виде применения лицу замечания, выговора, увольнения с муниципальной службы.

    На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком РФ, соответствующие квалификационным требованиям, необходимым для замещения должности, при отсутствии ограничений, связанных со службой.

    Ограничения на муниципальной службе — невозможность нахождения на ней или принятия в нее — наличие заболевания, препятствующее пребыванию на службе (перечень таких заболеваний установлен Правительством РФ); близкое родство или свойство с муниципальным служащим, если замещение должности связано с подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; признания его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда; осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей; прекращения гражданства РФ, приобретение гражданства другого государства, представления подложных документов, заведомо ложных сведений при поступлении на службу и др.

    В связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается: состоять членом органа управления коммерческих организаций, если ему не поручено участвовать в управлении этой организации; замещать должность муниципальной службы в случае избрания или назначения на государственную должность РФ или субъекта РФ, назначения на должность государственной службы, избрания или назначения на муниципальную должность; заниматься предпринимательской деятельностью, быть представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления; получать вознаграждения (подарки, ссуды, оплату развлечений и пр.) в связи с исполнением должностных обязанностей (ст. 14 закона о муниципальной службе). Также запрещено использовать преимущество должностного положения для предвыборной агитации, использовать его в интересах политических партий иных объединений, а также публично выражать отношение к последним. Установлен запрет создавать в органах местного самоуправления структуры политических партий, религиозных организаций и других общественных объединений.

    Важной нормой закона в данном аспекте является также запрещение без письменного разрешения представителя нанимателя заниматься оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств и международных организаций. Закон допускает заниматься муниципальному служащему преподавательской или иной творческой деятельностью (она также не должна финансироваться исключительно из иностранных и международных источников). После увольнения муниципальный служащий не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Служащий, виновный в разглашении сведений о доходах, имуществе других муниципальных служащих несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

    На муниципальной службе предоставляются гарантии: надлежащие на условия работы, на своевременное получение денежного содержания, на отдых, в том числе ежегодного оплачиваемого отпуска, медицинское обслуживании его и членов его семьи, пенсионное обеспечение, обязательное государственное страхование, защита от угроз и других неправомерных действий. Закон субъекта и устав муниципального образования могут предоставить дополнительные гарантии муниципальному служащему. Например, в статье 7 закона Курской области «О муниципальной службе в Курской области», принятого Областной думой 6 июня 2007 года, к дополнительным гарантиям муниципальным служащим относятся:

    1) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку с сохранением на этот период замещаемой должности муниципальной службы и денежного содержания;

    2) транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей, в зависимости от группы замещаемой должности муниципальной службы, а также компенсация за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием, в случаях и порядке, установленных органами местного самоуправления;

    3) замещение иной должности муниципальной службы при реорганизации или ликвидации органа местного самоуправления либо сокращении должностей муниципальной службы в соответствии с федеральным законодательством;

    4) единовременную субсидию на приобретение жилой площади один раз за весь период муниципальной службы в порядке и на условиях, устанавливаемых органами местного самоуправления;

    5) иные гарантии.

    Кроме того, в данном региональном акте в статье 9 содержатся виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения. Так, за безупречную и эффективную муниципальную службу применяются следующие виды поощрения и награждения муниципального служащего:

    1) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;

    2) награждение почетной грамотой органа местного самоуправления с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;

    3) выплата единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;

    4) иные виды поощрения и награждения, установленные законодательством Российской Федерации и Курской области.

    В целях гарантий прав муниципатьных служащих предлагается на уровне законопроекта закрепить в Законе о муниципальной службе полномочие субъектов Российской Федерации по установлению своими законами порядка присвоения классных чинов муниципашной службы, соотношения классных чинов муниципальной службы и классных чинов государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также прописать общие условия присвоения и сохранения классных чинов муниципальной службы по аналогии с условиями присвоения и сохранения классных чинов государственной службы, предусмотренными Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

    Еще по теме:

    • Правила перевозок опасных грузов смгс Правила перевозок опасных грузов смгс ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ (ОСЖД) Приложение 2 к СМГС ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗОК ОПАСНЫХ ГРУЗОВ По состоянию на 1 июля 2005 года Том I Часть 1. Общие положения. Глава 1.1. Область применения Глава 1.2. Термины, […]
    • Употребление ь после шипящих правила Азбучные истины Интерактивный диктант Учебник ГРАМОТЫ: орфография Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация Имена и названия. Интерактивный тренажер Полезные ссылки Летнее чтение Запоминалки Цитаты о языке Скороговорки Пословицы и поговорки Выберите правильные варианты […]
    • Прошу отпустить моего ребенка заявление Образцы заявлений родителей по поводу уроков, пропущенных учащимися Главная › Форумы › Уголок классного руководителя › Образцы заявлений родителей по поводу уроков, пропущенных учащимися В этой теме 2 ответа, 2 участника, последнее обновление Ольга […]
    • Наклонения правила Категория наклонения глагола Наклонение — это словоизменительная грамматическая категория глагола, обозначающая отношение процесса к действительности. Значение это выражается в формах изъявительного, повелительного и сослагательного наклонений. Изъявительное […]
    • Перечень объектов преступления §2. Классификация объектов преступления Ключевые вопросы: понятие классификации объектов, ее значение в уголовном праве; характеристика и значение видов объ­ектов преступления, классифицируемых по вертикали (общий, ро­довой, видовой, непосредственный); […]
    • Как перечислить подоходный налог своевременно производить уплату НДФЛ в бюджет. Все перечисленные требования регламентированы пп. 3 и 4 ст. 226 Налогового кодекса. При этом денежные средства, полученные плательщиком от других организаций, в расчете не учитывают. Зарплата Срок уплаты НДФЛ […]
    • Займ на материнский капитал киров Материнский капитал на покупку жилья или строительство!* В КИРОВЕ И КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ. НЕ ЖДИТЕ ТРЕХЛЕТИЯ РЕБЕНКА, ПОЛУЧИТЕ ВАШ МАТКАПИТАЛ УЖЕ СЕГОДНЯ! Используйте Ваши 453 026 рублей в жилье до исполнения 3 лет ребёнку!Просто заполните форму РАЗМЕР […]
    • Правило выделения запятыми причастного оборота Причастный оборот Для того чтобы увидеть, где находится причастный оборот, а где определяемое слово, наведите мышью на слова, выделенные темным цветом. Причастный оборот будем разбирать на данном примере Есть три случая обособления причастного […]