Неуплата единого налога

Содержание:

Какой штраф за неуплату налогов в 2018 году

В 2017 году были введены достаточно серьезные штрафы для неплательщиков налогов. Многие физические лица считают, что раз им не пришли уведомления, то вносить за владение имуществом ничего не нужно. Юридические же накапливают сумму долга за 3 года, а потом закрывают компанию и начинают работать под другим именем. С точки зрения законодательства, обе эти ситуации трактуются как уклонение от уплаты налогов, за что может наступить ответственность перед ФНС в виде штрафа или уголовное наказание.

Кто и какие налоги должен платить

Каждый гражданин, обладающий собственностью, обязан платить следующие виды налогов:

Суммы этих налогов наполняют местный бюджет и идут на реализацию государственных программ. За работающих граждан отчисляется НДФЛ, но в некоторых случаях этот взнос люди должны платить самостоятельно.

О необходимости уплаты ежегодных взносов за свое имущество физические лица узнают из уведомлений. Чтобы получать их, необходимо подать заявление в ФНС. Если вы этого не сделаете, письма из налоговой приходить не будут, но от уплаты взносов вы не освобождаетесь.

Можно получать уведомления в Личном кабинете налогоплательщика, который можно зарегистрировать на официальном сайте.

У индивидуальных предпринимателей и юридических лиц налоговая нагрузка больше. Они отчисляют подоходные налоги за работников и за себя, вносят единый сбор. Некоторые системы налогообложения предусматривают НДС. На УСН, популярной схеме налогообложения у ООО, такого платежа нет. Каждая организация самостоятельно решает, по какой схеме она будет платить налоги и отчитываться за свою деятельность.

Что подразумевается под неуплатой

Если обратиться к НК РФ, то под термином «неуплата налогов» скрывается сразу несколько определений:

  • частичное внесение взносов;
  • отказ от оплаты пошлины полностью;
  • неправильный подсчет налога;
  • снижение облагаемой базы;
  • несвоевременная сдача отчетов.
  • Все эти действия ведут к тому, что государство недополучает налоги, следовательно, не может в полной мере реализовать действующие программы.

    Ответственность перед ФНС

    В Налоговом кодексе целая статья посвящена ответственности за неуплату взносов. Физические лица, ИП и организации подвергаются единой системе наказаний, включающей в себя:

  • штрафы;
  • начисление пени;
  • взыскание в судебном порядке.
  • С первого дня просрочки на сумму налога начисляются пени. С 2018 года их размер равен 1/300 от установленной Центробанком ставки рефинансирования. Начисляться они будут автоматически ежедневно до дня уплаты долга. Поэтому, чтобы снова не остаться должным государству, в день внесения налога (если вы его просрочили) уточните сумму в ФНС. После этого, не откладывая, внесите средства с банковской карты или наличными. На региональные налоги (например, при несвоевременном внесении транспортного платежа) пени могут быть иными, так как это устанавливается местными властями.

    Перед тем как назначать санкции неплательщику, ФНС обязано доказать, что имеется нарушение. С 2018 года достаточно лишь факта неуплаты. Дополнительно инспекторы могут оповестить должника о необходимости сдать декларацию или внести платеж, но в большинстве случаев они действуют сразу через суд.

    Как рассчитываются штрафы

    Статьей 122 НК РФ предусмотрено несколько видов штрафов, которые могут быть начислены физическим или юридическим лицам. Разберемся с тем, какие санкции применяются в каждом случае:

    1. Неуплата налога за сдачу в аренду жилого помещения (НДФЛ) карается суммой, равной 20% от годового дохода от этого вида деятельности. Соответственно, если вы сдали квартиру и получили за это 100 тысяч рублей за год, то 20 из них нужно будет отдать в качестве штрафа. При этом с вас также взыщут сумму неуплаченного налога (13 тысяч) и пени за просрочку.
    2. Предприятия, которые недоплатили налог за прибыль (скрыли часть доходов), штрафуются на 20% от средств, заработанных за год. При этом если система налогообложения предусматривает внесение авансовых платежей, то за неуплату их не штрафуют. В этом случае начисляется лишь пеня.
    3. Штраф за неуплату транспортного налога зависит от класса экологической безопасности автомобиля, мощности его двигателя, года выпуска и действующей в регионе ставки.
    4. Чаще всего организации не платят подоходный налог за свой персонал, но иногда и частные лица забывают сдать декларацию и сделать взносы. В этом случае штраф может быть как 20% от дохода, так и 40%, если неуплата произошла умышленно.
    5. Если ИП не внес единый налог, то ему будет назначен стандартный штраф 20%, но рассчитываться он будет от утаенной суммы. Однако здесь тоже оговорка. Штрафные санкции применяют в том случае, если предприниматель утаил часть дохода. Если он подал верную декларацию, но не внес часть налога по ней, то ему придется доплатить государству. Дополнительно в этом случае вносится небольшая пеня.
    6. Таким образом, изначально за неуплату налога на сумму его начисляется пеня. Если доказано, что плательщик сделал это умышленно, то специалисты ФНС готовят документы для суда и взыскивают недоимку вместе со штрафом.

      Какой может быть административная ответственность

      Если предприятие виновно в неуплате налогов, перед государством за это несут ответственность должностные лица – бухгалтер и директор. За грубые нарушения им выписывается административный штраф в размере около 3-х тысяч рублей. К таким нарушениям относится несвоевременная подача отчетности, искажение данных в декларации или снижение обязательств перед налоговой более чем на 10%.

      ИП могут также получить административное взыскание в виде штрафа около 2-3 тысяч рублей. Если по трудовому договору на него работал бухгалтер, то такая же сумма может быть назначена ему. У предпринимателя есть возможность не вносить штраф за неуплату налогов. Для этого нужно:

    7. исправить ошибки в декларации до окончания срока его подачи;
    8. допустить неточность непреднамеренно и исправить ее до истечения срока оплаты.
    9. Важно, чтобы при этом у предпринимателя до этого момента не было задолженностей по сборам в казну государства. Если он является злостным неплательщиком, то без уплаты штрафа обойтись не получится.

      Уголовная ответственность

      На должностных лиц может быть возложена и дополнительная ответственность – уголовная. Согласно статье 199 УК РФ, за несвоевременную подачу отчетности, ложной информации в декларации или неуплату налогов может последовать одно из наказаний:

    10. Штраф, возложенный на организацию в целом. Сумма его будет зависеть от решения суда – от 100 до 300 тысяч рублей. В качестве альтернативного вида наказания, но возлагаемого только на руководителя компании, может быть применен арест и запрет занимать определенные должности. Иногда должностным лицам запрещают и вовсе вести хозяйственную деятельность в определенной сфере.
    11. Если предприятие уклонялось от уплаты налогов свыше 3-х лет или доход скрывался группой лиц (например, бухгалтером и руководителем), то штраф будет больше от 200 до 500 тысяч рублей. В некоторых случаях суд может взыскать доход за 1-3 года полностью или лишить свободы должностных лиц, участвовавших в этом преступлении.
    12. Генеральный директор чаще всего отвечает за совершение этого преступления, так как считается, что раз именно он подписывает декларацию, то и ответственность за сведения нести должен самостоятельно. При определенных обстоятельствах, когда во время проверки отдела экономической безопасности полиции появились факты, что в преступлении участвовали и другие должностные лица, к ответственности могут привлечь не только директора компании, но и бухгалтера, аудитора, юриста, учредителей и других сотрудников.

      На физических лиц также распространяется ответственность в соответствии со статьей 199 УК РФ. Она может наступить, если в бюджет не перечислено более 1 800 000 рублей платежей. К особо крупному размеру причисляют суммы в 3 миллиона рублей (при этом налогов в них может быть лишь пятая часть) или 9 миллионов.

      При этом на суд воздействуют и такие обстоятельства, смягчающие вину:

    13. непреднамеренная неуплата налогов;
    14. форс-мажорные случаи;
    15. болезнь;
    16. истечение срока давности.
    17. На дела по неуплате налогов действует срок давности 3 года. После его истечения не наступает ни один из видов ответственности. Однако ФНС подает документы в правоохранительные органы или суд достаточно быстро. Поэтому в большинстве случаев сроки давности не успевают истечь.

      Неуплата единого налога

    18. You are here:
    19. Главная >
    20. Налоги >
    21. Неуплата или несвоевременная уплата авансовых платежей по налогам (УСН)
    22. Неуплата или несвоевременная уплата авансовых платежей по налогам (УСН)

      User Rating: 3 / 5

      Неуплата или несвоевременная уплата единого налога при применении УСН (упрощенной системы налогообложения).

      Налог при применении УСН (как 6%, так и 15%) уплачивается авансовыми платежами.

      Сроки уплаты авансовых платежей — не позднее 25.04, 25.07, 25.10.

      Расчет авансового платежа производится по итогам каждого отчетного периода (квартала), то есть по итогам 1 квартала, по итогам 1 полугодия и по итогам 9 месяцев отчетного года.

      По итогам года уплачивается НАЛОГ и сдается декларация по УСН (не позднее 31 марта следующего года).

      Расчет налога или авансового платежа производится на основании представленных клиентом документом с приложением расчета налога/аванса.

      Расчет налога (аванса) и платежное поручение на сумму налога (аванса), подлежащего уплате по итогам отчетного периода, предоставляется клиенту к установленному сроку уплаты.


      Санкции за неуплату или несвоевременную уплату авансового платежа по единому налогу
      .

      Пени из расчета 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки.


      Санкции за неуплату или несвоевременную уплату единого налога по итогам года.

      Статья 122 НК РФ.

      Штраф от 20% до 40 % от суммы неуплаченного налога.

      А также пени из расчета 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки.

      Блокировка счета на сумму неуплаченного налога либо инкассо на счет на безакцептное списание недоимки.


      Санкции за непредставление или несвоевременное представление декларации по УСН.

      Статья 119 НК РФ.

      Штраф в размере 5% от суммы неуплаченного налога, подлежащего уплате по этой декларации, за каждый месяц (полный или не полный), не более 30 % от указанной суммы и не менее 1000 рублей.

      Если в течение 10 дней со дня, установленного для подачи декларации, налоговый орган ее не получил, возможна блокировка расчетного счета (статья 31 НК РФ).

      С 01.01.2016 года ставка рефинансирования приравнена ЦБ РФ к ключевой ставке. На 01.01.2016 она составляет 11%.

      «Аудит. Бухгалтерия. Аутсорсинг»

      Штрафы по единому налогу

      Как избежать критических ситуаций если Вы
      на едином налоге

      Данная статья посвящена плательщикам налогов, которые выбрали для себя упрощенную систему налогообложения (единый налог, далее ЕН). Мы рассмотрим самые распространённые ситуации, которые могут лишить Вас пребывания на едином налоге. Невнимательность предпринимателя и незнания основных тонкостей данной системы – основные причины возникновения критических ситуаций, выход из которых следует искать незамедлительно.

      Ситуация №1

      «Я не уплатил Единый налог»

      Что говорит закон: «Субъект предпринимательской деятельности — физическое лицо предприниматель уплачивает единый налог ежемесячно не позднее 20 числа следующего месяца на отдельный счет отделений Государственного казначейства Украины». Т.е. ФЛП — единщики должны платить налог авансом до 20 числа за следующий месяц.

      — II группа —

      Наказание за неуплату: Для 1 и 2 группы единщиков установлен штраф за несвоевременную уплату ЕН, который равен 50% соответствующей налоговой ставки + начисляется пеня за каждый последующий день неуплаты. Итак, согласно статье 129 НКУ, пеня начисляется на сумму налога и на сумму штрафных санкций. Следовательно, если предприниматель должен был заплатить, например, 200 грн. единого налога, то штраф придется заплатить в размере 100 грн. и пеню. Начисление пени заканчивается в день погашения налогового обязательства. В 2016 году ставка единого налога составляет 275,60 грн, соответственно уплатить придется:

      275,60 * 50% * П (пеня)

      — III группа —

      Наказание за неуплату: Для 3 группы единщиков установлен штраф за несвоевременную уплату ЕН, который равен 10% и 20% неуплаченной суммы налогового обязательства + начисляется пеня за каждый последующий день неуплаты.

      Пример расчета штрафа и пени для III группы

      Предположим, что плательщик 3 группы вовремя не уплатил ЕН в размере 1000 грн и вспомнил об этом только спустя 10 дней после окончания граничного срока оплаты налога. Собственно штраф рассчитывается очень просто: сумму задолженности умножаем на 10% (т.к. превышено не более 30 дней) и получаем сумму в размере 100 грн. Что касается пени, ее рассчитываем по такой формуле:

      П = С * Кд * 1,2 * Ус / К, где

      Допустим, что соответствующая учетная ставка Национального Банка Украины равнялась 30%, тогда размер пени будет следующим: 1000 * 10 * 1,2 * 0,3 / 365 = 9,9. Таким образом, предпринимателю нужно уплатить штраф и плюс пеню за каждый день просрочки в размере 9,9 грн. за 10 дней.

      Ситуация №2

      «Я недоплатил Единый налог, и не знал об этом»

      Что говорит закон: «Неуплата (неперечисление) физическим лицом — плательщиком единого налога, определенной подпунктами 1 и 2 пункта 291.4 статьи 291 настоящего Кодекса, авансовых взносов единого налога в порядке и в сроки, определенные настоящим Кодексом, влечет наложение штрафа в размере 50% ставки единого налога, выбранной плательщиком единого налога в соответствии с настоящим Кодексом «.

      Пример расчета штрафа и пени для II группы

      Предположим, предприниматель находится на 2 группе единого налога. В 2015 году он уплачивал 243,60 грн ЕН в месяц. В 2016 году ставка ЕН поменялась на 275,60 грн/мес. Не зная об изменении ставки, в январе 2016 года предприниматель уплатил 243,60 грн вместо 275,60 грн. То есть, в одном месяце предприниматель не доплатил ЕН на:

      275,60 грн — 243,60 грн = 32 ,00 грн

      После января 2016 года предприниматель уже оплачивал правильную сумму ЕН — 275,60 грн/мес, но недоплата в бюджет в сумме 32 грн, у него так и осталась. Как в таком случае будут штрафовать предпринимателя, рассмотрим в таблице:

      Всего к оплате: 32 ,00 +137,8+ 137,8 + 137,8 + Х1 + Х2 + Х3

      *Пеня высчитывается по формуле, предоставленной выше.

      Согласно статье 131 п. 2 НКУ, при погашении суммы налогового долга, а именно его части, средства, которые платит такой налогоплательщик, в первую очередь зачисляются в счет налогового обязательства (недоимки). В случае полного погашения суммы налогового долга средства, которые платит такой налогоплательщик, в следующую очередь зачисляются в счет погашения штрафов, и в последнюю очередь зачисляются в счет пени.

      Внимание: Для своевременного контроля своих платежей и состояния взаимоотношений с бюджетом целесообразно получать в фискальной службе акт сверки по налогам (сборам). Указанные вопросы урегулированы приказом Минфин от 12.12.2012г. N1315. Существует также «электронный кабинет плательщика налогов», с помощью которого Вы сможете просматривать данные о состоянии расчетов с бюджетом, а также подготовить, заполнить и отправить налоговую отчетность в электронном виде.

      Ситуация №3

      «Я превысил лимит допустимого объема годового дохода»

      Не редко встречаются случаи, когда предприниматель отразил свои годовые доходы, и обнаружил, что он случайно превысил дозволенный ему лимит дохода на соответствующей группе. Лимит допустимого годового дохода для единщиков составляет:

      При превышении лимита соответствующей группы, сумма, на которую предприниматель превысил свои доходы, облагается по ставке:

      Пример расчета наложения штрафов

      Вы плательщик единого налога на I группе, получили доход за год в размере 302 000 грн, то есть превысили на 302 000 – 300 000 = 2 000 грн. Из суммы превышения предприниматель должен уплатить государству 18%, то есть:

      2 000 * 18% = 360 грн

      Как только доход вышел за лимит дозволенного, предприниматель должен с нового квартала перейти на другую группу, кроме единщиков на 3 группе (им переходить уже некуда), они автоматически переходят на общую систему налогообложения:

      1 группа→ на 2 или 3
      2 группа
      на 3 группу
      3 группа
      общая система

      Предприниматель, который до 20 числа месяца, следующего за кварталом превышения, не подал заявление о переходе соответственно в группу 2 или группу 3, автоматически переходит на общую систему налогообложения.

      Обращаем внимание! Предпринимателя переводят «автоматом» как правило, без уведомления, а предприниматель продолжает вести свою деятельность, не зная о том, что с дохода ему придется уплатить

      50% налога в бюджет (сумма налогов и взносов на общей системе), так как единщики редко собирают документацию по расходам.

      Не редки случаи, когда предприниматель единщик, превысив лимит, не перешел на соостветствующую группу и продолжает деятельность, «думая» – что никто ничего не заметил, раз налоговая не прислала уведомления. Превышение, как правило, обнаруживается при плановой или внеочередной проверке, или же аудите при закрытии, и тогда Вас переводят на общую систему от момента превышения, и от момента превышения насчитывают штрафные санкции, так как Вы вовремя не подали заявление о переходе на соответствующую группу.

      Чтобы предотвратить такую ситуации, советуем предпринимателям время от времени получать вытяг с реестра плательщиков единого налога, где будет указанно, с какого числа Вы находитесь на едином налоге, на какой группе, и вообще находитесь ли Вы там. Для этого, в орган ГНФС подается заполненный заявление на вытяг, после чего, на протяжении 10 рабочих дней Вы его получаете в той же налоговой. (так же, данный документ может пригодиться при суде)

      Так же, возможно проверить являетесь ли Вы плательщиком единого налога на сайте налоговой службы.

      На страничке «Реєстр платників єдиного податку« http://www.sfs.gov.ua/rpep

      Ситуация №4

      «Я несвоевременно подал отчет по единому налогу»

      Что говорит закон:

      • 1 и 2 группы — подают налоговую декларацию раз в год.
        Срок подачи декларации для годового (отчетного) периода — в течение 60 кал.дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года (п. 296.2 НКУ);
      • 3 группа — подают налоговую декларацию ежеквартально (нарастающим итогом).
        Срок подачи декларации для квартального налогового (отчетного) периода — в течение 40 кал.дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала (п. 296.3 НКУ)
      • Наказание за неуплату: «Непредставление или несвоевременное представление налогоплательщиком или другими лицами, обязанными начислять и уплачивать налоги, сборы налоговых деклараций (расчетов), — влекут наложение штрафа в размере 170 гривен, за каждое такое непредставление или несвоевременное представление. Те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому на протяжении года был применен штраф за такое нарушение, — влекут наложение штрафа в размере 1020 гривен за каждое такое непредставление или несвоевременное предоставление.» (ст. 120. п. 1 НКУ).

        Для того, чтобы Вы всегда вовремя подавали отчеты, мы составили для Вас календарь плательщика единого налога, где указаны даты уплаты единого налога и сдачи отчетов

        Обратите внимание, штрафы указаны согласно Налоговому кодексу Украины. При нарушении, также возможно наложение штрафов согласно Административному кодексу Украины. Например, за несданный отчет может быть штраф 170 грн. + 510 грн.

        Подытожим. Самое большое «наказание» для предпринимателя плательщика единого налога – это оказаться на общей системе налогообложения. Ведь кому хочется половину своего дохода отдавать государству. Единый налог остается самым выгодным вариантом для ведения бизнеса. По этому, не давайте повода налоговикам перевести Вас на «дорогую» систему, а для этого придерживайтесь нескольких простых правил:

      • Уплачивайте вовремя единый налог;
      • Проверяйте время от времени, нет ли у Вас задолженности по единому налогу (необходимо подавать письмо в налоговую и получать акты сверок по единому налогу);
      • Не превышайте дозволенный лимит годового дохода;
      • В случае превышения перейдите на следующую группу (если Вы не находитесь на 3 группе);
      • Перечитайте статью «Единый налог 2016 предоставлен в таблицах», играйте по правилам и будьте на чеку;
      • Если Вам кажется, что ситуация безвыходная – обращайтесь к нам (044) 362 02 16 , мы всегда найдем выход.
      • Существует устоявшееся заблуждение, что налоговая должна Вас известить – забудьте об этом, сами держите ситуацию под контролем.

        Штрафы за неуплату ЕНВД

        Любая песня начинается с музыки. Так и переход на ЕНВД, особый налоговый режим, сулит многим бизнесменам немало преимуществ. Он выгоден при оказании бытовых услуг, розничной торговле и многих других видах предпринимательской деятельности. Рассчитывается налог исключительно с учетом физических показателей и базовой доходности.

        Однако налогоплательщику, выбирающему вмененку, необходимо помнить и о наказаниях в виде штрафов, которые будут грозить ему в случае неисполнения взятых обязательств. Расчет пени по ЕНВД 2017 можно сделать самостоятельно, чтобы понять, сколько вы будете обязаны отдать государству, если будете играть с ним в прятки и вовремя не заплатите налог. Сумма может набежать немаленькая.

        Сроки оплаты единого налога

        Предприниматель, работающий по ЕНВД, обязан ежеквартально уплачивать налог, который рассчитывается в соответствии с правилами ст. 346.29 НК РФ. 25 января, 25 апреля, 25 июля, 25 октября – не позднее этих дат нужно поделиться с государством «кусочком» честно заработанных денег.

        Для вашего удобства мы подготовили налоговый календарь, в котором прописаны все платежи и отчеты для бизнесменов на ЕНВД в 2017 году.

        Если будет просрочен хоть один день, придется уплатить пени. Они начисляются из расчета 1/300 ставки рефинансирования ЦБ Российской Федерации.

        С 1 октября 2017 года для организаций санкции ужесточаются – если в течение месяца должник не одумается, с 31 дня просрочки пени будут рассчитываться уже исходя из 1/150 ставки рефинансирования.

        Кроме того, безответственному бизнесмену грозит штраф, который назначается в размере:

        — 20% от неуплаченной суммы налога;

        — 40%, если будет доказано, что вы умышленно решили скрыться от уплаты.

        А как же смягчающие обстоятельства? Что, если вас похитили инопланетяне или в силу других причин вы не могли заплатить вовремя? Ваше спасение в пункте 1 статьи 112 НК РФ.

        Список содержит такие смягчающие моменты, как:

        — тяжелые личные и семейные обстоятельства;

        — правонарушение под влиянием угрозы или служебной зависимости;

        — тяжелое материальное положение;

        Если в списке есть хоть что-то, что могло бы оправдать вас, размер штрафа уменьшат минимум в 2 раза. На слово не поверят, невиновность нужно доказать, а сделать это достаточно сложно.

        Но варианты есть. К примеру, можно подать документ, подтверждающий необходимость выезда из страны (и надо же, как раз в срок оплаты налога) или справку из больницы о проведенной операции.

        Интернет-бухгалтерия для собственников бизнеса на ЕНВД поможет отчитаться в ИФНС и заплатить единый налог. С нами вы все сделаете вовремя и расчет пени по ЕНВД в 2017 году вам точно не понадобится.

        Чтобы подстраховать себя на случай форс-мажора, некоторые предприниматели идут на квартальную переплату. Конечно, лишних денег ни у кого нет, однако запас средств на лицевом счету в налоговой может пригодиться. Средства зачтут по мере начисления налога. Это выгоднее, чем платить штраф, пени. Переплату можно вернуть или перекинуть в счет другого налога.

        Оставайтесь в курсе актуальных правил и нововведений в бизнесе, в интернет-бухгалтерии «Мое дело» есть вся необходимая для вас информация.

        Как не нарваться на штрафы: детальная инструкция для «единщиков»

        Физлица -предприниматели, пребывающие на упрощенной системе, не застрахованы от ошибок, которые могут привести к нарушениям законодательства, а следовательно – и к необходимости нести за них ответственность.

        Наиболее распространенные из них – несвоевременная уплата единого налога и других обязательных сборов или их уплата не в полном объеме; превышение предельно допустимого объема годового дохода; несвоевременная сдача налоговой отчетности; нелегальные работники и выплата зарплаты «в конвертах»; небрежность и халатность по отношению к наличию и хранению первичных документов.

        Очень часто ошибки допускают вследствие невнимательности, элементарного незнания законодательства или неспособности самостоятельно ориентироваться в «законодательных дебрях».

        «Минфин» разбирался, насколько рискуют предприниматели в той или иной ситуации, и какой «букет» неприятностей они могут получить.

        Нарушения, связанные с налогами

        Своевременно не уплачен единый налог

        В соответствии с действующим украинским законодательством, все физлица-предприниматели должны платить единый налог (ЕН) в установленные сроки:

      • ФЛП 1 и 2 группы— авансовым платежом не позднее 20 числа (включительно) текущего месяца или авансовым платежом за весь отчетный период (п. 295.1 НКУ);
      • ФЛП 3 группы – на протяжении 10 календарных дней после окончания срока подачи декларации (п. 295.3 НКУ).
      • Ставки ЕН установлены в следующим размере, (таблица 1.1):

        Единый налог: ставки для групп плательщиков

        ВНИМАНИЕ! Если предприниматель не платил ЕН на протяжении двух кварталов подряд, то он лишается права быть «единщиком» и обязан перейти на общую систему налогообложения.

        Штраф за неуплату единого налога:

        — в размере 50% от установленной налоговой ставки за месяц + пеня, которая начисляется за каждый последующий день неуплаты (ст. 129 НКУ);

        2. Для ФЛП 3 группы:

      • в размере 10% от суммы неуплаченного налогового обязательства + пеня за каждый последующий день неуплаты – если задержка до 30 календарных дней включительно, по истечении последнего дня установленного срока оплаты;
      • в размере 20% от суммы неуплаченного налогового обязательства + пеня за каждый последующий день неуплаты – если задержка свыше 30 календарных дней включительно, по истечении последнего дня установленного срока оплаты;
      • ВНИМАНИЕ! Пеня начисляется только с 91-го дня после предельного срока уплаты ЕН.

      • Прежде всего, не ждать уведомления от налоговой, а самостоятельно начислить и уплатить штрафные санкции.
      • Для оперативного контроля за своевременностью своих платежей и состоянием взаиморасчетов с бюджетом почаще «заглядывайте» в «электронный кабинет плательщиков налогов». В нем можно зарегистрироваться на официальном сайте Государственной фискальной службы Украины.
      • Пример расчета штрафных санкций за несвоевременную уплату единого налога для плательщиков 1 и 2 группы.

        С 01 января 2017 года ставки ЕН для плательщиков 1 и 2 группы составили 160,00 и 640,00 гривен соответственно. Поэтому придется заплатить:

      • для ФЛП 1 группы: 160,00 х 50% х П (пеня)
      • для ФЛП 2 группы: 640,00 х 50% х П (пеня)
      • Пример расчета штрафных санкций за несвоевременную уплату единого налога для плательщиков 3 группы

        Предположим, предприниматель заплатил ЕН в сумме 3 000 гривен, но на 20 дней позже установленного законом срока. В таком случае сумму задолженности умножаем на 10%, поскольку задержка составила менее 30 календарных дней.

        Таким образом, сумма штрафа составит 300,00 гривен.

        Пеню рассчитываем по формуле:

        П = С х Кдз х 1,2 х Ос / Кд, где:

        С – сумма задолженности в гривнах

        Кдз – количество дней задержки по уплате ЕН

        1,2 – коэффициент, что позволяет рассчитать 120% годовых

        Ос – учетная ставка НБУ, которая действовала на день возникновения налогового долга и на день его погашения

        Кд – количество дней в соответствующем календарном году

        ВНИМАНИЕ! Начисление пени осуществляется не только на сумму налога, но и на сумму штрафа, и заканчивается в день погашения налоговой задолженности.

        Предположим, что учетная ставка НБУ равнялась 30%, тогда размер пени составит:

        3 000,00 х 20 х 1,2 х 0,3 / 365 = 59,18 гривен

        Таким образом, суммарный размер начисленных штрафных санкций составит 359,18 гривен.

        Единый налог уплачен не в полном объеме

        Многие предприниматели могли не знать об изменении размера налоговой ставки, и заплатили сумму ЕН «по-старому».

        Необходимо заплатить в бюджет всю сумму недоимки и начисленные штрафные санкции, а именно:

      • штраф в размере 50% от соответствующей налоговой ставки за месяц + пеня, которая начисляется за каждый последующий день неуплаты (п. 291.4 ст. 291 НКУ).
        1. Не ждать уведомления от налоговой, а самостоятельно начислить и уплатить штрафные санкции.
        2. Для оперативного контроля за своевременностью своих платежей и состоянием взаиморасчетов с бюджетом так же пользуйтесь «электронным кабинетом плательщиков налогов».
        3. Предположим, предприниматель относится ко 2 группе плательщиков ЕН. В 2016 году он ежемесячно платил 275,60 гривен. С начала 2017 года размер налоговой ставки увеличился до 640,00 гривен. Но, не зная об этих изменениях, предприниматель заплатил в январе единый налог, как и раньше — 275,60 гривен.

          В результате у него возникла бюджетная задолженность в сумме 364,40 гривен.

          И хотя в течение последующих февраля и марта предприниматель перечислял уже правильную сумму ЕН, указанный размер недоимки ему необходимо уплатить в бюджет вместе с начисленными штрафными санкциями.

          ВНИМАНИЕ! В случае недоплаты по ЕН, при перечислении следующего платежа средства в первую очередь зачисляются в счёт уплаты долга, затем — в счёт погашения штрафа и пени (п. 131.2 НКУ).

          Расчет штрафа за январь-март:

          364,40 + 320 + 320 + 320 + П1 (пеня) + П2 (пеня) + П3 (пеня)

          Расчет пени осуществляется аналогично по формуле, указанной в Ситуации 1.

          Ситуация 3.

          Своевременно не предоставлена декларация по единому налогу

          Напоминаем: в соответствии с действующим законодательством Украины ФЛП – «единщики» подают декларацию по ЕН в следующие сроки:

        4. 1 – 2-я группы— один раз в год в течение 60 календарных дней после завершения отчётного периода;
        5. 3 — я группа— один раз в квартал в течение 40 календарных дней по окончании отчётного периода.
        6. Если предприниматель не подал отчётность или подал, но не вовремя, на него будет наложен штраф в следующем размере (ст. 300.1 НКУ):

          170 гривен — за первое нарушение;

          — 1020 гривен — если нарушение повторяется в течение года.

          1.Также не ждать уведомления от налоговой, а самостоятельно начислить и уплатить штрафные санкции.

          2. Заполнять и подавать налоговую отчетность в электронном виде через «электронный кабинет плательщиков налогов».

          Ситуация 4.

          Ошибки в отчетности по единому налогу

          Если декларация предпринимателя — «единщика» подана с недостоверными данными и это привело к занижению единого налога, то по закону контролирующий орган самостоятельно определяет сумму налогового обязательства (п. 123.1 НКУ).

          Что за это грозит?

          Для 3-й группы плательщиков за нарушение, которое привело к занижению ЕН, предусмотрен штраф в следующем размере:

          — за первое нарушение — 25% от суммы занижения;

          — за повторное нарушение в течение 1095 дней — 50% от заниженной суммы ЕН.

          ВНИМАНИЕ! «Единщиков» 1 и 2-й группы этот штраф не касается, так как они уплачивают фиксированную сумму ЕН.

          Не ждать уведомления от налоговой, а самостоятельно начислить и уплатить штрафные санкции.

          Ситуация 5.

          Превышен предельно допустимый размер годового дохода

          Для всех групп ФЛП — «единщиков» установлен предельный размер дохода, который можно получить в течение года:

          Что «светит» за превышение?

          Согласно действующему законодательству Украины, суммы, полученные свыше установленных лимитов, облагаются единым налогом по повышенной ставке, которая, по сути, и является штрафной санкцией (п.п. 298.2.3 НКУ):

          — 6% от суммы превышения — для плательщиков НДС;

          — 10% от суммы превышения — для неплательщиков НДС (до 31.12.2015 года было соответственно 4% и 8%).

          Кроме того,предприниматель обязан со следующего квартала перейти на другую группу (кроме «единщиков 3 группы»):

          — для 1 группы – на 2 или 3 группу;

          — для 2 группы – на 3 группу;

          — для 3 группы – на общую систему налогообложения.

          Если предприниматель до 20 числа месяца, следующего за кварталом, в котором было превышение, не подал заявление о переходе на группу 2 или 3, то он автоматически переходит на общую систему налогообложения.

          ВНИМАНИЕ! Если превышение выявлено налоговой при плановой или внеплановой проверке, а также в ходе аудита при закрытии деятельности, предпринимателя переводят на общую систему налогообложения и, начиная с даты превышения, начисляют штрафные санкции.

          ВНИМАНИЕ! ФЛП – «единщики» групп 1 и 2 подают квартальную отчетность если:

        7. произошло превышение предельно допустимого объема годового дохода;
        8. было принято решение о переходе в «старшую» группу.
        9. 1.Не ждать уведомления от налоговой, а самостоятельно начислить и уплатить штрафные санкции.

          2. Периодически проверять с какого числа Вы находитесь на едином налоге, на какой группе, и вообще перебываете ли Вы там.

          Для этого необходимо подать соответствующее заявление в налоговую на получение Выдержки из госреестра плательщиков ЕН, которую Вам обязаны выдать на протяжении 10 рабочих дней.

          Эту же информацию можно получить на сайте Государственной фискальной службы Украины на страничке «Реестр плательщиков единого налога» (http://sfs.gov.ua/).

          Ситуация 6.

          Своевременно не уплачен единый социальный взнос (ЕСВ)

          Все ФЛП – «единщики» (за исключением пенсионеров по возрасту и инвалидов) должны платить ЕСВ «за себя».

          Базу для его начисления «единщики» могут устанавливать самостоятельно, но в пределах установленных законодательством минимума и максимума (см. Таблицу 1).

        10. ФЛП – «единщики» групп 1 и 2, как и раньше, платят ЕСВ в размере не ниже минимального (ЕСВ MIN = 22 % от МЗП);
        11. Для ФЛП – «единщиков» группы 1 минимальная планка ЕСВ с 01 января 2017 года составляет 50% от минимального страхового взноса.
        12. Размер ЕСВ «за себя» (грн. / мес.)

          Период 2017 года

        13. Минимальный размер ЕСВ «за себя»
        14. для ФЛП групп 2, 3
        15. 22 % от МЗП: (22 % × 3200,00)

        16. для ФЛП группы 1

        2. Максимальная база налогообложения (25 ПМТГ)

        3. Максимальный размер ЕСВ «за себя»

        Сроки уплаты ЕСВ «за себя»:

      • ежеквартально до 20 числа месяца, который следует за кварталом, за который платится ЕСВ (абз. 3 ч. 8 ст. 9 Закона про ЕСВ);
      • помесячно авансовым платежом — до 20 числа каждого месяца текущего квартала (п.п. 2 п. 6 разд. IV Інструкції про порядок нарахування і сплати єдиного внеску на загальнообов’язкове державне соціальне страхування, затвердженої наказом МФУ від 20.04.2015 р. № 449).
      • За несвоевременную уплату ЕСВ предусмотрен штраф в размере 20% от суммы неуплаты (п. 11 ст. 25 Закона «О ЕСВ»).

        За каждый день просрочки платежа на сумму недоимки начисляется пеня в размере 0,1% от суммы неуплаты за каждый день просрочки платежа.

        Кроме того, за указанное нарушение предусмотрен еще и административный штраф (ст. 165.1 Кодекса Украины об административных правонарушениях),который составляет:

      • от 340,00 до 510,00 гривен – если нарушение произошло впервые;
      • от 510,00 до 680,00 гривен – при повторном нарушении в течение года.
      • ВНИМАНИЕ! Такое же наказание грозит и в случае неуплаты ЕСВ.

        Что делать?

        2. Контролировать своевременность своих платежей и состояние взаиморасчетов с бюджетом, а также подавать отчетность в электронном виде при помощи «электронного кабинета плательщиков налогов».

        Другие нарушения законодательства

        Ситуация 1.

        Отсутствие документов.

        ФЛП – «единщики» не ведут бухгалтерский учет. Тем не менее, они обязаны обеспечить сохранность всех первичных документов, на основании которых вносится информация в Книгу учета доходов или в Книгу учета доходов и расходов, и потом составляется налоговая декларация плательщика единого налога – физлица — предпринимателя.

        Также они обязаны хранить все первичные документы, которые используются для составления налоговой отчетности по другим налогам и сборам – в случае их уплаты.

        ВНИМАНИЕ! Срок хранения первичных документов – не менее 1095 дней со дня подачи налоговой декларации плательщика единого налога – физлица – предпринимателя или другой налоговой отчетности, для составления которой они используются, (ст.44 НКУ).

        Что грозит за отсутствие документов?

        Штрафные санкции в следующем размере (п. 121.1 ст. 121 НКУ):

      • штраф 510,00 гривен – если нарушение совершено впервые;
      • штраф в размере 1020,00 гривен –если штраф за такое нарушение уже применялся в течение года.
      • Если у предпринимателя отсутствует Книга учета доходов, это приравнивается к неоприходованию наличных денег в кассе. За это налагается штраф в 5-кратном размере от неоприходованной суммы, (абз. 3, ст. 1 Указа «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности» от 12.06.1995 г. № 436/95).

        Помимо этого придётся уплатить еще иадминистративный штраф (ст. 1641 КоАП) в размере:

      • от 51 до 136 гривен — за первое нарушение;
      • от 85 до 136 гривен — если штраф за такое нарушение уже применялся в течение года.
      • Ситуация 2.

        На чем экономим, или сколько «стоит» нелегал

        В условиях нынешнего экономического кризиса предприниматели стараются экономить на всем, включая своих работников. Зачастую они делают это с грубыми нарушениями действующего трудового законодательства.

        С 01 января 2017 года вступил в силу Закон Украины от 06.12.2016 года № 1774-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины», который ужесточил ответственность работодателей, в том числе и ФЛП – предпринимателей, которые используют наемный труд.

        Какое за это «светит» наказание?

        В соответствии с указанным документом, предприниматели несут ответственность в виде штрафа в случае:

        — фактического допуска к работе наемных работников без оформления трудового договора (контракта), или оформления работников на неполное рабочее время при их фактической работе установленный полный рабочий день, а также выплату зарплаты «в конвертах». Штраф начисляется в30 — кратном размере минимальной зарплаты, установленной на момент выявления нарушения, за каждого работника (на сегодня 96 000,00 гривен);

        — нарушения установленных сроков выплаты зарплаты работникам, а также других выплат, предусмотренных трудовым законодательством, более чем на один месяц, или их выплату не в полном объеме. Штраф начисляется в 3-х кратном размере минимальной зарплаты, установленной на момент выявления нарушения, за каждого работника (на сегодня 9 600,00 гривен);

        — несоблюдения минимальных государственных гарантий в оплате труда. В 10 — кратном размере минимальной зарплаты, установленной на момент выявления нарушения, за каждого работника (на сегодня 32 000,00 гривен);

        — несоблюдения установленных гарантий и льгот работникам, выполняющим обязанности, предусмотренные Законами Украины «Про військовий обов’язок і військову службу», «Про альтернативну (невійськову) службу», «Про мобілізаційну підготовку та мобілізацію». Штраф начисляется в 10 — кратном размере минимальной зарплаты, установленной на момент выявления нарушения, за каждого работника (на сегодня 32 000,00 гривен);

        — недопущения контролирующих органов к проверке соблюдения трудового законодательства или осуществление препятствий в ее проведении. В 3-х кратном размере минимальной зарплаты, установленной на момент выявления нарушения, за каждого работника (на сегодня 9 600,00 гривен);

        — недопущения контролирующих органов к проверке соблюдения трудового законодательства по вопросам допуска к работе наемных работников без оформления трудового договора (контракта), или оформления работников на неполное рабочее время при их фактической работе установленный полный рабочий день, а также выплату зарплаты «в конвертах» — в 100 — кратном размере минимальной зарплаты, установленной на момент выявления нарушения, за каждого работника (на сегодня 320 000,00 гривен);

        Подготовила Ольга Волгина специально для портала «Минфин»

        Неуплата и уклонение от уплаты налогов: в чем разница и что за это будет

        В проекте «Просто о сложном» FINANCE.TUT.BY вместе с юридической компанией REVERA продолжает разбираться с правовыми аспектами различных сторон нашей жизни. Сегодня руководитель судебной практики, адвокат Оксана Котел расскажет о том, чем грозит неуплата налогов или уклонение от их уплаты.

        Налоги и сборы являются основным источником пополнения государственного бюджета. Обеспечение поступления данных платежей в бюджет — одна из приоритетных задач любого государства. Поэтому за исполнением плательщиками обязанности платить налоги контролирующие органы всегда следили довольно серьезно. Особенно это проявляется в последнее время, когда в СМИ все чаще стали появляться публикации о задержании должностных лиц различных компаний и возбуждении в отношении них уголовных дел за уклонение от уплаты налогов.

        Какие налоги, сборы (пошлины) существуют в Беларуси

        Документом, устанавливающим виды налогов и сборов (пошлин), сроки и порядок их уплаты в бюджет, является Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая и Особенная части).

        Налогом является обязательный индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в бюджет. Уплата налога не предусматривает выполнение каких-либо действий со стороны государственных органов в отношении организаций и физических лиц.

        Сбор (пошлина) — это тоже обязательный платеж в бюджет. Но в отличие от налога, сбор (пошлина) взимается, как правило, за совершение госорганами юридически значимых действий в отношении организаций и физических лиц (выдача лицензий/разрешений/патентов, допуск к участию в дорожном движении, разрешение дел в суде и т.п.). Сбор (пошлина) также взимаются в связи с ввозом (вывозом) товаров на территорию (с территории) страны.

        Налоги и сборы делятся на республиканские и местные (в зависимости от территории действия), также существуют особые режимы налогообложения.

        Сегодня в Беларуси установлены следующие виды налогов и сборов (пошлин):

        Особые режимы налогообложения

        Налоги

        — налог на прибыль

        — налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство

        — подоходный налог с физических лиц

        — налог на недвижимость

        — налог на добычу (изъятие) природных ресурсов

        — налог за владение собаками

        — налог при упрощенной системе налогообложения

        — единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц

        — единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции

        — налог на игорный бизнес

        — налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности

        — налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр

        — единый налог на вмененный доход

        Сборы (пошлины)

        — сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь

        — таможенные пошлины и таможенные сборы

        — сбор на финансирование государственных расходов

        — сбор с заготовителей

        — сбор за осуществление ремесленной деятельности

        — сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма

        К чему приводит неуплата налогов (сборов) в бюджет

        В случае неуплаты налогов (сборов) в бюджет, когда это выявлено контролирующими органами, плательщик (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо) будут обязаны:

        Во-первых, эти налоги все же уплатить, в любом случае неуплаченные суммы будут взысканы в принудительном порядке (путем обращения взыскания на денежные средства и другое имущество плательщика);

        Во-вторых, дополнительно к сумме налога уплатить пени за каждый календарный день просрочки уплаты налога, включая день уплаты (взыскания). Размер пеней определяется в процентах от неуплаченных сумм налога с учетом процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка Беларуси, действовавшей в соответствующие периоды неисполнения налогового обязательства.

        Пример расчета пеней:

        Сумма неуплаченного налога — 100 000 000 руб.

        Период просрочки — с 01 апреля 2015 г. по 10 апреля 2016 г.

        Ставка рефинансирования в периоды неуплаты налога:

        25% — с 01.04.2015 по 31.03.2016 (количество дней просрочки — 366)

        24% — с 01.04.2016 по 10.04.2016 (количество дней просрочки — 10)

        Формула расчета пеней:

        (100 000 000 * 366 * 25% / 360) + (100 000 000 * 10 * 24% / 360) = 26 083 333 руб.

        Таким образом, размер пени за просрочку оплаты суммы налога в описанном примере составил 26 083 333 руб.

        В-третьих, за неуплатой налога следует административная ответственность в виде штрафа. Размер штрафа зависит от того, кто выступает плательщиком.

        Для юридических лиц и ИП размер штрафа составляет 20% от неуплаченной суммы налога (но не менее 2 базовых величин для ИП и 20 базовых величин для ЮЛ). При этом для привлечения ЮЛ и ИП к административной ответственности не имеет значения, произошла ли неуплата налога с их стороны умышленно или по неосторожности. Предполагается, что ЮЛ и ИП должны знать действующее законодательство, исчислять и уплачивать налоги в соответствии с ним.

        Административная ответственность за неуплату налогов установлена также для должностных лиц ЮЛ, по вине которых произошла неуплата налогов в бюджет. Размер штрафа зависит от формы вины (умышленно или по неосторожности эти лица допустили неуплату налогов) и размера неуплаченного налога и варьируется от 2 до 60 базовых величин (в настоящее время от 420 тыс. руб. до 12,6 млн руб.).

        Для плательщиков — физических лиц (не являющихся ИП и должностными лицами ЮЛ) размер штрафа за неуплату налогов составляет:

      • 15% от неуплаченной суммы налога, но не менее 5/10 базовой величины — если неуплата налога произошла по неосторожности (то есть плательщик мог не осознавать своей обязанности платить налог, однако при определенной степени внимательности и предусмотрительности должен был и мог это узнать);
      • 20% от неуплаченной суммы налога, но не менее 5 базовых величин — если неуплата налога произошла умышленно (то есть плательщик знал о том, что он должен платить налог, но сознательно его не платил, желая при этом причинить вред бюджету, или допуская причинение такого вреда, или ему было безразлично, что он причиняет вред бюджету).
      • В случае, если плательщик после выявления факта неуплаты налогов до привлечения его к административной ответственности добровольно оплатит причитающиеся суммы, размер административного штрафа может быть уменьшен в 2 раза.

        В-четвертых, неуплата налогов в бюджет может повлечь за собой уголовную ответственность для ИП, должностного лица ЮЛ и физлица, который не является ИП и должностным лицом ЮЛ, если будет доказано, что эти лица уклонялись от уплаты налогов и сумма неуплаченного налога в 1000 и более раз превышает размер базовой величины, установленной на день совершения преступления (в настоящее время эта сумма равняется 210 млн руб.).

        Стоит учитывать, что привлечение лица к уголовной ответственности не отменяет обязанность уплатить сумму налога и пеней в бюджет, а также не освобождает ЮЛ от административной ответственности в виде штрафа (в случае привлечения к уголовной ответственности должностного лица этого ЮЛ).

        Подробнее об уголовной ответственности смотрите в вопросе № 5.

        В каких случаях неуплата налогов не является административным правонарушением

        Неуплата налогов не является административным правонарушением в следующих случаях:

      • Если плательщик своевременно направил в свой обслуживающий банк поручение на перечисление сумм налогов, однако неуплата произошла по причине отсутствия на счете плательщика достаточных для этого средств;
      • Если плательщик до назначения проверки (составления акта проверки при камеральных проверках — проводятся без выезда к плательщику путем изучения представленных им документов) внес необходимые изменения в налоговую декларацию (расчет) и уплатил налоги в полном объеме;
      • Неуплата или неполная уплата плательщиком (должностным лицом ЮЛ) налогов в размере не более 1% от исчисленных этим плательщиком сумм налогов за календарный год или его часть (для должностного лица — за период выполнения им своих функций, но не более чем за проверенный период);
      • С 22 апреля 2016 г. также не будет являться административным правонарушением неуплата налогов вследствие взаимодействия плательщика с так называемыми лжеструктурами (когда оформленные первичные учетные документы признаются не имеющими юридической силы для целей налогообложения), если плательщик по предписанию органа финансовых расследований Комитета госконтроля до назначения проверки представил в налоговый орган измененную налоговую декларацию (расчет) и в полном объеме уплатил причитающиеся суммы налогов.
      • Каковы сроки давности и порядок привлечения к административной ответственности за неуплату налогов

        Неуплата налогов — длящееся административное правонарушение. Его начало отсчитывается с момента наступления срока уплаты соответствующего налога и продолжается до момента фактической оплаты плательщиком этого налога (взыскания в принудительном порядке).

        За неуплату налогов административное взыскание в виде штрафа может быть наложено не позже 6 месяцев со дня обнаружения этого факта со стороны контролирующих органов (то есть если в отношении плательщика 01.03.2016 составлен акт проверки, в котором зафиксирован факт неуплаты налогов, то штраф может быть наложен не позднее 01.09.2016).

        Дела об административных правонарушениях, связанные с неуплатой налогов, могут рассматривать органы Комитета госконтроля Республики Беларусь и налоговые органы.

        При обнаружении факта неуплаты налогов составляется протокол об административном правонарушении. Он вручается под роспись лицу, в отношении которого составлен. В случае неявки лица для подписания копия протокола направляется этому лицу по почте.

        Дальше назначается дата и время рассмотрения дела об административном правонарушении, о чем извещается плательщик, который вправе присутствовать при рассмотрении этого дела со своим защитником или представителем. И по итогам рассмотрения дела в случае признания плательщика виновным уполномоченным лицом налогового органа или органа Комитета госконтроля уже выносится постановление о наложении административного взыскания.

        Что такое уклонение от уплаты налогов и когда это является уголовным преступлением

        Уклонение от уплаты налогов закон связывает с сознательным (умышленным) невыполнением плательщиком обязанности производить установленные законом налоговые платежи в бюджет.

        Уголовным преступлением уклонение от уплаты налогов становится при одновременном выполнении следующих условий:

      • если оно совершается умышленно строго определенными Уголовным кодексом Республики Беларусь способами (способы установлены в ч. 1 ст. 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь);
      • причиняет ущерб в крупном или особо крупном размерах.
      • Способы уклонения от уплаты налогов, при которых может наступить уголовная ответственность:

        1) Сокрытие налоговой базы — это умышленное неотражение в документах налогового учета (отчетности) фактических данных об объектах налогообложения. Проще говоря, это когда плательщик получает доход, подлежащий налогообложению, но умышленно не отражает этот доход в своей налоговой отчетности (по сути утаивает его, скрывает факт получения этого дохода).

        Примером сокрытия объекта налогообложения является ситуация, когда лицо получает доход от участия в деятельности иностранной организации (имеет счет в иностранном банке, с которого снимаются деньги, или корпоративную карточку, на которую перечисляется доход) или получает доход от деятельности в сети Интернет, однако эти доходы не отражаются плательщиком в налоговой декларации (по сути утаиваются от налоговых органов Республики Беларусь).

        Сокрытие налоговой базы имеет место при приеме выручки от реализации товаров, работ, услуг без отражения ее в учетных документах с целью утаивания полученного дохода.

        Здесь отметим, что если лицо занимается предпринимательской деятельностью без регистрации в качестве ИП или ЮЛ и от этой деятельности получает доход, такое лицо может быть привлечено к уголовной ответственности не за уклонение от уплаты налогов, а за незаконную предпринимательскую деятельность.

        2) Умышленное занижение налоговой базы — выражается в ситуациях, когда в документы налогового учета заведомо вносятся не соответствующие действительности сведения и они приводят к уменьшению размера сумм налогов, подлежащих уплате (это может быть необоснованное завышение затрат, учитываемых при налогообложении, необоснованное принятие к вычету НДС и т.п.).

        Как пример: ситуация, когда ЮЛ или ИП сознательно взаимодействуют с лжеструктурами, то есть оформляют не соответствующие действительности товаросопроводительные документы на поставку или приемку товара (так называемые бестоварные накладные), что приводит в результате к недоплате НДС и налога на прибыль.

        3) Уклонение от представления налоговой декларации (расчета) — проявляется, если умышленно не предоставить ее в налоговый орган в установленный срок при наличии такой возможности с целью уклониться от уплаты налога.

        4) Внесение в налоговую декларацию (расчет) заведомо ложных сведений — умышленное указание в ней любых не соответствующих действительности данных, которые влияют на исчисление уплачиваемого налога.

        *Чаще всего в практике встречаются первые два способа уклонения от уплаты налогов (путем сокрытия и занижения налоговой базы).

        Для цели привлечения к уголовной ответственности под ущербом, причиненным уклонением от уплаты налогов, понимается не величина сокрытой или заниженной налоговой базы, а сумма неуплаченного (не поступившего в бюджет) налога. Установленные пени и штрафы за неуплату налогов в эту сумму не включаются.

        При этом крупным размером ущерба признается уклонение от уплаты сумм налогов на сумму, в 1000 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления (в настоящее время 1000 базовых величин — это 210 млн руб.). В данном случае уклонение от уплаты налогов относится к менее тяжким преступлениям и ответственность наступает по ч. 1 ст. 243 УК Республики Беларусь.

        Особо крупным размером ущерба признается уклонение от уплаты сумм налогов на сумму, в 2500 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления (в настоящее время 2500 базовых величин — это 525 млн руб.). В данном случае уклонение от уплаты налогов относится к тяжким преступлениям и ответственность наступает по ч. 2 ст. 243 УК Республики Беларусь.

        Кто может быть привлечен к уголовной ответственности

        К уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов могут привлечь физических лиц, на которых возложены обязанности по исчислению и уплате налогов, а также по представлению в налоговые органы документов налогового учета и (или) отчетности.

      • физические лица — плательщики;
      • индивидуальные предприниматели;
      • руководители (директора) ЮЛ-плательщиков;
      • бухгалтеры и другие должностные лица ЮЛ-плательщиков, если на них (руководителем организации) были специально возложены соответствующие полномочия;
      • лица, которые фактически осуществляли руководство ЮЛ-плательщиком (учредители, члены наблюдательного совета и т.п.) при условии, что действующий руководитель или другое лицо, которые обязаны исчислять налоги и вести налоговую отчетность, не знали о своем участии в уклонении от уплаты налогов;
      • лица, организовавшие или склонившие действующего руководителя к уклонению от уплаты налогов, или содействовавшие такому уклонению советами, указаниями и т.п., такие лица несут ответственность как организаторы, подстрекатели или пособники в зависимости от способа своего участия.
      • Каково наказание за уклонение от уплаты налогов

        Уклонение от уплаты налогов, повлекшее причинение ущерба:

      • в крупном размере (ч. 1 ст. 243 УК Республики Беларусь) наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на тот же срок;
      • в особо крупном размере (ч. 2 ст. 243 УК Республики Беларусь) наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
      • Конкретный вид и размер наказания определяет суд по итогам рассмотрения уголовного дела с учетом всех обстоятельств и материалов дела.

        Могут ли освободить от уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов?

        Если лицо впервые совершило уклонение от уплаты налогов в крупном размере (такое преступление является менее тяжким), оно может быть освобождено от уголовной ответственности судом, прокурором или следователем с согласия прокурора в следующих случаях:

        1) С привлечением к административной ответственности, если:

      • это лицо возместило ущерб (то есть уплатило налоги и пени в полном объеме), а также
      • если будет признано, что для его исправления достаточно применения мер административного взыскания.
      • 2) Без привлечения к административной ответственности, если это лицо:

      • после совершения преступления добровольно явилось с повинной или активно способствовало выявлению и (или) раскрытию преступления;
      • возместило причиненный преступлением ущерб;
      • внесло на депозитный счет органа, ведущего уголовный процесс, уголовно-правовую компенсацию в размере 50% неуплаченного налога, но не менее 30 базовых величин.
      • Если лицо совершило уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере (такое преступление является тяжким), оно может быть освобождено от уголовной ответственности президентом Республики Беларусь, если это лицо:

      • раскаялось и способствовало раскрытию преступления;
      • добровольно возместило причиненный ущерб, включая расходы на восстановление нарушенных имущественных прав и неполученные доходы (упущенную выгоду) от оборота имущества, вред, нанесенный государственным или общественным интересам;
      • способствовало устранению других последствий совершенного преступления.
      • На практике для освобождения от уголовной ответственности по данному основанию лицу необходимо возместить ущерб (то есть уплатить сумму налога) с определенным коэффициентом, размер которого варьируется в зависимости от обстоятельств конкретного дела. Можно сказать, что таким образом государство компенсирует свои расходы и вред, который причинен преступлением его интересам.

        Порядок освобождения от уголовной ответственности в данном случае предусмотрен Положением о порядке осуществления в Республике Беларусь помилования осужденных, освобождения от уголовной ответственности лиц, способствовавших раскрытию и устранению последствий преступлений, утвержденных указом президента Республики Беларусь от 03.12.1994 № 250 (с изменениями и дополнениями).

        Порядок освобождения от уголовной ответственности следующий:

        1) Лицо, раскаявшееся в совершенном преступлении, добровольно уплатившее налоги и начисленные пени в полном объеме, возместившее иные расходы, пишет личное ходатайство на имя президента Республики Беларусь об освобождении от уголовной ответственности, которое направляется в администрацию президента Республики Беларусь.

        2) Поступившее ходатайство рассматривается специальной комиссией по вопросам помилования, созданной при президенте Республики Беларусь.

        При рассмотрении ходатайства принимаются:

      • степень общественной опасности совершенного преступления;
      • раскаяние лица в совершенном преступлении, его активное содействие в раскрытии преступления;
      • возмещение им причиненного ущерба, вреда, нанесенного государственным или общественным интересам;
      • уплата дохода, полученного преступным путем;
      • устранение иных последствий преступления;
      • данные, характеризующие его личность и возможность исправления без привлечения к уголовной ответственности.
      • 3) Решение президента Республики Беларусь об освобождении лица от уголовной ответственности принимается в форме указа, который в 3-дневный срок с момента его издания направляется генеральному прокурору для исполнения. Лицо, освобожденное от уголовной ответственности, ознакамливается с данным указом.

        4) Прекращение уголовного дела в отношении лица, освобожденного от уголовной ответственности, осуществляется соответствующим прокурором.

        В заключение отметим, что каждый случай уклонения от уплаты налогов строго индивидуален. При решении вопроса необходимо анализировать и разбираться во многих обстоятельствах:

      • произошло ли уклонение теми способами, которые указаны в законе;
      • правильно ли определены нормы налогового законодательства, действовавшие на день совершения преступления, которые нарушены;
      • правильно ли определен налоговый период (периоды), в который совершено уклонение, а также объект налогообложения, вид неуплаченных налогов;
      • правильно ли посчитан размер причиненного ущерба в денежном выражении (сумма неуплаченных налогов);
      • доказано ли в действиях лица наличие состава уклонения от уплаты налогов и т.п.
      • В этой связи лицам, в отношении которых возбуждено уголовное дело за уклонение от уплаты налогов, или которые предполагают, что такое дело может быть возбуждено, рекомендуется обратиться за юридической помощью и найти адвоката, который будет осуществлять защиту. В противном случае попытки самостоятельной защиты могут привести к необоснованному давлению со стороны следственных органов, процессуальным нарушениям при производстве по уголовному делу и существенному завышению суммы вменяемого ущерба.

        Компания Revera — один из лидеров белорусского рынка юридических услуг. Юристы компании совместно со специалистами Министерства экономики и Министерства иностранных дел Республики Беларусь ежегодно готовят справочник Doing Business in Belarus как ежегодное пособие для инвесторов.

        Еще по теме:

        • Жена как свидетель в суде Может ли муж быть свидетелем в суде по гражданскому делу? Мать моего мужа подала на меня в суд на то, чтобы я не препятствовала ее общению с внуком. Мой муж и я против, так как она пыталась навредить внуку и свидетелями этого были и я и мой муж (ее сын). Еще […]
        • Закон об оплате труда учителя Учителям, участвующим в проведении ГИА, гарантируют оплату труда Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон об оплате работы учителей, освобожденных от основной работы для подготовки и проведения государственной итоговой аттестации (Федеральный […]
        • Дмс для мигрантов оформить ДМС страхование трудовых мигрантов В соответствии с п.5. ст.27 ФЗ от 15.08.1996 № 114 «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» - основного законодательного акта, регламентирующего порядок въезда иностранцев на территорию страны, иностранные граждане на момент […]
        • Правила по баскетболу в школе Баскетбол. Коротко о правилах В игре участвует две команды по 12 человек. На игровой площадке находится по 5 игроков от каждой из команд. Ограничений для замен нет. Цель: забить в кольцо соперника большее количество мячей, не дать второй команде захватить […]
        • Дурные законы в хороших руках Уголок правовых знаний. В мире мудрых мыслей Дурные законы в хороших руках исполнителей - хороши; и самые лучшие законы в руках дурных исполнителей – - презентация Презентация была опубликована 3 года назад пользователемЛилия Бродович Похожие […]
        • Кбк для ликвидации ооо Госпошлина за ликвидацию ООО В процессе закрытия, пройдя все необходимые процедуры и погасив задолженности, председатель ликвидационной комиссии в последний раз должен подать в ИФНС некий пакет документов, в составе которого обязана быть квитанция об оплате […]
        • Налог трейд ин Налог трейд ин Уважаемые форумчане! В 2008 году сдали свою 2-х летнюю Деу Нексия в автосалон в счет новой машины ( трейдин). Естественно, сумма, по которй приняли Нексию была намного ниже стоимости нового покупаемого Акцента. В автосалоне […]
        • Приказы мвд 1377 Указ Президента РФ от 7 апреля 2017 г. № 158 “О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377 "О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации" и в Дисциплинарный устав, утвержденный этим […]