Законы функционирования семьи

Содержание:

2. Семья как функциональная система

2.1 Историческое становление семьи как элемента социальной системы

Семья представляет собой очень древнее образование. Эта социальная единица существует сегодня во всех частях света. Глядя назад можно заметить признаки существования семьи во всех цивилизациях, сведения о которых до нас донесла история. С одной стороны, прошедшие тысячелетия – большой срок, чтобы свыкнуться с самим фактом существования семьи. Но с другой стороны, каждое новое поколение создает ее заново. Как пишет в своем исследовании Н.Аккерман: «Изначально понятие «семья» включало не только отца, мать и детей. Под семьей подразумевалось все домашнее хозяйство, функционирующее как единое целое, включая людей, живущих под одной крышей или подчиняющихся власти одного человека. Помимо собственной семьи, сюда включалась многочисленная родня, слуги, рабы и даже собаки» [1;17]. История свидетельствует о том, что состав семейной группы сильно зависит от социального строя, экономического уклада, образа жизни в целом, то есть, в конечном счете, от способности удовлетворять свои материальные потребности. В каждой последующей цивилизации структура и функции семьи, как единого целого, претерпевали существенные изменения. Сама история заставляет усомниться в том, что семья представляет собой нечто священное. Выживание семьи зависит от успешности ее адаптации к меняющимся жизненным обстоятельствам. Меняющийся образ жизни неизбежно ведет к переменам в сущности семьи, но в то же время, несомненно, что семья переживет любой экономический уклад или социальный строй, другой вопрос, какова же будет динамика отношений и система взаимодействия в семье с меняющимися социальными влияниями.

Современная семья представляет собой продукт социальной эволюции. Структура семьи с течением времени постепенно меняется в зависимости от социальных и культурных перемен. Современная семья представляет собой гораздо более свободную во всех отношениях группу, чем когда-либо в прошлом, обусловлено это социальными и экономическими преобразованиями. Мы солидарны с точкой зрения Н.Аккермана: «Неверно, что семья представляет собой опору общества, скорее общество моделирует форму и функции семьи в целях ее максимальной эффективности» [1;19]. Таким образом, семья не есть нечто статичное, наоборот, семья представляет собой живую, развивающуюся, постоянно меняющуюся гибкую систему, чутко реагирующую адаптационными изменениями на внешние и внутренние воздействия.

2.2 Психологические характеристики современной семьи

Семейные узы существуют благодаря родственным связям, они опираются на комплекс основных факторов – биологических, социальных, экономических. С биологической точки зрения, семейные узы обусловлены общими для мужчины и женщины потребностями в любви, их стремлением к продолжению рода, а также продолжительным периодом зависимости ребенка от родителей. Однако, как считает Н.Аккерман: «С психологической точки зрения: члены семьи объединены взаимозависимостью для удовлетворения своих эмоциональных потребностей, экономически они связаны зависимостью друг от друга при удовлетворении материальных нужд» [1;18]. Таким образом, единство семьи основано на общих потребностях и совместном их удовлетворении, как в физическом, так и в психическом аспектах.

Анализируя специфику российской семьи, А.Я. Варга указывает, что в нашей стране семьи имеют следующие отличительные признаки:

  • сохраняется патриархальная семья, то есть семья, состоящая из нескольких поколений;
  • границы между подсистемами диффузны, плохо структурированы, власть в семье нередко принадлежит бабушкам и дедушкам;
  • во многих семьях в нескольких поколениях отсутствуют мужчины, также как отсутствуют они во многих общественных институтах: школах, поликлиниках, банках, где главными действующими лицами являются тоже женщины;
  • несколько поколений зависит друг от друга не только духовно, но и материально, молодые семьи часто живут либо в коммунальных квартирах, либо совместно с родителями;
  • идеология тоталитарного общества сформировала жесткую систему принуждения и долженствования, из-за которой быт, поведение, духовные ценности формировались так, что человек забывал о собственном «Я», о своих желаниях и потребностях;
  • разрушение прежней идеологии и отсутствие новой, которая помогла бы сплочению семьи и обретению чувства защищенности, привели к тому, что в обществе возросла потребность в иллюзиях, что часто приводит к тому, что люди ищут «забытья» в алкоголе, наркотиках, в семье возрастает уровень взаимной агрессии» [15;13].
  • Конечно, все вышеперечисленные обязанности членов семейной группы очерчены схематично, что соответствует наиболее общему распределению их функций. В сфере семьи находятся отношения отца и матери, каждого из родителей с каждым из детей и, наконец, каждого из детей друг с другом. Члены семьи обмениваются многочисленными потоками эмоций разной интенсивности, каждый из которых, при соответствующих обстоятельствах, порождает встречное течение. Стиль эмоциональных отношений между любыми двумя членами семьи развивается самостоятельно, хотя постоянно испытывает воздействие других эмоциональных межличностных отношений в семье. Изменчивое многообразие разнонаправленных потоков эмоций определяет переменчивую, насыщенную всеми оттенками эмоционального опыта «семейную атмосферу», на фоне которого развивается личность и социальные паттерны реагирования ребенка, воспитывающегося в семье. Иначе говоря, характер ребенка определяют процессы, посредством которых он полностью или частично принимает или отвергает «семейную атмосферу». Семья с полным правом может считаться своего рода посредником при обмене ценностями. А каких ценностях идет речь? В первую – это любовь и взаимопонимание, а также разнообразные материальные привилегии. В семейной сфере такие ценности перемещаются в различных направлениях. Как правило, родители преимущественно отдают, а дети в основном получают. Согласно простейшей схеме, эмоциональные отношения и поведение каждого члена семьи определяются его потребностями, способом их удовлетворения, готовностью отдать что-то взамен, линией поведения в случае невозможности удовлетворить эти потребности. Размышляя над причинами семейных неурядиц, Н. Аккерман пишет: «Если семейная атмосфера подвержена внезапным переменам и насыщена разнообразными противоречиями, неизбежно возникает ощущение глубокой фрустрации, сопровождаемое негодованием и ненавистью. Диапазон эмоций, возникающий между членами семьи, довольно широк – от любви до ненависти» [1;22].

    2.3.Динамика современной семьи

    Семейная система – это группа людей, связанная общим местом проживания, совместным хозяйством, а главное – взаимоотношениями. То, что происходит в семье, часто не зависит от намерений и желаний людей, входящих в эту систему, потому что жизнь в семье регулируется свойствами системы как таковой [4;6]. Исходя из этого, следует, что поступки людей вторичны и подчиняются законам и правилам функционирования семейной системы. Семья как система функционирует под воздействием двух законов: закона гомеостаза и закона развития. Закон гомеостаза формулируется просто: каждая система стремится сохранить свое положение, каким бы оно ни было. При этом нельзя забывать, что семья выполняет ряд функций:

    • воспитательная функция;
    • хозяйственно-бытовая функция;
    • эмоциональная функция;
    • функция духовного (культурного) общения;
    • функция первичного социального контроля;
    • сексуально-эротическая функция;

    Если семья выполняет все выше вышеперечисленные функции – то она функциональна, если одна или несколько функций нарушены или отсутствуют, то семья дисфункциональна. Закон гомеостаза верен как по отношению к функциональным семьям, так и по отношению к дисфункциональным. Для дисфункциональных семей закон гомеостаза – вещь неприятная, потому что в дисфункциональной семье существует много трудного и мучительного, а закон гомеостаза пытается это тяжелое положение сделать стабильным, как бы закрепить состояние, в котором семья оказывается неспособной удовлетворить потребности друг друга в межличностном и духовном росте. При отсутствии толерантности, уважения друг к другу, честности, желания быть вместе, сходства интересов и ценностных ориентиров – закон гомеостаза работает против каждого члена семьи. На уровне индивидуального сознания закон гомеостаза присутствует в виде примерно таких мыслей и ощущений: перемены хуже, чем то что есть, перемены пугают, они не нужны. В свернутом виде закон гомеостаза звучит так: система в целом должна быть без перемен. Но семейная система функционирует под воздействием еще и закона развития. Согласно закону развития каждая семейная система должна пройти свой жизненный цикл, то есть некую последовательность смены событий, которую проходит любая семья. Семейная система должна создаться и завершиться, так же как человек должен родиться и умереть. Непосредственными причинами, дающими семье возможность пройти этот жизненный цикл, являются некоторые обязательные для возникновения этой системы события, такие как брак, а также изменение физического возраста людей и соответственные изменения стадий психического развития.

    Законы функционирования семьи

    Нарушение основных законов рода – их всего четыре – неминуемо влечет за собой появление разных проблемных ситуаций в жизни.

    1. Закон любви

    Направление течения энергии любви – всегда от предков к потомкам, только так и не иначе. Это совсем не значит, что не нужно любить и уважать своих родителей. Это значит, что энергию своей любви надо отдавать детям. И целью жизни должно стать воспитание детей, а разрешение проблем родителей.

    Встречаются такие ситуации, когда взрослые дети живут проблемами своих родителей, отдают им все свое свободное время, лишая тем самым своих детей родительской любви и поддержки. Такое гипертрофированное позиционирование себя как «Великого Ребенка» своих родителей заставляет течь энергию любви не в направлении своих детей, а наоборот. Однако изменить законы природы не дано никому: течение реки нельзя направить в обратную сторону.

    Родители одарили своих детей бесценным даром – жизнью, и дети никогда не смогут вернуть этот долг чем-либо равноценным в порядке семейных ценностей, как бы они не старались. Поэтому родители дарят свою любовь детям, а их дети – своим супругам и своим детям, именно так и не иначе. А родителя уже взрослые и справятся со своими проблемами сами.

    Наши родители вполне заслуживают от того, чтобы их дети испытывали к ним чувства благодарности, уважения и почтительности. Они имеют преимущество перед своими детьми в системе семьи.

    2. Закон принадлежности

    Однажды вошедший в систему человек останется в ней навсегда. То есть, в любом роду нет и не может быть ненужных людей. На первый взгляд, к ненужным можно было бы отнести, к примеру, бывших супругов (особенно если в семье не было детей), абортированных деток (если все было по молодости и по глупости). К таким же ненужным членам рода часто относят неблагонадежных членов общества – преступников, алкоголиков, людей с тяжелыми заболеваниями или самоубийц. И, тем не менее, все эти люди принадлежат к родовому дереву.

    В общем и целом к семейной системе принадлежат следующие люди:

    1. Все, родившиеся в этом роду (умершие в младенчестве, отданные на воспитание в приюты или другие семьи, не родившиеся (аборты, выкидыши) и т.п.).

    2. Все, с кем были развиты крепкие партнерские, эмоциональные связи.

    3. Все, кто оказал помощь роду в борьбе за выживание.

    4. Все, причинившие вред системе.

    Попросту говоря, в семейную систему обычной среднестатистической женщины будут входить:

    — дети супруга от предыдущих браков (если таковые есть);

    — предыдущие сильные эмоциональный или прочные партнерские связи самой женщины;

    — такие же предыдущие связи супруга;

    — братья, сестры (включая рано умерших, абортированных);

    — предыдущие партнеры или супруги родителей;

    — дедушки и бабушки;

    — прабабушки и прадедушки.

    Кроме того, в роду должны быть отдельно выделены следующие его члены:

    — люди с особенной судьбой (убийцы, убитые, инвалиды, репрессированные и т.п.);

    — все те, кто помогал системе выжить, или оказал существенную помощь, или причинил ощутимый вред.

    В общем, перечень получается довольно внушительным.

    3. Закон замещения

    Если один из членов рода по каким-то причинам выпадает из системы, то обычно его энергетически замещает кто-то вновь появившийся (чаще всего это ребенок).

    Пример. Мужчина живет во втором браке. Первая жена исключена из системы навсегда, как будто ее и не было. Причины этому могут быть самые разные, но факт остается фактом, первая жена не существует в семейной системе этого мужчины. И тут в новой семье рождается дочка, которая и будет энергетически замещать первую жену. Это может выразиться в двух факторах:

    1. Отношение матери к маленькой девочке сродни отношению к сопернице. Мама стремится отправить ребенка подальше от дома – в детский лагерь, к бабушке и т.п. Дочка от мамы тоже не отстает, пытаясь настоять на своих амбициях, указывая матери, что и когда той надлежит делать или не делать.

    2. Девочка – любимица отца и эти симпатии взаимны. Любые желания ребенка отец выполняет беспрекословно, тем самым воспитывая типичную «папину» дочку.

    Однако надо сказать, что такое поведение ребенка и такие отношения между ним и его родителями отнюдь не является нормой. Девочка растет, и вместе с ней растут ее требования, претензии к родителям, проблемы. Часто такая девушка не может выбрать себе мужа по душе. Да и не зачем искать, муж энергетически уже есть – это ее папа. С мамой отношения либо не складываются вовсе, либо они натянутые, без искренней теплоты, любви и заботы, как должно быть в нормальной семье.

    Выход из негативно складывающейся ситуации есть. Мужчина должен впустить в свое сердце первую жену, дать ей уважение и возможность занять должное место в своей системе семьи. Тогда изменится и поведение ребенка, и отношения с родителями нормализуются.

    4. Закон иерархии

    В семейной системе все преимущества имеет тот, кто в нее раньше вошел. К примеру, у первой супруги есть преимущество перед второй, она что-то сделала для того, чтобы вторая жена смогла войти в систему. Также родители имеют более высокий приоритет перед детьми, а старшие дети в семье – перед младшими.

    Однако новая семья преобладает над старой. То есть новая семья (супруги, дети) имеет больший приоритет, чем семья родителей. Хотя так бывает далеко не всегда.

    Таким образом, наблюдается весьма занимательная комбинация. Для женщины муж входит в систему позже, чем ее мать. Поэтому у матери приоритет, она должна пользоваться уважением дочери и зятя. Однако для самой женщины ее семья (муж, дети) должна быть более приоритетна, чем родительская. То есть женщина должна заниматься в большей степени своей семьей, сохраняя при этом уважение к матери, как к старшему члену системы.

    Законы функционирования семейной системы и циркулярная модель диагностики Олсона

    Системная семейная терапия рассматривает семью как систему, функционирующую по своим особым законам.

    Теоретическим обоснованием подхода является теория систем, разработанная математиком и кибернетиком Людвигом фон Берталанфи (Bertalanffy, 1950), в основе которой лежат два основных положения — холистический взгляд на мир (аристотелевское положение о том, что целое больше суммы своих частей — для изучения системы недостаточно изучить ее части, необходимо составить представление о их взаимодействии) и взаимное влияние и взаимная обусловленность всех частей и процессов системы. Базовая идея системной терапии заключается в том, что семья является социальной системой, то есть семья – это комплекс элементов и их свойств, которые находятся в динамических связях и отношениях друг с другом.

    В системном подходе считается, что происходящее в семье часто не зависит от намерений и желаний членов семьи, потому что жизнь в семье регулируется свойствами семейной СИСТЕМЫ как таковой. То есть, намерения и поступки людей вторичны и подчиняются законам и правилам функционирования семейной системы.

    Семья, как любая живая система, существует и развивается под действием двух основных законов: гомеостаза и развития.

    Закон гомеостаза заключается в том, что каждая семья стремится сохранить свое положение, каким бы оно ни было. То есть, семейная система никуда не хочет двигаться и на уровне индивидуального сознания человека, члена семьи, перемены пугают больше, чем то, что есть. То есть закон гомеостаза требует от семьи в целом оставаться без перемен.

    С другой стороны, жизнью семьи управляет закон развития, согласно которому каждая семья должна пройти свой жизненный цикл. И успешное движение по пути смены жизненных этапов обеспечивается обязательными перестройками в жизни семьи (например, взаимодействие на стадии добрачных отношений будет существенно отличаться от взаимодействия, которое строится в семье, где появился маленький ребенок).

    Таким образом, с одной стороны семья, как система, стремится сохранить свое состояние неизменным, с другой стороны, смена жизненных этапов ее развития все время требует от нее перестройки взаимодействия и перераспределения ролей. Если семейная система не может эффективно подстроиться под новые требования жизни, то в ее развитии наступает период напряженных отношений, конфликтов, то есть семья переживает кризис.

    Возникает вопрос, почему одни семьи справляются с кризисными периодами успешно, а другие застревают надолго в этом состоянии? Ответ на данный вопрос нам дают результаты исследования Олсона (Olson, 1986; 1993), который для выявления способов взаимодействия в семье изучил более 3000 супружеских пар и создал циркулярную модель диагностики семейных систем.

    Олсон предложил исследовать семейное взаимодействие по двум параметрам: гибкости (наличия в семье механизмов, которые позволяют семье реагировать на внутренние и внешние изменения) и сплоченности (степени эмоциональной вовлеченности в жизнь семьи, которая характеризуется тем, что для человека является важнее – время внутри семьи или время вне партнерства). В зависимости от степени их проявления в модели выделяется 16 типов отношений, среди которых лишь только некоторые являются сбалансированными и гармоничными.

    В циркулярной модели Олсона выделяются пары четырех степеней сплоченности.

    Разобщенная пара состоит в союзе, но для каждого из партнеров время, проведенное вне семьи, представляется более ценным, чем время, проведенное с партнером. Друзья и подруги являются отдельными и каждый супруг имеет свой круг общения. Попытки посягнуть на личное время рассматриваются как угроза союзу. Это союз, где люди сосредоточены на удовлетворении собственных интересов. К слабой стороне таких отношений можно отнести неумение сближаться в кризисные моменты из-за привычки удовлетворять только свои интересы. В моменты кризиса эта пара демонстрирует неумение поддержать друг друга эмоционально.

    На противоположном полюсе по степени сплоченности находятся отношения, которые называются запутанные. Запутанные отношения – это отношения, в которых слишком много центростремительных сил и вся энергия партнеров сосредоточена на союзе. Друзья только общие, хобби и развлечения только общие, всякие различия во мнениях рассматриваются как угроза союзу. В моменты кризиса, когда разделенность диктуется материальной или временной необходимостью, партнеры не умеют дать свободу друг другу. Запутанные отношения несут в себе замедление развития каждого партнера как личности.

    Шкала сплоченности отражает два фундаментальных страха, от которых человек пытается излечиться, образовывая союз, два экзистенциальных страха, с которыми мы рождаемся: стремление к запутанности отражает стремление избавиться от страха одиночества, а стремление к разобщенности отражает попытку избавиться от страха быть поглощенным другими.

    В раздельных отношениях есть общие друзья и общие интересы, но время, проведенное вне семьи предпочтительнее для партнеров. Общность есть, но она расценивается как то, что не мешает развитию индивидуальности, которая стоит в таких отношениях на первом месте.

    При сплоченных отношениях друзья и интересы в основном общие, и люди не боятся иметь отдельных друзей и подруг. Сплоченные отношения отличаются от раздельных тем, что время, проведенное вместе ценится больше, чем время, проведенное отдельно. И, таким образом, девиз такой пары: прежде всего развитие отношений, и уж потом развитие индивидуальностей.

    Как уже было сказано выше, гибкость определяет стиль управления семьей. В зависимости от степени гибкости Олсон выделил четыре типа семей.

    Ригидное управление подразумевает, что роли в семье распределены раз и навсегда. Дети к обсуждению ролей не допускаются, их голоса не учитываются и роли не меняются даже при сильных изменениях внешних условий. Как правило, ригидными становятся отношения, где есть четко выделенный лидер, который крепко держится за свою власть.

    На другом полюсе по степени гибкости находится хаотичное управление, когда партнеры говорят о том, что в их союзе никто не командует, а решения принимаются сами собой, «как сложится жизнь». Это структура, где нет устойчивого руководства, и решение принимается спонтанно, что, к сожалению, делает семью или пару непредсказуемой. В ситуации, когда нужно взять на себя ответственность, все от нее отказываются в надежде на то, что все само устроится.

    После ригидного идет структурированное управление, где роли распределены, структура ответственности существует, но лидерство может обсуждаться и меняться в зависимости от ситуации. В таких союзах мнения детей, свекровей, тещ, как минимум, выслушиваются, они признаются как лица, которые имеют право голоса.

    При гибком управлении роли меняются часто в результате совместного обсуждения, третьи лица принимают открытое участие в обсуждении и их мнение учитывается. Третьи лица могут повлиять на распределение ролей.

    Как мы уже сказали выше, в зависимости от сочетания разной степени гибкости и сплоченности может быть 16 типов отношений, которые делятся на три типа партнерских союзов, три основные группы семей:

    несбалансированные семьи – к ним относятся семьи, где существуют разобщенные ригидные, запутанные ригидные, хаотичные запутанные, разобщенные хаотичные отношения. Такого рода союзы могут существовать, но не могут существовать долго, потому что в них нет баланса между подчиненностью и руководством, свободой и эмоциональным теплом. Такие отношения являются для партнеров своего рода западней, в них не хватает либо свободы, либо эмоционального тепла и предсказуемости.

    среднесбалансированные семьи раздельные ригидные, сплоченные ригидные, запутанные структурированные, запутанные гибкие, сплоченные хаотичные, раздельные хаотичные, разобщенные гибкие, разобщенные структурированные союзы. Отношения по этим законам могут существовать сколь угодно долго. Эти союзы называются среднесбалансированные, потому что со временем такие отношения имеют тенденцию скатываться к несбалансированным – в них существует угроза того, что разделенность станет разобщенностью, диктатура надоест, а демократия превратится в анархию.

    сбалансированные семьи – раздельные структурированные, сплоченные структурированные, раздельные гибкие, сплоченные гибкие отношения. Взаимодействие таких типов считается стабильными, и пара может справиться с любым жизненным кризисом. Кроме того, такие отношения стимулируют развитие индивидуальности, поэтому никто не стремиться ни к большей свободе, ни к большему лидерству.

    С течением времени система отношений неизбежно меняется. В зависимости от характера, темперамента, финансовых условий партнеров, они меняют степень эмоциональной сплоченности и стиль руководства. Такие изменения закономерны и неизбежны.

    Главным отличием сбалансированных семей от несбалансированных является наличие между партнерами развитых навыков общения.

    Развитые навыки общения подразумевают умение предъявить свои желания как интересы, а не как претензии. Это умение высказать критическое отношение относительно поведения, а не личности человека (ведь поведение человека и человек – это не одно и то же), это умение высказать и принять комплимент, активно слушать, способность отступить от своих интересов и позволить человеку выразить себя.

    В таких парах партнеры уважают взгляды друг друга, умеют разговаривать друг с другом и договариваться.

    В периоды, когда отношения находятся в разбалансированной фазе, навыки хорошей коммуникации утрачиваются. Это означает, что либо партнеры накопили много негативных эмоций, либо много подавленности. Поэтому одной из главных задач кризисных периодов является восстановление навыков бесконфликтного общения.

    Если вы захотите самостоятельно определить тип отношений, которые существуют в вашей паре, то для начала необходимо оценить сплоченность и гибкость при помощи следующего списка вопросов:

    Вопросы для оценки сплоченности.

    — Насколько эмоционально близкими друг другу чувствуют себя супруги?

    — Насколько активно участвуют они в жизни друг друга?

    — Проводят ли супруги время вместе, когда это возможно или предпочитают заниматься своими делами?

    — Имеют ли супруги общих друзей или у каждого они свои?

    — Что супруги любят делать вместе и есть ли у них общие интересы?

    — Как пара проводит праздники и дни рождения?

    — Что обычно происходит у пары вечером и в выходные?

    — Как соотносится интенсивность отношений родителей и ребенка с возрастом ребенка?

    2. Вопросы для оценки гибкости.

    — Поделено ли руководство семьей между супругами?

    — Строгая ли в семье дисциплина?

    — Как проходит обсуждение разногласий в семье?

    — Выполняют ли супруги определенные задачи или роли в семье строго не определены?

    — Насколько часто меняются в семье правила поведения?

    — Как часто происходят в семье другие изменения?

    — Кажется ли вам семья дезорганизованной или ригидной?

    — Насколько строго осуществляют родители руководящие функции?

    При помощи перечисленных вопросов вы можете самостоятельно оценить не только тип отношений между супругами, но и в иных парных отношениях (мама-ребенок, начальник – подчиненный). Такая диагностика даст вам понимание, какие отношения существуют и чем они отличаются от отношений вашей мечты. Оценив тип взаимодействия, вы сможете осознанно внести в него необходимые изменения, ведь понимание поможет вам разделить свои желания, выделить главное и направить отношения в нужное русло.

    Автор статьи: Ольга Цейтлин, семейный психолог

    Семья как система: законы и особенности

    Семья, с точки зрения системной семейной терапии, представляет систему. Вообще, система – это кибернетическое понятие и суть его сводится к следующему. Несмотря на то, что система состоит из отдельных частей, она функционирует на новом уровне и ее функционирование нельзя свести к суммарному функционированию ее членов. Это правило называется «целое больше, чем сумма его частей». Семья Ивановых – это нечто большее, чем Маша Иванова и Саша Иванов. Семья Ивановых обладает новыми потребностями и целями, отличными от личных потребностей мужа и жены.

    Другой особенностью является взаимное влияние каждого из членов системы друг на друга и систему в целом. В семье вообще не действует обычная линейная причинная связь, типа «муж пришел поздно, поэтому я разозлилась». В семье всегда работает круговая причинность, типа «я отказала мужу в ласке, поэтому он пришел поздно, тогда я разозлилась и ушла ночевать к маме. Мужу снова не хватило внимания, и он вовсе перестал приходить ночевать».

    Семью, как систему, можно сравнить с целостным живым организмом, имеющим свои желания и потребности. И эти желания оказываются более весомыми, чем потребности ее отдельных членов. Поэтому в семье люди ведут себя по-особому. Часто так оказывается, что кто-то из семьи понимает неадекватность своего поведения и реакций, но ничего изменить не может. Потому что его реакции задаются семейной системой и той ролью, которая ему в ней отводится. Я, как психотерапевт, часто сталкиваюсь такой проблемой, что человек жалуется на свою неуспешность, ищет, часто подолгу, причины в себе, занимается самокопанием и самоедством, а при ближайшем рассмотрении оказывается, что проблема то не в нем, а в структуре семейной системы. Он оказывается своего рода «мусорной корзиной», в которую его, не вполне благополучная система сбрасывает весь негатив.

    В системной терапии такая ситуация называется «идентифицированный пациент». Смысл таков, что патология находится не в этом конкретном человеке, а в семейных взаимоотношениях. Чаще всего идентифицированными пациентами становятся дети, подростки и другие, наиболее зависимые и несамостоятельные члены семьи. Наличие нездорового члена помогает как-то стабилизировать семью, потому что все хорошее оказывается «в нас, в семье», а все плохое «в нем». Распространенный пример, «мы (семья) – интеллигентные люди, а он – алкоголик (бездельник, психбольной)». Если же попытаться интегрировать слабого члена системы, то всей семье придется тоже изменять свой семейный миф, а здесь есть серьезные трудности.

    Здесь мы подходим к двум ключевым законам семейной системы – это закон постоянства (гомеостаза) и закон развития. Сразу видна разнонаправленность этих процессов – стоять на месте или идти вперед. Семейная система парадоксальна, как все живое и оптимальное развитие заключается в преодолении этих противоречий. Эта ситуация перекликается с двумя базовыми эволюционными инстинктами – инстинктом сохранения себя и инстинктом сохранения вида. Нужно найти компромисс между родительским желанием сохранить свой образ мира и настоятельным требованием потомков принести нечто свое новое в этот мир. Изменения в системе происходят медленно и с серьезным сопротивлением. К примеру, сессии индивидуальной терапии проводятся раз в неделю и чаще. Семейная системная терапия идет гораздо медленнее, сессии проводятся раз в две недели, а то и реже. Семья – это более косный механизм, чем индивидуальная психика.

    Как видите, перед семьей стоит непростая задача и можно выделить два типа семейных систем по признаку того, как они могут разрешить эти противоречия. Семьи бывают функциональные и дисфункциональные.

    Функциональная семья способна выдержать все типичные кризисы семейной жизни. Эта лодка способна продержаться и в штиль и в ураган. В функциональной семье развитие каждого из ее членов является приоритетным. Муж поддерживает жену в ее начинаниях, она его. Важный момент, в функциональной семье самые сильные эмоциональные связи располагаются по горизонтали: между мужем и женой, между братом и сестрой. Вертикальные эмоциональные связи, например, между мамой и сыном, должны быть на втором месте. Поэтому, распространенная гордость мамы, что она «всю себя посвятила детям» – это признак дисфункциональной семьи, которая может развалиться при ближайшем кризисе.

    В функциональной семье используются функциональные стабилизаторы. Стабилизаторы семейной системы – это определенные стереотипы взаимодействия, которые приводят семью к равновесию. Функциональные стабилизаторы – это общие интересы, досуг, благополучные дети и их развитие.

    В дисфункциональной семье все по-другому. Эмоциональные связи между супругами часто стоят на втором, а то и последнем месте. Часто мать, недовольная своим мужем, всю себя посвящает детям. Дети и их проблемы, обычно выступают негативным стабилизатором во взаимоотношениях. Вообще, детские трудности, страхи, болезни – это не проблемы детей, а проблемы взаимоотношений.

    Дети очень чувствительны к невысказанным сложностям семьи и бессознательно сами играют ту роль, которую от них требует поддержание семейного гомеостаза. Например, родители все время ссорятся о том, как им воспитывать сына, который не хочет в школу. Если убрать все эти ссоры вокруг ребенка, то часто оказывается, что и поговорить то им больше не о чем. Другой вариант, у ребенка детская астма. Мама с папой постоянно ругаются и замолкают только тогда, когда у ребенка приступ. Так болезнь ребенка позволяет сохранить равновесие в семье.

    Алкоголизм – это, обычно, семейная проблема. Ссоры вокруг пьянства часто служат способом выпустить пар и не касаться реальных сложностей во взаимоотношениях. Муж в этом случае часто проявляет пассивную агрессию. Классическая ситуация, он в трезвом виде молча терпит недовольство жены, а тут напьется и…понеслось. В этом случае важно, чтобы жена проявляла крайнюю нетерпимость к алкоголю. В моей практике был случай, когда на прием явились теща с новоиспеченной женой и начали сетовать на алкоголизм молодого мужа. Выясняется, что муж позволяет себе бутылку пива по выходным. Я спрашиваю: «Это которая полтора литра?». «Нет, — отвечают, обычная, ноль пять». Вот так мужья и становятся алкоголиками. Это конечно, утрированный случай, но жизненный.

    Следующий признак дисфункциональной системы – это незавершенные эмоциональные связи вне текущей семьи. Главное правило гласит – эмоциональные отношения в текущей семье важнее всех предыдущих. Поэтому мамы, папы, бывшие жены и даже дети от бывших жен должны оставаться на втором месте. Если у мужа или жены сильная эмоциональная связь с матерью, она каждый день звонит и интересуется, то эта связь будет растягивать новую пару подобно магниту.

    В отношениях со свекровью и тещей все тоже достаточно просто. Если, например, свекровь наседает на невестку, то это потому и только потому, что муж не дает матери прямого указания: « Мама, это моя женщина, я ее люблю и я хочу, чтобы ты к ней относилась доброжелательно и уважительно». Напротив, такой муж осознанно или неосознанно поддерживает соперничество между двумя важными для него женщинами. То же самое справедливо и для тещи и бывших супругов.

    Часто бывает, что жена во время ссор переезжает к родителям. Это тоже признак нестабильной семьи и делать этого не следует. Если семья сможет перенести все свои сложности без пространственного разрыва, то это даст ей шанс для гармоничного существования в будущем и воспитания здоровых детей.

    Перевести семейную систему из дисфункционального состояния в функциональное можно, хотя и сопряжено с рядом трудностей. Главное, на мой взгляд, желание договариваться, возможность принятия собственных ошибок и работа над патогенными стереотипами взаимодействия. Часто появляется борьба за то, кто должен сделать первый шаг, т.е. озвучить проблему и начать поиск ее решения.

    С одной стороны, мужчины чаще обращаются на терапию с семейными трудностями, когда ощущают себя «главой семьи», а глава семьи это не тот, кто больше зарабатывает, а тот, кто себя осознает ответственным за семью, ее существование и развитие. С другой стороны, у женщин, в силу психологических особенностей гораздо больше возможностей для эмоционального принятия и примирения. Так что, если действовать сообща, то результат не заставит себя долго ждать.

    Психология семьи как система

    За последние 50 лет в семейном консультировании господствующим является системный подход, который рассматривает семью как систему. Это значит, что семья рассматривается как целостная единица. Она состоит из частей, которые в неё входят. Объектами влияния семьи считаются не те элементы из которых она состоит, а вся семья в целом. Семейный консультант помогает семье в целом.

    Самые распространённые направления — системное семейное консультирование и системная семейная терапия.

    Теоретической основой системного взгляда на семью является общая теория систем, которая была разработана в 40-е годы Людвигом фон Берталамфи. Он утверждал, что большинство объектов окружающего мира представляют собой целесообразно организованные системы — организмический взгляд на мир. Таким же образом, как системы, функционирует человек и также различные социальные образования, в том числе и семья.

    Постулаты этой теории систем:

    1. Целое больше, чем сумма составляющих его частей. Система описывается теми составными частями, из которых она состоит. Семья не состоит из мамы, папы и ребёнка. Все эти элементы присутствуют, но семья как система — нечто большее.
    2. Все элементы и процессы, происходящие внутри семьи, взаимно влияют и взаимообусловливают друг друга. Соответственно изменения, которые происходят в отдельном элементе системы могут вторично обусловливать изменения в других частях системы или в системе в целом. Влияя на ребёнка можно вызвать изменения во всех остальных участниках семьи.

    С точки зрения теории системы семья представляет собой открытую систему. Закрытые системы — те, которые функционируют автономно. Открытые — которые для своей жизнедеятельности нуждаются в обмене с окружающей средой. Что-то нужно отдавать в окружающую среду и что-то из неё принимать. Чтобы семье выжить — она существует в социуме и она должна взаимодействовать с элементами социума. Если этого нет — системе начинает чего-то не хватать. Функции семьи могут нарушаться.

    Кроме этого, семья является системой самоорганизующейся. Это значит, что семья как система является построенной по принципу целесообразности и всё поведение семьи является целесообразным. Источник преобразования находится внутри самой семьи. Если в семье есть цель, то она определяет всю жизнедеятельность семьи как системы.

    Семья также является и первичной системой по отношению к каждому входящему в неё элементу. Это значит что закономерность, по которым существует семья могут отличаться и не соответствовать тем закономерностям, по которым существуют её элементы — члены семьи. То что происходит в семье часто не зависит от намерений людей а регулируется свойствами системы как таковой. Родители хотят хорошего в воспитании детей, а по факту получается другое. Намерения и поступки людей в системе являются вторичными (семья первична) и подчиняются правилу функционирования систем. Семья первична и находится над элементами её составляющими. Это положение носит практический характер. Психолог может много времени уделить желаниям и намерениям одного элемента системы, но так и не понять ничего, почему в этой системе возникают проблемы.

    Если окружающая среда пытается воздействовать на семью, он должен учитывать её функционирование как системы. Главный принцип — опосредованное воздействие. Это значит, что семья как система больше элементов из которых она состоит, также она больше и психолога, хотящего что-то изменить в ней (психолог). Воздействие на один из элементов получит противодействие, направленное чтобы снивелировать действие психолога. Наркомания — проблема системы а не индивидуума. Ненаркоман для семьи — аномалия и система пытается восстановить старый статус.

    Поэтому все интервенции, которые используют люди для помощи, носят опосредованный характер. Фрейд (случай маленького Ганса) описал первым. Общение с одним членом семьи чтобы помочь другому. Агрессивность ребёнка может исчезнуть не путём прямого воздействия на ребёнка, но путём воздействия на родителей. Работа с детьми до 4-х лет мало целесообразна. Поэтому родители более подходящая среда для воздействия — опосредованный способ воздействия.

    Семья является системой связанной с другими также и в продольном разрезе. Системы семьи жены взаимодействуют с системой семьи мужа, поэтому многие закономерности в новой семье не изобретены заново, но приходят к нам из прошлых систем. Поэтому важно владеть техникой генограмм. Напоминает гениологическое древо. С помощью генограмм удаётся записать и описать характер взаимоотношений людей в поколениях и выявить основные стереотипы в отношениях, которые передаются и воспроизводятся в поколениях. Носят характер передачи стереотипов путём воспроизведения семьёй стереотипов родительских семей. Например, передача стереотипа алкоголизма. Какие-то нерешенные проблемы в родительской семье, в качестве какой-то формы поведения воспроизведутся в следующей семье. Например, у матери и сына был хронический конфликт. Мать сына недолюбливала. Сын чего-то недополучил от матери. Их отношения стали сложными и он ушел из семьи, чтобы создать новую семью. Он её создаёт, но в отношениях с женой он воспроизводит тот же конфликт, который был с матерью.

    Теория дифференциации: если есть дисфункция по вертикали (между поколениями), она обязательно воспроизведётся по горизонтали. Верджиния Сатир — первый психолог, ставший воздействовать на всю семью, а не по отдельности. Сальвадор Минухин — психология семьи. Он изучал структуру семьи и обнаружил, что структура отношений в семье серьёзно влияет на жизнедеятельность семьи и её деятельность. Динамика семейной жизни зависит от структуры отношений в семье. Коалиция — важнейший элемент взаимоотношений. Коалиция — образование, создаваемое внутри системы, которое в зависимости от их характеров может либо способствовать развитию семьи либо приводить к её дисфункции. Закономерность: вертикальные коалиции в семье являются дисфункциональными, горизонтальные — функциональными. Коалиция у мамы с бабушкой против мужа, феномен тёщи и пр. — дисфункциональная.

    Во многих семьях структура взаимоотношений нарушена так, что одни элементы систем находятся близко, а другие дальше. Тактика сближения и воссоздание супружеской коалиции.

    Существует 2 основных закона, которым семья как система подчиняется:

  • Закон гомеостаза
  • Закон развития
  • Оба эти закона существуют и действуют одновременно

    Закон гомеостаза — любая система стремится сохранить существующее положение любым путём. Причем этот закон относится как к функциональным семьям, так и для дисфункциональных семей. Положение в семье мучительное, но она стремится сохранить это положение и делает его стабильным. Любые перемены пугают семью. Она считает, что перемены хуже чем существующее положение. Закон гомеостаза делает понятным, почему в семье многие годы могут сохраняться проблемы.

    Закон развития — любая открытая система стремится развиваться и пройти свой путь от 0 до завершения. Источник творческих сил заложен внутри семьи. На уровне семьи закон развития проявляется в том, что семья как система должна прожить свой жизненный цикл, который представляет собой последовательную смену основных событий или стадий.

    Грегори Бейтсон предложил свою классификацию стадий развития:

    1 — стадия монады — добрачная стадия. Представлена индивидуальной жизнью каждого из людей, которые потом создадут семью. Молодой человек взрослеет, реализует правилами родительской семьи. Аналогичное с женской части.

    2 стадия — стадия диады. Пара начинает жить вместе и сталкивается с проблемами. Она должна договориться, по каким правилам будут строить свою систему. Закон развития будет реализовываться, если произойдёт распределение обязанностей.

    Здесь важно помнить, что есть правила лёгкие — внешние правила жизни и трудные правила, которые относятся к плохо осознаваемым правилам или правилам связанным с самооценкой. Пример, ситуации когда муж работает а жена нет — вопрос — как ей будут доставаться финансы или когда жена сталкивается с правилами семьи мужа (отмечать дни рождения бурно по понятиям жены и противоположное по мужу).

    Дистанция между двумя в диаде очень близкая

    3-я стадия — триады, когда появляется ребёнок. Это делает семейную структуру более устойчивой. С другой стороны триада отделяет супругов — дистанцирование, за счёт большего внимания к ребёнку. Говорят что появление ребёнка — это символический развод с мужем. Возникновение ребёнка изменяет функции, права и обязанности членов семьи. Нужно договориться о правилах новой жизни.

    4-я стадия — квадрата, появление 2-го ребёнка. Новый член семьи выталкивает 1-го ребёнка. Синдром детронизации — младший свергает с трона старшего, лишая его полномочий единоличного обладания папой и мамой. Порождается сильная ревность, зависть и напряжение в семьях. Старший оказывается перед ситуацией, когда младшему всё а мне ничего. Здесь надо вновь договориться кто кого воспитывает и о том, что старший должен быть не забыт, распределение сил и средств и прийти к новым договорам.

    5-я стадия выхода детей во внешний мир. Она начинается, когда в семье появляется первоклассник. Это серьёзная стадия, т.к. происходит проверка семьи как системы на эффективность использованных правил воспитания. Закономерность: если в течение всего 1-го класса ребёнок попадая в школу справляется с предъявляемыми требованиями, то это означает, что семья на данном этапе является функциональной. И наоборот, если в первом классе появляются проблемы, это говорит о дисфункциональности семьи. Важно помнить, что функциональность или дисфункциональность семьи не продолжается весь жизненный цикл. Она может быть функциональной на стадии диады и стать дисфункциональной на фоне триады.

    Выход в школу оказывается проверкой для гиперсоциализированных семей также, т.е. семей которые живут по социальным правилам как все. Когда поведение ребёнка становится не стандартным, то он легко может превратиться в так называемый позор семьи. Обычно это связано с теми желаниями, которые оказались неисполненными у самих родителей. Ребёнком пытаются восполнить то, чего сами не могли иметь. Отношения в семье — отношения фрустрации. Благие побуждения не срабатывают.

    6-я стадия взрослеющих детей подросткового возраста. Закон гомеостаза очень сильно расходится с законом развития. Семья пытается сохранить прежний статус, но сильными являются центробежные силы. Ребёнок ищет себё, становится взрослым, с другой стороны семья пытается сохранить его статус члена семьи. Возникает мораторий на идентичность, когда с помощью семьи ребёнок прекращает искать свою идентичность. Чтобы преодолеть эту стадию, важно изменить отношение к этому элементу. Семья — реанимобиль — это функциональная модель. Семья где есть подросток должна отпускать его во внешний мир, но при этом оставаться для него надёжным тылом, где он может залечить свои раны, рассказать обо всём. Если в семье есть коалиция мамы и сына против папы, она его не отпустит из семьи и т.п., то создать семью как надёжный тыл не удастся.

    Также кризис подростков сочетается с кризисом 30-летних или 40-летних. Все элементы системы переживают нормативный кризис. Это стадия множественного кризиса системы. Семья считается функциональной, если после её прохождения происходит сепарация ребёнка от семьи. Полная сепарация является функциональной и частичная, когда остаётся зависимость от семьи.

    7-я стадия — пожилой диады — все дети вышли из семьи (синдром пустого гнезда)

    8-я стадия — пожилой монады — после смерти одного из супругов.

    Семья как система: стадии жизненного цикла семьи

    Законы функционирования семейных систем

    Жизнь семейной системы подчиняется двум законам: закону гомеостаза и закону развития. Закон гомеостаза гласит: всякая система стремится к постоянству, к стабильности. Для семьи это означает, что она в каждый данный момент времени своего существования стремится сохранить status quo. Нарушение этого статуса всегда болезненно для всех членов семьи, несмотря на то, что события могут быть и радостными, и долгожданными, например, рождение ребенка, распад мучительного брака и т.п. Закон постоянства обладает огромной силой. Как показали исследования Джея Хейли (Haley, 1980), благодаря стремлению не допустить ухода повзрослевшего ребенка из семьи и тем самым сохранить семейную структуру родители способны терпеть любое психопатологическое поведение подростка к полному изумлению всех посторонних. Одновременно действует закон развития: всякая семейная система стремится пройти полный жизненный цикл. Было замечено, что семья в своем развитии проходит определенные стадии, связанные с некоторыми неизбежными объективными обстоятельствами. Одним из таких обстоятельств является физическое время. Возраст членов семьи все время меняется и обязательно меняет семейную ситуацию. Как было показано Эриком Эриксоном, каждому возрастному периоду в жизни человека соответствуют определенные психологические потребности, которые человек стремится реализовать. Вместе с возрастом меняются и запросы к жизни вообще и к близким людям в частности. Это определяет стиль общения и соответственно саму семью. Рождение ребенка, смерть старого человека — все это существенно меняет структуру семьи и качество взаимодействия членов семьи друг с другом.

    Семья — как река, в которую никогда нельзя войти дважды. Был предложен вариант типичного американского жизненного цикла семьи (Carter, McGoldrick, 1980).

    1. Первая стадия — жизнь одинокого молодого человека, финансово практически самостоятельного, живущего отдельно от своих родителей. Эта стадия была названа «временем монады». Она очень важна для формирования самостоятельных, независимых от родителей взглядов на жизнь.

    2. Вторая стадия начинается в момент встречи с будущим брачным партнером. Влюбленность, роман, возникновение идеи брачного союза, то есть длительных, стабильных отношений, — все это относится к ней. Если данная стадия жизненного цикла протекает удачно, то партнерам удается обменяться ожиданиями относительно будущей совместной жизни, а иногда даже и согласовать их.

    3. Третья стадия — заключение брака, объединение влюбленных под одной крышей, начало ведения совместного хозяйства, общая жизнь. Эта стадия была названа «временем диады». Это время первого кризиса семьи. Молодые люди должны заключить договор о том, как жить вместе. Вольно или невольно для организации жизни необходимо решить, как распределяются функции в семье, кто придумывает и организует развлечения, кто принимает решения, на что тратить деньги, кто из супругов работает, а кто нет, когда заводить ребенка, какое поведение и какой внешний вид являются сексуально привлекательным и, и много подобных равно важных вещей. Некоторые вопросы легко обсудить и договориться, а некоторые обсудить открыто трудно, потому что предпочтения часто не ясны и не проговорены. Особенно это относится к сексуальному поведению. Молодая жена росла в семье, где не приветствовалась внешняя расслабленность. Мама не ходила в халате, она носила дома туфли и красилась к папиному приходу. Папа это ценил. Молодой муж терпеть не мог жену на высоких каблуках. В его воспоминаниях высокие каблуки носила учительница, которую он ненавидел. Он любил свою маму, которая не работала и дома ходила в халате и тапках. Жена, желая порадовать мужа и мечтая провести дома вечер любви, встречает его на пороге накрашенная и на высоких каблуках. Он, видя ее, думает, что она готова на выход. Он, может, и думал провести тихий вечер дома, но, любя жену и понимая ее без слов, немедленно отправляется с ней в ресторан, например, или к друзьям. Она недоумевает. Страшная мысль у жены: «Не хочет быть со мной». А вот она заболела и полная отвращения к себе ходит дома в халате и тапках. Муж сгорает от страсти в это время. Жена не готова соответствовать: и чувствует себя плохо, и сама себе противна. У мужа страшная мысль: «Не хочет быть со мной». Это может стать началом сексуальной дисгармонии.

    4. Четвертая стадия возникает в том случае, если преодолен кризис третьей стадии, брак сохранился и, главное, появился первый ребенок. Возникающий на этой стадии кризис еще более серьезный. Появился третий член семьи, изменилась семейная структура. Она стала, с одной стороны, более устойчивой, а с другой — члены этой новой системы стали более дистантными по отношению друг к другу. Необходим новый договор, так как возникла потребность в перераспределении ролей, времени, денег и т.п. Кто будет вставать к ребенку по ночам? Будут ли родители сидеть дома вместе или ходить в гости по очереди, или жена будет с ребенком, а муж будет жить, как холостой? Если младенец не принес отчуждения в супружеские отношения, более того, сплотил родителей, данная стадия пройдена удачно. Может быть и так, что ребенок приносит чувство рутины и монотонности жизни; супругам кажется, что молодость и праздник кончились и начались бесконечные будни, муж чувствует себя заброшенным и подозревает, что жена изменяет ему с младенцем. Жена точно знает, что она брошена с ребенком на руках, и понимает вдруг, что замужем за легкомысленным подростком и что тяготы семейной жизни вот-вот сломают ей хребет. Все это признаки неудачного прохождения четвертой стадии. Это не обязательно приводит к разводу, но обычно закон гомеостаза обеспечивает семейную систему сложными и вычурными стабилизаторами. Годятся, например, регулярные измены, которые небрежно скрываются для того, чтобы скандалы и следующие за ними примирения создавали иллюзию близости и сохраняли семью. Подходит также хроническое заболевание у одного из супругов или любые другие формы личной нежизнеспособности — алкоголизм, неспособность к профессиональному успеху и т.п.

    5. Пятая стадия жизненного цикла семьи характеризуется появлением второго ребенка. Она проходит достаточно просто, так как не нужно заключать новый договор о том, как жить с детьми и кто за что отвечает, как это было на предыдущей стадии. Разумеется, детей может быть гораздо больше чем двое, но на модели двух детей можно показать все необходимые закономерности развития семейной системы. Существуют данные о зависимости семейной роли и порядка рождения ребенка. Например, нередко старшая девочка в семье становится для следующих детей эрзац-мамой, няней; она отвечает за младших и часто лишается возможности жить собственной жизнью, да впрочем, она и не умеет отвечать за саму себя. Средний ребенок нередко бывает самым благополучным в семье, свободным от семейных сценариев и долгов. Считается, что соперничество между детьми происходит неизбежно. Родители сталкиваются с проблемами детской ревности и должны как-то их решать. В этом пункте происходит связь времен, потому что именно при решении этой проблемы родители нередко проецируют в сегодняшний день свой детский опыт. Сверхконтроль за детскими отношениями, постоянная позиция третейского судьи выдает потребность в подтверждении собственной значимости и, следовательно, опыт унижения в детстве. С появлением детей возникает новая подсистема в семейной системе. В случае функциональной семьи в ее структуре будут выделяться супружеская подсистема и детская подсистема. В дисфункциональной семье могут быть «неправильные» подсистемы: коалиции мама с одним ребенком против папы с другим, или мама с детьми с одной стороны и папа — с другой. Границы между подсистемами семьи — это важный момент организации жизни и психического здоровья членов системы. Если границы подсистем очень жесткие (например, после того как ребенок уложен спать, к нему не подходят до утра, что бы ни было), то могут возникать психосоматические заболевания у детей, так как только очень сильными раздражителями (болезнями с эффектными проявлениями) они могут перейти границу своей подсистемы и приблизиться к родителям. Если же границы подсистем очень проницаемые, то все члены системы лишены возможности жить своей частной жизнью, того, что по-английски называется privacy, возникает слитность, enmeshment, спутанность ролей, «обродителенные» дети и инфантильные родители. Не ясно, кто принимает решения, кто отвечает за кого и многое другое.

    6. Шестая стадия — это школьные годы детей. В это время семья вплотную сталкивается с правилами и нормами внешнего мира, отличными от правил внутрисемейной жизни. Здесь решаются вопросы о том, что считать успехом, а что неудачей, как стать успешным, какую цену семья готова заплатить за внешний успех и соответствие общественным нормам и стандартам. Например, гиперсоциализирующая семья никакую цену не считает слишком высокой за успех, а неудачник, конечно же, плачет и лишается семейной поддержки. Гиперсоциализирующая семья — это семья с очень проницаемыми внешними границами. Чем более проницаемы внешние границы, тем менее проницаемы границы семейных подсистем. Взаимоотношения между членами семьи аспонтанны и регулируются в основном нормами, правилами, традициями, которые очень трудно изменить. Диссидентская семья, то есть семья, стоящая в оппозиции к внешним нормам и правилам, имеет закрытые внешние границы и часто очень проницаемые внутренние границы. В таких семьях может возникать проблема верности, причем не супружеской, а верности семейным нормам и ценностям, своего рода цеховое или аристократическое братство, нарушение правил которого грозит остракизмом.

    Итак, на этой стадии жизненного цикла семьи проверяются границы семейной системы, экспортируемость норм, мифов, правил и игр.

    7. Седьмая стадия жизненного цикла семьи связана с временем полового созревания детей. Она начинается с периода пубертата у первого ребенка. Ведущая потребность ребенка в это время — построить свою идентичность, ответить на вопрос: кто я и куда иду. Ответ «я ребенок своих родителей» недостаточен для построения идентичности. Примеры ищутся вне семьи, среди сверстников, не родственных взрослых. Семья в это время должна решить важнейшую задачу: подготовить ребенка к сепарации, к самостоятельной жизни. Вот здесь именно та точка, где проверяется жизнеспособность и эффективность функционирования семейной системы. Если семья успешно справляется с этой задачей, то она проходит между Сциллой и Харибдой и выплывает на спокойный простор жизненного плавания.

    Рассмотрим этот период жизни семьи подробнее. Обычно период полового созревания ребенка совпадает с кризисом среднего возраста у родителей. Это означает, что в то время, когда ребенок стремится вырваться из под семейного влияния, хочет перемен своей судьбы или хотя бы течения жизни, его родители очень нуждаются в сохранении привычной стабильности. Кризис середины жизни наступает тогда, когда человек понимает, что определенные события и факты его жизни необратимы: профессия выбрана и на профессиональном поприще достигнуты или не достигнуты некие результаты, семья создана, дети в значительной степени выращены, пора подводить пусть предварительные, но итоги. Делать это страшно, потому что они могут быть неутешительными. Одновременно становится ясно, что отпущенного на жизнь времени осталось не так уж много, силы убывают, признание себя неудачником кажется фатальным и неисправимым. Неудачные дети — хорошее извинение: «Я не сделал значительной карьеры, потому что у меня были очень трудные (больные) дети и много времени уходило на них». Для сохранения родительской самооценки детям лучше быть нежизнеспособными. Как видно, на этом этапе жизненного цикла интересы детей и родителей прямо противоположны.

    Очень часто стабильность семейной системы прямо зависит от того, продолжают ли дети жить в родительской семье. Нередко за время совместной жизни дети научаются выполнять определенные психологические функции в семье, например, становятся медиаторами между родителями. Если дети уходят из семьи и, что еще хуже, становятся самостоятельными и успешными, то есть не нуждаются во внимании и помощи родителей, то родители сталкиваются с необходимостью общаться непосредственно друг с другом, лицом к лицу. Чтобы можно было жить, необходимо решить массу проблем, которые накопились, пока в семье были дети.

    Многие скандалы откладывались и превращались в памятники самим себе, годами не решались сексуальные проблемы и многое другое. Если не будет оправдания в виде детей, то все эти проблемы придется решать, что больно и неприятно и, кроме того, возможно, приведет к разводу. Гораздо проще не допускать сепарации или допускать ее формально. Например, ребенок формально живет отдельно, учится в колледже где-то в другом городе, даже женился, но по критериям родительской семьи он еще не встал на ноги, не достиг требуемого уровня доходов или не работает там, где, как семья считает, он должен был бы работать. Его неудачи — прекрасный стабилизатор для семьи. Они также отвлекают время и силы остальных членов семьи и позволяют не решать других семейных проблем. Если же ребенок тем не менее упорно движется к успеху, то есть масса способов заставить свернуть его с этого пути. Этому посвящена книжка Джея Хейли «Уход из дома» (Haley, 1980). Главный тезис ее заключается в том, что дезадаптивность и эксцентричность поведения молодого человека имеют защитный характер. Как только родительская семья сталкивается с тем, что ребенок готов к сепарации, она становится нестабильной и дезорганизованной. Учащаются конфликты, ухудшается самочувствие членов семьи. Это является сигналом для молодого человека, который сообщает ему, что его семье грозит опасность развала или в лучшем случае изменения структуры и привычных способов взаимодействия. Для того чтобы сохранить все в прежнем виде, он развивает эксцентричное и дезадаптивное поведение. Джей Хейли считает, что любой член любой организации в аналогичном случае готов взять на себя роль стабилизатора с помощью нарушенного поведения. Помимо специфических нарушений поведения могут развиваться хронические заболевания, иногда психические. Если учесть, что в норме дети переживают своих родителей, то проблема стабилизации семьи, по крайней мере до тех пор, пока живы родители, может быть решена.

    Итак, эта стадия жизненного цикла семьи самая трудная для всех членов семьи, самая проблемная и мучительная. Здесь семья должна перестроить свои внешние и внутренние границы, заключить новый договор между всеми членами, научиться жить в измененном составе.

    8. Восьмая стадия — это повторение третьей стадии, только члены диады находятся в другом возрасте. Дети выросли и живут самостоятельной жизнью, родители остались вдвоем. Эта стадия часто называется «стадией опустевшего гнезда». Хорошо, если до этой стадии жизненного цикла семья дошла без больших потерь и люди с удовольствием проводят время друг с другом, сохранив радость от взаимного общения.

    9. Девятая стадия жизненного цикла — это жизнь монады, одиночество; супруг умер, человек доживает свою жизнь один, так же, как он жил в молодости, еще не создав своей семьи, только теперь это старый человек, у которого за плечами прожитая жизнь.

    Жизненный цикл российской городской семьи значительно отличается от американской. Эти отличия связаны прежде всего с экономическими причинами, однако существенны и культурные особенности сознания российских жителей. Главное отличие состоит в том, что в России практически не было отдельно живущих нуклеарных семей: во-первых, потому, что у большинства населения нет денег, чтобы купить себе отдельную квартиру или выстроить дом; во-вторых, жизнь большой семьей не считается тяжелой и неприятной. Ценность родственных отношений очень высока, и к любой пожилой женщине можно обратиться «бабуля» — это будет и уместно, и вежливо. Слова «Сынок, помоги» или «Доченька, спасибо тебе», которые мы слышим от незнакомых людей, просто вызывают непрошенную слезу. Знаменитое сталинское «Братья и сестры!», пришедшее на смену идеологии классовой борьбы, породило взрыв патриотизма во время Великой Отечественной войны.

    Рассмотрим жизненный цикл российской семьи.

    1. Первая стадия жизненного цикла — это родительская семья со взрослыми детьми. Молодые люди не имеют возможности пережить опыт самостоятельной, независимой жизни. Всю свою жизнь молодой человек — элемент своей семейной системы, носитель ее норм и правил, ребенок своих родителей. Обычно у него нет ясного представления о том, что было достигнуто в его жизни лично им самим, ему трудно выработать чувство личной ответственности за свою судьбу. Он не может проверить на практике те правила жизни, стандарты и нормы, которые получил от родителей, и часто не может выработать свои правила. Self-made-man, то есть человек, сделавший себя сам, — явление редкое.

    2. На второй стадии жизненного цикла семьи кто-то из молодых людей знакомится с будущим брачным партнером, женится и приводит его в дом своих родителей. Это существенная ломка правил родительской семьи. Задача очень сложная — создать маленькую семью внутри большой. Молодые люди должны договориться не только друг с другом о том, как они будут жить вместе, по каким правилам (ср. вторую и третью стадии нуклеарной семьи). Они еще должны договориться с родителями, вернее, передоговориться о том, как они будут ладить друг с другом. Патриархальные правила предлагают вариант такого договора: молодой супруг или супруга входит в большую семью на правах еще одного ребенка — сына или дочери. Родителей мужа или жены предлагается называть «мама» и «папа». Тогда молодые супруги как бы и не супруги, а вновь обретенные брат с сестрой. Не всякая молодая семья готова к такому сценарию отношений. Хорошо, если супруги не готовы к этому вместе, гораздо хуже, когда к этому не готов кто-то один. Тогда один член пары хочет быть мужем или женой во-первых, а сыном или дочерью во-вторых, у другого же супруга приоритеты обратные. Конфликт, возникающий в этом случае, всем известен и часто выглядит как ссора между свекровью и невесткой или между зятем и родителями жены. На самом же деле в основе его лежит конфликт ролевых приоритетов у супругов.

    Новая подсистема прежде всего нуждается в сепарации, старая система, подчиняясь закону гомеостаза, хочет сохранить все, как было. Таким образом, создается парадоксальная ситуация: брак как бы есть и в то же время его как бы и нет. Ситуация мучительная для всех. Например, в одной семье мать мужа держала свои вещи в стенном шкафу той комнаты, где жил молодой человек еще с той поры, когда он был ребенком. Когда он женился, она не изменила своих привычек, да и новый шкаф некуда было ставить, да и денег на него не было. Мать заходила в комнату к молодоженам в любое время за своими вещами. Неудивительно, что молодые люди не смогли сохранить свой брак. Вторжение в жизнь молодых супругов совсем необязательно сопровождается конфликтными, плохими отношениями в семье. Одна нежная мать была очень рада женитьбе своего сына и ночью приходила в комнату к молодым, разумеется, без стука, «чтобы полюбоваться на этих голубков».

    3. Третья стадия семейного цикла связана с рождением ребенка. Это также кризисный период для всей системы. Опять необходимо договариваться о том, кто что делает и кто за что отвечает. В семьях с размытыми границами подсистем и невнятной организацией нередко плохо определены семейные роли. Например, не ясно кто функциональная бабушка, а кто функциональная мама, то есть кто фактически осуществляет заботу, уход, выращивание ребенка. Часто эти роли спутанны, и ребенок — скорее сын или дочь бабушки, а не матери. Собственные родители ребенку — скорее старшие брат и сестра. Мать и отец работают, а бабушка на пенсии. Она много времени проводит с ребенком, а при этом отношения матери и бабушки могут быть совсем не хорошими. Это обстоятельство не может не отражаться на ребенке. Нередко он включается в борьбу. Моя коллега М. Арутюнян рассказывала случай из своей практики, прекрасно иллюстрирующий это положение.

    Семья обратилась по поводу плохого поведения девочки одиннадцати лет, которая вела себя агрессивно по отношению к своей бабушке. Семья состояла из трех женщин: бабушки, матери и девочки — идентифицированного пациента. У бабушки и матери были тяжелые конфликтные отношения. Однажды зимой девочка заперла бабушку на балконе и долго не пускала ее в комнату. После этого эпизода семья решила обратиться к психотерапевту. Когда мама рассказывала, как дочка обижает бабушку, глаза ее горели торжеством. Дочь совершила в жизни то, чего мать не могла себе позволить.

    4. На четвертой стадии появляется второй ребенок в семье. Как и в западном аналоге, эта стадия достаточно мягкая, так как она повторяет во многом предыдущую стадию и ничего кардинально нового, кроме детской ревности, в семью не вносит.

    5. На пятой стадии начинают активно стареть и болеть прародители. Семья опять переживает кризис. Старики становятся беспомощными и зависимыми от среднего поколения. Фактически они занимают позицию маленьких детей в семье, сталкиваясь, однако, чаще с досадой и раздражением, чем с любовью. Из стариков получаются нежеланные и нелюбимые дети, в то время как всем ходом предыдущей жизни они привыкли быть главными, принимать решения за всех, быть в курсе всех событий. Это стадия очередного пересмотра договора, мучительная для всех. В культуре существует стереотип «хорошей дочери (сына)»: это тот, кто на старости лет поднесет своим родителям стакан воды. Старики, у которых нет близких, достойны сожаления, так как «некому подать им стакан воды». Упрек плохим детям: «Некого попросить подать стакан воды». То есть в общественном сознании нет модели одинокой и самостоятельной жизни стариков. Считается недостойным позволить умереть своим старикам вне дома, поместить в дом для престарелых, во время болезни особой доблестью считается лечить старого человека дома, не отдавать в больницу.

    Нередко этот период в жизни старших членов семьи совпадает с периодом полового созревания детей. В такой семье он проходит иначе, чем в нуклеарной. Могут возникать коалиции стариков с подростками против среднего поколения; например, старики покрывают поздние отлучки и школьные неуспехи подростков.

    В то же время у среднего поколения есть хорошая управа на подростков. Больные старики в доме требуют ухода и присмотра. Эту обязанность вполне можно передать подросткам, привязав их к дому, лишив вредной уличной компании, замедлив процесс построения их идентичности.

    6. Шестая стадия повторяет первую. Старики умерли, и перед нами семья со взрослыми детьми. Нередко это минимально возможный размер российской семьи.

    Многие стадии жизненного цикла американской семьи присутствуют в жизненном цикле российской городской семьи, например, стадия ухаживания, заключения негласного (или отчасти гласного) брачного договора между двумя партнерами, рождения детей, этапы их психологического развития и пр. Но они присутствуют в измененном виде, в контексте большой трехпоколенной семьи. Основные особенности российской семьи заключаются в том, что

    · семья, как правило, является не нуклеарной, а трехпоколенной;

    · материальная и моральная зависимость членов семьи друг от друга очень велика;

    · границы семейной системы имеют некоторые особенности; как правило, они не адекватны требованиям оптимальной организации;

    · часто все вышеуказанное приводит к явлению слитности, спутанности семейных ролей, невнятному разделению функций, необходимости все время договариваться и невозможности договориться надолго, замещению, когда каждый в семье может функционально быть каждым и одновременно никем. Например, в семье, где бабушка воспитывает ребенка, она фактически является функциональной матерью своему внуку; муж и жена делят постель, связаны интимными отношениями, но могут быть при этом не связаны отношениями заботы и близости, потому что муж духовно и эмоционально ближе к своей матери. Он прежде всего заботиться о ее интересах. Функционально этот мужчина — муж своей матери и любовник своей жены. Семья живет в основном на деньги мужа, но семейный бюджет распределяет та же бабушка, так что функционально она — глава семьи;

    · индивидуальность и суверенность практически отсутствуют. Молодое поколение гораздо теснее и жестче связано с предыдущим поколением, чем на Западе; традиционность, преемственность и одновременно конфликтность выражены очень явно. Каждый член семьи находится в ежедневном контакте с большим количеством близких людей. Он включен в разные непростые отношения, одновременно выполняет много социальных ролей, часто плохо стыкующихся друг с другом. Социальная грамотность, в определенном смысле изворотливость и одновременно диалогичность — это то, что ребенок усваивает очень рано. При такой семейной организации основным часто является вопрос о власти. Он решается в контексте любого общения: папа запрещает, а мама разрешает что-то ребенку; все это делается при ребенке и сообщение при этом такое: «Ребенок слушается меня, а не тебя, значит, я главнее».

    Таким образом, любая семейная система стремится пройти свой жизненный цикл в соответствии с законом развития систем. В то же время каждая стадия жизненного цикла семьи стремится остановиться навсегда, никогда не меняться, согласно закону гомеостаза.

    Варга А.Я. «Системная семейная психотерапия»

    Еще по теме:

    • Длящиеся преступления в ук рф 46. Квалификация длящихся и продолжаемых преступлений Характерная черта (признак) длящегося и продолжаемого преступления– это их продолжительность во времени. Отличие длящегося преступления от продолжаемого заключается в следующем. Длящееся преступление не […]
    • Продажа судов рыболовных Продажа судов рыболовных Возьмём в аренду рыболовое судно с последующим выкупом. Предприятие возьмёт в аренду с последующим выкупом рыболовое судно c фабрикой на борту стр-420 или мкртм с действующим классом регистра, готовое к выходу на промысел […]
    • Срок полномочий правительства российской федерации 7.4.3. Срок полномочий Правительства Российской Федерации. Отставка Правительства Российской федерации Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Президента РФ (4 года) и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Конституция РФ […]
    • Написать жалоб на соседку Коллективная жалоба, заявление на соседа психа Здравствуйте! Живем в частном доме, на улице есть сосед- молодой парень, проживающий со своим отцом, который постоянно на работе. Указанный парень несколько лет назад получил травму головы в драке, на учете у […]
    • Налог на катера 2014 Налог на катера 2014 Нужно ли регистрировать лодку (г.п. менее 225 кг) с транцем под мотор?Как рассчитать размер транспортного налога на катер, мотолодку, гидроцикл? Уважаемые читатели журнала «Рыбацкое счастье»!У вас возникают вопросы в отношении […]
    • Закон о единой информационной системе Правительство России Президент России подписал Федеральный закон, уточняющий порядок регистрации в единой информационной системе нотариата действий по удостоверению или отмене завещания или доверенности Федеральный закон от 23 мая 2018 года №117-ФЗ. […]
    • Как узаконить красную линию Как узаконить самострой, который залез за границу земельного участка? 1)Есть участок в долевой собственности-2/5 и 3/5 2)Собственник, владеющий-2/5 земли выстроил дом, без разрешения на строительство. При этом дом заходит за границу участка на 0.78м. с одной […]
    • Адвокат по 111 Адвокат по статье 111 Стоимость услуг уголовного адвоката — ст.ст. 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119 УК РФ – преступления против здоровья граждан Предварительное следствие цена от 50.000 рублей Рассмотрение уголовного дела в суде первой инстанции […]