Закон о защите рек

Закон о защите рек

Охрана малых рек.

Трудно переоценить хозяйственную, климатическую и целебную роль малых рек. Они поят города и села, дают воду предприятиям и полям. На их берегах мы получаем заряд бодрости и здоровья. Реки служат украшением ландшафтов. Малые реки с их живописными берегами, заросшими деревьями и кустарниками,— жемчужины природы. Но они не только украшают Землю, они неутомимо трудятся.

Учитывая значение для народного хозяйства водных ресурсов малых рек, Министерство мелиорации и водного хозяйства РСФСР в 1975 г. признало необходимым провести их паспортизацию, в первую очередь в наиболее дефицитных по водным ресурсам бассейнах Дона, Урала и Оки. Во время паспортизации детально обследуется каждый водоток, учитывается количество озер, прудов, капитальных плотин, сброс отработанных вод, зарегулированность речной сети и ее фактическая водность, дается характеристика воды, очерчивается круг мер по охране водотоков. Из данных, полученных по каждому водотоку, создается картина всего водоема. В дальнейшем подобные сведения войдут в Государственный водный кадастр, но главное,, все они позволят эффективно контролировать использование водных ресурсов.

В 1976 г. началась паспортизация малых рек Рязанской области. Она закончилась в 1979 г., охватив 226 водотоков общей протяженностью 6788 км. Три паспорта получила р. Проня, общей протяженностью 336 км. У этой реки — около 400 притоков, причем у каждого из них есть еще и свои голубые ручейки. Журчат они не только в Рязанской, но и в Московской, Тульской, Липецкой областях.

Вот и пришлось «выдать» столь обширному бассейну реки составной паспорт.

«Паспортисты» насчитали в бассейне Прони 33 пруда с капитальными плотинами, 730 прудов временных, два крупных водохранилища, обнаружили 659 скважин, берущие из-под земли 185 тыс. м3/ сут воды.

Рекомендации были четкими: для орошения использовать местный зарегулированный сток, с целью уменьшения эрозии активизировать строительство прудов, продолжить работы по укреплению берегов. Эти предложения сыграли большую роль Ъри разработке плана комплексного использования и охраны водных ресурсов области. В частности, было решено в течение 1978—1980 гг. построить на малых реках 68 плотин. В их числе плотина на р. Мостье, под с. Покровским. В настоящее время на малых реках в Михайловском, Касимовском и некоторых других районах уже построено несколько плотин.

Закончена паспортизация малых рек в Тульской области. Эту сложную комплексную работу, проведенную впервые в Нечерноземной зоне РСФСР, выполнили сотрудники Казанского отдела Северного НИИ гидротехники и мелиорации.

Тульскую землю пересекают 1682 реки и ручья. Если вытянуть их в одну «нитку» и затем измерить ее, то получится почти 11 тыс. км. За последние годы в области значительно увеличилось потребление воды — растет промышленное производство, расширяются и благоустраиваются города и села, развивается орошаемое земледелие. В ближайшем будущем забор воды возрастет еще заметнее.

Специалисты тщательно исследовали территории, по которым протекают реки и ручьи. Они подробно охарактеризовали реки длиной от 10 до 200 и более километров, в том числе такие, как Упа и Красивая Меча, Плава, Осетр и др. Анализ собранных материалов помог определить водные ресурсы области, перспективы их хозяйственного использования.

Паспорта содержат подробнейшие сведения о речных бассейнах Тульской области, их возможностях. На основе этих документов будут организованы охрана вод, бережное расходование их ресурсов.

Забота о малых реках приобретает в области целеустремленный характер. В Туле, Алексине, Ефремове, Плав- ске, Северо-Задонске, Болохове расширяются очистные сооружения, Такие же системы намечено создать в Одоеве, Заокском, Теплом и других населенных пунктах. Строже становится контроль за промышленными сбросами. На полях закладывают защитные лесополосы, овраги закрепляют деревьями и кустарниками: меньше смывается почва — глубже становятся реки. Колхозы и совхозы Тульской области возводят на речках и ручьях 22 пруда, которые позволят орошать сенокосы и долголетние культурные пастбища.

В верхнем течении Упы закончилось строительство водохранилища. Его «зеркало» равно 27 км2. Водохранилище обеспечило водой Тульский и Щекинский промышленные узлы, ее получили и жители Тулы и других городов. Проектируемое на Красивой Мече (недалеко от Ефремова) водохранилище даст живительную влагу расположенным в округе садам и лугам.

Чтобы сохранить малые реки, нужно правильно использовать их водные ресурсы. Нельзя мириться с таким положением, когда руководители отдельных хозяйств, расположенных в верховьях реки, без обязательного научно обоснованного проекта перегораживают ее плотиной и используют воду, нисколько не заботясь об интересах потребителей, живущих ниже плотины. Подобная безответственность зачастую приводит еще и к тому, что пересыхают русла, заметно понижается уровень грунтовых вод.

В связи с интенсификацией сельскохозяйственного производства и все растущим применением химических удобрений и ядохимикатов следует опасаться возможности проникновения их в водоемы с атмосферными осадками.

Вероятность такого попадания намного усиливается, если берега лишены растительности, а пахотные земли часто распахиваются чуть ли не до самого берега реки. Поэтому необходимо установить вдоль берегов водоохранные зоны, внутри которых не разрешается вырубка или корчевка кустарника.

Многие мелкие реки являются нерестилищами для рыбы. Поэтому их надо особенно беречь. Охранять рыбное поголовье наших водоемов — непреложный закон для каждого из нас. В этом отношении заслуживает внимания опыт Московской области.

Ежегодно с 10 апреля по 10 июня объявляется двухмесячник по охране рыбных запасов в водоемах области. Все организации, использующие водоемы, обязаны в это время развернуть широкую разъяснительную работу среди населения о необходимости такой охраны и пресечения Ю. В. Новиков, М. М. Сайфутдиновбраконьерства. В период двухмесячника запрещено применение моторных лодок на Можайском, Рузском, Озернин- ском, Истринском водохранилищах и на озерах, где введено платное рыболовство, за исключением флота спецслужб и обществ, выделенного для рыбоохранной работы. Службы водохранилищ призваны обеспечить стабильный уровень воды в водохранилищах в период нереста рыбы, инкубации икры и выклева личинок. Особое внимание уделяется мерам, исключающим попадание в водоемы и береговые санитарные зоны различных ядохимикатов, применяемых на обработке полей, минеральных удобрений, навоза и других ядовитых для рыб и водных организмов веществ. Любительский лов рыбы в период двухмесячника разрешается только на одну поплавочную удочку с двумя крючками или двумя удочками по одному крючку на каждой, причем только в местах, где нет нереста рыбы.

Забота о полноводной жизни малых рек — одна из прямых обязанностей местных Советов. Большую помощь им во всех мероприятиях, направленных на защиту и оздоровление водной среды, должны оказывать общественные организации и ведомства, использующие ту или иную реку. Необходимо не только хорошо знать каждый уголок своего района, но и уметь сохранять его природную первоздан- ность. А главное, нужно просто беречь воду — вместилище рыбных богатств, союзника отменных урожаев, необходимого спутника тысяч производственных процессов, — воду, без которой не может быть жизни.

Статья 56 Водного кодекса. Охрана водных объектов от загрязнения и засорения

1. Сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.

2. Проведение на водном объекте работ, в результате которых образуются твердые взвешенные частицы, допускается только в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

3. Меры по предотвращению загрязнения водных объектов вследствие аварий и иных чрезвычайных ситуаций и по ликвидации их последствий определяются законодательством Российской Федерации.

4. Содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.

5. Захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ запрещается.

6. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

7. Проведение на основе ядерных и иных видов промышленных технологий взрывных работ, при которых выделяются радиоактивные и (или) токсичные вещества, на водных объектах запрещается.

8. Захоронение в морях или их отдельных частях донного грунта допускается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.

Комментарии к ст. 56 ВК РФ

В тексте Водного кодекса не расшифровываются понятия «загрязнение» и «засорение». В статье 1 ВК РФ 1995 г., признанного 3 июня 2006 г. утратившим силу, под загрязнением понимались сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов.

Под засорением понимались сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов.

В целях предупреждения и устранения загрязнения водных объектов должны определяться источники их загрязнения и засорения. Источниками загрязнения признаются объекты, с которых осуществляется сброс или иное поступление в водные объекты вредных веществ, ухудшающих качество поверхностных и подземных вод, ограничивающих их использование, а также негативно влияющих на состояние дна и берегов водных объектов. Охрана водных объектов от загрязнения и засорения осуществляется посредством регулирования деятельности как стационарных, так и других источников загрязнения и засорения.

Водный объект считается загрязненным, если в результате сброса или поступления иным образом с суши, деятельности на поверхности или дне водного объекта, а также в результате образования в нем вредных веществ изменились в сторону ухудшения установленные нормативы качества вод, ограничилось его использование, проявилось негативное влияние на состояние дна и берегов водоемов.

Охрана вод осуществляется с помощью нормативов качества вод, представляющих собой допустимую норму воздействия, гарантирующую экологическую безопасность населения, сохранение генетического фонда, обеспечение рационального использования водных объектов. Установленные нормативы качества вод (предельно допустимые концентрации водных веществ) носят обязательный характер и используются в практике проектирования и контроля над состоянием водных объектов. Нормативы качества воды для водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, нормативы качества воды водных объектов, используемых для рыбохозяйственных целей, установлены действующими Правилами охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами (ст. 35 ВК РФ).

Источниками загрязнения и засорения являются и объекты, осуществляющие сброс или поступление иным образом вредных веществ в водные объекты: промышленные предприятия, сбрасывающие производственные сточные воды; коммунально-бытовое хозяйство с хозяйственно-фекальными стоками; предприятия сельского хозяйства, применяющие ядохимикаты и другие химические вещества, стоки животноводческих комплексов и ферм; суда и иные передвижные средства и установки на воде; сплав древесины; проведение строительных, дноуглубительных, взрывных и других работ на водных объектах.

Юридические лица и граждане, осуществляющие эксплуатацию источников загрязнения и засорения, должны принимать установленные природоохранным, водным и иным законодательством меры по предотвращению загрязнения и восстановлению водных объектов.

Основополагающие водоохранные, экологические и санитарно-гигиенические требования к источникам загрязнения установлены в Водном кодексе РФ и Федеральных законах «Об охране окружающей среды» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Выполнение водоохранных требований начинается со стадии выбора места расположения источника загрязнений при его проектировании и строительстве. Запрещено вводить в эксплуатацию источники загрязнения, не обеспеченные современными технологиями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации сбросов до уровня предельно допустимых. Все источники загрязнения должны быть оснащены средствами контроля над сточными водами. Запроектированные работы по охране окружающей природной среды должны быть выполнены к стадии ввода в эксплуатацию источника загрязнений (ст. ст. 34 — 39 Закона об охране окружающей среды, ст. 60 ВК РФ).

Для источников загрязнений определяется предельно допустимый норматив воздействия на водный объект, который он обязан соблюдать. Не допускается сброс в водные объекты не очищенных и не обезвреженных в соответствии с установленными нормативами сточных вод, а также сброс сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации или содержащих возбудителей инфекционных заболеваний.

При эксплуатации источников загрязнения должны проводиться технические мероприятия, направленные на предотвращение загрязнения водных объектов; очистка сточных вод и повторное их использование; устройство оборотных систем водоснабжения; сокращение или прекращение поступления примесей в сточные воды путем упорядочения и изменения технологических процессов производства; переход на безводные технологические процессы; ликвидация отвалов производственных и бытовых отходов, из которых загрязнения вымываются поверхностным и дренажным стоком.

Владелец каждого источника загрязнений обязан вести учет сбрасываемых вод, производить их анализы, информировать органы государственной власти и органы местного самоуправления об аварийных и чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние вод (ст. 67 ВК РФ).

Специальные требования охраны вод установлены к таким видам деятельности, как ведение работ на дне водных объектов и их поверхности; передвижение судов на воде, эксплуатация на поверхности воды различных установок: применение ядохимикатов и других химических веществ в сельском хозяйстве; применение радиоактивных, токсичных веществ (материалов); взрывные, строительные, дноуглубительные и другие работы на водоемах. Они определены в Водном кодексе РФ, а также устанавливаются в процессе согласования проведения этих работ со специально уполномоченными государственными органами в области использования и охраны водного фонда.

В Российской Федерации водные объекты охраняются от всех видов загрязнения: химического, бактериального, теплового (отклонение температуры воды от установившегося в данном водном объекте температурного уровня), естественными радиоактивными элементами и радиоактивными элементами и веществами, попадающими при испытании атомного оружия, и выбросах разнообразных радиоактивных отходов, включая диффузное (загрязнение через поверхность земли и воздух).

Помимо стоков, водоемы засоряются при сваливании в них производственных отходов, бытового мусора; сбрасывании мусора и пищевых отходов с судов и иных установок на водной поверхности; проведении на водоемах строительных, дноуглубительных, взрывных и других работ; при сплаве и обработке древесины; попадании мусора и отходов с ледяного покрова водоемов.

Образующиеся на хозяйственных и других объектах отходы согласно действующему законодательству должны их владельцами обезвреживаться, перерабатываться и утилизироваться. Их складирование и захоронение может производиться в местах, определяемых решениями органов местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического надзора.

Производственные и бытовые отходы вывозятся на специальные полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов и накопители (свалки) для нетоксичных отходов. Захоронение потенциально опасных и особо токсичных отходов производится на основании разрешения специально уполномоченного государственного органа в области обращения отходов и охраны окружающей среды по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора.

Запрещается размещение токсичных отходов, в том числе отходов атомной промышленности, на территории вблизи городов и других населенных пунктов, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах и иных местах, где может быть создана опасность для здоровья населения и состояния окружающей среды.

Согласно части второй ст. 34 и статье 51 Закона об охране окружающей среды нарушение установленных правил складирования и захоронения отходов влечет за собой ограничение, приостановление либо прекращение деятельности хозяйственных и других объектов в судебном порядке по предписанию государственных органов в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

Поступление взвешенных частиц в водный объект допускается только в соответствии с требованиями водного законодательства. Согласно «Общим требованиям к составу и свойствам воды водных объектов у пунктов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» для централизованного и нецентрализованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также для водоснабжения пищевых предприятий содержание взвешенных веществ не должно увеличиваться более чем на 0,25 миллиграмм на литр. Для купания, спорта, отдыха населения, а также для водоемов в черте населенных мест оно не должно увеличиваться более чем на 0,75 миллиграмм на литр.

Аварийное загрязнение водных объектов возникает при залповом сбросе вредных веществ в поверхностные или подземные водные объекты, который причиняет вред или создает угрозу причинения вреда здоровью населения, нормальному осуществлению хозяйственной и иной деятельности, состоянию окружающей среды, а также биологическому разнообразию.

Меры предупреждения и ликвидации аварийного загрязнения водных объектов определяются федеральным водным законодательством, законодательством о недрах, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Некоторые международные нормы предусматривают меры предупреждения залповых сбросов вредных веществ, возмещение ущерба от воздействия промышленных аварий; осуществляется при этом основной принцип, согласно которому ответственность за загрязнение возлагается на его виновника.

Взаимоотношения сторон, регулирующие поведение при аварийной ситуации на одной из сопредельных территорий, осуществляются с целью:

— обеспечить охрану трансграничных вод от загрязнения, возникающего в результате опасной деятельности, при авариях и стихийных бедствиях, и уменьшить их последствия для водной среды;

— повысить готовность к эффективному реагированию на возможные чрезвычайные происшествия и ограничить наносимый ими ущерб.

Аварии на водных объектах, связанные с наводнениями, стихийными бедствиями или чрезвычайными ситуациями, вызванными радиоактивным заражением, разрушением плотин, авариями на промышленных объектах в ходе производства, использования, хранения, перемещения опасных веществ, случайных выбросов генетически модифицированных организмов, разливами нефти и других вредных веществ, ликвидируются в соответствии с разработанными на этот случай стратегией и планами действий, которые включают:

а) разработку перечня аварий и стихийных бедствий, имевших отношение к рассматриваемому бассейну, определение степени опасности при осуществлении той или иной деятельности;

б) выявление возможных источников аварийных ситуаций и занесение их в Кадастр аварийных ситуаций;

в) разработку процедуры выдачи разрешения на проведение деятельности, которая в связи со своим опасным характером или в связи с использованием опасных веществ может привести к аварийному загрязнению пограничных вод;

г) разработку планов действий в чрезвычайных ситуациях на местах;

д) разработку программ по локализации аварийного загрязнения и восстановлению качества воды;

е) установление ответственности и возмещение ущерба от аварийного загрязнения;

ж) предоставление компетентным административным органам сопредельных территорий соответствующих полномочий, включая мониторинг до и после аварии, беспрепятственный доступ к местам проведения опасной деятельности, а также их инспектирование и наблюдение за ними;

з) введение надлежащих санкций за несоблюдение установленных правил; применение экономических стимулов и ограничений;

и) оказание взаимной помощи при аварийном загрязнении.

При поступлении сигнала об аварии в бассейне информация в первую очередь доводится до территориальных органов по управлению использованием и охраной вод. Если возникновение аварийной ситуации может нанести значительный хозяйственный ущерб или угрожает жизни населения, то информация передается в территориальную комиссию по чрезвычайным ситуациям, администрацию территории, органы МЧС и МВД России, органы охраны окружающей среды и здравоохранения.

При возможном влиянии последствий аварии на бассейн реки в целом оповещается бассейновый совет и орган по чрезвычайным ситуациям нижележащей территории. Кроме того, разрабатываемые планы действий должны предусматривать следующие мероприятия:

— организацию комиссии по устранению причин аварии (либо назначение органа, выполняющего эту работу в пределах своей компетенции);

— установление органами по управлению использованием и охраной вод и органами по охране окружающей среды оперативного мониторинга изменения качества окружающей среды; при этом регламент контроля определяется комиссией по конкретной аварии или другим компетентным органом;

— принятие технических мер для локализации утечки опасных веществ, тушения пожаров, безопасного удаления и захоронения загрязняющих веществ и загрязненных материалов;

— привлечение спасательного и медицинского персонала к ликвидации аварии; выяснение характера и количества опасных веществ в случае аварийной утечки;

— определение численности и распределения населения в зоне аварии; оценку серьезности ущерба для людей и хозяйственных объектов в зависимости от характера и обстоятельств аварии;

— обеспечение непрерывного поступления в комиссию по чрезвычайным ситуациям полной и подробной информации о характере аварийной ситуации, принятых мерах, необходимых дальнейших действиях;

— выявление переноса опасных веществ в различных средах (в воздушном бассейне, поверхностных, грунтовых водах, почвах, а также в канализационных системах) с уточнением участков отбора проб, параметров, подлежащих измерению, и аналитических методов, которые должны служить основой для принятия решения относительно экстремальных и последующих мер, а также для оценки ущерба;

— надзор за опасной деятельностью в период чрезвычайной ситуации;

— постоянно обновляемый список лиц, которых следует оповещать об опасности и снабжать информацией об изменениях степени риска, с указанием средств для установления с ними оперативной связи;

— организация восстановительных работ, включая их материально-техническое обеспечение.

С целью осуществления профилактических работ, а также для поддержки управленческих решений, принимаемых комиссией по чрезвычайным ситуациям, предлагается иметь кадастр аварийных ситуаций, возникновение которых возможно на данной территории и провести ряд мероприятий:

— в соответствии с различными категориями аварийных ситуаций определить меры, направленные на предотвращение и уменьшение аварийного загрязнения и борьбу с ним;

— в стратегически расположенных центрах, выбираемых с учетом местоположения объектов, на которых осуществляется опасная деятельность, иметь обученный персонал, оборудование и материалы, необходимые для борьбы с аварийным загрязнением и его уменьшением;

— представить для оперативного реагирования перечень методов и средств оповещения общественности о чрезвычайных обстоятельствах и чрезвычайных мерах; указать экологическую уязвимость и фактическое использование водных ресурсов в районах, которые могут пострадать от аварийного загрязнения;

— оценить вероятность, характер и последствия возможных чрезвычайных происшествий, включая размер ущерба, опасность взрыва или попадания вредных веществ в трансграничные внутренние воды, а также влияние загрязнителей через водную среду на пищевую цепочку или циклы переноса загрязнений;

— определить характеристики опасных веществ, их токсичность, стойкость или биоаккумулятивные свойства; установить вероятную продолжительность чрезвычайного положения.

Существенную опасность представляют техногенные аварии и катастрофы: в России ежедневно происходит одна-две крупные аварии на трубопроводах, еженедельно — на транспорте, ежемесячно — в промышленности, раз в полгода — крупномасштабные аварии.

Большое значение для предупреждения аварийного загрязнения водных объектов, ликвидации чрезвычайных ситуаций и бедствий на водных объектах имеет режим гласности, участия общественности и населения в преодолении вредного воздействия вод. Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» запрещается закрытие прогнозов, то есть их утаивание от граждан, и сведений о стихийных бедствиях, катастрофах, экологической информации (п. 12 ст. 3 ВК РФ).

Определенные обязанности в этом направлении возлагаются на МЧС России, которое:

— осуществляет связь с общественностью, гражданами и средствами массовой информации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, защиты жизни и здоровья людей;

— организует оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях, контролирует создание и работу соответствующих территориальных и локальных систем оповещения;

— организует совместно с заинтересованными организациями и координирует работу по прогнозированию вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их моделированию, разработке и внедрению нормативных показателей степени риска на объектах народного хозяйства и территориях.

Системы уведомления об угрозе аварийного загрязнения вод должны обеспечивать максимально быструю передачу данных и прогнозов и включать в себя информацию о:

— времени, месте, характере и количественных параметрах происшествия; событии, которое является наиболее вероятной причиной аварийного загрязнения;

— подвергшейся загрязнению среде с указанием ее местоположения и характеристик; виде и масштабах аварии, связанных с ней опасных веществах (если они известны) и серьезности ее возможного воздействия;

— текущих и прогнозируемых метеорологических, гидрологических и гидрогеологических условиях.

Физическая оценка ущерба, причиняемого аварийным загрязнением вод, включает следующие элементы:

— обзор справочных данных по сброшенным загрязнителям; анализ почв, гидрологических и экологических условий, оказывающих влияние на возникновение и распространение загрязнения;

— изучение подвергшихся загрязнению вод и связанных с ними экосистем, а также прилегающих охранных зон забора питьевой воды, зон подпитки водоносных горизонтов и других уязвимых водных объектов, которым может быть нанесен ущерб;

— оценку последствий для использования вод в бытовом секторе, сельском хозяйстве, промышленности, рекреации; анализ возможного взаимодействия загрязнителей;

— оценку расходов на мониторинг и восстановительные работы, а также на мероприятия по предупреждению распространения аварийного загрязнения, сведению ущерба к минимуму, охране населения и окружающей среды от пагубных последствий.

Полезно использовать кадастр аварийных ситуаций для эффективных действий органов управления в случае аварий. Кроме собственно кадастра возможных аварийных ситуаций и их последствий данная система включает схему и список лиц по оповещению состава различных комиссий (в зависимости от ситуации) с указанием адресов и телефонов, перечень привлекаемой техники и механизмов на период аварии с указанием места расположения, вида выполняемых работ и владельца.

Значительными полномочиями по предупреждению и ликвидации аварийного загрязнения водных объектов обладает МЧС России. Данное Министерство:

— разрабатывает предложения по государственной политике в области чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, проведения подводных работ особого назначения;

— по поручению Правительства РФ руководит работами по ликвидации крупных аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

— координирует деятельность исполнительных органов Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций по преодолению последствий радиационных аварий и катастроф;

— координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по проведению поиска и спасания людей, аварийно-спасательных работ, ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, вредных химических и радиоактивных веществ на море и внутренних водоемах страны;

— организует создание, подготовку и использование аварийно-спасательных подразделений постоянной готовности для проведения работ по оперативной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Для выполнения указанных функций МЧС России может привлекать общественные объединения и отдельных граждан, в том числе иностранных, имеющих соответствующие знания и опыт, к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; организовывать разработку методик определения материального ущерба от возникающих чрезвычайных ситуаций; запрашивать и получать от органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций информацию и сведения, необходимые для выполнения указанных задач.

Соблюдение установленных в Водном кодексе РФ требований обеспечивается приоритетным применением технологий, не оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, ограничением использования токсичных веществ и тяжелых металлов, введением научно обоснованных методов измерения и расчетов сбросов сточных вод в водные объекты и выбросов в атмосферу.

Основным критерием качества вод является содержание предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах. Санитарно-гигиенические и рыбохозяйственные требования к качеству вод установлены действующими Правилами охраны поверхностных вод от загрязнения.

Поддержание водных объектов в состоянии, соответствующем установленным требованиям для канализованных источников загрязнений, обеспечивается путем определения нормативов предельно допустимых воздействий. Они устанавливаются для каждого источника загрязнений с учетом его мощности, данных о наличии мутагенного эффекта и иных вредных последствий, вызываемых сбросом, исходя из недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.

Способы и пути борьбы с загрязнениями разнообразны: создание безопасных и малоотходных технологий, замкнутых циклов водоснабжения; устройство очистных сооружений; замена химических способов борьбы с сельскохозяйственными вредителями биологическими; использование отходов производства для получения полезной продукции; проведение организационных, санитарных, технических мероприятий по собиранию, удалению и обезвреживанию мусора и отбросов, уборке территории населенных пунктов и городов.

Для обеспечения безопасного состояния водоемов большое значение имеет ограничение использования токсичных веществ и тяжелых металлов. Загрязнение ими делает водные объекты опасными для питьевого водоснабжения, непригодными для орошения и даже использования в технических целях.

Применение агрохимикатов, пестицидов, ядохимикатов и других химических средств должно допускаться в случае, если это не повлияет на состояние водных объектов и водных биоресурсов.

Опасным источником загрязнения водных объектов могут быть химические средства борьбы с вредителями, сорняками и болезнями растений. Они распыляются на больших пространствах, а затем смываются дождями в реки, просачиваются в подземные водоносные слои, питающие колодцы. Многие современные ядохимикаты одинаково действуют на вредную и полезную растительность и фауну. Поступление их в водные объекты может угрожать и здоровью человека.

В статье 49 Закона об охране окружающей среды устанавливается, что использование ядохимикатов и других химических средств в сельском хозяйстве может осуществляться при соблюдении специальных требований, направленных на предупреждение вредных последствий их применения для здоровья человека, окружающей среды.

В качестве средств защиты растений и регуляторов роста могут использоваться лишь разрешенные в установленном порядке химические препараты. Их список утверждает федеральный орган исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора совместно с Министерством сельского хозяйства РФ.

Перечень разрешенных для применения химических средств содержится в Списке химических и биологических средств борьбы с вредителями, болезнями растений, сорняками и регуляторами роста, разрешенных для применения в сельском хозяйстве и Списке химических и биологических средств борьбы с вредителями, болезнями растений, сорняками, паразитами домашних животных и пчел, а также средств по уходу за растениями, разрешенных для розничной продажи населению.

Применение новых химических веществ, способных оказать прямое или косвенное влияние на здоровье человека, допускается с разрешения федерального органа исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора.

Запрещено применение токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду, активно воздействующих на организм человека и окружающую природную среду. При применении средств защиты растений, регуляторов роста и других химикатов следует соблюдать установленные в Списках для каждого препарата нормы их расхода, способы и время обработки, кратность обработок.

При внесении удобрений их нормы должны определяться специалистами сельского хозяйства с учетом оптимальных сроков, способов и доз их внесения, климатических факторов, типов и разновидностей почв. Рекомендуется применять удобрения в виде гранул и вносить только по площади растений, что обеспечивает их оптимальную дозировку и снижает вымывание. Складировать удобрения рекомендуется на специальных полевых площадках, которые должны быть горизонтальными во избежание смыва удобрений при дождях. Не допускается оставление на полях неиспользованных удобрений.

В Законе об охране окружающей среды установлена обязательность соблюдения действующих правил хранения, транспортировки и перемещения химических веществ, применяемых в сельском хозяйстве. Эти правила содержатся в государственных стандартах, инструкциях органов сельского хозяйства, санитарных нормах и правилах, в технических регламентах.

Так, государственными стандартами устанавливаются требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению токсичных веществ, в том числе пестицидов, предотвращению их потери и проникновения в водоемы. ГОСТом 17.1.3.04-82 установлены «Общие требования охраны поверхностных и подземных вод от загрязнения пестицидами», а ГОСТом 17.1.3.11-84 — «Общие требования охраны поверхностных и подземных вод от загрязнения минеральными удобрениями».

Принятыми правилами устанавливается обязательность хранения пестицидов в специальных помещениях, построенных по типовым проектам или приспособленных для этого складах. Запрещается использование для хранения пестицидов землянок, погребов, подвалов, откуда они могут проникнуть в почву, а также складов горючего. Не допускается хранение пестицидов на необорудованных площадках под открытым небом.

Неиспользованные ядохимикаты и другие химические средства должны направляться на специальные полигоны и оборудованные для них накопители. Нарушение правил использования химических веществ, создающее угрозу здоровью человека, химического загрязнения окружающей природной среды, влечет за собой запрещение использования соответствующих химических препаратов по решению федеральных органов исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора.

Содержание радиоактивных и токсичных веществ (материалов) в водных объектах должно поддерживаться на уровне, который не приведет к причинению вреда здоровью населения, а также окружающей среде. Сброс сточных вод, содержащих токсичные вещества (материалы), в водные объекты допускается только после их очистки в установленном порядке. Проведение на водных объектах взрывных работ, при которых используются ядерная и иные виды технологий, сопровождающихся выделением радиоактивных и токсичных веществ, запрещается.

Радиационное загрязнение признается весьма опасным для здоровья и жизни человека. На его предупреждение и ликвидацию направлены положения Федеральных законов «О радиационной безопасности населения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об использовании атомной энергии».

Согласно статьям 47 и 48 Закона об охране окружающей среды нормативы предельно допустимого уровня безопасного содержания радиоактивных веществ в окружающей природной среде и продуктах питания предельно допустимого уровня радиационного облучения населения устанавливаются в величинах, не представляющих опасности для здоровья и генетического фонда человека. Указанные нормативы утверждаются федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

Для постоянного контроля над уровнем радиации население должно обеспечиваться радиометрическими приборами. Порядок обеспечения и перечень указанных приборов определяется Правительством РФ.

При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации атомных электростанций принимаются меры по обеспечению полной радиационной безопасности окружающей среды и населения в соответствии с международными правилами. Запрещается размещение, проектирование, строительство атомных электростанций на территориях с большой концентрацией населения, курортных, рекреационных, лечебно-оздоровительных зон и округов санитарной охраны, в сейсмически опасных зонах, вблизи крупных водоемов республиканского значения, традиционных мест массового отдыха и лечения населения.

При проектировании и строительстве тепловых электростанций необходимо предусматривать оснащение их высокоэффективными фильтрами и другими средствами для очистки вредных отходов, сбросов и выбросов, использование экологически безопасных видов топлива.

Предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны соблюдать правила производства, хранения, транспортировки, использования, утилизации, удаления и захоронения радиоактивных веществ (источников ионизирующих излучений, ядерных материалов), не допускать превышение установленных предельно допустимых норм радиации, а в случаях их превышения немедленно информировать органы, осуществляющие обеспечение радиационной безопасности, о повышенных уровнях радиации, опасных для здоровья человека и окружающей среды, принимать меры к ликвидации очагов заражения.

Предприятия, учреждения, организации и граждане, не соблюдающие правила обращения с радиоактивными материалами, по решению суда, вынесенному по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора, лишаются права пользования ими, либо их деятельность по использованию таких материалов приостанавливается до устранения недостатков.

Ввоз в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других государств, затопление, отправка в целях захоронения в космическое пространство радиоактивных отходов и материалов запрещаются.

Запрещается применение токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду, активно воздействующих на организм человека и окружающую природную среду. Правила охраны окружающей среды в интересах охраны здоровья человека от вредного воздействия химических веществ, применяемых в народном хозяйстве, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

Захоронение потенциально опасных и особо токсичных отходов производится с разрешения федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации.

Нарушение указанных правил влечет за собой ограничение, приостановление либо прекращение деятельности предприятий и иных объектов в судебном порядке по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

На охрану природных ресурсов от загрязнения радиоактивными веществами направлены Указ Президента РФ от 20 апреля 1995 г. N 389 «О дополнительных мерах по усилению контроля за выполнением требований экологической безопасности при переработке отработавшего ядерного топлива», распоряжение Президента РФ от 9 апреля 1993 г. N 224-рп «О мерах по безопасной эксплуатации объектов ядерной энергетики», Постановление Правительства РФ от 22 июля 1992 г. N 505 «Об утверждении Порядка инвентаризации мест и объектов добычи, транспортировки, переработки, использования, сбора, хранения и захоронения радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения на территории Российской Федерации» и ряд других подзаконных актов.

Таким образом, охрана водных объектов от загрязнения и засорения является основным направлением сохранения водных ресурсов и предусматривается в многочисленных нормативных правовых актах.

Единые дни действий в защиту малых рек и водоемов

Единые дни действий в защиту малых рек и водоемов проходят в период с 15 мая и по 15 июня. Инициатором этой акции экологического месячника в России стало добровольное объединение “Сеть российских рек”, которое возникло по инициативе движения «Поможем реке».

Гармония и безопасность окружающей среды зависят от понимания, на чем основано проведение Единых дней защиты малых рек, ручьев, водоемов. Ведь все крупные водоемы планеты в итоге образуются из малых рек, ручьев, озер, которые собираются в единую водную систему.

Вода является ценнейшим природным ресурсом. Роль воды в природе велика:

  • участвует в процессах обмена веществ, составляющих основу жизни;
  • применяется в промышленном и сельскохозяйственном производствах;
  • используется для бытовых потребностей;
  • входит в состав организма человека, всех растений и животных;
  • служит средой обитания для многих живых существ;
  • оказывает существенное влияние на климат и погоду;
  • является источником дешевой электроэнергии.
  • В 1995 году специалистами-экологами страны был разработан закон, который регулирует правовые отношения в области использования и охраны водных объектов. Закон регулирует охрану вод от загрязнения, засорения и истощения.

    Причиной разработки этого закона послужил рост объемов сточных вод, источников загрязнения компонентов гидросферы, приводящих к истощению пресных вод. Основным средством защиты компонентов гидросферы является комплекс водоохранных мероприятий. Они включают в себя очистные сооружения с каскадом отстойников и высокоэффективными фильтрами, специальные лесные насаждения для перехвата и последующей очистки вод, поступающих с определенных территорий.

    Загрязнение воды происходит в результате:

    • выпадения кислотных дождей;
    • сброса промышленных и бытовых стоков в водоемы;
    • смыва с полей дождями различных химикатов.

    На всей территории России начиная с середины мая и до середины июня тысячи людей очищают от мусора берега рек, прудов и озер. Проводят различные информационные мероприятия, театрализованные действия и шествия в поддержку проектов «Чистые реки». Устанавливают степень загрязненности воды и ведут переговоры с виновниками загрязнителей водоемов. Год от года экологическая акция завоевывает все больший размах. Разовые мероприятия по защите малых рек и водоемов потихоньку перерастают в долгосрочные программы. Суть экологического месячника состоит не только в том, чтобы вернуть былую чистоту и в дальнейшем не допустить загрязнения водоемов, но и в том, чтобы выработать полное понимание экологических проблем и задач со стороны гражданского общества, в том числе со стороны молодежи.

    Статья 65 ВК РФ. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы (действующая редакция)

    1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

    2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

    3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы — от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

    4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

    1) до десяти километров — в размере пятидесяти метров;

    2) от десяти до пятидесяти километров — в размере ста метров;

    3) от пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров.

    5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

    6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

    7. Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».

    8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

    9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

    10. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

    11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

    12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

    13. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

    14. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от местоположения береговой линии (границы водного объекта).

    15. В границах водоохранных зон запрещаются:

    1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

    2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

    3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

    4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

    5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

    6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;

    7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

    8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах»).

    16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

    1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;

    2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

    3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;

    4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.

    16.1. В отношении территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями и (или) подключения к системам, указанным в пункте 1 части 16 настоящей статьи, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.

    17. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:

    1) распашка земель;

    2) размещение отвалов размываемых грунтов;

    3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

    18. Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Еще по теме:

    • Приказ 670 минздрава Приказ Минздрава СССР от 12 июня 1984 г. N 670 "О мерах по дальнейшему улучшению стоматологической помощи населению" (с изменениями и дополнениями) Приказ Минздрава СССР от 12 июня 1984 г. N 670"О мерах по дальнейшему улучшению стоматологической помощи […]
    • Образ Наказание анны Образ / Наказание Анны / The Image / The Punishment of Anne (1975) Информация о фильмеНазвание: Образ (Наказание Анны)Оригинальное название: The Image (The Punishment of Anne)Год выпуска: 1975Жанр: Драма 18+Режиссер: Рэдли МетцгерВ ролях: Ребекка Брук, Карл […]
    • Развод мостов спб дворцовый Развод мостов Петербурга Дворцовый мост — раскинут через Большую Неву и это один из двух мостов соединяющий Центральную часть города (от Зимнего дворца) и Васильевский остров (у Ростральной колонны на Биржевой площади). Развод Дворцового моста производится […]
    • Прокуроры ингушетии Прокуроры ингушетии Васильченко Андрей Владимирович родился 14 мая 1975 года в Ставрополе. В органах прокуратуры работает с 1996 года. Занимал должности: следователя прокуратуры Степновского района, старшего следователя отдела по расследованию особо важных […]
    • Решения московского районного суда твери Московский районный суд Тверской области История Московского районного суда города Твери, а ранее Новопромышленного районного суда города Калинина, проистекает с 1936 года. Свое новое название наш суд получил в 1975 году, когда из состава существовавших с […]
    • Следственный комитет г Оренбурга Назначен руководитель Оренбургского межрайонного следственного отдела Им стал подполковник юстиции Дмитрий Панарин Приказом заместителя Председателя Следственного комитета Российской Федерации руководителем Оренбургского межрайонного следственного отдела […]
    • Действие приказов ссср Приложение 2. Перечень приказов и директивных писем Министерства гражданской авиации и министерства связи СССР, утративших силу с введением в действие правил перевозки почты по воздушным линиям союза ССР Приложение 2к приказу МГА СССР и Минсвязи СССРот 27 […]
    • Учебник судоводителя маломерными судами Учебник судоводителя-любителя Карлов Б. И., Певзнер В. А., Слепенков П. П. Учебник судоводителя-любителя (управление маломерными судами). Изд. 4-е, перераб. и доп. М., ДОСААФ, 1976. 352 с. с ил., табл. В книге излагается элементарный курс судовождения и […]