Закон о конкуренции в россии

Содержание:

Закон о конкуренции в россии

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
    • Закон № 135-ФЗ о защите конкуренции
    • Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» с изменениями, вступившими в силу с 04.05.2018 года (ред 37). Действующая редакция. Последние изменения в закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» внесены Федеральным законом от 23.04.2018 N 91-ФЗ.

      Понятие «конкуренция» в законе является ключевым, его содержание раскрывается в п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции:

      конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

      Предмет регулирования закона о конкуренции: организационные и правовые основы защиты конкуренции, включающей в себя предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения и устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, госфондами.

      Цели закона о конкуренции: 1) обеспечение единства экономического пространства; 2) обеспечение свободного перемещения товаров; 3) обеспечение свободы экономической деятельности в РФ; 4) защита конкуренции; 5) создание условий для эффективного функционирования товарных рынков

      Субъектный состав отношений, регулируемых законом о защиты конкуренции весьма широк: физические лица, российские и иностранные юридические лица, Президент и Правительство РФ, Федеральные органы исполнительной власти, ЦБ РФ, органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные органы и организации, осуществляющие функции вышеназванных органов власти, государственные внебюджетные фонды.

      Первоначальный текст закона был опубликован в «Российской газете» (N 162, 27.07.2006) и «Собрании законодательства РФ» (31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434).

      Некоторые разъяснения о применении положений закона о конкуренции содержатся в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», а также в «Обзоре по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016).

      26 июля 2006 года

      РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

      ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

      О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ

      Принят
      Государственной Думой
      8 июля 2006 года

      Одобрен
      Советом Федерации
      14 июля 2006 года

      Закон о защите конкуренции — основные положения

      Закон о защите конкуренции устанавливает организационные и правовые основы защиты конкуренции в условиях рыночной экономики. Об основных положениях и сферах применения закона о защите конкуренции расскажем в нашей статье.

      Защита конкуренции и антимонопольное законодательство

      П. 1 ст. 8 Конституции РФ гарантируется поддержка рыночных условий, а п. 2 ст. 34 – запрещается монополизация и недобросовестная конкуренция.

      Для реализации указанных положений разработана и введена целая система антимонопольного законодательства.

      Антимонопольное законодательство начало формироваться в 1991 году. Первым законом, заложившим базу правового регулирования деятельности субъектов рыночных отношений, считается ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» от 22.03.1991 № 948-1.

      После него были приняты ФЗ «О рекламе», «О естественных монополиях», «О размещении заказов…» (ныне «О контрактной системе…»), «О рынке ценных бумаг» и др.

      Вопросы защиты конкуренции также нашли свое отражение в ГК РФ, УК РФ и КоАП РФ.

      Все эти законы имеют своею целью эффективную работу рынков товаров, услуг, финансовых активов, регулирование отношений, связанных с монополистической деятельностью, и пресечение недобросовестной конкуренции.

      ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — закон № 135-ФЗ) согласно п. 2 ст. 1 разработан с целью обеспечить:

    • единое экономическое пространство;
    • свободу перемещения товаров;
    • свободу экономической деятельности в РФ;
    • результативную работу товарных рынков.
    • Таким образом, закон № 135-ФЗ является частью антимонопольного законодательства.

      ФЗ о защите конкуренции: структура и основные положения

      Несмотря на свой, казалось бы, небольшой объем (10 глав с 54 статьями), закон № 135-ФЗ затрагивает практически все сферы, в которых в той или иной степени участвуют экономические субъекты.

      Условно ФЗ о конкуренции можно разделить на 2 части: в первой содержатся основные понятия, правила и запреты, во второй описывается деятельность антимонопольного органа.

      В законе о защите конкуренции даются определения основным терминам, таким как «товар», «финансовый рынок», «конкуренция», «монопольно высокая/низкая цена» и т. п.

      Термины «разумность», «добропорядочность» и др. в законе № 135-ФЗ не определены. Отсюда может возникнуть сложность в их правоприменении. Ответы на вопросы, что это такое и как отличать их от других понятий, следует искать в судебной практике.

      В законе № 135-ФЗ содержится несколько десятков императивных норм, запрещающих хозяйствующим субъектам совершать определенные действия.

      Например, ст. 11 запрещает участникам рынка заключать между собой соглашения, которые могут привести к ограничению конкуренции. В статье подробно перечисляются действия, которые будут считаться таким соглашением.

      Закон № 135-ФЗ регламентирует порядок предоставления государственной преференции и выдвигает ряд требований к проведению торгов, запросу котировок и предложений.

      Вторая условная часть закона № 135-ФЗ касается деятельности антимонопольной службы. Перечисляются ее функции, полномочия, сделки, подлежащие контролю. Указывается порядок рассмотрения дел о нарушении ФАС антимонопольного законодательства.

      Таким образом, закон № 135-ФЗ о защите конкуренции содержит материальные и процессуальные нормы права.

      Сфера применения закона о защите конкуренции

      Закон № 135-ФЗ действует:

    • во времени;
    • в пространстве;
    • по кругу лиц;
    • по регулируемым отношениям (объектам регулирования).
    • Во времени закон № 135-ФЗ применим к отношениям, которые возникли после его вступления в законную силу. Вопрос о применении во времени также связан со сроком давности рассмотрения дел УФАС: он исчисляется 3 годами с момента совершения нарушения, а при длящемся нарушении — с момента его обнаружения или окончания нарушения.

      Территориальная сфера действия — территория РФ, а также за ее пределами, если действия или соглашения неким образом влияют на состояние конкуренции в РФ.

      К субъектам правоотношений, включенных в сферу применения закона № 135-ФЗ, относятся:

      • коммерческие и некоммерческие организации;
      • индивидуальные предприниматели;
      • адвокаты, нотариусы и другие лица, осуществляющие частную деятельность;
      • органы государственной власти.
      • Перечисленные субъекты, кроме органов власти, рассматриваются как с позиции правонарушителей, так и с точки зрения стороны, чьи интересы были ущемлены или ограничены.

        Сфера применения закона № 135-ФЗ охватывает общественные отношения, которые уже возникли и/или возникнут / могут возникнуть в будущем. Например, ст. 15 закона № 135-ФЗ прямо запрещает акты и действия (бездействие) органов власти, которые приводят или в будущем способны привести к ограничению, устранению конкуренции.

        Закон № 135-ФЗ не применяется к отношениям, сложившимся на трансграничных рынках и урегулированным едиными правилами. Контроль за соблюдением этих правил осуществляет Евразийская экономическая комиссия.

        Отношения, регулируемые законом о защите конкуренции

        Закон о конкуренции регулирует не только отношения хозяйствующих субъектов, но и участие в них органов государственной власти, которые с помощью своих полномочий могут влиять на конкурентные отношения.

        Для них (органов власти) установлены запреты на действия (бездействие), принятие актов, которыми не допускается, устраняется, ограничивается конкуренция.

        Особое внимание законодатель уделил порядку предоставления государственных и муниципальных преференций.

        Последние изменения, коснувшиеся гл. 5 закона № 135-ФЗ, направлены на создание прозрачной системы предоставления преференций, общественного контроля за деятельностью чиновников и борьбы с коррупцией.

        В этой главе перечисляются разрешенные виды преференций, виды, которые нужно согласовывать с антимонопольным органом и запрещенные виды.

        Некоторые виды отношений, попавшие в сферу применения закона № 135-ФЗ, имеют свою нормативную базу.

        Так, порядок проведения торгов, запроса котировок цен и предложений установлен ФЗ «Об организованных торгах» от 21.11.2011 № 325-ФЗ, «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ и т. д. Тем не менее к этим отношениям предъявляются дополнительные антимонопольные требования, изложенные в гл. 4 закона № 135-ФЗ.

        Таким образом, закон № 135-ФЗ регулирует, ограничивает, запрещает те или иные действия, способные привести к недобросовестной конкуренции, последствиями которой являются нанесение ущерба, ущемление интересов или банкротство контрагентов.

        Закон о банкротстве: конкурсное производство

        На стадии конкурсного производства, как правило, открываются торги и происходит продажа имущества должника.

        С наступлением этого момента, а именно после признания должника банкротом и открытия конкурсного производства, в соответствии с п. 1 ст. 126 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ любая передача имущества должника третьим лицам (продажа, переход во временное владение и пользование) может осуществляться только в порядке, установленном гл. VII закона № 127-ФЗ (постановление ФАС Уральского округа от 21.02.2013 по делу № А50-12480/2012).

        То есть в процедуре конкурсного производства законодательство о защите конкуренции применять запрещено. Антимонопольная служба не вправе выдавать предписания в отношении должника и влиять на реализацию имущества.

        Антимонопольное законодательство появилось и стало развиваться в 1991 году.

        Основным законом считается закон о защите конкуренции, который содержит в себе базовые понятия и требования к деятельности всех участников всех рынков.

        Антимонопольный орган, контролирующий соблюдение антимонопольного законодательства, возбуждает и рассматривает дела, анализирует рыночные процессы, выдает предписания и разрешения на предоставление преференций.

        Во время процедуры банкротства, а именно на стадии конкурсного производства, антимонопольный орган не вправе вмешаться в организацию торгов имущества должника.

        Федеральный закон «О защите конкуренции» в последней редакции

        В настоящее время широкое распространение получило понятие конкуренция. Определение подразумевает соперничество субъектов экономических отношений, которое выражается в определенного рода действиях, исключающих возможность каждого из них в одностороннем порядке оказывать влияние на общие условия товарных отношений. В РФ конкуренция экономических субъектов контролируется законодательными актами. Рассмотреть основные положения и последние изменения ФЗ-135 поможет представленная статья.

        Описание закона

        Федеральный закон «О защите конкуренции» в РФ был разработан и вступил в силу 26 июля 2006 года. Целями законодательного акта выступают обеспечение единого экономического пространства для свободного перемещения товаров и свободного осуществления экономической деятельности. Обеспечение защиты конкуренции и создание благоприятных условий для продуктивного функционирования рынка товаров и услуг.

        Предметом регулирования ФЗ-135 выступают экономические отношения субъектов рынка, а также недобросовестная монопольная деятельность отдельных элементов рынка. Сфера применения закона «О защите конкуренции» распространяется на российские и зарубежные организации и компании, федеральные институты власти, индивидуальных предпринимателей и внебюджетные учреждения (ЦБ РФ). Структура законодательного акта включает в себя 10 глав и 54 статьи.

        В силу последних изменений некоторые положения федерального закона претерпели корректировки. Датой принятия последних изменений считается 10 января 2016.

        Последние изменения ФЗ «О защите конкуренции»

        Федеральный закон «О защите конкуренции» раскрывает правила и принципы ведения экономических отношений на территории России. На 2017 год в содержание ФЗ-135 были внесены поправки в некоторые законодательные положения. Чтобы рассмотреть последние изменения антимонопольного закона, рассмотрим содержание некоторых статей.

        Статья 4

        В обозначенной статье раскрываются законодательные понятия, установленные Федеральным законом.

        Основополагающими определениями ФЗ-135 «О защите конкуренции» выступают:

      • Товар;
      • Финансовая услуга;
      • Взаимозаменяемые товары;
      • Товарный рынок;
      • Хозяйствующий субъект;
      • Конкуренция;
      • Недобросовестная конкуренция;
      • Монопольная деятельность;
      • Антимонопольный орган;
      • Конкурентная цена;
      • Соглашение;
      • Потребитель.
      • На 2017 год Ст. №4 не подвергалась изменениям.

        Статья 10

        Содержание статьи описывает ограничения на злоупотребление доминирующим положением для физических или юридических лиц, занимающихся экономической деятельностью.

        Антимонопольный ФЗ-135 налагает запрет на следующие действия:

      • Установление монопольной высокой или сниженной стоимости продукции;
      • Запрет на устранение товара из обращения на основании завышенной цены продукта;
      • Принуждение оппонента к подписанию договора на невыгодных для него условиях;
      • Не обоснованное сокращение или прекращение производства выгодного с экономической точки зрения товара;
      • Формирований дискриминационных условий, влекущих за собой недобросовестную конкуренцию;
      • Создание преград для выпуска или выхода на рынок продукции конкурента.
      • Основные положения статьи ФЗ-135 под номером 10 не претерпели изменений.

        Статья 14

        Статья 14 ФЗ «О защите конкуренции» утратила силу, однако составляющие правовой нормы продолжают действовать в последней редакции закона.

        Содержание касается следующих нюансов:

      • Запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации;
      • Запрещается введение потребителя и контрагентов в заблуждение;
      • Конкуренция считается недобросовестной, если имело место некорректное сравнение;
      • Законом запрещено использовать результаты интеллектуальной собственности;
      • Ограничение на недобросовестную конкуренцию путем смешения;
      • Не допускается использование и разглашение коммерческих или охраняемых законом тайн.
      • В положения представленных ниже статей не были внесены поправки:

        Статья 17

        Статья раскрывает основополагающие антимонопольные требования к торгам, запросу котировок стоимости товаров. В последней редакции ФЗ-135 пункт 4 ст. 17 коснулся изменений. Содержание пункта было дополнено информацией относительно нарушения правил, обозначенных в статье. На основании новой информации, антимонопольное учреждение располагает правом направить иск в суд при обнаружении правонарушений, касающихся торгов, запросов котировок и сделок.

        Статья 15

        Статья 15 ФЗ-135 раскрывает положения, которые касаются действий или бездействий федеральных, муниципальных и местных органов власти и прочих органов и организаций, принимающих участие в предоставлении услуг.

        Основные положения статьи федерального антимонопольного закона 135:

      • Не допускается введение запрета в отношении хозяйствующих субъектов, в какой – либо экономической области;
      • Запрещено препятствование осуществлению хозяйствующими субъектами деятельности посредством установления не предусмотренных правовыми актами РФ требований;
      • Не допускается создание дискриминационных условий;
      • Запрет на ограничение потребителей в выборе хозяйствующих агентов;
      • Не может быть ограничен доступ субъекта экономических отношений к необходимой информации.
      • В последней редакции ФЗ «О защите конкуренции» в статью 15 не были внесены изменения.

        Статья 18

        В статье антимонопольного законодательного акта раскрываются принципы заключения соглашений с финансовыми организациями.

        Содержание ст. 18 ФЗ-135:

      • Федеральные, муниципальные, местные исполнительные органы и внебюджетные фонды РФ обязаны заключить договор с финансовой организацей при условии проведения открытого конкурса и аукциона;
      • Уполномоченный орган располагает правом введения требований, касающихся оценки финансовой устойчивости организации;
      • Внесение изменений или аннулирование договоренности осуществляется на основании ФЗ 44;
      • Продолжительность действия договоров о предоставлении финансовых услуг составляет 5 лет;
      • Нарушение положений ст. 18 ФЗ о защите конкуренции предполагает законное основание для признания судом торговых сделок недействительными.
      • В последней редакции изменения в настоящую статью не были внесены.

        Статья 25

        Содержание статьи 25 антимонопольного закона РФ раскрывает положения, которые касаются обязанности хозяйствующих субъектов предоставлять информацию в антимонопольный орган. Представленная правовая норма не содержит поправок. Изменения были внесены в статью 25.1 ФЗ-135, которая раскрывает принципы осуществления проверок антимонопольным учреждением.

        Изменения коснулись пятого пункта статьи, который был дополнен новым положением. Содержание положения гласит о том, что при наличии законных оснований, может быть проведена внеплановая проверка в отношении субъекта малого предпринимательства только после консультации с прокуратурой и при наличии приказа Генерального прокурора РФ.

        Недобросовестная конкуренция – частое явление в экономических отношениях РФ. Для контролирования и регулирования деятельности хозяйствующих субъектов был разработан федеральный закон.

        Законодательные акты РФ регулярно претерпевают изменения. Для получения актуальной информации можно скачать ФЗ-135 «О защите конкуренции» с изменениями и последними поправками.

        При необходимости получить дополнительную полную и конкретную информацию относительно антимонопольной политики РФ, необходимо ознакомиться с комментариями к закону. Для этого можно скачать комментарии к ФЗ-135 «О защите конкуренции» с изменениями.

        Обзор нового закона «О защите конкуренции»

        Любая страна стремиться к экономическому развитию. Стабильному развитию экономики способствуют рыночные отношения. Если сказать вкратце, рынок – это совокупность отношений между продавцами и покупателями. Сущность рынка выражена в конкуренции. Конкуренция – это отношения, которые складываются среди производителей по вопросам цен и объемов. Федеральный закон от 26 июля 2006 года под номером 135 ФЗ «О защите конкуренции» с актуальными изменениями на текущий год – это законодательная основа защиты конкуренции в РФ. В том числе и защита отечественных «купцов» от деятельности предприятий-монополистов и от недобросовестной конкуренции. Закон конкуренции также призван обеспечить единое экономическое пространство для производителей, что поможет организовывать в РФ эффективные условия для рыночного функционирования.

        135 федеральный закон достаточно объемный документ и не так просто разобраться в отечественных законах (закон конкуренции не исключение) без специального образования и опыта работы юристом. Именно с такой целью и был создан портал «ПравПотребитель» — помощь простым гражданам понять суть законов, в том числе и комментарии к ним. Ведь чтобы защищать свои права мало того, что их нужно знать (в какой ситуации и на что вы имеете право), но и уметь пользоваться инструментами защиты прав в РФ.

        На сайте «ПравПотребитель» у вас есть возможность получить бесплатную консультацию юриста по вопросам применения законодательства РФ с учетом их отечественной и иноземной практики в толковании законов (с актуальными изменениями) и комментариев к ним.

        Недобросовестная конкуренция

        135 федеральный закон о конкуренции посвящает целую главу борьбе с недобросовестной конкуренцией в РФ. Прежде чем изучать закон конкуренции необходимо разобрать понятие недобросовестной конкуренции и ее виды. Под недобросовестной конкуренцией понимается любые действия «купцов», из-за которых могут пострадать другие производители (понести убытки, потерять доверие потребителей).

        Комментарий: конкуренция получит статус недобросовестной, если действия производителя имеют цель получить преимущество перед другими производителями и при этом не являются законными.

        То есть один производитель, действует в своих интересах, мешает работать другим, нарушает закон, выводя свой товар на первое место среди аналогичных. Если эти действия каким – либо образом затронут самих потребителей, а не только «купцов», то ситуация уже будет рассматриваться с учетом закона о защите потребительских прав. Закон конкуренции определяет отношение к недобросовестной конкуренции только в отношении поставщиков. Стоит учитывать, что противоправность и недобросовесность это разные понятия. Добросовестность продавца/производителя в трактовке ФЗ 135 и иного законодательства РФ определяется законностью его действий.

        Комментарий: законодательство РФ не дает точных разграничений понятий добросовестности и противоправных действий.

      • обязательно выражается в действии хозяйствующего субъекта (то есть бездействия, направленные на увеличение конкурентоспособности товаров не будут считаться недобросовестной конкуренцией;
      • нарушение прав других хозяйствующих субъектов, определенных не только ФЗ РФ, но и нормам делового оборота, справедливости и т.п.;
      • основная (можно даже сказать единственная) цель у хозяйствующего субъекта, пользующегося методами недобросовестной конкуренции – получение преимуществ перед другими предпринимателями;
      • наличие угрозы (или факта) причинения другим предпринимателям урона (убытков) в результате нарушения/ограничения их прав и подрыв деловой репутации конкурентов.
      • 135 федеральный закон устанавливает запрет на различные формы и методы недобросовестной конкуренции.

        Понятие антимонопольного органа по ФЗ 135

        Рассматриваемый нами федеральный закон защищает права производителей товаров. Одним из инструментов в защите прав «купцов» является антимонопольная политика. За ее соблюдением следит антимонопольный орган. 135 федеральный закон определяет его:

      • функции;
      • полномочия;
      • права сотрудников антимонопольного органа;
      • обязанности сотрудников антимонопольного органа;
      • порядок проведения проверок;
      • порядок предоставления доступа на территории проверяемых объектов сотрудникам антимонопольного органа;
      • порядок проведения осмотра;
      • порядок проведения проверок документации сотрудниками антимонопольного органа;
      • порядок составления протокола по итогам проведения проверок;
      • правила оформления результатов по итогам проведенной проверки;
      • напутствие о последствиях в случае нарушения антимонопольных законов;
      • правила соблюдения сотрудниками антимонопольного органа всех видов тайн, установленных законодательством.
      • В России антимонопольным органом является ФАС (федеральная антимонопольная служба). Основной функцией работы ФАС является предупреждения/выявление/пресечения нарушений антимонопольной политики. Более подробную информацию можно получить из самого закона или обратившись к консультантам сайта.

        Функции закона конкуренции

        Чтобы более понятной стала роль закона конкуренции в жизни и деятельности предпринимателей РФ, необходимо изучить подробно его функции:

      • образование цен – благодаря конкуренции устанавливается возможность определения равновесной цены на товары с учетом всех затрат на производство;
      • регулирование – благодаря закону конкуренции появляется возможность сбалансировать спрос и предложение;
      • стимулирование – благодаря наличию нескольких производителей аналогичных товаров, чтобы повысить спрос на свою продукцию каждый предприниматель старается выпустить более качественный продукт, увеличить ассортиментный выбор, снижать цены и т.д., что ведет к техническому процессу и развитию;
      • контролирование – подразумевается наблюдения за конкурентоспособностью каждой организации в РФ;
      • дифференциация производителей продукции – конкуренция дает четкое понимание, какое производство является эффективным, а какое нет.
      • Тщательно изучив функции закона конкуренции можно сделать однозначный вывод – конкуренция является неотъемлемой составляющей современных рыночных отношений. Читатели должны понимать, что такое конкурентоспособность. Под конкурентоспособностью понимается наличие определенных качеств и свойств, дающих преимущество предпринимателю перед другими производителями.

        Чтобы проще было разобраться в любом нормативно – правовом документе к нему составляются комментарии, поясняющие его положения. К ФЗ 135 написаны постатейные комментарии (т.е. комментарий к каждой статье). Их также можно скачать на нашем сайте.

        Обзор ФЗ 135

        135 закон о защите конкуренции состоит из 10 Глав, которые в свою очередь, включают в себя 54 статьи. Содержание всех статей 135-ого мы конечно в данной статье перечислять не будем. Если вам необходимо подробно изучить весь федеральный закон и комментарии к нему вы можете сделать это, скачав все документы на нашем сайте абсолютно бесплатно. Краткий обзор ФЗ, определяющим порядок защиты конкуренции:

      • первая глава, как и в любом другом ФЗ рассказывает об общих положениях;
      • вторая глава характеризует монополистическую деятельность;
      • пункт первый второй главы определяет запреты на различные формы недобросовестных приемов конкуренции;
      • в третьей главе содержится информация о пресечении действий/бездействия властей, если в результате будет ограничено право хозяйствующих субъектов на конкуренцию;
      • в четвертой главе перечисляются антимонопольные требования к ценовым котировкам, торгам, порядку заключения договоров и т.д.;
      • пятая глава о преференциях;
      • шестая глава рассказывает об органе, осуществляющем контроль за антимонополией;
      • из седьмой главы мы узнаем о том, как государство контролирует экономическую концентрацию;
      • восьмая глава повествует о том, какое наказание может грозить за нарушение антимонопольных НПА;
      • в девятой главе рассказывается, каков порядок разбирательств по делам о нарушении антимонопольных НПА;
      • в десятой главе определяется дата, когда ФЗ 135 обретает законную силу.
      • Как уже было сказано выше, федеральный закон, определяющий порядок защиты конкуренции, достаточно объемный документ. Комментарии к нему имеют еще больший размер. Чтобы изучить эту кипу документов придется затратить много времени и сил. Гораздо проще обратиться за помощью к опытному юристу. Вам необходимо описать, какие из ваших прав были нарушены, и при каких обстоятельствах через форму обратной связи. Практически мгновенно вы получите ответ от квалифицированного специалиста с большим опытом работы.

        Законодательная база Российской Федерации

        Бесплатная консультация
        Федеральное законодательство

      • Главная
      • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 28.07.2012 с изменениями, вступившими в силу 31.07.2012) «О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ»
    • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
    • (в ред. от 26.07.2006 — «Российская газета», N 162, 27.07.2006
    • «Собрание законодательства РФ», 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434
    • «Парламентская газета», N 126-127, 03.08.2006
    • «Финансовая газета. Региональный выпуск», N 31, 2006 (начало)
    • «Финансовая газета. Региональный выпуск», N 32, 2006 (продолжение)
    • «Финансовая газета. Региональный выпуск», N 33, 2006 (продолжение)
    • «Финансовая газета. Региональный выпуск», N 34, 2006 (окончание))
    • Статья 14 Запрет на недобросовестную конкуренцию

      1. Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

      1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

      2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

      3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

      4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

      5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

      2. Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

      3. Решение федерального антимонопольного органа о нарушении положений части 2 настоящей статьи в отношении приобретения и использования исключительного права на товарный знак направляется заинтересованным лицом в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности для признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку.

      Федеральный закон «О защите конкуренции» (135-ФЗ) 2018

      Закон о конкуренции в последней действующей редакции от 19 августа 2018 года.

      Сравнить, что изменилось в текущей редакции по сравнению с предыдущей

      Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.

      Вы можете сравнить редакции данного закона, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку «Сравнить». Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.

      Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

      Так, например, Закон о конкуренции не имеет на данный момент никаких новых запланированных редакций.

      Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

      Федеральный закон «О защите конкуренции» (135-ФЗ) регулирует организационные и правовые основы защиты конкуренции, куда также относится предупреждения и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также недопущение, ограничение и устранение конкуренции среди органов государственной власти. Целью данного закона также является обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий эффективного функционирования товарных рынков.

      ФЗ «О защите конкуренции» (135-ФЗ) распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, сюда же относится предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

      Правила ФЗ «О защите конкуренции» применяются к достигнутым за пределами территории РФ соглашениям между российскими и/или иностранными лицами (о организациями). Также положения закона применяются к совершаемым ими действиям, если такие соглашения или действия оказывают влияние на состояние конкуренции в РФ.

      Настоящий ФЗ не распространяется на отношения, которые урегулированные едиными правилами конкуренции на трансграничных рынках, контроль соблюдения которых относится к компетенции Евразийской экономической комиссии в соответствии с международным договором РФ. Критерии отнесения рынка к трансграничному устанавливаются в соответствии с международным договором РФ.

      Недобросовестная конкуренции в России: история правового регулирования

      Рубрика: Государство и право

      Дата публикации: 15.05.2018 2018-05-15

      Статья просмотрена: 21 раз

      Библиографическое описание:

      Остапенко А. В. Недобросовестная конкуренции в России: история правового регулирования // Молодой ученый. — 2018. — №20. — С. 322-324. — URL https://moluch.ru/archive/206/50376/ (дата обращения: 26.08.2018).

      Рассмотрение и анализ исторического аспекта развития любой сферы современного законодательства имеет ценность по ряду причин. Он может наглядно продемонстрировать логически выстроенную последовательность событий, объясняющую современное положение дел, вместе с тем успешное осмысление ошибок и успехов прошлого представляется необходимым для дальнейшего движения к совершенствованию норм права в проблемной отрасли.

      В царской России действовали некоторые нормы, касавшиеся регулирования конкурентных отношений. Однако они носили поверхностный, несистематизированный характер и зачастую не могли обеспечить должной защиты в сфере конкуренции. Ученый В. Шретер отмечал, что законодательство о недобросовестной конкуренции того времени «. не в состоянии удовлетворять даже самые скромные запросы: защита только зарегистрированного товарного знака, несколько более расширенная защита фирмы, если ею пользуются в качестве товарного знака, и общее признание практикой исключительного права на фирму — этим почти исчерпан перечень специальных норм, затрудняющих некоторые проделки недобросовестных конкурентов» [6].

      В 1965 г. Советский Союз присоединился к Парижской конвенции по охране промышленной собственности, которая ввела в массовое употребление термин «недобросовестная конкуренция» в международно-правовой сфере, и ратифицировал ее Брюссельскую редакцию 1900 г. Сделать это планировалось еще во времена царской России, однако политические изменения внесли свои коррективы. Сложно представить, чтобы в СССР существовала конкуренция в каком бы то ни было виде, что и выразилось в несоблюдении положений Парижской конвенции. Подписание подобных документов в СССР часто носило исключительно декларативный характер. В стране господствовала командно-административная экономика, так что, о развитии законодательства в направлении свободы предпринимательства говорить не приходится.

      Лишь к концу 1980-х гг. международные нормы из парижской конвенции нашли свое отражение во внутренних нормах государства. Так, экспорт или импорт товаров могли быть приостановлены Государственной внешнеэкономической комиссией Совета Министров СССР в случае обнаружения фактов недобросовестной конкуренции (п. 2 постановления Совета Министров СССР от 2 декабря 1989 г. № 1405 «О дальнейшем развитии государственных, кооперативных и других общественных организаций»).

      Сам термин «недобросовестная конкуренция» появился в российском законодательстве в Законе РСФСР от 24 декабря 1990 года «О собственности в РСФСР», в соответствии с которым ущерб, причиненный собственником вследствие злоупотребления своим монопольным или иным доминирующим положением, использования недобросовестных методов предпринимательства (недобросовестной конкуренции) и совершения иных действий, ущемляющих права и охраняемые законом интересы других лиц, подлежит возмещению в полном объеме.

      Нормы о защите конкуренции частично были отражены в Основах гражданского законодательства СССР и республик от 31 мая 1991 г., в соответствии с которыми не допускались действия, ущемляющие права конкурирующих субъектов [5].

      Далее в 1991 г. принимается Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Закон расширил понимание вопроса недобросовестной конкуренции, дав, помимо общей нормы, запрещающей недобросовестную конкуренцию, список определенных действий, которые будут расцениваться как акт недобросовестной конкуренции. Вышеуказанный закон определил основы государственной антимонопольной политики, направленной на создание единого экономического пространства, свободу перемещения товаров, поддержку конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Органом власти, наделенным полномочиями по применению мер по предупреждению, пресечению и наказанию за монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, стали учрежденные в государстве антимонопольные органы. То есть с этого момента конкурентные отношения становятся объектом государственного контроля. Однако некоторые авторы критиковали формулировки в данном законе, на их взгляд, недостаточно четко определяя основные понятия антимонопольного и конкурентного права. Так, например, В. И. Еременко, писал, что в последующих редакциях закона также не удалось устранить все недочеты.

      В Федеральном законе от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» раскрывались признаки недобросовестной, недостоверной, неэтичной рекламы, заведомо ложной рекламы, прописывались особенности отдельных видов рекламы. Также были обозначены права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей, полномочия по контролю и права федерального антимонопольного органа, уточнены вопросы ответственности за нарушение законодательства в области рекламы. На сегодняшний день область рекламы регулирует новый усовершенствованный Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ, более систематизированный в сравнении со своим предшественником и наиболее полный.

      В сфере регулирования конкурентного права следует также отметить принятие Федерального закона от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Он раскрывал формы недобросовестной конкуренции на рынке финансовых услуг между финансовыми организациями. Действовал данный закон до опубликования в 2006 г. Федерального закона «О защите конкуренции».

      Свою роль в становлении современного законодательства сыграло и законодательство об интеллектуальной собственности, представленное, в частности, Патентным законом РФ, законами РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О селекционных достижениях», законом РФ от 23 сентября 1992 г. № 3526–1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем».

      Помимо законов в 1993 г., как известно, была принята современная Конституция Российской Федерации. Разумеется, в ней также нашли свое отражение основы конкурентного законодательства. Положения Конституции провозглашают единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции. Таким образом, уже в новом государстве, федеративной демократической России, заложены фундаментальные основы для формирования свободного рынка.

      Новый этап в развитии конкурентного законодательства начался в 1994 году в связи с принятием нового Гражданского Кодекса РФ. Так, часть 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке [8].

      Затем были приняты такие нормативные правовые акты, как Федеральный закон от 17 августа 1995 года № 147 — ФЗ «О естественных монополиях», Федеральный закон от 14 апреля 1995 года № 41 — ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую энергию». Постепенно свое развитие также получает законодательство о защите конкуренции на рынке финансовых услуг (банковских, страховых и иных, связанных с денежными средствами юридических и физических лиц).

      Действующий сегодня Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является продолжением законотворческого процесса по улучшению институтов конкуренции и антимонопольного регулирования. Стоит отметить, что процесс развития законодательства в данной сфере протекает довольно динамично, стремясь своевременно реагировать на меняющиеся реалии экономических отношений и рынка. Так, например, совокупность поправок к вышеназванному Закону была внесена в 2015 г. Эта задача была выполнена так называемым «Четвертым антимонопольным пакетом», содержащимся в Федеральном законе от 5 октября 2015 г. № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В частности, был детализирован перечень отдельных форм недобросовестной конкуренции, а также усовершенствован механизм противодействия данному явлению [7].

      Современное российское законодательство нельзя назвать статичным: относительно молодое, оно часто подвергается различного рода трансформациям. Законодатель все еще находится в поиске оптимального варианта регулирования, в том числе, это касается и сферы антимонопольного и конкурентного права. На взгляд ученых, поправки, внесенные «Четвертым антимонопольным пакетом», не станут последними, так как устранены еще не все недостатки в правовой регламентации этой специфической сферы. Именно для успешности конечного результата, оформленного в нормативный правовой акт, необходим, помимо прочего, анализ исторического опыта законодателей.

      1. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О рекламе» // «Российская газета», N 51, 15.03.2006
      2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398
      3. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О защите конкуренции» // «Собрание законодательства РФ», 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434
      4. Федеральный закон от 18.07.1995 N 108-ФЗ (ред. от 21.07.2005) «О рекламе» // «Российская газета», N 142, 25.07.1995.
      5. Бадмаев Б. Г. Исторические аспекты недобросовестной конкуренции // Финансовое право. 2005. No 8.
      6. Шретер В. Недобросовестная конкуренция // Сборник статей по гражданскому и торговому праву. Памяти Габриэля Феликсовича Шершеневича. М., 2005.
      7. Кротов К. С. История правового регулирования недобросовестной конкуренции в России и за рубежом. Вестник Саратовской государственной юридической академии № 1 (114), 2017.
      8. Исайчева Е. А. Недобросовестная конкуренция как социально-правовое явление: историко-правовой аспект (автореферат диссертации). Саратов, 2011.

      Еще по теме:

      • Оформить согласование документа Реквизит 23 - гриф согласования документа Гриф согласования - реквизит, выражающий согласие организации, не являющейся автором документа, с его содержанием. 1 Гриф согласования (реквизит 23) документа состоит из слова СОГЛАСОВАНО, должности лица, с которым […]
      • Нотариус космонавтов Нотариусы Советского района Советский район Бикчурина Флюра Ахметовна 420061, г. Казань, ул. Космонавтов, д. 44 тел.: 273-15-61 пн,вт,чт: 9:00-18:00; пт: 9:00-14:00 обед: 13:00-14:00 Жиляева Лариса Валериановна 420029, г. Казань, ул. Сибирский тракт, д. 3 […]
      • Замена цифр по правилу Числа округляют, когда полная точность не нужна или невозможна. Округлить число до определенной цифры (знака), значит заменить его близким по значению числом с нулями на конце. Натуральные числа округляют до десятков, сотен, тысяч и т.д. Названия цифр в […]
      • Статьей 178 уголовного кодекса рф Статья 178. Ограничение конкуренции 1. Ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской […]
      • Аккумуляторы на судах ENGINEERS мы поможем в работе и учебе! Симулятор для механиков. Проверьте свои знания! скачать (106 мб) Ознакомительный курс для работы на танкерах скачать (1.35 мб) >" src="http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png" />Главная >" […]
      • Коллекторы fado Позвоните нам: Напишите нам: Добавьтесь в icq: Будем рады помочь! Коллекторы FADO Насосная группа FADO Конечный элемент коллектора FADO Сервопривод FADO M30x1.5 Евроконус FADO 16x3/4" Коллекторный узел FADO 1"х¾"Н с расходомерами на 10 выходов […]
      • Средства надзора прокурора uristinfo.net 8.3. Полномочия прокурора и правовые акты прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное […]
      • Башавтотранс жалобы Личный кабинет Контактная информация ГУП “Башавтотранс” РБ Единый многоканальный номер для Управления ГУП «Башавтотранс», БПОАиПА и УСДГПТ. 262-50-50 Для быстрого соединения с отделами необходимо воспользоваться следующим набором, Быстрый набор […]