Роль законов развития природы

Український юридичний портал

Применительно к деятельности по природопользованию и охране природной среды нам часто приходится слышать о необходимости учета законов развития природы. Человек, осознав свою роль в биосфере лишь как одного из многочисленных видов, образующих ее многообразие, как части ее, должен, как и все остальные, подчиняться законам природы. При этом сила homo sapiens заключается не в том, чтобы, проявляя свою мощь, перестраивать природу, а в том, чтобы правильно понять законы ее развития, следовать им. Законы развития природы — законы более высокого порядка для человека в сравнении с законами развития общества. Это объективные законы. В силу их действия и благодаря им человек появился и может существовать. Законы общества написаны человеком для собственного социального, политического и экономического удобства, организации и обеспечения общежития.

Знание и соблюдение законов развития природы в деятельности человека и общества имеют решающее значение и оцениваются как императив. Проявляющиеся во взаимодействии общества и природы законы развития природы создают естественнонаучные и философские основы разнообразной деятельности по природопользованию и охране окружающей среды, в том числе в сфере права. Учет законов природы при планировании и осуществлении экологически вредной деятельности и их соблюдение должны служить основным критерием экологической обоснованности и допустимости такой деятельности. Их знание и учет особенно важны при осуществлении таких правовых мер охраны природы, как нормирование предельно допустимых воздействий на природу, оценка воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, экологическая экспертиза, планирование мер по охране природы и др. Законы развития природы должны учитываться также при подготовке законопроектов по вопросам окружающей среды. Обеспечение учета и соблюдения законов природы при принятии хозяйственных, управленческих и иных экологически значимых решений — одно из условий, методологическая основа выхода из экологического кризиса.

Вопросами законов развития природы занимались многие ученые. Большой вклад в их выявление и обоснование на современном этапе взаимодействия общества и природы внес один из ведущих ученых-экологов России профессор Н.Ф. Реймерс . Основные законы развития природы в интерпретации Н.Ф. Реймерса изложены в работе «Экологическое право (право окружающей среды) .

Известный американский ученый-эколог Б. Коммонер сводит основные законы экологии к следующему:

— все связано со всем;

— все должно куда-то деваться;

— природа «знает» лучше;

— ничто не дается даром .

См.: Реймерс Н.Ф. Экология. Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М., 1994; Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М., 1990.

Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для студентов высших юридических учебных заведений. М.: Юристъ, 1998. С. 36 — 43.

Коммонер Б. Замыкающийся круг. Природа. Человек. Технология. Пер. с англ. Л., 1974. С. 32.

1.1.2. Основные законы развития природы: сохранения энергии, рассеяния энергии

Сади Карно, сын военного министра при Наполеоне Бонапарте и дядя будущего президента Французской республики, анализируя последствия завоевательных войн Франции начала XIX века, пришел к выводу, что одной из причин поражения Франции явилось ее отставание в использовании энергии. В последние двести лет люди потратили много сил, чтобы разобраться в этом понятии. Сегодня стало ясно, что благосостояние людей связано с потреблением энергии. Например, объем валового национального продукта страны почти пропорционален объему потребляемой энергии.

Изучением способов превращения энергии в физических телах занимается термодинамика. Она отвечает на вопросы: как получить тепло, как сделать процесс получения тепла управляемым, как его сохранить и как лучше его использовать. Чтобы ответить на них, ученые ввели определения и сформулировали основные законы, или начала, термодинамики.

Энергия (от греческого energeia – действие, деятельность) определяется как общая количественная мера различных форм движения материи. В природе любым физическим процессам соответствует тот или иной вид энергии: механической, химической, тепловой, гравитационной, электромагнитной, ядерной и так далее. Другими словами, она выражает способность тела или системы совершать работу.

Фундаментальные исследования в области теории информации привели к понятию информационной энергии, или энергии информационного воздействия, как к количественной мере изменения количества информации.

Первое начало термодинамики кратко формулируется так: “Энергия сохраняется”. Она не возникает из ничего и не исчезает бесследно; она может только переходить из одной формы в другую. Этим основополагающим открытием 50-х годов прошлого столетия мы обязаны лорду Кельвину (Уильямсу Томсону) и Рудольфу Клаузису. Кельвин, как религиозный человек, считал, что Творец в момент создания мира наделил его запасом энергии, и что этот божественный дар будет существовать вечно.

Второе начало термодинамики устанавливает наличие в природе фундаментальной асимметрии, то есть однонаправленности всех происходящих в ней самопроизвольных процессов рассеивания энергии: горячие тела с течением времени охлаждаются, однако холодные сами по себе не становятся горячими, вращающийся волчок, в конце концов, останавливается, однако покоящийся волчок самопроизвольно не начнет вращаться. То есть распределение имеющейся энергии изменяется необратимым образом. Это свойство материи отражается принципом энтропии. Если есть термин энтропия, характеризующий степень беспорядка в природе, значит должен существовать термин, определяющий степень порядка. Энтальпия и является функцией, оценивающей степень упорядоченности системы (локальной неоднородности).

Удивительным образом эти представления отражаются в модели Вселенной. Она расширяется, при этом происходит рассеяние энергии в пространстве. Непрерывное и глобальное естественное разрушение является основным свойством окружающего нас материального мира. В этом контексте то, что стоит в сознании человека за образом Мефистофеля, играет важную роль в природе, обеспечивая процессы диссипации (от латинского dissipatio – рассеяние). Вместе с тем из-за локальных неоднородностей распределения вещества в природе происходит его накопление в локальных зонах Вселенной. Так образуются галактики, созвездия, солнечные системы, планеты.

Если мы не поддерживаем сознательно в доме порядок, то независимо от нашего желания в нем будет увеличиваться беспорядок. И наоборот, целенаправленная созидательная деятельность сопровождается уменьшением энтропии (беспорядка) в некоторой локальной зоне пространства. Правда, это возможно только за счет создания еще большего беспорядка вне этой зоны: так рождаются свалки и другие отходы – побочные продукты созидательной деятельности. Из практики мы знаем, что созидательная деятельность невозможна без использования разума или некоего рожденного природой алгоритма. В этом случае рождение кристалла в аморфной породе является примером целенаправленной созидательной деятельности в природе на основе рожденного ею же самой алгоритма. Любой живой организм также является примером ограниченного пространства, в котором в течение жизни энтропия не возрастает. В отличие от кристалла организм обладает свойством саморегулирования, то есть способностью поддерживать постоянство внутренней среды при изменении внешних и внутренних возмущений. Это свойство не увеличивать энтропию в течение жизни является одним из основных, отличающих элемент живой природы от неживой. Таким образом, поддержание порядка связано с алгоритмом саморегулирования, сознанием. Рассуждая понятиями гетевских аллегорий, можно сказать, что Творец отвечает за процессы, связанные с жизнью, не увеличивающие энтропию. Он как бы использует материю как экспериментальный материал для создания и отработки алгоритмов, поддерживающих различные жизни в поисках их совершенства.

Поскольку на практике часто трудно непосредственно измерить величину энергии тела, люди научились оценивать ее через количество работы, которую можно с ее помощью выполнить. Из школьного курса физики мы знаем, что работа оценивается как произведение силы, приложенной к телу, умноженной на расстояние, на которое тело переместилось. Так или иначе, понятие силы в природе связано с видом взаимодействия. Как мы уже отмечали, в основе всех известных сил лежат четыре основных типа взаимодействия физических тел (таблица 1.1.1). При рассмотрении динамических процессов важно помнить, что любое движение материального тела может быть разложено на три основных: поступательное, колебательное и вращательное. Движение и сила имеют направления, которые не всегда совпадают. Это несовпадение учитывается коэффициентом, пропорциональным величине угла между направлением силы и направлением движения. Теперь мы можем объяснить, что показывающие время часы, неподвижно висящие на стене, потребляют энергию за счет колебания маятника и других частей. Ось юлы, практически неподвижно стоит относительно пола. Однако юла имеет энергию вращения и тратит ее на преодоление сопротивления воздуха и трения оси о пол.

Для оценки скорости использования энергии или ее приобретения применяется понятие мощности, как скорости изменения общей энергии некоторой системы. Таким образом, произведение мощности на время дает энергию. Мощность измеряется в ваттах. За одну секунду накопитель энергии с мощностью один ватт способен дать системе один джоуль (Дж) энергии. Одна лошадиная сила определяется как ежесекундный расход энергии, равной 746 Дж.

Итак, перечислим необходимые для понимания материала книги основные законы, которые лежат в основе процессов, происходящих во Вселенной (макромире):

2. ДВИЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ — ВСЕОБЩИЙ ЗАКОН ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА

2. ДВИЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ — ВСЕОБЩИЙ ЗАКОН ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА

Марксизм учит: «Движение, рассматриваемое в самом общем смысле слова, т. е. понимаемое как форма бытия материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собою все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением» [3]. Нигде и никогда не бывало и не может быть материи без движения.

На особую важность подхода к явлениям природы и общества с точки зрения их изменения и развития указывал В. И. Ленин. Он подчёркивал, что для вскрытия сущности явлений, их закономерности надо «смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь» [4].

Движение и развитие неотделимы от предметов, явлений природы. Только на первый взгляд может показаться, что предметы и явления всегда остаются тождественными, равными самим себе. В действительности же нет ничего неизменного, всё находится в состоянии изменения. Вся природа — от мельчайшего атома вещества до исполинских небесных тел — находится в движении и развитии, где одни явления с необходимостью исчезают, а вместо них возникают другие.

ИЗМЕНЕНИЕ ЯВЛЕНИЙ В НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ. Нам кажется, что изо дня в день, из года в год с полнейшей неизменностью происходит смена дня и ночи на нашей Земле, неизменно и в точности одинаково восходит и уходит за горизонт Луна, повторяются лунные фазы. Как воплощённый образец неизменности воспринимаются нами расположение звёзд на небе, фигуры созвездий.

Но в действительности этой одинаковости, неподвижности и неизменности нет. Возьмём, например, движение Земли и её спутника — Луны. Под влиянием притяжения Луны в водах земного океана образуется приливная волна, трение которой непрерывно замедляет земное вращение. Это ведёт к медленному, но неуклонному увеличению земных суток. Установлено, что продолжительность земных суток увеличивается за каждые 100 лет на одну сотую долю секунды. Изменяется не только скорость вращения Земли. Всё время изменяется и положение оси вращения земного шара, в силу чего Северный и Южный полюс перемещаются по земной поверхности чрезвычайно сложным образом. Это движение полюсов связано с неравномерностью распределения масс внутри земного шара.

Различные изменения происходят и на других планетах. Меняются периоды их обращения, траектории движения, претерпевает изменения их атмосфера и т. д. Таким образом, меняется вся наша солнечная система, некогда возникшая из других материальных образований и переживающая свою собственную длительную историю. Медленно, но неуклонно меняется расположение звёзд на небе, и ныне фигуры созвездий уже не такие, какими они были тысячи лет назад. Во вселенной возникают новые звёзды и угасают старые, возникают новые звёздные образования.

Земля как планета, прежде чем приняла современный вид, претерпела сложный и длительный процесс развития. Геология устанавливает, что горы, равнины и долины, моря, озёра и реки, различные геологические наслоения — результат длительного развития.

Изменения беспрерывно происходят и во всех телах, повседневно окружающих нас.

Внутреннее движение свойственно всем телам. Чрезвычайно наглядным проявлением этого интенсивного внутреннего движения является так называемая «диффузия твёрдых тел». Если два куска различных металлов, например, свинца и золота, привести в соприкосновение друг с другом, то через достаточно большой срок обнаруживается, что атомы свинца, в силу присущего им движения, проникли в золото, а атомы золота проникли в свинец: металлы смешиваются друг с другом без всякого постороннего вмешательства.

Ещё более интенсивное внутреннее изменение и движение имеет место в жидкостях и газах, атомы которых менее связаны друг с другом, нежели атомы твёрдых тел. То там, то здесь в малых частях всего объёма жидкости и газа благодаря беспрестанному движению молекул происходят местные самопроизвольные изменения («флюктуации») плотности жидкости и газа, меняется показатель преломления отдельных небольших областей газа, их электрические свойства.

Не остаются неизменными и самые атомы. Представление об атомах и молекулах как абсолютно неизменных частицах материи, лишённых всякого внутреннего движения, простых и однородных, долгое время держалось в науке. Но уже к концу XIX — началу XX в. оно рухнуло как несостоятельное. Оказалось, что молекулы и атомы — не застывшие, неизменные простые кусочки вещества, а изменяющиеся сложные образования.

Молекулы, представляя собой соединение двух или более атомов, могут возникать и разрушаться, они испускают или поглощают свет, изменяя своё внутреннее состояние, и т. д. Входящие в молекулы атомы тоже не достаются неизменными и неподвижными. Они могут терять или приобретать электроны, испускать или поглощать электромагнитные лучи, в связи с чем совершается перестройка их электронных оболочек. Свойства атомов несколько изменяются под воздействием сильных электрических и магнитных полей. Одни атомы при соответствующих условиях могут полностью разрушаться и превращаться в другие атомы, коренным образом изменяя свою физическую и химическую природу.

Открытие радиоактивности в конце XIX в., с несомненностью доказавшее, что атомы некоторых, так называемых радиоактивных, элементов разрушаются и преобразуются друг в друга, имело огромное значение для науки. Оно нанесло удар по метафизическим представлениям об абсолютно неизменных частицах, не переживающих никакой истории, всегда остающихся рапными самим себе. С тех пор физикой было доказано, что нет ни одного элемента, атомы которого при определённых условиях не становились бы радиоактивными, не распадались бы, не изменялись бы, не превращались бы в атомы других элементов. Это было одним из величайших завоеваний науки XX в.

Не только атомы изменчивы, обладают внутренним движением, но и составляющие их ядра и электроны не остаются постоянными, лишёнными внутреннего движения, застывшими. Атомные ядра состоят из протонов и нейтронов. Протоны, нейтроны образуют ядро именно потому, что им присуща изменчивость, особая форма внутреннего движения, связанная с их качественным преобразованием друг в друга. Протоны могут в условиях, существующих в атомном ядре, превращаться в нейтроны. Благодаря этому никогда не угасающему, пока существует ядро, превращению протонов в нейтроны и нейтронов в протоны и возникают особые ядерные силы, соединяющие их в целостное и единое атомное ядро. Атомные ядра, таким образом, полны движения и беспрестанного изменения.

Полной движения и изменчивой является и такая мельчайшая частица материи, как электрон. Он обладает способностью превращаться вместе с позитроном в другие «элементарные частицы» — фотоны. Он может порождаться за счёт исчезновения фотонов. Он обладает особым свойством, называемым «спином», которое можно понять, только рассматривая его как проявление особой, внутренне присущей электрону формы движения. Его масса меняется в зависимости от скорости движения и т. д.

ИЗМЕНЕНИЕ ЯВЛЕНИЙ В ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ. Непрестанно меняется и развивается также и органический мир, мир живых организмов.

В своё время на Земле не было никакой жизни, но процесс развития природы шёл по пути постепенного усложнения химических соединении, по пути образования новых тел природы — вначале простейших органических соединений, а затем и белка, формой существования которого является жизнь.

Наукой установлено, что явления органической природы существуют на Земле более миллиарда лет и что в этот период в них произошли колоссальные изменения.

Возникнув из неживой материи и будучи неразрывно связана с ней, жизнь развивалась в соответствии с изменявшимися условиями. С изменением условий изменялись и усложнялись формы жизни, развившись от доклеточных и одноклеточных к сложным многоклеточным организмам.

Первоначально возникшие из неживой материи организмы были чрезвычайно простыми. Однако постепенно они всё более и более усложнялись. На определённой ступени своего развития мир живых организмов разделился на две ветви — растительную животную — с различными способами существования и различными свойствами. Организмы, изменяясь, меняли и окружающую их внешнюю среду. Живые организмы явились самой важной причиной почвообразовательного процесса. Благодаря живым организмам образовались залежи угля, торфа, меловые горы, известняки и коралловые острова.

С появлением жизни на поверхности Земли образовался новый слой — биосфера, имеющий огромное значение в изменении поверхности нашей планеты. Растения стали причиной наличия свободного кислорода в атмосфере Земли. Тем самым создались необходимые условия для развития животных, дышащих лёгкими.

Многие миллионы лет шёл процесс изменения и усложнения живых форм. За этот длительный период возникали, развивались и отмирали многочисленные виды животных и растений. Земля пережила несколько эр и периодов, для каждого из которых были характерны своп климатические пояса, своё распределение суши и водных бассейнов, свои геологические особенности, а также растительные и животные обитатели в море и на земле.

Земная кора сохранила в своих недрах остатки вымерших животных и растений. По этим остаткам изучаются история нашей планеты и история жизни на ней.

Наукой установлено, что жизнь находится в постоянном развитии и изменении. Разнообразие растительного и животного мира на нашей планете есть результат длительного процесса развития. Выдающиеся деятели биологической науки Дарвин, Тимирязев, Мичурин и другие всесторонне разработали материалистическую теорию развития животных и растений.

Организмы в процессе своей жизни находятся в состоянии изменения и развития. Каждый организм переживает сложный процесс развития, связанный с изменениями биохимических, физиологических и морфологических процессов. Жизнь организма не есть простое увеличение, как думали преформисты, а процесс постоянного возникновения новых свойств и особенностей.

Ещё более ярко развитие проявляется в процессе видообразования. Органическая природа в своём развитии идёт через ступени, определённые звенья, которыми являются виды растений, животных и микроорганизмов. Видообразование — яркое свидетельство беспрерывного развития от низшего к высшему, от простого к сложному. Установлено, что на нашей планете в настоящее время насчитывается свыше миллиона видов животных и свыше 300 тысяч видов растений. Все они есть результат длительного исторического развития.

В ходе сельскохозяйственной практики люди научились изменять организмы и виды, получать новые породы животных и сорта растений с теми качествами, которые удовлетворяют требованиям человека. Ныне существующие культурные виды растений и животных являются не просто продуктом природы, а результатом деятельности людей, создавших эти виды и изменяющих их в соответствии со своими потребностями. Так, например, высокопродуктивные ярославские породы крупного рогатого скота, тонкорунные породы овец — кавказская, казахстанская и другие — получены в результате деятельности людей, изменивших имевшиеся в природе виды. Полученные академиком Цициным высокоурожайные сорта пшеницы, выведенные им пшенично-пырейные гибриды — всё это результаты преобразующей целенаправленной деятельности человека, овладевшего законами органической природы и использующего эти законы в интересах общественного производства.

Характеризуя развитие живой природы, Мичурин писал: «. жизнь всей природы не является чем-то застывшим в своих формах, она безостановочно идёт и непрерывно изменяется, и все формы живых существ, почему-либо остановившиеся в своём развитии, неизбежно обречены на уничтожение. Многое, что прежде казалось самым лучшим по пригодности к условиям жизни прошедших лет, в настоящее время является уже негодным и требует замены» [5].

В процессе развития природы происходит превращение, изменение, образование нового и нет ничего абсолютно неизменного.

ИЗМЕНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ. Выделение из мира животных и дальнейшее развитие человека непосредственно связано с развитием общественного производства. Решающим условием, создавшим человека, был труд, начинающийся в собственном смысле слова с изготовления орудий производства. Процесс труда требовал объединения человеческих усилий, что было возможно только путём общественной организации труда. Труд — основа общественной жизни человека.

Маркс и Энгельс, впервые создав науку об обществе — исторический материализм, показали, что развитие присуще и обществу и что история общества представляет собой естественно-исторический процесс. Все общественные явления не вечны и не неизменны; они возникли, развились и находятся в постоянном изменении. Развитие и изменение общества зависит от изменения способа производства. На основе развития способа производства изменяются и развиваются все другие стороны общественной жизни.

Вначале люди пользовались каменными орудиями труда. Но человеческое общество шло вперёд. Человек научился приручать животных и выращивать нужные ему растения. Возникли скотоводство и земледелие. Человек научился делать металлические орудия труда. На определённой стадии развития производительных сил возникла частная собственность и на её основе — деление общества на классы, при появлении которых с неизбежностью было создано государство, как результат непримиримости классовых противоречий, как орудие подавления и угнетения трудящихся эксплуататорами. Марксизм-ленинизм опроверг измышления о вечности классового деления людей на рабов и господ, о вечности государства, доказав, что было время, когда не было ни классов, ни государства, и что человечество развивается по пути к бесклассовому обществу.

Развитие человеческого общества прошло через ряд ступеней — общественных формаций. Первобытное общество сменил рабовладельческий строй, который в спою очередь сменился феодализмом, затем на смену феодализму пришёл капитализм, который с неизбежностью уступит и уже уступает место новому строю — социалистическому. В СССР построен социализм. На основе опыта СССР строят социализм и страны народной демократии.

Социалистическое общество также непрерывно развивается, движется вперед. С социализма начинается развитие, небывалое по быстроте темпа, по многообразию и всесторонности. Советское общество семимильными шагами идёт к коммунизму. В коммунистическом обществе производство, наука, культура будут непрерывно совершенствоваться, развиваться.

Мышление человека также находится в процессе развития и изменения. Это изменение выражается в процессе познания человеком окружающего мира. Познание, как учит Ленин, идёт от незнания к знанию, от менее полного знания к знанию более полному.

На низших ступенях развития человеческого общества люди пользовались простейшими орудиями и теми предметами, которые природа давала им в готовом виде. Низкая ступень развития трудовой деятельности не могла создать условий для глубокого познания природных процессов, человек поневоле ограничивался их поверхностным знанием. Даже используя в своих интересах природные процессы, люди не знали законов, которым подчиняются эти процессы. Так, например, люди пользовались огнём, но они не знали законов горения. Добывая огонь путём трения, они не знали о существовании закона превращения энергии, хотя именно в силу этого закона при трении предметов друг о друга механическая энергия превращалась в тепловую.

Дальнейшее развитие трудовой деятельности привело к усилению воздействия человека на природу, и возникла необходимость более глубокого познания законов сё развития. Возникли науки. Прежде всего возникли такие науки, как астрономия, математика, механика. Последующее развитие производства привело к образованию новых отраслей знания, к открытию новых закономерностей природы и общества. Создались физика химия биология, были открыты важнейшие законы природы. Открытие таких законов, как законы механики, закон движения планет, закон всемирного тяготения, закон сохранения и превращения энергии и другие, составляло важный шаг в развитии человеческого познания проникшего в глубинные процессы природы.

Об историческом развитии познания, об углублении человеческого знания свидетельствует развитие философии. Как известно, первые философские учения были по своей форме и содержанию наивными. Материализм принимал новые формы в связи с новыми открытиями науки. Объяснение этого мы находим в том, что материалистическая философия, раскрывая общие закономерности природы и общества, базируется на данных конкретных наук. Наивный материализм древних греков, метафизический материализм XVII-XVIII вв. соответствовали каждый определённому уровню знании об окружающем мире. Создание диалектического материализма Марксом и Энгельсом стало возможным благодаря появлению рабочего класса и развёртыванию его борьбы против буржуазии, а также благодаря ряду открытий науки, на которые опирались Маркс и Энгельс как на естественно-научную основу.

Такова в общих чертах картина движения, обновления и развития природы и общества. Положение диалектики о всеобщности движения полностью подтверждается выводами естественных и общественных наук

ДВИЖЕНИЕ И ПОКОЙ. Вся природа представляет собой никогда не прекращающийся процесс изменения обновления, развития. Однако отсюда вовсе не следует, что в этом безостановочном потоке изменений нет ничего устойчивого, определённого, а всё расплывчато, неопределённо Движение абсолютно, покой — относителен.

Диалектика, говоря о всеобщности развития всегда имеет в виду развитие определённых вещей, явлений и предметов, обладающих относительной устойчивостью. Так одна из основных черт диалектического метода говорит о взаимосвязи не каких-то неопределённых процессов, а конкретных предметов и явлений природы. Стало быть, движение не исключает покоя, хотя этот покой и является относительным.

Относительность покоя проявляется в двух разных формах. Во-первых, в форме относительного постоянства расстояний между теми или иными телами, совершающими механическое перемещение в пространстве.

Нет материальных тел, которые так пли иначе не перемещались бы в пространстве. Но в этом беспредельно разнообразном движении тот или иной предмет может находиться в покое по отношению к одному или многим другим телам, не меняя расстояния по отношению к ним. Так пассажир, сидящий в купе равномерно движущегося поезда, покоится по отношению к вагону. Покоятся и его вещи, лежащие на полке. Но в то же время и пассажир, и его вещи движутся относительно Земли и вместе со всей Землёй движутся вокруг Солнца. В свою очередь Солнце вместе со своей планетной системой, в том числе и Землёй, движется с огромной скоростью по отношению к звёздам и т. д.

Во-вторых, покой, равновесие выступают в форме относительной устойчивости самих предметов, явлений, их качественной определённости, благодаря которой они отличаются от других предметов и явлений. Как бы, например, ни менялся атом, поглощая или испуская свет, теряя свои электроны из внешней оболочки или захватывая чужие, он остаётся (пока его ядро сохраняет неизменным свой заряд) атомом определённого химического вещества, существенно отличающимся от атомов другого химического вещества.

Эта устойчивость качеств предметов, явлений так же относительна и временна, как и покой в механическом движении. Но она играет огромную роль в развитии природы. Возможность относительного покоя тел, возможность временного состояния равновесия является существенным условием дифференцирования материи.

Диалектический материализм учит, что покой, временное равновесие являются теми состояниями, когда в предмете или явлении накапливаются изменения, которые приведут в конце концов к смене данного предмета или явления другим, новым, отличным от прежнего.

В мире нет ничего неизменного, но в процессе изменения образуются относительно устойчивые грани, ступени развития, обусловливающие качественное разнообразие материальных тел, предметов, явлений.

Временный покой, наличие равновесия в процессе развития связаны с образованием определённых закономерностей, присущих каждой данной группе явлении. Все явления природы развиваются на основе общих законов диалектики, но вместе с тем они имеют и свою специфику, свои особенности, свои собственные закономерности. Именно закономерности, присущие определённым группам явлений, отличают последние друг от друга.

Так, явления перемещения тел в пространстве под влиянием тех или иных сил образуют специфическую группу явлений, подчиняющихся законам механики. Процесс взаимодействия электрически заряжённых тел и магнитов подчиняются качественно своеобразным закономерностям электромагнетизма. В процессах, происходящих в атомном ядре, господствуют свои особые закономерности, изучаемые особым разделом физики, — ядерной физикой.

С возникновением и развитием жизни на Земле появились такие закономерности, которых не было в неорганической природе, как, например, закономерности наследственности, изменчивости, естественного отбора. С появлением общественной жизни возникают новые закономерности — закономерности развития производительных сил и производственных отношений, классовая борьба и другие.

Материалистическая диалектика не признаёт абсолютного покоя и абсолютной устойчивости. Она утверждает, что существует лишь относительный покой в развитии природы и общества. Метафизика же и в этом вопросе представляет собой принципиально иной, ненаучный взгляд.

Во-первых, метафизика абсолютизирует покой. Например, метафизически мыслящие учёные-физики искали некую «мировую субстанцию», которая была бы абсолютно неподвижной и неизменной. Во взаимодействии тел они пытались отыскать абсолютно неизменные, раз навсегда данные «силы». Так представление о неизменности и неделимости атомов абсолютизировало присущие им относительный покой и качественную определённость. Метафизическая и идеалистическая «теория» тепловой смерти вселенной, проповедуемая рядом буржуазных учёных, также вырастает из абсолютизации относительного равновесия материальных систем в тепловых процессах.

Придумывание постоянных элементов наследственности — идов, генов, детерминантов и т. п. является характерной чертой воззрений метафизиков — менделистов-морганистов. Известно, что они считают «элементы наследственности» вечными, неделимыми, неизменными и бессмертными, якобы находящимися в состоянии абсолютного покоя. Достаточно допустить наличие таких неизменных элементов наследственности, как проблема развития снимается сама собой и заменяется перегруппировкой этих постоянных элементов. Уже одно это ведёт к признанию конца и начала в развитии природы. Не случайно поэтому вейсманисты, исходя из положения о постоянстве элементов наследственности, приходят к отрицанию развития органических видов, к отрицанию процессов видообразования.

Буржуазные ученые усиленно пропагандируют положение об абсолютности покоя и относительности движения, развития. Так, французский учёный Ж. Дюмонтье пишет, что если в физике движение универсально, а равновесие представляет особый случай, то в биологии якобы, наоборот, равновесие универсально, а движение, развитие — относительно, условно, как особый случай.

То же самое говорят буржуазные «учёные» применительно к обществу, к экономике, утверждая, что равновесие или покой якобы абсолютны, а развитие временно, относительно.

Таков один путь извращения действительности, основанный на метафизической абсолютизации покоя.

Другим, не менее антинаучным способом извращения процессов развития является полное отрицание покоя, даже относительного. Если движение представляет собой процесс без относительной устойчивости, без временного и относительного равновесия, то при таком положении нельзя говорить о закономерностях развития природы. Поэтому тот, кто понимает развитие природы как поток, в котором нет никакой устойчивости, никакой определённости, неизбежно приходит к отрицанию развития и существования самих предметов и явлений.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ. Из многообразия форм движения, изменения предметов и явлений природы материалистическая диалектика выделяет следующие основные, качественно своеобразные формы: механическую, физическую, химическую, биологическую и общественную. Относительно простой формой движения является механическая. Механическое движение — это пространственное перемещение тел относительно друг друга. Законы этого движения изучает механика.

«Всякое движение, — писал Энгельс, — связано с каким-нибудь перемещением — перемещением небесных тел, земных масс, молекул, атомов или частиц эфира. Чем выше форма движения, тем незначительнее становится это перемещение. Оно никоим образом не исчерпывает природы соответствующего движения, но оно неотделимо от него. Поэтому его необходимо исследовать раньше всего остального» [6].

Более сложными формами движения являются такие виды движения, как тепловые процессы, изучаемые термодинамикой и так называемой статистической физикой; электромагнитные (и в частности световые), изучаемые электродинамикой и оптикой; атомные — особая форма движения микрообъектов, изучаемая так называемой квантовой механикой; ядерные процессы, изучаемые ядерной физикой.

Химические процессы, совершающиеся в телах, образуют особую форму движения — химическую. Такие процессы, происходящие в неорганической природе, изучаются неорганической химией, а протекающие в органических телах — органической химией.

С появлением жизни на Земле возникла новая форма движения — биологическая, изучаемая группой биологических наук; с появлением общества — общественная, являющаяся самой высокой из всех форм движения природы. Она изучается общественными науками. Общей теоретической основой всех наук является диалектический и исторический материализм. Все формы движения не изолированы друг от друга, а тесно связаны между собой.

Каждая новая, более высокая (сложная) форма движения возникает на основе низшей и включает её в себя. Но закономерности низшей формы движения не исчерпывают существа более высокой формы, сложившейся на её основе; закономерности высшей формы движения не сводятся к закономерностям низшей. С другой стороны, и. закономерности высшей формы не распространяются на низшую. Так, законы электромагнетизма совсем не могут быть сведены к законам механики, а механическое движение, содержащееся в электромагнитных процессах в подчинённом виде, не исчерпывает существа электромагнитных процессов. Все попытки свести электродинамику к механике, многократно предпринимавшиеся на протяжении истории физики XVШ-XIX вв., в конце концов потерпели полный крах. Подобно этому химическая форма движения, включающая в себя в качестве подчинённого момента физические процессы, не сводится к физическому движению. Несводимость сложного химического движения к физическим процессам с полнейшей ясностью обнаружилась в частности в провале так называемой «теории резонанса», коренной порок которой состоит в идеалистическом объяснении химических процессов, в попытке свести законы химии к законам физики. Точно так же и химия не исчерпывает существа органической формы движения.

За пределами каждой из высших форм остаётся некоторая область природных явлений, подчиняющаяся другим закономерностям. Например, неорганическая природа лежит за пределами законов жизни, не подчинена сё закономерностям; там, где нет условий для образования химических элементов, нет химической формы движения.

Механическая и физическая формы движения присущи всем областям материального мира. Они наличествуют во всех других формах — химической, органической и общественной.

Энгельс подчёркивает переходы одних форм движения в другие, указывая на их связь и взаимозависимость.

«Механическое движение масс переходит в теплоту, в электричество, в магнетизм; теплота и электричество переходят в химическое разложение; со своей стороны, процесс химического соединения порождает опять-таки теплоту и электричество, а через посредство последнего — магнетизм; и, наконец, теплота и электричество в свою очередь производят механическое движение масс» [7].

Метафизики делали и делают множество попыток отождествить закономерности высших форм движения с закономерностями его низших форм. На этой основе возникли антинаучные бесплодные теории, рассматривающие организм или как тепловую машину, или как химическую лабораторию. Попытки объяснить жизненные явления одними химическими или физическими закономерностями не имеют под собой никакой научной почвы и неизбежно приводят к идеализму.

Самая высшая форма движения — общественная — имеет свои особые, присущие только ей закономерности развития. Буржуазные социологи эпохи империализма, с особым рвением извращая диалектику развития общества, пытаются объяснить общественные явления биологическими закономерностями.

Подобные попытки извратить научное понимание общественного развития делаются для того, чтобы скрыть социальные причины, ведущие капиталистический строй к неизбежной гибели.

Одним из реакционных направлений в социологии является так называемый социальный дарвинизм, который проповедуется в наше время американскими философами и социологами. Социальный дарвинизм переплетается с мальтузианством и с вейсманизмом- морганизмом, и вместе они служат «основанием» расизма и космополитизма. Социальный дарвинизм и мальтузианство призваны оправдать империалистические порядки, агрессивные стремления империалистов. В основе социального дарвинизма лежит антинаучная концепция, согласно которой возможно перенести закономерности, открытые в живой природе, на человеческое общество. Общество рассматривается как биологический организм; специфика общественных явлений отрицается. Общество низводится до уровня семьи пчёл или муравьев. Подобно тому, как пчёлы делятся на рабочих пчёл, матку и трутней, так якобы и в обществе люди всегда должны делиться на тех, кто трудится, и тех, кто живёт за счёт трудящихся, так называемую «расу господ». На этом основании такие общественные явления, как классы, государство, объявляются вечными категориями, отрицается их исторический характер. Утверждается, что якобы люди в силу естественных законов делятся на низшие и высшие расы. Главным фактором общественной жизни объявляется борьба за существование, за жизненное пространство; тем самым оправдываются грабительские империалистические войны. И голод и нищету при капитализме пытаются объяснить «законом» Мальтуса, по которому население якобы растёт в геометрической прогрессии, а средства к существованию увеличиваются в арифметической прогрессии. Отсюда делается вывод о том, что надо «регулировать» численность населения, что на языке империалистов значит: истреблять народ путём войн, стремиться к неограниченному распространению болезней.

Опасность всех этих теории в том, что они дают извращённое понимание общественного развития, замаскированное ссылками на науку, на естественные биологические законы. Не случайно поэтому всякого рода реакционеры очень охотно воспринимают социальный дарвинизм, мальтузианство, направляя их против марксистского научного понимания общественных явлений.

Марксизм-ленинизм доказал, что развитие общества идёт по присущим ему объективным законам, причём эти законы являются специфическими для общества, и этих законов нет и быть не может ни в органической, ни в неорганической природе.

Махисты и их последователи в России — Богданов и др. — «обвиняли» марксизм в том, что последний не применяет для объяснения общественных явлений биологических категорий, таких, например, как «борьба за существование», «естественный отбор» и т. и.

В. И. Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм», разоблачая софистику махистов, показал, что «не-биологический» подход к обществу является не недостатком, а заслугой марксизма. Марксистская наука об обществе отбрасывает так называемый «социальный дарвинизм», пытающийся объяснить общественные явления биологическими категориями. Марксизм дал единственно научное понимание законов развития общества как новой, высшей формы движения материи. Марксизм рассматриваем общество как процесс, осуществляющийся на основе своих, присущих ему закономерностей. Закономерности биологической или физической форм движения не могут объяснить процесс развития общества.

Разоблачая махистов, В. И. Ленин писал: «. Применение понятий «подбора», «ассимиляции и дезассимиляции» энергии, энергетического баланса и проч. и т. п. в применении к области общественных наук есть пустая фраза. На деле никакого исследования общественных явлений, никакого уяснения метода общественных наук нельзя дать при помощи этих понятий. Нет ничего легче, чем наклеить «энергетический» или «биолого-социологический» ярлык на явления вроде кризисов, революций, борьбы классов и т. п., но нет и ничего бесплоднее, схоластичнее, мертвее, чем это занятие» [8].

Эта характеристика, данная Лениным всем попыткам сведения высших форм движения к низшим, является важнейшим методологическим указанием для научного понимания соотношения основных форм движения природы.

  • Авторское право (4)
  • Аграрное право (3)
  • Адвокатура (13)
  • Административное право (20)
  • Арбитражный процесс (7)
  • Банковское право (6)
  • Бюджетное право (1)
  • Водное право (1)
  • Военное право (1)
  • Гражданский процесс (16)
  • Гражданское право (22)
  • Договорное право (8)
  • Жилищное право (12)
  • Зарубежное право (5)
  • Земельное право (7)
  • Избирательное право (2)
  • Инвестиционное право (1)
  • Информационное право (3)
  • История государства и права (18)
  • Кодексы, комментарии (11)
  • Коммерческое право (8)
  • Конкурсное право (1)
  • КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ (32)
  • Конституционное право (20)
  • Корпоративное право (4)
  • Криминалистика (5)
  • Криминология (5)
  • Международное право (16)
  • Муниципальное право (5)
  • Налоговое право (7)
  • Наследственное право (7)
  • Новости законодательства (1 011)
  • Основы права (2)
  • Право Евросоюза (1)
  • Право интеллектуальной собственности (1)
  • Право социального обеспечения (1)
  • Правоведение (1)
  • Правоохранительные органы Российской Федерации (3)
  • Предпринимательское право (5)
  • Прокурорский надзор (2)
  • Римское право (9)
  • Семейное право (4)
  • Словари / Справочники (30)
  • Страховое право (3)
  • Таможенное право (5)
  • Теория государства и права (11)
  • Торговое право (1)
  • Трудовое право (9)
  • Уголовно-исполнительное право (3)
  • Уголовное право (27)
  • Уголовный процесс (11)
  • Финансовое право (13)
  • ШПАРГАЛКИ (78)
  • Экологическое право (5)
  • ЯИнтересное (0)

Применительно к деятельности по природопользованию и охране природной среды нам часто приходится слышать о необходимости учета законов развития природы. Человек, осознав свою роль в биосфере лишь как одного из многочисленных видов, образующих ее многообразие, как части ее, должен, как и все остальные, подчиняться законам природы. При этом сила homo sapiens заключается не в том, чтобы, проявляя свою мощь, перестраивать природу, а в том, чтобы правильно понять законы ее развития, следовать им. Законы развития природы — законы более высокого порядка для человека в сравнении с законами развития общества. Это объективные законы. В силу их действия и благодаря им человек появился и может существовать. Законы общества написаны человеком для собственного социального, политического и экономического удобства, организации и обеспечения общежития.

Известный американский ученый-эколог Б. Коммонер сводит основные законы экологии к следующему:
— все связано со всем;
— все должно куда-то деваться;
— природа «знает» лучше;
— ничто не дается даром .
———————————
Коммонер Б. Замыкающийся круг. Природа. Человек. Технология. Пер. с англ. Л., 1974. С. 32.

Роль законов развития природы

Законы общественного развития, как и законы природы, носят объективный характер. Это означает, что они возникают, действуют и сходят с исторической арены независимо от воли и сознания людей. Какие закономерности возникают и действуют, а какие прекращают свое действие и заменяются новыми, предопределяется объективными социальными условиями. В свое время рабовладельцам, а затем и феодалам очень хотелось отменить закон, в соответствии с которым происходит смена общественно-экономических формаций. Но сие, как говорится, от них не зависело. С объективным характером законов общественного развития приходится считаться и тем, кто совершает революционное преобразование, созидает качественно новое социальное устройство. Так обстоит дело, например, с законом социальной преемственности. Нельзя двигать развитие производительных сил, формирование новых производственных отношений, духовной культуры, политической демократии, не опираясь на рациональное и прогрессивное наследие, накопленное человечеством. Всякий, кто пытается игнорировать это наследие, «созидать» на голом месте, делать «все наоборот», фактически оказывается утопистом, если не реакционером. Наш собственный послеоктябрьский исторический опыт показывает, как много бед наносит несохранение таких достижений цивилизации, как общечеловеческие моральные ценности, рынок и товарно-денежные отношения, разделение властей и т. д.

Существует, таким образом, единство законов общественного развития и законов природы, заключающееся в их объективном характере. И так же, как мы не можем отменить закон свободного падения тел или закон Архимеда, мы не вольны отменить закон определяющей роли материального в жизни и развитии социума, закон стоимости и т. д. В то же время в одном существенно важном моменте — механизме своей реализации — законы общественного развития принципиально отличаются от законов природы.

О так называемых «исторических законах» — 51.

Законы природы реализуются и тогда, когда в их действие не вмешивается человек. В реализации же законов общественного развития обнаруживается своего рода парадокс. Сразу же подчеркнем, что речь идет не о логическом парадоксе, то есть не о противоречии, существующем только в нашей голове. Речь идет о парадоксе реальном, возникающем в ходе исторической практики людей. С одной стороны, законы общественного развития, как уже отмечалось, возникают, действуют и сходят со сцены независимо от воли и сознания людей. С другой же стороны, законы общественного развития реализуются только через деятельность людей. И там, где людей нет или они есть, но ведут себя пассивно («сидят сложа руки»), никакие социологические законы реализоваться не могут.

Учитывая и то общее, что есть у законов природы и социологических законов, и то, что их отличает друг от друга, К. Маркс характеризовал общественное развитие как естественно-исторический процесс. С одной стороны, это процесс естественный, то есть столь же закономерный, необходимый и объективный, как и природные процессы. И в то же время это процесс исторический в том смысле, что он представляет собой результат деятельности самих людей. Люди выступают одновременно и авторами и актерами всемирно-исторической драмы, именуемой историей. В этом и заключается парадокс, каждодневно возникающий и также каждодневно разрешаемый в ходе исторической практики людей.

Очень часто в литературе наряду с терминами «социологический закон», «закон общественного развития» встречается понятие «исторического закона», причем употребляется оно в трех значениях: 1) как синоним первых двух понятий; 2) как конкретизация общесоциологических законов применительно к отдельным формациям; 3) как специфические, имеющие особый механизм реализации законы. Правомерность синонимического употребления терминов вряд ли может оспариваться, а вот против второго и третьего варианта использования термина «исторический закон» приходится возражать.

Если исторические законы, как утверждал, например, М. А. Барг, есть форма проявления социологических в данном пространственно-временном континууме[26], то мы скорей всего получаем не какой-то особый исторический, а частный социологический закон.

Назад Оглавление Вперед

Еще по теме:

  • Уволить работника через суд Работника нашей фирмы посадили в тюрьму. Как его можно уволить? В этом вопросе ключевым является то, что подразумевается под словосочетанием «посадили в тюрьму». Если сотрудник 1) осужден к реальному отбытию наказания в местах лишения свободы и 2) приговор […]
  • Полисы осаго в ульяновске Где купить страховку ОСАГО в Ульяновске Наличие полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) является законодательно закрепленной нормой для всех автовладельцев на территории РФ. Наличие полиса ОСАГО позволяет компенсировать […]
  • Образец заявления медико-социальной экспертизы Межрегиональный Центр независимой г. Новосибирск, ул. Выставочная 32/1, кв.144Адрес для почтовой корреспонденции: 630049 ул. Галущака 2, 5 подъезд, офис №37Телефоны: (383)375 45 61, +7 923-775-45-61. E-mail: [email protected] Прием: Пн.-Пт. 09.00-18.00 Дата […]
  • Оплата налогов по усн ип Отчетность ИП на УСН без работников УСН (упрощенная система налогообложения) — самый распространенный специальный режим уплаты налогов, который предусмотрен для малого и среднего бизнеса. Авансовый платеж по налогу платится по итогам первого квартала, […]
  • 1931 состав преступления (СЗ СССР 1931 г. № 4, ст. 44) Об ответственности за преступления, дезорганизующие работу транспорта. Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров. Об ответственности за преступления, дезорганизующие работу […]
  • Определяет порядок наследования Порядок наследования по закону Наследование может осуществляться в порядке наследования по закону или по завещанию. Вступает в силу порядок наследования по закону при отсутствии завещания. Если наследодатель в завещании распорядился не всем наследственным […]
  • Бологовский суд Бологовский городской суд Тверской области Место в судебной системе В соответствии со статьей 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", районные суды относятся к судам системы федеральных […]
  • Высоколатентные преступления это Латентная преступность, методы ее вычисления Латентная преступность – это преступность, которая не зарегистрирована в уголовной статистике. Все преступления по степени латентности можно разделить на три группы: 1. преступления низколатентностные (убийства, […]