Правило 5w журналистика

Содержание:

Лайфхак недели: Правило 5 вопросов

В рубрике «Лайфхак» мы каждую неделю находим один интересный способ улучшить свою жизнь, выясняем, почему именно он работает, и даже зарабатываем ачивки. В новом выпуске рассказываем о том, на какие вопросы стоит ответить перед началом работы над любым проектом.

Чтобы успешно справиться с работой, перед началом любого проекта примените так называемое «правило пяти W и одной H» и постарайтесь ответить на вопросы, начинающиеся со слов why, what, who, when, where и how.

Как это работает

Когда вы начинаете решать какую-то большую задачу, сложно найти время для того, чтобы сосредоточиться и критически взглянуть на проект в целом. В вашем распоряжении уже наверняка есть множество инструментов для планирования времени, приложений-менеджеров задач и т. д. Но когда ваш проект разбит на несколько задач, и вы стараетесь решить их, необходимо постоянно помнить о нескольких важных вещах. Чтобы не запутаться в процессе работы, перед началом любого проекта задавайте себе такие вопросы: почему я могу назвать это проектом? какова его цель? кто будет работать над ним, и для кого он предназначен? когда он должен быть закончен? где будет проходить работа и где проект будет представлен? Когда вы нашли ответы, можно также спросить себя: как я добьюсь желаемого результата?

Обычно описанное упражнение называют «правилом пяти W и одной H» (по начальным английским буквам вопросительных слов). Его знают все журналисты: чтобы написать хорошую новость или статью на какую-то тему, нужно ответить в ней на все шесть вопросов. Это правило подходит не только для журналистов: его могут использовать и владельцы интернет-магазинов, и стартаперы, и, например, маркетологи.

Джим Строукс

«Существует много приёмов планирования, но эти шесть вопросов подходят для работы как над небольшими, так и над масштабными проектами. Если вы забудете задать их себе, вам стоит полагаться только на удачу, а не на свои умения, а если будете постоянно держать их в голове, то вам наверняка удастся довести работу до конца. Правда, стоит помнить, что в процессе нужно уточнять ответы на ваши вопросы до тех пор, пока вы не сможете подготовить хороший план. Только продумав каждую деталь и собрав всю необходимую информацию, вы сможете решить, браться за проект или нет».

Основы журналистики 2 семестр, в/о доцент Лукина Мария Михайловна. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемjourn.msu.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Основы журналистики 2 семестр, в/о доцент Лукина Мария Михайловна.» — Транскрипт:

1 Основы журналистики 2 семестр, в/о доцент Лукина Мария Михайловна

2 План лекции 1.Что такое новостная ценность: критерии отбора событий для новостей 2.Задание на лекции 3.Правило 5W+H 4.Задание на лекции

3 Тема новости Тема журналистского текста: ситуация + контекст Ситуация/событие: изменение в состоянии к-л субъекта (переход из одного состояния в другое) Не все ситуации/события должны освещаться СМИ, а те, которые представляют медийный интерес Сравните: день рождения студента Н. (одного из вас) и день рождения президента страны

4 Выбор журналиста и интересы аудитории Новости селективны по своей природе — они отобраны и определенным образом обработаны журналистами и их редакторами Какое событие попадет в тематические повестки дня СМИ, дело выбора СМИ и журналистов СМИ/журналисты должны представлять, какое событие будет интересно их целевой аудитории, представлять общественный интерес

5 Критерии отбора событий для новостей и новостная ценность Критерий Новизна, свежесть Пространственная близость Масштаб события Известность персоны Конфликт Необычность Человеческий интерес Новостная ценность (news value) – качественная характеристика новости Актуальность Оперативность Важность Общезначимость Близость Яркость/необычность Персонифицированность «Звездность» Драматизм Экзистенциальность (жизнь, смерть, любовь)

6 Новизна, свежесть Свежее событие — то, что происходит в ближайшее от выхода/ выпуска в свет/в эфир время Новое — это измененное «старое». Изменение состояния и положения вещей всегда лежит в основе любого события (была спокойная жизнь, а вдруг налетел ураган…) Особ. важно для электрон. СМИ (на этом построены прямые эфиры, экстренные выпуски новостей с изменением сетки вещания) Парадокс: новость происходит сегодня, сейчас, и устаревает в момент передачи Новости всегда находятся в процессе развития Проблема: в погоне за скоростью репортеры пренебрегают проверкой фактов, используют вторичные источники, доверяются слухам, попадают в ловушки заинтересованных лиц

7 Конкуренция на поле времени Главная конкуренция между производителями новостей происходит на поле времени Кто сообщит первым – показатель профессионализма журналиста/редакции (уровень оперативности) Скорость выхода новостей – прямое следствие умения журналиста выделить в информации самое главное, облечь сообщение в адекватную форму Сегодня: значение технической экипировки! Тактика пиар-служб

8 Особенности разных каналов ТВ и РВ: «нам только что сообщили. », «буквально минуту назад мы получили сообщение. », «мы прерываем наш эфир, чтобы послушать прямое включение с места события. » Интернет: новости в режиме онлайн (онлайн репортажи РИА Новости) Твиттер и его значение при освещении главных событий Пресса: всегда прошедшее или будущее время

9 Пространственная близость Место события – его близость или отдаленность от места жительства потребителей новостей играет решающую роль при отборе «Тесное соседство» предпочтительно: публику интересует то, что происходит рядом с их домом, под носом «Журналистика ближнего действия» Ср. «Вести» (центр. и региональные выпуски) Прямая (пространственная и культурная) и косвенная идентификация (пример: «землетрясение на Тайване» и его влияние на бюджет рос.семьи)

10 Масштаб события Масштаб: количественные показатели Масштаб: качественные показатели (Гагарин) Критерий: как повлияет событие на жизнь людей, его «вклад» в общ.прогресс (достижения, преобразования) или регресс (разрушения, жертвы): решают журналисты Вопрос о количественном критерии часто решается в комплексе с величиной аудитории данного СМИ

11 Известность персоны «Большие имена делают большие новости» Политические фигуры, деятели культуры, спортсмены. Критерий: популярность, известность персоны Сход ледника в Кармадонском ущелье: почему был такой резонанс в прессе? Один из приемов работы пиар-служб : привлечение на мероприятие знаменитостей «Если вам удастся привлечь на свою сторону Арнольда Шварценеггера, считайте, что ваша кампания прошла успешно»

12 Конфликт Главные темы человеческой коммуникации со времен наскальной живописи – споры, раздоры, войны Конфликт: а) разрушает привычный ход вещей и б) как правило, опасен для общества в целом и для отд.людей Значит, эти темы входят в зону повышенного чело ве ческого внимания, и о нем надо сообщать Война – классический пример конфликта. Доминирующая тема в СМИ всех стран, втянуты они в конфликт или нет. Профессия военкора Конфликт понимается шире: полит.борьба, конфликты интересов в экономике, спортивные состязания (тоже противостояние сторон) Обвинения в адрес журналистов:«предпочитают плохие новости»

13 Необычность Аудиторию привлекает непохожее – то, что выходит за рамки привычного, выделяется на фоне рутины (интерес, любопытство) Странные привычки, необычные судьбы, ситуации, выходящие за рамки обычного хода вещей Такие курьезные, развлекательные сюжеты «разбавляют» стандартный тематический набор новостей Верстаются в конце (разряжают депрессивное впечатление от основных, «плохих» сюжетов, посвященных войнам, убийствам, полит.борьбе, экон. и социальным проблемам )

14 Человеческий интерес Что во все времена волновало людей? Обычная жизнь: любовь, заключение браков, рождение детей, смерть близких, продвижение по службе, болезни. Экзистенциальные сюжеты Захват заложников : а вдруг там были мои родные? Сообщение об изобретении нового лекарства против рака Сюжеты о домашних животных тоже «человеческие» истории (лабрадор Путина) Взаимоотношение полов – ключевая тема СМИ Два критерия: знаменитости + их свадьбы,разводы, рождение детей. Интерес: они такие же, как мы.

15 Итак… что учесть Время Место Масштаб события Известность персоны Драматизм Необычность Интересно ли это людям

16 Задание-1 на лекции: каким критерием руководствовались журналист/редакция, отбирая эти темы в очередной номер журнала

17 Тепло, как в Арктике Команда ученых, работающая сейчас в составе международной арктической экспедиции, получила доказательства того, что 55 млн лет назад в районе Северного полюса было так же тепло, как нынче в Средиземноморье. Ученые брали пробы грунта с глубины 1300 м в районе Ломоносовского хребта, который тянется по дну Северного Ледовитого океана от России до Гренландии. Первый анализ проб показал, что в них содержится окаменелые остатки водорослей, характерные для субтропиков

18 Ген первого вздоха Американские ученые из Медицинского госпиталя в Цинциннати обнаружили ген, отвечающий за первый самостоятельный вздох ребенка сразу после появления на свет. Этот ген регулирует развитие легких плода во время беременности и дает сигнал к началу их нормального функционирования. Опыты, проведенные на мышах, показали, что при «выключенном» гене они погибали в первые часы после рождения.

19 Как писать новости Можно ли научиться писать новости? Сначала спросите себя: — Что я хочу сказать? – тема: ситуация /событие + контекст Потом применяйте правила полноты содержания 19

20 Правило 1: полнота содержания новости

21 Полнота содержания новости Полнота содержания: ответ на 6 вопросов Что произошло? С кем произошло? Кто участвовал: пострадал, награжден, сгорел, умер. Где это произошло? Когда это произошло? Почему это случилось? Как это произошло? 21

22 Правило 1: 5W+H Формула 5W+H What? Что? Who? Кто? Where? Где? When? Когда? Why? Почему? How? Как?

23 Сен-Бернар без сенбернаров Знаменитый питомник сенбернаров монастыря Святого Бернарда в Альпах, где была выведена порода этих собак, закроется в ближайшее время. Об этом стало известно на прошлой неделе. Глава питомника отец Илари констатировал: «У нас больше нет денег, чтобы заботиться об этих замечательных собаках, а общества охраны животных не проявляют интереса к монастырским проблемам». 23

24 На какие вопросы есть ответы в этой заметке Что произошло? С кем? Где? Когда? Почему это случилось? 24

25 Четыре из шести. Как минимум Что? Что произошло? Кто? Кто участвовал? Где? – информация о месте события Когда? – информация о времени события Ответы на 4 вопроса применяются в кратких информационных заметках, в экстренных сообщениях (молниях), в сообщениях «одной строкой», в лидах/шпигелях 25

26 Исчерпывающие вопросы: Ответы на 4 главных вопроса Плюс еще два вопроса: Как это произошло? При каких обстоятельствах? Почему? Зачем? – цели, причины, подробности случившегося 26

27 В Москве задержана юная телефонная террористка Москва. 17 февраля. В Москве задержана учащаяся 2-го класса, угрожавшая взорвать бомбу в квартире, сообщили «Интерфаксу» источники в правоохранительных органах. (кто что где когда 4) 16 февраля в 15:40 на пульт «02» позвонил ребенок и сообщил, что у него находится бомба. При помощи спецаппаратуры был установлен телефон, а впоследствии и адрес звонившего из одной из квартир дома по Донецкой улице. На данный адрес немедленно вышел участковый, который установил, что в этой квартире проживает вместе с родителями девочка, учащаяся 2-го класса одной из московских школ. Девочка пояснила, что в момент звонка находилась дома одна и от скуки «просто решила пошутить». (+2 Как? Почему?) Сотрудники милиции зафиксировали своеобразный рекорд – столь юного телефонного террориста они еще не выявляли. 27

28 С чего начать? Ключевой факт, отвечающий как минимум на 4 вопроса, это всегда начало, это самое главное (информ.агентства) Последовательность ответов на 5W+H можно варьировать С какого вопроса начать, решает журналист или редактор Это один из способов акцентирования 28

29 Плющенко готовит показательную, от которой заплачут мама и зал Российский фигурист Евгений Плющенко, завоевавший золотую медаль на Олимпиаде в Турине, сообщил корреспонденту ИТАР-ТАСС, что в пятницу он улетает в Россию, где будет готовить специальную программу для показательных выступлений на Олимпиаде (4). Тренер фигуриста Алексей Мишин, со своей стороны, отметил, что «это должна быть такая программа, от которой бы все заплакали — мама Жени, болельщики и зал, где он будет кататься». (+2) 29

30 Задание-2 на лекции Прочитайте информационную заметку На какие вопросы ответил ее автор? Перечислите эти вопросы. Каков базовый факт? Какой дополнительный материал вы бы привлекли, чтобы «развить» эту новость? 30

31 На Камчатке проснулся вулкан Ключевской На Камчатке началось извержение высочайшего в Евразии вулкана Ключевского, сообщил РИА Новости ведущий научный сотрудник Института вулканологии и сейсмологии РАН Алексей Озеров. По его словам, около местного времени (11.00 мск) специалисты Ключевской вулканостанции Института вулканологии отметили пульсирующую подсветку над кратером исполина, свидетельствующую о выходе не поверхность свежего магматического материала. Пепловый шлейф от извержения протянулся на 35 километров к юго-западу от Ключевского. 31

32 Задание для самостоятельной работы Составить досье по теме «Критерии отбора событий для новостей» (по 5 примеров на каждый критерий) Сравнить первые полосы 2-х газет за одно число. Ответить на вопросы: а) Какое событие стало новостью номер 1 в каждом издании? Какому критерию отвечает это событие? б) Заинтересовало оно вас как читателя? Да/нет? Почему? Какое именно событие заинтересовало вас как читателя? Почему? в) Какое событие вы выбрали бы как главный редактор? Почему?

33 33 Задание для самостоятельной работы Найдите 3 информационных заметки. На какие вопросы ответил их автор? Перепишите их, расставляя акценты: На времени случившегося На географии На масштабе На причинах На обстоятельствах

1. Информационная журналистика

Основы творческой деятельности журналиста

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

1. Информационная журналистика.

Информационная (её ещё называют западной) журналистика достаточно специфична. Во-первых, в ней нет мнения самого журналиста. Это журналистика факта. И её основное сырье – не ваше личное мнение, но факт. Иногда голый. Информационную журналистику называют ещё и объективной, так как субъективизм в ней напрочь отсутствует. Во-вторых, во главе всего здесь стоит событие. Точнее, его суть. Рассказ о самом главном здесь вполне может нарушать хронологию. Это называют Принципом пирамиды, или антиисторией.

В Советской России информационной журналистики не было. А первая газета, которой удалось подобное внедрить в стане нашей родины – газета «Коммерсант»

Главное творчество в информационной журналистике – узнать что-то самым первым. Здесь вам не помогут ни метафоры, ни сравнения. Только быстрые ноги, блокнот (диктофон) и немалая удача. Девиз подобной журналистики – «Мы пишем факты, мы не пишем «правду»!».

Не стоит забывать и о критерии абивалентности. То есть принципу «дай высказаться всем».

Основные вопросы подобной журналистики вполне известны всем – «Что? Где? Когда? Как? Каким образом? Почему? Что будет? Ну и что?»

Последний, пожалуй, самый важный. Мы ведь читаем новости ради будущего.

Так в чем же плюсы? Сейчас разберемся.

Во-первых, скорость, простота написания. Для читателя же это более быстрое прочтение, быстрое осведомление о событиях.

Во-вторых – фокусировка на описании аномалий, важных происшествий.

Ну и наконец, в противоположность – минусы. Подобные новости имеют строгие географические рамки. Главную роль в подобных газетах играют власть, элита и звезды (нет, не те, которые имеют ядро из протонов и нейтронов).

Школа журналистики

Мария Умарова, специально для Школы журналистики

Получив задание написать об одном из основных жанров современной журналистики – информационной заметке – я, конечно, обрадовалась, так как именно этот жанр ежедневно практикую в своей работе. Итак, что такое информационная заметка? Как легко догадаться по названию, этот жанр наиболее характерен для информационных агентств, т.е. онлайн-СМИ, больше всего ценящих точность, достоверность и краткость.

Информационная заметка – это краткое сообщение о неком значимом событии либо другой новости (это, говоря на языке журналистики, инфоповод). В написании заметки хорошо помогает правило «5W+1H». Говоря иначе, в тексте заметки нужно дать ответ на вопросы: Кто — Who, Что – What, Когда – When, Где – Where, Почему – Why, Как – How.

Поясню на примере. Допустим, вы, начинающий репортер информагентства, побывали на выставке маститого художника. В подзаголовке заметки вы уже ответите как минимум на 3-4 вопроса из шести: кто, что, когда, где. Таким образом, первое предложение будет выглядеть примерно так: «Вчера, 12 сентября, в арт-центре «Крылья Музы» состоялась выставка известного художника, лауреата премии «Золотая кисть» Андрея Живописного». Как видите, стиль изложения новости – максимально «сухой», обезличенный и содержит одни лишь цифры и факты. Пожалуй, можно даже вычеркнуть слово «известный», так как это какая-никакая, но оценка происходящего. Информационная заметка (ИЗ) – жанр предельно краткий, емкий и точный. Журналистская оценка допускается, но только в нейтральной, корректной форме.

«А как же заголовок?», спросите вы. Заголовок можно сделать такой же нейтральный: «Прошла выставка художника Живописного». Но обычно в информагентствах приветствуется более творческий подход к названию новости. Поскольку ваша задача – написать заметку так, чтобы ее прочло максимальное количество читателей, желательно привести в заголовке какой-нибудь интересный факт о выставке, можно – яркую цитату из выступления художника. Наверняка вы читали такие тексты «желтой прессы», где заголовок заинтриговывает, обещая «сенсацию», тогда как на самом деле это просто наживка для любопытной аудитории. Добросовестный журналист, конечно, не погонится за «жареными» фактами, однако заинтересовать читателей какими-нибудь любопытными данными вполне допустимо.

Например, маэстро сообщил, что в ближайшем будущем напишет серию картин, посвященных жизни инвалидов. Конечно, вы сразу про себя отметили, что тема резонансная и с большой долей вероятности заинтересует подписчиков. Таким образом, заголовок у новости будет примерно такой: «Художник Живописный посвятит очередную серию картин людям с ограниченными возможностями».

ИЗ строится по принципу «перевернутой пирамиды». В заголовке содержится основное сообщение о событии, в подзаголовке и лиде приводятся ключевые подробности, в основной части – еще более мелкие подробности и нюансы. Стало быть, теперь вы можете излагать все то, что не вошло в заголовок и лид, но показалось вам интересным на выставке. Конечно, не забываем, что ИЗ – это не полноценная статья, не репортаж, и тем более не фельетон или эссе, и по-прежнему соблюдаем краткость, нейтральность и информативность. Цифры, названия, даты обычно составляют как минимум 70-80 процентов текста ИЗ.

Что еще можно добавить? Конечно, в дополнение к ИЗ весьма желательны фотографии, а то и небольшой видеоролик. Недаром онлайн-СМИ еще называют мультимедийными. В наш век «клипового мышления» читатель вряд ли захочет продираться сквозь дебри умозаключений автора, потому и набирают популярность фоторепортажи, онлайн-экскурсии и другие базирующиеся на «картинке» публикации.

В заключение хочу оставить для тех, кто еще не видел, ссылку на краткий юмористический обзор основных жанров журналистики. Всем хорошего настроения и креатива!

Медиаграмотности и основам журналистики может научиться каждый. «Школа журналистики» приглашает вас пройти дистанционный курс «Практическая журналистика» по очень-очень доступной цене. Узнать больше и записаться можно на странице курс.журналистика-обучение.рф.

Занятие второе: Текст новости

Структура.

Схему, по которой строится новостной текст, называют перевёрнутой пирамидой.

Эта схема наглядно отражает важность структурных компонентов новости. Массивное основание, оказавшееся наверху – самая важная её часть. Она представлена заголовком и первым абзацем. Во втором абзаце размещается то, что не уместилось в первом. Третий абзац подбирает то, что осталось после первых двух. Четвертый еще больше места отводит на объяснения, его важность при редактуре минимальна и т.д. Такую новость удобно читать и редактировать.

Если пирамиду не переворачивать, то она покажет нам объём текста, приходящийся на разные части новости.

Перевернутой пирамиде обычно сопутствует лид – абзац, предваряющий новость и содержащий ответы на самые важные вопросы. Лиды особенно важны для новостей, сводящих воедино несколько сообщений. Абзацы, следующие за лидом, более подробно раскрывают содержащиеся в нём утверждения.

Главные вопросы.

Хороший новостной текст нельзя писать, как бог на душу положит. Он должен отвечать на основные вопросы.

Традиционно эти вопросы выражаются формулой 5W+H. Пять W это What? (Что), Who? (Кто?), Where? (Где?), When? (Когда?) и Why? (Почему?/Зачем?). H — это How?, то есть «Как?».

Читатель хочет знать ответы. Задача и работа журналиста — дать ему ответы, причем в форме связного текста. Хорошим можно считать такое начало текста, в котором снимается как минимум половина вопросов из формулы 5W+H. Бывает, что обстоятельства и доступные данные не позволяют ответить на тот или иной вопрос. В тексте обязательно надо об этом упомянуть – что, скажем, источник не был доступен для комментариев, или что точно неизвестно, когда было совершено ДТП. Отрицательная информация — тоже информация.

Подкрепив утверждения фактами, читателю также можно сообщить, кому выгодно происходящее, а кому нет; кто враг, кто союзник; к чему может привести сложившаяся ситуация.

При написании сложного текста помогает игра в Капитана Очевидность. Журналист берет информационный повод, выделяет из него ключевой факт, записывает и смотрит, на какие вопросы тот отвечает. Затем автор добавляет объяснения и факты до тех пор, пока все не станет абсолютно ясно.

Бэкграунд и контекст.

Передав новые факты, журналист берется за старые – подтягивает в текст все, что связано с информационным поводом и может быть полезно читателю. Все это подводит нас к понятию бэкграунда или, как его еще называют, бэка. Так называют справочную информацию, фон, предшествующую новости историю.

Где-то бэкграундом называют любую дополнительную информацию. Где-то (в частности, в информационных агентствах, где структура новости соблюдается особенно жестко) эти дополнительные абзацы делят на бэкграунд и контекст. Различие простое – бэкграундом в данном случае является справочная, например, биографическая или техническая информация. Контекстом же – события, с которыми связано данное.

Бэк обычно располагается не выше первых двух-трех абзацев новости, связывая новость с тем, что происходило или было известно раньше.

Бэк — это одна из тех вещей, которая делает работу новостника особенно интересной. Фактически, сухие строчки бэка позволяют управлять общественным мнением. Например, если Алексей Воробьёв получит премию «Грэмми», именно от бэка и контекста будет зависеть то, как воспримут это событие читатели вашего издания.

Факты, эмоции и порядок изложения.

Тут всё просто – бывает журналистика факта и журналистика мнения. Новости в подавляющем большинстве случаев – это журналистика факта. Новостному журналисту категорически запрещено явно выражать в тексте свое отношение к действующим лицам, а также творчески переосмысливать имеющиеся данные, придавая им определенную окраску.

Микрохарактеристики.

Охарактеризуйте действующих лиц и своего текста и, возможно, неодушевлённые предметы. Даже, если вам кажется это лишним – то, что хорошо известно вам, другие могут не знать:

Уроженец Тулы, певец и актёр Алексей Воробьёв.

iPhone — мобильный телефон Apple

Дизайн хорошей новости.

Хорошая новость как предмет обладает рядом свойств. Если этих свойств нет, их можно новости придать.

1. Сделайте ее привлекательной. Напишите хороший заголовок. Выберите интересный новостной повод.

2. Новость — одноразовый предмет. Читатели не привыкли использовать ее многажды. Хорошо написанное сообщение удовлетворяет интерес с первого раза и не требует перечитывания.

3. Разделите текст на связанные друг с другом части. Никто не потребляет новость залпом, одним огромным абзацем или, как говорят англичане, «стеной текста».

4. Дайте читателю возможность проверить источники. Оставьте на них в тексте дополнительные ссылки и указания. Широко используйте гиперссылки.

5. Избавьтесь в новостном тексте от длинных предложений. Поставляйте читателю информацию легко осмысливаемыми фрагментами. Подумайте, нельзя ли заменить запятые на точки.

Предложение из 8 слов читатель понимает в 100 процентах случаев, а из 28 – лишь в пятидесяти.

6. Пробегитесь по конструкциям-паразитам. В хорошо скомпонованной новости минимум вводных слов и оборотов. Посмотрите на свои тексты. Попытайтесь убрать приведенные словосочетания или обойдитесь без них, предложив замену.

3) таким образом;

6) кроме того/к тому же;

8) в частности/например/так.

Каждый элемент текста имеет свою значимость. Кавычки, выделение курсивом, полужирным начертанием должны быть обоснованы. Например, выделение жирным шрифтом в предыдущем предложении не имеет под собой никаких оснований. Его лучше убрать.

Есть простой способ анализа и проверки. Принцип называется

«чтобы что».

Пользоваться им просто. Намереваясь что-либо сделать, следует задать себе простой вопрос: «Я это делаю, чтобы что?». В половине случаев оказывается, что действие либо не имеет смысла, либо задачу можно решить проще/лучше.

Я решил не писать в новости бэкграунд, чтобы что?

Я решил не обращать внимание на некачественную картинку, чтобы что?

Я не вычитал текст, чтобы что?

Я взял работу на дом, но в субботу напился, а все воскресенье болел и держал в руках геймпад PlayStation 4 — чтобы что?

Прелесть этого выражения в том, что оно автоматически толкает человека на конструктивные действия. На вопрос «почему» можно ответить «потому». На «зачем» ответ простой — «затем». А вот «чтобы то» сказать нельзя, это не по-русски. Приходится не говорить, а делать.

Более подробно изучить тему, в частности, почитать о жанрах и форматах текстов можно в книге Александра Амзина «Новостная интернет-журналистика»

Вы так же можете ознакомиться с альтернативным взглядом на предмет.

Интересную информацию по теме можно почитать в Вики-новостях.

До изучения этой темы рекомендуется узнать, как пишутся заголовки и попрактиковаться.

Практическое задание по тексту новости:

Написать текст новости, взяв за основу события из предложенного видео.

— использовать принцип перевернутой пирамиды (написать заголовок и не менее трёх абзацев, включая лид)

— никакой отсебятины (только то, что есть на видео и любая связанная информация, если сможете найти в интернете)

— дату событий берём как «вчерашнюю» (т.е. каждый, пишущий новость, сообщает о событии, произошедшем в предыдущих сутках от даты написания комментария)

— главный герой новости – Туляк.

Всем, выполнившим задание бейдж в профиль (моё предложение). Ведь старания в учёбе должны поощряться.

Что означает формула «5W»?

Обсуждения-аналоги

Вопрос к специалистам: что означает формула «5W»? Вроде, она имеет отношение к журналистике.

Так обозначают вопросы: «Who/Кто?», «What/Что?», «Where/Где?», «Whеn/Когда?», «Why/Почему?».

Иногда, говорят: «5W + 1Н», имея в виду еще один вопрос: «How/Как?»

Впрочем, любые новомодные названия и комбинации восходят к серии вопросов древнеримского оратора и императора Марка Фавия Квинтиллиана: «Кто? Что? Где? Когда? Почему? Зачем? Кому выгодно?» и т.п.

Обычно, при подготовке материала, журналист,тем или иным способом, пытается ответить на подобные вопросы.

Иначе материал останется не понятен читателю. Более подробные системы вопросов по поводу: «Товара»;»Услуги»;»Информации»;»Эмоции»;»Героя» и т.п. Вы можете найти в программе «Приемы журналистики и public relations».

Если Вам нравится наш Форум, Вы можете поддержать его, отправив любую сумму (тогда выберите опцию «Спасибо за Форум»).

Вы также можете поддержать конкретное обсуждение и получить гарантированный ответ от наших специалистов (тогда выберите опцию «Прошу эксперта ответить в этой теме»).
Задайте Ваш вопрос здесь.

Правило 5w журналистика

Краткая характеристика информационных жанров журналистики

Группу информационных жанров журналистики характеризует оперативность в обработке информации, а также точность, краткость, ясность при ее подаче. Заметка, репортаж и отчет призваны быстро сообщить о событии, дать его в некоторых подробностях, назвать детали и основных действующих лиц. Интервью передает точку зрения компетентных и авторитетных людей по поводу события или проблемы, мнения очевидцев или участников события.

Простейшая форма оперативного сообщения, в основе которой лежит общественно значимый факт [Ворошилов 2000: 66]. Является основным жанром в информационных агентствах и на лентах новостей Интернет СМИ. В печатной периодике заметка – главный носитель новостной информации.

Заметка имеет следующую структуру: заголовок, подзаголовок (наличие подзаголовка зависит от манеры подачи информации в издании), лид (первый абзац журналистского текста, который несет в себе мощный информационный заряд) и основная часть (в которой сообщаются подробности и уточняются названные в лиде факты).

Для написания заметки следует ответить на 5 основных вопросов (формула «5w» в английской журналистике): Кто, Что, Где, Когда и Почему. Ответ на эти вопросы дает сжатое представление о событии.

Наиболее часто для написания заметки журналисты используют прямой информационный лид. Например, «Открытие фотовыставки «Мой Петербург» состоялось 25 октября в библиотеке ТюмГУ». Заметку также часто начинают с лида-цитаты (журналист начинает текст со слов известного лица, непосредственно связанного с событием), лида «немедленная идентификация» (герой новости известное лицо, которое совершает какие-либо действия), лида-вопроса (в данном случае дальнейший текст обязательно должен содержать ответ на поставленный в лиде вопрос).

1.Заметка никогда не начинается с цифры, начинать с цифры (Например, «25 октября в библиотеке ТюмГУ состоялось открытие фотовыставки «Мой Петербург») – совершать стилистическую ошибку. Лишь только в том случае, когда делается акцент на дате или времени происшествия, можно начинать материал с цифры.

2. Имя человека – героя публикации, участника события, эксперта и т.п. – пишется всегда перед фамилией.

3. Заметка не должна содержать более шести цифр, так как человеческий мозг может усвоить, запомнить только это небольшое число цифр, остальные останутся за гранью усваиваемости.

Хроника – информационное сообщение, объем которого одна-две фразы. Не имеет самостоятельного заголовка, публикуется в подборках, которые уже имеют заголовок.

Заметка – информационное сообщение, имеющее заголовок и дающее факт с некоторыми подробностями.

Расширенная заметка – информационное сообщение, которое содержит достаточно большое количество деталей события, дает факт с подробностями, мнениями компетентных лиц; возможно наличие мини-вывода.

Жанр журналистики, дающий оперативное наглядное представление о событии через призму мировоззрения автора, его участника или очевидца [Кройчик 2000: 142]. В основе репортажа лежит использование метода наблюдения, и, следовательно, присутствие журналиста на месте действия является обязательным. По сути дела, репортаж – это поэтапное фиксирование автором результатов своего наблюдения. Журналист, чтобы написать репортаж, должен следить за тем, как развивалось событие, определять ключевые моменты, фиксировать поведение людей, участников или очевидцев события.

Основные признаки жанра:

1. Наглядность (складывается из использования «сенсорных деталей»: звуков, красок, запахов).

2. Динамичность (поэтапное развитие действия, наличие фабулы, завязки, основного действия, кульминации и развязки).

3. Информативность (максимальная насыщенность деталями: выражения лиц, мимика, одежда участников, а также их речь и поведение; кроме того, журналист должен описать окружающую обстановку).

Грамотно написанный репортаж должен вызывать у читателя «эффект присутствия» (словно он находится в том месте, которое описывает автор) и «эффект соучастия» (читатель проникается эмоциями автора или героев репортажа). Репортаж – жанр фабульный, текст пишется обязательно от начала события к его завершению, время в репортаже дискретно, прерывистый его характер объясняется тем, что журналист останавливается на самых ключевых, знаменательных моментах.

Событийный – оперативно отражает общественно-значимое событие в хронологической последовательности. Самый распространенный вид.

Познавательный – в основе тема, которую освещает репортер. Это рассказ о жизни рабочего коллектива, научной лаборатории, НИИ и т.д. Оперативность подобных материалов бывает снижена. Появление этого вида репортажа связано с определенными событиями в обществе – памятными датами и т.д.

Проблемный – несет в себе элементы анализа события, авторские обобщения и выводы. Автор привлекает дополнительные сведения, цифры, документы, свидетельства.

Репортаж с экспериментом – несет в себе интригу, так как журналист моделирует ситуацию, которая позволит ему узнать что-либо, проверить реакцию людей в неожиданном положении и т.д. При этом участники эксперимента не знают, что стали объектом изучения. Как правило, в эксперименте журналист «меняет профессию», становится на время охранником, дворником и т.д. Задача автора – наглядно зафиксировать ход эксперимента и его результат.

Отчет выделяется как отдельный жанр на основании предмета отображения. Он представляет собой развернутое информационное сообщение о событии сферы слухоговорения (конференции, заседания, симпозиумы, семинары, собрания и пр.), т.е. о том событии, на котором совершается большой обмен информацией.

В отчете должны быть изложены основные темы, положения и идеи докладов, речей, выступлений лиц, принимающих участие в обсуждении. В качестве деталей выступают отдельные реплики, реакции слушателей на выступление (аплодисменты, дискуссия и т.д.). Отчету свойственна предельная документальность и близость к словам говорящих, а также определенная сухость слога. Одно из главных требований к автору отчета – точность передачи сути высказываний говорящих. Журналист может использовать как прямую речь, цитаты, косвенную речь, так и на основе полученных из доклада сведений написать текст.

Прямой информационный отчет – воспроизводит событие в хронологическом порядке. Журналист подробно отражает происходящее, ничего не комментируя. Однако его позиция может выражаться в акцентировании внимания на определенных деталях, например, доклады некоторых лиц могут быть более детализированы.

Аналитический отчет
– рассказывая о событии, журналист сообщает подробности с некоторыми комментариями. Для этого он имеет право привлекать дополнительные сведения, факты, цифры, мнения, вычленяя наиболее актуальные проблемы, затронутые в выступлениях рассказчиков.

Тематический отчет – нарушает хронологический порядок события, автор выбирает доклады, связанные одной-двумя темами, проблемами, отказывается от побочных деталей и уделяет внимание выступлениям людей, затронувших выбранную им тему.

4.5. Интервью

Представляет собой разговор журналиста с одним человеком или несколькими людьми по какому-либо общественно значимому поводу [Грабельников 2001: 218]. Публикуется обычно в форме вопросов и ответов, но возможны монологическая форма (вопрос задан в лиде, весь остальной текст – сплошной ответ интервьюируемого) или специфическая форма подачи, например, в интервью журнала «Эсквайр» специально опущены заданные вопросы, в тексте приводятся только ответы.

В задачи журналиста, берущего интервью, входит: 1) выявить точку зрения собеседника по обсуждаемому вопросу (вопросам); 2) рассказать о собеседнике, создать его психологический портрет.

Технология создания интервью предполагает стадию подготовки (создание вопросника, проработку хода будущей беседы), собственно разговора (следует учитывать психологический, этический и социальный факторы) и написание текста (обязательна вычитка окончательного варианта текста интервьюируемым).

Виды интервью по А.А. Грабельникову [Грабельников 2001: 219]:

Интервью-диалог
– беседа в форме вопросов и ответов. Самый распространенный вид. Журналист, наряду с основными вопросами, задает собеседнику уточняющие, получает информацию о значительном факте.

Интервью-монолог – выглядит в форме ответа интервьюируемого на вопрос корреспондента, поставленный в начале текста.

Интервью-портрет
– на первый план выходит создание портрета интервьюируемого. В тексте появляются элементы биографии, присутствуют мнения героя по различным темам. Автор, посредством разнообразных вопросов, раскрывает личность человека.

Интервью-беседа – журналист ведет беседу с человеком на равных. Предмет разговора – проблемная актуальная ситуация, выход из которой следует найти в процессе разговора. Журналист не только получает от собеседника информацию, но и сам высказывает свое мнение. Возможен спор. Обратные вопросы.

Коллективное интервью – представление о мнении нескольких людей по тем или иным вопросам.

Анкета – массовый вид интервью, заочная беседа. Вопросы задаются на газетном листе, автор изучает поступившие в редакцию ответы и пишет текст. Иногда в издании существует рубрика «Анкета», в которой герой отвечает на стандартный набор вопросов.

Блиц-опрос – целью является получение мнений людей различного социального статуса по одному актуальному вопросу.

Резюме страницы: В этой статье мы узнали об информационных жанрах журналистики, которые являются основополагающими в современных СМИ. Мы перечислили основные информационные жанры, а также охарактеризовали их виды.

Еще по теме:

  • Следственный комитет базарно-карабулакского района Следственного комитета РФ Главная Приволжский федеральный округ Саратовская область Следственными органами Следственного комитет РФ по Саратовской области организовано проведение доследственной проверки по факту гибели на пожаре, произошедшем в частном […]
  • Пособие охотника Инвентарь охотника-капканщика Пособие 1957г Носить и перевозить капканы нужно в таре, не имеющей никакого постороннего запаха. Для ношения небольшого количества капканов можно сшить из толстой холстины простой наспинный мешок с двойным слоем холста на задней […]
  • Детские пособия на 5 ребенка Детские пособия Какие пособия получает женщина в России при рождении ребенка в 2018 году? Общий их перечень на федеральном уровне установлен законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Другими законами […]
  • Приказ о пропусках занятий Аналитический итоговый приказ о проверке учета посещаемости Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок» Об итогах работы педколлектива по учету посещаемости занятий в 1 полугодии 2016 – 2017 учебного года Согласно годовому плану работы школы […]
  • Вид на жительство постоянное проживание Есть ли постоянный вид на жительство в России Очень часто можно встретить фразу «постоянный вид на жительство». Однако существует ли вообще такое понятие в России? Мигрантам, для которых важна каждая крупица информации, важно понимать все тонкости […]
  • Правила по усыновлению Требуется мама Им нужна мама Анастасия З. 16 лет Никита С. 4 года 9 месяцев Наталья Г. 17 лет 9 месяцев Максим В. 5 лет 10 месяцев Андрей К. 14 лет 2 месяца Саша З. 5 лет 7 месяцев Александр Т. 7 лет 5 месяцев Владислав П. 13 лет 5 […]
  • Статье получение гражданства рф Получение гражданства РФ в упрощенном порядке — перечень необходимых документов Законодательством установлено право на получение гражданства РФ в упрощенном порядке в РФ. Такое право доступно для некоторых категорий иностранцев и лиц без гражданства другого […]
  • Ряховский адвокат Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Реновация жилья Мониторинг на выборах Увековечение памяти жертв репрессий Члены Совета Рекомендации по итогам выездного заседания Совета в […]