Определение ликвидация чс

Технология ликвидации чрезвычайных ситуаций ( ЧС )

Технология ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) – это совокупность способов, приемов, основных и вспомогательных операций по ликвидации ЧС, выполняемых в определенной последовательности с использованием необходимых технических средств и материалов силами специалистов требуемой квалификации в определенные сроки. Т.л. ЧС в зависимости от масштабов и объемов аварийно-спасательных и других неотложных работ, применяемых типов технических средств, количества задействованных специалистов (спасателей), а также от ряда различных условий включают множество групповых, типовых, специальных и других технологических процессов. Совокупность технологических операций, выполняемых планомерно и последовательно во времени и пространстве, является технологическим процессом. Технологические процессы подразделяются:

  • по степени унификации – на специальные, единичные, типовые, групповые;
  • по уровню использования достижений науки и техники – на рабочие, перспективные;
  • по стадии разработки и нормативности – на проектные, временные, стандартные;
  • по детализации описания – на маршрутные, маршрутно-операционные и операционные.
  • Основным элементом нормирования, производственного планирования, учета труда и материалов, а также времени работы оборудования, операторов, спасателей является технологическая операция. Технологическая операция – это законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте с одним и тем же объектом. При этом под технологический переходом понимается законченная часть технологической операции, осуществляемая с помощью одних и тех же средств технологического оснащения и при постоянных технологических параметрах. Все действия спасателя, совершаемые в процессе технологического перехода, подразделяются на отдельные приемы, т.е. совокупности действий, законченных на данном переходе или на его части и объединенных одним целевым назначением.

    Т.л. ЧС отражается в системе стандартизированной технологической документации, разрабатываемой при планировании и подготовке к проведению мероприятий по ликвидации ЧС, а также при оценке рациональности технологии в ходе ее проведения. В систему технологической документации входят:

  • технологические карты и карты производственных процессов;
  • регламенты;
  • нормативы трудоемкости;
  • материальные нормативы;
  • ГОСТы;
  • ТУ по технологии ведения АСДНР;
  • инструкции по технике безопасности;
  • справочники;
  • наставления и руководства;
  • методики расчета сил, средств, критериев оценки и т.д.;
  • технологии ремонта и восстановления технических средств; инструкции по эксплуатации технических средств.
  • Технологические карты регламентируют средства технологического обеспечения, правила выполнения технологических процессов при проведении работ на рабочей площадке и предназначены для использования при разработке проектов выполнения работ путем повышения их технического уровня за счет обобщения и систематизации вариантов производства работ, упорядочения их номенклатуры и содержания. Технологические карты устанавливают:

  • способы проведения работ со схемами расстановки аварийно-спасательных средств;
  • перечень технологических операций и затраты труда на их выполнение;
  • продолжительность технологического процесса;
  • меры обеспечения безопасности работ;
  • расход материально-технических ресурсов.
  • Их разрабатывают по видам работ на технологические процессы, выполнение которых обеспечивает какой-либо конкретный результат:

  • локализацию аварии на коммунально-энергетической сети;
  • деблокирование пострадавшего, находящегося в завале из обломков строительных конструкций;
  • эвакуацию пострадавших на пункт сбора (в лечебные учреждения) и т.п.
  • Состав технологической карты:

  • область применения;
  • калькуляция затрат труда, машинного времени и стоимости работы средств механизации;
  • график производства работ на типовой единичный объем (измеритель) их выполнения;
  • материально-технические ресурсы;
  • техника безопасности;
  • фасетный (табличный) классификатор факторов.
  • При составлении типовой технологической карты используют такую единицу измерения объема работ, которая учитывала бы особенности технологического процесса, состав применяемых сил и средств, сложность и повторяемость технологических операций, их многообразие, цикличность процессов проведения работ. Целью ее использования является необходимость выразить численно общий объем предстоящих работ и время их выполнения с тем, чтобы обосновать рациональную технологию и организацию проведения работ.

    При планировании, подготовке и проведении работ по ликвидации ЧС, прогнозировании возможных результатов проведения работ на объекте применяются карты производственных процессов, которые призваны повысить качественный уровень принимаемых руководителями работ организационно-технологических решений. Карты производственных процессов устанавливают:

  • способы проведения работ на объекте со схемами расстановки аварийно-спасательной и другой техники, оборудования, инструмента и приспособлений;
  • состав привлекаемых сил и средств;
  • основные нормативно-технические показатели производственного процесса;
  • мероприятия по обеспечению безопасности работы.
  • Состав карты производственного процесса:

  • область применения карты и характеристика внешних условий ведения работ;
  • состав и оснащение привлекаемых подразделений;
  • организация и технология выполнения работ;
  • нормативно-технические показатели;
  • обеспечение безопасности при ведении работ.
  • В карту закладывается возможность учета фактических значений нормативно-технических показателей и корректировки на этой основе ранее принятых организационно-технологических решений. Привязка карты производственного процесса к конкретным объектам и условиям проведения работ состоит в определении расположения рабочих мест на объекте работ, реальных объемов работ, рациональных способов (процессов) производства работ на каждом рабочем месте, необходимого количества технических средств соответствующих типов, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах, уточнении графической схемы производства работ и местонахождения элементов инфраструктуры объекта проведения работ и соответствия фактическим размерам и расположению на местности его элементов. Привязка к местным условиям производится в следующем порядке:

    • рассмотрение материалов карты и заполнение карточки оценки состояния объекта проведения работ и окружающей среды;
    • проверка соответствия исходных данных (рекомендуемых способов ведения работ, типа единичного объема (измерителя), общих объемов работ, норм времени на их выполнение, типов и марок технических средств, состава привлекаемых специалистов и т.д.), принятому варианту;
    • определение и корректировка объемов предстоящих работ применительно к избранным способам их ведения;
    • перерасчет и уточнение значений нормативно-технических показателей выполнения работ на отдельных рабочих местах и объекте в целом;
    • оформление общей схемы производства работ, а также схем, изображающих технический порядок применения наиболее сложных способов выполнения работ на отдельных рабочих местах с конкретной привязкой технических средств.
    • При привязке составляются дополнительные рекомендации по технологии и организации выполнения работ, указываются возможные ограничения их области применения. См. также Авиационно-спасательные технологии.

      Источники: Технология и технические средства ведения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ. Одинцов Л.Г., Парамонов В.В. –М., 2004; Методические рекомендации по разработке типовых технологических карт и карт производственных процессов АСР. –М., 1999; Одинцов Л., Чумак С. Основные понятия технологии. Система технологической документации по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в МЧС России. Гражданская защита. № 1. Январь, 2002.

      Вам также может быть интересно:

      Загрузка файлов доступна только зарегистрированным пользователям.

      Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь . Закрыть ×

      Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ( РСЧС )

      Наиболее ярко выражены две целевые функции РСЧС:

    • предупреждение возникновения и снижение размеров ущерба от ЧС;
    • ликвидация чрезвычайных ситуаций.
    • В основу создания РСЧС были положены следующие принципы:

      • защите от чрезвычайных ситуаций должно подлежать все население РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, а также территория, объекты экономики, материальные и культурные ценности РФ;
      • организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций является обязательной функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
      • при формировании системы должен соблюдаться комплексный подход, предусматривающий учет всех видов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, всех стадий их развития, а также всех возможных мер по противодействию им и требуемого для этого состава участников;
      • система должна строиться с учетом признания «ненулевого риска», т.е. факта невозможности исключить риск возникновения чрезвычайных ситуаций во всех случаях потенциальных угроз, отдания предпочтения превентивной безопасности, предусматривающей прежде всего профилактическую работу, максимально возможное снижение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций.
      • В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» основными задачами РСЧС являются:

      • разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
      • обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
      • сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
      • осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
      • Структура (схема) и уровни РСЧС

      • межрегиональный;
      • муниципальный;
      • объектовый.
      • На каждом уровне системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

        РСЧС состоит из двух подсистем . Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Звенья (муниципальный уровень) создаются в муниципальных образованиях (район, населенный пункт) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий.

        Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем и муниципальных звеньев определяются положениями о них, утверждаемыми соответствующими руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по согласованию с вышестоящими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, федеральных службах, федеральных агентствах и организациях РФ для организации работ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. Задачи, организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС России.

        Органы управления РСЧС

        Координационными органами РСЧС являются:

      • на объектовом уровне – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
      • На межрегиональном уровне в пределах соответствующего федерального округа функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации, взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.

        Координационные органы управления РСЧС создаются на 4-ех уровнях: Федеральном, региональном, муниципальном, объектовом.

        Основными задачами КЧС в соответствии с их компетенцией являются:

      • обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций;
      • Иные задачи могут быть возложены на соответствующие КЧС решениями Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

      • на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления;
      • центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
      • единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
      • Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток. Перечень сил постоянной готовности федерального уровня утверждается Правительством РФ по представлению МЧС России, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и организациями. Перечень сил постоянной готовности территориальных подсистем утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с МЧС России. Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

        Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:

      • по решению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.
      • Привлечение профессиональных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций за пределами территории РФ осуществляется по решению Правительства РФ в соответствии с нормами международного права на основе международных договоров РФ. Общественные аварийно-спасательные формирования могут участвовать в соответствии с законодательством РФ в ликвидации чрезвычайных ситуаций и действуют под руководством соответствующих органов управления единой системы. Специально подготовленные силы и средства ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны, привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом РФ. Силы и средства органов внутренних дел РФ, включая территориальные органы, применяются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

        Силы и средства для ликвидации чрезвычайных ситуаций используются по эшелонам. Всего их 3.

        Если силы и средства первого эшелона не способны справиться с ликвидацией чрезвычайной ситуации, то привлекаются силы и средства второго эшелона: подразделения спасательных воинских формирований и поисково-спасательной
        службы МЧС России; ведомственные и территориальные аварийно-спасательные формирования постоянной готовности; специализированные подразделения экстренной медицинской помощи. Срок их прибытия – не более трех часов.

        Если силы и средства второго эшелона не способны справиться с ликвидацией чрезвычайной ситуации, то в третьем эшелоне принимают участие: спасательные воинские формирования и подразделения поисково-спасательной службы МЧС
        России; ведомственные и территориальные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования; соединения и воинские части Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований; специализированные подразделения строительно-монтажных организаций и др. Срок их прибытия – от трех часов до нескольких суток.

        Как правило, ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами того объекта, звена территориальной и функциональной подсистем РСЧС, на территории или объектах которых они возникли. Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что соответствующая комиссия по чрезвычайным ситуациям, ее силы и средства не могут справиться с локализацией и ликвидацией чрезвычайной ситуации, то она обращается за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям.

        Управление РСЧС

        Решая задачи по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, РСЧС является важным элементом системы национальной безопасности страны.

        1. Разработка предложений по государственной политике в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и организация ее реализации. РСЧС осуществляет эту функцию, объединив органы управления, силы и средства страны, в компетенцию которых входит решение этих проблем. Ведущая роль РСЧС в реализации государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проявляется в разработке и осуществлении государственных целевых программ по наиболее важным вопросам в данной области;
        2. Управление функционированием РСЧС. Руководящий орган РСЧС – МЧС России, наделено функцией координации деятельности органов государственного управления и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В подсистемах и звеньях РСЧС эту функцию выполняют органы управления ГОЧС и КЧС;
        3. Осуществление контроля. Контроль в РСЧС осуществляется с целью обеспечения соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями законодательных, нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и устранения фактов их нарушения. Контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является специальным видом контроля и на федеральном уровне осуществляется МЧС России (при необходимости — совместно с федеральными надзорными органами, государственными надзорными и контрольными органами других федеральных органов исполнительной власти или их структурными подразделениями);
        4. Обучение, включающее в себя подготовку и повышение квалификации специалистов РСЧС, а также обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях. Это обязательная функция органов управления РСЧС всех уровней. Порядок подготовки специалистов РСЧС и обучения населения предусматривает разработку учебных программ, организацию проведения занятий, их материально-техническое обеспечение. Этот порядок определяется Правительством РФ. Ответственность за подготовку специалистов РСЧС и обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях несут руководители учебных заведений, организаций и органов управления ГОЧС;

        Итоги деятельности РСЧС за 2016 год

        ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

        EdwART. Термины и определения по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности. Словарь , 2010

        EdwART. Словарь экологических терминов и определений , 2010

        Смотреть что такое «ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ» в других словарях:

        Ликвидация чрезвычайной ситуации — аварийно спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

        ликвидация чрезвычайной ситуации — ликвидация ЧС Аварийно спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных… … Справочник технического переводчика

        ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ — Аварийно спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также… … Словарь бизнес-терминов

        Ликвидация чрезвычайной ситуации — аварийно спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайной ситуации и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также… … Словарь юридических понятий

        ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ — аварийно спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайной ситуации и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также… … Словарь понятий и терминов, сформулированных в нормативных документах российского законодательства

        Ликвидация чрезвычайной ситуации — АСДНР, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение V здоровья людей, снижение размера ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

        ликвидация чрезвычайной ситуации; ликвидация ЧС — 3.1.13 ликвидация чрезвычайной ситуации; ликвидация ЧС: По ГОСТ Р 22.0.02. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

        ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ — Аварийно спасительные и другие неотложные мероприятия, проводимые при возникновении чрезвычайной ситуации и направленные на сохранение жизни и здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на… … Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности зданий и сооружений

        Ликвидация последствий чрезвычайной ситуации — действия по проведению аварийно спасательных, аварийно восстановительных и др. неотложных работ в зоне ЧС по устранению непосредственной опасности. Восстановление объектов экономики и территорий, пострадавших в результате ЧС, в компетенцию… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

        аварийно-восстановительные работы в чрезвычайной ситуации — аварийно восстановительные работы в ЧС Первоочередные работы в зоне чрезвычайной ситуации по локализации отдельных очагов разрушений и повышенной опасности, по устранению аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных… … Справочник технического переводчика

        ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

        Ликвидация чрезвычайных ситуаций является целевой функцией РСЧС, важнейшим направлением деятельности ее органов управления и сил.

        В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» под ликвидацией чрезвычайных ситуаций понимаются аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

        Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) представляют собой совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации, заключающихся в спасении и оказании помощи людям, локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения.

        Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» определяет составные части этих работ раздельно: аварийно-спасательные работы — это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов; неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций — это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

        Однако в реальных условиях отделить аварийно-спасательные работы от других неотложных работ затруднительно, причем для значительной части работ их различие оказывается чисто условным. Поэтому в практике аварийно-спасательного дела и закрепился общий термин, установленный Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», — аварийно-спасательные и другие неотложные работы.

        Успех проведения мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ достигается:

        — заблаговременной подготовкой органов управления, сил и средств РСЧС к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации;

        — экстренным реагированием РСЧС на возникновение чрезвычайной ситуации, организацией эффективной разведки, приведением в готовность органов управления, сил и средств, своевременным выдвижением их в зону чрезвычайной ситуации, развертыванием системы управления, необходимых сил и средств;

        — принятием решения на ликвидацию чрезвычайной ситуации и последовательным претворением его в жизнь;

        — непрерывным и устойчивым управлением работами (их планирование, координация, контроль) и тесным взаимодействием участников ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в ходе работ;

        — непрерывным ведением аварийно-спасательных и других неотложных работ, при необходимости и возможности днем и ночью, в любую погоду до полного их завершения с применением способов и технологий, обеспечивающих наиболее полное использование возможностей аварийно-спасательных формирований;

        — неуклонным выполнением участниками работ установленных режимов работы и мер безопасности, своевременной сменой формирований в целях восстановления их работоспособности;

        — организацией бесперебойного и всестороннего материально-технического обеспечения работ, жизнеобеспечения населения и участников работ, оказанием им психологической помощи.

        Заблаговременная подготовка в стране к ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций организуется и проводится федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, установленными Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на основе соответствующих программ и планов.

        Принципиальное значение имеет положение о разграничении полномочий федеральных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в вопросах предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Оно напрямую вытекает из положений Конституции Российской Федерации и предполагает обязанности и взаимную ответственность всей вертикали государственной власти за состояние безопасности населения на подведомственных территориях, определяет уровни реагирования на чрезвычайные ситуации.

        Основными заблаговременными мероприятиями, обеспечивающими создание действенных предпосылок для успешной ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций, являются:

        — подготовка должностных лиц, органов управления, формирований и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

        — создание группировок сил, нацеленных на защищаемые территории;

        — проведение необходимого технического оснащения органов управления и сил РСЧС;

        — поддержание в готовности органов управления, сил и средств РСЧС;

        — создание резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

        — планирование действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организация взаимодействия между подсистемами и звеньями РСЧС;

        — осуществление постоянного контроля за обстановкой в стране (регионе, на территории субъекта Российской Федерации), связанной с чрезвычайными ситуациями.

        Расшифровка и определение РСЧС

        Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) – это система, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

        РСЧС создана в 1995 году в соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 года № 1113 (утратило силу) после принятия Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на базе образованной ранее Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (постановление Правительства РСФСР от 18.04.1992).

        Принципы, заложенные в основу создания РСЧС

      • реализация мероприятий по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций должна осуществляться с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственности между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;
      • организационная структура системы должна соответствовать государственному устройству РФ и решаемым задачам;
      • Задачи РСЧС

      • осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
      • подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
      • прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
      • создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций;
      • реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
      • международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
      • Организационная структура РСЧС состоит из (см. схему) территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:

      • федеральный;
      • региональный;
      • К федеральному уровню относятся органы управления, силы и средства центрального подчинения федеральных органов исполнительной власти. Межрегиональный уровень РСЧС образован за счет районирования территории РФ по 6 округам. В составе РСЧС образованы: Центральный (г. Москва), Северо-Западный (г. Санкт-Петербург), Южный (г. Ростов-на-Дону), Приволжско-Уральский (г. Екатеринбург), Сибирский (г. Красноярск) и Дальневосточный (г. Хабаровск) округа. Каждый округ охватывает территории нескольких субъектов РФ. К региональному уровню относятся органы исполнительной власти, силы и средства субъектов РФ с элементами функциональных подсистем, дислоцированных на их территориях. Муниципальный уровень охватывает территории муниципальных образований, а объектовый – территорию предприятия, учреждения, организации. Каждый уровень РСЧС имеет координационные органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

      • на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;
      • на региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ;
      • на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
      • Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями. Компетенция КЧС, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании. КЧС федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.

        На региональном уровне постоянно действующими органами управления РСЧС являются ГУ МЧС России.

      • разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
      • координация деятельности органов управления и сил единой системы;
      • рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном федеральным законом.
      • Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:

      • на федеральном уровне – МЧС России, подразделения федеральных органов исполнительной власти, для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
      • на межрегиональном уровне – региональные центры ГОЧС МЧС России;
      • на региональном уровне – главные управления МЧС России по субъектам РФ;
      • на объектовом уровне – структурные подразделения или работники организаций, уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
      • Постоянно действующие органы управления РСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами. Органами повседневного управления РСЧС являются:

      • центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
      • центры управления в кризисных ситуациях органов управления ГОЧС, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
      • Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

        Силы и средства РСЧС

        К силам и средствам РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Состав сил и средств единой системы определяется Правительством РФ. В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее – силы постоянной готовности).

        Координацию деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, общественных объединений, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ и действующих на всей или большей части территории РФ, а также всех видов пожарной охраны осуществляет в установленном порядке МЧС России. Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях субъектов РФ осуществляют в установленном порядке главные управления МЧС России по субъектам РФ. Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях муниципальных образований осуществляют органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления.

      • в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях;
      • в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;
      • Эшелонирование сил и средств РСЧС

        В первом эшелоне принимают участие: ведомственные аварийно- спасательные формирования (газо- и горноспасатели); противопожарные подразделения; подразделения медицинской скорой помощи; подразделения постоянной готовности
        спасательных воинских формирований и дежурные подразделения поисково- спасательной службы МЧС России. Срок их прибытия в район бедствия – не более 30 мин. Основные задачи сил и средств: локализация чрезвычайных ситуаций,
        тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание медицинской помощи пострадавшим.

        Основные задачи: проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, радиационная и химическая разведка, локализация радиоактивных загрязнений, химических и биологических заражений, жизнеобеспечение пострадавшего
        населения, оказание специализированной медицинской помощи.

        Основные задачи: радиационный и химический контроль, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановление первичного жизнеобеспечения в районах бедствия (подача воды, электроэнергии, тепла, восстановление транспортных коммуникаций и т. п.).

        Управление РСЧС осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил РСЧС и населения. Информационное обеспечение в РСЧС осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.

        При нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий и пожаров РСЧС функционирует в режиме повседневной деятельности. В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера решением руководителя органа исполнительной власти в пределах соответствующей конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС: режим повышенной готовности – при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций; режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

        Основные направления деятельности РСЧС

      • Производственная деятельность, которая заключается в том, что РСЧС проводит практические работы по профилактическим мероприятиям, направленным на предупреждение чрезвычайных ситуаций, уменьшение их масштабов, снижение потерь и ущерба от них, а также осуществляет аварийно-спасательные и других неотложные работы в ходе ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций. Это направление деятельности РСЧС реализуется ее органами управления, силами и средствами;
      • Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности РСЧС.
      • Источники: Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Собрание законодательства РФ. 1994. №35. Cт. 3648; Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Там же. 2004. №2. Cт. 121; Безопасность России: Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты: Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. –М., 1999; От МПВО к гражданской защите: Исторический очерк (Глава III). Под редакцией С.К. Шойгу. –М., 1998.

        Итоги деятельности РСЧС за 2017 год

        Еще по теме:

        • Статьи о праве наследства Статьи о праве наследства Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная […]
        • Сфера деятельности в резюме юриста Резюме юриста. Образец резюме юриста При написании резюме юриста, юрисконсульта, помощника юриста, помимо образования и опыта работы, должное внимание следует уделить ключевым навыкам и личным качествам. Профессиональные ключевые навыки юриста для резюме […]
        • Госпошлина квартира покупка Размер госпошлины при покупке квартиры Приобретение жилой площади – сделка, при осуществлении которой необходимо учитывать множество нюансов. К примеру, не оплатив государственную пошлину, договор не будет зарегистрирован, не будет проведена […]
        • Письмо жалоба на жкх Как разрешить конфликт с управляющей компанией : жалоба на ЖКХ (образец жалобы). Как составить претензию? Проблемы с отоплением, водоснабжением и другими коммунальными услугами могут коснуться каждого жителя многоквартирного дома. Коммуникации изношены, […]
        • Ндс-наименование налога Ндс-наименование налога Среди многообразия налогов и сборов, предназначенных для обязательного исчисления субъектами хозяйственной деятельности, НДС занимает особенное место. Специфика этого налога состоит и в сложности его правильного расчета, и в […]
        • Расчет пенсии крайнего севера Северная пенсия: что ожидать северянам в текущем году На Севере России пенсионеры действительно богаче. И это справедливо! Чем сложнее труд — тем больше за него должны платить. В том числе — при выходе на заслуженный отдых. При этом действует и «скидка» на […]
        • Белорусская адвокат Адвокат по жилищным вопросам Собственность через суд Выселение из квартиры собственником Выселение из квартиры Служебное жилье в Москве Помощь юриста по жилищным вопросам Центральная коллегия адвокатов (офис у м. Белорусская) предлагаем помощь в […]
        • Как оформить страницу услуги Как оформить страницу «Услуги»: на примере 14 компаний из разных сфер бизнеса Время чтения: 6 минут Нет времени читать? Нет времени? Интернет-магазины продают товары, которые можно посмотреть в разных ракурсах, покрутить-повертеть в 3D, узнать о них […]