Квалификационные коллегии судей полномочия

7. Квалификационные коллегии судей: их полномочия, порядок формирования и состав

Полномочия квалификационных коллегий судей:

рассматривают заявления лиц, претендующих на соответствующую должность судьи, и с учетом квалификационного экзамена дают заключения о рекомендации данных лиц на должность судьи либо об отказе в такой рекомендации;

утверждают состав экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена у кандидатов на должность судьи соответствующего суда;

объявляют в СМИ об открытии вакантных должностей председателей, их заместителей, а также судей соответствующих федеральных судов; организуют проверку достоверности биографических и иных сведений, представленных кандидатами на вакантные должности;

приостанавливают, возобновляют либо прекращают полномочия, а также прекращают отставку судей соответствующих федеральных судов;

осуществляют квалификационную аттестацию судей и присваивают судьям квалификационные классы;

рассматривают вопросы, связанные с неприкосновенностью судей (дают согласие на возбуждение уголовного дела в отношении судьи, с согласия квалификационной коллегии судей исполняется решение об избрании в отношении судьи меры пресечения в виде заключения под стражу);

осуществляют иные полномочия.

Порядок формирования квалификационных коллегий судей

Квалификационные коллегии судей формируются из числа судей федеральных судов, судей субъектов РФ, представителей общественности и представителей Президента РФ.

В состав Высшей квалификационной коллегии РФ входит 29 членов коллегии. Нормы представительства от судей федеральных судов определены в ст. 11 ФЗ «Об органах судейского сообщества».

Судьи в состав Высшей квалификационной коллегии избираются тайным голосованием на Всероссийском съезде судей.

Десять представителей общественности в состав Высшей квалификационной коллегии судей назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Представитель Президента назначается Президентом РФ.

Высшая квалификационная коллегия формируется на 4 года.

Порядок формирования квалификационных коллегий судей субъ-

Нормы представительства судей от федеральных судов и судов субъектов определяются в ч. 4 ст. 11 ФЗ «Об органах судейского сообщества». Судьи в состав квалификационной коллегии субъекта РФ избираются тайным голосованием на конференции судей.

В состав квалификационных коллегий не могут быть избраны председатели и заместители председателей судов. Судья не может быть избран одновременно в Совет судей и квалификационную коллегию судей одного уровня, а также не может быть членом квалификационных коллегий судей разных уровней.

В состав квалификационных коллегий судей субъектов РФ входят также семь представителей общественности, которые назначаются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ и представитель Президента, который назначается Президентом.

Представителями общественности в квалификационных коллегиях судей могут быть граждане РФ, достигшие 35 лет, имеющие высшее юридическое образование, не совершившие порочащих их поступков, не занимающие государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы, не являющиеся руководителями организаций и учреждений, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также адвокатами и нотариусами.

Представителями Президента РФ в квалификационных коллегиях судей могут быть граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование, не совершившие порочащих поступков.

Представитель общественности, представитель Президента в квалификационных коллегиях судей при осуществлении своих полномочий должны избегать всего того, что могло бы умалить авторитет судебной власти или вызвать сомнения в их объективности и беспристрастности.

Если они совершили порочащий поступок или же систематически не исполняют обязанности члена квалификационной коллегии судей, их полномочия могут быть досрочно прекращены соответственно органами, которыми они назначены.

Экзаменационные комиссии. При соответствующих квалификационных коллегиях судей образуются экзаменационные комиссии из числа наиболее опытных судей. В состав могут также входить ученые правоведы и преподаватели по юридическим дисциплинам.

Количественный состав экзаменационной комиссии устанавливается соответствующей квалификационной коллегией судей. Также соответствующей квалификационной коллегией судей утверждается персональный состав экзаменационной комиссии.

В состав экзаменационной комиссии входят: председатель, его заместитель (заместители), секретарь, члены экзаменационной комиссии.

Квалификационные коллегии судей

1. Виды квалификационных коллегий судей:

высшая квалификационная коллегия судей РФ;
квалификационные коллегии судей субъектов РФ.
квалификационные коллегии судей формируются из числа судей федеральных судов, судей судов субъектов РФ, представителей обшественности, представителей Президента РФ. Высшая квалификационная коллегия судей РФ формируется в количестве 29 членов.
Члены коллегии из числа судей избираются по следующим нормам представительства:

• судей Верховного Суда РФ — два судьи;
• судей Высшего Арбитражного Суда РФ — два судьи;
• судей федеральных арбитражных судов округов — три судьи;
• судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов — четыре судьи;
• судей арбитражных судов субъектов РФ — четыре судьи;
• судей окружных (флотских) военных судов — три судьи;
О членов коллегии — представители общественности назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ;
•один член коллегии — представитель Президента РФ назначается Президентом РФ.

2. Судьи в состав Высшей квалификационной коллегии судей РФ избирают-;я тайным голосованием на съезде делегатами съезда от соответствую-цих судов из своего состава на раздельных собраниях делегатов. Избранными считаются судьи, получившие наибольшее количество голосов делегатов съезда, принявших участие в голосовании, при условии, что в голосовании принимали участие более половины делегатов съезда от соответствующих судов. Избрание судей в состав Высшей квалификационной коллегии вместо выбывших в период между съездами производится Советом судей РФ.
Квалификационная коллегия судей субъекта РФ формируется по следующим нормам представительства:
от судей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа — два судьи;

• от судей арбитражного суда субъекта РФ — пять судей;
• от судей гарнизонных военных судов — один судья;
• от судей районных судов — три судьи;
• от судей конституционного (уставного) суда субъекта РФ — один судья;
• от мировых судей — один судья;
• 7 представителей общественности;
•один представитель Президента РФ.

Представитель Президента РФ в квалификационной коллегии судей субъекта РФ назначается Президентом РФ.
Членами квалификационных коллегий судей не могут быть председатели судов и их заместители. Судья не может быть избран одновременно в совет судей и квалификационную коллегию судей одного уровня, а также не может быть членом квалификационных коллегий судей разных уровней. Член квалификационной коллегии судей не может быть избран на должность председателя или заместителя председателя квалификационной коллегии судей более двух раз подряд.

3. Полномочия квалификационных коллегий судей. Высшая квалификационная коллегия судей РФ:

• рассматривает заявления кандидатов на должности Председателя Верховного Суда РФ, Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, их заместителей и представляет Президенту РФ свои заключения, а также заявления кандидатов на должности председателей, заместителей председателей других федеральных судов (за исключением районных судов), судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, окружных (флотских) военных судов;
• объявляет в СМИ об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, окружных (флотских) военных судов;
• приостанавливает, возобновляет либо прекращает полномочия, а также прекращает отставку председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, окружных (флотских) военных судов, членов совета судей РФ и Высшей квалификационной коллегии судей РФ, председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов РФ;
• осуществляет квалификационную аттестацию председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и районных судов), а также судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов и окружных (флотских) военных судов;
•дает заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов и окружных (флотских) военных судов;
присваивает судьям первый и высший квалификационные классы; налагает дисциплинарные взыскания на председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также на судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов и окружных (флотских) военных судов за совершение ими дисциплинарного проступка; утверждает положение о порядке работы квалификационных коллегий судей;
рассматривает вопросы, отнесенные к компетенции квалификационных коллегий судей субъектов РФ, в случае невозможности их разрешения этими коллегиями;
знакомится с работой квалификационных коллегий судей субъектов РФ, изучает и обобщает практику их работы, организует учебу членов этих коллегий;
принимает решения о представлении судей к награждению государственными наградами РФ и присвоении им почетных званий РФ; иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Квалификационные коллегии судей субъектов РФ:

рассматривают заявления лиц, претендующих на соответствующую должность судьи, и дают свои заключения;
утверждают состав экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена у кандидатов на должность судьи; объявляют в СМИ об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей районных судов, а также судей соответствующих федеральных судов;
организуют проверку достоверности биографических и иных сведений, представленных кандидатами на вакантные должности; приостанавливают, возобновляют либо прекращают полномочия, а также прекращают отставку судей соответствующих федеральных судов; осуществляют квалификационную аттестацию судей соответствующих судов, присваивают судьям квалификационные классы (за исключением первого и высшего);
дают заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей соответствующих федеральных судов, а также председателей и заместителей председателей районных судов; налагают дисциплинарные взыскания на судей соответствующих судов; осуществляют иные полномочия.
Высшая квалификационная коллегия судей РФ, а также квалификационные коллегии судей субъектов РФ, могут осуществлять свои полномочия, если их составы сформированы не менее чем на 2/3.

4. Квалификационная аттестация судьи — это проверка уровня правовых знаний судьи, умения применять эти знания при рассмотрении судебных дел, деловых качеств судьи и его соответствия требованиям, предъявляемым к судьям. Основания проведения аттестации судьи:
V присвоение очередного квалификационного класса;
• назначение судьи на должность председателя суда, его заместителя или председателя судебной коллегии;
• назначение в вышестоящий суд;
• истечение срока полномочий судьи, когда он был впервые назначен на судейскую должность сроком на 3 года.
Судьям присваиваются квалификационные классы шести уровней (от пятого до высшего) в зависимости от стажа работы, занимаемой должности и уровня квалификации.
Аттестацию проходят и некоторые работники аппарата суда (советники, консультанты, секретари суда и т. п.). В зависимости от результатов им присваиваются классные чины: юрист первого — третьего класса, советник юстиции первого — третьего класса, государственный советник первого — третьего класса.
В зависимости от квалификационного класса (классного чина) определяется размер оплаты труда судей (работников аппарата суда).
Судья имеет право на повышение квалификации один раз в 3 года в учреждениях высшего профессионального и послевузовского профессионального образования с сохранением денежного содержания на период обучения. Повышение квалификации организуется соответственно Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ и осуществляется для судей федеральных судов за счет средств федерального бюджета, а для мировых судей — за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

Правовые основы

Правовая платформа

Полномочия квалификационных коллегий судей субъектов РФ — Статья 19 Федерального закона от 14.03.2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»

14 марта 2002 года N 30-ФЗ

ОБ ОРГАНАХ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Федеральных законов от 04.07.2003 N 96-ФЗ, от 14.08.2004 N 100-ФЗ, от 05.04.2005 N 33-ФЗ, от 25.12.2008 № 274-ФЗ, от 17.07.2009 № 157-ФЗ, от 24.07.2009 № 210-ФЗ, от 09.11.2009 № 246-ФЗ, от 28.11.2009 № 296-ФЗ, от 08.12.2010 № 346-ФЗ, с изм. внесенными Определением Конституционного Суда РФ от 02.02.2006 № 45-О)

Статья 19. Полномочия квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации

1. Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации рассматривают вопросы, отнесенные к их компетенции федеральными конституционными законами, федеральными законами, и принимают мотивированные решения в отношении судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, мировых судей, судей районных судов (в том числе председателей и заместителей председателей районных судов), а в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, — в отношении судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

2. Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации:

1.1) рассматривают представления председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов об утверждении судей этих судов членами президиумов указанных судов и представляют Председателю Верховного Суда Российской Федерации свои заключения;

(пп. 1.1 введен Федеральным законом от 14.08.2004 N 100-ФЗ)

1.2) рассматривают представления председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов об утверждении председателей судебных коллегий по гражданским делам, по уголовным делам, иных судебных коллегий и представляют свои заключения Председателю Верховного Суда Российской Федерации, который утверждает председателей указанных коллегий;

(пп. 1.2 введен Федеральным законом от 14.08.2004 N 100-ФЗ)

1.3) проводит в обязательном порядке проверки опубликованных в средствах массовой информации сведений о поведении судьи, не соответствующем требованиям, предъявляемым кодексом судейской этики, и подрывающем авторитет судебной власти, если заключение о рекомендации на должность судьи давалось этой коллегией;

( пп. 1.3 введен Федеральным законом от 25.12.2008 № 274-ФЗ)

2) утверждают состав экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена у кандидатов на должность судьи соответствующего суда;

3) объявляют в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей районных судов, а также судей соответствующих федеральных судов с указанием времени и места приема и рассмотрения документов;

4) организуют проверку достоверности биографических и иных сведений, представленных кандидатами на вакантные должности, при необходимости запрашивают по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, у органов осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и других государственных органов данные, необходимые для принятия решения по заявлению о рекомендации на вакантную должность судьи;

( в ред. Федерального закона от 25.12.2008 № 274-ФЗ)

5) приостанавливают, возобновляют либо прекращают полномочия (за исключением прекращения полномочий судей, достигших предельного возраста пребывания в должности судьи), также приостанавливают, возобновляют либо прекращают отставку судей соответствующих федеральных судов (за исключением лиц, указанных в подпункте 4 пункта 2 статьи 17 настоящего Федерального закона), председателей и заместителей председателей районных судов, членов соответствующих советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 05.04.2005 N 33-ФЗ, от 17.07.2009 № 157-ФЗ, от 09.11.2009 № 246-ФЗ)

6) осуществляют квалификационную аттестацию судей соответствующих судов, а также мировых судей, председателей и заместителей председателей районных судов; присваивают судьям соответствующих судов, а также мировым судьям, председателям и заместителям председателей районных судов квалификационные классы (за исключением первого и высшего);

7) дают заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей соответствующих федеральных судов, а также председателей и заместителей председателей районных судов;

8) налагают дисциплинарные взыскания на судей соответствующих судов (в том числе на председателей и заместителей председателей районных судов) за совершение ими дисциплинарного проступка;

9) осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

3. Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации могут осуществлять свои полномочия, если их составы сформированы не менее чем на две трети.

Полномочия квалификационных коллегий судей субъектов РФ

1) рассматривают заявления лиц, претендующих на соответствующую должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дают заключения о рекомендации данных лиц на должность судьи либо об отказе в такой рекомендации;

2) рассматривают представления председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов об утверждении судей этих судов членами президиумов указанных судов и представляют Председателю Верховного Суда РФ свои заключения. Состав президиума суда утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей;

3) рассматривают представления председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов об утверждении председателей судебных коллегий по гражданским делам, по уголовным делам, иных судебных коллегий и представляют свои заключения Председателю Верховного Суда РФ, который утверждает председателей указанных коллегий;

4) проводит в обязательном порядке проверки опубликованных в средствах массовой информации сведений о поведении судьи, не соответствующем требованиям, предъявляемым кодексом судейской этики, и подрывающем авторитет судебной власти, если заключение о рекомендации на должность судьи давалось этой коллегией;

5) утверждают состав экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена у кандидатов на должность судьи соответствующего суда;

6) объявляют в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей районных судов, а также судей соответствующих федеральных судов с указанием времени и места приема и рассмотрения документов;

7) организуют проверку достоверности биографических и иных сведений, представленных кандидатами на вакантные должности, при необходимости запрашивают по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, у органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и других государственных органов данные, необходимые для принятия решения по заявлению о рекомендации на вакантную должность судьи;

8) приостанавливают, возобновляют либо прекращают полномочия (за исключением прекращения полномочий судей, достигших предельного возраста пребывания в должности судьи), а также приостанавливают, возобновляют либо прекращают отставку судей соответствующих федеральных судов (за исключением лиц, указанных в подп. 4 п. 2 ст. 17 Закона об органах судейского сообщества), председателей и заместителей председателей районных судов, членов соответствующих советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов РФ;

9) осуществляют квалификационную аттестацию судей соответствующих судов, а также мировых судей, председателей и заместителей председателей районных судов; присваивают судьям соответствующих судов, а также мировым судьям, председателям и заместителям председателей районных судов квалификационные классы (за исключением первого и высшего);

10) дают заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей соответствующих федеральных судов, а также председателей и заместителей председателей районных судов;

11) налагают дисциплинарные взыскания на судей соответствующих судов (в том числе на председателей и заместителей председателей районных судов) за совершение ими дисциплинарного проступка;

12) осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Квалификационные коллегии судей субъектов РФ могут осуществлять свои полномочия, если их составы сформированы не менее чем на 2/3.

Назначение на должность судьи производится Президентом РФ только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей, полномочия которой установлены Законом об органах судейского сообщества.

Квалификационные коллегии судей в числе других органов судейского сообщества призваны оказывать содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства, защищать права и законные интересы судей, принимать участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности, утверждать авторитет судебной власти, обеспечивать выполнение судьями требований, предъявляемых Кодексом судейской этики. Свою деятельность они осуществляют коллегиально, гласно, при неукоснительном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность. При этом квалификационные коллегии судей не подотчетны органам, их избравшим, за принятые ими решения.

Квалификационная коллегия судей является органом судейского сообщества, наделенным государственно-властными полномочиями в целях выполнения задач, установленных федеральными конституционными законами и федеральными законами. Наделяя квалификационные коллегии судей публично-правовыми полномочиями, осуществляя которые они участвуют в формировании судейского корпуса, федеральный законодатель преследовал цель обеспечения конституционно-правового статуса судей и выполнения задач, стоящих перед судебной властью.

Тем самым предполагается, что квалификационные коллегии сулей должны принимать законные, обоснованные и справедливые решения, которые соответствуют публичным интересам формирования судейского корпуса, отвечающего высоким профессиональным и нравственным требованиям, и что их неподотчетность в связи с принимаемыми решениями, включая заключения относительно рекомендации на должность судьи, не означает, что эти решения могут быть произвольными.

Основанием для рекомендации или для отказа в рекомендации на должность судьи без ограничения срока полномочий фактически является оценка профессиональных и нравственных качеств претендента.

По результатам рассмотрения представленных материалов квалификационная коллегия судей в процедуре голосования принимает мотивированные решения о рекомендации или об отказе в рекомендации на должность судьи без ограничения срока полномочий.

При этом квалификационная коллегия не вправе руководствоваться предположительной, непроверенной или недостоверной информацией.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ отказ в представлении для назначения судьи на должность без ограничения срока полномочий должен мотивироваться объективными обстоятельствами, которые препятствуют такому назначению, а значит, отрицательное заключение квалификационной коллегии судей не может быть произвольным и необоснованным, т.е. в нем должны быть указаны причины и основания, которые могут быть в дальнейшем проверены судом по существу (Постановление Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2008 г. № 3-П и др.). Голосование членов квалификационной коллегии судей, будучи процедурной формой принятия решения относительно рекомендации на должность судьи без ограничения срока полномочий, вместе с тем не может не основываться на всесторонней оценке профессиональных и нравственных качеств кандидата и, следовательно, не может быть немотивированным.

В решении квалификационной коллегии судей должны найти отражение не только результаты голосования членов коллегии, но и причины, препятствующие назначению судьи на должность.

В соответствии с и. 2 ст. 16 Закона о статусе судей, раскрывающим одну из сторон принципа неприкосновенности, судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.

Квалификационные коллегии судей не вправе привлечь судью к дисциплинарной ответственности за нарушение требований закона при рассмотрении дел, если соответствующие судебные постановления не проверялись вышестоящей судебной инстанцией. Квалификационные коллегии не могут основывать выводы о незаконности судебных актов и допущенных судьями процессуальных нарушениях на материалах проверки, приложенных к представлеиию председателя суда. Квалификационные коллегии судей не могут быть признаны компетентным органом для оценки законности судебного акта, включающей в себя как правильное применение материального закона, так и соблюдение процессуальных правил. В ином случае коллегии принимают на себя функцию осуществления правосудия, проверка законности и обоснованности судебных актов может осуществляться лишь в специальных, установленных процессуальным законом, процедурах – посредством рассмотрения дела судами апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2008 г. № 3-П было признано необходимым законодательно закрепленное требование о проведении тайного голосования членов квалификационной коллегии судей и составлении по существу рассматриваемого вопроса мотивированного решения с тем, чтобы в случае обжалования этого решения была обеспечена возможность надлежащего судебного контроля.

Решением Высшей квалификационной коллегии судей РФ от 12 февраля 2010 г. утверждены протокол результатов голосования членов квалификационной коллегии судей и бюллетень для голосования по вопросу о досрочном прекращении полномочий судьи.

«Тайное голосование» применительно к голосованию членов квалификационной коллегии судей при решении вопроса о досрочном прекращении полномочий судьи заключается в том, что в этих случаях не только исключается присутствие председателя соответствующего суда и любых иных лиц, не входящих в состав квалификационной коллегии судей, при голосовании и принятии решения, по и не допускается разглашение сведений о ходе обсуждения и о позициях членов квалификационной коллегии судей.

Положение о квалификационной коллегии судей

Статья 1. Порядок избрания председателя, заместителя (заместителей) председателя квалификационной коллегии судей. Утверждение в должности секретаря квалификационной коллегии судей
Председатель Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и три его заместителя избираются Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации из числа ее членов.
Решением конференции судей субъекта Российской Федерации председатель квалификационной коллегии судей и его заместитель (заместители) избираются конференцией судей или квалификационной коллегией судей из числа членов коллегии.
Квалификационная коллегия судей правомочна избрать председателя коллегии и его заместителя (заместителей), если на ее заседании присутствует более половины состава коллегии.
Председатель квалификационной коллегии судей избирается открытым или тайным голосованием.
В квалификационной коллегии судей, формируемой в количестве 11 членов коллегии, избирается один заместитель председателя квалификационной коллегии судей. В квалификационной коллегии судей, формируемой в количестве 21 члена коллегии, избираются два заместителя председателя квалификационной коллегии судей.
Председатель квалификационной коллегии судей и его заместитель (заместители) считаются избранными, если за каждого из них проголосовало более половины членов квалификационной коллегии судей, принявших участие в голосовании.
Заседание Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и заседание квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации до избрания ее председателя ведет соответственно Председатель Совета судей Российской Федерации, председатель совета судей субъекта Российской Федерации.
Секретарь квалификационной коллегии судей утверждается в должности и освобождается от должности соответствующей квалификационной коллегией судей большинством голосов членов коллегии, принявших участие в голосовании.

Статья 2. Полномочия председателя, заместителей председателя, секретаря квалификационной коллегии судей
Председатель квалификационной коллегии судей:
организует работу квалификационной коллегии судей;
формирует повестку заседания квалификационной коллегии судей;
председательствует на заседаниях квалификационной коллегии судей;
подписывает решения и протокол заседания квалификационной коллегии судей;
распределяет обязанности между заместителями председателя квалификационной коллегии судей;
дает поручения членам квалификационной коллегии судей и соответствующим сотрудникам Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и входящих в его систему органов по вопросам, связанным с деятельностью квалификационной коллегии судей;
контролирует организацию работы экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи, состоящей при соответствующей квалификационной коллегии судей;
представляет квалификационную коллегию судей в отношениях с государственными, общественными и иными органами, организациями и должностными лицами;
осуществляет руководство аппаратом квалификационной коллегии судей;
утверждает инструкцию по делопроизводству квалификационной коллегии судей;
на период своего отсутствия возлагает исполнение обязанностей председателя квалификационной коллегии судей на одного из своих заместителей, а при их отсутствии — на одного из членов коллегии;
выполняет иные обязанности, вытекающие из деятельности квалификационной коллегии судей.

Заместитель председателя квалификационной коллегии судей:
по поручению председателя квалификационной коллегии судей председательствует на заседании коллегии;
выполняет поручения председателя квалификационной коллегии судей.

Секретарь квалификационной коллегии судей:
организует делопроизводство в квалификационной коллегии судей в соответствии с инструкцией;
отвечает за подготовку заседания квалификационной коллегии судей;
подписывает решения и протокол заседания квалификационной коллегии судей;
обеспечивает рассылку копий решений заинтересованным лицам;
организует составление отчета о деятельности квалификационной коллегии судей;
исполняет другие обязанности по указанию председателя квалификационной коллегии судей.

При отсутствии секретаря его обязанности временно возлагаются на одного из членов коллегии большинством голосов членов квалификационной коллегии судей, принявших участие в голосовании.

Статья 3. Порядок рассмотрения квалификационной коллегией судей представленного материала
Председательствующий открывает заседание квалификационной коллегии судей объявлением о том, какой материал подлежит рассмотрению, определяет по согласованию с другими членами квалификационной коллегии судей порядок рассмотрения вопросов, включенных в повестку, руководит ходом заседания коллегии.
После проверки явки председательствующий выясняет, имеются ли у участников заседания ходатайства.
По решению квалификационной коллегии судей ходатайства разрешаются в присутствии или в отсутствие лиц, участвующих в заседании.
Ходатайство подлежит удовлетворению, если за это проголосовало более половины членов коллегии, принявших участие в голосовании.
Рассмотрение материала начинается с доклада одного из членов квалификационной коллегии судей, который излагает существо вопроса, содержание письменных материалов, а также сообщает иные данные, необходимые для принятия решения по существу.
Докладчику могут быть заданы вопросы другими членами квалификационной коллегии судей.
После доклада заслушиваются объяснения судьи, лиц, располагающих информацией по рассматриваемому материалу, а также лиц, участвующих в заседании, заключение эксперта. Председательствующий перед заслушиванием объяснений разъясняет необходимость быть правдивым, эксперту разъясняет его обязанность дать объективное заключение по вопросам, поставленным перед ним квалификационной коллегией судей.
Судья, в отношении которого рассматривается вопрос о дисциплинарной ответственности, вправе иметь представителя.
Документы, исследованные квалификационной коллегией судей, приобщаются к рассматриваемым материалам в подлинниках или в заверенных надлежащим образом копиях.
После исследования материалов заслушиваются заключительные выступления участвующих в заседании лиц, после чего они удаляются из зала заседания.
Председатели и заместители председателей судов, председатели и заместители председателей советов судей, других квалификационных коллегий судей или их представители, руководители Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и входящих в его систему органов высказывают свое мнение по обсуждаемым вопросам перед тем, как квалификационная коллегия судей останется на совещание.
Решение принимается в отсутствие приглашенных и иных лиц и оглашается непосредственно после его принятия.
Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующей статьи 4 см. решение Верховного Суда РФ от 11.02.2004 N ГКПИ 03-1518.

Статья 4. Особенности рассмотрения представлений и обращений о досрочном прекращении полномочий судьи, о досрочном прекращении полномочий председателя, заместителя председателя суда
Полномочия судьи могут быть досрочно прекращены в связи с привлечением его к дисциплинарной ответственности только на основании представления председателя соответствующего или вышестоящего суда либо обращения органа судейского сообщества, в котором содержится просьба о прекращении полномочий судьи, при наличии в представленных материалах доказательств, подтверждающих совершение судьей дисциплинарного проступка.
Жалобы и сообщения, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, в случае принятия решения об их проверке квалификационной коллегией судей вместе с результатами проверки доводятся до сведения председателя соответствующего или вышестоящего суда и соответствующего совета судей для принятия ими решения о внесении представления или обращения в квалификационную коллегию судей о необходимости прекращения полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка или об отказе в этом.
Жалобы и сообщения, не содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, в том числе поданные в связи с несогласием с принятыми судебными актами, возвращаются заявителю без рассмотрения на основании письменного сообщения председателя квалификационной коллегии судей или члена коллегии по его поручению.
Судья, в отношении которого поступило представление председателя соответствующего или вышестоящего суда либо обращение органа судейского сообщества о прекращении его полномочий, извещается о месте и времени проведения заседания квалификационной коллегии судей в срок, необходимый для явки на заседание, заказным письмом с приложением к нему копии представления председателя соответствующего или вышестоящего суда либо обращения органа судейского сообщества.
Судья вправе знакомиться также с материалами о прекращении его полномочий, делать выписки из документов и снимать с них копии, представлять в квалификационную коллегию судей возражения и дополнительные материалы, ходатайствовать об участии в заседании коллегии лиц, располагающих информацией по рассматриваемому материалу.
Обязанность по доказыванию совершения судьей дисциплинарного проступка, влекущего прекращение его полномочий, возлагается на лицо, подписавшее представление либо обращение, или на его представителя на основании доверенности.
Полномочия председателя, заместителя председателя суда в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих должностных обязанностей, предусмотренных федеральными конституционными законами или Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», могут быть прекращены в том же порядке на основании представления председателя вышестоящего суда или органа судейского сообщества при наличии в представленных материалах данных, подтверждающих указанное обстоятельство.
Все неустранимые сомнения в доказанности совершения судьей дисциплинарного проступка толкуются в интересах судьи.
Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующей статьи 5 см. решение Верховного Суда РФ от 11.02.2004 N ГКПИ 03-1518.

Статья 5. Порядок принятия квалификационной коллегией судей решений
Квалификационная коллегия судей правомочна принять решение, если на ее заседании присутствует более половины членов квалификационной коллегии судей, подлежащих избранию и назначению в соответствии с Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».
Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины членов квалификационной коллегии судей, принимавших участие в заседании.
Решение о прекращении либо приостановлении полномочий судьи, о прекращении либо приостановлении отставки судьи считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей членов квалификационной коллегии судей, принимавших участие в заседании.
Квалификационная коллегия судей по результатам рассмотрения представления или обращения вправе прекратить полномочия судьи, а при отсутствии достаточных для этого оснований, но при доказанности совершения дисциплинарного проступка — наложить дисциплинарное взыскание в виде предупреждения.
Одновременно с принятием квалификационной коллегией судей решения о прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка квалификационная коллегия судей лишает судью квалификационного класса.
Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, рассмотрев жалобу председателя, заместителя председателя районного суда на решение квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации, досрочно прекратившей его полномочия, вправе оставить это решение без изменения, изменить решение, отменить решение и направить материал на новое рассмотрение в ту же квалификационную коллегию судей, отменить решение и оставить представление или обращение без удовлетворения.
Решение квалификационной коллегии судей вступает в силу с момента оглашения.
В случае оглашения резолютивной части решения полный текст решения изготавливается в десятидневный срок.
Решение квалификационной коллегии судей направляется заинтересованным лицам не позднее десяти дней после его оглашения.
Вопросы, обсуждаемые при совещании квалификационной коллегией судей, не подлежат разглашению.

Статья 6. Протокол заседания квалификационной коллегии судей
Протокол заседания квалификационной коллегии судей подписывается председательствующим и секретарем коллегии в срок не позднее десяти дней после окончания заседания.
По просьбе лица, имеющего право на ознакомление с протоколом заседания коллегии, поступившей не позже срока, установленного на обжалование решения квалификационной коллегии судей, секретарь коллегии в трехдневный срок направляет извещение о подписании протокола заседания квалификационной коллегии судей.
Поступившие замечания на протокол заседания квалификационной коллегии судей рассматриваются председательствующим на заседании и секретарем коллегии, письменное согласие или несогласие которых с замечаниями приобщается к протоколу.

Статья 7. Обжалование решений квалификационных коллегий судей
Решение и заключение квалификационной коллегии судей может быть обжаловано претендентом на должность судьи или судьей, в отношении которого принято решение или дано заключение, в десятидневный срок после получения его копии.
Решение квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий председателя, заместителя председателя районного суда в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих должностных обязанностей, предусмотренных федеральными конституционными законами или Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», в десятидневный срок после получения копии решения может быть обжаловано этим лицом в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации, решение которой может быть обжаловано им в тот же срок в Верховный Суд Российской Федерации.
Председатель, заместитель председателя иного федерального суда вправе обжаловать решение квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении их полномочий в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих должностных обязанностей, предусмотренных федеральными конституционными законами или Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», в тот же срок в Верховный Суд Российской Федерации.
Решения об отказе в рекомендации на должность судьи, о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности, о приостановлении полномочий судьи, о прекращении полномочий судьи, об отставке судьи, о приостановлении отставки судьи, принятое квалификационной коллегией судей субъекта Российской Федерации, может быть обжаловано этими лицами, в том числе по существу, в соответствующий суд.
Решение, принятое по указанным вопросам Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации, может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации.
Иные решения квалификационных коллегий судей могут быть обжалованы в том же порядке лишь по мотивам нарушения процедуры их вынесения.
Решение о согласии на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу, решение о согласии на привлечение судьи в качестве обвиняемого по возбужденному в отношении него делу, решение о согласии на изменение в ходе расследования уголовного дела квалификации состава преступления, которое может повлечь ухудшение положения судьи, решение о согласии на привлечение судьи к административной ответственности, решение о согласии на избрание в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается соответствующей квалификационной коллегией судей и при наличии установленных законом оснований может быть обжаловано в судебном порядке.

Статья 8. Пересмотр решений квалификационных коллегий судей по вновь открывшимся обстоятельствам
Квалификационная коллегия судей вправе пересмотреть любое ранее принятое ею решение либо данное заключение по вновь открывшимся обстоятельствам.
Ходатайство о пересмотре решения (заключения) по вновь открывшимся обстоятельствам может быть подано кандидатом на должность судьи, судьей, а также председателем суда, председателем совета судей, вносившими в квалификационную коллегию судей представление или обращение.
Обязанность по доказыванию наличия обстоятельств, которые являются основанием для принятия другого решения, возлагается на лицо, обратившееся с ходатайством о пересмотре решения.
Установив отсутствие оснований для пересмотра решения или заключения по вновь открывшимся обстоятельствам, квалификационная коллегия судей выносит решение об оставлении ранее принятого решения либо данного заключения без изменения.
При наличии оснований для пересмотра решения по вновь открывшимся обстоятельствам квалификационная коллегия судей отменяет ранее вынесенное решение и принимает новое решение.
Подача в суд жалобы на решение квалификационной коллегии судей не препятствует пересмотру ее решения или заключения по вновь открывшимся обстоятельствам.

Статья 9. Порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности судьи, председателя, заместителя председателя суда
Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации об открытии вакантной должности председателя, заместителя председателя федерального суда (за исключением должности председателя районного суда), а также судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федерального арбитражного суда округа, окружного (флотского) военного суда объявляет в «Российской газете».
Квалификационная коллегия судей субъекта Российской Федерации об открытии вакантной должности председателя районного суда, а также судьи другого суда объявляет в официальном печатном органе субъекта Российской Федерации.
В объявлении об открытии вакантной должности судьи указывается время и место приема от претендентов на вакантную должность судьи заявления и документов, подлежащих представлению в квалификационную коллегию судей для дачи заключения, а также срок, до истечения которого принимаются указанные документы.
Заявление и документы считаются представленными в срок, если они поступили в установленное квалификационной коллегией судей место до 18 часов последнего дня, указанного в объявлении об открытии вакантной должности судьи.
Документы, поступившие в квалификационную коллегию судей от кандидата с пропуском объявленного срока либо не в полном объеме, установленном Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», в том числе в ненадлежащих копиях, возвращаются заказной корреспонденцией с сопроводительным письмом, в котором указываются причины возврата документов.
В заявлении гражданин, претендующий на должность судьи, указывает о своем согласии на проведение соответствующих проверочных мероприятий компетентными государственными органами, а также на проведение проверки, касающейся отсутствия заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, и истребование сведений, составляющих врачебную тайну.

Помимо указанного заявления в квалификационную коллегию судей представляются:
подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или копия этого документа;
анкета, содержащая биографические сведения о претенденте;
подлинник документа, подтверждающего юридическое образование претендента, или заверенная копия этого документа; при необходимости — документ о нострификации;
подлинник трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их копии; должностные инструкции или иные документы, подтверждающие должностные обязанности, по периодам работы, зачисляемым в стаж по юридической профессии;
документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи;
сведения о результатах сдачи квалификационного экзамена.
Сведения о результатах сдачи квалификационного экзамена представляет также судья, пребывающий в отставке свыше трех лет.
Кандидат на должность судьи представляет характеристику, отражающую оценку профессиональной деятельности по юридической профессии, его деловых и нравственных качеств.
При рассмотрении заявления Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о рекомендации их на указанную должность на новый срок представляется характеристика Президиума соответствующего суда.
Кандидат из числа судей представляет сведения о последнем назначении его на должность судьи, а также за подписью председателя суда сведения за последние три года о количестве рассмотренных судебных дел, качестве принятых решений, а при отмене или изменении судебных решений, при рассмотрении судебных дел с нарушением процессуального закона — с указанием причин нарушения процессуальных сроков и причин отмены или изменения судебных решений.
Квалификационная коллегия судей проверяет достоверность представленных кандидатом документов и сведений самостоятельно либо поручает проведение такой проверки Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации или входящим в его систему органам, а в отношении претендентов на должности судей арбитражных судов — Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации.
При этом квалификационная коллегия судей обращается с требованием о проверке достоверности представленных кандидатом документов и сведений в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки в установленный коллегией срок, но не позднее чем через месяц со дня поступления указанного требования.
По результатам проверки руководитель Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации или входящего в его систему органа, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации представляет в квалификационную коллегию заключение об отсутствии у кандидата препятствий для назначения на должность судьи.
После окончания проверки квалификационная коллегия судей извещает претендента на должность судьи о месте и времени рассмотрения заявления.
Наличие заявления одного кандидата на должность судьи, представившего необходимые документы, не препятствует рассмотрению этого заявления квалификационной коллегией судей.

Статья 10. Рассмотрение заявления кандидата на должность судьи, председателя, заместителя председателя суда
Рассмотрение заявлений кандидатов на должность судьи проводится отдельно в отношении каждой вакантной должности.
После удостоверения секретарем квалификационной коллегии личности кандидата на должность судьи председательствующий или по его поручению член квалификационной коллегии судей докладывает материалы, характеризующие кандидата, после чего квалификационная коллегия судей заслушивает кандидата на должность судьи.
При рассмотрении заявлений нескольких кандидатов, претендующих на одну вакантную должность судьи, кандидаты до удаления из зала заседания заслушиваются поочередно.
Лица, принимающие участие в заседании квалификационной коллегии судей, вправе дать пояснения по рассматриваемым заявлениям и высказать мнение о даче положительного заключения о назначении на должность судьи либо об отказе в этом.
Заключение квалификационной коллегии судей принимается в отсутствие кандидатов и других лиц. Заключение оглашается непосредственно после совещания.
Заключение квалификационной коллегии судей об отказе в рекомендации должно быть мотивировано.
При рассмотрении заявлений нескольких кандидатов, претендующих на одну вакантную должность судьи, в случае дачи рекомендации одному из кандидатов в заключении об отказе в рекомендации остальным кандидатам не указывается.

Статья 11. Особенности рассмотрения представления о привлечении судьи, находящегося в отставке, к исполнению обязанностей судьи
Привлечение судьи, находящегося в отставке, к осуществлению правосудия в качестве судьи производится председателем вышестоящего суда, а в отношении судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации соответственно Председателем Верховного Суда Российской Федерации, Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.
Привлечение мирового судьи, находящегося в отставке, к осуществлению правосудия в качестве мирового судьи производится председателем вышестоящего федерального суда при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации.
К представлению председатель суда приобщает заявление судьи в отставке о согласии на привлечение к исполнению обязанностей судьи, надлежаще заверенные копии документов, подтверждающие назначение на должность судьи и прекращение полномочий судьи в связи с отставкой, характеристику, отражающую оценку профессиональной деятельности, его деловых и нравственных качеств, а также сведения за последние три года о количестве рассмотренных судебных дел, качестве принятых решений, а при отмене или изменении судебных решений, при рассмотрении судебных дел с нарушением процессуального закона — с указанием причин нарушения процессуальных сроков и причин отмены или изменения судебных решений.

Статья 12. Продление срока военной службы судьям военных судов
Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, рассмотрев представление Председателя Верховного Суда Российской Федерации, вправе дать заключение о возможности продления срока военной службы судье военного суда (за исключением судьи гарнизонного военного суда), годному по состоянию здоровья к военной службе и достигшему предельного возраста, установленного для пребывания в соответствующем воинском звании, на срок до десяти лет.
Квалификационная коллегия судей субъекта Российской Федерации, рассмотрев представление председателя окружного (флотского) военного суда, вправе дать заключение о возможности продления срока военной службы судье гарнизонного военного суда, годному по состоянию здоровья к военной службе и достигшему предельного возраста, установленного для пребывания в соответствующем воинском звании, на срок до десяти лет.

К представлению прилагаются:
заявление судьи, в котором изложена просьба о продлении срока военной службы;
документы, подтверждающие присвоение судье воинского звания;
документы, свидетельствующие о годности судьи по состоянию здоровья к военной службе;
характеристика, отражающая оценку профессиональной деятельности, деловых и нравственных качеств судьи;
сведения за последние три года о количестве рассмотренных судебных дел, качестве принятых решений, а при отмене или изменении судебных решений, при рассмотрении судебных дел с нарушением процессуального закона — с указанием причин нарушения процессуальных сроков и причин отмены или изменения судебных решений.

Статья 13. Проведение квалификационной аттестации при присвоении квалификационного класса судьи
Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации и квалификационная коллегия судей субъекта Российской Федерации осуществляют квалификационную аттестацию тех председателей, заместителей председателей судов и судей, в отношении которых эти коллегии дают заключения о назначении на должность.
Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации осуществляет также квалификационную аттестацию тех председателей, заместителей председателей судов и судей, в отношении которых внесено представление о присвоении первого или высшего квалификационного класса.
Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации присваивает квалификационный класс на основании представления Председателя Верховного Суда Российской Федерации, представления Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Квалификационная коллегия судей присваивает квалификационный класс (за исключением первого и высшего) мировому судье на основании представления председателя федерального суда общей юрисдикции соответствующего субъекта Российской Федерации.
Квалификационная коллегия судей субъекта Российской Федерации осуществляет квалификационную аттестацию на основании представления председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов, арбитражного суда.

К представлению прилагаются:
характеристика на судью, отражающая оценку профессиональной деятельности, его деловых и нравственных качеств, с которой судья должен быть ознакомлен;
справка за три последних года о количестве рассмотренных судебных дел, качестве принятых решений, а при отмене или изменении судебных решений, при рассмотрении судебных дел с нарушением процессуального закона — с указанием причин нарушения процессуальных сроков и причин отмены и изменения судебных актов;
справка — объективка, содержащая, в том числе, сведения о ранее присвоенном судье квалификационном классе.

В случае представления судьи к досрочному присвоению квалификационного класса либо присвоению класса вне зависимости от должности в представлении указываются основания для принятия такого решения.
Соответствующий Совет судей и квалификационная коллегия судей вправе высказать мнение по вопросу присвоения судье квалификационного класса.
О дне заседания квалификационной коллегии судей судья, в отношении которого проводится квалификационная аттестация, извещается не позднее чем за две недели.
При неявке судьи на заседание квалификационной коллегии судей квалификационная аттестация может быть проведена в его отсутствие.
В заседании квалификационной коллегии судей вправе принять участие председатель суда, внесший представление, либо его представитель.
Квалификационная аттестация судьи начинается докладом председательствующего или одного из членов квалификационной коллегии судей.
После заслушивания судьи, исследования представленных документов квалификационная коллегия судей принимает решение о присвоении квалификационного класса или об оставлении судьи в прежнем классе. При необходимости истребования дополнительных данных проведение квалификационной аттестации переносится на следующее заседание.
Судья вправе обратиться в квалификационную коллегию судей с заявлением о проведении квалификационной аттестации и присвоении очередного квалификационного класса.
При поступлении такого заявления квалификационная коллегия судей запрашивает у председателя соответствующего суда документы, необходимые для проведения квалификационной аттестации.

Статья 14. Приостановление и возобновление полномочий судьи
Полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии оснований, указанных в статье 13 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».
Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации приостанавливает полномочия председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, окружных (флотских) военных судов, членов Совета судей Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, председателей и заместителей председателей советов судей, председателей и заместителей председателей квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации.
Квалификационная коллегия судей субъекта Российской Федерации приостанавливает полномочия председателей, заместителей председателей районных судов, других судей, членов соответствующих советов судей и квалификационных коллегий судей.
Вопрос о приостановлении полномочий судьи рассматривается по заявлению судьи, ходатайствующего о приостановлении его полномочий, по представлению председателя соответствующего или вышестоящего суда, по обращению Генерального прокурора Российской Федерации.
В решении квалификационной коллегии о приостановлении полномочий судьи указывается срок приостановления полномочий. При рассмотрении материала о дисциплинарной ответственности судьи, привлечении его к уголовной ответственности полномочия судьи могут быть приостановлены квалификационной коллегией судей до принятия решения по существу вопроса.
Судья, в отношении которого начато производство о приостановлении полномочий, вправе знакомиться с имеющимися в квалификационной коллегии судей материалами, представлять свои возражения и замечания.
О времени и месте заседания квалификационной коллегии судей судья, в отношении которого начато производство о приостановлении (возобновлении) полномочий, и другие заинтересованные лица извещаются в срок, необходимый для явки на заседание.
При рассмотрении вопроса о приостановлении полномочий судьи, признанного безвестно отсутствующим, о заседании квалификационной коллегии судей извещаются заинтересованные лица.
Решение о приостановлении полномочий судьи считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей членов квалификационной коллегии судей, принявших участие в заседании.
Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия, по заявлению судьи, представлению председателя соответствующего или вышестоящего суда, по обращению Генерального прокурора Российской Федерации.
Решение о возобновлении полномочий судьи считается принятым, если за него проголосовало более половины членов квалификационной коллегии судей, принявших участие в заседании.
Решение квалификационной коллегии судей о приостановлении, возобновлении полномочий судьи вступает в силу с момента его оглашения.

Статья 15. Рассмотрение вопросов, связанных с неприкосновенностью судьи
Судья, в отношении которого начато производство квалификационной коллегией судей, вправе знакомиться с имеющимися в квалификационной коллегии судей материалами и представлять свои возражения и замечания.
Квалификационная коллегия судей может провести дополнительную проверку представленных материалов, запросить дополнительные материалы и заслушать объяснения должностных лиц и граждан.
В заседании квалификационной коллегии судей обязательно участие Генерального прокурора Российской Федерации или его представителя, на которого возлагается обязанность по обоснованию внесенного представления.
Квалификационная коллегия судей не вправе дать согласие на лишение или ограничение неприкосновенности судьи, если уголовное дело в отношении этого судьи не может быть возбуждено в силу федерального закона.

Еще по теме:

  • Впускной коллектор газель 4216 Заменил двигатель УМЗ-4216 Евро-4. есть те. Эдуард Титаровка 29 апр 2017 Александр11 29 апр 2017 А гарантия, походу нет раз сам ставил? Crady 29 апр 2017 новый движок - не хотелось бы разбирать. ну тогда попробовать замерить компрессию. но потом всё равно […]
  • Канцелярия советского суда телефон Канцелярия советского суда телефон Напоминаем, что в соответствии с Рекомендациями Кабинета министров Совета Европы от 14 мая 1981 года № R (81) 7 и от 11 сентября 1995 года № R (95) 12, суды не вправе давать юридические советы и консультации по существу […]
  • Приказ базы документов Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства образования […]
  • Приказ 95н Приказ Минфина России от 04.05.2018 N 95н "О внесении изменений в Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по проверке технического состояния игрового оборудования, утвержденный приказом Министерства […]
  • Гарант пособие по безработице Статья 33. Размеры пособия по безработице Информация об изменениях: Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 33 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г. Действие изменений не распространяется на граждан, […]
  • Вид собственности работодателя это Профессиональные стандарты: все ли работодатели обязаны их применять? Профстандарты, которые сейчас за некоторым исключением носят в основном рекомендательный характер, с 1 июля 2016 года могут стать обязательными (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 2 мая […]
  • Закон 129-фз ст 211 Статья 11. Решение о государственной регистрации Статья 11. Решение о государственной регистрации См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 11 настоящего Федерального закона Федеральным законом от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ в пункт 1 статьи 11 внесены […]
  • Приказ минздравсоцразвития от 29062011 Приказ минздравсоцразвития от 29062011 Часть разработчиков сослалась на рассогласованность действий с другими участниками процесса, часть не смогла представить вразумительных объяснений причин задержки. С 11 января 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от […]