Заявление на пожарное заключение

Содержание:

Формы заявлений в государственный пожарный надзор

В настоящем разделе Вы можете ознакомиться с шаблонами заявлений в государственный пожарный надзор. Бланки заявлений в ГПН находятся в свободном доступе, Вы можете скачать их бесплатно, без предварительной регистрации.

МЧС России разработан электронный сервис, позволяющий учреждениям и организациям

определять присвоенную им категорию риска по трем видам надзора, а также

периодичность проведения плановых проверок. Онлайн-калькулятор доступен на

официальном сайте министерства в разделе «Профилактическая работа и надзорная

В России появится ГОСТ по пожарной безопасности, который коснется работы офисов,

административных учреждений, торговых предприятий и других организаций. Предполагается, что

риски возникновения возгорания на каждом объекте должны оцениваться как минимум раз в

месяц. Экспертные заключения по итогам таких оценок будут храниться в открытом национальном

реестре. Сначала организации смогут применять нацстандарт на добровольной основе, но через

2–3 года его планируется сделать обязательным. В Росстандарте надеются, что новый ГОСТ

повысит уровень обеспечения пожарной безопасности в стране.

Культура безопасность, безусловно, одна из значимых составляющих нашей жизни. Обучением мерам безопасности на всех уровнях всегда занимались много: уроки ОБЖ в школе и вузах, пожарно-технические минимумы и курсы ГО в учебных центрах, дружины юных пожарных (ДЮП), молодежные спасательские организации, юные инспектора движения и многое другое.

Сегодня в МЧС России начались двухдневные занятия с руководящим составом структурных подразделений центрального аппарата и подведомственных организаций МЧС России. Цель занятий – доведение до сотрудников министерства информации о работе по внедрению риск-ориентированного подхода и других положительных примеров в рамках контрольно-надзорной деятельности.

Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) – это одна из форм оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, что установлено статьей 144 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Противопожарные требования к объектам розничной торговли и получение разрешения МЧС

Коротко: Функционирование стационарной точки розничной торговли обязательно должно соответствовать правилам пожарной безопасности. Получение заключения ГПС МЧС России (разрешение от пожарников) требует не только сбора и предоставления пакета документов в противопожарную службу, но и обеспечения мер противопожарной защиты.

Нормативно-правовая база в области пожаробезопасности объектов розничной торговли

Для объектов розничной торговли вне зависимости от их специализации и масштаба соблюдение требований нижеуказанных нормативов в области организации торговли и обеспечения противопожарной безопасности является обязательным.

Обязательные противопожарные требования к объектам розничной торговли

К объектам розничной торговли предъявляются следующие противопожарные требования.

  • Площадь помещения между противопожарными стенами этажа, тип этих стен и степень их огнестойкости должны соответствовать СНиП 21-01.-97.
  • Помещения встроенных магазинов должны отделяться от остальных помещений здания противопожарными перегородками и перекрытиями.
  • Объекты розничной торговли стационарного типа должны оборудоваться путями эвакуации с отдельными выходами.
  • Наружные лестницы только открытого типа. Лестничные пролеты и клетки с естественным освещением.
  • Входы в не торговые помещения допускаются только из служебных коридоров.
  • Торговые залы с естественным освещением или с системой принудительного дымоудаления.
  • Отделы с легковоспламеняющейся и взрывоопасной продукцией должны отделяться от прочих специальными противопожарными перегородками.
  • Дымоудаление из кладовых подвального типа посредством окон и люков.
  • Установка автоматической пожарной сигнализации и системы пожаротушения.
  • Отделка торговых залов производится из негорючих и слабо горючих материалов.
  • Складские помещения должны быть оборудованы окнами.
  • В торговых залах и служебных помещениях должны быть световые таблички-указатели, ведущие к эвакуационному выходу.
  • Наличие дееспособных средств локализации возгорания и тушения.
  • Назначение ответственного за состояние противопожарной защиты точки розничной торговли.
  • Ведение журнала инструктажа по пожарной безопасности и журнала по учету средств пожаротушения.
  • При вводе в эксплуатацию новой розничной точки необходимо произвести следующие расчеты:

  • категория помещения по классу взрывопожарной опасности,
  • технические параметры для монтажа системы оповещения, локализации и ликвидации пожара,
  • расположение и обустройство путей эвакуации,
  • пределы огнестойкости стройматериалов и конструкций.
  • Для выполнения этих расчетов необходимо пригласить инспектора по пожарной безопасности. Получить заключение о соответствии торговой точки требованиям безопасности можно только при наличии подобного экспертного заключения.

    Получение заключения о соответствии торговой точки противопожарным нормам

    Единственным органом, курирующим сферу противопожарной безопасности, является ГУГПС МЧС РФ. Заявление о выдаче заключения подается в местное управление этого ведомства. К заявлению прилагаются документы по нижеуказанному перечню.

    Срок рассмотрения заявления составляет около двух недель, но не более одного месяца.

    После регистрации заявления на объект выезжает пожарный инспектор, обследующий помещение и составляющий экспертное заключение, в котором могут содержаться требования об устранении нарушений с перечислением последних в указанный срок. Это не означает отказ в выдаче нужного заключения, а говорит о необходимости приведения помещений объекта торговли в соответствие с требованиями противопожарной безопасности. После устранения нарушений заявление на выдачу заключения подается ещё раз.

    Перечень документов для выдачи заключения ГУГПС МЧС РФ

  • заявление на получение противопожарного заключения,
  • копии учредительных и регистрационных документов,
  • копия свидетельства ИНН,
  • документы о праве собственности или на аренду помещения,
  • акт (заключение) о замерах сопротивления изоляции,
  • акт приемки АПС и договор на ее обслуживание,
  • заключение или акт проверки противопожарного водопровода,
  • приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность и документы, удостоверяющие прохождением этим лицом пожарно-технического минимума,
  • план эвакуационных путей.
  • Регулярность пожарных проверок

    В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 08.08.2001 года №134-ФЗ (http://base.garant.ru/12123880/2/#200) плановые проверки в отношении одной организации или предпринимателя могут проводится не чаще, чем 1 раз в 2 года. В отношении вновь зарегистрированного субъекта малого предпринимательства ближайшая плановая проверка может быть проведена не ранее, чем через три года после его регистрации.

    Помимо плановых проверок проводятся внеплановые – контрольные (призванные проконтролировать исполнение выписанных ранее предписаний), оперативные (при наличии информации о нарушениях) и по жалобе третьих лиц (по конкретно сформулированным нарушениям).

    Последствия несоответствия объекта розничной торговли ППБ

    В случае выявления несоответствия объекта розничной торговли правилам пожарной безопасности ППБ 01-03 от 18 июня 2003 г. N 313, как правило, выписывается штраф и предписание с требованием об устранении нарушений.

    Размеры штрафов за нарушение требований пожарной безопасности:

    Для граждан – 1 000-1 500 руб.,

    Для юридических лиц – 150 000 – 200 000 руб.,

    Для должностных лиц – 6 000 – 15 000 руб.

    В выписанном предписании указывается срок на устранение нарушений. По его окончании проводится контрольная проверка, цель которой – удостоверится в отсутствии выявленных ранее нарушений.

    Остались вопросы о требованиях противопожарной службы или вам нужна индивидуальная консультация? Задайте любые вопросы профессиональному юристу посредством онлайн-сервиса «Правовед» (получение первого ответа в течении 15 минут).

    Требования пожарников к заведениям общепита

    Коротко: Открытие предприятия общественного питания – задача трудоемкая ввиду необходимости оформления очень большого пакета документов и проведения целого ряда строительных и инженерных работ, но вполне посильная.

    Одним из наиболее острых вопросов станет выполнение требований со стороны представителей ГПС МЧС России и получение разрешения от пожарной охраны (заключения о соответствии заведения противопожарным нормам).

    Нормативные акты, регулирующие пожарную безопасность общепита

    Нормативно-правовая база в отношении обеспечения и соблюдения противопожарной безопасности довольно обширна. Для кафе, кофеен, ресторанов, столовых и прочих предприятий общественного питания обязательным является соблюдение требований, предусмотренных нижеуказанными нормативно-правовыми актами.

    Основные требования противопожарной безопасности к предприятиям общепита

    Требования противопожарной безопасности к помещениям, предназначенным под рестораны и кафе:

  • Установка современной пожарной сигнализации,
  • Приобретение качественных средств локализации и ликвидации пожара (средств огневой изоляции, огнетушителей),
  • Разработка схем эвакуации (при наличии подсобных помещений обязательно производится расчёт категорий пожароопасности с определением класса зон по ПУЭ).
  • Установка направляющих к выходу указателей (световых табличек)
  • Использование систем речевого громкого оповещения (звуковые сирены, громкоговорители, оповещатели),
  • Оборудование путей эвакуации,
  • Эксплуатация системы противодымной вентиляции,
  • Ведение журнала по пожарной безопасности, учитывающего наличие и техническое состояние средств пожаротушения,
  • Ведение журнала инструктажа персонала по пожарной безопасности,
  • Назначение сотрудника, ответственного за пожарную безопасность среди персонала.
  • В соответствии с основными требованиями ГУГПС МЧС РФ для эксплуатации кафе, баров, ресторанов, столовых, закусочных и т.д. обязательным является определение нижеуказанных параметров:

  • определение категории помещения в соответствии с классификацией взрывопожарной опасности,
  • расчет расположения и оборудования путей эвакуации и выходов посетителей и персонала,
  • определение пределов огнестойкости используемых при строительстве помещения материалов и конструкций,
  • определение технических параметров для установки систем оповещения о возникновении пожаре и автоматической системы пожаротушения.
  • Составление вышеприведенных расчетов довольно сложная и трудоемкая задача, требующая обработки и учета большого количества исходных данных. Их своевременное и профессиональное выполнение позволит ещё на стадии строительства предусмотреть все необходимое для соблюдения предписаний по пожаробезопасности.

    Без соблюдения всех выше обозначенных требований получить заключение о соответствии объекта противопожарным нормам будет невозможно.

    Кто выдает заключение о соответствии объекта противопожарным нормам?

    За разрешением от пожарной охраны необходимо обратиться в местное Управление ГПС МЧС России (противопожарная служба) по месту регистрации предприятия общественного питания. Для составления заключения необходимо будет подать письменное заявление и приложить к нему документы по нижеуказанному перечню. Далее на объект выезжает инспектор, производит его обследование на предмет соответствия предусмотренным нормативами противопожарным требованиям. На основании произведенного обследования выдается заключение.

    Отрицательное заключение будет содержать перечень нарушений и требования по их устранению. После проведения мероприятий по устранению выявленных нарушений с заявлением о получении заключения можно обратиться повторно.

    Документы для получения разрешения ГУГПС МЧС РФ

    • письменное заявление на получение заключения о соответствии помещения противопожарным нормам;
    • документы, удостоверяющие право собственности или аренды помещения;
    • учредительные документы предприятия;
    • свидетельство о госрегистрации,
    • свидетельство о постановке налогоплательщика на учет;
    • выписка из ЕГРЮЛ;
    • план помещения, составленный и заверенный в БТИ, с экспликацией;
    • документы об обучении персонала и овладении им мерами противопожарной защиты;
    • договоры с аккредитованными компаниями на тех.обслуживание средств локализации и тушения пожара, пожарной сигнализации, вентиляции, молниезащиты, противодымной защиты;
    • акт проверки работоспособности вентиляционной системы и тех. состояния дымохода;
    • акт о замере показаний сопротивления в электросети;
    • разработанное для данного помещения руководство по обеспечению пожарной безопасности;
    • акт об испытании работы системы противопожарного водоснабжения;
    • приказ о назначении сотрудника, на которого возложена ответственность за обеспечение пожарной безопасности объекта.
    • Сроки рассмотрения заявления

      Заявление на получение заключения о соответствии помещения противопожарным нормам рассматривается в срок не более одного месяца. Реально этот срок обычно занимает около двух недель.

      Дополнение

      Остались вопросы о требованиях противопожарной службы к заведению общепита или вам нужна индивидуальная консультация? Задайте любые вопросы профессиональному юристу посредством онлайн-сервиса «Правовед» (получение первого ответа в течении 15 минут).

      Получение заключения МЧС о соответствии объекта требованиям ПБ

      В соответствии с Положением о государственном пожарном надзоре (постановление Правительства РФ от 21.12.2004 года № 820) и административным регламентом о пожарной безопасности (Приказ МЧС РФ от 01.10.2007 года № 517) органы государственного пожарного надзора выдают заключение о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности (далее — «Заключение органа ГПН») на основании письменного заявления физических и юридических лиц — заявителей, с учетом представленной заявителем документации, а также документации, уже имеющейся в органе ГПН и характеризующей состояние объекта, на котором заявитель предполагает осуществлять или фактически осуществляет заявленный вид деятельности.

      Заключение органа ГПН необходимо получать при осуществлении следующих видов деятельности:

    • деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
    • образовательная деятельность
    • По результатам рассмотрения заявления государственным инспектором по пожарному надзору, осуществлявшим рассмотрение документов и обследование объекта, составляется акт обследования в двух экземплярах. На основании акта обследования составляется заключение органа ГПН о соответствии или несоответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности.

      Управление государственного пожарного надзора и его территориальные органы осуществляет контроль за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами, лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и подтверждения соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности, а также надзор за соблюдением требований пожарной безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции зданий и сооружений, расширении и техническом переоснащении предприятий и организаций, при приемке в эксплуатацию завершенных строительством зданий, сооружений, а также безопасности при эксплуатации объектов контроля (надзора).

      Письменные заявления о выдаче органом государственного пожарного надзора заключений о соответствии или несоответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности рассматриваются органом ГПН от 15 до 30 дней.

      Для получения заключения органа ГПН заявитель предоставляет в соответствующее подразделение ГПН следующие документы:

      • правоустанавливающие документы на юридическое лицо, индивидуального предпринимателя
      • документы распорядительного характера (приказы, распоряжения о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объектов надзора, должностные инструкции)
      • техническая документация, связанная с вопросами энергоснабжения, водоснабжения, установок систем предотвращения пожара и противопожарной защиты, договоры на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию систем предотвращения пожара и противопожарной защиты
      • технологическая документация, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами пожарной безопасности, иными нормативными правовыми актами и нормативными документами
      • договоры аренды территорий, зданий, помещений, объектов, агрегатов
      • сертификаты соответствия (декларации соответствия) на выпускаемую и (или) реализуемую продукцию (если имеются)
      • заключение по результатам независимой оценки рисков в области пожарной безопасности на объекте надзора, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией (если имеется)

      Документы предоставляется в виде заверенных копий.

      Стоимость услуг по получению заключения органа ГПН о соответствии или несоответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности от 20 000 рублей.

      Жалоба в МЧС на нарушение требований пожарной безопасности

      Статьи по теме

      Сообщить о нарушении правил пожарной безопасности может любое заинтересованное лицо. Например, арендатор может подать жалобу на нарушение требований пожарной безопасности, если их допускает арендодатель.

      Внимание! Вы находитесь на профессиональном сайте со специализированным юридическим контентом. Для чтения статьи может потребоваться регистрация.

      Если владелец объекта недвижимости нарушает правила пожарной безопасности, заинтересованные лица вправе сообщить об этом в органы пожарного надзора.

      Например, собственник здания может произвести незаконную перепланировку. От этих действий пострадают интересы третьих лиц:

    • арендаторов;
    • собственников помещений внутри объекта.
    • Если владелец здания перекроет эвакуационные выходы или ограничит доступ к средствам тушения, заинтересованное лицо вправе подать заявление в органы пожарного надзора. Чтобы МЧС пришло с проверкой к нарушителю требований пожарной безопасности, нужно правильно составить документ.

      Что почитать о правилах пожарной безопасности

      Срочное сообщение для юриста! В офис пришла полиция

      Как подать жалобу в МЧС на нарушение пожарной безопасности

      Оформите жалобу в МЧС в виде заявления о нарушении пожарой безопасности, образец которого мы приложили к этой статье, если собственник помещений нарушает права арендаторов и создает угрозу возникновения пожара. На основании такого документа контролирующий орган вправе провести внеплановую проверку (абз. 3 п. 3 ч. 5 ст. 6.1 Федерального закона от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»). По итогам проверки надзорная организация вынесет предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, которым обяжет нарушителя выполнить необходимые действия. Если нарушитель не исполнит требование, административный орган вправе привлечь его к административной ответственности (ст. 15.9 КоАП РФ, постановление Московского городского суда от 09.04.15 № 4а-138/2015). Отказ устранить нарушения правил пожарной безопасности грозит компании штрафом в размере до 200 000 рублей (ст. 20.4 КоАП РФ).

      Как написать заявление в МЧС

      Направьте жалобу в территориальный орган государственного пожарного надзора. Узнать наименование и адрес можно на сайте МЧС соответствующего региона. Например, в Москве, сведения можно найти на странице Главного управления МЧС по г. Москве.

      Перечислите конкретные нарушения со ссылками на закон. Орган пожарного контроля проверит указанную информацию. Таким образом, заявитель снизит риск ошибки, которую может допустить проверяющий в формулировке постановления и квалификации нарушения. Например, компания обжаловала штраф по процессуальным основаниям. Административный орган неправильно квалифицировал правонарушение, которое совершило общество: вместо части 4 проверяющий указал часть 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Суд отменил постановление (постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.07.14 № Ф07-5005/2014 по делу № А26-7848/2013).

      Приложите доказательства нарушения требования пожарной безопасности. Например, если нарушитель ограничил доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим системам обеспечения пожарной безопасности, приложите фотоснимки.

      Укажите сведения о заявителе. МЧС не рассматривает анонимные обращения.

      Ознакомьтесь с порядком подачи жалоб на нарушение пожарной безопасности на сайте регионального ГУ МЧС

      В сети можно отыскать дополнительную информацию например, о возможности подать жалобу в электронном виде) и примерную форму заявления о нарушении требований пожарной безопасности. Например, такой раздел есть на сайте Главного Управления МЧС по Пензенской области.

      Подпишитесь на журнал «Юрист компании»
      всего за 21 912 15 312 рублей .

      Проверка пожарной инспекцией соблюдения правил пожарной безопасности

      Материал предоставлен корпоративным изданием для клиентов ГК «ИРБиС» «Система успеха»

      При осуществлении предпринимательской деятельности любому хозяйствующему субъекту, будь то индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, приходится вступать во взаимоотношения с различными государственными органами. К ним относится и Го сударственный пожарный надзор. Пожарные инспекторы «балуют» своими посещениями чаще других контролеров, поскольку невыполнение или ненадлежащее выполнение установленных правил пожарной безопасности может привести не только к материальному ущербу, но и причинить вред жизни и здоровью граждан. Одним из ярких примеров можно назвать пожар в декабре 2009 года в пермском клубе «Хромая лошадь», в результате которого погибли 155 человек.

      В своей статье мы постараемся максимально полно осветить вопросы, касающиеся проведения пожарной инспекцией проверок соблюдения правил пожарной безопасности в организациях, в частности:

      — какими нормативными документами следует руководствоваться, чтобы обеспечить пожарную безопасность в организациях;
      — какие нарушения могут выявить пожарные инспекторы;
      — кем могут проводиться пожарные проверки, их виды, сроки и периодичность, оформление результатов;
      — что такое пожарная декларация, где и в каких случаях она применяется;
      — кто несет ответственность, какие виды ответственности за несоблюдение требований пожарной безопасности предусмотрены законодательством РФ.

      Пожарная безопасность предприятий в любой стране регламентируется и контролируется государством. Так и в России пожарная безопасность обеспечивается системой, основными элементами которой являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия и граждане. Это важное понятие места и роли предприятия как одного из элементов системы обеспечения пожарной безопасности. Другими словами, государство наделило предприятия всеми правами в данной области и возложило на них соответствующие обязанности по предотвращению пожаров и противопожарной защите.

      В частности, в Российской Федерации все без исключения организации обязаны строго соблюдать «Правила пожарной безопасности в РФ» (ППБ 01-03) (далее — ППБ 01-03), утвержденные Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313.

      Это отправной документ, на основании которого должна строиться стратегия обеспечения пожарной безопасности организации. Также одними из основных нормативных документов в области пожарной безопасности, действующими в настоящее время на территории Российской Федерации являются:
      • Федеральный закон N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 (далее Закон N 69-ФЗ).
      • Федеральный закон N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 (далее Закон N 123-ФЗ).

      Эти внушительные по объему нормативные акты представляют собой свод правил о том, как должно быть и чего допускать не следует, чтобы огненная стихия не стала бесконтрольной хозяйкой.

      Обязательному исполнению подлежат и нормы специальных правил, принимаемых в соответствии с Законом N 123-ФЗ, например, Свода правил «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации» (СП 9.13130.2009), и некоторые строительные правила (СНиП) и нормы пожарной безопасности (НПБ), которые продолжают действовать до дня вступления в силу регламентов, предусмотренных Законом N 123-ФЗ.

      Продолжают действовать, в частности:
      — СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», приняты и введены в действие постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7;
      — НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утверждены приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315;
      — НПБ 253-98 «Нормы пожарной безопасности. Оборудование противодымной защиты зданий и сооружений. Вентиляторы. Методы испытания на огнестойкость», утверждены приказом ГУГПС МВД России от 29.05.1998 N 39.

      Конечно, все мельчайшие детали, установленные многочисленными актами, учесть невозможно, но основных правил стоит придерживаться.

      Что является объектом проверки?

      Сразу отметим, что основная задача пожарного инспектора — проверить соблюдение ППБ 01-03.

      Перечень нормативов пожарной безопасности, которые должны соблюдать организации и учреждения, достаточно большой, поэтому мы остановимся лишь на тех нормативах, на которые обращают внимание пожарные инспекторы.
      Общие правила, которые приведены в разделе I ППБ 01-03, касаются и обязательны для исполнения всеми без исключения организациями, независимо от отраслевой принадлежности.

      Первое, что потребует у проверяемой организации пожарный инспектор, — приказ руководителя организации и инструкцию о мерах пожарной безопасности, которая в соответствии с п. 6 ППБ 01-03 должна быть в каждом учреждении (организации).

      В инструкции о мерах пожарной безопасности должны быть отражены следующие сведения (приложение 1 к ППБ 01-03):
      1) порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей;
      2) мероприятия по обеспечению пожарной безопасности во время технологических процессов, эксплуатации оборудования, производства пожароопасных работ;
      3) порядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;
      4) места курения;
      5) порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;
      6) предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;
      7) обязанности и действия работников при пожаре:
      — правила вызова пожарной охраны;
      — порядок аварийной остановки технологического оборудования;
      — порядок отключения вентиляции и электрооборудования;
      — правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики;
      8) порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей.

      В соответствии с п. 7 ППБ 01-03 все сотрудники организации должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров. Порядок проведения, периодичность и перечень вопросов инструктажей определен приказом МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 (с изменениями от 27.01.2009). Если в проверяемой организации какой-либо сотрудник не прошел противопожарный инструктаж, государственный пожарный инспектор отметит данное нарушение в акте.

      В зданиях и сооружениях, где на этаже одновременно находятся более 10 человек, должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система оповещения людей о пожаре, соответствующая нормам пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утвержденным Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 N 323.

      На объектах с массовым пребыванием людей (50 человек и более) дополнительно к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по безопасной и быстрой эвакуации, по которой как минимум раз в полгода следует проводить практические тренировки по эвакуации всех работников — учебные тревоги. При этом необходимо учитывать, что планы (схемы) эвакуации должны совпадать с планом здания (сооружения).

      Кроме того, в каждом помещении на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны, чтобы при возникновении опасности любой сотрудник учреждения мог с ней связаться (п. 13 ППБ 01-03). Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется документами по пожарной безопасности (п. 52 ППБ 01-03).

      Согласно п. 33 ППБ 01-03 около оборудования, имеющего повышенную пожарную опасность, нужно вывешивать стандартные знаки безопасности.
      Следующий момент, на котором контролеры заострят свое внимание, — обеспечение помещений организации огнетушителями и другими первичными средствами пожаротушения (п. 108 ППБ 01-03). Количество, типы и виды средств тушения пожара в зависимости от площади и видов помещений определены в приложении 3 к ППБ 01-03.

      Перечень помещений и оборудования, которые должны быть оснащены автоматическими установками пожаротушения (АУП) и пожарной сигнализации (АУПС), приведен в нормах пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315. Руководителям организаций не следует забывать о своевременном обслуживании и проверке таких установок. Они должны постоянно содержаться в рабочем состоянии (п. 34 ППБ 01-03).

      Согласно п. 23 ППБ 01-03 дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой очищаться от снега и льда.

      Полномочия лиц, осуществляющих пожарный надзор в Российской Федерации

      Согласно ст. 6 Закона N 69-ФЗ государственный пожарный надзор в России осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
      Наряду с Законом N 69-ФЗ, нормативным актом, в соответствии с которым действуют органы пожарного надзора, является Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 N 820 «О государственном пожарном надзоре» (далее — Постановление N 820), которым утверждено и введено в действие Положение «О государственном пожарном надзоре» (далее — Положение)

      Например, в п. 9 Положения перечислены права государственных инспекторов городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору и государственных инспекторов закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору. Согласно положениям этого пункта они имеют право осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, а также должностными лицами и гражданами, проводить обследования и проверку территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (в том числе в нерабочее время), входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством РФ, в жилые и иные помещения при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и (или) угрозу безопасности людей.

      Кроме того, пожарные инспекторы вправе требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они относятся к предмету проверки, давать руководителям юридических лиц и должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

      В отдельных случаях они могут приостанавливать на короткий срок (до рассмотрения дела судом в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях) деятельность филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатацию агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществление отдельных видов деятельности (работ), оказание услуг. Такая мера принимается ими, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы возникновения пожара и (или) угрозы жизни или здоровью людей и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно (п. 9 Положения).

      В результате проведения контроля над пожарной безопасностью пожарные инспекторы вносят в соответствующие организации и представляют соответствующим должностным лицам в порядке, установленном Кодексом об административных правонарушения РФ (далее — КоАП РФ), представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений в области пожарной безопасности, а также составляют протоколы, рассматривают дела об административных правонарушениях и назначают в соответствии с законодательством РФ административные наказания.

      Следует обратить внимание, что в целях регулирования отношений в области защиты прав юридических лиц при проведении государственного контроля (надзора) действуют положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ). В частности, установлено ограничение прав должностных лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю. Так, согласно ст. 15 Закона N 294-ФЗ должностные лица органов пожарного надзора при проведении мероприятий по контролю не вправе:
      — проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к их компетенции, осуществлять плановые проверки, если при их проведении не присутствуют должностные лица или работники проверяемых организаций либо их представители, распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ, превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю;
      — требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если таковые не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки, требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами.

      Виды, сроки и периодичность проведения проверок

      Закон N 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля
      (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также устанавливает основные принципы проведения таких контрольных мероприятий.

      В частности, органы пожарного контроля вправе проводить плановые, повторные и внеплановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, независимо от их формы собственности. Плановые проверки в отношении одной организации могут проводиться не чаще чем один раз в три года. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями, ежегодным планом, который доводится до сведения заинтересованных лиц посредством размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети Интернет либо иным доступным способом.

      Кроме того, в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановой проверки, проекты ежегодных планов проведения плановых проверок должны быть направлены в органы прокуратуры, которые рассматривают их на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля в соответствии с ч.4 ст. 9 Закона N 294-ФЗ и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля о проведении совместных плановых проверок. Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования ею ежегодного сводного плана проведения плановых проверок, который также размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры.

      Согласно ч.8 ст. 9 Закона N 294-ФЗ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
      1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
      2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
      3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

      В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

      Проверки могут проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно ст. 11 и 12 Закона N 294-ФЗ.

      В соответствии со ст. 13 Закона N 294-ФЗ срок проведения проверок (документарных и выездных) не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органов пожарного надзора, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на 20 рабочих дней.

      В соответствии со ст. 9 Закона N 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного пожарного надзора не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. Контролирующий орган направляет копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо другим доступным способом.

      О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного пожарного надзора не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Исключение составляют случаи, когда проводится внеплановая выездная проверка, основаниями которой являются:

      а) возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям и окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
      б) причинение вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям и окружающей среде, нарушение безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
      в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
      В начале проверки проверяющие обязаны предъявить удостоверения и распоряжение о проверке, в котором должны быть указаны дата, сроки и вид проверки, перечислены инспекторы. Распоряжение должно быть выписано на предпринимателя или организацию. Контрольная проверка без распоряжения незаконна, детальный порядок организации проверок определен ст.14 Закона N 294-ФЗ.

      Оформление результатов пожарных проверок

      После проведения проверки должностным лицом (лицами) органа государственного пожарного надзора составляется акт установленной формы в двух экземплярах (ст. 16 Закона N 294-ФЗ).

      В нем указывается следующая обязательная информация: дата, время и место составления акта, наименование проверяющего органа пожарного надзора, дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю, фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), его осуществлявшего, наименование проверяемой организации, должность его представителя, присутствовавшего при данном процессе, дата, время, продолжительность и место проведения.

      Кроме того, в акте должны быть перечислены выявленные в ходе проведения контроля результаты, в том числе нарушения, их характер, лица, допустившие указанные нарушения.

      При отказе в ознакомлении с актом проверки представителем организации, а также лицом, присутствовавшим при ее проведении, этот факт необходимо зафиксировать в данном в акте.

      Акт подписывается должностным лицом, проводившим контроль.

      К акту о проведении пожарной проверки прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.

      Обратите внимание: согласно п. 8 ст. 16 Закона N 294-ФЗ юридические лица обязаны вести журнал учета проверок, который должен быть прошит, пронумерован и удостоверен. В нем должностным лицом органа государственного пожарного надзора производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органа государственного надзора, дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете данного мероприятия, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего проверку, и его (их) подпись.

      Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю, или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного пожарного надзора.

      В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки учреждения нарушений в соблюдении обязательных требований противопожарной безопасности, должностные лица органа государственного пожарного надзора в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, обязаны:
      — выдать предписание юридическому лицу об устранении нарушений с указанием сроков их устранения;
      — принять меры по контролю за устранением нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших данные нарушения, к ответственности.

      Декларация пожарной безопасности

      С 1 мая 2009 года вступил в силу Закон N 123-ФЗ, в соответствии с которым, в целях повышения уровня пожарной безопасности объектов защиты, у руководителей юридических лиц появилась обязанность представить в МЧС России до 01.05.2010 декларацию пожарной безопасности, утвержденную Приказом МЧС РФ от 24.02.2009 N 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности» (далее — Приказ МЧС N 91), и выбирать в добровольном или обязательном порядке форму оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности технических регламентов, нормативных документов по пожарной безопасности или условиям договоров.

      Под объектом защиты в названных нормативных актах подразумевается продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, строения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

      Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) и декларирование пожарной безопасности по сути своей являются мерами, позволяющими обеспечить общие требования пожарной безопасности, предъявляемые Законом N 123-ФЗ к объектам защиты.

      В соответствии со ст. 144 Закона N 123-ФЗ декларация пожарной безопасности и независимая оценка пожарного риска являются формами оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности. Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности изложены в ст. 6 Закона N 123-ФЗ.

      Правила оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем оценки пожарного риска регламентированы постановлением Правительства РФ от 07.04.2009 N 304.

      Рассмотрим отдельно вопросы, касающиеся обязательного представления декларации пожарной безопасности в органы МЧС России и независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности).

      Декларация пожарной безопасности — это форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска.

      Для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу Закона N 123-ФЗ, декларация пожарной безопасности представляется не позднее одного года после вступления в силу Технического регламента, т.е. до 01.05.2010.

      Для проектируемых объектов защиты декларация представляется до ввода их в эксплуатацию.
      Составляют декларацию пожарной безопасности:
      — застройщик либо лицо, осуществляющее подготовку проектной документации;
      — собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному Законом N 123-ФЗ или договором, или орган управления многоквартирным домом.

      Декларация пожарной безопасности составляется для следующих объектов защиты:

      1) объектов капитального строительства, для которых законодательством РФ о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы, за исключением:
      — жилых домов высотой не более трех этажей;
      — отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 кв.м., которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности; отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 кв.м., которые предназначены для осуществления производственной деятельности;
      2) зданий детских дошкольных образовательных учреждений;
      3) специализированных домов престарелых и инвалидов;
      4) больниц;
      5) спальных корпусов образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений.

      Декларация пожарной безопасности может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные входящие в его состав здания, сооружения, строения и помещения, к которым установлены требования пожарной безопасности.

      В случае изменения требований пожарной безопасности, а также изменения содержащихся в ней сведений, декларация разрабатывается вновь или уточняется путем внесения в нее изменений, которые прилагаются к декларации, и регистрируется в порядке, установленном для регистрации декларации.

      Ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации пожарной безопасности, несет лицо, составившее и подписавшее ее в соответствии с законодательством РФ.

      Декларация составляется по установленной форме в двух экземплярах и подписывается лицом, ее составившим, после чего направляется в территориальный отдел (отделение, инспекцию) структурного подразделения территориального органа МЧС России непосредственно либо по почте. Должностные лица органа МЧС России проверяют соответствие заполнения поступившей декларации установленной форме в течение пяти рабочих дней и, в случае соответствия заполнения декларации установленным к ней требованиям, осуществляют ее регистрацию путем внесения необходимых сведений в перечень деклараций пожарной безопасности.

      При несоответствии заполнения декларации установленным к ней требованиям должностные лица органа МЧС России возвращают декларацию декларанту с письменным указанием мотивированных причин отказа в ее регистрации.

      Декларация пожарной безопасности состоит из трех разделов:
      раздел I — Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты;
      раздел II — Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара;
      раздел III — Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых обеспечивается на объекте защиты.

      Раздел I заполняется в случае, если проводился расчет пожарного риска. В разделе указываются расчетные значения уровня пожарного риска, а также комплекс выполняемых инженерно-технических и организационных мероприятий для обеспечения допустимого значения уровня пожарного риска.

      Раздел II заполняется исходя из собственной оценки возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара, либо приводятся сведения из договоров страхования.

      Раздел III заполняется на основании выполняемых требований федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности для конкретного объекта защиты.

      К декларации прилагаются расчеты по оценке пожарного риска, самостоятельная оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара либо копия страхового полиса.

      Самостоятельное заполнение собственником объекта защиты декларации пожарной безопасности определяет, какие требования противопожарной безопасности он будет выполнять без дополнительных согласований с какими-либо государственными органами.

      Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) является так же, как и декларирование пожарной безопасности, формой оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности. Целью независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) является достижение приемлемого уровня безопасности объектов. При этом в сферу оценки состояния объектов наряду с органами государственного надзора включаются негосударственные организации и эксперты по оценке рисков.

      Если на объекте защиты проведен аудит пожарной безопасности, то контроль со стороны государства в виде проверок пожарным инспектором уже не планируется.
      В отличие от декларирования пожарной безопасности эта форма оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности является добровольной или обязательной в порядке, установленном законодательством РФ.

      Порядок оценки пожарного риска установлен:
      — Федеральным законом от 04.07.2009 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
      — постановлением Правительства РФ от 07.04.2009 N 304 «Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем оценки пожарного риска»;
      — приказом МЧС России от 10.07.2009 N 404 «Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах»;
      — приказом МЧС России от 30.06.2009 N 382 «Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной безопасности».

      Аудит пожарной безопасности проводится на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты и экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска, и включает в себя:

      — анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты;
      — обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения наличия условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;
      — в случаях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, — проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз, а в случаях, установленных Законом N 123-ФЗ, — расчетов по оценке пожарного риска;
      — подготовку вывода о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения — разработку мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.

      Подтверждением проведения аудита пожарной безопасности является заключение о независимой оценке пожарного риска, которое вручается собственнику или иному законному владельцу объекта защиты. Оно подписывается должностными лицами экспертной организации, проводившими независимую оценку пожарного риска, утверждается руководителем экспертной организации и скрепляется печатью экспертной организации.

      В течение пяти рабочих дней после утверждения заключения экспертная организация направляет копию заключения в структурное подразделение территориального органа МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, или в территориальный отдел (отделение, инспекцию) этого структурного подразделения.

      Ответственность за нарушения противопожарной безопасности

      Прежде чем начать разговор об ответственности в области пожарной безопасности, следует определить, на кого она распространятся.

      Так, на основании ст. 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушения требований пожарной безопасности может возлагаться на собственников имущества, на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе на руководителей организаций, на лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности, а также на должностных лиц в пределах их компетенции.

      За нарушения правил пожарной безопасности должностные лица подвергаются дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

      Административная ответственность

      Административная ответственность может реализоваться как правами надзорных органов, так и в судебном порядке в соответствии со статьями КоАП РФ.

      Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей, на должностных лиц — от 1 000 до 2 000 рублей, на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей, на должностных лиц — от 2 000 до 3 000 рублей, на юридических лиц — от 20 000 до 30 000 рублей (п. 1, 2 ст. 20.4 КоАП РФ).

      Нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 500 до 2 000 рублей, на должностных лиц — от 3 000 до 4 000 рублей, на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 рублей (п. 3 ст. 20.4 КоАП РФ).

      В соответствии с п. 6 ст. 20.4 КоАП РФ несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленным для пожарных машин и техники, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей, на должностных лиц — от 500 до 1 000 рублей, на юридических лиц — от 5 000 до 10 000 рублей.

      Последствия проведенной пожарными инспекторами проверки напрямую зависят от ее результатов (выявленных нарушений).

      Так, например, если в ходе проверки проверяющие выявили мелкие нарушения ППБ, то они могут не привлекать организацию или индивидуального предпринимателя к ответственности, а ограничиться лишь предупреждениями и рекомендациями по устранению данных нарушений. Например, запасные выходы из здания заставлены коробками, в таком случае контролеры могут в предписании потребовать убрать коробки, и на этом все закончится. Однако если по результатам повторной внеплановой проверки контролеры обнаружат, что их требования не исполнены, то, скорее всего, штрафных санкций не миновать

      За неисполнение предписаний инспекторов предусмотрен штраф (п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ) для граждан в размере от 300 до 500 рубей, для должностных лиц — от 1 000 до 2 000 рублей, для юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей. А также для должностных лиц КоАП РФ установлена дисквалификация на срок до трех лет.

      Обратите внимание: если проверяющие составили акт проверки и протокол об административном правонарушении в один день, то протокол можно признать незаконным в судебном порядке, благо практика, подтверждающая это, имеется. Так, в Постановлении ФАС СКО от 27.09.2006 N Ф08-4766/2006-2045А судьи не поддержали пожарных инспекторов, указав, что составление протокола об административном правонарушении и вынесение постановления о привлечении к административной ответственности в один день лишили фирму возможности надлежащим образом ознакомиться с материалами проверки, квалифицированно возражать и давать объяснения по существу вменяемого ей правонарушения.

      Другими словами, в данном случае организация была лишена предоставленных КоАП РФ гарантий защиты своих прав.
      Также следует учитывать, что согласно п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При этом истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (пп. 6 п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

      Уголовная ответственность

      За нарушение правил пожарной безопасности, которое по неосторожности повлекло тяжкий вред здоровью человека, виновное лицо несет ответственность: минимальную — штраф до 80 000 рублей, максимальную — до трех лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности (п. 1 ст. 219 УК РФ). Если же нарушения данных правил повлекли по неосторожности смерть человека или двух и более людей, то виновник может лишиться свободы на срок до пяти или семи лет соответственно (п. 2, 3 ст. 219 УК РФ).

      В заключение хотелось бы сказать: для того, чтобы исключить неприятную необходимость уплаты штрафа, а тем более для того, чтобы избежать более серьезных последствий допущенных нарушений пожарной безопасности, необходимо не так уж и много условий. Главное – это досконально изучить и строго выполнять требования, закрепленные в действующих правилах пожарной безопасности, соблюдать необходимые нормы пожарной безопасности. Надеемся, что настоящая статья внесла свою посильную лепту в освещение этого вопроса и послужила простым и наглядным материалом в выработке позиции.

      Полезно также помнить, что пожарная инспекция, как и любой другой контролирующий орган, занимается не только проверками и наложением взысканий, но и может оказать ценную консультационную помощь в правильной организации пожарной безопасности вашего предприятия.

      Еще по теме:

      • Квелли возврат отзывы одежда по заказу из Quelle кто выписывает одежду из Quelle? Хочу попробывать выписать, но вся в сомнениях, а вдруг чушь какая-нибудь придет не самого лучшего качества. Поделитесь опытом. Моя подруга заказывает постоянно.Некоторые вещи нравятся некоторые […]
      • Постановление пленума верховного суда судимость Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 мая 2016 г. № 22 “О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил […]
      • Разрешение на ловлю раков Разрешение на лов раков в Саратовской области будет действовать до 15 августа 04.08.2016, 13:35 просмотров: 1580 Лов раков на территории Саратовской области будет разрешен до 15 августа. Об этом сообщает пресс-служба комитето охотничьего хозяйства и […]
      • Соискатель вакансии юрист Соискатель вакансии юрист в управляющую компанию Помощь по сайту Официальный сайт газеты «Карьера» © OOO «Карьера-Л», 2009 - 2018 Дизайн сайта: газета «Карьера» Использовать полностью или частично в любой форме материалы или […]
      • Закон больших чисел суть Закон больших чисел суть В начале курса мы уже говорили о том, что математические законы теории вероятностей получены абстрагированием реальных статистических закономерностей, свойственных массовым случайным явлениям. Наличие этих закономерностей связано […]
      • Городское жильё по субсидии Нацпроект «Жилье и городская среда» обойдется почти в 1 трлн рублей На реализацию национального проекта «Жилье и городская среда» до 2024 года планируется выделить 944,2 млрд рублей. Это следует из последнего варианта паспорта нацпроекта от 16 августа 2018 […]
      • Проведение экспертизы изделий Экспертиза ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов Поволжская Государственная инспекция пробирного надзора федерального казенного учреждения «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» […]
      • Перечисление налога на ндс Порядок и сроки уплаты НДС в 2018 году Уплата НДС в 2018 году - сроки уплаты рассмотрим в статье - осуществляется равными частями в течение 3 месяцев после отчетного квартала. Какой порядок и сроки предусмотрены законодательством РФ для сдачи отчетности и […]