Разрешение на реконструкцию не требуется

Содержание:

Прокуратура Московской области

Согласно требованиям ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);

4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;

4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;

4.2) строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;

Законом Московской области от 10.10.2014 № 124/2014-ОЗ «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Московской области» (далее – Закон) расширен перечень случаев, когда получение разрешения на строительство на территории области не требуется.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона для строительства объектов электросетевого хозяйства классом напряжения до 20 киловольт включительно; реконструкции объектов электросетевого хозяйства, не являющихся линейными объектами, классом напряжения до 20 киловольт включительно; строительства и (или) реконструкции линейно-кабельных сооружений связи и кабельных линий электросвязи; строительства и (или) реконструкции объектов сети газораспределения и (или) газопотребления с давлением до 0,6 МПа включительно, в том числе газопроводов-вводов, и сооружений на них; реконструкции линий электропередачи, линий связи, газопроводов, водопроводов, канализационных сетей, не требующей увеличения размеров охранных зон таких объектов; строительства и (или) реконструкции тепловых сетей.

Как следует из положения ч. 2 ст. 2 Закона области, действие части 1 настоящей статьи не распространяется на случаи строительства и (или) реконструкции особо опасных и технически сложных объектов и объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Ситуации, когда не требуется разрешение на строительство

В статье подробно раскрывается перечень объектов частного (дачный дом, гараж, баня, пристройки к ним) и особого назначения (линейные объекты, газопровод, водопровод, ЛЭП), не требующих получения разрешения на строительство и обзорно раскрывается проблема ответственности за отсутствие разрешения на строительство в остальных случаях

Процесс возведения объекта связан с созданием проектной документации, ее утверждения в государственных органах и местных учреждениях контроля градостроительной деятельности. Должностные лица осуществляют мониторинг соблюдения требований законодательства, соответствия размещения здания плану города или другого населенного пункта. Проверяется цель его создания – общественно-социальные, для личного использования, ведения коммерческой деятельности, служебного или вспомогательного назначения. Самая главная задача, стоящая перед властями, – полное устранение или минимизирование рисков причинения такой постройкой ущерба жизни и здоровью людей. Выдача разрешения на строительства, однако, иногда не обязательна. Об этом знают большинство граждан, застройщиков, индивидуальных предпринимателей или главы организаций. Приводя в пример нормы законодательства, они пытаются апеллировать тем, что на их случай не распространятся требование о получении разрешения. Зачастую это происходит, когда они неоднократно получают отказ в выдаче разрешения на строительства. Действительно ли возможно построить здание без проектной документации и ее согласования и какая ответственность ждет строителей при нарушении положений градостроительных норм?

Случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется

Общий перечень оснований, когда для возведения объекта не нужно получать разрешение, установлен ст.51 Градостроительного кодекса РФ. Такая возможность возникает:

при строительстве гаража на участке, принадлежащем на праве собственности или находящемуся в его пользовании гражданину, если здание не будет использоваться в коммерческих целях, то есть для извлечения прибыли. К примеру, для организации сервиса для ремонта машин и другой техники.

при обустройстве дачного домика на земле, предусмотренной для садоводчества, а также вспомогательных помещений для ведении подсобного хозяйства – гаражей, стаек для животных, бани, сарая для хранения инструмента, объекта ИЖС (индивидуального жилищного строительства, к примеру, коттедж) и др.

при строительстве отдельных построек вспомогательного назначения – к примеру, вахты на въезде на территорию компании. Функциональное назначение этого помещения тесно связано с обслуживанием основного здания. Строение неразрывно связано с землей, т.е. его перенос на другой участок без причинения ущерба конструкциям невозможен.

при реконструкции объектов капитального фонда, перепланировка, другие изменения плана расположения помещений здания.

при проведении капитального ремонта многоквартирных домов, сооружений коммерческого назначения, к примеру, заводов или фабрик.

при согласовании размещения буровых скважин и осуществлении их сервисного обслуживания. Порядок проведения работ в этом случае регламентируется законом о разработке месторождений полезных ископаемых и ином использовании земельных участков для изыскания недр.

при установке на участке переносной конструкции – железного гаража, киоска, пункта охраны и др.

в иных случаях, установленных законом как специальные, когда осуществление строительства без разрешения не может признаваться незаконным.

Пример и судебной практики по делу N А26-10116/2010. Администрация города подала заявления на компанию о привлечении к ответственности за размещение автопарковки на принадлежащее ей земельном участке без получения соответствующего распоряжения властей. По результатам рассмотрения вопроса было установлено, что указанный объект необходимо признавать вспомогательным, созданным для целей благоустройства основного здания.

Особую сложность представляет категория дел, где в споре указаны линейные объекты, не требующие разрешения на строительство. По этому поводу есть соответствующие разъяснения. К таким видам сооружений относятся:

базы отдыха из дерева и каркаса для временно размещения отдыхающих, кафе;

площадки для обустройства пляжей, игр детей, выгула собак;

колодцы и пруды с объемом хранимой воды до 100 куб.м. на грунтовой почве;

дороги необщего использования, к примеру, подвод к домам индивидуального строительства;

вводные газопроводы в районах населенных пунктов;

линии электропередач и связи, водопроводы, сети канализации, трансформаторных станций в пределах выделенных для их создания земельных участков.

При осуществлении работ и установлении конструкций на глубине почв требуется согласование установки инженерного оборудования в местной администрации, получения разрешения на строительство не требуется. Целью таких мер является контроль соблюдения норм экологического и санитарного законодательства, а также требований атомного и технологического норм.

В остальных случаях заявление о выдаче разрешения на строительство подается с приложением проектной документации в администрацию города или другого населенного пункта, на территории которого планируется осуществление строительной деятельности.

Ответственность за отсутствие разрешения на строительство

При возведении строения без документов о согласовании деятельности от властей а определенном земельном участке, лица могут привлекаться к административной ответственности на основании ст.9.5 КоАП РФ:

на граждан налагается штраф – от 2 до 5 тыс. руб.;

должностным лицам, осуществляющим стройку без разрешения, придется выплатить в бюджет от 30 до 50 тыс. руб.;

с индивидуального предпринимателя будет взыскано от 20 до 50 тыс. руб. и выписано постановление о приостановлении работы организации на срок до 90 дней;

юридические лица обяжут заплатить за нарушение от 500 тыс. до 1 млн руб. Их деятельность также прекратиться на срок до 90 дней согласно постановления контролирующего органа.

На основании ст.51 ГрК РФ установление требований по выдаче разрешения на строительства находится в ведении местных властей. К примеру, перечень объектов, на возведение которых получение согласований не требуется, установлен Законом Московской областной думы №15/99-П от 25.09.2014.

В строго определённых законом случаях получение разрешения на строительство того или иного объекта не требуется, что упрощает подготовку строительстрва с юридической точки зрения, однако, необходимо чётко определить тип проводимых работ и вид объекта для того, чтобы правомерно воспользоваться рассматриваемой в статье возможностью.

Министерство экономического развития
Российской Федерации

  • Направления
  • Макроэкономика
  • Стратегическое планирование
  • ФЦП, ФАИП и ВЦП
  • Развитие конкуренции
  • Малый и средний бизнес
  • Внешнеэкономическая деятельность
  • Противодействие коррупции
  • НИР/НИОКР
  • Государственные гарантии
  • Недвижимость
  • Административная реформа
  • Электронное правительство
  • Корпоративное управление
  • Финансовые рынки
  • Обобщение мониторинга хода реализации государственных программ Российской Федерации, ежеквартальные и годовые сводные доклады
  • Общественный совет
  • Инновации
  • Природопользование
  • Естественные монополии
  • Приватизация федерального имущества
  • Социально ориентированные некоммерческие организации
  • Эффективное управление государственным имуществом
  • Экономика социальной сферы
  • Развитие экономики регионов
  • Институты развития
  • Нормативное и методологическое обеспечение разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ
  • Государственно-частное партнерство
  • Общероссийские классификаторы, закрепленные за Минэкономразвития России
  • Стратегическое и территориальное планирование
  • Перспективное пространственное планирование
  • Антикризисные мероприятия регионов
  • Развитие межрегионального и приграничного сотрудничества
  • Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации
  • Мониторинг хода реализации государственных программ Российской Федерации
  • Свободная экономическая зона на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя
  • Международное инвестиционное сотрудничество
  • Налогообложение
  • Привлечение и сопровождение инвестиций
  • Улучшение бизнес-среды
  • Правительственная комиссия по импортозамещению
  • Информационное обеспечение процессов разработки и реализации государственных программ
  • Прогнозирование параметров сектора государственного управления
  • Евразийская интеграция
  • Подготовка управленческих кадров
  • Анализ социально-экономической эффективности государственных программ Российской Федерации
  • Мониторинг степени внедрения и эффективности использования спутниковых навигационных технологий
  • Письмо № ОГ-Д23-5132 от 15 апреля 2015 г. относительно подготовки технических планов сооружений

    Департамент недвижимости Минэкономразвития России, рассмотрев Ваше обращение в пределах своей компетенции, сообщает.

    В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

    Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

    Государственная регистрация права собственности на созданный объект недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном статьей 25 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации).

    Положения статьи 25.3 Закона о регистрации распространяются на: создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство;

    на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке).

    Согласно части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

  • строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением
  • предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
  • строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
  • строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
  • изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
  • капитального ремонта объектов капитального строительства; строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;
  • иных случаях, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
  • Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 3 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

    Согласно части пятой статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации; в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

    Таким образом, субъекты Российской Федерации могут установить иные случаи, когда не требуется получение разрешения на строительство, но не противоречащие федеральному законодательству, в частности, Градостроительному кодексу Российской Федерации.

    Вместе с тем согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты — это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что для строительства линейных объектов (в отличие от, например, строительства строений и сооружений вспомогательного использования) необходимо наличие разрешения на строительство.

    Учитывая изложенное, поскольку субъектом Российской Федерации (Московской областью) урегулирован вопрос, касающийся случаев, в которых не требуется выдача разрешения на строительство, можно предположить, что указанные в законе Московской области вещи — это не объекты капитального строительства (и, следовательно, не объекты недвижимости, принимая во внимание, в частности, пункт 2 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

    Кроме того необходимо учитывать, что действующая редакция статьи 25.3 Закона о регистрации, в частности пункты 2, 3 данной статьи, не распространяется на линейные сооружения.

    При этом отмечаем, что решение о государственной регистрации, приостановлении государственной регистрации или отказе в государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества должно быть принято государственным регистратором по результатам правовой экспертизы всех представленных на государственную регистрацию прав документов, в том числе с учетом сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости в отношении указанного газопровода.

    Дополнительно обращаем внимание, что вопросы строительства, ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства отнесены к компетенции Минстроя России в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 819 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации», пунктом 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038.

    Строительство без разрешения на строительство

    Установленная законом процедура строительства требует прохождения многочисленных согласований , а кроме того, весьма длительна по времени.

    Однако, в некоторых случаях законодательство дозволяет возводить капитальные объекты без прохождения указанной процедуры и получения разрешения на строительство.

    К таким случаям относятся:

  • любое строительство на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства, может осуществляться без разрешения;
  • если возводится гараж на земельном участке, который был представлен физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
  • строения и сооружения вспомогательного использования (при наличии на том же земельном участке основной постройки, которую данные объекты обслуживают) также возводятся без получения разрешения на строительство.
  • Кроме этого, как подсказывает логика и устанавливает закон, не нужно получать разрешения на строительство для возведения объектов, которые вообще не относятся к объектам капитального строительства . Некапитальные объекты , не имеющие прочной связи с землёй , устанавливаются без прохождения строительных процедур .

    Как упоминалось в статье, раскрывающей понятие строительства , по общему правилу разрешение на строительство необходимо также получать и на строительные работы, подпадающие под понятие реконструкции.

    Вместе с тем, строительные работы не требуют получения разрешения, если они проводятся в рамках капитального ремонта, т.е. при таком изменении объектов капитального строительства и (или) их частей, когда такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

    При этом, во многих случаях правообладателям капитальных объектов приходится специально доказывать, что произведённые ими работы не выходили за рамки капитального ремонта и их не следует считать произведённой реконструкцией.

    Конкретные перечни строительных работ, не требующих разрешения на строительство, уточняются региональным законодательством. Так, в г. Москве к таким работам относятся в том числе многие виды работ по переустройству нежилых зданий, такие как устройство проемов в перекрытиях (в т.ч. с сооружением дополнительных лестниц), в стенах (включая несущие), устройство новых и заделку существующих оконных проемов и т.д.

    Также разрешение на строительство в любом случае не требуется для строительства некапитальных объектов , не относящихся к недвижимости. Данные объекты размещаются либо по усмотрению правообладателя участка, либо в специально предусмотренном для них порядке, не имеющем отношения к получению разрешения на строительство.

    Правовой центр «Два М» оказывает услуги по юридическому сопровождению строительных проектов на всех этапах реализации:

  • Подготовка комплексных юридических заключений в отношении порядка осуществления строительства (отдельно могут быть рассмотрены наиболее сложные и юридически значимые вопросы будущего проекта);
  • Юридическое сопровождение согласований с компетентными органами на всех стадиях строительства;
  • Осуществление функций технического заказчика ;
  • Претензионная работа по договорам подряда, поставки, оказания услуг и т.д.;
  • Защита интересов инвесторов и застройщиков в суде .
  • Нужно ли разрешение на строительство получать при реконструкции?

    Доброго времени суток друзья!» ))))

    Вопросы:
    1. Требуется ли разрешение на строительство для объекта капитального строительства: Реконструкция больницы (перекрытия, несущие стены, и др. конструктив не менялись, усиленны два простенка. )?

    2. Требуется ли гос. экспертиза для ПД: кап. ремонт больницы (все разделы)?

    Продажа навыков и умений

    Внесены изменения в Градостроительный кодекс

    18 июля 2011 года, 17:20

    Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    Федеральный закон принят Государственной Думой 7 июля 2011 года и одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года.

    Справка Государственно-правового управления

    Федеральным законом упрощается порядок проведения капитального ремонта объектов капитального строительства.

    Федеральным законом устанавливается, что при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства не требуются разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

    Согласно Федеральному закону при этом не осуществляется государственный строительный надзор и не проводится государственная экспертиза проектной документации, за исключением государственной экспертизы проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования.

    Кроме того, Федеральным законом вносятся изменения в некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях приведения их в соответствие с изменениями, вносимыми в Градостроительный кодекс Российской Федерации.

    У меня два объекта: кап. ремонт и реконструкция

    По ГК: Экспертизу проходить не надо если не требуется разрешение на строительство, вот и вопрос : ДЛЯ РЕКОНСТРУКЦИИ больницы разрешение на строительство в каких случаях ТРЕБУЕТСЯ?

    17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

    3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;

    5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

    18. Застройщик в течение десяти дней со дня получения разрешения на строительство обязан безвозмездно передать в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, сведения о площади, о высоте и количестве этажей планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, один экземпляр копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных пунктами 2, 8 — 10 и 11.1 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса, или один экземпляр копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.

    5. Разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции:

    1) объекта капитального строительства на земельном участке, расположенном в границах особой экономической зоны, — федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на управление особыми экономическими зонами;

    2) объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых), — федеральным органом управления государственным фондом недр;

    3) объекта использования атомной энергии — уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;

    4) гидротехнических сооружений первого и второго классов, устанавливаемых в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, аэропортов или иных объектов авиационной инфраструктуры, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, объектов обороны и безопасности, объектов космической инфраструктуры, объектов, обеспечивающих статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, линий связи при пересечении Государственной границы Российской Федерации, на приграничной территории Российской Федерации, объектов, строительство, реконструкцию которых планируется осуществить на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, исключительной экономической зоне Российской Федерации, — уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;

    5) объекта культурного наследия, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, — исполнительными органами государственной власти, осуществляющими функции в области охраны объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;

    6) объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов), — федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    Реконструкция объекта, правовые аспекты

    Пожалуй, у каждого владельца недвижимости: здания, сооружения помещения, рано или поздно возникает желание или необходимость расширить объект, перестроить, надстроить дополнительный этаж, или сделать подземную парковку, одним словом произвести реконструкцию своей недвижимости.

    Однако сложно даже представить: как много собственников, не задумываясь, реконструируют свои объекты без получения на это необходимых разрешений, а потом сталкиваются с проблемой регистрации права собственности на реконструируемый объект. Что такое реконструкция и как ее нужно производить, чтобы оградить себя от возможных проблем с оформлением права собственности? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в настоящей статье. Как правило, собственники таких объектов, экономят время и деньги на получении разрешительных документов на реконструкцию. Они рассчитывают, что раз недвижимость – это их собственность, то и согласовывать с кем-то перестройку объекта мероприятие затратное и не имеющее особого смысла. Но так думают они до тех пор, пока не решат совершить сделку с перестроенным объектом, например, заложить для получения кредита в банке или срочно продать. И тут выясняется, что распорядиться они могут только той частью объекта, на которую имеются правоустанавливающие документы, а различные пристройки, надстройки к зданию предметом сделки быть не могут. Еще хуже если в результате серьезной реконструкции первоначальный объект недвижимости теряет все свои характеристики и фактически перестает существовать, тогда все здание будет рассматриваться как самовольная постройка, которой в принципе никак нельзя распорядиться. В таких ситуациях собственникам придется в судебном порядке доказывать свои права на реконструированные объекты. Чтобы такие случаи возникали реже, предлагаю все-таки стараться учитывать требования действующего законодательства к проведению реконструкции строений.

    Итак, что же такое реконструкция объекта недвижимости.

    Согласно части 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция – это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения. Довольно часто реконструкцию объекта путают с перепланировкой помещений, последнюю оформить гораздо проще. Несмотря на то, что и реконструкция и перепланировка связаны с изменением площади объекта, они все же имеют серьезные различия.

    Если нежилой объект подвергается перепланировке, то это касается изменения внутренней конфигурации помещений (снос перегородок и возведение новых) без выхода за пределы границ объекта. Перепланировка, как правило, связана с незначительным изменением площади объекта. Реконструкция связана, прежде всего, с изменением границ объекта, чаще в сторону его увеличения: возведение пристроек, дополнительных этажей, тамбуров. Либо может производится в пределах границ объекта, но в результате такой реконструкции изменяется назначение объекта, к примеру складское помещение за счет устройства внутри него второго уровня и подключения к дополнительным инженерным мощностям переоборудовано под офисное.

    Если производится только внутренняя перепланировка в нежилых помещениях, то не требуется прохождение той сложной процедуры, которая необходима для осуществленияреконструкции.

    Для проведения реконструкции градостроительным законодательством установлена определенная процедура, этапы которой вкратце можно изложить следующим образом:

    1. Проведение инженерных изысканий (ст. 47 ГсК РФ). Выполняются только организацией или лицом, имеющим соответствующую лицензию.

    2. Сбор технических условий (ст. 48 ГсК РФ). Осуществляется в случае, если реконструкцию невозможно обеспечить без дополнительного подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения. Технические условия предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию инженерных сетей, в течение 14 дней с момента запроса.

    3. Разработка проектной документации, и ее экспертиза в установленных законом случаях (ст. 48 ГсК РФ). Выполняется только организацией или лицом, имеющим соответствующую лицензию.

    Подготовка проектной документации осуществляется на основании результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров реконструкции объектов капитального строительства.

    4. Получение разрешения на строительство (ст.51 ГсК РФ).

    Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. Для получения разрешения на строительство (реконструкцию) застройщик направляет в орган архитектуры по месту нахождения земельного участка заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагает правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; проектную документацию; заключение государственной экспертизы проектной документации (если она требуется в соответствии с законом); согласие всех правообладателей объекта капитального строительства, подлежащего реконструкции. По результатам рассмотрения заявления уполномоченный орган в течении 10 дней выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. Получение разрешения на строительство не требуется, если осуществляется реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других). Также не требуется разрешение на строительство в случае реконструкции объектов капитального строительства, если планируемые изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом. В случае если разрешение на реконструкцию получено, но сменился собственник земельного участка, на котором расположен подлежащий реконструкции объект, действие разрешения сохраняется.

    5. Получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ст.55 ГсК РФ).

    Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта градостроительному плану земельного участка и проектной документации. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в орган выдавший разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. К заявлению прикладывается пакет документов, установленной ч. 3 ст. 55 ГсК РФ. Орган, выдавший разрешение на строительство, в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.

    После прохождения всей этой процедуры заказываете новый технический паспорт на объект недвижимости. Останется только оформить право собственности уже на измененный объект в Управлении Федеральной регистрационной службы. При этом следует иметь в виду, что Управление ФРС при осуществлении государственной регистрации прав на объекты недвижимости руководствуется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и Методическими рекомендациями «О порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества».

    Законом установлено, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.

    При осуществлении государственной регистрации прав на создаваемый, созданный или реконструируемый объект недвижимого имущества Управление ФРС должно удостовериться, что объект недвижимого имущества не является самовольной постройкой. Так как лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности (пункт 2 статьи 222 ГК РФ).Самовольной постройкой является строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (пункт 1 статьи 222 ГК РФ).

    С тем чтобы подтвердить, что реконструируемый объект не является самовольной постройкой, на государственную регистрацию права в УФРС вы должны будете представить с новымтехническим паспортом, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Также при проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию прав, Управление ФРС проверит у вас наличие прав на земельный участок, на котором расположен реконструированный объект. Если в соответствии с законом на реконструкцию объекта не требовалось получения разрешения, то права на такой объект регистрируются на основании документов, подтверждающих факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

    Разрешение на реконструкцию нежилого здания: необходимые документы

    Чтобы получить разрешение на реконструкцию нежилого здания, требуется четко знать процедуру и собрать все необходимые документы. Ниже рассмотрим, в чем особенности такого разрешения, кем оно выдается, в какой последовательности производится его оформления, и какие бумаги потребуются. Знание этих правил позволяет по закону выполнить реконструкцию в Москве или другом городе с учетом требований действующего законодательства.

    Что такое разрешение на реконструкцию нежилого здания?

    В Градостроительном кодексе (статье 1, части 14) прописано, что реконструкция — это комплекс работ, направленных на внесение изменений в параметры капстроительства, а именно этажности, показателей объема, качества инженерного и технического обеспечения. Разрешение на реконструкцию — документ, позволяющий выполнить упомянутые работы, а впоследствии без проблем узаконить постройку.

    Такие работы часто путают с перепланировкой. Это различные понятия, которые отличаются не только сущностью, но и подходами в оформлении разрешения. В случае с перепланировкой бюрократические процедуры проходят быстрее. В чем различия? Выделим главные моменты:

  • Разрешение на перепланировку позволяет получателю производить изменения во внутренней части помещения. К этой категории работ относится удаление перегородок, установка новых стен и прочие мероприятия, которые не подразумевают выхода за существующие объемы недвижимости. Если площадь объекта и меняется, то незначительно.
  • Разрешение на реконструкцию позволяет выполнять более серьезную работу, связанную с увеличением площади за счет новых этажей, тамбуров или возведения других пристроек. Возможны ситуации, когда площадь объекта остается неизменной, но меняется его назначение. Например, ранее помещение использовалось для склада, но после реконструкции в нем обустроен офис работников. В таком случае требуется получить разрешение не на перепланировку, а на реконструкцию.
  • Какие полномочия оно дает?

    Как отмечалось выше, выполнение работ по реконструкции нежилого помещения требует получения разрешения. После прохождения необходимых процедур открывается возможность для выполнения следующей работы:

  • Изменения этажности здания в сторону увеличения или уменьшения.
  • Обустройства антресольного этажа.
  • Перестройки имеющегося чердака под мансардное помещение.
  • Пристраивания к объекту дополнительного нежилого объекта.
  • Усиления конструкций или установке новых коммуникаций, если речь идет о капитальном ремонте.

Кроме того, если речь идет о реконструкции помещений в жилом доме по отношению к объектам общего пользования, требуется разрешение всех владельцев квартир. Это обязательство прописано в ЖК РФ (ст. 3, ч.3).

Во всех упомянутых случаях согласование реконструкции является обязательным, ведь в ином случае выполненные работы будут признанные незаконными, а результатом станут штрафные санкции (о них ниже).

Кто выдает разрешение на реконструкцию?

Чтобы «выбить» необходимо разрешение на реконструкцию нежилого объекта, требуется идти в исполнительный комитет горсовета. При этом заявитель должен пройти несколько этапов, начиная со сбора и передачи документов, необходимых для разработки объекта, заканчивая присвоением адреса готовому сооружению (если этот требуется) и регистрацией права собственности. В процессе прохождения процедур не обойтись без одобрения многих инстанций.

Порядок согласования

Чтобы согласовать работы по реконструкции нежилого здания, требуется:

  • Пойти в БТИ и взять копии технического плана интересующего объекта. Эта информация лежит в свободном доступе и должна предоставляться по первому требованию владельца сооружения.
  • Отнести собранные документы в отдел архитектуры своего города. Также у специалистов этого органа стоит заказать проектную документацию на работы по реконструкции интересующего объекта. Для этого в нежилое помещение или здание выезжает архитектор, который составляет проект с учетом действующих нормативных актов в пожарной, технической и санитарной сфере.
  • Предать готовый проект на утверждение в городской отдел архитектуры или другую инстанцию, которая уполномочена на выполнение таких работ. В эту категорию органов входит пожарная инспекция, санэпидемстанция, а также коммунальные службы. Одобрение коммунальных служб обязательно в случае, если при выполнении работы затрагиваются системы водо- и теплоснабжения, подводка газа, проводка.
  • Получить одобрение жилищной комиссии, которая по законодательству отвечает за акт выполненных работ. В случае успешного решения вопроса требуется завизировать разрешение у главы администрации, после чего собранные бумаги направить в орган самоуправления.
  • Получить разрешение на строительство — документ, который дает право на проведение реконструкции нежилого объекта капстроительства. Он выдается органом местного самоуправления после предоставления заявления. Вместе с ним требуется предать бумаги, подтверждающие право на объект, согласие правообладателей, заключение госэкспертизы и другие. На рассмотрение выделяется до 10 суток, после чего уполномоченный орган должен выдать разрешение или отказать с объяснением причин.
  • Что дальше?

    Получать разрешение на реконструкцию нет нужды, если интересующий объект не относится к сооружению капитального строительства (навес, киоск и так далее). Кроме того, в получении разрешения нет необходимости, если в реконструируемые объектах капстроительства не затрагиваются конструктивные, а также другие важные элементы, влияющие на безопасную эксплуатацию объекта. Это относится и к работам, которые не затрагивают существующие показатели разрешенного строительства, прописанные в градостроительном регламенте. Бывает так, что разрешение получено, но хозяин участка, на котором находится недвижимость, поменялся. В такой ситуации выданное разрешение остается в силе.

  • Дальше требуется получить разрешение на ввод в эксплуатацию. Бумага закрепляет факт выполненной реконструкции объекта с учетом предоставленного ранее разрешения на выполнение работ. Кроме того, документ свидетельствует о соответствии реконструированного сооружения градостроительному плану участка и проекту. Чтобы ввести объект в эксплуатацию, требуется обратиться в орган, который выдал разрешение на реконструкцию. Здесь потребуется оформить заявление и передать пакет бумаг, указанных в ГсК РФ (ст.55, ч.3).
  • Орган, выдавший разрешение, имеет 10 суток с момента получения заявления на ввод объекта, чтобы проверить наличие и корректность оформления переданных к рассмотрению бумаг, выехать на реконструируемый объект для проверки и принять решение — выдать разрешение на ввод или отказать. Если принято решение об отказе, обязательно указание причин.

    Полученного разрешения на ввод достаточно, чтобы внести необходимые правки в документы госучета реконструируемого объекта капстроительства. После заверения этой процедуры требуется получить техпаспорт на сооружение и оформить право собственности в государственной регистрационной службе.

    Стоит учесть, что разрешение на реконструкцию от органов самоуправления удается получить не всегда. В этом случае стоит выяснить причины отказа, после чего пройти процедуру с нуля.

    Список необходимых документов

    Чтобы сделать реконструкцию в соответствии с действующим законодательством, требуется подготовить полный пакет бумаг:

  • Паспорт лица, которое обращается в уполномоченный орган за разрешением на реконструкцию.
  • Заявления во все инстанции, о которых упоминалось выше (образцы заполнения можно найти в Интернете или непосредственно в офисе организации).
  • Топографический план местности, на которой расположен реконструируемый объект (геоподоснова). Здесь не имеет значения, где именно находится недвижимость — в многоквартирном сооружении или отдельно расположенном доме.
  • Заключение эксперта о техническом состоянии объекта.
  • Проектную документацию и план реконструкции нежилого сооружения.
  • Правоустанавливающие бумаги, которые разрешают пользоваться объектом и выполнять обозначенные работы. Это может быть договор аренды или купли-продажи.
  • План здания (должен быть поэтажным). В состав документа входят чертежи нежилых объектов, нуждающихся в реконструкции.
  • Разрешение всех владельцев квартир на выполнение работ, если помещение расположено в многоквартирном доме.
  • Ответственность за незаконную реконструкцию

    Сбор бумаг и прохождение процедуры получения разрешения — трудоемкий процесс. Чтобы избежать проблем, владельцы нежилых помещений часто идут в обход законодательства и выполняют работы без выполнения оговоренных выше бюрократических процедур. Но это большой риск, ведь действия нарушителей подпадают под статью 9.5:

  • Часть 1. В ней указано, что реконструкция без получения разрешения влечет к наложению штрафа на нарушителя. Если в этой роли выступает обычный гражданин (физическое лицо), придется заплатить от двух до пяти тысяч рублей. Сложнее обстоит ситуация, если нарушителем является компания (юридическое лицо). Здесь штрафные санкции более суровые и составляют от 0,5 до 1 миллиона рублей. Кроме того, законодательно допускается приостанавливать работу такой компании на период до 90 дней. Закон относится к подрядным организациям и застройщикам, которые выполняли незаконную реконструкцию.
  • Часть 5. При отсутствии соответствующего разрешения ввод реконструированного объекта является незаконным. Это, в свою очередь, влечет наложение взыскания в размере до 1000 рублей. Если речь идет о должном лице, взимается штраф до двух тысяч рублей. В случае, когда нарушителем является юридическое лицо, придется заплатить до 20 тысяч рублей.
  • В каких случаях разрешение не требуется?

    Выше отмечалось, что разрешение на реконструкцию необходимо при внесении глобальных изменений в объект (добавлении этажей, увеличении площади, изменении назначения и так далее). Если речь идет о менее масштабных работах, в оформлении разрешения нет нужды. Сюда стоит отнести:

  • Монтаж дверей и окон в уже имеющиеся проемы.
  • Изменение размера помещения за счет сноса одной или нескольких перегородок.
  • Выполнение работ, которые не влекут за собой увеличения или уменьшения площади.
  • Таким образом, любые изменения в конструкции недвижимости, которые не приводят к корректировке его пределов, можно делать без выполнения рассмотренных выше мероприятий.

    Еще по теме:

    • Разрешение на строительство садовое товарищество Как и где получить разрешение на строительство жилого дома на садовом участке? Купили участок в садовом товариществе, решили строить жилой дом.на этой улице уже построились и уже живут три семьи, им даже газ подвели разрешение на строительство на садовом […]
    • Пенсия для прорабов Имеет ли бывший строитель-прораб право на досрочную пенсию в 57 лет? Дополнительные материалы: Добрый день, уважаемые!Интересует такой вопрос. Мне 57 лет, трудовой стаж более 25 лет. в качестве строителя прораба до этого проработал 10 лет.. Давно ещё.. […]
    • Льготная пенсия и контракт Как не дослужив контракт уволиться на пенсию при 20 льготных лет Юридическая правовая оценка Добрый день, подскажите пожалуйста как и по какой статье можно уволиться с военной службы в этом году, выслуга льготная 20 лет а календарная 13.5, возраст 32 года. […]
    • Закон 1094 Постановление Правительства РФ от 27.10.2016 N 1094 "О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" от 27 октября 2016 г. N 1094 О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Признать […]
    • Какой процент налога на товар Налоговая ставка НДС при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных ст. 162 НК РФ, при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи […]
    • Налог 66 ру екатеринбург Налоговые инспекции, регион 66 Выберите, пожалуйста, Вашу инспекцию: • Налоговая инспекция 6601 (Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Алапаевску Свердловской области) • Налоговая инспекция 6602 (Инспекция Федеральной налоговой службы по […]
    • Опеки и попечительства пермского края Требуется мама Им нужна мама Влад Б. 3 года 6 месяцев Слава В. 4 года 2 месяца Кирилл Б. 17 лет 3 месяца Павел Ш. 15 лет 7 месяцев Роман Ш. 16 лет 2 месяца Михаил П. 16 лет 7 месяцев Алексей Б. 7 лет 7 месяцев Вова К. 16 лет 7 […]
    • Пособие по снип 20203-85 Пособие по снип 20203-85 СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА Дата введения 1987-01-01 РАЗРАБОТАНЫ НИИОСП им. Герсеванова Госстроя СССР (канд. техн. наук Б.В.Бахолдин - руководитель темы; доктора техн.наук В.А.Ильичев и Е.А.Сорочан; кандидаты техн.наук […]