Преступление против интересов

Содержание:

Понятие и виды преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях

Под преступлениями против интересов службы в коммерческих и иных организациях следует понимать такие общественно опасные деяния, которые посягают на нормальную деятельность коммерческих и иных организаций и причиняют либо создают угрозу причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

Объектом анализируемых преступлений является нормальная деятельность коммерческих и иных организаций, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями. Для некоторых преступлений против интересов службы в коммерческих и некоммерческих организациях характерен дополнительный непосредственный объект – права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества и государства (ст. 201 и 202 УК РФ); здоровье человека (ст. 203 УК РФ).

Виды преступлений:

  • злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ);
  • злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК РФ);
  • превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб (ст. 203 УК РФ);
  • коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ).

Субъект преступлений – лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.

Организационно-распорядительные функции включают в себя руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.

К административно-хозяйственным функциям могут быть отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций, а также совершение иных действий (принятие решений о начислении заработной платы) и т. п.

Объектом преступления являются интересы службы в коммерческих и иных организациях. Деяние образует состав преступления, если оно:

  • было совершено лицом, выполняющим управленческие функции;
  • лицо, выполняющее управленческие функции, использовало свои полномочия;
  • использовало полномочия вопреки интересам службы;
  • повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
  • Злоупотреблением могут быть признаны такие действия лица, которые вытекали из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности.

    Субъективная сторона характеризуется умыслом и целью – извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесение вреда другим лицам.

    Преступления против интересов несовершеннолетних (ст. 172, 173 УК)

    Преступления против интересов несовершеннолетних – совершенные умышленно общественно опасные деяния, которые причиняют существенный вред правам и интересам детей, не достигших 18-летнего возраста.

    Объективная сторона – действие.

    Объект – нормальное нравственное и физическое развитие несовершеннолетнего.

    Субъективная сторона – умысел.

    Субъект – вменяемое физическое лицо, достигшее 18 лет.

    Ст. 172. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.

    Объект – общественные отношения, обеспечивающие нормальное нравственное и физическое развитие несовершеннолетних.

    Потерпевший – лицо, не достигшее 18 лет.

    Объективная сторона — активные действия, направленные на возбуждение у подростка желания или подкрепление намерения участвовать в преступлении (склонение) ненасильственными методами (обман, подкуп, возбуждение чувства мести и зависти).

    Оконченным данное преступление считается с момента, когда несовершеннолетний в результате действий взрослого начал выполнять объективную сторону преступления. Если подросток отказался участвовать, то действия взрослого расцениваются как покушение. В случае, если общественно-опасное деяние совершено лицом, не достигшим возраста уголовной ответственности, то лицо, которое вовлекло подростка, должно нести ответственность по данной статье и статье, которая предусматривает ответственность за соответ. преступление, в котором он будет являться опосредованным исполнителем. Признаков группы не будет.

    Субъективная сторона – прямой (косвенный) умысел.

    Субъект — лицо, достигшее возраста 18 лет.

    · действие, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения;

    · родителем, педагогом или иным лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего;

    · с вовлечением несовершеннолетнего в организованную группу либо в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления

    Ст. 173. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение.

    Объект — общественные отношения, обеспечивающие нормальное и нравственное и физическое развитие несовершеннолетних

    Объективная сторона — вовлечение несовершеннолетнего в следующие действия:

    · систематическое употребление спиртных напитков,

    · систематическое немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ,

    · бродяжничество или попрошайничество. Бродяжничество — скитание лица, не имеющего постоянного места жительства, работы или учебы, из одного населенного пункта в другой либо в пределах одного населённого пункта в течение длительного времени. Попрошайничество — систематическое выпрашивание у посторонних лиц денег, продуктов питания, одежды или иных материальных ценностей.

    Субъективная сторона — прямой умысел.

    Субъект — лицо, достигшее 18 лет.

    Преступление окончено с момента совершения действий, направленных на вовлечение несовершеннолетнего в антиобществ. поведение независимо от того, совершил ли виновный что-либо из указанных действий.

    Квалифицированные виды: совершение действий с применением насилия или с угрозой его применения; совершается родителем, педагогом или иным лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего.

    § 1. Общая характеристика преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях

    В результате происходящих в России экономических и политических реформ появились многочисленные коммерческие и иные (некоммерческие) организации, аппарат которых не.участвует в государственном управлении, но многие служащие аппарата этих . организаций наделены управленческими полномочиями в своих структурах. Злоупотребляя управленческими полномочиями, они подчас способны причинить серьезный вред правам и законным интересам граждан, интересам организаций, в которых работают, или других организаций, общественным и государственным интересам. Это обстоятельство определило появление в УК РФ главы о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях.

    Согласно гражданскому законодательству (ст. 50 ГК) коммерческие организации — это организации различных форм собственности, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они могут создаваться в форме хозяйственных обществ (полное товарищество, товарищество на вере), хозяйственных обществ (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью), производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. Коммерческими организациями являются, в частности, банки и другие кредитные организации, за исключением Центрального банка Российской Федерации, который относится к числу государственных органов.

    Иные организации, о которых говорится в гл. 23 УК, — это некоммерческие организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль между участниками. Они могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

    Коммерческие и (или) некоммерческие организации могут объединяться в форме ассоциаций и союзов.

    Учреждениями признаются организации, созданные собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемые им полностью или частично (ст. 120 ГК). Это могут быть образовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, .вузы и др.), учреждения культуры (театры, библиотеки, музеи и др.), здравоохранения (больницы, санатории, поликлиники и др.), науки и др. Учреждения могут создаваться на основе любой формы собственности и соответственно принадлежать государству, органам местного самоуправления, общественным и религиозным объединениям, частным собственникам. Под действие ст. 201 и ч. 3 ст. 204 УК подпадают работники лишь таких учреждений, которые не являются государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями.

    Любая коммерческая и некоммерческая организация имеет свои органы управления, аппаратов который входят лица, наделенные определенными полномочиями. Эти полномочия они должны использовать исключительно в интересах службы, т. е. в интересах своих организаций, которые не могут противопоставляться государственным и общественным интересам. Таким образом, родовым объектом преступлений, включенных в гл. 23 УК, являются интересы службы в коммерческих и иных организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями. Интересы службы в данном случае заключаются в правильном и четком функционировании аппаратов управления этими организациями, надлежащем исполнении управленческими работниками своих функций на благо своих организаций и не в ущерб законным интересам граждан, других организаций, общества и государства в целом * .

    * Близкое к приведенному определение объекта преступлений, предусмотренных гл. 23 УК, дает И. А. Клепицкий: «правильное осуществление полномочий лицами, не являющимися служащими государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений» (см.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. Учебник для юридических вузов/Отв. ред. Б. В. Здравомыслов. М., 1996. С. 235).

    Неудачным представляется определение родового объекта для этой главы, предложенное П. С. Яни: «сфера отношений, связанных с реализацией работниками всех юридических лиц, за исключениями, установленными примечанием к ст. 201 УК РФ, имеющихся у них особых возможностей, прямо вытекающих из их служебного положения» (см.: Яни П. Причинение вреда деянием. О квалификации экономических и служебных преступлений // Российская юстиция. 1997. № 1. С. 48).

    Глава «Преступление против интересов службы в коммерческих и иных организациях» УК РФ включает в себя всего четыре статьи, содержащие описание признаков преступлений, которые можно разделить на две группы: 1) общие составы преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях (злоупотребление полномочиями — ст. 201, коммерческий подкуп — ст. 204); 2) специальные составы преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях (злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами — ст. 202, превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб — ст. 203).

    Общие преступления могут быть совершены лицами, выполняющими управленческие функции в любой коммерческой организации независимо от формы собственности, включая государственные и муниципальные предприятия, в общественных и религиозных объединениях, потребительских кооперативах, учреждениях, фондах и иных некоммерческих организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями. Специальные преступления совершают лишь конкретно указанные в статьях УК лица: частный нотариус, частный аудитор, руководитель или служащий частных охранных или детективных служб.

    Субъектом общих преступлений против интересов службы в коммерческой или иной организации может быть не любой служащий этой организации, а лишь выполняющий в ней управленческие функции т. е. постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющий организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности (примечание 1 к ст. 201 УК).

    Обязанности, связанные с руководством деятельностью других людей, принято считать организационно-распорядительными. К ним, в частности, относится руководство в целом коммерческой или некоммерческой организацией, структурным подразделением, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников (организация и планирование работы, подбор и расстановка кадров, прием на работу и увольнение, организация труда подчиненных, контроль и проверка исполнения, поддержание трудовой дисциплины и т. п.). Административно-хозяйственные обязанности связаны с правом распоряжения и управления имуществом (совершение сделок, заключение контрактов от имени организации, установление порядка хранения, переработки и реализации имущества, учет и контроль над расходованием материальных ценностей, организация реализации товаров и оказания услуг, получение и выдача денежных средств и документов и т. п.). Поэтому лицами, выполняющими в коммерческих и некоммерческих организациях управленческие функции, можно, в частности, считать членов советов директоров (наблюдательных советов), директоров, управляющих, председателей правления и других руководителей организаций, их заместителей и членов правления, руководителей структурных подразделений (начальники цехов, на-чальники планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых и других отделов и служб, заведующие лабораториями, кафедрами, магазинами, ателье, ресторанами, пунктами проката и т. д. и их заместители), бухгалтеров, руководителей участков работ (мастера, прорабы, бригадиры) и др.

    Субъектами ответственности за злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК) и за коммерческий подкуп (ч. 3 ст. 204 УК) могут быть и такие служащие коммерческих и некоммерческих организаций, управленческие функции которых связаны с правом совершать по службе юридически значимые действия, способные порождать, изменять или .прекращать правовые отношения, т. е. имеющие распорядительный характер. Поскольку здесь имеются в виду прежде всего различные специалисты коммерческих и иных организаций, негосударственных и немуниципальных учреждений, существует проблема отграничения управленческо-распорядительной деятельности этих служащих-специалистов, в ходе которой они могут совершить преступление против интересов службы, от их сугубо профессионально-производственной деятельности, не связанной с управлением. Например, имеются основания для привлечения к ответственности за преступления против интересов службы преподавателей негосударственных и немуниципальных учебных заведений за нарушение обязанностей, возложенных на них как на членов экзаменационных комиссий.

    Управленческие функции могут выполняться субъектами преступлений, предусмотренных в гл. 23 УК, постоянно, временно или по специальному полномочию. При этом нужно иметь в виду, что лицо, временно или по специальному полномочию исполняющее обязанности организационно-распорядительного или административно-хозяйственного характера, может быть признано субъектом данных преступлений при условии, если эти обязанности были возложены на него в установленном порядке.

    С субъективной стороны все преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях характеризуются умышленной виной.

    Особый характер коммерческих организаций позволил в примечании 2 ст. 201 УК сформулировать важное, не столько уголовно-правовое, сколько процессуальное положение: если какое-либо деяние из числа предусмотренных в гл. 23 УК (фактически речь может идти только о злоупотреблении полномочиями или коммерческом подкупе) причинило вред исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия. В иных случаях, когда злоупотребление служащим своими полномочиями причинило вред государственному или муниципальному предприятию, любой некоммерческой организации либо интересам граждан, не являющихся владельцами коммерческой организации, интересам общества или государства, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях, помимо заявления или согласия организации, где работает виновный.

    uristinfo.net

    Лекция 27. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях

    1. Понятие и виды преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях
    2. Злоупотребление полномочиями
    3. Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами
    4. Превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб
    5. Коммерческий подкуп

    1. Понятие и виды преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях

    Под преступлениями против интересов службы в коммерческих и иных организациях понимаются предусмотренные главой 23 УК РФ умышленные общественно опасные деяния, посягающие на нормальную управленческую и другую деятельность коммерческих и иных организаций и причиняющие либо создающие угрозу причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.
    Как и все преступления, предусмотренные разделом VIII УК РФ, рассматриваемые преступления, в конечном счете, посягают на общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование экономики России как единого народнохозяйственного комплекса, которые составляют родовой объект этих преступлений. Группа же общественных отношений, обеспечивающих нормальную работу коммерческих и иных организаций как субъектов экономической и иной предпринимательской деятельности, образует видовой объект преступлений, предусмотренных главой 23 УК РФ.
    Объединяющим признаком рассматриваемой группы преступлений служит то, что они совершаются в связи с экономической и другой предпринимательской деятельностью коммерческих и иных организаций, не являющихся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.
    Под коммерческими понимаются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, создаваемые в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
    Некоммерческими называются организации, не имеющие извлечение прибыли основной целью своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Они осуществляют предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению основных целей, ради которых они созданы (ст. 50 ГК РФ).
    Глава 23 УК РФ включает четыре статьи, которыми предусмотрено пять составов преступлений: злоупотребление полномочиями (ст. 201); злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202); превышение полномочий служащими частных охранных и детективных служб (ст. 203); коммерческий подкуп включает два состава преступления: передача незаконного вознаграждения (ч. 1 и 2 ст. 204) и получение незаконного вознаграждения (ч. 3 и 4 ст. 204).

    Глава 10. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ИНТЕРЕСОВ СЛУЖБЫ В КОММЕРЧЕСКИХ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

    Информационно-справочный материал
    Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6 “О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе” // БВС РФ. 2000. N 4; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 “О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий” // БВС РФ. 2009. N 12.

    Аснис А.Я. Уголовная ответственность за служебные преступления в России: проблемы законодательного закрепления и правоприменения. М., 2005; Волженкин Б.В. Служебные преступления: комментарий законодательства и судебной практики. СПб., 2005; Шнитенков А.В. Ответственность за преступления против интересов государственной службы и интересов службы в коммерческих и иных организациях. СПб., 2006.

    § 1. Понятие, общая характеристика и виды преступлений против службы в коммерческих и иных организациях

    Глава 23 “Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях” УК объединяет нормы, регламентирующие ответственность за посягательство на нормальное функционирование коммерческих и иных организаций. В нее вошли четыре статьи, в которых содержится пять разновидностей преступлений против службы в коммерческих и иных организациях: злоупотребление полномочиями (ст. 201); злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202) и превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей (ст. 203); дача коммерческого подкупа (ч. 1 ст. 204) и получение коммерческого подкупа (ч. 3 ст. 204).

    В теории общепризнано, что норма, содержащаяся в ч. 1 ст. 201 УК, является общей по отношению к нормам, содержащимся в ч. 2 этой же статьи, а также в ст. ст. 202, 203, ч. ч. 3 и 4 ст. 204 УК, которые являются специальными.

    Видовым объектом преступлений против службы в коммерческих и иных организациях выступает основанная на соблюдении и исполнении действующего законодательства и (или) иных нормативных актов нормальная деятельность коммерческой или иной организации, а также некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.

    Непосредственными объектами данной группы выступают общественные отношения, обеспечивающие нормальное (законное) функционирование отдельных коммерческих или иных организаций в различных сферах деятельности.

    В большинстве случаев служебные преступления имеют дополнительный непосредственный объект – права и законные интересы граждан или организаций, охраняемые законом интересы общества или государства.

    Объективная сторона преступлений характеризуется действием (бездействием) служащего соответствующей организации, которое выражается в использовании управленческих (служебных) полномочий вопреки законным интересам этой организации. Лишь путем действия могут быть совершены превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей (ст. 203 УК), коммерческий подкуп (ст. 204 УК). Как путем действия, так и путем бездействия осуществляются злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК) и злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК).

    Деяние в преступлениях гл. 23 УК характеризуется двумя признаками: а) использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий; б) использование полномочий вопреки законным интересам этой организации.

    В получении коммерческого подкупа (ч. ч. 3 – 4 ст. 204 УК) первая из обозначенных особенностей деяния получает по указанию законодателя более широкое понимание – деяние совершается лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

    Другая особенность деяния преступлений против интересов службы в коммерческих или иных организациях состоит в том, что полномочия используются вопреки законным интересам этой организации. Эта особенность означает, что виновный формально действует в рамках служебных полномочий, но совершаемые им действия не вызываются интересами организации, где он служит, и поэтому являются незаконными.

    По конструкции объективной стороны в гл. 23 УК два из пяти преступлений (ч. ч. 1 и 3 ст. 204 УК) имеют формальный состав, остальные – материальный. Для последних закон в качестве обязательного признака предусматривает общественно опасные последствия в виде: а) существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства (ст. ст. 201 и 202 УК); б) существенного нарушения прав и законных интересов граждан и (или) организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ст. 203).

    Последствия могут выражаться в причинении не только материального, но и иного вреда: в нарушении конституционных прав и свобод граждан, подрыве деловой репутации организации, создании помех и сбоев в ее работе, сокрытии хищений и других опасных преступлений и т.д. Только при условии наступления указанных последствий преступление следует квалифицировать как оконченное.

    Общественно опасные последствия в составах служебных преступлений описаны с помощью оценочной категории, что означает необходимость устанавливать их размер с учетом обстоятельств совершения конкретного посягательства.

    Третьим обязательным признаком объективной стороны преступлений, предусмотренных ст. ст. 201 – 203 УК, выступает наличие необходимой причинной связи между деянием и последствием.

    Субъективная сторона всех рассматриваемых преступлений характеризуется умышленной формой вины. Преступления, предусмотренные ст. ст. 201 и 202 УК, предусматривают в качестве обязательного признака цель – извлечение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесение вреда другим лицам.

    Указанные выгоды и преимущества должны противоречить законным интересам организации. По характеру выгоды могут носить как материальный (к примеру, корысть), так и нематериальный характер (к примеру, упрочение служебных позиций в организации; обретение служебного влияния и т.д.). Преимущество может выражаться в привилегиях виновного в сравнении с коллегами и быть связано как с финансовым состоянием организации, так и с ее авторитетом, деловой репутацией.

    Нанесение вреда другим лицам в качестве цели преступления сводится к причинению запрещенного законом ущерба как физическим, так и юридическим лицам, выражается в материальных и моральных утратах (сокращение объема продаж, отказ в кредитовании, подрыв делового имиджа и т.д.).

    Субъект всех преступлений гл. 23 УК специальный, за исключением дачи коммерческого подкупа (ч. ч. 1 – 2 ст. 204).

    Специальным субъектом выступают: лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации (ст. 201, ч. ч. 3 – 4 ст. 204 УК); частный нотариус (ст. 202 УК); частный аудитор (ст. 202 УК); частный детектив (ст. 203 УК); работник частной охранной организации, имеющий удостоверение частного охранника (ст. 203 УК).

    Понятие лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дано в примечании 1 к ст. 201 УК: “Лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственный органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением”.

    Из законодательной дефиниции субъекта вытекают его признаки:

    1) в ней содержится оговорка, что имеется в виду субъект, упоминаемый в статьях гл. 23 УК, она также распространяется на характеристику субъекта преступления, предусмотренного ст. ст. 199.2 и 304 УК;

    2) в основу определения положены критерии: а) функции, выполняемые лицом; б) время исполнения отдельных из указанных функций; в) место исполнения указанных функций.

    Функции подразделяются на виды: единоличного исполнительного органа; члена директоров; иного коллегиального исполнительного органа; организационно-распорядительные; административно-хозяйственные.

    Порядок избрания единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, функции которых исполняет рассматриваемый субъект, их компетенция определяются законодательством РФ, уставными документами.

    Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 “О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий” “к лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, относятся лица, выполняющие функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях (например, директор, генеральный директор, член правления акционерного общества, председатель производственного или потребительского кооператива, руководитель общественного объединения, религиозной организации)”.

    Время выполнения лицом организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций обозначено трояко: постоянно, временно или по специальному полномочию.

    Место выполнения лицом организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций строго определено в законе. Это коммерческие или иные организации независимо от формы собственности; некоммерческие организации, не являющиеся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями.

    В п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6 “О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе” разъяснено, что “под коммерческой организацией в соответствии со статьей 50 ГК РФ следует понимать организацию (юридическое лицо), которая в качестве основной цели своей деятельности преследует извлечение прибыли (например, хозяйственное товарищество и общество, производственный кооператив, государственное и муниципальное унитарное предприятие). При этом необходимо учитывать, что унитарное предприятие, являясь в силу статьи 113 ГК РФ коммерческой организацией, не наделено правом собственности на закрепленное за ним собственником (учредителем) имущество, в отношении которого оно осуществляет лишь хозяйственное ведение или оперативное управление (ст. ст. 114 и 115 ГК РФ).

    К некоммерческой организации, которая не является органом государственной власти или местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в соответствии с гражданским законодательством относятся потребительский кооператив, общественное объединение или религиозная организация, благотворительные и иные фонды, а также учреждение, которое создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. ст. 50 и 120 ГК РФ)”.

    Другими разновидностями специального субъекта рассматриваемых преступлений выступают частный нотариус или частный аудитор (ст. 202 УК); частный детектив или работник частной охранной организации, имеющий удостоверение частного охранника (ст. 203 УК).

    Правовой статус нотариуса закреплен в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1, аудитора – в Федеральном законе от 30.12.2008 N 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности”.

    Государственные нотариусы и государственные аудиторы признаются должностными лицами и подлежат ответственности по статьям гл. 30 УК.

    Полномочия частного детектива или работника частной охранной организации, имеющего удостоверение частного охранника, урегулированы Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации”.

    Таким образом, преступления против интересов службы в коммерческих или иных организациях – это предусмотренные уголовным законом умышленные деяния (действия или бездействие), посягающие на нормальное (законное) функционирование отдельных коммерческих или иных организаций в различных сферах деятельности и причиняющие либо создающие угрозу причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

    Все преступления против интересов службы в коммерческих или иных организациях по объекту посягательства можно подразделить на два вида:

    1) посягательства на правильное (законное) осуществление полномочий управляющим коммерческой или иной организацией (ст. ст. 201, 204 УК);

    2) посягательства на правильную (законную) профессиональную (коммерческую) деятельность (ст. ст. 202 и 203 УК).

    Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях имеют квалифицированные виды.

    Тяжкие последствия предусмотрены законодателем в качестве квалифицирующего признака преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 201 УК. Учитывая, что данная категория является оценочной, к числу тяжких последствий могут быть отнесены: крупный имущественный ущерб, обусловленный разрывом деловых отношений с партнерами; подрыв деловой репутации, в результате которого организация лишилась своих клиентов; прекращение деятельности организации; разорение многих клиентов или вкладчиков; самоубийство и т.п.

    В ч. 2 ст. 202 УК установлена ответственность за совершение виновным лицом преступных действий в отношении заведомо несовершеннолетнего или недееспособного лица. Потерпевшими от данного преступления признаются лица, не достигшие 18-летнего возраста, или недееспособные.

    Согласно ч. 2 ст. 203 УК ответственность наступает за “деяние, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием оружия или специальных средств и повлекшее тяжкие последствия”. Применение насилия или угроза его применения, применение оружия или специальных средств как отягчающие обстоятельства представлены в гл. 17 второго раздела учебника при описании квалифицированных видов превышения должностных полномочий. Это же относится и ко всем квалифицирующим признакам коммерческого подкупа (деяния, совершенные по предварительному сговору группой лиц или организованной группой, за заведомо незаконные действия (бездействие), сопряженные с вымогательством подкупа).

    § 2. Виды преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях

    При конструировании состава преступления, предусмотренного ст. 201 “Злоупотребление полномочиями” УК, и состава преступления, предусмотренного ст. 285 “Злоупотреблении должностными полномочиями” УК, использованы во многом совпадающие приемы законодательной техники. Эти преступления следует разграничивать по объекту, описанию последствий, признакам субъективной стороны (в ст. 201 УК речь идет о цели, а в ст. 285 УК – о мотиве преступления) и субъекту.

    Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК РФ) предполагает: а) использование предоставленных полномочий вопреки профессиональным задачам и функциям; б) цель деяния – извлечение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесение вреда другим лицам; в) последствия в виде существенного вреда, причиненного действиями (бездействием) частного нотариуса или аудитора. Публичный характер деятельности указанных субъектов позволяет признать существенным вред, причиненный и одному физическому лицу.

    Общественная опасность превышения полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей (ст. 203 УК) заключается в том, что виновный совершает такие действия по службе, которые явно выходят за пределы его полномочий, в результате чего существенно нарушаются права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства.

    Объем прав и полномочий частного детектива или работника частной охранной организации, имеющего удостоверение частного охранника, определяется его служебной компетенцией, которая закрепляется в различных нормативных актах (уставах, положениях, инструкциях, приказах и т.п.).

    Коммерческий подкуп (ст. 204 УК) имеет много общих признаков (предмет преступления, объективная сторона, квалифицированные виды) с получением взятки (ст. 290 УК) и дачей взятки (ст. 291 УК). Разграничивать их следует по объекту и субъекту преступления, получающему вознаграждение.

    1. Дайте определение преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях.

    2. Перечислите виды специальных субъектов преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях и раскройте их признаки.

    3. Проведите отличие злоупотребления полномочиями (ст. 201 УК) от злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК).

    Тема 34. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ИНТЕРЕСОВ СЛУЖБЫ В КОММЕРЧЕСКИХ ИЛИ ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

    34.1. Понятие, система и юридическая характеристика преступлений против интересов службы в коммерческих или иных организациях

    Преступления против интересов службы в коммерческих или иных организациях — это предусмотренные статьями [201-204] гл. 23 УК умышленные общественно опасные деяния (действия или бездействие), посягающие на установленный порядок службы в коммерческих или иных организациях и причиняющие вред охраняемым законом интересам граждан, организаций, общества, государства.

    Система преступлений против интересов службы в коммерческих или иных организациях включает:

    — злоупотребление полномочиями (см. ст. 201, 202 УК);

    — превышение полномочий (см. ст. 203 УК);

    — коммерческий подкуп (см. ст. 204 УК).

    Общественная опасность данных преступлений заключается в подрыве управленческой деятельности в коммерческих или иных организациях.

    Основной объект преступных посягательств — управленческая деятельность в коммерческих или иных организациях. Возможны факультативные объекты — интересы граждан (организаций, общества, государства), в том числе здоровье человека, его свобода, честь, достоинство, чужая собственность.

    Преступное посягательство, ответственность за которое предусмотрена ст. 204 УК, относится к числу предметных.

    Объективная сторона составов преступлений выражается деяниями в форме действия или бездействия. Активное преступное поведение возможно, например, при незаконной передаче лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой (или иной) организации, материальных ценностей (см. ст. 204 УК). Пассивное преступное поведение, например, — в утаивании частным нотариусом информации, имеющей для потерпевшего существенное значение (см. ст. 202 УК).

    На квалификацию содеянного могут повлиять способ (в частности, совершение преступления: а) группой лиц, б) с использованием вымогательства, в) с применением насилия или с угрозой применения такового), орудие (например, оружие или специальные средства) совершения преступления (см. ч. 2 ст. 203; п. «а» ч. 2, п. «а», «б» ч. 4 ст. 204 УК).

    Составы преступлений, отраженные в ч. 2 ст. 201, ч. 2 ст. 203 УК, имеют материальную законодательную конструкцию, а в ст. 204 УК — формальную. В юридической литературе распространена точка зрения о том, что составы преступлений, отраженные в ч. 1 ст. 201, ст. 202, ч. 1 ст. 203 УК, имеют материальную законодательную конструкцию. Однако некоторые сомнения на сей счет вносит содержание существенного вреда, о котором могут свидетельствовать не только материальные последствия, в частности, возникший в результате насилия легкий или средней тяжести вред здоровью потерпевшего (в материальной части конструкции), но и нематериальные последствия, например, интересы граждан или организаций, пострадавшие от угрозы применения насилия (в формальной части конструкции). Поэтому указанные составы целесообразно отнести к числу формально-материальных.

    Субъект преступных посягательств — физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста и, как правило, наделенное дополнительным признаком — управленческими функциями в коммерческой или иной организации (см. ст. 201, ч. 3, 4 ст. 204 УК). В ст. 202 и 203 УК субъекты конкретизированы. Ими являются соответственно частный нотариус или частный аудитор, частный детектив или работник частной охранной организации, имеющий удостоверение частного охранника. Субъект преступного посягательства, предусмотренного ч. 1 или 2 ст. 204 УК, — общий, т.е. физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту его совершения 16-летнего возраста.

    Субъективная сторона составов преступлений характеризуется виной в форме умысла. В составах, предусмотренных ст. 201 и 202 УК, цель совершения преступления — извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесение вреда другим лицам — значима для квалификации деяния как преступления.

    ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ИНТЕРЕСОВ СЛУЖБЫ В КОММЕРЧЕСКИХ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

    В результате изучения данной главы обучающийся должен:

    знать

    • классификацию преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях;

    • признаки субъекта преступлений, предусмотренных ст. 201 и 204 УК РФ;

    • особенности квалификации злоупотребления полномочиями и коммерческого подкупа;

    • квалифицирующие признаки преступлений, предусмотренных ст. 202 и 203 УК РФ;

    уметь

    • разграничивать злоупотребление полномочиями по службе и злоупотребления должностными полномочиями;

    • анализировать составы коммерческого подкупа и взяточничества;

    владеть

    • навыками оперирования основными понятиями «злоупотребление полномочиями», «существенный вред правам и законным интересам граждан», «тяжкие последствия», «превышение полномочий частным детективом»;

    • анализом условий освобождения от уголовной ответственности лица, совершившего коммерческий подкуп.

    Злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ)

    Основным непосредственным объектом данного преступления является нормальная деятельность коммерческих и иных организаций, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями.

    Дополнительным непосредственный объектом являются права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства.

    Данная норма имеет бланкетный характер и требует обращения к нормативным правовым актам других отраслей законодательства. Так, понятие коммерческих организаций содержится в ст. 50 ГК РФ – это организации различных форм собственности, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

    Иные организации – некоммерческие организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие прибыль между участниками. К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные (партии, профсоюзы, спортивные общества и т.д.), религиозные организации, благотворительные и иные фонды. Согласно ст. 120 ГК РФ учреждениями признаются организации, созданные собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемые им полностью или частично. Это могут быть образовательные учреждения (вузы, школы, гимназии, лицеи), учреждения культуры и здравоохранения и др.

    Объективная сторона злоупотребления полномочиями характеризуется тремя обязательными элементами:

    1) использование лицом своих полномочий вопреки законным интересам организации;

    2) наличие последствий в виде причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства;

    3) причинная связь между использованием полномочий и наступившими последствиями.

    Использование полномочий может осуществляться путем действия (заключение невыгодного контракта, нецелевое расходование материальных средств и др.) либо бездействия – неисполнения лицом своих служебных обязанностей (например, в целях сокрытия недостачи денежных средств).

    Для признания факта использования своих полномочий преступлением необходимо установить, что это деяние совершено вопреки законным интересам организации. Это означает, что осуществляемые управленческие действия (либо бездействие) противоречит уставным целям и задачам коммерческой или иной организации.

    Существенный вред от злоупотребления полномочиями может выражаться как в виде материального (имущественного) ущерба различным собственникам, так и в виде причинения физического вреда, нарушения прав и законных интересов граждан, государства и общества.

    По характеру такой вред может быть организационным, моральным, в виде упущенной выгоды и др.

    Для признания вреда существенным необходимо учитывать степень отрицательного влияния злоупотребления полномочиями на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею или другими организациями материального ущерба, размер упущенной выгоды, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им материального, физического или морального вреда и т.д.

    Согласно примечанию 2 к ст. 201 УК РФ, если деяния, предусмотренные данной статьей, причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия. Согласно примечанию 3 этой же статьи уголовное преследование осуществляется на общих основаниях при причинении вреда интересам других организаций. В соответствии со ст. 23 УПК РФ в случае причинения вреда интересам исключительно коммерческой организации уголовное дело возбуждается по заявлению руководителя данной организации или с его согласия.

    Субъектами данного преступления являются лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, основной целью которой является извлечение прибыли, а также в некоммерческой организации, которая не является государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, государственной корпорацией (п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»). К ним могут быть отнесены лица, выполняющие функции единоличного исполнительного органа, члены Совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

    Субъективная сторона деяния характеризуется умышленной формой вины. В законе указаны также две цели: извлечение различных выгод и преимуществ имущественного или неимущественного характера для себя и других лиц и нанесение вреда другим лицам.

    В соответствии с ч. 2 ст. 201 УК РФ злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия, образует квалифицированный вид преступления. К тяжким последствиям могут быть отнесены несостоятельность (банкротство) коммерческой или некоммерческой организации вследствие нецелевого использования финансовых средств, крупный ущерб, причиненный в результате срыва заключенной сделки, причинение смерти, крупные аварийные ситуации и др.

    Еще по теме:

    • Нотариус в самаре сенькина Нотариус Сенькина Лидия Михайловна +7 (499) 653-60-72 доб. 342 – Москва и МО Телефон нотариуса: +7(846)9925578 Адрес: 443035, г.Самара, пр.Кирова, 201 понедельник: 09:00 18:00 вторник: 09:00 18:00 среда: 09:00 18:00 четверг: 09:00 18:00 пятница: […]
    • Закон о продаже пива время На время ЧМ‐2018 в Москве введут «сухой закон». Но не везде Во время проведения чемпионата мира по футболу в Москве будет действовать запрет на продажу и потребление алкоголя. Об это сообщил заместитель главы департамента региональной безопасности и […]
    • Штрафы за участие в митингах Статья 20.2 КОАП РФ. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования 4 мая 2016 20 июля 2015 В соответствии с частью 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных […]
    • Ст 202 уку Статья 365. Превышение власти или служебных полномочий 1. Превышение власти или служебных полномочий, то есть умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы предоставленных ему законом прав либо полномочий, если они причинили […]
    • Индексация пенсий в 16 году ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 21 декабря 2015 В 2016 году страховая пенсия и фиксированная выплата к ней у работающих пенсионеров индексироваться не […]
    • Постановления прокурора образцы Постановление об отмене постановления о возбуждении уголовного дела (образец заполнения) ПОСТАНОВЛЕНИЕ об отмене постановления о возбуждении уголовного дела 16 марта 201* г. 17 ч. 15 мин. Прокурор Пролетарского района г. Энска советник юстиции Гаврилин Э.А., […]
    • Профсоюз комиссия по трудовым спорам Трудовое право. Трудовые споры, профсоюзы, социальное страхование Трудовые споры — разногласия, которые возникают между работодателем и наемным работником, по поводу условий труда, применения трудового законодательства, реализации прав, обязанностей, […]
    • Закон об ипотеке в рф Законодательство по ипотеке Ипотечное законодательство Законодательство по оценочной деятельности Жилищное законодательство Раздел "Законодательство по ипотеке" содержит прежде всего основной подраздел "Ипотечное законодательство", а также смежные […]