Общественная организация ликвидация

Содержание:

Порядок и этапы ликвидации общественной организации

Общественная организация — это некое объединение людей, которое создано с определенными целями.

Она имеет ряд характерных черт:

  1. Добровольное членство.
  2. Негосударственный и некоммерческий вид деятельности.
  3. Ее членами могут быть как ЮЛ, так и физические лица.
  4. Руководство осуществляется от лица выборного органа. Он реализует права общественной организации и несет юридическую ответственность.
  5. Деятельность общественных организаций регулируется федеральным законом №82.
  6. Члены и учредители уравнены с прочими членами в правах.
  7. Члены организации должны быть совершеннолетними.
  8. Общественная организация вправе иметь символику, обязана иметь устав.
  9. Регистрация общественной организации является добровольной. Она необходимо для приобретения ей статуса юридического лица.
  10. Порядок и этапы добровольной ликвидации общественной организации

    Общественная организация при ликвидации должна полностью прекратить свою деятельность в двух основных аспектах — как участник гражданских отношений и/или как юридическое лицо.

    Детальная информация о создании и добровольной ликвидации общественных организаций дается во 2 главе ФЗ №82.

  11. Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  12. Знание базовых основ желательно, но это не гарантирует решение именно вашей проблемы.
  13. Информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте. (Простите нас)
  14. Просто опишите ситуацию, чтобы узнать у дежурного консультанта, как решить вашу задачу

  15. Телефоны для Москвы: +7 (499) 703-43-52
  16. Для регионов 8 (800) 333-45-16 ДОБ.530

    Она состоит из следующих пунктов:

  17. Общее собрание участников по действующему уставу организации единогласно принимает решение о прекращении ее существования. Уставом может быть предусмотрен специальный орган, который занимается этим вопросом. Примером устава может служить данный. Также может быть оговорено количество голосов, необходимых для ликвидации, тогда нет надобности в 100% согласии всех членов. Практика показывает, что чаще всего это количество составляет 2/3 от общего числа. Общественная организация, имеющая статус юридического лица, может быть ликвидирована по решению ее учредителей, если уставом не предусмотрено иное. По факту собрания составляется протокол. В нем отмечаются все его участники, прописывается решение о закрытии объединения, ставятся дата и подписи (образец протокола).
  18. Лицо (или группа лиц), вынесшее решение о ликвидации, назначает ликвидационную комиссию. В нее может входить один или несколько человек. Законом не возбраняется включение в комиссию учредителей или членов руководства организации.
  19. Ликвидационная комиссия определяет порядок и сроки ликвидации, опираясь на Гражданский кодекс РФ. Она становится законным представителем общественной организации и имеет право действовать с момента назначения от ее лица.
  20. Членами ликвидационной комиссии отправляется сообщение для публикации в СМИ. Это необходимо для уведомления кредиторов или иных лиц, которые могут иметь претензии к организации любого характера. В сообщении должен быть указан срок рассмотрения требований. Он не может превышать двух месяцев со дня публикации.
  21. Уведомление о принятии решения о ликвидации следующих инстанций: ПФР, ФСС, ИФНС, управление Министерства юстиции. С особой тщательностью проверка документов осуществляется последним органом. Для уведомления используются формы P15001 и Р15002.
  22. Письменное сообщение кредиторам о ликвидации организации. Для этой цели рекомендуется использовать письма с уведомлением для наличия в случае спорной ситуации доказательства своих слов. Имеется ввиду обращение кредиторов за задолженностью позже указанных сроков, попытки взыскать задолженность через суд.
  23. Составление промежуточного ликвидационного баланса (ПЛБ). В нем отражается все активы и пассивы организации. ПЛБ заверяется учредителями организации, ее руководством или органом, принявшим решение о ликвидации.
  24. Удовлетворение требований кредиторов. В первую очередь оплачиваются долги перед внебюджетными фондами (пенсионным, социального страхования) и налоговой службой, а потом перед физическими и юридическими лицами. Если капитала организации не хватает для погашения задолженности, то осуществляется продажа ее имущества. Ответственным за данную процедуру является владелец указанного имущества. В случае недостатка средств для оплаты долгов кредиторы вправе обратиться в суд с привлечением собственника имущества к ответственности с требованием его продажи.
  25. Составление окончательного ликвидационного баланса (ЛБ). Он утверждается в том же порядке, что промежуточный. Оба вида баланса фиксируются соответствующим протоколом.
  26. Распределение имущества общественной организации. Если об этом есть упоминание в уставе, оно распределяется указанном образом. В противном случае для решения этого вопрос организуется съезд или собрание. Если у общества есть учредители, распределением имущества занимаются они. Если члены организации не могут договориться между собой, они вправе передать дело в суд. При невозможности распределения имущества между ними оно отчуждается в пользу государства.
  27. Ликвидация общественной некоммерческой организации на этом не заканчивается, если она носила статус юридического лица, необходимо также исключение объединения из списков ЕГРЮЛ.
  28. Структурные подразделения общественных организаций вправе принимать решение самостоятельно и действовать по описанному выше порядку, если это не возбраняется уставом. При ликвидации основного общества они также прекращают свою деятельность.

    Ликвидация общественной организации по решению суда. Решение о принудительной ликвидации организаций, действующих на международном или федеральном уровне, принимается Верховным судом РФ. Прочие дела рассматривают арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

    Этапы ликвидации компании через оффшор, по ссылке.

    Существуют следующие основания для возбуждения подобных дел:

  29. Деятельность организации нарушают права или свободы гражданина.
  30. Нарушение общественным объединением законов Российской Федерации или иных нормативных актов.
  31. Деятельность организации противоречит заявленной в ее уставе.
  32. Невыполнение требований Федерального органа государственной регистрации по устранению выявленных нарушений в установленный срок.
  33. Деятельность организации может быть рассмотрена как экстремистская.
  34. Заявителями для обращения в суд могут выступать следующие лица:

  35. Генеральный прокурор РФ или прокурор субъекта РФ.
  36. Федеральный орган государственной регистрации или его территориальное представительство.
  37. Суд может вынести решение о прекращении деятельности общественной организации или ее приостановлении на срок до 6 месяцев. Данное решение может быть обжаловано в установленном порядке.

    Его неисполнение или воспрепятствование его исполнению по статье №315 УК РФ наказывается штрафом до 200.000 рублей или лишением свободы на срок до 5 лет, а также арестом или исправительными работами. Ликвидация общественной организации через суд не оставляет возможности для применения альтернативных методов, типа смены ее руководителей.

    Ликвидация общественной организации при помощи фирмы-посредника

    Когда деятельность объединения и его бухгалтерия является достаточно запутанной или у учредителей нет времени или правовой базы для самостоятельной ликвидации, имеет смысл обратиться за помощью к специалистам.

    Фирмы-посредники предлагают достаточно стандартный набор услуг, который отличается по цене и зависит от ситуации, в которой находится общественная организация:

  38. Ликвидация объединения, которое не вело свое деятельность в течение более одного года. Такая ликвидация инициируется Министерством юстиции и является наиболее простым и дешевым способом.
  39. Ликвидация объединения методом банкротства. При деятельности организации в качестве юридического лица и наличия долгов, которые она не в состоянии погасить, данный способ является единственным легальным вариантом избежать судебных исков и лишения частной собственности учредителей.
  40. Ликвидация объединения при отсутствии долгов. Стандартная процедура, протекающая по описанной выше схеме. В среднем может занять от 4 до 6 месяцев.
  41. Ликвидация методом реорганизации или смены руководства. Является способом передать организацию лицам, желающим заниматься данным видом деятельности. Нередко такой альтернативный вид ликвидации рассматривается как способ избежать санкций за имевшие место нарушения.

При обращении в любую организацию, предлагающую услуги подобного рода, важно помнить, что уход с должности или из состава учредителей не освобождает бывшего руководители от уголовной ответственности.

От чего зависит порядок ликвидации муниципального унитарного предприятия, узнайте по ссылке.

Какие необходимы процедуры для ликвидации иностранного представительства? Подробности по этому адресу.

  • Телефоны для СПБ: +7 (812) 309-57-61
  • Ликвидация

    Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

    Процедура ликвидации регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ, Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Приказом от 30 декабря 2011 г. № 455 «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций».

    Процедура ликвидации условно включает в себя следующие этапы:

  • принятие решение о ликвидации некоммерческой организации;
  • формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора, установление порядка и сроков ликвидации;
  • публикация сообщения о ликвидации организации в органах печати;
  • составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса;
  • осуществление расчетов с кредиторами;
  • составление и утверждение ликвидационного баланса;
  • государственная регистрация юридического лица в связи с ликвидацией.
  • Все указанные далее документы подаются в Управление Министерства юстиции России по Владимирской области.

    Формы Р15001 и Р16001 и требования к их заполнению утверждены Приказом от 25.01.2012г. № ММВ-7-6/[email protected] «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

    До внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации некоммерческая организация продолжает свою деятельность. Никто не освобождает ее от уплаты налогов, сдачи отчетности и исполнения своих остальных обязательств перед контрагентами. Следовательно, в течение всего процесса ликвидации организация продолжает оплачивать коммунальные услуги и арендную плату, производить расчеты с увольняемыми сотрудниками и т.д. Оплата может производиться за счет имеющихся в наличии у организации денежных средств, а при их отсутствии текущие платежи переносят в кредиторскую задолженность. В последнем случае требования кредиторов удовлетворяются по общим основаниям в порядке очередности.

    Работники организации, с которыми заключены трудовые договоры, должны быть уведомлены о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией в письменной форме под роспись не позднее, чем за 2 (два) месяца до увольнения. При увольнении работникам выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Иные гарантии и компенсации работникам при увольнении в связи с ликвидацией организации предусмотрены ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации.

    Принятие решения о ликвидации и формировании ликвидационной комиссии отнесены к компетенции высшего органа управления (Общее собрание). Общее собрание проводится по правилам, предусмотренным уставом и иными локальными актами организации.

    На повестку дня должны быть поставлены следующие вопросы:

  • о ликвидации некоммерческой организации;
  • о формировании ликвидационной комиссии, включая избрание председателя ликвидационной комиссии, либо о назначении ликвидатора (в зависимости от положений устава);
  • об установлении порядка и сроков ликвидации некоммерческой организации;
  • об уведомлении уполномоченных органов о нахождении организации в процессе ликвидации.
  • Решение оформляется протоколом Общего собрания в соответствии с положениями главы 9.1. «Решения собраний» Гражданского кодекса Российской Федерации.

    После принятия решения о ликвидации некоммерческая организация обязана в течение 3 (трех) рабочих дней уведомить Управление Министерства юстиции России в своем регионе (далее — Управление).

    В Управление подаются следующие документы:

  • протокол Общего собрания, принявшего решение о ликвидации, о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора), заверенный печатью региональной организации (отделения) и подписанный председателем и секретарем Общего собрания — в 2-х экземплярах.
  • Все представляемые в Управление документы, содержащие более одного листа, должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки. Срок рассмотрения документов Управлением составляет 3 (три) рабочих дня. Далее документы передаются в Управления Федеральной налоговой службы в регионе для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ). Запись вносится в течение 5 (пяти) рабочих дней.

    С этого момента организация не вправе вносить изменения в учредительные документы, реорганизовываться, создавать другие юридические лица.

    С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

    Ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязаны разместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, информацию о том, что данная некоммерческая организация приступила к процессу ликвидации, а также о сроках и порядке заявления требований кредиторами.

    Срок заявления требований не может быть менее чем 2 месяца с момента публикации сообщения о начале процесса ликвидации организации.

    Указанное сообщение публикуется в журнале «Вестник государственной регистрации». Сведения о представительстве в регионе

    Ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации некоммерческой организации.

    Если некоммерческой организации известно о своих задолженностях перед кредиторами (пенсионный фонда, налоговые органы, фонд социального страхования, другие), желательно в данный период их погасить, что значительно упростит в дальнейшем процесс ликвидации.

    По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

    Промежуточный ликвидационный баланс утверждается Общим собранием некоммерческой организации, которое оформляется протоколом.

    Общее собрание следует проводить не ранее, чем через 2 (два) месяца после публикации сообщения в «Вестнике государственной регистрации». Срок исчисляется не с момента подачи сообщения или его оплаты, а именно с момента публикации.

    Если были заявлены какие-либо требования кредиторов, необходимо погасить всю имеющуюся задолженность. Если имеющиеся у ликвидируемой некоммерческой организации денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) осуществляет продажу имущества некоммерческой организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

    Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

    После утверждения промежуточного ликвидационного баланса некоммерческая организация обязана уведомить об этом Управление путем подачи следующих документов:

  • уведомление о ликвидации юридического лица по форме Р15001в 2-х экземплярах, подпись заявителя на одном из которых должна быть удостоверена нотариально, а второй экземпляр является копией нотариально заверенного, прошивается и подписывается заявителем;
  • протокол Общего собрания об утверждении промежуточного ликвидационного баланса — 2 экземпляра;
  • промежуточный ликвидационный баланс — 2 экземпляра;
  • документ, подтверждающий публикацию сообщения о ликвидации некоммерческой организации в журнале «Вестник государственной регистрации», представляется в добровольном порядке.
  • Срок рассмотрения документов Управлением составляет 3 (три) рабочих дня. Далее документы передаются в Управления Федеральной налоговой службы в регионе для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ). Запись вносится в течение 5 (пяти) рабочих дней.

    Имущество, оставшееся в результате ликвидации, после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, предусмотренные уставом некоммерческой организации, либо, если отсутствуют соответствующие разделы в уставе, — на цели, определяемые решением Общего собрания о ликвидации общественного объединения, а в спорных случаях — решением суда. Решение об использовании оставшегося имущества публикуется ликвидационной комиссией в печати.

    После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается Общим собранием и оформляется соответствующим протоколом.

    После принятия решения Общим собранием в Управление подаются следующие документы:

  • заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001в 2-х экземплярах, подпись заявителя на одном из которых должна быть удостоверена нотариально, а второй экземпляр является копией нотариально заверенного, прошивается и подписывается заявителем;
  • протокол об утверждении ликвидационного баланса — в 2-х экземплярах;
  • ликвидационный баланс — в 2-х экземплярах;
  • информация об уплате госпошлины за государственную регистрацию ликвидации в размере 800 рублей (обычно это копия квитанции, платежного поручения).
  • Все представляемые в Управление документы, содержащие более одного листа, должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки.

    Срок рассмотрения поступивших документов и принятия Управлением решения о ликвидации организации не может превышать 3 рабочих дней с даты поступления документов на государственную регистрацию.

    После принятия Управлением решения о государственной регистрации организации в связи с ее ликвидацией соответствующие документы в течение 1 рабочего дня направляются в Управление Федеральной налоговой службы для внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи. Срок внесения записи в ЕГРЮЛ не может превышать 5 рабочих дней с момента поступления документов.

    После внесения записи в ЕГРЮЛ некоммерческая организация считается прекратившей существование, а ликвидация завершенной.

    Ликвидация общественной организации влечет прекращение деятельности без перехода в порядке универсального правопреемства ее прав и обязанностей к другим лицам.

    Общественная организация может быть ликвидирована добровольно по решению ее высшего органа управления (Конференция (Съезд) или общее собрание) в порядке, предусмотренном Уставом, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и иными федеральными законами, либо по решению суда по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

    Общественные организации в зависимости от территориальной сферы деятельности делятся на местные, региональные, межрегиональные и общероссийские.

    Решение вопроса о ликвидации общественной организации относится к исключительной компетенции высшего органа управления общественной организации.

    В связи с этим, решение о ликвидации должно быть принято квалифицированным большинством (2/3) голосов от числа присутствующих на заседании. В зависимости от территориальной сферы деятельности общественной организации, процедура принятия решения будет отличаться.

    В случае ликвидации местной или региональной общественной организации на начальном этапе созывается заседание высшего органа управления, на котором члены общественной организации принимают решение о начале ликвидации общественной организации и избрании ликвидационной комиссии (ликвидатора).

    В случае ликвидации межрегиональной и общероссийской общественной организации, изначально проходит процесс созыва и проведения заседаний высшего органа региональных отделений общественной организации, на которых избирается/избираются делегат(ы) на заседание высшего органа общественной организации. После избрания делегатов от региональных отделений общественной организации проходит заседание высшего органа общественной организации, на котором избранный/избранные делегат(ы) принимают решение о начале ликвидации общественной организации и избрании ликвидационной комиссии (ликвидатора).

    Ликвидация общественной организации

    Ликвидация общественной организации несущественно отличается от аналогичного процесса по отношению к любому иному юридическому лицу. Однако работа таких обществ регламентируется отдельными законными актами, что отражается и на процессе прекращения деятельности, который приобретает несколько иную форму. Несмотря на то, что общественная организация создается не ради получения прибыли и ведения предпринимательской деятельности, до закрытия придется сверить счета, убедиться в отсутствии задолженностей государству, а также подать некоторые отчеты в контролирующие органы. Наш адвокат по регистрации и ликвидации предприятий станет Вашим помощником и советчиком в процедуре.

    Какие бывают способы ликвидации общественной организации?

    Прежде всего нужно понимать, что такие понятия, как внесение изменений в ЕГРЮЛ при смене юридического адреса и ликвидация – понятия разные. Внесение изменений влечет за собой просто появление более актуальной информации в реестре, а ликвидация влечет за собой прекращение деятельности вообще.

    Виды закрытия фирмы:

    В зависимости от того, какие есть основания ликвидации общественной организации, выбирается один из четырех методов проведения данной процедуры. Многие из способов ликвидации общественной организации похожи на ликвидацию коммерческих юридических лиц, аналогия с ответом на вопрос как ликвидировать ИП в данном случае не может быть использована.

  • Добровольный процесс. В данном случае необходимо принять коллективное решение, запротоколировать его и затем начинать подготовку всех необходимых документов. Это процесс достаточно длительный, однако, он является одним из самых надежных процессов для ликвидации некоммерческой организации.
  • Ликвидация путем реорганизации. Реорганизация может быть в форме присоединения, разделения или выделения, слияния или преобразования. Такая процедура проходит достаточно редко и зачастую она связана не с целью ликвидировать общественную организацию, а с целью привести ее учредительные документы в соответствие с требованиями министерства юстиции.
  • Альтернативное закрытие общественной организации. Это не слишком распространённый метод, как закрыть общественную организацию, поскольку он связан с дополнительными операциями. Необходимо будет найти посредника, юриста или же компанию, которая оказывает соответствующие услуги по поиску нового желающего возглавить организацию. Преимуществом такого варианта является возможность переложить большую часть полномочий на представителя, но они минимальны в сравнении с рисками, ведь процедура может показаться сомнительной сделкой, в связи с чем к организаторам могут быть применены негативные последствия вплоть до привлечения к уголовной ответственности.
  • Ликвидация общественной организации по решению суда – совсем иной случай. Это не добровольное решение, а императивное. При наличии постановления необходимо точно в срок провести все операции. В остальном же процедура также ничем не отличается от стандартной, поскольку требования предъявляются все те же. Более того, по решению суда можно ликвидировать только НКО, а та же ликвидация гаражного кооператива по решению суда состояться не может.
  • Порядок ликвидации общественной организации

    Добровольная ликвидация общественной организации будет состоять из нескольких основных этапов:

  • принятия решения и формирования комиссии;
  • составление необходимых документов и подача их в регистрирующий орган;
  • назначения сроков, уведомление кредиторов, партнеров, государственных органов;
  • составления промежуточного баланса;
  • расчет с кредиторами;
  • распоряжения остаточным имуществом;
  • составление ликвидационного баланса;
  • внесения изменений в ЕГРЮЛ.
  • Вообще, стоит отметить, что порядок ликвидации некоммерческой организации достаточно своеобразен: он похож на порядок ликвидации коммерческого юридического лица, но имеет ряд нюансов.

    Протокол ликвидации общественной организации – это обязательный документ в пакете, который должен быть составлен максимально грамотно. Сложности могут возникнуть на этом этапе в связи с тем, что все участники фактически имеют в таком обществе равные права, но в некоторых случаях можно обойтись и собранием учредителей.

    Ликвидация региональной общественной организации проходит по аналогичной схеме, но требуется решение конференции, съезда, которые и принимали решение о создании данного общества. При этом процесс может быть, как добровольным, так принудительным, по судебному решению.

    Несмотря на то, что общественная организация не имеет своей целью получение коммерческой выгоды, она должна тщательно сверить свой баланс с контролирующими органами, уведомить всех заинтересованных третьих лиц о планируемом закрытии. С этой целью в особых изданиях заказывается официальная публикация, в которой указывается точный срок ликвидации. Если же у кредиторов возникают какие-либо претензии, они должны быть удовлетворены, а расчеты сверены до подачи данных в единый государственный реестр.

    Ликвидация общественной организации путем реорганизации происходит иначе, и включает в себя:

  • принятие решения о реорганизации;
  • составление и подача соответствующих решения и уведомления в регистрирующий орган;
  • публикацию соответствующей информации в специальном вестнике (это требуется не всегда);
  • подачу нового пакета документов – он разные в зависимости от того, каким именно способом реорганизуется общественная организация;
  • внесение соответствующих сведений в ЕГРЮЛ.
  • Так называемая альтернативная ликвидация по сути своей является передачей общественной организации под управление другим лицам. Причин тому может быть много: как пример, ее участники перестали заниматься каким-то ранее им интересным проектом, а другие люди наоборот, хотят с помощью этой организации привлечь внимание к определенной проблеме.

    Если завершение работы происходит по решению судебных органов, собрания и принятия решения не требуется. В этом случае суд самостоятельно принимает решение о ликвидации, если оно вступает в законную силу – это уже является основанием для исключения такого лице из реестра юридических лиц.

    Особенности ликвидации общественной организации без регистрации в реестре юридических лиц

    Также следует учитывать, что общественная организация не всегда регистрируется как юридическое лицо, и это вполне законно. В этом случае нет необходимости вносить изменения в государственный реестр. Для всех остальных организаций это обязательный завершающий этап работ, с момента которого общество перестает существовать.

    НА ЗАМЕТКУ: Стоит также отметить еще один этап ликвидации, который используется в отношении коммерческих организаций. Так, последнее время достаточно часто происходит ликвидация ООО налоговой, и в этом различие коммерческой организации от некоммерческой: некоммерческую организацию ФНС ликвидировать не может.

    Наши адвокаты по ликвидации некоммерческих организаций всегда помогут в процедуре: дадут совет, составят всю необходимую документацию, сдадут пакет документов в компетентные государственные органы и добьются исключения из реестра ликвидируемой общественной организации: профессионально, на выгодных условиях и в срок.

    ВНИМАНИЕ: все не так просто с ликвидацией организации, смотрите подробности в видео, слушайте советы адвоката, подписывайтесь на наш канал YuoTube прямо сейчас. Кстати, в комментарии к ролику Вы можете задать свой вопрос и получить бесплатно ответ адвоката: профессионально и в срок.

    Как проходит ликвидация общественной организации

    Конституция Российской Федерации дает право каждому гражданину на создание общественных организаций. При этом не требуется согласие органов государственной власти. Также любое объединение может быть ликвидировано. В этом случае процесс подчиняется правилам ликвидации юридических лиц.

    О том, как создать, реорганизовать или ликвидировать общественное объединение, любой гражданин может узнать из Конституции России и федерального законодательства (ФЗ «Об общественных организациях»).

    Общественной организацией является объединение группы лиц на добровольной основе. Они не преследуют целей получения выгоды в ходе работы. Однако объединились они с целью защиты собственных интересов и реализации целей.

    Общественные организации могут быть в виде:

    • политических партий;
    • гражданских объединений;
    • профсоюзов;
    • других форм.
    • Если организации необходимо прекратить функционирование, то это можно сделать с помощью:

      При отметке в госреестре о регистрации объединения прекращение деятельности может проводиться свободно, без дополнительных процедур. В случае добровольного прекращения деятельности проводится собрание, на котором обсуждается вопрос ликвидации.

      Существует несколько причин, согласно которым суд может вынести решение о закрытии организации.

      К ним относят:

    • нарушение прав и свобод граждан;
    • пренебрежение Конституцией РФ и законами России;
    • ведение деятельности без указания ее в уставе;
    • игнорировании недочетов, указанных органом федеральной регистрации или его отделом.
    • Если выбирается альтернативный способ прекращения функционирования, то добровольно члены объединения могут выбрать реорганизацию или слияние

      Общие положения

      Решение о ликвидации должно иметь подкрепленную законом основу. Важно знать порядок ликвидации некоммерческой общественной организации, какие документы требуются для процедуры.

      Решение и документы

      Решение о ликвидации юридических лиц выносится общим собранием участников. Оно является высшим органом управления. Устав объединения оглашает порядок проведения собрания, ход голосования и количество голосов, требуемых для принятия решения.

      При подсчете голосов не нужно обязательное одобрение всех участников голосования. Достаточно, чтобы 2/3 голосовавших были за ликвидацию.

      Все действия заносятся в протокол и отражаются в соответствии с планом повестки. По окончании заседания подписывается решение, которое и будет направляться в госреестр.

      Согласно регламенту собрания должна быть избрана комиссия по ликвидации или ликвидирующее лицо. Если начался процесс закрытия, то именно они руководят объединением. При этом лицо или комиссия могут установить срок и порядок закрытия.

      На начальном этапе процесса ими делается сообщение в средствах массовой информации о прекращении деятельности объединения.

      При извещении госреестра о прекращении деятельности, ликвидатору необходимо написать заявление и подготовить пакет документов.

      Также проводится оповещение:

    • Министерства юстиции;
    • Налоговой службы;
    • Фонда социального страхования;
    • Пенсионного Фонда;
    • Службы занятости (для объединений с большим количеством работников).
    • Обязательным условием является заполнение бланка уведомления, который должен быть представлен в различные учреждения.

      При этом необходимы формы документов:

    • о начале ликвидации;
    • о выборе ликвидатора или комиссии;
    • об утверждении промежуточного баланса;
    • о государственной регистрации по поводу ликвидации.
    • Также к заявлению должны быть приложены дополнительные бумаги, подлинники или заверенные копии.

      К подлиннику решения о ликвидации должны прикладываться копии:

    • устава;
    • свидетельства о налоговой регистрации;
    • ИНН;
    • выписки из единого госреестра юридических лиц;
    • паспортов членов комиссии по ликвидации.

    Необходимо подать промежуточный баланс. По завершению подготовки документов предоставляются баланс по ликвидации и квиток об оплаченной госпошлине.

    Правовые основы

    Деятельность общественных организаций регламентирована Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом №82. Они же предусматривают и порядок создания, регистрации и ликвидации некоммерческих структур.

    Любые объединения имеют равные права и обязанности, предусмотренные законодательством. Также равенство наблюдается между руководством и членами организации. Членство доступно как для физических, так и для юридических лиц, достигших 18-летнего возраста.

    Руководство должно осуществляться выборным органом. Он контролирует соблюдение прав членов общества и подлежит ответственности за свои действия.

    Среди обязательных требований к общественной организации выделяют наличие устава. Они оставляют за собой право иметь символику.

    Регистрация общества осуществляется на добровольной основе. Однако если члены ОО хотят получения статуса юрлица, то без процедуры занесения в реестр не обойтись.

    Добровольные некоммерческие организации включают в себя:

  • политические партии;
  • общественные движения массового характера;
  • отделения профсоюза и др.
  • Они осуществляют свою деятельность без влияния государства. При этом в своей работе они равняются на конституционные принципы свободы, гласности, законности.

    Пошаговая инструкция ликвидации общественной организации в 2018 году состоит из следующих пунктов:

    Оговорки при ликвидации общественной организации

    Существуют некоторые тонкости в процессе ликвидации общественного объединения. Они обусловлены тем, что могут существовать спорные моменты, запреты. В некоторых случаях ликвидация проводится фирмами-посредниками.

    Разделение ООО на два предприятия: пошаговая инструкция приведена по ссылке.

    Фирма-посредник

    Иногда документы по деятельности учреждения или бухгалтерскому учету невозможны для рассмотрения членами организации. В некоторых случаях учредитель не имеет желания, возможностей или достаточных знаний для ликвидации объединения. На помощь могут прийти специалисты, оказывающие услуги в этой сфере.

    Фирмами-посредниками может быть подготовлен план по прекращению деятельности объединения за определенную плату.

    Они могут предложить несколько вариантов процесса:

  • Самым простым способом ликвидации является закрытие организации, которая уже больше года не осуществляет свою деятельности. В этом случае инициатива поступает от Министерства юстиции.
  • Организация, стремящаяся к ликвидации из-за долгов, может быть признана банкротом. В этом случае процедура носит законный характер.
  • Если долгов не имеется, то используется стандартный план прекращения деятельности. Процедура проводится в течение 4–6 месяцев.
  • При ликвидации с реорганизацией или сменой руководства происходит передача власти и документов в руки других людей. Часто к такому способу прибегают нарушители законодательства.
  • Важно помнить, что фирмы-посредники лишь оказывают помощь в подготовке процесса ликвидации. Вся ответственность по-прежнему лежит на руководстве объединения.

    Оспаривание

    Запущенный процесс ликвидации остановить невозможно. Но в некоторых случаях разрешено внести изменения в ходе процедуры прекращения деятельности.

    Это можно сделать до внесения в Единый госреестр юридических лиц отметки о ликвидации организации. До этого момента региональное объединение или политическая партия могут считаться действующими согласно ст. 63 Гражданского Кодекса РФ.

    При рассмотрении дел арбитражными судами политика аналогична. Они не выступают за принудительное прекращение деятельности организации.

    Обязательная ликвидация по суду может наступить только в случае, если будут обнаружены серьезные нарушения. Кроме того, закон не регламентирует порядок отмены решения о прекращении деятельности, вынесенного на общем собрании.

    Несмотря на это, необходимо позаботиться о внесении отметки в ЕГРЮЛ. Также можно не доводить процедуру ликвидации до конца, не предоставляя баланс или заявление.

    Оспаривание ликвидации законодательством разрешено.

    Предусмотрен порядок его проведения в случае:

  • добровольного решения о прекращении деятельности;
  • принудительной ликвидации по постановлению суда.
  • Среди оснований для оспаривания выделяют нарушение прав кредиторов, которые не были оповещены о желании закончить деятельность объединения посредством публикации в СМИ. В случае несогласия с решением суда также может начаться процедура оспаривания.

    Процесс производится в суде.

    Также необходимо приложить следующие документы:

    Заявление о признании ликвидации недействительной или приостановлении процесса может поступить от лиц, права которых нарушили в ходе прекращения деятельности

    Запрет на деятельность общественного объединения может быть наложен в соответствии со статьей 44 ФЗ «Об общественных объединениях».

    Выделяют некоторые основания, которые могут привести к ликвидации в этом случае:

  • Если нарушаются права и свободы граждан организацией или ее членами, то может быть наложен запрет.
  • Ликвидация может наступить вследствие игнорирования или нарушения Конституции РФ, законов на ее основе, федерального или другого законодательства. Также запрет накладывается при несоблюдении устава объединения.
  • Если в деятельности организации Министерством юстиции или территориальным органом были выявлены нарушения, то они должны быть устранены. В противном случае организацию можно ликвидировать.
  • Рассмотрение дела может производиться:

  • верховным судом республики;
  • краевым судом;
  • областным судом;
  • судом города федерального значения;
  • судом автономной области;
  • судом автономного округа.
  • Если ликвидируется международное или общероссийское объединение, то заявление в суд подает Генеральный прокурор РФ или Министерство юстиции. На уровне субъектов такая возможность имеется у прокурора региона и территориального органа федерального органа государственной регистрации.

    Если объединение желает обжаловать решение суда, то право предоставляется на основании:

  • Закона РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
  • Гражданского процессуального кодекса РФ.
  • При отмене решения о ликвидации государство должно возместить все убытки объединению. Средства для возмещения берутся из казны РФ, региональной и муниципальной казны.

    Причины устранения

    Ликвидация организации как юридического лица может быть произведена при:

  • грубых нарушениях, которые отмечаются еще на этапе создания объединения;
  • ведении деятельности, запрещенной законами России;
  • отсутствии лицензии на осуществляемую деятельность (образовательную, медицинскую);
  • нарушениях прав и свобод гражданина, законодательства государства.
  • Существуют некоторые особенности прекращения деятельности религиозных объединений по решению суда.

  • нарушение безопасности и порядка в обществе;
  • действия, приравненные к экстремистскими;
  • склонение людей к разрушению семьи;
  • посягательство на права и свободы личности;
  • нанесение морального и физического вреда при помощи гипноза, наркотиков, психотропных препаратов, развратных действий;
  • доведение до самоубийства и отказ от медицинской помощи при тяжелом состоянии ввиду религиозной принадлежности;
  • введение запрета на образование;
  • принуждение к отказу от имущества в пользу объединения;
  • насильственный запрет на выход из организации;
  • призыв к нарушению законодательства.
  • Политические партии ликвидируются по общим для некоммерческих организаций причинам.

    Но выделяют и другие факторы, влияющие на прекращение их деятельности:

  • действия экстремистской направленности;
  • включение партии в органы госвласти, местного самоуправления, ВС РФ, правоохранительную систему;
  • вмешательство в образовательную систему;
  • вхождение в партию членов, количество которых недостаточно для ее существования.
  • Особенности ликвидации имеют фонды. Инициаторами прекращения их деятельности могут быть только органы государственной регистрации или учредители фонда. Решение выносится судом.

    Среди причин, по которым может быть ликвидирован фонд, выделяют:

  • недостаточность имущества;
  • недостижимость целей организации и невозможность их изменений;
  • уклонение от основных целей по уставу.
  • Для ликвидации организации необходимо изучить нормативно-правовые акты, которые определяют порядок прекращения деятельности в зависимости от типа объединения.

    Выходное пособие при ликвидации организации предназначено для социальной защиты уволенных сотрудников в строгом соответствии с нормами Трудового Кодекса.

    Примерный расчет стоимости ликвидации ООО приведен тут.

    Чем полезен официальный сайт АСВ в процессе ликвидации банковских учреждений? Читайте в этой статье.

    Ликвидация общественной организации регулируется законодательством. Если у организации нет проблем с долгами, невыполненными обязательствами или отчетностью за прошлые годы, то закрыться получится без особых сложностей.

    Законодательное регулирование закрытия предприятия

    Такие процессы, как завершение деятельность юридического лица, которым является некоммерческое объединение, регулируются законом. Нужно строго следовать всем предписанным этапам, чтобы избежать различных сложностей. Если соблюдать порядок, то больших трудностей при закрытии предприятия не будет.

    Ликвидация считается завершенной, когда в реестр вносятся изменения, в которых говорится, что организация прекратила свою деятельность. Права компании никому не передаются, в отличие от реорганизации, где есть компания-правопреемник. Все сотрудники увольняются, а учредительные органы расформировываются.

    Обязательно производится расчет со всеми, перед кем юридическое лицо имело задолженности, и с теми, кто сам был должен организации (взыскание дебиторской задолженности). Также выполняется полный расчет с физическими лицами: по зарплате, компенсации ущерба и т.д.

    Отдельный вопрос касается имущества общественных организаций. Если они коммерческие, то имущество переходит к учредителям, оно распределяется между ними так же, как они внесли его в уставной капитал. Если некоммерческие, то имущество после окончания процедуры передается на уставные цели, ради которых создавалась компания.

    Есть несколько законов, которые регулируют ход ликвидации:

    Ст. 63 ГК. Там описаны общие правила и порядок действий при ликвидации юридических лиц;

    ФЗ №7 о некоммерческих организациях. Закон поясняет некоторые моменты ликвидации;

    ФЗ №82 об общественных объединениях. Здесь важные моменты разъяснены более четко;

    ФЗ о несостоятельности (банкротстве). Описывает процедуру, при которой фирма не может закрыть свои долги самостоятельно;

    ГПК и АПК, которые разъясняют судебный порядок ликвидации.

    Законы действуют на все организации, будь то общество инвалидов или коммерческое объединение.

    Принятие решения о ликвидации

    Чтобы приступить к закрытию, необходимо принять решение об этом и документально его оформить. Для этого созывают собрание учредителей или иного органа управления. Процедура проходит согласно уставу организации. На собрании производится голосование. Обычно достаточно достижения кворума, а это две трети голосов участников, если уставом не предписывается иное.

    Собрание необходимо протоколировать, так как это протокол с принятием решения – это основной документ при закрытии компании. Помимо протокола необходимо оформить решение о ликвидации, это отдельный документ. Все эти бумаги нужно будет отнести в орган, который зарегистрировал некоммерческое объединение. В абсолютном большинстве случаев такие вопросы решаются в Минюсте.

    После того, как решение принято, нужно выбрать ликвидатора или назначить ликвидационную комиссию. Если процессом руководит комиссия, то у нее должен быть председатель. Когда это лицо назначено, то управление организацией переходит в его руки: именно он определяет сроки и руководит всеми действиями при закрытии организации. Помимо этого ликвидатор может представлять интересы компании в течение всего процесса ликвидации.

    Начало процедуры закрытия организации

    Начинают с того, чтобы разместить в специальном издании объявление о том, что процесс ликвидации запущен. Одновременно нужно подать документы в налоговые органы. Они делают изменения в ЕГРЮЛ, и теперь каждый может видеть, что компания находится в стадии закрытия. Публикации проводятся с целью выявления кредиторов, чтобы они имели возможность выставить свои требования.

    Как закрыть юридическое лицо в Минюсте? Нужно собрать пакет документов и предоставить в регистрирующий орган:

    Заявление о ликвидации, форма РН0005;

    Форма, где отражено назначение ликвидатора или комиссии, РН006.

    Список физических и юридических лиц, которых нужно уведомить:

    Фонд социального страхования (его сейчас уведомляет налоговая, с юрлица эта обязанность снята);

    Пенсионный фонд (его тоже уведомляет налоговая).

    Ход ликвидации

    Так как все общественные организации различаются по структуре, для них могут потребоваться немного разные условия. В общем случае процесс происходит согласно пошаговой инструкции:

    1. После уведомления кредиторов, публикации объявлений нужно выждать два месяца. За это время все заинтересованные лица должны среагировать на начало закрытия общества, если у их есть претензии.

    2. В это время организация согласовывает свою отчетность, проводит сверки с ПФР и ФСС, а также составляет промежуточный ликвидационный баланс. В нем не должно быть расхождений с отчетностью, которые компания сдавала на протяжении своей деятельности. Если в налоговую будут поданы неверные сведения, это будет основанием для отказа в ликвидации.

    3. После всех согласований и сверок, а также выждав положенное время, ликвидатор подает в налоговую службу форму РН007, в которой содержатся сведения о промежуточном ликвидационном балансе (ПЛБ).

    4. Могут потребоваться различные другие документы. Этот момент необходимо уточнить заранее, учитывая правовую форму и вид деятельности общественной организации.

    5. Если налоговая служба одобрила ПЛБ, то следующим этапом является подача заключительной формы о ликвидации РН008 и самого ликвидационного баланса. Также нужно приложить к документам оплаченную квитанцию госпошлины.

    6. Если у организации все в порядке с документами и вся отчетность согласована, то в течение 10 рабочих дней регистрирующий орган выдает свидетельство о прекращении деятельности. Сведения о компании удаляются из реестра юридических лиц.

    7. Ликвидация считается завершенной, но компания еще должна уничтожить печати и сдать документы в архив.

    В какой срок можно выполнить ликвидацию организации

    Срок, за который компанию можно ликвидировать, составляет не менее трех месяцев. Он складывается из нескольких маленьких сроков, которые даются на каждую процедуру:

    После принятия решения о закрытии на совете учредителей есть три дня на подачу документов в налоговую. Отсчет начинается со следующего после даты проведения собрания дня.

    На внесение в реестр сведений о начале ликвидации налоговая имеет пять рабочих дней. И этот орган редко выполняет процедуру быстрее.

    На то, чтобы кредиторы могли заявить о своих претензиях, дается не менее двух месяцев. На деле обычно выходит больше.

    Согласование ПЛБ требует нескольких дней, сверка с бюджетными фондами может занять больше, чем планировалось. В итоге редко, когда промежуток между внесением сведений о начале ликвидации и о ее завершении составляет меньше трех месяцев.

    После подачи итогового пакета документов налоговая регистрирует ликвидацию в течение пяти рабочих дней.

    Принудительная ликвидация

    Прекращение деятельности может быть добровольным и принудительным. Процесс может выполняться как для всей организации, так и для ее отделения. Для добровольной процедуры решение принимают сами учредители, а для принудительной основанием служит решение суда. Причинами для этого могут выступать следующие факторы:

    Осуществление деятельности без разрешений;

    Ведение запрещенной законом деятельности;

    Деятельность организации противоречит уставу;

    Если регистрация компании признается неправомочной;

    По причине банкротства предприятия.

    Решение о запрете деятельности может быть вынесено судом, а именно Генеральной независимой прокуратурой – для общероссийских, международных и межрегиональных общественных организаций. Если общество региональное, то решение суда выносит прокурор субъекта РФ, где ведется деятельность.

    Как остановить или отменить ликвидацию

    Кто может прекратить процесс ликвидации? Только тот орган, по решению которого процесс был инициирован. То есть, если процедура добровольная, то это совет учредителей. Если закрытие происходит по решению суда, то отменить решение можно через вышестоящую судебную инстанцию. Общество считается действительным, пока в реестр не внесены соответствующие изменения.

    В законе не описывается порядок действий для отмены решения о ликвидации. Но если вы решили не закрывать организацию, то нужно обратиться в регистрирующий орган, чтобы запись о начале ликвидации была исправлена.

    Если ликвидация уже произошла, то ее можно оспорить через суд. Можно выступить против как добровольной, так и юридической ликвидации. Иск могут подать как кредиторы, которые считают, что закрытие произошло незаконно, так и сами учредители, которые не довольны решением суда. Обжаловать внесение о внесении соответствующей записи в реестр о ликвидации можно в течение года.

    Еще по теме:

    • Правила составления фототаблицы Правила оформления фототаблицы по криминалистике Как составить фототаблицу по криминалистике? Криминалистическая фототаблица делается по определённым правилам: Вначале указывается государственный орган, сотрудник которого осуществляет фотосъёмку, и по […]
    • Пособие призывникам Сколько платят в армии по призыву в России в 2018 году Такого понятия, как «зарплата» в армии не существует. Всем военнослужащим, как срочникам, так и контрактникам, выплачивается денежное довольствие. Оно выплачивается согласно нормам, утвержденным законом, […]
    • Получить профессию нотариус Получить профессию нотариус Профессии: нотариус. Престижно!? Хотите объединить в одной профессии специфику адвоката, судьи, следователя, криминалиста и миротворца? И, при этом, получать от 2 000 дол? Профессия – нотариус. Если дословно, то нотариус- это […]
    • Строка 080 налог на имущество Как заполняется строка 080 раздела 2 декларации по НДС Строка 080 декларации по НДС в разделе 2 заполняется налоговыми агентами, которые осуществляют определенные виды операций. В этой статье мы рассмотрим, кто должен заполнять строку 080 раздела 2 […]
    • Нотариус на кск Нотариус Вокина Людмила Николаевна +7 (499) 653-60-72 доб. 342 – Москва и МО Телефон нотариуса: +7 (3022) 25-47-66 Адрес: 672032, г. Чита, пр-т Фадеева, д. 2 понедельник: 09:00 18:00 вторник: 09:00 18:00 среда: 09:00 18:00 четверг: 09:00 18:00 […]
    • Пробить штраф по номеру постановления Пробить штраф по номеру постановления Сервис для предоставления гражданам видеоматериалов по постановлениям об административных правонарушениях, вынесенных на основании данных, полученных со специальных технических средств автоматической фиксации нарушений […]
    • Как ип платить алименты енвд Алименты с индивидуального предпринимателя Обновление: 6 июля 2017 г. Можно сказать, что процедура взыскания алиментов с индивидуального предпринимателя законодательно урегулирована. Законодатель установил перечень доходов, на которые можно обращать […]
    • Льготный уход на пенсию Кому положена льготная пенсия и каков порядок ее оформления Право на льготную пенсию предполагает выход на заслуженный отдых до пенсионного возраста. Оформляется оно тогда, когда работа отличается особыми условиями. Кто имеет право на льготную пенсию? Право […]