Ликвидация вида деятельности

Ликвидация предприятия. Порядок, этапы процедуры. Как ликвидировать организацию?

Открыть собственную компанию непросто, однако ликвидация предприятия — еще более сложное с юридической точки зрения мероприятие. И чем крупнее организация, тем сложнее будет прекратить ее деятельность. В этой статье мы постараемся ответить на вопрос о том, как закрыть ООО, ОАО или ЗАО, и дать ряд практических рекомендаций по оптимизации этого непростого процесса.

Понятие и виды ликвидации

Ликвидация предприятия требуется в том случае, если компания перестала приносить доход и дальнейшее ее существование нецелесообразно. Процедура заключается в прекращении существования юридического лица путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Понятие, порядок и иные юридические особенности процесса ликвидации организации прописаны в статьях 61–64 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Существует два варианта ликвидации предприятия — принудительная и добровольная. Принудительная ликвидация обычно является следствием судебного решения — например, если при регистрации фирмы были допущены ошибки, если деятельность компании идет вразрез с законом или же в случаях, когда у фирмы возникают неразрешимые финансовые проблемы. Добровольная ликвидация возможна тогда, когда владельцы сами хотят закрыть фирму, не оправдавшую их ожиданий. Именно об этом виде ликвидации мы и расскажем подробнее.

Стандартный порядок ликвидации предприятия

Срок добровольной ликвидации предприятия является достаточно длительным и может составлять от 3 до 8 месяцев. Чтобы закрыть фирму, нужно пройти несколько этапов:

  1. Принятие решения о ликвидации общества, утверждение состава ликвидационной комиссии, сроков и порядка ликвидации.
  2. Направление сообщения о ликвидации по официальной форме в налоговый орган по месту учета. Сообщение должно быть направлено в течение 3 дней с момента принятия решения о ликвидации.
  3. Размещение сообщения о ликвидации общества в официальных печатных СМИ — «Вестнике государственной регистрации» или «Вестнике Высшего Арбитражного суда РФ». Публикация необходима для того, чтобы кредиторы могли потребовать от предприятия возврата денежных средств. Для размещения официальной информации нужно предоставить следующие документы:
    • бланк-заявку в двух экземплярах, заверенную печатью организации и подписью председателя ликвидационной комиссии;
    • копию решения о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии, заверенную печатью организации и подписью председателя ликвидационной комиссии;
    • платежный документ;
    • сопроводительное письмо в двух экземплярах, заверенное печатью организации и подписью председателя ликвидационной комиссии. Сопроводительное письмо должно содержать перечень предоставляемых документов на публикацию, адрес доставки издания (при оплате экземпляра журнала), а также документ, на основании которого оформляется и отправляется бухгалтерская отчетность;
    • доверенность (в случае подачи сообщения доверенным лицом).
  4. Уведомление о ликвидации работников, службы занятости и кредиторов организации. О предстоящей ликвидации сотрудников фирмы письменно уведомляют не менее чем за два месяца до предстоящего увольнения. Кредиторам также необходимо сообщить о ликвидации компании, и публикация объявления в прессе не снимает с компании эту обязанность.
  5. Выездная налоговая проверка со стороны госорганов. Обычно эта процедура занимает 2 месяца вне зависимости от того, когда была последняя проверка.
  6. Взыскание долгов с должников ликвидируемой организации.
  7. Составление промежуточного ликвидационного баланса, который, как правило, оформляется в форме обычного бухгалтерского баланса.
  8. Инвентаризация.
  9. Погашение долгов перед кредиторами. Гражданский кодекс РФ устанавливает очередность, в которой это следует делать:
    • Кредиторы первой очереди — те, перед которыми у ликвидируемой компании есть обязательства, возникшие из-за причинения вреда жизни и здоровью, а также морального вреда.
    • Кредиторы второй очереди — те, кому ликвидируемая компания должна выплатить выходные пособия и задолженности по зарплате.
    • Кредиторы третьей очереди — бюджеты всех уровней, а также внебюджетные фонды.
    • Кредиторы четвертой очереди — все остальные лица, перед которыми у компании есть денежные или имущественные обязательства.
    • Составление ликвидационного баланса и внесение данных в ЕГРЮЛ.

Альтернативная ликвидация ООО, ОАО и ЗАО

Существуют и дополнительные способы ликвидации — такие, как ликвидация слияниям, ликвидация присоединением и ликвидация преобразованием. Такая реорганизация фирмы влечет за собой переход ее прав и обязанностей к правопреемнику.

Так, слияние — это объединение двух или нескольких компаний, в результате которого образуется новое предприятие. Присоединение означает покупку ликвидируемого юридического лица другой фирмой. В этом случае новой компании не создается, а поглощающая организация приобретает контрольный пакет акций поглощаемой.

При преобразовании компания одного типа трансформируется в компанию другого типа (например, производственный кооператив преобразуется в акционерное общество). При таком варианте развития событий все права и обязанности ранее существовавшей организации полностью переходят к преобразованному юридическому лицу.

Излишним будет напоминать, что такой некогда популярный способ ликвидации, как продажа компаний подставным лицам, так называемым номиналам, незаконна, и за такие действия введена уголовная ответственность.

Ликвидация организации «через офшор»

Популярный и быстрый способ ликвидации юридического лица — его поглощение офшорной компанией. При этом следует учитывать, что в дальнейшем учредители могут привлекаться к ответственности, поскольку ликвидируемая компания по-прежнему существует документально.

Первым этапом процедуры становится ввод компании-нерезидента в число участников юридического лица, нуждающегося в ликвидации. Это производится путем приобретения доли в уставном капитале ликвидируемой фирмы.

Затем первоначальные учредители ликвидируемой фирмы выводятся из числа участников юридического лица через отчуждение доли. После этого генеральный директор закрывает расчетный счет, а собственником компании становится иностранный инвестор. Директор организации увольняется по распоряжению нового собственника и на его место назначается представитель офшора, не имеющий гражданства РФ. Все изменения Устава регистрируются в налоговом органе. На новую фирму больше не распространяются законы Российской Федерации

Ликвидация «на офшор» имеет немало преимуществ, и одним из ее ключевых плюсов является скорость оформления. Обычно весь процесс занимает не более 1,5 месяцев. Таким способом можно ликвидировать компании без проверки бухгалтерской отчетности и без снятия организации с учета в регистрирующих органах.

Стоимость услуги

Как правило, стоимость ликвидации фирмы через офшор сегодня не превышает 50 000 рублей. НО эта цифра, безусловно, не включает цену заверения документов у нотариуса, госпошлину и смену адреса компании.

Стоит сказать, что минимальная цена юридического сопровождения добровольной ликвидации в среднем по Москве и Московской области составляет 70 000 рублей и более. При этом потребуется составление бухгалтерских ликвидационных балансов, что обычно входит в указанную стоимость комплексной услуги. Предлагаются и более щадящие варианты, например 30 000 рублей под ключ, но без составления бухгалтерских ликвидационных балансов.

Где ликвидировать фирму максимально быстро?

С этим вопросом мы обратились к Афанасьеву Александру Сергеевичу, генеральному директору ООО «Голден-Сити», и вот какой комментарий получили:

«На рынке юридических и аудиторских услуг работает много компаний, предлагающих ликвидировать организацию. Однако нужно понимать и учитывать, что для клиента важнее:

  • скорость ликвидации фирмы;
  • стоимость ликвидации юрлица;
  • возможность законопослушно уйти от оплаты долгов кредиторам;
  • гарантия того, что учредители не попадут под налоговое преследование;
  • гарантия того, что собственники не понесут субсидиарную ответственность и окажутся вне сферы действия УК РФ;
  • либо комбинация всего вышеперечисленного.
  • В «Голден-Сити» клиенты могут рассчитывать на персонифицированный подход, подразумевающий выбор индивидуальной схемы ликвидации для каждого конкретного случая. Это может достигаться различными методами. В том числе при помощи перерегистрации компании в ином регионе РФ.

    В нашей компании вы бесплатно получите: консультацию по процедуре ликвидации, подготовку комплекта ликвидационных документов, проведение процедуры посредством назначения ликвидатора вашей компании, весь процесс — без налоговых проверок.

    ООО «Голден-Сити» не предполагает в работе с клиентом непредвиденных расходов — вся ценовая политика у нас абсолютно прозрачна. Кроме того, сроки и стоимость оказания услуги не изменяются в процессе ее оказания, а все условия будут закреплены официальным договором. Притом уход вашей компании с рынка не опорочит вашу репутацию как собственников. Все процедуры будут проведены добросовестно, абсолютно конфиденциально и с условием нашей материальной ответственности».

    Подтверждение вида экономической деятельности

    Наша ООО находится на начальной стадии ликвидации. Расчетного счет уже нет, но отчетность сдаем. Деятельность не ведем уже больше года.

    Вопрос: Нужно ли подтвердить основной вид экономической деятельности на 2016 г. в ФСС?

    P.S.: Если это что-то даст: Это задача из сервиса Эльба.Контур

    Ответы юристов (4)

    Заявление и Справка о подтверждении вида деятельности подаются в ФСС до 15 апреля с целью подтверждения тарифа страхования (для начисления взносов с фонда оплаты труда). Ответственность за непредставление этих данных отсутствует в законодательстве. Но ФСС имеет право изменить ваш тариф взносов на максимальный, исходя из кодов ОКВЭД, отраженных в ЕГРЮЛ организации.

    Если заработная плата в ООО на стадии ликвидации уже не начисляется, то и изменение тарифа взносов в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 25.12.2012 № 625н на вас не отразится. В этом случае Заявление и Справку можете не подавать.

    Единственный нюанс: ФСС может отказать в приеме нулевой отчетности по форме 4-ФСС за 1-й квартал 2016 г. при отсутствии подтверждения основного вида деятельности. Это абсолютно неправомерно и вы можете напрямую обратиться к начальнику ФСС или отправить отчет 4-ФСС по почте ценным письмом с описью вложения или по ЭО с ЭЦП (в этом случае сотрудники ФСС обязаны принять ваш отчет).

    Есть вопрос к юристу?

    Здравствуйте, Владимир. Ответственность за не подачу заявления подтверждения ОКВЭД, установленное приказом Минздравсоцразвития от 31.01.2006 N 55, законом НЕ УСТАНОВЛЕНА.

    Предоставление подтверждения по ОКВЭД нужно в силу п. 3 Приказа. Однако, в случае нахождения организации на стадии ликвидации, такой обязанности нет, тем более если в 2016 году вы будете исключены из реестра то на Вас ни как не повлияет подтверждение или не подтверждение ОКВЭД.

    Единственное что может иметь значение — это наличие в такой организации сотрудников, получающих зарплату.

    В этом случае не подтверждение ОКВЭД влияет на тарифы на травматизм, которые в случае не подтверждения ОКВЭД ФСС вправе самостоятельно применить основной вид деятельности, который как правило имеет наиболее высокий класс профессионального риска из вами осуществляемых (п. 5 Порядка, п. 63 Регламента). .

    63. Если заявитель, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля текущего года не представил документы, указанные в пункте 18 Регламента, территориальный орган Фонда относит данного заявителя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности, и уведомляет заявителя в срок, указанный в пункте 71 Регламента.
    Если заявитель не подтверждает виды экономической деятельности подразделений, то такой заявитель в целом подлежит отнесению к виду экономической деятельности, который соответствует его основному виду экономической деятельности. Приказ Минтруда России от 06.09.2012 N 178н

    Здравствуйте, действительно штрафных санкций за неподтверждение основного вида деятельности законодательство не устанавливает. Но, если такие сведения не будут поданы, то ФСС установит страховой тариф по виду деятельности с самым высоким классом риска из заявленных при регистрации кодов ОКВЭД.

    Если Ваша организация находится на стадии ликвидации и деятельности не ведет, то можно вид деятельности в ФСС не подтверждать, так как это не будет иметь для фирмы никаких последствий.

    Смысла подтверждать нет. Вид экономической деятельности определяет класс риска, который в свою очередь влияет на тариф страховых взносов. Если заработная плата не выплачивается, то не платятся взносы. Следовательно, и размер тарифа не важен.

    Ищете ответ?
    Спросить юриста проще!

    Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

    Ликвидация юридического лица. Прекращение деятельности фирмы

    Признание юридического лица (индивидуального предпринимателя) несостоятельным должником (банкротом) и принятие в отношении него специальных мер, таких как прекращение деятельности фирмы (ликвидация) связаны со стойким и систематическим неисполнением им принятых на себя обязательств. Причины невыполнения обязательств могут быть самыми разными – от порочной структуры баланса до превышения обязательств над активами.

    Внешним признаком несостоятельности предприятия является приостановление им текущих платежей, а более конкретным – неудовлетворение требований кредиторов в течение 3 месяцев с момента истечения сроков исполнения обязательств.

    Юридическое лицо может быть ликвидировано как в добровольном, так и в принудительном порядке. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ основаниями для прекращения деятельности фирмы, т.е. ликвидации юридического лица являются:

    Приведенный перечень оснований как добровольной, так и принудительной ликвидации юридического лица не является исчерпывающим. Юридическое лицо может прекратить свое существование в результате:

    При реорганизации, независимо от ее вида, всегда имеет место правопреемство, которое охватывает не только обязательства, но и иные как имущественные, так и неимущественные права реорганизуемого предприятия.

    В случае ликвидации и реорганизации путем присоединения юридическое лицо считается прекратившим свое существование с момента внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц.

    В случае реорганизации путем преобразования, слияния, разделения юридическое лицо считается реорганизованным и прекратившим свое существование с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

    При реорганизации в форме выделения прекращения существования юридического лица не происходит, но происходит частичный переход прав и обязанностей в порядке правопреемства в отношении вновь возникших юридических лиц. Например, по общему правилу в добровольном порядке юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его органа, уполномоченного на то учредительными документами, по собственному усмотрению этого органа. Однако решение о добровольном прекращении деятельности фирмы в связи с объявлением о своем банкротстве юридическое лицо вправе принять лишь совместно с кредиторами (согласно требованиям пункта 2 статьи 65 Гражданского кодекса РФ).

    Что касается принудительной ликвидации, то помимо общих правил, содержащихся в пункте 2 статьи 61, Гражданский кодекс РФ устанавливает основания принудительной ликвидации отдельных видов юридических лиц. Так, полные товарищества ликвидируются в случаях, предусмотренных статьей 81 (если в товариществе остается единственный участник) и пунктом 1 статьи 76 в следующих случаях:

    Начальным этапом процесса ликвидации юридического лица является принятие решения о ликвидации и незамедлительное письменное сообщение об этом регистрирующему органу, осуществившему государственную регистрацию данного юридического лица. В зависимости от основания ликвидации такое решение принимается учредителями (участниками) юридического лица или соответствующим органом. В едином государственном реестре юридических лиц делается отметка о том, что конкретное юридическое лицо находится в процессе ликвидации (пункт 1 статьи 62 Гражданского кодекса РФ).

    Следующий этап — назначение ликвидационной комиссии или ликвидатора. С данного момента отмена решения о ликвидации возможна только по решению судебного органа, если иное не установлено законом. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (пункт 3 статьи 62 Гражданского кодекса РФ). Действия ликвидационной комиссии таковы: она помещает в органах печати публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица (пункт 1 статьи 63 Гражданского кодекса РФ).

    В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса РФ объявление о ликвидации юридического лица помещается в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица.

    После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, отражающий состояние дел и имущества ликвидируемого юридического лица на момент принятия решения о ликвидации и консолидирует соответствующие данные, на базе которых ликвидационная комиссия (ликвидатор) проводит расчеты с кредиторами и заявляет претензии и иски к должникам. К таким данным относятся сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Указанный баланс подлежит утверждению учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц (пункт 2 статьи 63 Гражданского кодекса РФ).

    При недостаточности имеющихся у ликвидируемого юридического лица денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (пункт 3 статьи 63 Гражданского кодекса РФ). В дальнейшем ликвидационная комиссия производит выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица. Такая выплата осуществляется в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса РФ и, как уже указывалось выше, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом (пункт 4 статьи 63 Гражданского кодекса РФ). Затем ликвидируемое юридическое лицо снимается с учета в налоговой инспекции и в отделениях внебюджетных фондов с выдачей справки установленной формы для последующего представления в регистрирующий орган. Назначение ликвидационной комиссии или ликвидатора является одним из этапов процедуры ликвидации юридического лица.

    Ликвидационная комиссия (ликвидатор) назначается практически в любом случае лицом или органом, принявшим решение о ликвидации, и действует в соответствии со статьями 63 и 64 Гражданского кодекса РФ. Состав ликвидационной комиссии (ликвидатор) должен быть согласован с регистрирующим органом, осуществившим государственную регистрацию данного юридического лица.

    Если решение о ликвидации принимается судом, он вправе возложить ликвидацию на учредителей (участников) или орган юридического лица, уполномоченный на то учредительными документами. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят функции и права органов ликвидируемого юридического лица (генеральногодиректора и др.), то есть полномочия по управлению его делами. При этом полномочия, закрепленные в связи с ликвидацией за учредителями или участниками юридического лица прямым предписанием закона (например, утверждение ликвидационных балансов), к ликвидационной комиссии (ликвидатору) не переходят.

    В этих пределах ликвидационная комиссия заменяет органы юридического лица и, соответственно, в силу статьи 854 Гражданского кодекса РФ любое списание средств со счетов ликвидируемого юридического лица возможно только по распоряжению этой комиссии. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде (пункт 3 статьи 62 Гражданского кодекса РФ).

    В соответствии с пунктом 8 статьи 63 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Указанная запись вносится государственным органом, осуществившим государственную регистрацию юридического лица. Для этого в регистрирующий орган следует представить следующий комплект документов:

    Исключение ликвидированного предприятия из реестра подтверждается свидетельством о ликвидации, выдаваемым регистрирующим органом ликвидационной комиссии (ликвидатору). В соответствии с пунктом 8 статьи 63 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

    Все документы ликвидируемого предприятия по личному составу (приказы, учетные карточки, карточки лицевых счетов по начислению заработной платы или расчетно-платежные ведомости и другие) подлежат обязательной сдаче в архив по месту расположения предприятия. Кроме того, в архив сдаются документы по уставной деятельности предприятия (протоколы собраний учредителей и тому подобное). Подробный перечень и порядок оформления документов и сдачи их в архив следует уточнить в местном архиве.

    После приемки документов архивом выдается справка установленного образца, которая впоследствии сдается в орган, осуществляющий регистрацию ликвидации предприятия. Документы, не подлежащие сдаче в архив, должны быть уничтожены по актам. Порядок хранения документов бухгалтерского учета определен Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Так, статьей 17 определено, что организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

    Сроки хранения различных видов документов установлены согласно перечню типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения (утв. Главным архивным управлением при Совмине СССР 15.08.88 (с изменениями от 27.06.96).

    Деятельность индивидуальных предпринимателей прекращается в случаях:

    В первом случае государственная регистрация индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента вынесения судом соответствующего решения, а во втором — со дня получения регистрирующим органом заявления предпринимателя об аннулировании его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и ранее выданного ему свидетельства о регистрации заявления о прекращении предпринимательской деятельности. Таким образом в случае добровольного прекращения предпринимательской деятельности индивидуальный предприниматель утрачивает свой статус предпринимателя с момента сдачи свидетельства о регистрации в орган, выдавший ему данное свидетельство.

    Индивидуальный предприниматель обязан сообщить в налоговый орган по месту учета о ликвидации (прекращении) своей деятельности в течение трех дней со дня принятия такого решения (пункт 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ). Процедура признания предприятия банкротом в юридической практике неоднозначна, поскольку при этом возникают не соответствующие или вовсе противоречащие друг другу задачи:

    С учетом этих факторов может последовать судебное решение не о ликвидации, а о реорганизации предприятия-должника. Реорганизация является способом как прекращения деятельности юридических лиц, так и возникновения новых. Отличие реорганизации от ликвидации заключается в следующем. При реорганизации, независимо от ее вида, всегда имеет место правопреемство, то есть переход прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица к вновь создаваемому. При этом к вновь создаваемому юридическому лицу переходят все обязательства реорганизуемого юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников (в том числе задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами по уплате соответствующих налогов и сборов). А, например, право на осуществление отдельных видов деятельности, которыми реорганизуемое юридическое лицо занималось на основании специального разрешения (лицензии), к вновь создаваемому юридическому лицу перейти не может. Это связано с тем, что лицензия — документ сугубо индивидуализированый, который выдается на имя конкретного юридического лица. Таким образом, возникающему в процессе реорганизации «новому» юридическому лицу следует получать необходимые лицензии вновь, уже на свое«новое» имя.

    Что касается ликвидации, то в этом случае перехода прав и обязанностей ликвидируемого юридического лица в порядке правопреемства не происходит. Гражданский кодекс РФ выделяет следующие виды реорганизации юридических лиц (статья 58): — слияние; — присоединение; — разделение; — выделение; — преобразование.

    При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Таким образом, при слиянии прекращается самостоятельное существование сливающихся организаций, и на их базе образуется новое юридическое лицо. Реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица — правопреемника. С данного момента юридические лица, реорганизованные путем слияния, считаются прекратившими свое существование.

    При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. То есть одно юридическое лицо вливается в другое и таким образом перестает существовать как таковое, а это «другое» продолжает свое существование. Реорганизация юридического лица путем присоединения осуществляется путем регистрации прекращения деятельности юридического лица, присоединяющегося к другому юридическому лицу. Это «другое» юридическое лицо считается правопреемником присоединившегося юридического лица с момента прекращения существования последнего. Присоединенное юридическое лицо считается прекратившим существование с момента исключения его из единого государственного реестра юридических лиц. Государственная регистрация прекращения деятельности присоединяющегося юридического лица осуществляется регистрирующим органом путем внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи. Одновременно в устав «другого» юридического лица вносятся сведения о правопреемстве, то есть об обязательствах, перешедших к нему от присоединившегося юридического лица в соответствии с разделительным балансом и передаточным актом. Соответствующие изменения устава также подлежат государственной регистрации.

    При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. Иными словами, на базе прекратившегося юридического лица возникают новые. Реорганизация юридического лица путем разделения осуществляется путем государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц. Реорганизация юридического лица в форме разделения считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свое существование с момента государственной регистрации всех юридических лиц — правопреемников реорганизованного. Регистрирующим орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о новых юридических лицах, возникающих в результате разделения юридического лица.

    При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. Таким образом возникает новое юридическое лицо, а то, из которого оно выделилось, продолжает свое существование. Реорганизация юридического лица в форме выделения осуществляется путем государственной регистрации вновь возникающего юридического лица (лиц), которое будет правопреемником юридического лица, из которого произошло выделение в части прав и обязанностей, определенных разделительным балансом.

    При реорганизации в форме выделения юридическое лицо, из которого произошло выделение юридического лица (лиц), не прекращает свое существование. Реорганизация юридического лица в форме выделения считается завершенной с момента государственной регистрации юридического лица — правопреемника. В устав юридического лица, из которого произошло выделение, вносятся сведения о правопреемстве, то есть об обязательствах, перешедших к выделившемуся юридическому лицу в соответствии с разделительным балансом и передаточным актом. Указанные изменения устава подлежат государственной регистрации.

    Преобразование юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида заключается в изменении организационно-правовой формы. При этом к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. В этом случае юридическое лицо прекращает свое существование, и на его базе возникает новое. Преобразование юридического лица осуществляется путем государственной регистрации вновь возникающего юридического лица. Преобразованное юридическое лицо считается прекратившим свое существование с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (правопреемника).

    Таким образом, в четырех случаях реорганизации из пяти юридическое лицо прекращает существование, причем в трех из них — при разделении, слиянии и преобразовании — наряду с прекращением возникает новое (при слиянии и преобразовании) или несколько новых(при разделении) юридических лиц. При выделении налицо лишь возникновение одного или нескольких новых юридических лиц.

    Решение о реорганизации юридического лица принимается его учредителями (участниками) или органом юридического лица, уполномоченным учредительными документами. Лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредиторы реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств, должником по которым является это юридическое лицо, и возмещения убытков (пункт 2 статьи 60 Гражданского кодекса РФ). Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение об его реорганизации, утверждают передаточный акт или разделительный баланс. Составлению разделительного баланса или передаточного акта должна предшествовать инвентаризация имущества и денежных обязательств реорганизуемого юридического лица.

    Завершающим этапом процесса реорганизации, в зависимости от ее вида, является либо государственная регистрация вновь возникших юридических лиц (при слиянии, разделении, выделении и преобразовании) или внесение изменений в учредительные документы существующих юридических лиц (при присоединении). Для регистрации представляются учредительные документы вновь возникших или существующих юридических лиц, передаточный акт или разделительный баланс, а также другие документы.

    Для получения юридической консультации или заказа услуг, свяжитесь с нами:
    Телефон/факс: +7 (812) 640-28-12
    Моб. тел.: 8-905-205-47-00 (Билайн)
    E-mail: [email protected].
    Заказать услуги можно также круглосуточно через Интернет, заполнив форму.

    Принудительная ликвидация юридического лица

    Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

    Как уже отмечалось, принудительная ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда в случае, если:

    · при создании организации были допущены грубые нарушения закона, и эти нарушения носят неустранимый характер:

    · деятельность организации осуществляется без надлежащего разрешения (лицензии);

    · деятельность организации запрещена законом;

    · деятельность организации осуществляется с нарушением Конституции Российской Федерации;

    · деятельность организации осуществляется с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

    · при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям;

    · а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

    По всем перечисленным выше основаниям, может быть ликвидировано лишь действующее юридическое лицо.

    Если в судебном заседании при рассмотрении вопроса о ликвидации юридического лица по данным основаниям будет установлено, что организация фактически прекратила свою деятельность, заявление о ее ликвидации следует оставить без рассмотрения поскольку в этом случае по заявлению уполномоченного органа может быть возбуждено дело о несостоятельности отсутствующего должника.

    О том, что организация фактически прекратила свою деятельность, могут свидетельствовать, в частности, невозможность установления места пребывания ее органов управления, отсутствие операций по банковским счетам юридического лица в течение последних двенадцати месяцев перед подачей заявления о его ликвидации, объяснения бывших сотрудников организации.

    Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

    Решение суда по иску о ликвидации юридического лица в связи с неоднократными нарушениями закона принимается судом с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий.

    Существуют определенные условия деятельности организации, невыполнение которых влечет за собой ликвидацию. Вот некоторые из них:

    пунктом 3 статьи 7 Закона №14-ФЗ установлено ограничение общего числа участников ООО — 50 человек. При превышении указанного числа общество подлежит преобразованию в открытое акционерное общество (ОАО) либо в производственный кооператив в течение года. В случае неисполнения указанного требования по истечении года общество подлежит ликвидации в судебном порядке;

    аналогичное требование содержится и в пункте 3 статьи 7 Закона №208-ФЗ, согласно которому число акционеров закрытого акционерного общества не может превышать 50. При превышении указанного числа акционеров закрытое акционерное общество подлежит преобразованию в открытое акционерное общество (ОАО) в течение года. В случае неисполнения указанного требования по истечении года общество подлежит ликвидации в судебном порядке;

    в случае неполной оплаты уставного капитала общества в течение года с момента его государственной регистрации оно должно или объявить об уменьшении своего уставного капитала до фактически оплаченного его размера и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке, или принять решение о ликвидации общества (пункт 2 статьи 20 Закона №14-ФЗ, пункт 1 статьи 34 Закона №208-ФЗ);

    если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше минимального размера уставного капитала, установленного законом на дату государственной регистрации общества, то общество подлежит ликвидации (пункт 3 статьи 20 Закона №14-ФЗ, пункт 5 статьи 35 Закона №208-ФЗ).

    Как свидетельствует арбитражная практика, при принятии решения о принудительной ликвидации юридического лица, суды руководствуются Постановлением Конституционного Суда от 18 июля 2003 года №14-П. Согласно данному Постановлению отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию — в связи с неоднократностью нарушения обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду — с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, — принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

    В Постановлении от 18 июля 2003 года №14-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что отдельное нарушение нормативно-правовых актов, допущенное как при создании юридического лица, так и в ходе его деятельности, само по себе не может являться единственным основанием для прекращения юридического лица путем его ликвидации при условии, что это нарушение носит устранимый характер. (Постановление ФАС Северо-Западного Округа от 15 сентября 2004 года по делу №А-56-2806/04; Постановление ФАС Северо-Западного Округа от 2 сентября 2005 года по делу №А-56-12783/2005; Постановление ФАС Северо-Западного Округа от 21 ноября 2005 по делу №А56-16659/2005).

    3.2. НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ

    Согласно пункту 1 статьи 49 ГК РФ:

    «Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)».

    Если деятельность организации осуществляется без надлежащего разрешения (лицензии), то суд может принять решение о принудительной ликвидации юридического лица.

    Напомним читателю, что основным нормативным актом, регулирующим порядок лицензирования в Российской Федерации, является Федеральный закон от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон №128-ФЗ). Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, и направлен на обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования, при регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья, обеспечении обороны страны и безопасности государства, а также на установление правовых основ единого рынка.

    При этом следует иметь ввиду, что согласно пункту 2 статьи 1 Закона №128-ФЗ, действие закона о лицензировании не распространяется на следующие виды деятельности:

    · «деятельность кредитных организаций;

    · деятельность, связанная с защитой государственной тайны;

    · деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

    · деятельность в области связи;

    · деятельность в области таможенного дела;

    · страховая деятельность, за исключением пенсионного страхования, осуществляемого негосударственными пенсионными фондами;

    · деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;

    · осуществление внешнеэкономических операций;

    · осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров;

    · приобретение оружия и патронов к нему;

    · использование результатов интеллектуальной деятельности;

    · использование орбитально — частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации);

    · использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира;

    · деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии;

    Соответственно, хозяйствующие субъекты, занятые вышеперечисленными видами деятельности, получают лицензии на основании иных нормативных актов.

    В соответствии со статьей 2 Закона №128-ФЗ лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

    Порядок приостановления действия лицензии и ее аннулирования установлен статьей 13 Закона №128-ФЗ.

    Приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности.

    В случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата.

    Действие лицензии возобновляется лицензирующим органом со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.

    В случае устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой административное приостановление деятельности, лицензиат обязан уведомить об этом лицензирующий орган в письменной форме.

    Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

    Если лицензиат, в установленный судьей срок, не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

    Решением суда, на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа, лицензия аннулируется.

    Пункт 3 статьи 13 Закона №128-ФЗ, устанавливает момент прекращения лицензии. Действие лицензии прекращается:

    Ø со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности);

    Ø с момента прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

    Ø со дня окончания срока действия лицензии или принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган заявления в письменной форме лицензиата о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности;

    Ø со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

    Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 13 января 2000 года №50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)», согласно части 3 пункта 2 статьи 61 ГК РФ осуществление коммерческой организацией деятельности, подлежащей лицензированию, после аннулирования лицензии может являться основанием для ликвидации юридического лица. Однако в случаях, когда юридическое лицо осуществляет несколько видов деятельности, лишение его лицензии на ведение какого-либо одного вида деятельности не может рассматриваться как основание для его ликвидации, если после аннулирования лицензии оно прекратило этот вид деятельности и не допускает неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов.

    Требование о ликвидации юридического лица, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. В начале настоящей книги мы уже отмечали, что такими органами, в частности, являются налоговые органы, ЦБ Российской Федерации, федеральный антимонопольный орган, кроме того, право на предъявление иска о принудительной ликвидации предоставляется и прокурору.

    Право, на предъявление иска, налоговому органу, предоставляет пункт 16 статьи 31 НК РФ, в соответствии с которым налоговый орган имеет право предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о ликвидации организации, любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.

    Например, налоговый орган может обратиться в суд с требованием о ликвидации акционерного общества, если последнее не выполняет требование, установленное пунктом 1 статьи 34 Закона №208-ФЗ:

    «Акции, право собственности на которые перешло к обществу, не предоставляют права голоса, не учитываются при подсчете голосов, по ним не начисляются дивиденды. Такие акции должны быть реализованы обществом по цене не ниже их номинальной стоимости не позднее одного года после их приобретения обществом, в противном случае общество обязано принять решение об уменьшении своего уставного капитала. Если общество в разумный срок не примет решение об уменьшении своего уставного капитала, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, либо иные государственные органы или органы местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом, вправе предъявить в суд требование о ликвидации общества».

    Не следует забывать, что компетенция налоговых органов не ограничивается сферой законодательства о налогах и сборах, на налоговые органы возложен ряд задач, вытекающих из других правовых актов.

    Так, согласно Закону №129-ФЗ, налоговый орган вправе предъявлять иски, как орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц.

    В качестве примера можно привести требования статьи 26 Закона №129-ФЗ, о представлении в регистрирующий орган сведений, необходимых для перерегистрации юридического лица. Невыполнение указанного требования является основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном Законом №129-ФЗ в отношении исключения недействующих юридических лиц.

    При оценке правомерности требования налогового органа о ликвидации юридического лица необходимо исходить из того насколько такое требование соотносится с компетенцией налоговых органов, определённой конкретным актом законодательства.

    Обращаем Ваше внимание, что ФНС Российской Федерации с 17 июля 2005 года вправе ликвидировать юридическое лицо без решения суда.

    В соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2005 года №83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее Закон №83-ФЗ), глава VII Закона №129-ФЗ дополнена новой статьей 21.1, а статья 22 — новыми пунктами.

    В соответствии с названными статьями Закона №129-ФЗ регистрирующий орган имеет право исключить из ЕГРЮЛ юридическое лицо, если оно в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.

    При этом, согласно пункту 3 статьи 21.1 Закона №129-ФЗ:

    «решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения».

    Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.

    Аналогичное разъяснение изложено в Письме ФНС Российской Федерации от 12 июля 2005 года №09-1-02/2908 «О Федеральном законе, предусматривающем исключение юридических лиц из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа».

    При этом необходимо учитывать, что согласно пункту 3 статьи 3 Закона №83-ФЗ порядок исключения недействующих юридических лиц из государственного реестра распространяется также на организации, которые были созданы до вступления в силу Закона №83-ФЗ и Закона №129-ФЗ.

    Прокурор вправе обратится в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Такое право ему предоставляет статья 35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

    Центральный Банк Российской Федерации вправе предъявить иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции. Это установлено статьей 23.1 Закона №395-1.

    Согласно статье 6 Закона №948-1, запрещается заключение хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), иных соглашений или осуществление согласованных действий, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов других хозяйствующих субъектов. Таким образом, Федеральный антимонопольный орган вправе предъявлять иски в отношении объединений коммерческих организаций, хозяйственных обществ или товариществ, если такие объединения осуществляют координацию предпринимательской деятельности, которая имеет, либо может иметь, своим результатом ограничение конкуренции.

    Более подробно с вопросами касающимися ликвидации юридических лиц и банкротства Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Ликвидация юридических лиц и филиалов, банкротство ».

    Еще по теме:

    • Сроки реализации материнского капитала Сроки перечисления материнского капитала Для реализации имеющегося семейного сертификата необходимо обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ (ПФР) с заявлением о распоряжении и соответствующим пакетом документов, который составляется в […]
    • Эвакуационный выход закон Закрыт пожарный выход У меня одноподъездный девятиэтажный дом. Функционирует только один вход. Второй закрыт на амбарный замок. Мне с грудным ребенком очень неудобно обходить дом по нескольку раз за день, да и в случае пожара, наверное, вход должен […]
    • Нотариусы гСимферополя Нотариусы Симферополь Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Аксенова Илона Владимировна Телефон: (978) 713-74-00 Адрес: г. Симферополь, […]
    • Судебная система рф федеральный закон Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ"О судебной системе Российской Федерации" С изменениями и […]
    • Жалобы на маршрутку Прием обращений граждан по работе общественного транспорта Уважаемые дамы и господа! На данной странице Вы можете оставить свое обращение в адрес СПб ГКУ «Организатор перевозок». Отправляя данное обращение Вы подтверждаете, что ознакомлены и согласны со […]
    • Патенты на комбайны очистной комбайн Изобретение относится к оборудованию для механизированной выемки угля с системой пылеподавления и служит для повышения надежности работы комбайна. На корпусе комбайна(КК) 2 шарнирно закреплены поворотные редукторы(ПР) 1 с рабочими органами, […]
    • Закон города москвы 35 Закон г. Москвы от 24 июня 2015 г. N 35 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 12 марта 2008 года N 11 "Об охране труда в городе Москве" (не вступил в силу) 1. В пункте 11 части 2 статьи 4 слова ", аттестации рабочих мест по условиям труда с […]
    • Пленум верховного суда 36 Пленум верховного суда 36 Среди разъяснений – какие дела подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ; права и обязанности лиц, участвующих в деле; представительство в суде; меры предварительной защиты по административному иску; особенности […]