Федеральный закон об установке счётчиков

Содержание:

Приборы учета энергетических ресурсов. Установка, оплата, поверка


Подготовлено редакцией журнала «ЭНЕРГОСОВЕТ» по материалам СМИ

Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применение приборов учета при осуществлении расчетов за них определены Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — закон).
Кто их должен устанавливать и оплачивать, а кто поверять? Интернет-форумы, семинары и конференции пестрят данными вопросами. Попробуем ответить на них.

Обязательна ли установка приборов учета энергоресурсов?
Да, обязательна. Согласно закону расчеты за энергетические ресурсы, включая воду (статья 5 пункт 2 закона), должны осуществляться на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета.
В законе четко определены крайние сроки установки приборов учета энергетических ресурсов (далее — энергоресурсов).
До 1 января 2011 г. приборы учета должны быть установлены и введены в эксплуатацию в зданиях, строениях, сооружениях используемых для размещения органов государственной власти, органов местного самоуправления, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
До 1 января 2011 г. собственники нежилых зданий, строений, сооружений и иных объектов обязаны завершить оснащение таких объектов коллективными (общедомовыми) приборами учета энергоресурсов, а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию.
До 1 января 2012 г. собственники помещений в многоквартирных домах, жилых домов, дачных домов или садовых домов с централизованной подачей ресурсов обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета энергоресурсов (всех, кроме тепловой энергии).
С 1 января 2012 г. вводимые в эксплуатацию и реконструируемые многоквартирные жилые дома должны оснащаться индивидуальными теплосчетчиками в квартирах.
С момента принятия Закона не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений без оснащения их приборами учета энергоресурсов и воды.

Кто должен оплачивать установку приборов учета?
Закон обязывает собственников зданий, строений, сооружений, жилых, дачных или садовых домов, помещений в многоквартирных домах нести расходы на установку приборов учета.
Если собственник не в состоянии оплатить прибор учета и его установку сразу, организация-поставщик энергоресурсов обязана предоставить рассрочку по платежам со сроком до 5 лет. Процент за кредит устанавливается по ставке рефинансирования Центробанка РФ. Субъект Российской Федерации или муниципальное образование вправе предоставлять за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета поддержку отдельным категориям потребителей путем выделения им средств на установку приборов учета используемых энергоресурсов.
Квартиры в многоэтажных домах, являющиеся муниципальной собственностью, оснащаются приборами учета электроэнергии за счет бюджетных средств.

Нужно ли собственникам помещений многоквартирного дома (МКД) собирать общее собрание для принятия решения об установке приборов учета?
Да, нужно. Прежде чем приступать к организации в доме учета тепла, необходимо коллективное решение собственников, принятое большинством голосов на общем собрании. Поскольку будущий узел учета станет общедомовой собственностью, оплата оборудования и работ целиком или частично (в случае участия в федеральных, областных или муниципальных программах) распределяется между всеми собственниками квартир.
Задача управляющей компании или правления ТСЖ, ЖСК донести информацию до собственников, что установка приборов учета необходима согласно закону об энергосбережении и отказ от установки грозит принудительными мерами по установке приборов учета со стороны энергоснабжающей организации и разбирательством в суде. УК или правление ТСЖ, ЖСК должны предложить собственникам варианты: перечень компаний, с которыми имеется возможность заключить договор на установку приборов учета энергоресурсов и их предложения по стоимости работ и качеству предлагаемого оборудования.

Кто имеет право устанавливать приборы учета энергоресурсов?
Приборы учета имеют право устанавливать организации-поставщики энергоресурсов и специализированные организации. Данные организации должны иметь профильных специалистов необходимого уровня квалификации, деятельность по установке приборов учета должна быть прописана в уставных документах организации, организация должна быть членом СРО в строительстве и иметь выданное СРО свидетельство о допуске к данному конкретному виду работ.
Поставщики энергоресурсов не только имеют право, а обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
До 1 июля 2010 г. энергоснабжающие организации должны были предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов и лицам, представляющим интересы собственников, предложения об оснащении приборами учета используемых энергоресурсов.

Какая ответственность за отказ от установки приборов учета?
Если до 1 января 2011 г. и для части потребителей до 1 января 2012 г. (см. выше) в ответ на предложения по установке приборов учета от поставщика энергоресурсов потребитель не установит счетчик, то энергоснабжающая организация вправе принудительно его установить, и взыскать по суду с потребителя все расходы по установке плюс судебные издержки.
Согласно закону до конца 2012 г. кампания по установке приборов учета должна закончиться. Все категории потребителей энергоресурсов должны быть «оприборены».
Ресурсоснабжающие организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждены Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 № 149.

Кто осуществляет контроль за соблюдением обязанностей по установке приборов учета энергоресурсов?
Контроль за соблюдением данных обязанностей осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и их территориальные органы в субъектах РФ.

Предусмотрены ли штрафные санкции за не соблюдение обязанностей по установке приборов учета энергоресурсов?
Да, предусмотрены. Законом об энергосбережении (статья 37) внесены поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).
Несоблюдение требований законодательства об установке приборов учета (стадии проектирования, реконструкции, капитального ремонта, строительства) — штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. руб., на организацию от 500 до 600 тыс. руб.
Несоблюдение требований к поставщикам энергоресурсов по предложению установки приборов учета собственникам жилых домов, дачных, садовых домов и их представителям. Штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. руб., на юрлиц от 100 до 150 тыс. руб.
Необоснованный отказ или уклонение организации, на которую возложена обязанность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения, либо несоблюдение установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов — штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. рублей; на ИП — от 20 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц — от 50 до 100 тыс. руб.
Несоблюдение требований об оснащении жилого дома приборами учета лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов — штраф на ответственное лицо от 10 до 15 тыс. руб., на юрлиц от 20 до 30 тыс. руб.
Несоблюдение требований об оснащении нежилых зданий, строений, сооружений приборами учета лицами, ответственными за их содержание — штраф на должностных лиц от 10 до 15 тыс. руб., на ИП от 25 до 35 тыс. руб., на юрлиц от 100 до 150 тыс. руб.

Кто осуществляет техническое обслуживание и ремонт приборов учета?
Собственник обязан обеспечить эксплуатацию приборов учета в соответствии с техническими требованиями на прибор. Таким образом, у владельца узла учета должен быть заключен договор на техническое обслуживание приборов учета с обслуживающей организацией (например, это может быть организация по установке приборов учета, энергоснабжающая организация, управляющая компания).
Работы по ремонту приборов учета выполняются на предприятиях-изготовителях приборов или специализированном ремонтном предприятии в соответствии с утвержденным технологическим процессом. После ремонта прибора учета необходимо провести внеочередную поверку.

Кто осуществляет и оплачивает поверку приборов учета?
В обязанности собственника входит обеспечение достоверности показаний приборов учета, в частности, их своевременная метрологическая поверка, т.е. поверка оплачивается из собственных средств собственника.
Метрологическое обеспечение достоверности показаний приборов учета заключается в периодической их поверке в специализированной организации (например, в лаборатории регионального центра стандартизации и метрологии или в организации, имеющей в своем распоряжении соответствующие испытательные лаборатории).
На основании постановления правительства РФ № 250 от 20.04.10 г. начиная с 2012 г. поверка средств измерений количества электроэнергии, расхода холодной и горячей воды и газа, должна осуществляться только аккредитованными государственными региональными центрами метрологии. Поскольку в устройство узла учета тепловой энергии входит и расходомер, то это требование будет относиться и к коммерческому учету тепловой энергии.
Суть метрологической поверки заключается в испытаниях прибора учета на более точном оборудовании.
Периодичность поверки указана в паспорте на прибор учета. Межповерочный интервал (МПИ) приборов учета тепловой энергии и счетчика горячей воды, как правило, составляет 4 года, а счетчика холодной воды — 6 лет
Практика эксплуатации показала: ни у одного из отечественных теплосчетчиков фактический МПИ на совпадает с паспортным, утвержденным при проведении испытаний на утверждение типа средств измерении (СИ).
Для подавляющего большинства отечественных приборов учета фактический МПИ не превышает 1 года (хотя иногда встречаются образцы, у которых МПИ составляет 2 года) при заявленном МПИ в 3-5 лет и сегодня все отечественные производители приборов учета тепла негласно признают данный факт.

Каковы последствия эксплуатации неповеренных приборов?
Эксплуатация не поверенного прибора учета запрещается и расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учета со всеми вытекающими для потребителя последствиями. Непосредственно на время проведения поверки разрешается оплата услуг по усредненному расходу.

Какие приборы учета энергии можно применять?
Следует устанавливать только те приборы учета, которые включены в государственный реестр средств измерений и допущенные к применению на территории Российской Федерации.
Однако даже включение прибора в Госреестр не гарантирует его качества. Поэтому необходимо вводить систему качества в теплоснабжении, помогающую теплоснабжающим и теплопотребляющим организациям применять передовой опыт, прогрессивное оборудование и новые технологические решения в области коммерческого учета тепловой энергии (подробнее см. статью В.К. Ильина «О работе комитета по учету тепловой энергии» — прим. ред.).
Кроме того, правилами пользования электрической, тепловой энергии, воды и газа установлены требования к классу точности применяемых приборов учета не ниже установленного порога. Класс точности — это возможная погрешность прибора учета в диапазоне измерений, выраженная в процентах. Чем больше число, обозначающее класс точности, тем ниже точность прибора.

Что такое прибор учета тепловой энергии?
Прибор (или узел) учета тепловой энергии — это комплекс приборов и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию его параметров. Конструктивно узел учета представляет собой набор «модулей», которые врезаются в трубопроводы. В узел учета тепла входят: вычислитель, преобразователи расхода, температуры, давления, приборы индикации температуры и давления, а также запорная арматура. Сигналы с водосчетчика (импульсы) и
сигналы с термометров сопротивления поступают в микропроцессор тепловычислителя, где с помощью высокоточного аналого-цифрового преобразователя преобразуются в цифровую форму. Далее происходит их интегрирование и вычисление тепловой энергии.

Где и как устанавливаются приборы учета тепловой энергии?
Узел учета тепловой энергии и теплоносителей должен размещаться, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом. При размещении узла учета не на границе эксплуатационной ответственности потери тепловой энергии и теплоносителей на участке тепловой сети между местом установки узла учета и указанной границей определяются расчетным путем или по результатам замеров и учитываются дополнительно; величину потерь следует указывать в договоре теплоснабжения.
Монтаж осуществляется на основании проекта и нормативной документации. Принимают и пломбирует узлы учета теплоснабжающая организация, выдававшая ТУ и отпускающая тепловую энергию.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Принятие федерального закона № 261 ФЗ «Об энергосбережении. » поставило перед производителями приборов учета, внедренческими фирмами, потребителями энергоресурсов, региональными администрациями конкретную задачу — оснащение всех потребителей тепловой энергии и воды приборами учета в кратчайшие сроки — в пределе до 1 января 2013 г. При общем понимании не­обхо­димости таких работ возникает сомнение — насколько реально разработчики этого закона оценили возможности производственных, внедренческих, сервисных, согласующих структур, наконец, конечных потребителей ресурсов в реализации такого масштабного решения?

За предыдущие до принятия закона 15-17 лет приборами учета по разным оценкам оснащены ориентировочно 40 % всех потребителей ресурсов (средний темп оснащения — 2,5% потребителей в год). В оставшиеся после принятия ФЗ № 261 три года предполагается оснастить приборами оставшиеся 60% потребителей (темп оснащения приборами — 20% в год) при неопределенном порядке финансирования этих мероприятий.

За рамками закона № 261 ФЗ и документов, принятых в его развитие, остались вопросы сервисного обслуживания и обеспечения эффективной работы приборов учета энергоресурсов в течение всего срока их службы. Хотя любому специалисту из технической (да и не только технической) сферы понятно, что любое техническое изделие требует периодического обслуживания, создание системы сервиса в период гарантийного и послегарантийного срока эксплуатации. Узел учета тепловой энергии или воды — достаточно сложный технический объект, и для его надежной бесперебойной работы, обеспечивающей достоверный учет энергоресурсов, нужны и технические средства (диагностические приборы и установки, ремонтная база, запчасти и пр.), и квалифицированный ремонтно-сервисный персонал, и методическая база (монтажная, ремонтная, сервисная, метрологическая документация), организационная (административная) структура по обеспечению проведения всех сервисных работ.

Возможно, вопрос о создании сервисных служб разработчиками закона № 261-ФЗ сознательно отложен на будущее, исходя из того, что межповерочный интервал приборов учета тепловой энергии и воды составляет, как правило, 4 года? Вероятно, за 3 года предполагается оснастить все здания и сооружения приборами учета, а уж затем приступать к созданию сервисной базы?

Однако следует принять во внимание, что в 2006 г. Правительством РФ принято постановление № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», которое стимулировало установку приборов подомового учета тепла и воды. Приборы, установленные в соответствии с этим постановлением начиная с 2006 г., уже в 2010 г. начали поступать на поверку. Спрос на услуги по поверке и ремонту приборов учета существенно вырос, в 2011 и последующих годах можно ожидать его дальнейшего роста.

В соответствии с требованиями Федерального закона № 94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» главным и практически единственным критерием для определения поставщика приборов (узлов) учета энергоресурсов является цена контракта. Поскольку в финансировании установки домовых узлов учета или организации конкурсов на размещение таких заказов принимают участие местные администрации (как непосредственно, так и через контролируемые управляющие компании), то большинство конкурсов проводится на основании требований закона № 94 ФЗ. Требования минимума цены на контракт приводит в ряде случаев к установке узлов учета с приборами, арматурой низкого качества, что неизбежно приводит к быстрому выходу оборудования из строя. И при таком исходе владелец узла учета уже в первые годы эксплуатации вынужден нести серьезные затраты по внеочеред­ным ремонтам, поверкам, монтажу/демонтажу оборудования. Отсутствие сервисных структур по ремонту и поверке приборов учета энергоресурсов еще более усугубляют ситуацию, и сводят к минимуму предполагаемую экономию от внедрения систем учета энергоресурсов.

Каргапольцев В.П., ООО «Промавтоматика-Киров», г. Киров

При подготовке материалов использованы статьи с сайтов Теплопункт, Портал-энерго, РосТепло.

Посмотреть данную технологию более подробно,
Вы можете в Каталоге энергосберегающих технологий

Закон об установке счетчиков воды, порядок установки

Федеральным законом № 261 26 ноября 2011 года «Об энергосбережении» предусмотрена установка счетчиков на воду во всех жилых помещениях. При этом неважно, владеют ли данным помещением проживающие там люди или нет, — порядок установки счетчиков на воду одинаков для всех (и для тех, кто временно проживает на данной площади). В результате люди, не желающие платить за себя и «того парня, не спешили, а крайние сроки установки приборов измерения неоднократно отодвигались. Последняя такая дата истекает 1 июля текущего года.

Порядок установки счетчика на воду

Затем – собрать пакет необходимых документов:

  • акт ввода в эксплуатацию приборов учета воды;
  • наличие договор на проведение энергосберегающих работ;
  • технический паспорт на каждый счетчик воды.
  • Далее — составить вместе с управляющей компанией схему ввода в эксплуатацию прибора учета воды, выкупить у компании сам прибор и сопутствующие монтажу расходные материалы. При этом если приборы учета воды были приобретены вами лично и по тем или иным причинам не были установлены, а хуже того – не проверены на техпригодность, — то компания может отказаться от монтажа. Хотя законом такие действия не предусмотрены, правовых оснований для отказа в установке счетчиков в этом случае нет.

    И, наконец, когда все согласования благополучно завершены, составляется Акт приёма в эксплуатацию прибора учёта воды и порядок расчёта оплаты за ЖКХ-услуги. После чего можно уже платить по приходящим ежемесячным счетам.

    Сроки, стоимость и нюансы установки

    Как видим, установка счетчиков на воду – дело не такое уж простое. В реальности платить приходится не только за приборы учета воды. Закон, правда, не позволяет производить большинство из предлагаемых управляющими компаниями платежей, однако сам порядок установки счетчиков прописан достаточно невнятно, что и провоцирует некоторые разночтения. В общей случае придется выложиться за следующее:

  • приборы учета (горячая и холодная вода, то есть как минимум за два счетчика);
  • комплектующие и детали, необходимые для полной установки (и это без учета проведения ремонтных работ, которые, учитывая состояние ЖКХ в регионах, явно придутся к месту);
  • резка коммуникаций, демонтаж старых и установка новых труб;
  • установка счетчиков и фильтров.
  • Итак, считаем. Приборы учета воды – в среднем по 1800 рублей за один прибор, то есть 3600 рублей. Комплектующие, проведение работ по установке при условии, что не требуется дополнительных процедур, приблизительно 4500 рублей. Выходит, как минимум, 8000-8200 рублей. И это при том, что старую, построенную еще в советское время, разводку труб никто модернизировать не собирается. А ее сохранение в нынешнем состоянии означает для простого потребителя двойного комплекта счетчиков. Дополнительные расходы, и в конечном итоге придется выкладывать без малого 11-12 тысяч рублей.

    Квартирная экономика

    Основная проблема в том, что приборы учета воды (закон это предусматривает,) покупаются не только для себя, но и соседа. В том смысле, что учитываются и поквартирные, и домовые счетчики. Иначе говоря, платится и за индивидуальное, и коллективное потребление. Особенно в тех старых домах, где квартиры выкуплены (приватизированы) не полностью или значительная часть жилплощади сдается частным лицам. Естественно, без составления какого-либо договора.

    Кроме того, если ранее цена за горячую, холодную воду и канализацию зависела от того, сколько человек было официально зарегистрировано на данной жилплощади, то сейчас, на переходный период, выкладываться придется всем подъездом. А излишки – за ремонт коммуникаций, перерасход ресурсов, «лишних» жильцов», заплатят как раз владельцы счетчиков.

    Все очень просто. Во-первых, механизма выявления такого рода жильцов попросту нет. Во-вторых, квартиры если и приватизированы, то не приватизированы подъезды, подвалы, чердаки, крыши, придомовые территории, то есть коммуникации. Которые либо принадлежат государству или муниципальному образованию, либо новому собственнику, «сбрасывающему» с себя бремя ЖКХ-отвественности.

    Счетчики на воду: замена, установка по закону

    Закон о счетчиках на воду разрабатывался по нормам Федеральной программы сохранения энергетических запасов, принятой МинЭнерго РФ (суть закона об энергоснабжении тут: ). Обязанность установить их регламентируется законом в ПП РФ № 776, где указан процесс и условия использования водных ресурсов, также и сточных вод. Система и условия установки водомеров на холодную и горячую воду регулируется Федеральным Законом 261. Для тех кто не поставил их в положенный срок, закон устанавливает отдельные тарифы подсчета потребленных ресурсов, указанных в ПП РФ № 306.

    Согласно приказу № 178 — потребители должны, но не обязаны монтировать в своих домах средства для подсчета потребления запасов, в том числе и водных. При этом, поставщик услуг обязан по закону, если потребитель не имеет возможности оплатить и установить счетчик на срок до 12.01.2012, отсрочить платеж по установке прибора на пять лет.

    Порядок установки счетчиков на воду

    Закон о счетчиках горячей и холодной воды был принят в 2015 году. Он направлен на то, чтобы владельцы квартир в обязательном порядке установили у себя приборы учета потребления воды. Это должно существенно сэкономить размер квартплаты. Для тех кто этого не сделал подсчет потребления ведется по общим нормам, которые ежегодно возрастают на 20-25%. Поэтому для экономии средств и водных ресурсов, многие уже установили счетчики.

    Обязанность установить счетчики на воду лежит на управляющей домом организацией или ТСЖ. Если специалист пришел на дом, то по закону он должен предоставить владельцу квартиры документы, удостоверяющие его право на обслуживание приборов по учету потребления ресурсов. После монтировки приборов мастер оставляет следующий пакет документов:

    • Техпаспорт на счетчики;
    • Акт оказания услуг на монтировку водомеров, и дальнейшее техобслуживание на гарантийный срок;
    • Документ о вводе в работу счетчика для регистрации приборов в УК;
    • Акт с перечнем проделанных манипуляций, идентификатором прибора для пломбирования, цену за установку;
    • Сертификат соответствия для проверки в управляющей компании правильно ли монтирован счетчик, есть ли пломба, вписывания полученных данных в ЛЦ собственника.
    • По закону, с момента внесения изменений в лицевой счет, расчет тарифов на воду будет проводиться по данным счетчиков.

      Замена приборов учета воды в квартире

      Счетчики горячей и холодной воды в квартире нужно менять каждые 4-6 лет, согласно закону об эксплуатации средств учета ресурсов. Старые приборы не будут правильно подсчитывать количество потребленных кубов, придется переплачивать. По закону не все должны платить за установку водомеров, существуют льготы. Замена счетчиков воды бесплатно проводится для определенных категорий граждан РФ:

      • Малообеспеченных;
      • Ветеранов ВОВ;
      • Инвалидов первой и второй группы;
      • Семьи, где есть ребенок-инвалид.
      • По закону, для этих лиц бесплатно водомеры заменяют и пломбируют. Остальные категории лиц, не входящие в перечень тех, кому услуги предоставляются бесплатно, оплачивают установку и пломбировку.

        Для проведения замены водомеров горячей и холодной воды, владелец должен обратиться в ТСЖ с заявлением на замену прибора. Заключить с УК договор. После этого мастер придет на дом для замены старых счетчиков на новые, он же поставит пломбу.

        Проверка счетчиков воды по закону

        Время проверки счетчиков регулируется нормами закона РФ. Сроки зависят от типа счетчиков. Срок проверки для холодной воды — раз в четыре года, горячей — раз в шесть лет. Проверять можно, сдав водомеры в отдел техобслуживания или вызвав мастера на дом. Как только истек срок эксплуатации, муниципальная организация, отвечающая за водоснабжение в городе, присылает извещение. Если извещения нет, а период эксплуатации истек, по закону владелец должен сам направить ходатайство о замене водомеров в управляющую компанию дома. Порядок проверки счетчиков на воду по закону:

      • Направить обращение в ответственную организацию (список предоставляет УК вашего дома);
      • Указать в обращении — адрес дома, вид прибора, тип модели и данные изготовителя, госкод прибора, личные сведения и телефон;
      • Проверить у работника водоканала наличие лицензии на проведение работ;
      • Получить у мастера документы после проверки — акт свидетельства и контракт об осуществлении работ по проверке счетчиков, с соответствующими штемпелями и подписями.
      • Акт приема содержит сведения о водомерах, информацию о владельце и организации, проверившей приборы. Свидетельство о проверке должно содержать сведения о дате следующего контроля.

        Срок проверки зависит от того, отправлены водомеры на проверку в Водоканал или специалист пришел домой к владельцу. В Водоканале приборы проверяют до 14 дней — этот период установлен законом. На дому процедура длится не более 2 часов.

        Обязательна ли установка счетчика воды в квартире в 2018 г.

        Началось все с принятия в 2009 году Федерального закона от 23 ноября № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому собственники жилья должны установить счетчики учета потребляемых воды, отопления, газа. Срок исполнения этого закона каждый год отодвигается, несмотря на повышение тарифов ЖКХ. В конце 2014 года в очередной раз Президентом РФ был подписан акт об отмене обязательной установки газовых счетчиков, которые ранее необходимо было установить в 2015 году. Приборов контроля на водопотребление этот акт не коснулся.

        Теперь, когда вопрос об обязательной установке счетчиков газа уже не стоит (на воду счетчик ставить придется в любом случае), общественность начала изыскивать пути либо вообще этого не делать, либо как это сделать дешевле. К сожалению, как это обычно бывает, от принятия закона до его исполнения уходит много времени и денег обычных граждан.

        Так, например, перед 2015 годом, когда был самый разгар истерики по поводу огромных штрафов для тех, кто счетчики не установит, различные компании ходили по квартирам и предлагали собственные услуги в установке счетчиков. Казалось бы, ничего подозрительного, если бы не завышенная вдвое, втрое цена. У кого-то здоровый скептицизм брал верх над запугиваниями и увещеваниями продавцов, а кто-то поддавался на уговоры. В результате, сама идея установки счетчиков контроля себя дискредитировала в глазах общественности. Примером тому служит цифра 60%, а именно столько людей от всего населения страны установили в домах счетчики. Подавляющая часть этих 60% пенсионеры, в силу того, что во многих регионах страны льготной категории граждан счетчики управляющие компании устанавливали бесплатно.

        Та категория граждан, которая не установила для себя индивидуальные приборы учета и в дальнейшем не собирается их устанавливать, объясняет это и высокими, по их мнению, ценами, и затратами времени на их установку, и скорой необходимостью в смене счетчика и т.д. Надо сказать, все эти опасения вполне оправданны и возникли они не на пустом месте.

        Санкции и штрафы за отсутствие счетчика воды в 2017 г.

        Когда в 2009 году принимался упомянутый ранее Федеральный закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, в нем не были прописаны санкции к категории граждан, не исполняющих его. Также дела обстояли и с последующими актами о переносе обязательной оснащенности коммунальных систем установленными счетчиками воды. Законодательством предусмотрено, что люди, не установившие счетчики до 2017 года, не будут оштрафованы или подвергнуты каким либо формам административного наказания.

        Просто, начиная с 2015 года, тарифы ЖКХ оплачиваются по нормативам с повышенным коэффициентом.

        В соответствии с действующим законодательством (постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг») установлены следующие повышающие коэффициенты при оплате за горячую и холодную воду без счетчиков:

      • с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. — 1,1;
      • с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. — 1,2;
      • с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. — 1,4;
      • с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. — 1,5;
      • с 2017 года — 1,6.
      • При этом указанные коэффициенты возможно применять только в случае наличия технической возможности установки соответствующих приборов учета.

        Кроме того, управляющие компании могут устанавливать счетчики и без согласия жильца, взыскивая с него средства за установку в судебном порядке. Данное положение уже оспаривается правозащитниками, так как непонятно как именно будет произведена установка без согласия граждан и на каких основаниях. А также, учитывая высокий процент коррумпированности в среде чиновников, такая силовая установка приборов контроля может только ухудшить положение простых граждан, желающих сэкономить свое время и просто заплатить за коммунальные услуги повышенную цену. Это тоже свободный и вполне законный выбор в рамках Конституции РФ.

        Куда обращаться для установки счетчиков и сколько это будет стоить

        Согласно постановлению Правительства РФ от 4 сентября 2013 года № 776 «Об утверждении правил коммерческого использования воды, сточных вод», ввод счетчиков учета в эксплуатацию для граждан должен быть бесплатным. Так же бесплатной должна быть опломбировка прибора после проверки.

        Зная это, следует обратиться в управляющую компанию с заявлением об установке счетчика на воду. Если установкой управляющая компания сама не занимается, она обязана предоставить перечень организаций, которые занимаются установкой счетчиков. В случае если квартира находится в муниципальной собственности, то установка будет бесплатной. Монтаж приборов учета в приватизированной квартире обойдется ее владельцу порядка 4000 – 7000 рублей в зависимости от объема и сложности работы.

        Непосредственно сам счетчик воды, как правило, уже имеется в наличии у мастеров, которые придут его устанавливать, после предварительного осмотра. Можно купить счетчик самим, после опять же консультации с мастером на предмет технических характеристик и задач прибора.

        После установки счетчика нужно вызвать специалиста из управляющей компании для подписания акта ввода устройства в эксплуатацию. Далее идет заключение договора об оплате согласно данным счетчика и закреплением порядка учета показаний с прибора. При себе необходимо иметь договор на установку счетчика, паспорт счетчика, акт о вводе прибора в эксплуатацию и сертификат соответствия.

        Когда счетчики на воду можно не ставить

        Напомним, что счетчики контроля не ставятся в ветхое жилье, официально признанное таким, либо, если коммуникации обладают высокой степенью изношенности и нуждаются в замене. Дома с так называемой низкой потребляемостью электроэнергии, тоже не подлежат оснащению приборами учета. Главное документально подтвердить невозможность по тем или иным причинам поставить у себя дома счетчик. Сделать это может по запросу либо сама управляющая компания, либо пишется заявление в Роспотребнадзор, который, в свою очередь, высылает для освидетельствования специалиста.

        Также основанием не ставить счетчик воды у себя в квартире является невозможность считывать его показания ввиду инженерных особенностей устройства водопровода в квартире. Подтверждается данный факт также через управляющую компанию.

        Выгодно ли устанавливать счетчик воды

        Сам по себе счетчик на воду может стоить от 500 рублей, но вот его установка обойдется владельцу порядка 3000 рублей. Если трубы медные, тогда установка стоит дороже, порядка 6500 рублей. Это, конечно, в случае если квартира приватизирована. В некоторых регионах квартиры в муниципальной собственности оснащаются счетчиками учета воды бесплатно.

        Если целенаправленно заняться изучением данного вопроса и почитать отзывы горожан на специализированных форумах, выходит не такая уж и радостная картина. Во многих регионах цены на установку таковы, что приходиться тратить порядка 5 тысяч рублей на оформление документации, покупку и установку приборов. Есть еще один ньюанс, который отражен в законе об учете энергетических ресурсов — это ветхость коммуникаций жилья. Большая часть населения страны живет именно в таком жилье с изношенными трубами. Но работы по замене стояков насущная проблема для подавляющего большинства управляющих компаний. А на ветхие трубы счетчики ставить нельзя прежде всего из соображений безопасности. Вроде бы так еще стоит, а чуть тронешь – прорвет.

        Долгий срок окупаемости счетчика тоже является аргументом не в пользу установки. Что касается ежегодно повышающихся тарифов на коммунальные услуги, то в этой связи, конечно, выгодно иметь счетчик, чтобы платить ровно за то, что потребляешь. Однако данный аргумент не убеждает граждан, решивших саботировать установку счетчиков. Они парируют тем, что среднегодовая экономия составит максимум 1000 рублей, а эта сумма особой погоды не сделает для семейного бюджета.

        Фактически же при оплате за воду по нормативам потребления необходимо учитывать, что экономия будет зависеть от количества прописанных и проживающих граждан. Так, если в квартире проживает семья из 4 человек — двое взрослых и двое детей, экономия по оплате по счетчикам будет доходить до 500 рублей в месяц. А если в квартире проживает многодетная семья, с пятью и более детьми, экономия по оплате за воду составит более 1000 рублей.

        Правила бесплатной установки счетчиков воды

        С недавнего времени каждый собственник жилой недвижимости должен устанавливать счетчик воды.

        Со слов чиновников, в первую очередь это выгодно для самих жильцов, поскольку можно контролировать ее расход, отталкиваясь от возможностей своего бюджета. Законом РФ предусмотрена возможность бесплатной установки счетчика для определенных категорий граждан.

        Кто имеет право на бесплатную получение данной услуги? Какой порядок ее предоставления? Что будет, если не устанавливать прибор? Кто освобождается от необходимости использования?

        Законодательная база вопроса

        Вопрос об установке прибора учета воды регулируется:

      • Постановлением Правительства РФ № 776, предусматривающим порядок и правила использования воды, в том числе и сточных вод;
      • Федеральным законом № 261 о порядке и правилах установки прибора учета потребления холодной и горячей воды;
      • Постановлением Правительства № 306 о формировании тарифов для граждан, которые по каким-либо причинам не установили счетчик.
      • Перечень не является исчерпывающим, поскольку на региональном уровне местная администрация может принимать свои поправки к законам, которые расширяют перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатную установку счетчиков воды, а также видоизменяют сам порядок регистрации прибора учета.

        Кто может воспользоваться данной услугой от государства

        На территории РФ претендовать на бесплатную установку счетчиков воды имеют право определенные категории граждан, а именно:

      • малоимущие;
      • граждане, имеющие статус участника ВОВ. Сюда входит: труженик тыла, реабилитированные граждане, вдовы погибших участников ВОВ;
      • недееспособные граждане 1 или 2 группы;
      • семьи, которые занимаются воспитание ребенка-инвалида.
      • В некоторых регионах страны местными законами предусмотрена возможность бесплатной установки водяного счетчика для пенсионеров, вышедших на заслуженный отдых по старости.

        К примеру, в столице бесплатно могут установить счетчики все граждане, которые получили субсидию на оплату коммунальных услуг.

        Помимо этого, в каждом регионе местная администрация может проводить своего рода акцию, когда в определенный период года предоставление приборов учета воды осуществляется бесплатно для всех граждан. Подобная акция в прошлом году уже проводилась в Санкт-Петербурге.

        Когда можно не использовать данный прибор

        Кроме тех ситуаций, когда определенная категория граждан может установить счетчик воды бесплатно, предусмотрена еще и возможность вообще отказаться от подобной необходимости.

        Счетчик воды может не устанавливаться в том случае, если строение:

      • относится к категории “здание с небольшим потреблением электроэнергии”;
      • является жилым, но признано контролирующими органами аварийным либо ветхим;
      • включает в себя ветхие системы коммуникации, которые в срочном порядке необходимо заменить;
      • из-за конструктивных особенностей проводки горячей и холодной воды не позволяют считывать показания установленных приборов учета потребления.
      • В ситуации, когда жилое строение относится к любой из вышеуказанной категории необходимо в обязательном порядке обратиться в управляющую организацию за получением документа, который способен подтвердить данный факт.

        Если же это невозможно сделать по каким-либо независящим причинам, необходимо обратиться в Роспотребнадзор с соответствующим заявлением. На основании поданного заявления будет вызван специалист, который и сможет выдать соответствующее заключение.

        Порядок оформления

        Изначально стоит помнить о том, что в Постановлении Правительства РФ № 776 от сентября 2013 года “Об утверждении порядка и правил частного использования воды, в том числе и сточных вод” четко указано: введение счетчиков в эксплуатацию для граждан РФ должно осуществляться на бесплатной основе. Помимо этого, бесплатно производится и сама опломбировка прибора.

        Сам алгоритм оформления заключается в следующем:

        1. Обращение в управляющую компанию.
        2. Подача необходимо перечня документов.
        3. Установка прибора учета и подписание акта ввода его в эксплуатацию.
        4. Подписание договора.

        Если управляющая кампания не занимается лично установкой счетчиков воды, она в обязательном порядке должна предоставит перечень организаций, которые готовы предоставить такую услугу.

        При установке в приватизированной квартире необходимо будет заплатить за монтаж прибора в среднем от 4 до 7 тысяч рублей (в зависимости от региона проживания и уровня сложности работы).

        У многих управляющих организаций уже есть в наличии необходимые приборы, но можно приобрести их и лично. В любом случае, нужно быть готовым оплатить порядка 2,5 тысяч (средняя цена за прибор). Цена может быть увеличена в зависимости от модели счетчика и фирмы изготовителя.

        Что делать после установки

        После того, как счетчик был успешно установлен в квартире, необходимо будет вызвать сотрудника управляющей кампании для составления соответствующего акта ввода в эксплуатацию.

        После получения его на руки необходимо будет заключить соглашение об оплате за потребленную воду согласно показаниям счетчика по установленным тарифам.

        Пакет документов

        Для установки прибора учета воды необходимо подготовить:

        • паспорт и копию всех заполненных страниц заявителя;
        • заявление;
        • любой документ, способный подтвердить право собственности на объект жилой недвижимости;
        • план объекта (многие его называют техническим условием) – можно заказать в управляющей компании либо в другой организации, предоставляющей такую услугу.
        • Для заключения договора необходимо иметь при себе определенный перечень документов:

        • соглашение на установку счетчика воды;
        • паспорт на прибор, выданный заводом-изготовителем (идет в комплекте);
        • акт о вводе в эксплуатацию;
        • сертификат соответствия.

        При необходимости перечень может быть расширен.

        Правила поверки

        В такой ситуации никто не имеет юридического права отменить его, если по ТУ счетчик изнашивается и спустя проход через него определенного объема воды начинает давать ложные показания – нужно немедленно сдавать на поверку.

        В общем порядке период поверки регулируется Постановлением Правительства РФ № 354 от 2011 года.

        Однако предусмотренные правила дают только отписку к соглашению об оказании коммунальных услуг, где указывается:

      • информация о виде счетчика;
      • когда он был установлен;
      • время пломбировки завода-изготовителя;
      • период поверки.
      • Простыми словами, период поверки отталкивается от имеющихся технических условий.

        На сегодня предусмотрено несколько разновидностей определения периода поверки:

      • временной интервал. Многие счетчики обладают стандартным временем – между поверками должно пройти 4 года для горячей воды и 6 лет – для холодной;
      • либо же спустя время, когда через прибор пройдет определенный объем воды.
      • На практике же используется пока только первый способ.

        Написание заявления

        При составлении заявления на пломбировку счетчика и дальнейшую постановку его на учет, необходимо помнить, что в нем должны содержаться такие сведения:

      • полные ФИО заявителя;
      • адрес проживания, в том числе и почтовый индекс;
      • информация о периоде, за который будет установлен прибор учета;
      • какое назначение объекта, где он будет установлен (жилое помещение, промышленное и так далее);
      • предполагаемая нагрузка.
      • Категорически запрещается допускать в документе помарки и любые исправления.

        Санкции и штрафы за отсутствие приборов учета воды

        Принятый еще в 2009 году Федеральный закон № 261 не включал в себя каких-либо санкций по отношению к тем гражданам, которые не установили счетчики на воду. Такая ситуация складывалась и с последующими актами, касающиеся вопроса переноса оснащения коммунальных систем приборами учета потребления воды.

        Законодательством РФ четко указывается, что граждане, не установившие приборы учета потребления воды до 2017 года, не будут подвержены штрафным санкциям.

        Однако есть небольшой нюанс: начиная с 2015 года тарифы на воду для граждан, не установивших счетчики, рассчитываются с завышенным коэффициентом.

        Согласно Постановлению Правительства РФ № 306 “Об утверждении правил в расчете нормативов потребления коммунальных услуг” на 2018 год установлен коэффициент на уровне 1,6.

        Его допускается применять для тех категорий граждан, в квартирах которых есть возможность установки счетчика, однако они еще этого не сделали.

        Помимо этого, управляющей кампании разрешили совершать установку прибора учета потребления воды без получения согласия жильцов. Такая возможность допускается исключительно по решению суда.

        Стоит отметить, что это положение уже оспаривается правозащитными организациями, поскольку механизм предоставления приборов без согласия жильцов до конца остается неизвестным. При этом если учесть высокий уровень коррупции среди чиновников, то принудительная установка счетчиков может только существенно ухудшить финансовое положение простых граждан, которые желают хоть немного сэкономить на оплате коммунальных услуг.

        Ну а пока остается только два варианта: установить счетчик и контролировать свой расход воды либо платить по завышенным тарифам.

        О необходимости использования индивидуальных приборов учета воды рассказано в следующем видеосюжете:

        Федеральный закон 261

        О быстром истощении природных ресурсов говорится много. Энергосбережение – одна из возможностей продлить пользование природными энергетическими ресурсами, которые так необходимы человеку для хозяйственной деятельности. Поэтому в мире сейчас повсеместно внедряются специальные программы по сохранению энергетических ресурсов. Служит этому и Федеральный закон 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» от 23 ноября 2009. Основная задача этого закона – создать условия для обеспечения экономии энергетических ресурсов Российской Федерации. Не только государства, но и каждого отдельного хозяина квартиры касаются некоторые нормы законодательства, которые указывают на то, что лучший способ научиться экономить – установить счетчики воды, тепла, электроэнергии, природного газа в наши квартиры. Опишем некоторые моменты законодательных актов, которые касаются охраны природных ресурсов.

        Сроки установки счетчиков

        Если раньше установка счетчиков по учету тепла и воды было делом абсолютно личным и добровольным, то сейчас этот вопрос взят под контроль государством. Согласно п.6 ст.11 ФЗ 261 теперь даже не допускается введение в эксплуатацию зданий, которые были построены, реконструированы, подвергнуты капитальному ремонту, без оснащения их приборами учета энергетических ресурсов. Начиная с 2012 года многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию, должны быть оснащены индивидуальными средствами теплового учета в каждой квартире при наличии технической возможности. П.5 ст.13 указывает на обязательное оснащение с 2012 года ТСЖ, управляющими компаниями, собственниками многоквартирных домов средствами учета энергетических ресурсов коллективными и индивидуальными. Срок, в течение которого должны быть установлены водосчетчики и другие приборы индивидуального учета несколько раз менялся. В последней редакции закона установлен срок – до 01.07 2013 года. Стоит ли бояться санкций за нарушение данной нормы?

        Штрафы за отсутствие счетчика

        Пока санкции коснуться только управляющих компаний и ТСЖ. Их черед уже пришел отвечать за неустановленные счетчики с июля этого года. И это немалые суммы. Бездействие должностного лица обойдется ему в 5-10 тысяч рублей, а подобные санкции юридическим лицам – 20-30 тысяч рублей.

        Ответственность индивидуальных потребителей наступит с 2015 года. Тогда к гражданам, не установившим счетчики, будут применены штрафы. Не стоит рисковать своими деньгами, нарушая закон. Потом вам придется оплачивать еще и судебные издержки, которые неизбежны при подаче на вас в суд за нарушение законодательства. Цена счетчика воды начинается от 300 рублей. Это не настолько высокая стоимость, чтобы отсрочить установку. Тем более, что в первые же месяцы экономия с лихвой оправдает расходы.

        Отдельные проблемы

        Установить квартирные счетчики воды — в ваших же интересах. Коэффициент, который берется для расчета стоимости коммунального платежа за потребление воды, повышен, и вам просто не выгодно платить в таком размере. Как только будет установлен такой прибор, вы сразу поймете, что до сих пор зря платили лишние деньги.

        Понятно, что есть проблемы по предоставлению коммунальных услуг в некоторых домах. Например, горячую воду приходится долго сливать до получения воды нужной температуры. Это все отражается в счете на воду. Вопросы качества предоставления коммунальных услуг нужно решать, требовать действий со стороны органов управления ЖКХ. Эти вопросы также жестко связаны с вопросами экономии. А счетчики установить нужно, чтобы обеспечить этот самый четкий учет.

        Еще по теме:

        • Приказ 705 от 2012 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 августа 2009 г. N 581н "О внесении изменений в Порядок совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России […]
        • Правило стандарт аудиторской деятельности 23 Справка о Правилах (стандартах) аудиторской деятельности (подготовлено экспертами компании "Гарант") Правила (стандарты) аудиторской деятельности Согласно Федеральному закону "Об аудиторской деятельности" (в редакции Федерального закона от 1 декабря 2014 г. […]
        • Тепловые счетчики закон Учет ресурсов в многоквартирном доме по-закону С. Панёв, редактор отдела МУП «ИИЦ «Усинская новь», г. Усинск, Республика Коми Если верить статистике, то россияне – самая чистоплотная нация, и вдобавок – широкая на душу. Нашими энергоресурсами, потребляемыми […]
        • Приказ ивс мвд Приказ МВД РФ от 22 ноября 2005 г. N 950 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Приказом МВД РФ от 30 декабря […]
        • Ходатайство 228 ходатайство о переквалификации ст 228 Здравствуйте! Брат осужден 25.01.2013 года по ч. 2 ст. 228 ук рф (по старому кодексу) к 3 годам лишения свободы (общего). Наркотик- марихуана 2 кг. Ответьте, пожалуйста, возможно ли привязать новые изменения в весе […]
        • Государственные пособия в 2012 Решение Верховного Суда РФ от 5 марта 2012 г. N АКПИ12-33 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично не действующим пункта 80 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утв. приказом […]
        • 200 приказ дежурной части Приказ МВД РФ от 30 апреля 2012 г. N 389 "Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан" (с изменениями и дополнениями) Приказ МВД РФ от 30 […]
        • Ссылки на журналы как оформить Оформление ссылок на статьи Ссылки на статьи, опубликованные в нашем журнале, осуществляются в соответствии со следующим стандартом: ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание (Общие требования и правила составления)». Дата введения […]