Что такое осаго 7 букв

Все владельцы транспортных средств прекрасно понимают, что сумма, ими выплачиваемая за полис ОСАГО, напрямую зависит от водительского опыта и числа аварий, в которых принимал участие автолюбитель по собственной вине (в случае выплаты страховки).

Рассчитать цену за полис и скидки, которыми может воспользоваться водитель, можно, применяя коэффициент КБМ (бонус-малус). Сейчас это единственная возможность, которая позволяет уменьшить оплату страховки.

В его задачу входит поощрение автолюбителей, ездивших без аварий, получением скидок, и наказание водителей, оказавшихся виновниками ДТП, за счет увеличения цены на полис страхования.

Содержание:

Что это такое и для чего нужно

КБМ ОСАГО – это коэффициент, который зависит от выплат по страховым случаям за предыдущий год. Другими словами – это размер скидки за езду без аварий.

Важно! Этот коэффициент позволяет сберечь средства на покупке полиса.

За один год вождения автомобиля водителем без аварий увеличивается класс ОСАГО и понижается коэффициент, а, следовательно, и понижается стоимость страховки. КБМ является величиной индивидуальной для каждого водителя и зависит от истории страхования.

Раньше этот коэффициент применялся к определенной машине, и когда автолюбитель ее продавал, то скидка терялась. В этом случае водителю приходилось снова «зарабатывать» этот коэффициент с самого начала.

Начиная с марта 2008 года, система коэффициентов была изменена, и теперь КБМ принадлежит непосредственно водителю вне зависимости от того, на каком транспортном средстве он ездит.

Эта скидка сохраняется и в том случае, если автолюбитель поменяет страховую компанию. Имеет значение лишь тот факт, что перерыв в страховании должен быть меньше года. Однако если водитель попадает в ДТП по собственной вине, то стоимость полиса для него увеличится на 50%.

Важно! Санкции применяются исключительно в тех случаях, когда пострадавший обращается в результате ДТП в страховую компанию за выплатой.

Иногда водители, в случае незначительного ущерба, самостоятельно восстанавливают автомобиль собственными средствами. В таком случае цена на страховой полис не повышается.

Сейчас достаточно просто можно узнать страховую историю любого автолюбителя путем проверки КБМ через АИС РСА.

Как самостоятельно узнать коэффициент

Если водитель желает узнать собственный КБМ на следующий год страхования, то ему необходима таблица, по которой он сможет все увидеть.

Здесь необходимо знать следующее. В первом году страхования водитель получает 3 класс. В этом случае его коэффициент равняется единице и не оказывает никакого влияния на стоимость ОСАГО.

Если, например, по вине данного водителя за первый год вождения не случилось ни одной аварии, то свое внимание надо обратить на выделенную строчку в таблице и на столбик с наполнением «0 страховых выплат», где стоит цифра 4.

Это означает, что в следующем году водителю будет присвоен вместо 3-го – 4-ый класс, а коэффициент его уменьшается на 5%, т.е. уже будет равен не единице, а 0,95.

Благодаря безаварийной езде водитель получает 5% скидку в случае продления договора ОСАГО. В случае если второй год езды по страховке для водителя не будет столь удачным, и он попадет в ДТП по своей вине, то класс его понижается и становится 2, а КБМ поднимается до 1,4.

Это значит, что при продлении полиса ОСАГО его цена вырастет на 40%. Для того чтобы вернуть водителю 3 класс, ему нужно будет весь следующий год проездить без ДТП (по крайней мере, по его вине) и тогда он не будет переплачивать за страховой полис.

Таблица КБМ ОСАГО

Эта таблица регламентирует определение коэффициента и является единой для всех компаний по страхованию.

Ее составили так, что по ней можно легко определить коэффициент, который получит водитель при страховании на будущий год. Достаточно знать класс автолюбителя и количество аварий, произошедших по его вине.

Таблица. КБМ ОСАГО

Как определить

Чтобы определить свой КБМ нужно сделать следующее:

  • на начало страхования водителю присваивается третий класс (эта строка в таблице выделена). Класс смотрим по первому столбцу;
  • затем определяем страховые случаи, произошедшие по вине автолюбителя во время срока страхования. Допустим, таковых нет. В первой графе о нулевых страховых выплатах смотрим класс водителя на будущий год (4);
  • далее ищем значение коэффициента по 4 классу (в первом столбце). Он равняется 0,95.
  • При первичной страховке водителю присваивается 3 класс, тогда как коэффициент его равняется единице. Благодаря управлению автомобилем без аварий он в будущем году получает 4 класс с коэффициентом 0,95. За 12 месяцев езды без аварий автолюбитель получает 5 – процентную скидку.

    Можно ли самостоятельно рассчитать

    Чтобы было более понятно, рассчитаем класс и, соответственно, коэффициент. Для примера рассмотрим ограниченный и неограниченный списки для водителей, допущенных к управлению.

    При оформлении ограниченного списка классность полиса рассчитывают конкретно для каждого водителя. На начальном этапе страхования автолюбитель имеет третий класс, коэффициент его равен 1.

    Далее за вождение, без попадания в ДТП, водителю каждые последующие 12 месяцев добавляется скидка в 5%. Отсюда следует, что безаварийная езда в течение трех лет водителю к четвертому году дает возможность получить скидку в 15% (КБМ=0,85) (см. таблицу).

    В том случае, если этот водитель на четвертом году вождения попадает в аварийную ситуацию по своей вине, то он на пятом году страхования получит только 4 класс, а не 7, как при езде без аварий.

    Это видно из таблицы по графе об одной страховой выплате. При безаварийной езде он мог получить 7 класс, и 20 – процентную скидку. Это можно посмотреть по таблице из графы о нуле страховых выплат по строке 6 класс.

    При неограниченном списке скидка рассчитывается по классу собственника автомобиля точно так же, как и при ограниченном. Его класс привязывают к данным паспорта и номеру авто. Имея 45% скидку на конкретное транспортное средство, при покупке новой машины он не получает эту 45% скидку.

    Можно ли определить коэффициент при записи нескольких водителей в один полис

    При управлении автомобиля несколькими водителями применяется наибольший коэффициент. Например, если скидка одного водителя составляет 35%, а другого только 15%, то тарифы будут рассчитываться по 15% скидке.

    Стоимость рассчитывается по более неопытному водителю. Поэтому водителям с большим опытом безаварийной езды невыгодно записывать в свою страховку водителей, имеющих высокий коэффициент.

    Если один из водителей в течение страхового года признается виновником ДТП, то вырастает только его коэффициент. Другой водитель на будущий год получает 5%.

    Можно ли подтвердить класс полиса

    Продлевая страховку на будущий год, автолюбитель обращается к сотруднику компании, который, проверив историю автолюбителя по своей базе, записывает ему соответствующий класс.

    В случае замены компании ее сотрудники выясняют сведения водителей в РСА на безаварийность. При забивании в базу данных водителя/водителей оператор проверяет безаварийность и наличие скидки. Однако не всегда находятся все скидки.

    Рассмотрим причины, не позволяющие найти скидку:

  • во время заполнения данных водителя оператор допустил ошибку (человеческий фактор);
  • оператор не передал вовремя страховой полис по назначению либо потерял его, поэтому он не оказался в базе;
  • проверяя данные, оператор не учел дату окончания предыдущего страхового полиса. Например, если полис заканчивается 11.06.2014, то его проверяют с 12.06.2014. 4. Несовершенство базы;
  • при оформлении страхового полиса фиксируется дата начала стажа водителя, которую должен внести оператор при оформлении предыдущего договора. Если точной даты нет (указан, например, только год, но нет числа и месяца) и она, полная дата, вносится условно (число и месяц), то данный водитель в базе данных не находится.
  • В случае оформления нового договора водителем, например, с 18-летним стажем, не имеющего предыдущего полиса, страховка оформляется без скидок, невзирая на его огромный опыт вождения.

    Можно ли вернуть КБМ по страховке

    Если у вас возникли сомнения по поводу скидки, которая выдала база, то для выяснения обстоятельств необходимо написать заявление в головной офис РСА.

    В случае если договор уже заключен без учета скидки, то заявление заполняется, согласно образцу (скачать образец).

    В случае если вы уверены, что ваша скидка не сохранилась в базе РСА, то заявление можно заполнить по образцу (скачать образец).

    В РСА обращаются с жалобами, связанными с вопросами недобросовестного применения скидок.

    Можно ли исправить в базе АИС РСА

    Довольно часто автолюбители сталкиваются с ситуацией, когда база РСА выдает коэффициент, не соответствующий действительности.

    Случается так, что страхователь за много лет безаварийного вождения получает коэффициент, который равен единице, либо меньше, чем необходимо за безубыточное страхование.

    Рассмотрим причины, вызывающие ошибки:

  • в случае замены водительского удостоверения на новое, в базе, возможно, не были исправлены данные, и осталась запись только с данными старого удостоверения. Для исправления ситуации необходимо сделать запрос в РСА с указанием данных и старого, и нового удостоверения;
  • при вводе данных в базу была допущена ошибка/опечатка (не та буква или цифра);
  • в случае внесения водителя в качестве допущенного лица для управления в несколько полисов. Например, Соколов А.Н., имея свою машину, допущен к управлению машиной супруги с водительским стажем 1 год. В полисе Соколова А.Н. записан коэффициент 0,6, а в полисе жены – 0,95, поскольку ее стаж равен 1 году. Следовательно, при передаче данных с обоих полисов, КБМ Соколова А.Н. приравнивается к 0,95. 4.
  • В случае банкротства страховой компании и не передачи данных в систему РСА.
  • Что делать в таком случае и как не потерять накопленную скидку

    Для решения проблемы нужно написать претензию в РСА, где необходимо аргументировать несоответствие действительности значения коэффициента.

    К претензии приложить копии предшествующих полисов, а так же справки от страховой компании о безаварийной езде.

    Если так получилось, что вам сделали ошибку при расчете стоимости полиса ОСАГО (указали коэффициент выше, чем должен быть), не нужно выбрасывать полис, прекративший свое действие. Поскольку в нем прописан правильный коэффициент за предыдущий год.

    Нет смысла договариваться со страховым агентом о применении правильного коэффициента, поскольку он работает по инструкции. Не стоит звонить по телефону и чего-то там доказывать, добиваясь справедливости, т.к. это бесполезно.

    В этой сложившейся ситуации сразу же обращайтесь в главный офис компании. Пишите жалобу, отправляя ее заказным письмом, или приносите лично в офис компании.

    Если отправляете жалобу заказным письмом, сохраните квитанцию об отправке письма как подтверждение.

    Если лично несете в компанию, на копии заявления, попросите проставить отметку с регистрацией о том, что ваша жалоба принята компанией.

    Эту копию оставляете себе как подтверждение обращения. В жалобе подробно распишите обстоятельства, подтверждающие неправильное применение коэффициента, указав имя сотрудника, время, номер полиса.

    Требуйте предоставления вам правильного письменного расчета премии (вы имеете на это право согласно Правилам ОСАГО. Требуйте, перерасчета коэффициента и возврата денег.

    Укажите, что если не будут выполнены указанные вами требования, вы будете обращаться в соответствующие органы, осуществляющие контроль по финансовым расчетам, т.е. в ФСФР.

    В случае двухнедельного не предоставления страховой компанией запрашиваемых вами документов и не возврата денег, пишите жалобу в ФСФР. Обязательное страхование не является роскошью, это обязанность каждого водителя.

    Порядок заключения договора ОСАГО рассматривается в этой статье.

    Подробную информацию про сроки выплат по ОСАГО при ДТП вы можете найти здесь.

    Видео: ОСАГО. Часть 7. КБМ. видео №1

    Что такое осаго 7 букв


    ОСАГО

    Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) — вид страхования ответственности, который в России появился с 1 июля 2003 года с вступлением в силу Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

    ОСАГО вводилось как социальная мера, направленная на создание определённых финансовых гарантий в отношениях по поводу возмещения между участниками автомобильных аварий.

    Особенностями ОСАГО в России являются государственное установление правил страхования и государственное регулирование тарифов.

    Объектом ОСАГО являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца автотранспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании автотранспортного средства на территории Российской Федерации. К страховому риску по ОСАГО относится наступление гражданской ответственности при ДТП.

    Полис ОСАГО — это бланк строгой отчетности (финансовой), размером 21 х 30.5 см., зеленого цвета с водяными знаками РСА (Российский союз автостраховщиков), имеет защитную металлизированную полосу в левой части бланка, вшитую в бумагу.

    Заполняется полис в офисах страховых компаний, страховыми брокерами страховыми агентами или представителями страховых компаний.

    Страховой полис ОСАГО имеет серию и номер, по нему можно узнать принадлежность страховой компании, помимо этого, в верхнем левом углу бланка присутствует штамп на котором дублируется наименование страховщика, его адрес и телефоны.

    В правом верхнем углу бланка страхового полиса находится серия, состоящая из трех букв: AAA (серия закончилась) или BBB, после которых указан номер полиса, состоящий из 10 цифр. Например: 0510636544

    Ниже, в пром и левом углу указывается срок действия договора ОСАГО. В правой стороне полиса ОСАГО всегда проставляется (прописывается ) целый календарный год, независимо от срока, на который Вы страхуете транспортное средство. Например: с 12.01.2010 по 11.01.2011

    С левой стороны указывается точная дата действия полиса ОСАГО. Например: с 12.01.2010 по 01.02.2010

    Графа 1 «Страхователь»
    Также вносятся данные по страхователю, им может быть не обязательно сам владелец автомобиля. В окошке собственник, вписываются его личные данные.

    Графа 2 «Транспортное средство»
    Вносятся основные данные по автомобилю: марка, модель, вин номер, ПТС или СТС, их номер, государственный регистрационный знак.
    Если автомобиль еще не стоит на учете, окошко государственный регистрационный знак транспортного средства оставляют пустым, после регистрации заполняется либо агентом , либо самим владельцем автомобиля.

    Графа 3 «Лица, допущенные к управлению транспортным средством»
    В этой графе указываются водители (Фамилия, Имя, Отчество, номера водительских удостоверений), которые будут допущены к управлению транспортным средством.
    Можно выбрать страхование ОСАГО по неограниченному количеству лиц, но такой полис будет существенно дороже, чем с ограничениями. Можно списать не более пятерых членов семьи или друзей.
    В полисе не допускаются ошибки, зачеркивания, помарки, огрехи, подтертости. Такой полис считается не действительным. Если подобную ошибку внесли в офисе страховой компании, можно поставить на ошибку печать страховщика. Ни брокер, ни страховой агент такой прерогативой не обладают.

    Графа 4 «Страховая сумма»
    определяет страховую сумму которую страховая компания выплачивает при наступлении страхового случая (жизни или здоровью 160 000, имущество нескольких потерпевших — 120 000, имущество одного потерпевшего не более 120 т.р.).

    Графа 5 «Страховой случай»
    Определяет что является страховым случаем
    Страховой случай — наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховую выплату.

    Графа 6 «Действие страхового полиса»
    Полис ОСАГО действует исключительно на территории Российской Федерации. Если Вы захотите поехать на своем автомобиле (мотоцикле) за границу, необходимо оформить «зеленую карту» — тот же полис обязательного страхования, действующий на территории другого государства.

    Графа 7 «Страховая премия»

    Страховая премия — это сумма в денежном выражении, которую Вы должны оплатить после оформления полиса ОСАГО. На стоимость полиса могут влиять следующие повышающие или понижающие коэффициенты: мощность автомобиля; регион, в котором он стоит на учете; возраст и стаж водителей, допущенных до управления; срок страхования; наличие или отсутствие страховых случаев; страхователь — физическое или юридическое лицо; неограниченное количество водителей, допущенных до управления.

    Графа 8 «Особые отметки»
    В эту графу заносят информацию, которая меняла условия данного страхового полиса ОСАГО, либо менялся сам полис.
    Например: доплата за внесение водителя, у которого стаж менее 3-х лет или возраст менее 22 лет.
    Чаще всего ставят пометку «полис выдан взамен полиса» и указывают номер прежнего бланка ОСАГО.

    В самом низу полиса ОСАГО , указывается дата, когда его выписали и Ф.И.О. страхового представителя.
    Слева, в нижнем углу, меняется «окошко», в котором страхователь должен расписаться.

    Страховщики — страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в установленном законодательством Российской Федерации порядке. На 2010 год, таких страховщиков в России около 150, и эта цифра неуклонна снижается. Почти каждый месяц, ФССН отзывает около 3-5 лицензий.

    Страхователи — лицо (физическое или юридическое), заключившее со страховщиком договор обязательного страхования.

    Выгодоприобретатели — третьи лица, которым был причинён ущерб в автомобильной аварии (ДТП).

    Страховые посредники
    — агенты и брокеры, действуют на основании доверенности (страховые агенты) и страховой лицензии (страховые брокеры)

    Российский Союз Автостраховщиков (РСА) — саморегулируемая организация , который аккумулирует денежные средства для финансовых резервов, которые гарантирует страховые выплаты в случае банкротства той, или иной страховой компании. С каждого проданного полиса, страховщики должны перечислить определенную сумму в фонд РСА.

    Государственное регулирование ОСАГО осуществляет Правительство России и Министерство финансов Российской Федерации.

    Надзорно-контрольные функции — ФССН.
    Делегирована правами на отзыв и приостановления страховой лицензии у страховщика (страховых компаний).

    Отсутствие обязательного страхования влечет следующие санкции:

    — штрафы в размере 1–8 МРОТ или отстранение от управления ТС, основываясь на :

    Статья КоАП 12.3. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения

    Часть 2. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе талона о прохождении государственного технического осмотра, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса, а в случаях, предусмотренныхзаконодательством, лицензионной карточки, путевого листа или товарно-транспортных документов, — предупреждение или штраф в размере ста рублей.

    Статья КоАП 12.37. Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

    Часть 1. Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями — штраф в размере трехсот рублей.

    2. Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует — штраф в размере от пятисот до восьмисот рублей.

    Статья КоАП 27.13. Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации

    При нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством, предусмотренных статьями 8.23, 9.3, частью 2 статьи 12.1, статьей 12.4, частями 2 — 6 статьи 12.5, частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса, запрещается эксплуатация транспортного средства, при этом государственные регистрационные знаки подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства.
    — запрет на проведение технического осмотра

    Правила проведения технического осмотра транспортных средств, приложение 1
    4.6. Контроль за выполнением владельцами транспортных средств требования об обязательном страховании гражданской ответственности.
    — отказ в праве осуществлять регистрацию транспортных средств и другие операции с незастрахованными автомобилями.
    ФЗ «О безопасности дорожного движения»
    Статья 16. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при эксплуатации транспортных средств

    3. Владельцы транспортных средств должны осуществлять обязательное страхование своей гражданской ответственности в соответствии с федеральным законом. В отношении транспортных средств, владельцы которых не исполнили данную обязанность, не проводятся государственный технический осмотр и регистрация.
    Упрощенная процедура оформления ДТП

    С 1 марта 2009 года в России вступило в действие изменение в закон «Об обязательном страховании автогражданской ответственности» (ОСАГО), которое касается упрощенной процедуры оформления. Если размер причиненного Вам ущерба составляет менее 25 тысяч рублей, вызов сотрудников ГИБДД не обязателен. Также должны быть соблюдены все условия, определенные Законом об ОСАГО.

    Важно! При оформлении ДТП без участия сотрудников ГИБДД единственным документом, в котором зафиксирована информация о страховом случае, является извещение о ДТП. Неправильное оформление страхового случая, неточное описание обстоятельств ДТП, а также возможное превышение установленных размеров ущерба могут привести к отказу в страховом возмещении.

    Поэтому при оформлении страхового случая без сотрудников ГИБДД нужно учитывать следующее:
    — извещение заполняется обоими участниками полностью и подробно
    — все исправления в извещении должны быть заверены подписями обоих участников
    — в извещении необходимо обязательно зафиксировать, что у участников аварии отсутствуют разногласия в трактовке обстоятельств ДТП, характера и перечня видимых повреждений
    — при разногласиях или сомнениях в том, что сумма ущерба не превышает 25 тысяч рублей, рекомендуем вызвать сотрудников ГИБДД

    Условие действует в случае, если авария произошла с участием водителей двух транспортных средств, а ущерб в результате ДТП причинен только имуществу. При этом ответственность владельцев обоих автомобилей должна быть застрахована в соответствии с Законом об ОСАГО.

    Управление автомобилем лицами не вписанными в ОСАГО
    Чаще всего это не нарушение, просто водитель не знает своих прав! Есть много возможностей избежать проблем с Инспектором по данному вопросу, приведу несколько из них:
    — Есть все документы на машину, попросите владельца выписать доверенность и с момента ее написания у вас будет 5 дней для оформления договора страхования, основываясь на п.4.2. Закона РФ № 40-ФЗ «Об ОСАГО.

    — Та же ситуация, только доверенность не писали, и владелец присутствует в авто, основываясь на судебной практике: «…лицо, управляющее автомобилем без письменной доверенности при наличии водительского удостоверения данной категории, но в присутствии его собственника или иного законного владельца, использует транспортное средство на законном основании. В таком случае надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного источником повышенной опасности (транспортным средством), является лицо, управлявшее автомобилем в момент дорожно-транспортного происшествия»
    Примечание: Если автомобиль застрахован, но им управлял водитель, не внесенный в страховку, то страховая компания должна оплатить ущерб, а затем может выставить регрессивные требования к страхователю – Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ.

    Управление автомобилем без полиса ОСАГО

    За отсутствие обязательного страхования гражданской ответственности (когда договор страхования ОСАГО не заключался вообще) ст.12.37 п.2 КоАП предусмотрен штраф в размере 500-800 рублей, а так же санкции по ст. 27.13 — эвакуация на штраф стоянку, естественно, если причину нарушения можно устранить на месте – купив полис ОСАГО, на что вы имеете полное право — согласно ст. 27.13 транспортное средство задерживается до устранения причины задержания, следовательно я бы рекомендовал заявить инспектору ДПС о своем желании устранить причину задержания на месте, а если не поможет, то обязательно зафиксировать свое намерение в этом протоколе. Кроме того, объясните инспектору, что подобная запись в последующем позволит признать его действия неправомерными и взыскать все расходы по эвакуации и хранению автомобиля.

    Наложение на водителя Административной ответственности в случаях связанных с ОСАГО

    Уверен что выше изложенные три случая помогут автолюбителям в решении проблем с ИДПС, так же хочется отметить основные моменты как памятку:

    Пошаговая инструкция по покупке е-полиса ОСАГО на сайте Рогосстраха

    Друзья, продолжаю серию статей, которые пошагово описывают процесс оформления и покупки электронного полиса ОСАГО на сайтах разных страховых компаний. На очереди – Росгосстрах, самая популярная страховая компания по ОСАГО в России. Они недавно обновили интерфейс покупки полиса, поэтому, надеюсь, инструкция будет актуальна и полезна многим.

    Для покупки еОСАГО подготовьте: ПТС, cвидетельство о регистрации на ТС (маленькая ламинированная карточка, которую вы возите с собой), паспорт собственника, водительские права. Может также понадобится диагностическая карта техосмотра (но вообще она проверяется автоматически по VIN).

    Итак, разбираем как купить е-ОСАГО на rgs.ru шаг за шагом:

    1) Переходим по ссылке https://www.rgs.ru/products/private_person/auto/osago/calc/index.wbp и нам тут же предлагают войти (если вы уже ранее регистрировались на сайте Росгосстраха) или получить пароль. Вводим свою почту и нажимаем “Получить пароль”:

    2) Заходим в почту и находим там письмо от [email protected] Письмо может идти 5-10 минут в зависимости от вашего почтового сервиса, если долго не приходит – проверьте папку “Спам”, возможно оно попало туда:

    3) Возвращаемся в окно или вкладу с сайтом Росгосстраха, вводим полученный по почте пароль и нажимаем “Войти”:

    4) Сразу после входа с временным паролем из письма, сатй предложит вам поменять пароль на ваш собственный. От этого можно отказаться, но лучше сразу сменить пароль:

    5) Теперь можно наконец-то приступить непосредственно к заполнению данных. В разделе “1” необходимо выбрать город и регион прописки собственника (начинаем набирать и выбираем из выпадающего списка, самому задать верное написание, к сожалению, нельзя – это в последствии может привести к ошибке при сверке с базой РСА). Мощность двигателя указываем как в ПТС (если число сил не целое, то пишем через запятую, а не через точку). Gрава пишем слитно в одном поле русскими буквами серия + номер (если у вас права нового образца только с цифрами, то никаких нюансов нет – пишите просто все цифры пордяд). Год начала стажа для начала укажите как есть, но если с этим полем в дальнейшем будут ошибки, то пробуйте указать год выдачи текущих прав (судя по отзывам, это распространенная неточность). Остальные поля не вызывают вопросов и проблем при заполнении:

    6) После заполнения жмем “Далее” и система переводит нас к заполнению раздела “2”. Обратите внимание, что на этом этапе уже посчитана стоимость полиса! Система проверила ваш Кбм по номеру прав, ФИО и исходя из количества лошадиных сил, региона прописки, возраста, даты рождения и срока дейтсвия полиса высчитала стоимость полиса ОСАГО. Она отображается внизу экрана (в моем примере – 5880,50 рублей).

    Во втором разделе заполняем VIN-номер автомобиля (он указан и в ПТС, и в свидетельстве). В случае отсутствия у авто ВИНа (например, в случае японских праворульных автомобилей), нажмите галочку “VIN отсутствет” и следуйте инструкциям. Госномер заполняем русскими буквами, все пишем слитно вместе с регионом, сайт сам “расшифрует” где что.

    В поле “Документ на автомобиль” надо выбирать тот, который использовался при оформлении ОСАГО в прошлом году (данные именно о нём находятся в базе РСА, с которой будут сверять введенные вами данные). Вид документа указан в вашем прошлогоднем полисе ОСАГО сразу после срока действия. Иногда судя по отзывам на сайте OSAGOonline.info в базе напутано и вместо номера свидетельства указан номер ПТС или наоборот. В случае ошибки имейте это ввиду (подробнее об этом тут), но для начала вводите как есть. Серию и номер пишем слитно.

    Отдельного разъяснения заслуживает поле “марка и модель автомобиля”. Часто владельцы не самых популярных моделей не могут найти свое авто в списке. Но чаще всего они на самом деле есть, просто сайт Росгосстраха показывает самые популярные. В этом случае продолжайте набирать название марки и модели, пока нужный вам авто не появится в списке. Вот иллюстрация этого нюанса на примере Пежо 308:

    После того, как заполните все поля, нажимайте “Далее” и переходите к третьему разделу.

    7) В разделе “3” заполяем данные о собственнике машины. Если вы уже были застрахованы в Рогосстрахе или ранее пытались оформить электронный полис ОСАГО на их сайте, то эти данные “подтянутся” автоматически. Улицу выбираем из выпадающего списка (он появится как только вы начнете набирать первые буквы). Дом, квартиру пишем как и показано в примере в формате “10, 20” для “дом 10, квартира 20”. Для жителей небольших населенных пунктов или таких городов как Зеленоград предусмотрена возможность не указывать улицу (галочка “населенный пункт без улиц”):

    8) Указав номер телефона мы переходим к самому важному шагу – проверка данных по базе РСА. Для этого в разделе “4” нажимаем “Далее” (убедившись, что стоит галочка напротив “Настоящим я подтверждаю…”).

    На этом этапе сайт может немного “зависнуть”, это нормально. На самом деле в этот момент Росгосстрах подключается к базе РСА (Союза Автостраховщиков) и сверяет все данные. Соответствующая малозаметная надпись появляется в самом низу экрана:

    Так выглядить электронный полис ОСАГО Росгосстраха. Вы можете распечатать его на черно-белом принтере.

    9) … и вы либо проходите на шаг оплаты, после которого электронный полис в виде pdf-файла будет отправлен вам на почту. Либо вам выдается ошибка. Ошибки тоже бывают разные. Разберем разные варианты:

    8.1) Самый частый вариант – ошибка “Не получено подтверждения от централизованных систем РСА”. Не расстраивайтесь, по оценкам около 80-85% водителей с первого раза не могут пройти злополучную “проверку РСА”. Подробнее об этой ошибке, её причинах и способах решения написано здесь.

    Главное, что вам надо понять на этом этапе – какие поля не прошли проверку. И затем читать по ссылке выше как исправить эту ошибку.

    Сайт Росгосстраха в этом смысле сделан удачно, потому что явно указывает на “ошибочные” поля. Они выделены желтым фоном. Вот так, например (в этом примере ошибка в мощности двигателя):

    На некоторых неконтрастных мониторах желтая подсветка ошибки сливается с бежевым фоном самого сайта и ошибки могут быть незаметны. Учтите, это.

    9.2) Ошибка «Требуется ДК». Это ошибка проверки данных в базе ЕАИСТО (база техосмотра). Дело в том, что страховщики имеют доступ к базе техосотра и его наличие проверяется автоматически по ВИН-номеру или госномеру автомобиля. Если у вас нет действующего диагностической карты – купить еОСАГО не получится. Если есть, но все равно вылазит ошибка “Требуется ДК”, то попробуйте проверить сами наличие ДК в базе ЕАИСТО на нашем сайте. Возможно на пункте ТО где-то допустили ошибку? Если всё ОК, но Росгосстрах всё равно не видит ваш техосмотр, то попробуйте купить еОСАГО, например, у РЕСО (вот инструкция), у это компании можно явно указать номер ДК.

    9.3) Ошибка «Произошла непредвиденная ошибка в момент оплаты заказа». О неё читаем подробнее и обсуждаем тут.

    9.4) В фервале-марте 2015 года (с ростом популярности электронного ОСАГО) участились сбои в работе базы РСА и других информационных систем. Это приводит к появлению “непредвиденной ошибки” и других вариантов ошибок “недоступности” той или иной базы.

    В этом случае надо что называется “брать измором”, пробовать через некоторое время ещё раз и ещё раз пока база снова не заработает. По отзывам, часто электронное ОСАГО легче купить в ночное или утренне время, когда меньше желающих оформить интернет-полис. Это касается как Росгосстраха, так и других страховых компаний, продающих е-полисы.

    Важно не путать ошибку “проверки по базе РСА” и прочие “непредвиденные ошибки”! Если вам сайт явно сказал, что данные не проходят проверку, то не имеет смысл мучаться дальше не исправляя неверные поля, проблему тут именно в ваших данных, а не в недоступности базы.

    P. S. А вот небольшая видео-инструкция от самого Росгосстраха:

    Пожалуйста, оставляйте ваши отзывы, дополнения, способы борьбы с ошибками в комментариях! Статья будет дополнятья!

    S&P снизило рейтинги «Росгосстраха»

    Рейтинговое агентство S&P Global Ratings понизило долгосрочный кредитный рейтинг «Росгосстраха» с BB– до B+. Прогноз дальнейшего изменения рейтингов — «негативный». По оценкам аналитиков, главной проблемой страховщика стало ОСАГО. В самой компании надеются, что ЦБ совместно со страховым сообществом исправят ситуацию в сегменте обязательного автострахования и рейтинг вернется.

    Как сообщает агентство S&P Global Ratings, рейтинги «Росгосстраха» по международной шкале понижены с BB– до B+, также пересмотрен и рейтинг по национальной шкале с ruAA– до ruA. «Прогноз «негативный» отражает наши ожидания относительно того, что в ближайшие 12 месяцев может произойти ухудшение профиля бизнес-рисков ПАО СК «Росгосстрах» и дальнейшее снижение ее показателей капитализации, в результате чего устойчивость бизнес-модели компании может оказаться под вопросом,— говорится в релизе агентства.— Кроме того, рост страховых убытков может негативно повлиять на позицию ликвидности страховой компании, которую мы оцениваем как “приемлемую”».

    По словам кредитного аналитика S&P Global Ratings Виктора Никольского, нынешняя оценка долгосрочного кредитного рейтинга «Росгосстраха» — результат убытков, связанных c бизнесом в сфере ОСАГО. «Из-за моторных видов страхования компания продемонстрировала в 2015-м году худшие результаты за последние пять лет»,— говорит он. По данным отчетности МСФО в 2015 году «Росгосстрах» получил чистый убыток в размере 5 млрд руб., против чистой прибыли годом ранее в размере 4,4 млрд руб.

    Совет директоров страховщика уже принял решение о получении от своего основного акционера ООО «РГС Холдинг» безвозмездной финансовой помощи в размере 1,7 млрд руб.

    Почему «Росгосстрах» приостановил электронные продажи

    В самой компании говорят, что изменение рейтинга связано с анализом и интерпретацией данных по убыточности компании на рынке ОСАГО. «Ситуация на рынке ОСАГО действительно оставляет желать лучшего, но анализ и прогноз по ней необходимо делать с учетом предпринимаемых в настоящее время мегарегулятором и страховым сообществом усилий, которые направлены на качественное позитивное изменение кризисной ситуации на рынке ОСАГО (законодательные изменения, введение единого агента, переход к преимущественно натуральному возмещению, борьба с автоюристами и др.),— говорится в присланном “Ъ” сообщении пресс-службы страховщика.— Мы уверены, что имеющийся вектор изменений принесет позитивный результат и приведет к качественному улучшению ситуации на рынке ОСАГО в интересах как автовладельцев, так и страховых компаний. Что, в свою очередь, прямо отразится на финансовых результатах операторов рынка ОСАГО, и соответственно, на их рейтингах».

    S&P Global Ratings рейтингует восемь российских страховщиков, среди которых СОГАЗ, «Ингосстрах» (с уровнем BB+) «РЕСО-Гарантия» (ВВ), «Согласие» (BB–), «Энергогарант» (ВВ–). По статистике агентства новый рейтинг «Росгосстраха» — самый низкий из числа тех, что были присвоены крупным страховщикам. Ниже только у некрупной компании «Лексгарант» — В.

    Кто против повышения тарифов на ОСАГО

    Депутат-единоросс Владислав Резник в феврале 2015 года отправил в ЦБ запрос с просьбой дополнительно изучить обоснованность принятия решения об увеличении тарифов ОСАГО. Господин Резник в своем запросе на имя главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной заявил об отсутствии необходимости повышать тарифы. Депутат привел в пример рынок Казахстана, где при схожих лимитах цены на обязательные полисы ниже. Читайте подробнее

    Характеристика классов ОСАГО

    Когда производится расчет стоимости автогражданки, представителями страховой компании принимается во внимание базовый тариф, который определяется на страновом уровне, а также коэффициенты, зависящие от региона, в котором зарегистрировано транспортное средство, персональных характеристик водителя и прочих факторов. Такие коэффициенты могут быть понижающими или повышающими.

    Среди подобных показателей особое место занимает коэффициент бонус-малус (КБМ), в рамках которого происходит назначение определенного класса водителю, и который характеризует дисциплинированность и законопослушность каждого автолюбителя.

    Обзор показателя

    Класс водителя — это некая величина, которая может обозначаться буквой М или цифрами от 0 до 13. Так наименьший класс обозначают буквой М, цифрой 13 обозначают самый высокий класс. Водительский класс как таковой не оказывает влияния на стоимость страховки, однако он используется для расчета КБМ, способного как понизить цену на страховой полис в половину, так и увеличить ее в несколько раз.

    В 2003 году, когда вступил в силу Закон про ОСАГО, класс привязывался к машине, а не определенному водителю. Это было невыгодно для автолюбителей, поскольку при замене собственного транспортного средства они снова получали 3 класс ОСАГО, а КБМ при это равнялся единице.

    Начиная с 2007 года положение водителей меняется. С этого года класс закрепляется не за авто, а за конкретным человеком. В результате КБМ остается прежним при смене средства передвижения.

    Когда автогражданка оформляется в первый раз, водитель получает класс 3. Если на протяжении 12 месяцев, пока действует контракт со страховой, водитель не стал причиной аварии на дороге и не обратился за выплатой компенсации, на следующий страховой период он получает 4 класс и уменьшение КБМ на 5%. Так, например, 9 класс ОСАГО соответствует коэффициенту 0.7, 13 класс имеет минимальный коэффициент, который равен 0.5.

    Учет водительских классов ведет Российский союз автостраховщиков (РСА). Когда оформляется страховка, все данные фиксируются в реестре, который для всех регионов и территориальных единиц является единым.

    Зная свой класс, водитель может производить самостоятельный расчет стоимости страховки. Это важно, учитывая наличие на рынке услуг недобросовестных страховщиков, которые специально используют неправильный коэффициент, чтобы увеличить размер выплаты.

    Расчет стоимости рекомендуется производить ежегодно, чтобы избежать ошибок, которые невозможно будет исправить в силу ряда обстоятельств, например, банкротства страховой компании

    Стандарты и рекомендации насчёт параметров

    Как посчитать

    Чтобы произвести расчет водительского класса для оформления ОСАГО, понадобится удостоверение водителя, которое и поможет определить его стаж вождения. Если водитель менял права в связи с тем, что закончился их срок действия или по иным причинам, в новом удостоверении всегда можно найти сведения, взятые из предыдущего документа.

    При расчете следует учесть, что действующее законодательство определяет, что отсчет стажа начинается не с момента, когда водитель впервые сел за руль, а с даты получения водительских прав.

    Онлайн инструкция

    Для проведения расчета класса можно использовать как специальную таблицу, которую можно найти ниже по тексту, так и различные онлайн-ресурсы, которые предлагают пользователям специальные калькуляторы, дающие возможность рассчитать не только класс, но и размер применяемого КБМ.

    Гарантировано достоверная информация размещена на сайте РСА.

    Чтобы получить сведения из единого реестра, пользователю предлагается заполнить форму, в которой указываются такие сведения:

    • физическое или юридическое лицо является владельцем машины;
    • сколько водителей будет допущено к управлению авто (ограниченный или неограниченный перечень);
    • дата, с которой автогражданка начнет свое действие;
    • если машина находится в собственности физ. лица и пользоваться ею будет ограниченное количество людей, нужно указать их фамилию, имя, отчество; дату рождения и данные удостоверения водителя;
    • при условии, что авто принадлежит физ. лицу, но будет использоваться неограниченным числом водителей, указывать следует данные владельца и данные машины (номера регистрационный и VIN);
    • если собственник – юр. лицо, указать нужно ИНН структуры, ВИН номер и госзнак транспортного средства, которое страхуется.
    • Последний этап ввода информации предполагает введение кода безопасности, который появляется на экране в отдельной окне. После этого следует нажать кнопку «Поиск».

      Чтобы понять, где лучше страховаться по ОСАГО в 2018 году, стоит внимательно изучить предложения проверенных страховых компаний, условия, а также возможные бонусы и льготы.

      Возможно ли оформление полиса ОСАГО без страхования жизни, узнайте из этой статьи.

      Есть вероятность, что система выдаст ответ о том, что запрашиваемый коэффициент не был найден.

      Этому может быть несколько объяснений:

    • Страховой контракт до этого не оформлялся и будет оформлен в первый раз. В этом случае закономерно, что информация о водителе отсутствует в системе.
    • По какой-то причине сведения о водителе не отображаются в базе, например, допущена ошибка при заполнении формы запроса или при внесении сведений в реестр страховщиком.
    • Если проверяя свой класс, водитель обнаружил, что допущена ошибка и его КБМ рассчитан неправильно, ему нужно направить официальный запрос на имя руководителя РСА, к которому следует приложить копии всех имеющихся страховых полисов за прошлый период.

      Суть распределения

      КБМ может как повысить, так и понизить стоимость страховки. Зависит это наличия страховых выплат в предыдущем периоде и их количества. Если в прошлом году водителем не было создано аварийных ситуаций на дороге, которые привели к выплате страховой компанией компенсации пострадавшей стороне, то и класс автолюбителя повысится, а коэффициент соответственно станет ниже.

      Таблица классов позволяет вычислить, какой класс будет присвоен автолюбителю за безаварийную езду:

      Важно знать, что, приобретая первый полис, автолюбитель автоматически получает 3-ий класс. Если автолюбитель в течение 12 месяцев не стал виновником ДТП, его класс повышается ежегодно на одну позицию. Из этого следует очевидная закономерность: безаварийная езда в течение нескольких лет приводит к ежегодному повышению класса и снижению коэффициента.

      Случается, что в течение года автолюбитель не управлял машиной и как результат не оформлял ОСАГО. В подобном случае его класс будет понижен до третьего при оформлении страховки на следующий период.

      Если в первые 12 месяцев вождения была произведена страховая выплата за причиненный в результате аварии ущерб, это может оказать влияние на стоимость полиса в течение следующих 14 лет, а в таком случае есть угроза превращения коэффициента из понижающего в повышающий

      Прочие особенности классов ОСАГО

      Влияние на цену

      Класс водителя при оформлении страховки ОСАГО имеет определяющую роль при формировании ее стоимости, которая рассчитывается, исходя из следующих данных:

    • размер базовой ставки для разных типов транспортных средств;
    • место регистрации владельца: для каждого конкретного региона имеется собственная статистика ДТП, она и влияет на уровень показателя;
    • модель и марка, для каждой из которых рассчитаны тарифы индивидуально, при этом учитывается частота их попадания в ДТП;
    • возраст водителя: молодые люди склонны с быстрой езде, в связи с чем их езда считается более рисковой;
    • стаж вождения: водители имеющие определенный опыт могут рассчитывать на понижение тарифа;
    • количество водителей, которые внесены в полис дополнительно, а также их характеристики;
    • история вождения клиента.
    • Восстановление коэффициента

      Бывают случаи, когда люди, которые покупают страховку не первый год и не были провокаторами ДТП вдруг обнаруживают, что очередной страховой полис стоит не дешевле, а дороже, чем предыдущий. В таком случае стоит прояснить, в чем таится причина такого необоснованного повышения. Самая распространенная из них – неверный расчет коэффициента.

      Как такое возможно:

    • База РСА содержит информацию про все полисы. Если же водитель оформляет полис ОСАГО с новым удостоверением, это становится причиной завышения коэффициента. Чтобы его восстановить нужно сделать запрос, используя номер и серию предыдущего документа. Если данные будут подтверждены, в специальных отметках будет указываться эта информация. Важно учесть, что смена прав предполагает отправление письменного извещения об этом в страховую компанию.
    • Не исключен человеческий фактор. Оператор мог допустить ошибку, производя внесение данных водителя в базу.
    • До начала 2013 года основанием для расчета КБМ служил предыдущий полис. Сегодня же водитель, имеющий собственное авто, но параллельно вписанный в страховку иной особы, у которой ниже класс, на основании этих сведений может рассчитывать исключительно на присвоение максимального коэффициента.
    • Данные не были внесены в базу в результате того, что страховая обанкротилась.
    • От чего зависит

      Класс водителя зависит от следующих показателей:

    • тариф, который установлен для различных видов транспорта;
    • модель и марка авто;
    • место регистрации;
    • возрастная группа, к которой относится автолюбитель;
    • стаж вождения;
    • характеристики особ, которые внесены в полис дополнительно и допущены к вождения автомобилем;
    • имеющаяся история вождения транспортного средства.
    • Проверка на сайте РСА

      Начиная с 2006 года функционирует сайт РСА, где содержится информация обо всех страховщиках в Российской Федерации. Чтобы узнать свой показатель, следует посетить сайт и перейти на вкладку, которая называется «В помощь страхователю».

      Чтобы узнать свой понижающий показатель, нужно просчитать свой стаж вождения и количество обращений за выплатой ежегодно.

      Рассмотрим пример, когда водитель имеет 4 года водительского стажа и на первом году он один раз использовал возможность страхового обращения. В момент страхования такому автолюбителю был присвоен класс 3.

      При обращении за получением страховой выплаты он понизился до первого класса, показатель которого равен 1.55. Такой же его уровень сохранится и на протяжении следующего года. Последующие 24 месяца без аварий приведут к тому, что водитель вернется на позицию, которая соответствует 3 классу.

      Онлайн-проверку коэффициента проводят не только водители, но и страховые компании, которые оформляют полис. Для проверки они также используют реестр АИС РСА.

      Ни в одном полисе не удастся найти сроку, в которой упоминается КБМ. Такие данные содержатся исключительно в базе на сайте РСА.

      Выявление ошибки

      Если в результате проведенной онлайн-проверки было обнаружено несоответствие данных по полису ОСАГО и базы, можно попытаться восстановить справедливость так:

    • лично обратиться в страховую компанию с заявлением о допущенной ошибке и просьбой ее устранить;
    • направить заявление в прокуратуру или Роспотребнадзор.
    • Ко второму варианту нужно прибегать только в том случае, если не дал никаких результатов первый. Прокуратура имеет большее влияние на недобросовестного страховщика, чем клиент.

      При обращении в органы прокуратуры в заявлении нужно отобразить такую информацию:

    • какие права были нарушены компанией-страховщиком;
    • описать подробно спорную ситуацию и предоставить имеющиеся доказательства;
    • указать, что от прокуратуры ожидается оказание воздействия на страховую или возбуждение дела про административное правонарушение, если для этого есть основания;
    • контактные данные.
    • Поданное заявление проходит рассмотрение в месячный термин. В это время заявитель будет приглашен в органы прокуратуры для сбора дополнительных сведений. Практика показывает, что требования клиентов, чьи права были нарушены страховщиком, удовлетворяются и им назначается справедливый коэффициент.

      Необоснованное завышение стоимости страхового полиса может привести с тому, что недобросовестная страховая компания будет лишена лицензии.

      В список документов для оформления ОСАГО входят: паспорт, технический паспорт, водительские права и диагностическая карта авто.

      Какие данные необходимо предоставить для заполнения бланка ОСАГО, читайте тут.

      Здесь можно узнать базовую ставку ОСАГО в 2018 году и алгоритм ее применения в конкретном случае..

      Еще по теме:

      • Заявление в мдм банк Наши телефоны: +7 (843) МДМ-Банк направил заявление о ликвидации в рамках процедуры присоединения к Урса Банку Главная страница | Раздел информации | МДМ-Банк направил заявление о ликвидации в рамках процедуры присоединения к Урса Банку Мдм банк урса […]
      • Приказ 705 от 2012 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 августа 2009 г. N 581н "О внесении изменений в Порядок совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России […]
      • Приказ 1081 минпромторга (в ред. Приказа Минпромторга РФ от 30.09.2011 N 1326) В целях реализации части 7 статьи 12 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (Собрание законодательства Российской Федерации от 30 июня 2008 г. N 26, ст. 3021) […]
      • Имущественный вычет новые правила Имущественный налоговый вычет при покупке жилья в 2018 году: изменения, разъяснения. Имущественный вычет в 2018 году через налоговую инспекцию можно оформить только по недвижимости, приобретенной до начала 2018 года. СОДЕРЖАНИЕ: Налоговый вычет: изменения и […]
      • Судебное определение о возврате госпошлины Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 января 2008 г. N А56-17858/2007 Суд признал незаконным бездействие ИФНС, выразившееся в не возврате госпошлины по причине непредставления копии судебного акта, заверенной судом, так […]
      • Закон города москвы 35 Закон г. Москвы от 24 июня 2015 г. N 35 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 12 марта 2008 года N 11 "Об охране труда в городе Москве" (не вступил в силу) 1. В пункте 11 части 2 статьи 4 слова ", аттестации рабочих мест по условиям труда с […]
      • Департамент органов опеки и попечительства Опека и попечительство Отдел находится на втором этаже Департамента (главный вход), кабинет № 6. Прием ведет ведущий специалист – Резепова Марина Александровна График работы департамента: Понедельник - пятница с 8.00 до 17.00 часов Часы приёма: вторник, […]
      • Закон от 13052008 25-оз Закон Воронежской области от 13 мая 2008 г. N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" (принят Воронежской областной Думой 24 апреля 2008 г.) (с изменениями от 30 марта, 6 июля 2009 г.) Закон Воронежской области от 13 мая […]