Анализ сцены взятки в ревизоре

Анализ сцены дачи взятки в комедии Гоголя «Ревизор» (действие IV, явления III―IV)

Теперь уже темы для разговоров с посетителями предлагает Хлестаков. Они выдают скудность, убожество интересов молодого человека: сигары ― «это моя слабость. Вот еще насчет женского полу, никак не могу быть равнодушен», «Я…люблю хорошую кухню», «А мне нравится Владимир (орден). А вот Анна третьей степени уже не так». Нелепыми являются приставания Хлестакова к Луке Лукичу с вопросами о том, кто ему больше нравится, брюнетки или блондинки, или заявление, что в «моих глазах точно есть что‑то такое, что внушает робость».

― Как же‑с, пятеро; двое уже взрослых.

Из всех чиновников Артемий Филиппович Земляника особенно выделяется. Он успевает за небольшое время приема «заложить» множество своих приятелей и родственников с целью продвижения по службе: «Вот смотритель здешнего училища. Я не знаю, как могло начальство доверить ему такую должность…» Но самое интересное в этой ситуации ― реакция Хлестакова на предложение написать донос на бумаге: «Мне будет приятно. Я, знаете, этак люблю в скучное время прочесть что‑нибудь забавное…»

Анализ сцены взятки в ревизоре

Главная » Сочинения по литературе за 8 класс. » Анализ сцены дачи взятки в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (действие IV, явления III―IV)

Анализ сцены дачи взятки в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (действие IV, явления III―IV)

В первую очередь стоит отметить, что к началу IV действия комедии «Ревизор» городничий и все чиновники окончательно уверились в том, что присланный к ним ревизор ― значительное государственное лицо. Силою страха и благоговения к нему «фитюлька», «пустышка» Хлестаков стал тем, кого в нем видели. Теперь нужно защитить, предохранить свое ведомство от ревизий и обезопасить себя. Чиновники убеждены, что проверяющему необходимо дать взятку, «подсунуть» так, как это делается в «обществе благоустроенном», т. е. «между четырех глаз, чтобы и уши не слышали», ― так считает Артемий Филиппович. «Отцы города» являются «в полном параде и мундирах», «чтобы официально представиться ревизору».
Для изображения внутреннего состояния чиновников Гоголь использует авторские ремарки, которые указывают на страх, подобострастие, услужливость: «вытянувшись и придерживая рукою шпагу»; «потерявшись и ронял на пол ассигнации»; «дрожа всем телом»; «поспешно», и т. д.
Стоит заметить, что Хлестаков же в начале приема еще далек от догадки, почему все так внимательны к нему и услужливы, он продолжает думать, что все дело в его личных незаурядных качествах, играет роль любезного, просвещенного гостя, впрочем, искренне благодарного за теплый прием.
Теперь уже темы для разговоров с посетителями предлагает Хлестаков. Они выдают скудность, убожество интересов молодого человека: сигары ― «это моя слабость. Вот еще насчет женского полу, никак не могу быть равнодушен», «Я…люблю хорошую кухню», «А мне нравится Владимир (орден). А вот Анна третьей степени уже не так». Нелепыми являются приставания Хлестакова к Луке Лукичу с вопросами о том, кто ему больше нравится, брюнетки или блондинки, или заявление, что в «моих глазах точно есть что‑то такое, что внушает робость».
Важно упомянуть тот факт, что высказавшись о том, что он любит, а эта тема очень бедна, Иван Александрович и не знает, о чем больше говорить, потому пытается сформулировать хоть какие‑то фразы, как в разговоре с Земляникой:

«― Как ваша фамилия? Я все позабываю.
― Земляника.
― А, да! Земляника. И что ж, скажите, пожалуйста, есть у вас детки?
― Как же‑с, пятеро; двое уже взрослых.
― Скажите, взрослых! А как они … как они того?»

Кстати, из всех чиновников Артемий Филиппович Земляника особенно выделяется. Он успевает за небольшое время приема «заложить» множество своих приятелей и родственников с целью продвижения по службе: «Вот смотритель здешнего училища. Я не знаю, как могло начальство доверить ему такую должность…» Но самое интересное в этой ситуации ― реакция Хлестакова на предложение написать донос на бумаге: «Мне будет приятно. Я, знаете, этак люблю в скучное время прочесть что‑нибудь забавное…»
Посещение каждого чиновника заканчивается вручением денег, «якобы взаймы». В случае если с судьей это произошло как бы случайно для Хлестакова, то потом он входит во вкус, так как начинает догадываться, что принят за важное, «государственное лицо». Это не только не начинает смущать его, но и побуждает к более решительным действиям: он выслушивает всех не хуже любого важного чиновника. Новая для Хлестакова манера возникает как следствие той раболепно‑угоднической атмосферы, которая создается каждым входящим для представления.
Несомненно, Хлестаков так и не понимает, что все вручаемое ему ― это взятки, даваемые с определенной целью, он продолжает считать, что так проявляются милые нравы чудесного города, населенного приятными и учтивыми людьми. И интригу, игру он тоже неспособен вести. Значит, не герой ведет действие, а действие ― героя. В этом состоит своеобразие разработки Гоголем сюжета о мнимом ревизоре.

Справочный материал для школьника:

Гоголь Николай Васильевич – представитель плеяды наиболее выдающихся и заслуженных писателей России.
Годы жизни: 1809-1852.
Наиболее известные труды и произведения:
Мёртвые души
Ревизор
Женитьба
Театральный разъезд
Вечера на хуторе близ Диканьки
Миргород
Вий
Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
Старосветские помещики
Тарас Бульба
Петербургские повести
Невский проспект
Нос
Шинель
Записки сумасшедшего
Портрет
Коляска

«Ревизор» — комедия и «лиц», и «положений»; комедийность «положений» обеспечена в ней всеобщим самообманом «лиц», а не хитроумным обманом героя-авантюриста. Неповторимость сценического амплуа X. в том и состоит, что он — щелкопер, враль по вдохновению, а не обманщик по умыслу. Контраст между действительным ничтожеством X. и высокой социальной легендой о нем, которую создают чиновники и жители уездного города, «записавшие» его в ревизоры, питает комическую атмосферу пьесы. Этот же контраст формирует и ее скрыто-трагический подтекст — тот «светлый» смех сквозь невидимые, неведомые миру слезы, который Гоголь считал единственно положительным «лицом» комедии.

Оглавление книги открыть закрыть

Содержание
История в повести Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»
Образы животных в баснях И. А. Крылова
История государства Российского в баснях И. А. Крылова (тема Отечественной войны 1812 г.)
«История пугачевского бунта» и вымышленное повествование в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Маша Миронова – воплощение русского национального характера
Маша Миронова в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Емельян Пугачев ― исторический герой романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Народное восстание в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Три дня на воле (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри)
Откуда бежит Мцыри и к чему он стремится?
Почему не удался побег Мцыри?
Картины природы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и их значение
Особенности композиции в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Жизнь уездного городка в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Образы чиновников в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Хлестаков ― главный герой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Анализ сцены вранья в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» ( действие III, явление VI)
Анализ сцены дачи взятки в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (действие IV, явления III―IV)
Смысл немой сцены в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
«Смех – благородное лицо» в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Герой повести И. С. Тургенева «Ася». Как изменилось его отношение к жизни
«Русский человек на rendez vous» (Герой повести И. С. Тургенева «Ася» в оценке Н. Г. Чернышевского)
Ася – одна из тургеневских девушек (по повести И. С. Тургенева «Ася»)
Картины природы в повести И. С. Тургенева «Ася»
Кто виноват в страданиях героини? По рассказу Н. С. Лескова «Старый гений»
Русская действительность в рассказе Н. С. Лескова «Старый гений»
Нравственные категории в рассказе Л. Н. Толстого «После бала»
Почему Иван Васильевич нигде не служил? По рассказу Л. Н. Толстого «После бала»
Осень в лирике русских поэтов по стихотворениям М. Ю. Лермонтова «Осень» и Ф. И. Тютчева «Осенний вечер»
Весна в лирике русских поэтов по стихотворениям А. А. Фета «Первый ландыш» и А. Н. Майкова «Поле зыблется цветами»
Внутренний мир героя в рассказе А. П. Чехова «О любви»
Проблема положительного героя в рассказе М. Горького «Челкаш»
Пейзаж в рассказе М. Горького «Челкаш»
Челкаш и Гаврила по рассказу М. Горького «Челкаш»
«Прошлое страстно глядит в грядущее». Историческое прошлое России в цикле стихотворений «На поле Куликовском» А. А. Блока
Стихотворение А. А. Блока «Россия»
Пугачев – герой поэмы С. А. Есенина
Герой и восстание в оценке А. С. Пушкина и С. А. Есенина
Вещь в рассказе М. А. Осоргина «Пенсне»
Как принял Гринев завет отца? (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»). 1 й вариант
Как принял Гринев завет отца? (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»). 2-й вариант
Гринев и Швабрин (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»). 1-й вариант
Гринев и Швабрин (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»). 2-й вариант
Проблема Честь и долг в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Фольклорные традиции в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова Щедрина — глава «О корени происхождении глуповцев»

« назад Оглавление вперед »
Анализ сцены вранья в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» ( действие III, явление VI) &#0171 | &#0187 Смысл немой сцены в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Анализ сцены дачи взятки в комедии Гоголя «Ревизор»

Сцена дачи взятки в комедии происходит в IV действии, когда чиновники уже уверены, что Хлестаков – настоящий ревизор и перед ним надо выслужиться. Они единодушно решили, что надо «подсунуть», но не знают, как это сделать. Опытный интриган Земляника советует идти по одному, и первым отправляют судью как самого красноречивого («У вас что ни слово, то Цицерон с языка слетел»).

Хлестаков наивно считает, что угождают ему «из чистого сердца». Когда к нему приходит судья, то Хлестаков его расспрашивает о службе, об орденах. Но судья отвечает совершенно машинально, весь поглощенный мыслью о взятке. Его реплики «в сторону» показывают его внутреннее состояние: страх, ужас. От страха он роняет деньги на пол, а на вопрос Хлестакова, что это у него в руке, растерянно отвечает: «Ничего-с». Хлестаков действует стихийно: увидел, что деньги упали, и попросил взаймы. Он обещает прислать когда и чем будет отдавать долг. А судья, чувствующий себя уже «под судом», обрадовался оказать такую услугу важной персоне. И Хлестаков делает вывод, что «судья – хороший человек!».

Почтмейстер на расспросы Хлестакова отвечает только: «Так точно-с», «Совершенная правда». И, видя, что ему не перечат, Хлестаков решается попросить взаймы у почтмейстера, приведя благовидный предлог: «В дороге совершенно издержался». И опять доволен результатом. Лука Лукич трясется от страху, предложенную сигару закуривает не с того конца и никак не поддерживает светский разговор. Хлестаков уже уверенно просит взаймы ту же сумму, и Лука Лукич почти бегом уходит, радуясь: «Ну, слава Богу! Авось не заглянет в классы».

Самым искушенным и угодливым оказывается Земляника. Он напоминает Хлестакову о своих заслугах: сопровождал и принимал лично в богоугодных заведениях. Хваля себя, обливает грязью других чиновников, сплетничает, а потом предлагает изложить это на бумаге. Хлестаков не понимает, что ему предлагают донос, но Земляника-то знает, что по обвинению в якобинстве смотрителю училищ грозит каторга. Он хотел бы так и уйти, но Хлестаков, уже обнаглев, возвращает его и просит взаймы уже четыреста рублей.

Бобчинский и Добчинский – помещики. Они не зависят от Хлестакова по службе и пришли просто из любопытства. Но Хлестаков уже нагло требует у них денег: «Взаймы рублей тысячу». А когда выясняется, что такой суммы у них нет, то согласен и на меньшее: «Да, ну если тысячи нет, так рублей сто». Обшарив все карманы, помещики наскребли шестьдесят пять рублей, но Хлестаков согласен и на эту сумму. У помещиков личные просьбы: один хочет узаконить внебрачного сына, другой – просто чтобы о нем узнали в Петербурге. Хлестаков им все это обещает и только теперь начинает понимать, что его принимают за кого-то другого.

Эта сцена очень важна для раскрытия характеров героев. Она передает и страх, и угодливость, и низость чиновников, и легкомыслие, а затем и наглость Хлестакова, если ему не дают отпора.

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

    • Главная
    • Публикации в журнале
    • Методические разработки и пособия по русскому языку
    • Чиновники на приеме у «ревизора»

    Чиновники на приеме у «ревизора»

    Методическая разработка конспекта урока

    на тему: «Чиновники на приеме у «ревизора»

    Анализ 4 действия комедии «Ревизор» (8 класс)

    Потина Елена Владимировна,

    учитель русского языка и литературы

    ГБОУ СОШ № 147 Красногвардейского района Санкт-Петербурга,

    Цели:

  • Обучающая: работа над художественными особенностями пьесы; страх перед ревизором как основа комедийного действия.
  • Развивающая: развитие аналитических умений и навыков учащихся.
  • Воспитывающая: формирование положительных нравственных ориентаций.
  • Методические приёмы: чтение отдельных эпизодов комедии, аналитическая беседа, инсценировка, анализ детских рисунков.

    Оборудование: Кинофильм “Ревизор” (фильм Владимира Петрова, 1952 г.), рисунки детей, репродукция картины К. Брюллова “Последний день Помпеи”, табличка с надписью “Пафос”, костюмы для инсценировки.

    Ход урока

    1. Проверка домашнего задания (знание текста). Тест.

    — В “Ревизоре”, — вспоминал Гоголь впоследствии, — я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем”. Этот замысел блестяще осуществился в его комедии “Ревизор”. В город приехал инкогнито с проверкой, все чиновники уездного города переполошились. “Надо ему подсунуть!” — решают собравшиеся в доме городничего чиновники. Как они это делают? Понял ли Хлестаков, мнимый ревизор, за кого его принимают в этом городе или нет и что происходит в 4 действии комедии, мы с вами об этом поговорим немного позже.

    — Дома вы перечитали 4 действие. Перед вами лежат таблички с фамилиями чиновников. Я буду задавать вопросы по содержанию, а вы должны выбрать правильный ответ и поднять нужную табличку.

    Тест.

    1. Кто первый предложил “подсунуть” взятку ревизору? (Артемий Филиппович)
    2. Кто первым идет на приём к Хлестакову? (Аммос Фёдорович)
    3. Продолжите фразу: “Имею честь представиться: смотритель училищ титулярный советник…” (Хлопов)
    4. Кто рассказывает мнимому ревизору о том, “что здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживаются…”? (Артемий Филиппович Земляника)
    5. Кого Добчинский просит помочь узаконить внебрачного сына? (Хлестаков)
    6. Чьи это слова: “Только знаете что, Иван Александрович? Уезжайте отсюда! Ей – богу, уже пора! Погуляли здесь два денька, ну – и довольно”? (Осип)
    7. “Как бы я желал, сударыня быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…” Чьи слова? (Хлестаков)
    8. Анна Андреевна: “Знаешь ли ты, какой чести удостоивает нас…Он просит руки нашей дочери”. О ком она говорит? (Хлестаков)
    9. Кто приказал Авдотье достать из кладовой персидский ковёр и отдать его в дорогу Хлестакову? (Городничий)
    10. У кого просит деньги Хлестаков: “Да вот тогда вы дали двести, то есть не двести, а четыреста: я не хочу воспользоваться вашею ошибкою, — так, пожалуй, и теперь столько же, чтобы уже ровно было восемьсот”? (Городничий)

    2. Анализ 4 действия комедии.

    — Запишите в тетрадь эпиграф к сегодняшнему уроку:

    Хлестакову принадлежит главная роль в действии. Около него обращаются все прочие лица,
    как планеты около солнца. Ю. Манн.

    — Применим ли эпиграф к Хлестакову как главному действующему лицу?

    Можно сказать, что интересы большинства других героев направлены именно к нему?

    Доказать это нам поможет анализ 4 действия, где чиновники приходят на приём к Хлестакову.

    — С какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день? (Изыскивают наилучшую форму представления “ревизору” и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю. )

    — Дайте лексическое толкование слову “взятка”.

    (Взятка — деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий. )

    — Как вы думаете, почему Гоголь заменил слово “взятка” на просторечие “подсунуть”?

    -Какие детали указывают на то, что взятки – привычное дело?

    (Рассуждают о том, как даются взятки и как берутся. )

    — Кто первый предлагает “подсунуть”? (Судья) Цель этих взяток?

    (Защитить, предохранить своё ведомство от ревизий)

    — Прочитайте слова Аммоса Фёдоровича “в сторону”. (“А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне”, “точно горячие угли под тобою”, “вот уж я и под судом”) Как чувствует себя судья во время дачи взятки? (Страх) Как он даёт взятку?

    — Кто пытается “дать взаймы” Хлестакову в 4 действии? (Почтмейстер. Все мысли его вертятся вокруг почты. )

    — Как он обращается к Хлестакову? (Как к духовному лицу. ) Какова его речь?

    — Здесь комедия превращается в трагедию, т. е. меняется пафос комедии. Дайте лексическое толкование слова “пафос”.

    ПАФОС. (Воодушевление, подъём, энтузиазм)

    — Запишите новое слово в тетрадь и запомните его значение.

    — Читаем 5 явление по ролям.

    Как ведёт себя чиновник в этой сцене? (Смотритель училищ весь дрожит, язык его заплетается)

    — А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги? (Нет. )

    Явление 6. Просмотр эпизода из кинофильма “Ревизор” (Взятку даёт Земляника).

    — Почему Земляника заходит к Хлестакову последним?

    (Он бывалый и опытный) Почему он доносит на своих “друзей”? (Земляника последний, его невозможно проверить).

    — Вспомните момент, когда Хлестаков догадался, что его принимают за государственного человека. (Это сцена с Бобчинским и Добчинским, где Хлестаков “выпроваживает” гостей.)

    — Давайте вновь обратимся к эпиграфу. Как вы его понимаете? Что можете сказать о чиновниках?

    Тетрадь. Вывод: растерянность, страх, трепет свойственны всем чиновникам, но каждый из них даёт взятку по-своему, что отражено в речи, действиях и ремарках.

    Явление 12-14. Инсценировка (5-7 минут).

    — О каких новых свойствах натуры Хлестакова вы узнали? (Нет любовного сюжета. А

    объяснение его с матерью и дочкой является тонко прикрытым пародированием любовной интриги. В общении с дамами Хлестаков чувствует себя уверенно. )

    Тетрадь. Вывод по образу Хлестакова:

    — пустейший и легкомысленный человек;

    — не упустит того, что плывёт в руки;

    — способен сыграть любую роль;

    — самое большое желание – иметь деньги и власть.

    3. Детские рисунки к “Ревизору” и их анализ.

    — Дома вы рисовали портреты понравившихся вам персонажей. Дайте коротко характеристику тому, кого вы изобразили.

    4. Опережающее домашнее задание. Знакомство с картиной Карла Брюллова “Последний день Помпеи”.

    — При прочтении “Ревизора” мы чувствуем, как начиная с 4 действия постепенно меняется пафос пьесы — от комического до трагического, трагизм достигает своего апогея именно в финальной сцене. Сегодня мы познакомимся с картиной К. Брюллова “Последний день Помпеи” (о картине рассказывает заранее подготовленный ученик).

    В 1827 году К. Брюллов посетил итальянский город Помпеи, погибший при извержении Везувия. Картина “Последний день Помпеи” была написана Брюлловым в 1833 г. в Италии. В 1834г. её привезли в Петербург и выставили в Эрмитаже.

    К. Брюллов изобразил грандиозную и, по его словам, “живую картину смерти”. Рушатся здания и статуи, люди мечутся по улице в отблесках молнии и зареве вулкана. В центре композиции – распростёртое тело молодой женщины, выпавшей из колесницы, и ребёнок, зовущий мёртвую мать. Трагизм положения усиливает и тревожный пламенеющий колорит. Родители защищают своих детей, воин и мальчик уносят старика отца, юноша спасает свою невесту.

    Картина произвела на Гоголя столь сильное впечатление, что под её влиянием он написал статью “Последний день Помпеи (картина Брюллова)”. Писатель был восхищён гением художника, который сумел передать ужас перед “концом мира” через изображение окаменевших фигур. Принцип изображения людей, охваченных ужасом судного дня, переносится Гоголем на последнюю страницу “Ревизора”, где герои комедии застыли, словно окаменели.

    — Дома подумайте над вопросом: “Как помогла картина К. Брюллова “Последний день Помпеи” Н. В. Гоголю в создании финальной сцены, которая длилась не менее 2 – 3 минут? ”.

    5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

    Чтение письма Хлестакова.

    (Анализ сцены из V действия комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».)
    Прежде чем рассмотреть финальную сцену, где происходит чтение письма Хлестакова, вернуть которого не представляется возможным, так как по распоряжению городничего ему отдали лучших лошадей, заглянем в предыдущий текст.
    Перечитаем еще раз отдельные сцены и эпизоды, повнимательнее всмотримся в жизнь захолустного, забытого Богом городишки, от которого «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Патриархальная простота провинциальных нравов заставляет городничего без лишней дипломатии сообщить чиновникам о приезде ревизора. Забавно слушать при .’этом глубокомысленное мнение самого «просвещенного и вольнодумного» человека в городе, Аммоса Федоровича Ляпкина-Тяпкина, который объясняет этот приезд политическими причинами, тем, что Россия хочет вести войну. Смешно само сопоставление внешней политики России и убогих, мелких интересов провинциальных чиновников.
    Распоряжения городничего своим подчиненным о принятии спешных мер перед приездом ревизора сразу дают представление о положении дел в городской больнице, суде, школах. Везде беспорядок, грязь, воровство. Так и видишь больных в грязных колпаках, курящих крепкий табак, которые очень смахивают на кузнецов. Такое сравнение, сделанное городничим, смешно и грустно одновременно, потому, что за этим скрывается полная беспомощность несчастных больных людей, которые полностью зависят от мерзавцев и мошенников.
    Забавная, типично провинциальная деталь о гусях с гусенками, шныряющими под ногами посетителей присутствия, довольно прозрачно намекает на то, в каком состоянии находится правосудие в городе. Сама фамилия судьи Ляпкина-Тяпкина не требует дополнительных комментариев. Пронизаны юмором рассуждения Сквозник-Дмухановского о школьных учителях, например/о том, который, взойдя на кафедру, обязательно делает жуткую гримасу, которая может быть неправильно истолкована господином ревизором.
    Лука Лукич Хлопов, насмерть перепуганный смотритель уездных училищ, полностью соглашается с городничим, вспоминая, как из-за подобного поведения этого учителя он получил выговор за то, что юношеству внушаются вольнодумные мысли. Это уже не смешно, потому что в России 30-х годов XIX века, изображенной в комедии, беспощадно подавлялись и преследовались прогрессивные, свободолюбивые взгляды. Особенно это касалось учебных заведений, которые считались рассадниками вредных антиправительственных идей.
    Говоря о действующих лицах своей комедии, Гоголь назвал ее единственным честным героем — смех. Действительно, пьеса полна смешных положений, неожиданных ситуаций, комических ошибок, иронических замечаний, саркастических характеристик. Даже сам сюжет комедии строится на том, что чиновники, перепуганные вестью о приезде могущественного ревизора, принимают за него пустого и ничтожного Хлестакова. Эта ошибка в финале комедии создает гротескную ситуацию, когда хитрый, грубый и деспотичный городничий сам становится жертвой обмана. Вызывают смех полные бессильной ярости слова городничего о том, что он «мошенников над мошенниками обманывал», «даже трех губернаторов обманул». Зрительный зал дрожит от смеха, а городничий бросает в публику убийственную реплику: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь. » Эти слова предлагают всерьез задуматься над тем, что же заставляет нас так весело смеяться на представлении гоголевской комедии.
    Не то ли, что «городничий — глуп как сивый мерин», «почтмейстер — подлец, пьет горькую», «надзиратель за богоугодным заведением Земляника — совершенная свинья в ермолке», «смотритель училищ протухнул насквозь луком», «судья Ляпкин-Тяпкин в сильнейшей степени моветон». Все эти характеристики из письма тоже пустого человечка Хлестакова злы, но правдивы. Чиновники этого провинциального городка носят маски и ужасно боятся, что кто-то увидит их истинную сущность. Именно страх заставляет их принять пустышку Хлестакова за ревизора. И не увидеть его вранья за своей собственной лживой сущностью

    Анализ сцены дачи взятки в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (действие IV, явления III―IV)

    Школьное сочинение

    К началу IV действия комедии «Ревизор» городничий и все чиновники окончательно уверились в том, что присланный к ним ревизор ― значительное государственное лицо. Силою страха и благоговения к нему «фитюлька», «пустышка» Хлестаков стал тем, кого в нем видели. Теперь нужно защитить, предохранить свое ведомство от ревизий и обезопасить себя. Чиновники убеждены, что проверяющему необходимо дать взятку, «подсунуть» так, как это делается в «обществе благоустроенном», т. е. «между четырех глаз, чтобы и уши не слышали», ― так считает Артемий Филиппович. «Отцы города» являются «в полном параде и мундирах», «чтобы официально представиться ревизору».

    Для изображения внутреннего состояния чиновников Гоголь использует авторские ремарки, которые указывают на страх, подобострастие, услужливость: «вытянувшись и придерживая рукою шпагу»; «потерявшись и ронял на пол ассигнации»; «дрожа всем телом»; «поспешно», и т. д.

    Хлестаков же в начале приема еще далек от догадки, почему все так внимательны к нему и услужливы, он продолжает думать, что все дело в его личных незаурядных качествах, играет роль любезного, просвещенного гостя, впрочем, искренне благодарного за теплый прием.

    Теперь уже темы для разговоров с посетителями предлагает Хлестаков. Они выдают скудность, убожество интересов молодого человека: сигары ― «это моя слабость. Вот еще насчет женского полу, никак не могу быть равнодушен», «Я…люблю хорошую кухню», «А мне нравится Владимир (орден). А вот Анна третьей степени уже не так». Нелепыми являются приставания Хлестакова к Луке Лукичу с вопросами о том, кто ему больше нравится, брюнетки или блондинки, или заявление, что в «моих глазах точно есть что то такое, что внушает робость».

    Высказавшись о том, что он любит, а эта тема очень бедна, Иван Александрович и не знает, о чем больше говорить, потому пытается сформулировать хоть какие то фразы, как в разговоре с Земляникой:

    «― Как ваша фамилия? Я все позабываю.

    ― Как же с, пятеро; двое уже взрослых.

    ― Скажите, взрослых! А как они … как они того?»

    Из всех чиновников Артемий Филиппович Земляника особенно выделяется. Он успевает за небольшое время приема «заложить» множество своих приятелей и родственников с целью продвижения по службе: «Вот смотритель здешнего училища. Я не знаю, как могло начальство доверить ему такую должность…» Но самое интересное в этой ситуации ― реакция Хлестакова на предложение написать донос на бумаге: «Мне будет приятно. Я, знаете, этак люблю в скучное время прочесть что нибудь забавное…»

    Посещение каждого чиновника заканчивается вручением денег, «якобы взаймы». Если с судьей это произошло как бы случайно для Хлестакова, то потом он входит во вкус, так как начинает догадываться, что принят за важное, «государственное лицо». Это не только не начинает смущать его, но и побуждает к более решительным действиям: он выслушивает всех не хуже любого важного чиновника. Новая для Хлестакова манера возникает как следствие той раболепно угоднической атмосферы, которая создается каждым входящим для представления.

    Анализ сцены дачи взятки в комедии Гоголя «Ревизор»

    К началу IV действия комедии «Ревизор» городничий и все чиновники окончательно уверились в том, что присланный к ним ревизор ― значительное государственное лицо. Силою страха и благоговения к нему «фитюлька», «пустышка» Хлестаков стал тем, кого в нем видели. Теперь нужно защитить, предохранить свое ведомство от ревизий и обезопасить себя. Чиновники убеждены, что проверяющему необходимо дать взятку, «подсунуть» так, как это делается в «обществе благоустроенном», т. е. «между четырех глаз, чтобы и уши не слышали», ― так считает Артемий Филиппович. «Отцы города» являются «в полном параде и мундирах», «чтобы официально представиться ревизору».

    Для изображения внутреннего состояния чиновников Гоголь использует авторские ремарки, которые указывают на страх, подобострастие, услужливость: «вытянувшись и придерживая рукою шпагу»; «потерявшись и ронял на пол ассигнации»; «дрожа всем телом»; «поспешно», и т. д.

    Высказавшись о том, что он любит, а эта тема очень бедна, Иван Александрович и не знает, о чем больше говорить, потому пытается сформулировать хоть какие‑то фразы, как в разговоре с Земляникой:

    «― Как ваша фамилия? Я все позабываю.

    ― А, да! Земляника. И что ж, скажите, пожалуйста, есть у вас детки?

    ― Скажите, взрослых! А как они … как они того?»

    Посещение каждого чиновника заканчивается вручением денег, «якобы взаймы». Если с судьей это произошло как бы случайно для Хлестакова, то потом он входит во вкус, так как начинает догадываться, что принят за важное, «государственное лицо». Это не только не начинает смущать его, но и побуждает к более решительным действиям: он выслушивает всех не хуже любого важного чиновника. Новая для Хлестакова манера возникает как следствие той раболепно‑угоднической атмосферы, которая создается каждым входящим для представления.

    Но Хлестаков так и не понимает, что все вручаемое ему ― это взятки, даваемые с определенной целью, он продолжает считать, что так проявляются милые нравы чудесного города, населенного приятными и учтивыми людьми. И интригу, игру он тоже неспособен вести. Значит, не герой ведет действие, а действие ― героя. В этом состоит своеобразие разработки Гоголем сюжета о мнимом ревизоре.

    Уже в четвертом гоголевском акте все чиновники небольшого города из комедийной пьесы окончательно поверили в то, что Хлестаков, который по замыслу автора случайно оказывается в этом месте, является важнейшим чиновником. Все они думают, что этот мнимый ревизор должен проверить работу подведомственных государству учреждений, поэтому так сильно его боятся. И это позволило человеку, который ничего интересного собой не представляет, вдруг стать кем-то. Тем, кого они и хотели бы увидеть в нем. Сам автор его характеризует, что он пустой и никчемный человек — «пустышка», и добавляет, что тот «фитюлька».

    Получается, что главный герой стал тем, кем его и хотели видеть. И вот теперь чиновники усердно стараются хоть немного сохранить свои подведомственные учреждения от каких-либо проверок. Они пытаются полностью обезопасить себя. А для этого они решают дать деньги, думая, что это самое чудесным решение, ведь в их мире все можно продать и все покупается. Как предлагает один из чиновников маленького города, «подсунуть» деньги ревизору, как это происходит, по мнению Артемия Филипповича, во всем «благоустроенном» обществе. А к ревизору все городские чиновники одеваются так, словно на парад. Они в мундирах и стараются выглядеть так, чтобы произвести положительное мнение на «ревизора». Так выглядит официальное представление так называемых «отцов города» перед лживым ревизором.

    Чтобы показать, каково внутреннее состояние чиновников автор использует более точные ремарки, которые дают пояснение. Они — то и позволяют увидеть, как велик страх у чиновников, насколько они подобострастны и услужливы во всем. Гоголь так позывает их: «вытянувшись», «придерживая рукой шпагу». А когда они начинают дрожать перед проверяющим, то автор уже использует такие выражения: «потерявшись», стал ронять на пол много ассигнаций. Все действия чиновники выполняли по гоголевским репликам «поспешно» и все их тело дрожало от испуга и страха.

    Иван Александрович, которого случайным образом приняли за проверяющего, не может даже догадаться о том, в чем истинная причина услужливости местного чиновничества по отношению к нему. А ведь они все так услужливы и внимательны, что Хлестаков вскоре даже начинает думать о том, что все это происходит, потому что он обладает самыми превосходнейшими качествами личности, которые и покорили местных чиновников. Поэтому он так смело и наивно играет роль гостя из высшего света, который любезен и благодарен этим людям за «теплый» прием.

    Конечно же, темы для разговоров со всеми посетителями предлагает сам мнимый ревизор. И если сделать хоть небольшой анализ, то сразу же можно заметить, как невежественны его речи, скудны и убоги его интересы. Есть у него и сильнейшие слабости: это, прежде всего, сигары и женский пол, который никогда не может оставить его равнодушным. Любит Хлестаков хорошо и сытно покушать. А дальше его мысли взлетают еще выше. Например, он рассуждает о том, что ему больше нравится орден Владимира, а вот остальные уже ему нравится не так сильно. Хотя у него нет ничего, и заслуг-то у него тоже нет, чтобы ордена ему давать.

    А как нелепо и смешно выглядят его вопросы к Луке Лукичу, у которого он все хотел узнать, какие же женщины ему нравятся больше всего: брюнетки или блондинки. А затем он еще и смог набраться смелости, чтобы заявить всем присутствующим о том, что в его глазах есть что-то такое неопределенное, которое так сильно действует на людей, что у них появляется вдруг робость. И когда он все это высказывает, и, понимая, что даже тема, где он рассказал о том, что он любит, довольно бедна, Хлестаков просто уже не знает, о чем же еще можно поговорить, поэтому в разговоре с Земляникой пытается сказать хоть какие-то фразы. Например, что он забывает фамилию своего собеседника и это же показывает его невежество.

    Но и дальше разговор с Земляникой строится в виде странного диалога. Он, например, интересуется, есть ли у него дети. А когда узнает, что их пятеро, а двое даже взрослых, то задает свое глупые вопросы: «А как они того?». Но такого собеседника даже мнимый ревизор выбирает себе не случайно, так как Земляника все-таки выделятся среди остальных чиновников уездного города. Так, Артемий Филиппович с большой легкостью совсем за небольшой срок смог предать всех своих приятелей и даже родственников. А он их вот так «закладывает» только лишь с одной целью, чтобы продвинуться по службе. Сам автор так интересно описывает этого городского чиновника: смотритель местного училища. И тут же поясняет, что непонятно вообще, как ему вообще дали эту должность.

    Но тут же обращает внимание и то, как сам Хлестаков реагирует на такое предложение, как не только ему рассказать обо всех, но и написать такой донос на бумаге. Он считает это забавным, поэтому сообщает Землянике, что такой донос ему будет очень приятным сюрпризом, и тогда, когда ему скучно, то он сможет прочесть и что-то забавное в этом доносе». Хлестаков посещает каждого чиновника и у каждого из них он берет деньги, якобы взаймы. И если первым оказывается судья, с которым такое денежное движение происходит совершенно случайно, то потом ему это начинает нравиться. А когда он входит уже во вкус, то начинает понимать: происходит что-то необычное и важное и эти деньги дают ему с удовольствием непросто так. Но это Хлестакова не останавливает, а только прибавляет желания.

    И вдруг основной персонаж понимает, что его принимают за кого-то другого, какое-то важное, а может быть, даже государственное лицо. Но это его не останавливает, а лишь приводит к тому, что он действует быстро. Так, он старается выслушать внимательно всех, кто к нему обращается. И это так происходит, как это мог сделать важный чиновник, за которого его и принимают. Вот тут начинает проявляться новая манера общения для основного персонажа. И возникает она под воздействием той атмосферы, в которую он попадает. Так, эта атмосфера угодничества и раболепства. И каждый чиновник, который приходит к Хлестакову, чтобы представиться лишь только усиливает эту атмосферу и укрепляет новую манеру общения главного героя.

    Но все-таки гоголевский персонаж так до конца и не понимает, что же это за взятки такие и зачем они ему даются. А ведь они имеют определенные цели. А наивный Хлестаков считает, что это чиновники уездного города так милы и что у них так чудесно заведено, поэтому ему так приятно общаться с этими учтивыми, приятными и все понимающими людьми. А ведь на самом деле гоголевский герой столь наивен и недалек, что он не способен завести какую-то интригу и вести действия, он может лишь только сам слепо следовать этому действию. В этом и есть своеобразие и необычность гоголевского сюжета о необыкновенном и странном ревизоре.

    Еще по теме:

    • Полномочия штатов Разграничение компетенции Разграничение компетенции между Союзом и штатами проводится Конституцией США, исходя из концеп­ции "дуалистического федерализма", предполагающей, что и Союз в целом, и его субъекты обладают собственными полно­мочиями, в рамках […]
    • Разрешение вопросов связанных с исполнением Уголовный процесс Сайт Константина Калиновского Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс. СПб.: Питер, 2005. 272 с. – (Серия «Краткий курс»). Раздел IV. Пересмотр судебных решений и их исполнение Глава 27. Исполнение приговора § 2. Производство […]
    • Орган опеки на зегеля Опека и попечительство Липецкой области Если Вы оказались в трудной жизненной ситуации Вы можете обратиться за консультативной помощью на единый общероссийский детский телефон доверия Форсайт-сессия «Десятилетие детства: вектор развития образования» […]
    • Система налогообложения рф функции налогов Система налогообложения рф функции налогов Если рассматривать функции налогообложения как проявления его сущности и свойств, то в первую очередь необходимо отметить, что в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента […]
    • Пособия 20000 Единовременное пособие при рождении ребенка в 2018 году Детские пособия ФСС РФ Единовременное пособие при рождении ребенка Единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается одному из родителей ребенка на основании статьи 11 Федерального […]
    • Що таке як правило Словник української мови Академічний тлумачний словник ПР А ́ ВИЛО, а, сер. 1. Положення, яким передається якась закономірність, стале співвідношення певних явищ. Засвоївши якесь граматичне правило, він придумував до нього цілий диктант (Олесь Донченко, Ю. […]
    • Особенности защиты прав собственности Защита права собственности и других вещных прав (2) Главная > Реферат >Государство и право Глава I. Право собственности……………………………………………………….4 1.1 Понятие защиты права собственности 1.2 Формы права собственности 2.1 Понятие вещного права 2.2 Признаки вещного […]
    • Приказ 33н 24012014 О внесении изменений в приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н Приказ Минтруда России от 20.01.2015 № 24н "О внесении изменений в приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н "Об утверждении методики проведения специальной оценки условий труда, […]